Недействующий

ЗАКОН

ЧИТИНСКОЙ ОБЛАСТИ

от 17 февраля 1997 года N 75-ЗЧО

Об особо охраняемых и резервных природных территориях Читинской области

Принят Читинской областной Думой 30 января 1997 года

{Изменения и дополнения:

Закон Читинской области от 02.07.1997 г. N 89-ЗЧО НГР: ru75000199700012}

{Утратил силу:

Закон Читинской области от 13.02.2002 г. N 348-ЗЧО НГР: ru75000200200035}

РАЗДЕЛ I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Особо охраняемые и резервные природные территории


1. Особо охраняемые природные территории - участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, рекреационное, оздоровительное, научное, культурное и экономическое значение, которые изъяты решениями органов государственной власти области полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен определенный режим охраны. Особо охраняемые природные территории относятся к объектам общенационального достояния.

2. Резервные территории - особо ценные территории области, образующие основной природно-ресурсный потенциал (природный капитал) и представляющие собой фонд наследия будущих поколений, обеспеченный гарантиями его сохранности.

3. Настоящий Закон регулирует отношения в области организации, охраны и использования особо охраняемых и резервных природных территорий в целях сохранения типичных и уникальных природных комплексов и объектов, достопримечательных природных образований, природных ресурсов, генетического разнообразия биосферы, изучения естественных биосферных процессов, контроля за изменением ее состояния.

Статья 2. Основные понятия, используемые в Законе


В настоящем Законе используются понятия в следующих значениях:

Биоразнообразие - свойство живой природы, включающее разнообразие в рамках вида, между видами и разнообразие экосистем.

Мониторинг экологический - система долгосрочных наблюдений, контроля за состоянием территорий, состоящая из трех ступеней: регистрация состояния, оценка изменений и прогноз дальнейших изменений.

Объект особо охраняемый - любой объект (вид животного или растения, популяция, памятник природного или культурного наследия) или явление природы, находящиеся под охраной в большей мере, чем другие, сходные с ними.

Схема особо охраняемых природных территорий - иерархическая система природно-заповедных объектов, обеспечивающая репрезентативность и гарантию сохранения генофонда участков биосферы данного региона.

Функциональное зонирование - выделение типов землепользования адекватно отражающее потребности хозяйства и возможности (пределы возможностей) природных ресурсов. Зонирование определяет "предпочтительный тип использования" и "возможный тип использования" земель в пределах зоны. Все другие типы земель запрещаются, за исключением существующих, но размеры их площади не может быть увеличен.

Природный капитал - это совокупность природных ресурсов территории, представляющих ценность с точки зрения:

- экономического развития регионов;

- обеспечения здоровой окружающей среды и высокого качества жизни населения;

- удовлетворения эстетических, научных, духовных потребностей общества;

- сохранения культурных и религиозных традиций и обычаев;

- возможностей для устойчивого природопользования как для настоящего, так и для будущих поколений.

Специально уполномоченные государственные органы - территориальные государственные органы, осуществляющие полномочия в области охраны окружающей природной среды.

Статья 3. Законодательство Читинской области об особо охраняемых и резервных природных территориях


1. Законодательство Читинской области об особо охраняемых и резервных природных территориях области основывается на соответствующих положениях Конституции Российской Федерации, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации и состоит из Устава - Основного Закона Читинской области, из настоящего Закона и иных правовых актов Читинской области, принимаемых в соответствии с настоящим Законом.

2. Отношения, возникающие в области организации и функционирования особо охраняемых и резервных природных территорий любой категории и статуса, охраны и использования их природных комплексов и объектов на территории Читинской области, регулируются федеральным и областным законодательством.

3. Охрана и использование находящихся на особо охраняемых и резервных природных территориях объектов историко-культурного значения осуществляется в соответствии с федеральным законодательством, настоящим Законом и другими нормативными правовыми актами области и местного самоуправления.

РАЗДЕЛ II. СТАТУС, КАТЕГОРИИ ОСОБО ОХРАНЯЕМЫХ ПРИРОДНЫХ ТЕРРИТОРИЙ. ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ И КОНТРОЛЬ В ОБЛАСТИ СОЗДАНИЯ, ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ И ОХРАНЫ ОСОБО ОХРАНЯЕМЫХ ПРИРОДНЫХ ТЕРРИТОРИЙ

Статья 4. Статус охраняемых природных территорий


1. Особо охраняемые природные территории могут быть федерального, регионального (областного) и местного значения.

2. {исключить ч.2 ст.4 в ред. Закона Читинской области от 02.07.97 г. N 89-ЗЧО НГР: ru75000199700012}

3. Особо охраняемые природные территории регионального (областного) значения являются собственностью области и находятся в ведении органов государственной власти области.

4. Особо охраняемые природные территории местного значения являются собственностью муниципальных образований и находятся в ведении органов местного самоуправления.

Статья 5. Категории особо охраняемых природных территорий


1. Особо охраняемые природные территории регионального (областного) значения различаются по следующим категориям:

- природные парки:

- дендрологические парки и ботанические сады;

- государственные ландшафтные природные заказники:

- памятники природы;

{ч.1 ст.5 в ред. Закона Читинской области от 02.07.97 г. N 89-ЗЧО НГР: ru75000199700012}

2. Особо охраняемыми природными территориями регионального (областного) или местного значения могут быть лечебно-оздоровительные местности и курорты.

3. Исполнительный орган государственной власти области, органы местного самоуправления могут устанавливать и иные категории особо охраняемых природных территорий регионального (областного) и местного значения.

4. Исполнительный орган государственной власти области может выходить с ходатайством в Правительство Российской Федерации об организации особо охраняемых природных территорий федерального значения.

Статья 6. Охранные зоны


Особо охраняемые природные территории федерального и регионального (областного) значения могут иметь охранные зоны соответственно областного и местного значения с регулируемым режимом природопользования.

Статья 7. Порядок образования особо охраняемых природных территорий и создание их охранных зон


1. Образование особо охраняемых природных территорий регионального (областного) и местного значения осуществляется в соответствии с федеральным законодательством.

2. Особенности правового положения, режим охраны особо охраняемых природных территорий устанавливается федеральным и настоящим Законами.

3. Право собственности на особо охраняемые природные территории, в том числе на находящиеся на них природные комплексы и объекты, устанавливается в порядке, предусмотренном федеральным законодательством.

4. Охранные зоны особо охраняемых природных территорий регионального (областного) значения создаются постановлением Главы Администрации области по представлению администрации особо охраняемых природных территорий, а в случае ее отсутствия, органами, в чьем ведении находятся эти особо охраняемые природные территории.

5. Охранные зоны особо охраняемых природных территорий местного значения создаются решением органов местного самоуправления по представлению администрации особо охраняемых природных территорий, а в случае ее отсутствия, органами, в чьем ведении находятся эти особо охраняемые природные территории.

Статья 8. Схема развития и размещения особо охраняемых природных территорий


1. В соответствии с федеральным законодательством исполнительный орган государственной власти области через специально уполномоченные федеральные органы создает целостную, взаимосвязанную, научно-обоснованную схему развития и размещения особо охраняемых природных территорий области.

2. Схема развития и размещения особо охраняемых природных территорий области пересматривается и утверждается 1 раз в 5 лет представительным законодательным органом государственной власти области.

Статья 9. Участие граждан и юридических лиц в организации, охране и функционировании охраняемых природных территорий


1. Граждане и юридические лица, включая общественные объединения, оказывают содействие государственным органам в осуществлении мероприятий по организации, охране и функционированию особо охраняемых природных территорий. Государственные органы учитывают при осуществлении этих мероприятий предложения и инициативы граждан и общественных объединений.

2. При организации особо охраняемых природных территорий на землях, находящихся в собственности и (или) в пользовании отдельных граждан и юридических лиц, владельцы этих территорий имеют право на компенсацию за ограничение хозяйственной деятельности, частичное или полное изъятие земель, могут участвовать в осуществлении контроля за соблюдением установленного режима.

Статья 10. Охрана особо охраняемых природных территорий федерального, регионального (областного) и местного значения


1. Охрана природных комплексов и объектов на особо охраняемой природной территории федерального значения осуществляется в соответствии с федеральным законодательством.

2. Охрана природных комплексов и объектов на особо охраняемых природных территориях регионального (областного) и местного значения осуществляется органами, в ведении которых они находятся, в соответствии с их Положениями.

Статья 11. Полномочия природоохранных учреждений особо охраняемых природных территорий в Читинской области


1. Для охраны природных комплексов и объектов особо охраняемых природных территорий всех категорий может создаваться специальная межведомственная комиссия по охране особо охраняемых природных территорий, в которую входят штатные работники природоохранных учреждений особо охраняемых природных территорий и специально уполномоченных государственных территориальных органов.

2. Деятельность специальной межведомственной комиссии осуществляется на основе Положения, утвержденного Главой Администрации области.

3. Директора особо охраняемых природных территорий регионального (областного) и местного значения, их заместители по охране особо охраняемых природных территорий могут иметь права старших государственных инспекторов.

РАЗДЕЛ III. СТАТУС И КАТЕГОРИИ РЕЗЕРВНЫХ ТЕРРИТОРИЙ. ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ И КОНТРОЛЬ В ОБЛАСТИ ВЫДЕЛЕНИЯ, ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ И ОХРАНЫ РЕЗЕРВНЫХ ТЕРРИТОРИЙ

Статья 12. Статус резервных территорий


1. Резервные территории, образующие основной природно-ресурсный потенциал (природный капитал), могут быть регионального (областного) и местного значения.

2. Резервные территории регионального (областного) значения находятся в ведении органов государственной власти области.

3. Резервные территории местного значения находятся в ведении органов местного самоуправления.

Статья 13. Категории резервных территорий


1. Резервные территории регионального (областного) и местного значения выделяются по следующим категориям:

- резервные территории историко-культурного назначения и традиционного природопользования;

- резервные территории природоохранного назначения;

- резервные территории ресурсного назначения.

2. Резервные территории историко-культурного назначения и традиционного природопользования - культовые и святые места и охранные зоны вокруг них, другие участки, сохраняющие элементы духовной и (или) материальной культуры местного или национального значения, территории, перспективные в археологическом отношении, а также используемые для традиционных природосберегающих видов хозяйственной деятельности.

3. Резервные территории природоохранного назначения - территории, обладающие набором признаков и качеств, позволяющих отнести их в будущем к той или иной категории особо охраняемых природных территорий. На этой территории разрешается регулируемая хозяйственная деятельность, не допускающая необратимых изменений природной среды.

4. Резервные территории ресурсного назначения - территории, природные ресурсы которых (возобновляемые и невозобновляемые, в том числе месторождения и рудопроявления, не вовлеченные в недропользование) сохраняются до создания экологически безопасных и экономически эффективных технологий их добычи и переработки.

5. Исполнительный орган государственной власти области, органы местного самоуправления могут устанавливать и иные категории резервных территорий.

Статья 14. Образование, функционирование, охрана и учет резервных территорий


1. Резервные территории образуются исполнительным органом государственной власти области.

2. Порядок функционирования резервных территорий, их режим хозяйственной деятельности, охрана, ответственность за нарушение режима, возмещение ущерба определяется Положением о резервных территориях, утверждаемым исполнительным органом государственной власти области.

3. Исполнительный орган государственной власти области ведет реестр резервных территорий, включающий сведения о размерах, степени изученности, освоенности, состоянии ландшафтов, природно-ресурсную характеристику резервных территорий, определение стоимостного выражения ресурсов как природного капитала области, обозначение срока резервирования, выделения факторов, угрожающих экологической безопасности и оценку степени экологического риска.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»