• Текст документа
  • Статус
Актуальный материал

     
     ТИПОВАЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА (ТТК)

ПРОКЛАДКА ТРУБОПРОВОДОВ МЕТОДОМ ГОРИЗОНТАЛЬНО-НАПРАВЛЕННОГО БУРЕНИЯ ПОД ЖЕЛЕЗНЫМИ И АВТОМОБИЛЬНЫМИ ДОРОГАМИ

I. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ


1.1. Типовая технологическая карта (именуемая далее по тексту ТТК) - комплексный организационно-технологический документ, разработанный на основе методов научной организации труда для выполнения технологического процесса и определяющий состав производственных операций с применением наиболее современных средств механизации и способов выполнения работ по определённо заданной технологии. ТТК предназначена для использования при разработке Проектов производства работ (ППР) строительными подразделениями.

1.2. В настоящей ТТК приведены указания по организации и технологии производства работ по прокладке трубопровода методом горизонтально-направленного бурения (далее по тексту - ГНБ), определен состав производственных операций, требования к контролю качества и приемке работ, плановая трудоемкость работ, трудовые, производственные и материальные ресурсы, мероприятия по промышленной безопасности и охране труда.

1.3. Нормативной базой для разработки технологической карты являются:

- типовые чертежи;

- строительные нормы и правила (СНиП, СН, СП);

- заводские инструкции и технические условия (ТУ);

- нормы и расценки на строительно-монтажных работы (ГЭСН-2001 ЕНиР);

- производственные нормы расхода материалов (НПРМ);

- местные прогрессивные нормы и расценки, нормы затрат труда, нормы расхода материально-технических ресурсов.

1.4. Цель создания ТТК - описание решений по организации и технологии производства работ по прокладке трубопровода методом ГНБ, с целью обеспечения их высокого качества, а также:

- снижение себестоимости работ;

- сокращение продолжительности строительства;

- обеспечение безопасности выполняемых работ;

- организации ритмичной работы;

- рациональное использование трудовых ресурсов и машин;

- унификации технологических решений.

1.5. На базе ТТК в составе ППР (как обязательные составляющие Проекта производства работ) разрабатываются Рабочие технологические карты (РТК) на выполнение отдельных видов работ по прокладке трубопровода методом ГНБ.

Конструктивные особенности их выполнения решаются в каждом конкретном случае Рабочим проектом. Состав и степень детализации материалов, разрабатываемых в РТК, устанавливаются соответствующей подрядной строительной организацией, исходя из специфики и объема выполняемых работ.

РТК рассматриваются и утверждаются в составе ППР руководителем Генеральной подрядной строительной организации.

1.6. ТТК можно привязать к конкретному объекту и условиям строительства. Этот процесс состоит в уточнении объемов работ, средств механизации, потребности в трудовых и материально-технических ресурсах.

Порядок привязки ТТК к местным условиям:

- рассмотрение материалов карты и выбор искомого варианта;

- проверка соответствия исходных данных (объемов работ, норм времени, марок и типов механизмов, применяемых строительных материалов, состава звена рабочих) принятому варианту;

- корректировка объемов работ в соответствии с избранным вариантом производства работ и конкретным проектным решением;

- пересчёт калькуляции, технико-экономических показателей, потребности в машинах, механизмах, инструментах и материально-технических ресурсах применительно к избранному варианту;

- оформление графической части с конкретной привязкой механизмов, оборудования и приспособлений в соответствии с их фактическими габаритами.

1.7. Типовая технологическая карта разработана для инженерно-технических работников (производителей работ, мастеров, бригадиров) и рабочих, выполняющих работы во II-й дорожно-климатической зоне, с целью ознакомления (обучения) их с правилами производства работ по устройству закрытого перехода трубопровода под железной или автомобильной дорогой методом ГНБ с применением наиболее современных средств механизации, прогрессивных конструкций и способов выполнения работ.

Технологическая карта разработана на следующие объёмы работ:

- прокладка футляра из ПЭ100SDR 11 ТТК. Прокладка трубопроводов методом горизонтально-направленного бурения под железными и автомобильными дорогами200х11,9 мм

- ТТК. Прокладка трубопроводов методом горизонтально-направленного бурения под железными и автомобильными дорогами80 м;

- диаметр скважины

- ТТК. Прокладка трубопроводов методом горизонтально-направленного бурения под железными и автомобильными дорогами250 мм.

II. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ


2.1. Технологическая карта разработана на комплекс работ по прокладке трубопровода методом ННБ.

2.2. Работы по прокладке трубопровода методом ННБ, выполняются механизированным отрядом в одну смену, продолжительность рабочего времени в течение смены составляет:

ТТК. Прокладка трубопроводов методом горизонтально-направленного бурения под железными и автомобильными дорогами час,


где ТТК. Прокладка трубопроводов методом горизонтально-направленного бурения под железными и автомобильными дорогами - продолжительность рабочей смены без обеденного перерыва;


ТТК. Прокладка трубопроводов методом горизонтально-направленного бурения под железными и автомобильными дорогами - коэффициент снижения выработки;

ТТК. Прокладка трубопроводов методом горизонтально-направленного бурения под железными и автомобильными дорогами - коэффициент переработки.

ТТК. Прокладка трубопроводов методом горизонтально-направленного бурения под железными и автомобильными дорогами.


В расчетах норм времени и продолжительности выполнения работ принят односменный режим работы с продолжительностью рабочей смены 10 часов при пятидневной рабочей неделе. Чистое рабочее время в течение смены принято с учетом коэффициента снижения выработки в связи с увеличением продолжительности смены по сравнению с 8-часовой рабочей сменой равным ТТК. Прокладка трубопроводов методом горизонтально-направленного бурения под железными и автомобильными дорогами0,05 и коэффициента переработки ТТК. Прокладка трубопроводов методом горизонтально-направленного бурения под железными и автомобильными дорогами1,25 суммарного времени за 5-дневную рабочую неделю ("Методические рекомендации по организации вахтового метода работ в строительстве, М-2007").

где ТТК. Прокладка трубопроводов методом горизонтально-направленного бурения под железными и автомобильными дорогами - подготовительно-заключительное время, ТТК. Прокладка трубопроводов методом горизонтально-направленного бурения под железными и автомобильными дорогами0,24 час в т.ч.


Перерывы, связанные с организацией и технологией процесса включают следующие перерывы:

Получение задания в начале смены и сдача работ в конце ТТК. Прокладка трубопроводов методом горизонтально-направленного бурения под железными и автомобильными дорогами10 мин=0,16 час.

Подготовка рабочего места, инструмента и т.п. ТТК. Прокладка трубопроводов методом горизонтально-направленного бурения под железными и автомобильными дорогами5 мин=0,08 час.

2.3. В состав работ, последовательно выполняемых при прокладке трубопровода методом ННБ, входят следующие технологические операции:

- планирование и расчет траектории бурения;

- организация места работ;

- пилотное бурение;

- расширение пионерной скважины;

- прокладка трубопровода.

2.4. Технологической картой предусмотрено выполнение работ комплексным механизированным звеном в составе: бортовой автомобиль УАЗ-3303 (колесная формула 4х4, грузоподъемность ТТК. Прокладка трубопроводов методом горизонтально-направленного бурения под железными и автомобильными дорогами1225 кг, вес машины ТТК. Прокладка трубопроводов методом горизонтально-направленного бурения под железными и автомобильными дорогами1845 кг, габаритные размеры 4477х2100х2355 мм, мощность двигателя ТТК. Прокладка трубопроводов методом горизонтально-направленного бурения под железными и автомобильными дорогами112 л.с.); прицеп специальный К-5 (габаритные размеры 7500х2500х1000 мм, масса прицепа ТТК. Прокладка трубопроводов методом горизонтально-направленного бурения под железными и автомобильными дорогами1150 кг, масса перевозимых грузов ТТК. Прокладка трубопроводов методом горизонтально-направленного бурения под железными и автомобильными дорогами4900 кг, все его четыре колеса управляемые, оборудован гидравлическим тормозом с ручной аварийной разблокировкой); смесительная система МХ 240 (для приготовления буровых растворов, мощность двигателя ТТК. Прокладка трубопроводов методом горизонтально-направленного бурения под железными и автомобильными дорогами25 л.с. объем емкости для замешивания ТТК. Прокладка трубопроводов методом горизонтально-направленного бурения под железными и автомобильными дорогами3785 л, вес установки ТТК. Прокладка трубопроводов методом горизонтально-направленного бурения под железными и автомобильными дорогами485 кг, габаритные размеры 1220х760х910 мм); генератор (Honda) EVROPOWER ЕР-200Х2 (однопостовый, бензиновый, ТТК. Прокладка трубопроводов методом горизонтально-направленного бурения под железными и автомобильными дорогами200 А, ТТК. Прокладка трубопроводов методом горизонтально-направленного бурения под железными и автомобильными дорогами230 В, вес ТТК. Прокладка трубопроводов методом горизонтально-направленного бурения под железными и автомобильными дорогами90 кг); электростанция Honda ET12000 (бензиновая, трехфазная 380/220 В, ТТК. Прокладка трубопроводов методом горизонтально-направленного бурения под железными и автомобильными дорогами11 кВт, ТТК. Прокладка трубопроводов методом горизонтально-направленного бурения под железными и автомобильными дорогами150 кг); самовсасывающий насос "Андижанец" С-245 (подача максимальная 100 мТТК. Прокладка трубопроводов методом горизонтально-направленного бурения под железными и автомобильными дорогами/час, габаритные размеры 1200х930х1225 мм, масса ТТК. Прокладка трубопроводов методом горизонтально-направленного бурения под железными и автомобильными дорогами190 кг) и установка ГНБ Vermeer Navigator® D7x11 Series II (max расширение скважины - 300 мм, max длина проходки - 95 м, объем подачи бурового раствора ТТК. Прокладка трубопроводов методом горизонтально-направленного бурения под железными и автомобильными дорогами34 л/мин, мощность ТТК. Прокладка трубопроводов методом горизонтально-направленного бурения под железными и автомобильными дорогами38 л.с., вес установки ТТК. Прокладка трубопроводов методом горизонтально-направленного бурения под железными и автомобильными дорогами2567 кг, габаритные размеры 4010х900х1524 мм, диаметр штанги ТТК. Прокладка трубопроводов методом горизонтально-направленного бурения под железными и автомобильными дорогами40 мм, длина штанги ТТК. Прокладка трубопроводов методом горизонтально-направленного бурения под железными и автомобильными дорогами1,80 м) в качестве ведущего механизма.

ТТК. Прокладка трубопроводов методом горизонтально-направленного бурения под железными и автомобильными дорогами


Рис.1. Бортовой автомобиль УАЗ-3303

ТТК. Прокладка трубопроводов методом горизонтально-направленного бурения под железными и автомобильными дорогами


Рис.2. Прицеп специальный К-5

ТТК. Прокладка трубопроводов методом горизонтально-направленного бурения под железными и автомобильными дорогами


Рис.3. Установка ГНБ Vermeer Navigator® D7x11 Series II

ТТК. Прокладка трубопроводов методом горизонтально-направленного бурения под железными и автомобильными дорогами


Рис.4. Смесительная система МХ 240

ТТК. Прокладка трубопроводов методом горизонтально-направленного бурения под железными и автомобильными дорогами


Рис.5. Электростанция Honda ET12000

ТТК. Прокладка трубопроводов методом горизонтально-направленного бурения под железными и автомобильными дорогами


Рис.6. Генератор EVROPOWER ЕР-200Х2

ТТК. Прокладка трубопроводов методом горизонтально-направленного бурения под железными и автомобильными дорогами


Рис.7. Самовсасывающий насос С-245



2.5. Для прокладки трубопровода методом ГНБ применяются следующие строительные материалы, изделия и конструкции: полиэтиленовые трубы ПЭ100 SDR 11 ТТК. Прокладка трубопроводов методом горизонтально-направленного бурения под железными и автомобильными дорогами200х11,9 мм, тяжелого типа, на рабочее давление до 20 кгс/смТТК. Прокладка трубопроводов методом горизонтально-направленного бурения под железными и автомобильными дорогами, по ГОСТ 18599-2001 и глинопорошок бентонитовый для приготовления бурового раствора по ТУ 2164-004-0013836-2006.

2.6. Работы по прокладке трубопровода методом ГНБ следует выполнять, руководствуясь требованиями следующих нормативных документов:

- СП 48.13330.2011. "СНиП 12-01-2004 Организация строительства. Актуализированная редакция";

- СНиП 3.01.03-84. Геодезические работы в строительстве;

- СНиП 3.02.01-83. Земляные сооружения. Основания и фундаменты;

- СТО НОСТРОЙ 2.33.14-2011. Организация строительного производства. Общие положения;

- СТО НОСТРОЙ 2.33.51-2011. Организация строительного производства. Подготовка и производство строительно-монтажных работ;

- СТО НОСТРОЙ 2.27.17-2011. Освоение подземного пространства. Прокладка подземных инженерных коммуникаций методом горизонтально-направленного бурения;

- СП 109-34-97. "Свод правил по сооружению переходов под автомобильными и железными дорогами";

- СНиП 2.05.06-85*. "Магистральные трубопроводы;

- СНиП 12-03-2001. Безопасность труда в строительстве. Часть 1. Общие требования;

- СНиП 12-04-2002. Безопасность труда в строительстве. Часть 2. Строительное производство;

- РД 11-02-2006. Требования к составу и порядку ведения исполнительной документации при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства и требования, предъявляемые к актам освидетельствования работ, конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения;

- РД 11-05-2007. Порядок ведения общего и (или) специального журнала учета выполнения работ при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства.

III. ОРГАНИЗАЦИЯ И ТЕХНОЛОГИЯ ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТ


3.1. В соответствии с СП 48.13330.2001 "СНиП 12-01-2004 Организация строительства. Актуализированная редакция" до начала выполнения строительно-монтажных работ на объекте Подрядчик обязан в установленном порядке получить у Заказчика проектную документацию и разрешение (ордер) на выполнение строительно-монтажных работ. Выполнение работ без разрешения (ордера) запрещается.

3.2. До начала производства работ по прокладке трубопровода методом ГНБ необходимо провести комплекс организационно-технических мероприятий, в том числе:

- разработать РТК или ППР на прокладку трубопровода методом ГНБ;

- назначить лиц, ответственных за безопасное производство работ, а также их контроль и качество выполнения;

- провести инструктаж членов бригады по технике безопасности;

- установить временные инвентарные бытовые помещения для хранения строительных материалов, инструмента, инвентаря, обогрева рабочих, приёма пищи, сушки и хранения рабочей одежды, санузлов и т.п.;

- обеспечить участок утвержденной к производству работ рабочей документацией;

- подготовить к производству работ машины, механизмы и оборудования и доставить их на объект;

- обеспечить рабочих ручными машинами, инструментами и средствами индивидуальной защиты;

- обеспечить строительную площадку противопожарным инвентарем и средствами сигнализации;

- оградить строительную площадку и выставить предупредительные знаки, освещенные в ночное время;

- обеспечить связь для оперативно-диспетчерского управления производством работ;

- доставить в зону работ необходимые материалы, приспособления, инвентарь, инструменты и средства для безопасного производства работ;

- проверить сертификаты качества, паспорта и комплектность на конструкции ограждений;

- опробовать строительные машины, средства механизации работ и оборудование по номенклатуре, предусмотренные РТК или ППР;

- составить акт готовности объекта к производству работ;

- получить у технического надзора Заказчика разрешение на начало производства работ (п.4.1.3.2 РД 08-296-99).
________________
* РД 08-296-99 признан не подлежащим прменению на основании приказа Ростехнадзора от 18.12.2007 N 860. - Примечание изготовителя базы данных.


3.3. Сущность метода ГНБ заключается в бурении пилотной скважины по трассе прокладываемого трубопровода с последующим обратным прохождением расширителя для увеличения диаметра скважины. Трубопровод прикрепляется к расширителю и протаскивается к начальной точке бурения.

Бурение скважины производится установками ГНБ, формирующими криволинейную скважину любой заданной конфигурации в горизонтальной и вертикальной плоскостях.

Управление буровым инструментом и определение его местонахождения осуществляется электронной системой локации (трассоискателем) или управляющим компьютером с пульта управления установки.

Основными факторами, ограничивающими возможности применения способа горизонтального направленного бурения, являются: крупнообломочные грунты; грунты с включением валунов и гальки; грунты песчаные, глинистые и гравелистые (с содержанием гравия более 30%).

Невозможна прокладка трубопроводов в плывунах (при коэффициенте текучести грунта ТТК. Прокладка трубопроводов методом горизонтально-направленного бурения под железными и автомобильными дорогами1) из-за невозможности создания стабильного бурового канала).

Затруднена прокладка трубопроводов в рыхлых песках (при коэффициенте пористости ТТК. Прокладка трубопроводов методом горизонтально-направленного бурения под железными и автомобильными дорогами0,7) из-за сложности создания прочных стенок бурового канала.

3.4. До начала производства работ по прокладке трубопровода методом ГНБ должны быть выполнены предусмотренные ТТК подготовительные работы, в т.ч.:

- ограждение места производства работ;

- подготовка площадки для размещения установки, технологического оборудования и складирования буровых штанг;

- установка анкерных и упорных устройств для обеспечения устойчивого положения установки ГНБ в процессе бурения скважины;

- заземление установки ГНБ;

- размещение по трассе бурения роликовых подставок для протаскивания труб в скважину; рытье ям для временного хранения использованной бентонитовой смеси;

- проверка и отладка систем приготовления и подачи бентонитовой смеси;

- произведена геодезическая разбивка осей перехода;

- производится измерение длины буровой трассы, протяженность скважины и её максимальная глубина от поверхности земли;

- не менее чем за 3-е суток до начала работ вызваны представители владельцев автомобильных и железных дорог, силовых кабелей и кабелей связи, газопроводов попадающих в зону бурения.

3.4.1. После перевозки установки ГНБ и сопутствующего технологического оборудования с базы механизации на объект производства работ, для выполнения буровых работ подготавливается рабочая площадка размером 6,0х18,0 мм (см. рис.8).

ТТК. Прокладка трубопроводов методом горизонтально-направленного бурения под железными и автомобильными дорогами


Рис.8. Схема размещения установки ГНБ на строительной площадке

1 - буровая установка ГНБ; 2 - пульт управления (приводной блок); 3 - склад буровых штанг; 4 - водяной насос; 5 - промывочный блок; 6 - установка для приготовления бурового раствора; 7 - промывочный блок; 8 - генераторы; 10 - контейнеры для материала; 11, 12 - служебные и бытовые помещения; 13 - буровой вход; 14 - буровая промывочная яма (для временного хранения использованной промывки)



3.4.2. Производится рытье ямы для бурового входа и ямы для временного хранения использованной буровой смеси.

3.4.3. Установка ГНБ устанавливается в точке бурения и закрепляется анкерными стойками и фиксируется упорными устройствами рассчитанные на двойное тяговое усилие, которое может развить установка (до 24 тс/235,44 кН).

3.4.4. Настраивается сигнализация предупреждения подземного столкновения с находящимися под напряжением электрическими сетями.

3.4.5. Место производства буровых работ огораживается. Ширина ограждения должна составлять не менее 1,5 м.

3.4.6. Завершение подготовительных работ фиксируют в Общем журнале работ (Рекомендуемая форма приведена в РД 11-05-2007) и должно быть принято по Акту о выполнении мероприятий по безопасности труда, оформленного согласно Приложению И, СНиП 12-03-2001.

3.5. Назначение и состав бурового раствора

3.5.1. Обязательным условием бурения является применение бурового раствора в течение всего процесса бурения. Буровая смесь заполняет пространство между протаскиваемой трубой и стенками канала, снижая усилие протаскивания.

3.5.2. Буровой раствор представляет собой водную суспензию бентонита и химических добавок. Главное свойство бентонита - способность разбухать при смачивании. Впитывая воду, бентонит увеличивается в объеме в 15-16 раз, создавая гелеобразную субстанцию. Важнейшей особенностью бентонита является его способность к созданию плотного, непроницаемого для влаги геля в ограниченном объеме пространства. Укрепляя стенки скважины, проходимой в неустойчивых породах, бентонитовый раствор обеспечивает снижение трения скольжения, выносит шлам, исключает налипание измельченного грунта на буровой инструмент.

3.5.3. Основными функциями бурового раствора являются:

- охлаждение и смазка режущего инструмента и штанг;

- удаление грунта из буровой скважины;

- формирование прочных стенок пилотной скважины (бурового канала);

- создание избыточного давления внутри пилотной скважины (бурового канала) и тем самым предотвращение просачивания грунтовых вод в буровой раствор;

- стабилизация буровой скважины, предотвращающая ее обвал от давления окружающего грунта;

- снижение усилий протягивания трубопровода.

3.5.4. Состав бурового раствора выбирается в зависимости от типа грунтов; анализ грунтов для определения количественного и качественного состава бурового раствора, технология его приготовления и очистки, методики определения качества воды, бентонитовых порошков, химических добавок, следует выполнять согласно требованиям ведомственных норм. В процессе бурения производится откачка шлама и подача его на станцию регенерации бурового раствора.

3.5.5. Общий объем бурового раствора для разработки пионерной скважины определяется путем проведения необходимых расчетов:

3.5.5.1. Расчёт объема удалённого грунта из пионерной скважины

ТТК. Прокладка трубопроводов методом горизонтально-направленного бурения под железными и автомобильными дорогами мТТК. Прокладка трубопроводов методом горизонтально-направленного бурения под железными и автомобильными дорогами,


где ТТК. Прокладка трубопроводов методом горизонтально-направленного бурения под железными и автомобильными дорогами - диаметр бурового канала (пилотной скважины), м;


ТТК. Прокладка трубопроводов методом горизонтально-направленного бурения под железными и автомобильными дорогами - теоретическая длина бурового канала, м.

3.5.5.2. Потребность в буровом растворе, необходимом для качественного бурения, зависит от типа грунта и колеблется в значительных пределах. В среднем для того чтобы вывести из скважины на поверхность один объем грунта, требуются 3-5 объемов бурового раствора (для сыпучего песка - 6-10 объемов). При бурении в суглинистых грунтах требуется увеличенный объем бурового раствора

ТТК. Прокладка трубопроводов методом горизонтально-направленного бурения под железными и автомобильными дорогами кг,

где ТТК. Прокладка трубопроводов методом горизонтально-направленного бурения под железными и автомобильными дорогами - плотность бурового состава, кг/мТТК. Прокладка трубопроводов методом горизонтально-направленного бурения под железными и автомобильными дорогами;

3 - коэффициент расхода бурового раствора.

Доступ к полной версии этого документа ограничен

Ознакомиться с документом вы можете, заказав бесплатную демонстрацию систем «Кодекс» и «Техэксперт».

Что вы получите:

После завершения процесса оплаты вы получите доступ к полному тексту документа, возможность сохранить его в формате .pdf, а также копию документа на свой e-mail. На мобильный телефон придет подтверждение оплаты.

При возникновении проблем свяжитесь с нами по адресу spp@kodeks.ru

ТТК. Прокладка трубопроводов методом горизонтально-направленного бурения под железными и автомобильными дорогами

Название документа: ТТК. Прокладка трубопроводов методом горизонтально-направленного бурения под железными и автомобильными дорогами

Вид документа: Типовая технологическая карта

Статус: Актуальный материал

Информация о данном документе содержится в профессиональных справочных системах «Кодекс» и «Техэксперт»
Узнать больше о системах