ЗАКОН
ЧИТИНСКОЙ ОБЛАСТИ
от 17 февраля 1997 года N 75-ЗЧО
Об особо охраняемых и резервных природных территориях Читинской области
Принят Читинской областной Думой 30 января 1997 года
{Изменения и дополнения:
Закон Читинской области от 02.07.1997 г. N 89-ЗЧО НГР: ru75000199700012}
{Утратил силу:
Закон Читинской области от 13.02.2002 г. N 348-ЗЧО НГР: ru75000200200035}
1. Особо охраняемые природные территории - участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, рекреационное, оздоровительное, научное, культурное и экономическое значение, которые изъяты решениями органов государственной власти области полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен определенный режим охраны. Особо охраняемые природные территории относятся к объектам общенационального достояния.
2. Резервные территории - особо ценные территории области, образующие основной природно-ресурсный потенциал (природный капитал) и представляющие собой фонд наследия будущих поколений, обеспеченный гарантиями его сохранности.
3. Настоящий Закон регулирует отношения в области организации, охраны и использования особо охраняемых и резервных природных территорий в целях сохранения типичных и уникальных природных комплексов и объектов, достопримечательных природных образований, природных ресурсов, генетического разнообразия биосферы, изучения естественных биосферных процессов, контроля за изменением ее состояния.
В настоящем Законе используются понятия в следующих значениях:
Биоразнообразие - свойство живой природы, включающее разнообразие в рамках вида, между видами и разнообразие экосистем.
Мониторинг экологический - система долгосрочных наблюдений, контроля за состоянием территорий, состоящая из трех ступеней: регистрация состояния, оценка изменений и прогноз дальнейших изменений.
Объект особо охраняемый - любой объект (вид животного или растения, популяция, памятник природного или культурного наследия) или явление природы, находящиеся под охраной в большей мере, чем другие, сходные с ними.
Схема особо охраняемых природных территорий - иерархическая система природно-заповедных объектов, обеспечивающая репрезентативность и гарантию сохранения генофонда участков биосферы данного региона.
Функциональное зонирование - выделение типов землепользования адекватно отражающее потребности хозяйства и возможности (пределы возможностей) природных ресурсов. Зонирование определяет "предпочтительный тип использования" и "возможный тип использования" земель в пределах зоны. Все другие типы земель запрещаются, за исключением существующих, но размеры их площади не может быть увеличен.
Природный капитал - это совокупность природных ресурсов территории, представляющих ценность с точки зрения:
- экономического развития регионов;
- обеспечения здоровой окружающей среды и высокого качества жизни населения;
- удовлетворения эстетических, научных, духовных потребностей общества;
- сохранения культурных и религиозных традиций и обычаев;
- возможностей для устойчивого природопользования как для настоящего, так и для будущих поколений.
Специально уполномоченные государственные органы - территориальные государственные органы, осуществляющие полномочия в области охраны окружающей природной среды.
1. Законодательство Читинской области об особо охраняемых и резервных природных территориях области основывается на соответствующих положениях Конституции Российской Федерации, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации и состоит из Устава - Основного Закона Читинской области, из настоящего Закона и иных правовых актов Читинской области, принимаемых в соответствии с настоящим Законом.
2. Отношения, возникающие в области организации и функционирования особо охраняемых и резервных природных территорий любой категории и статуса, охраны и использования их природных комплексов и объектов на территории Читинской области, регулируются федеральным и областным законодательством.
3. Охрана и использование находящихся на особо охраняемых и резервных природных территориях объектов историко-культурного значения осуществляется в соответствии с федеральным законодательством, настоящим Законом и другими нормативными правовыми актами области и местного самоуправления.
1. Особо охраняемые природные территории могут быть федерального, регионального (областного) и местного значения.
2. {исключить ч.2 ст.4 в ред. Закона Читинской области от 02.07.97 г. N 89-ЗЧО НГР: ru75000199700012}
3. Особо охраняемые природные территории регионального (областного) значения являются собственностью области и находятся в ведении органов государственной власти области.
4. Особо охраняемые природные территории местного значения являются собственностью муниципальных образований и находятся в ведении органов местного самоуправления.
1. Особо охраняемые природные территории регионального (областного) значения различаются по следующим категориям:
- природные парки:
- дендрологические парки и ботанические сады;
- государственные ландшафтные природные заказники:
- памятники природы;
{ч.1 ст.5 в ред. Закона Читинской области от 02.07.97 г. N 89-ЗЧО НГР: ru75000199700012}
2. Особо охраняемыми природными территориями регионального (областного) или местного значения могут быть лечебно-оздоровительные местности и курорты.
3. Исполнительный орган государственной власти области, органы местного самоуправления могут устанавливать и иные категории особо охраняемых природных территорий регионального (областного) и местного значения.
4. Исполнительный орган государственной власти области может выходить с ходатайством в Правительство Российской Федерации об организации особо охраняемых природных территорий федерального значения.
Особо охраняемые природные территории федерального и регионального (областного) значения могут иметь охранные зоны соответственно областного и местного значения с регулируемым режимом природопользования.
1. Образование особо охраняемых природных территорий регионального (областного) и местного значения осуществляется в соответствии с федеральным законодательством.
2. Особенности правового положения, режим охраны особо охраняемых природных территорий устанавливается федеральным и настоящим Законами.
3. Право собственности на особо охраняемые природные территории, в том числе на находящиеся на них природные комплексы и объекты, устанавливается в порядке, предусмотренном федеральным законодательством.
4. Охранные зоны особо охраняемых природных территорий регионального (областного) значения создаются постановлением Главы Администрации области по представлению администрации особо охраняемых природных территорий, а в случае ее отсутствия, органами, в чьем ведении находятся эти особо охраняемые природные территории.
5. Охранные зоны особо охраняемых природных территорий местного значения создаются решением органов местного самоуправления по представлению администрации особо охраняемых природных территорий, а в случае ее отсутствия, органами, в чьем ведении находятся эти особо охраняемые природные территории.
1. В соответствии с федеральным законодательством исполнительный орган государственной власти области через специально уполномоченные федеральные органы создает целостную, взаимосвязанную, научно-обоснованную схему развития и размещения особо охраняемых природных территорий области.
2. Схема развития и размещения особо охраняемых природных территорий области пересматривается и утверждается 1 раз в 5 лет представительным законодательным органом государственной власти области.
1. Граждане и юридические лица, включая общественные объединения, оказывают содействие государственным органам в осуществлении мероприятий по организации, охране и функционированию особо охраняемых природных территорий. Государственные органы учитывают при осуществлении этих мероприятий предложения и инициативы граждан и общественных объединений.
2. При организации особо охраняемых природных территорий на землях, находящихся в собственности и (или) в пользовании отдельных граждан и юридических лиц, владельцы этих территорий имеют право на компенсацию за ограничение хозяйственной деятельности, частичное или полное изъятие земель, могут участвовать в осуществлении контроля за соблюдением установленного режима.
1. Охрана природных комплексов и объектов на особо охраняемой природной территории федерального значения осуществляется в соответствии с федеральным законодательством.
2. Охрана природных комплексов и объектов на особо охраняемых природных территориях регионального (областного) и местного значения осуществляется органами, в ведении которых они находятся, в соответствии с их Положениями.
1. Для охраны природных комплексов и объектов особо охраняемых природных территорий всех категорий может создаваться специальная межведомственная комиссия по охране особо охраняемых природных территорий, в которую входят штатные работники природоохранных учреждений особо охраняемых природных территорий и специально уполномоченных государственных территориальных органов.
2. Деятельность специальной межведомственной комиссии осуществляется на основе Положения, утвержденного Главой Администрации области.
3. Директора особо охраняемых природных территорий регионального (областного) и местного значения, их заместители по охране особо охраняемых природных территорий могут иметь права старших государственных инспекторов.
1. Резервные территории, образующие основной природно-ресурсный потенциал (природный капитал), могут быть регионального (областного) и местного значения.
2. Резервные территории регионального (областного) значения находятся в ведении органов государственной власти области.
3. Резервные территории местного значения находятся в ведении органов местного самоуправления.
1. Резервные территории регионального (областного) и местного значения выделяются по следующим категориям:
- резервные территории историко-культурного назначения и традиционного природопользования;
- резервные территории природоохранного назначения;
- резервные территории ресурсного назначения.
2. Резервные территории историко-культурного назначения и традиционного природопользования - культовые и святые места и охранные зоны вокруг них, другие участки, сохраняющие элементы духовной и (или) материальной культуры местного или национального значения, территории, перспективные в археологическом отношении, а также используемые для традиционных природосберегающих видов хозяйственной деятельности.
3. Резервные территории природоохранного назначения - территории, обладающие набором признаков и качеств, позволяющих отнести их в будущем к той или иной категории особо охраняемых природных территорий. На этой территории разрешается регулируемая хозяйственная деятельность, не допускающая необратимых изменений природной среды.
4. Резервные территории ресурсного назначения - территории, природные ресурсы которых (возобновляемые и невозобновляемые, в том числе месторождения и рудопроявления, не вовлеченные в недропользование) сохраняются до создания экологически безопасных и экономически эффективных технологий их добычи и переработки.
5. Исполнительный орган государственной власти области, органы местного самоуправления могут устанавливать и иные категории резервных территорий.
1. Резервные территории образуются исполнительным органом государственной власти области.
2. Порядок функционирования резервных территорий, их режим хозяйственной деятельности, охрана, ответственность за нарушение режима, возмещение ущерба определяется Положением о резервных территориях, утверждаемым исполнительным органом государственной власти области.
3. Исполнительный орган государственной власти области ведет реестр резервных территорий, включающий сведения о размерах, степени изученности, освоенности, состоянии ландшафтов, природно-ресурсную характеристику резервных территорий, определение стоимостного выражения ресурсов как природного капитала области, обозначение срока резервирования, выделения факторов, угрожающих экологической безопасности и оценку степени экологического риска.