ТИПОВАЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА (ТТК)
ПРОКЛАДКА ТРУБОПРОВОДОВ МЕТОДОМ ГОРИЗОНТАЛЬНО-НАПРАВЛЕННОГО БУРЕНИЯ ПОД ЖЕЛЕЗНЫМИ И АВТОМОБИЛЬНЫМИ ДОРОГАМИ
1.1. Типовая технологическая карта (именуемая далее по тексту ТТК) - комплексный организационно-технологический документ, разработанный на основе методов научной организации труда для выполнения технологического процесса и определяющий состав производственных операций с применением наиболее современных средств механизации и способов выполнения работ по определённо заданной технологии. ТТК предназначена для использования при разработке Проектов производства работ (ППР) строительными подразделениями.
1.2. В настоящей ТТК приведены указания по организации и технологии производства работ по прокладке трубопровода методом горизонтально-направленного бурения (далее по тексту - ГНБ), определен состав производственных операций, требования к контролю качества и приемке работ, плановая трудоемкость работ, трудовые, производственные и материальные ресурсы, мероприятия по промышленной безопасности и охране труда.
1.3. Нормативной базой для разработки технологической карты являются:
- типовые чертежи;
- строительные нормы и правила (СНиП, СН, СП);
- заводские инструкции и технические условия (ТУ);
- нормы и расценки на строительно-монтажных работы (ГЭСН-2001 ЕНиР);
- производственные нормы расхода материалов (НПРМ);
- местные прогрессивные нормы и расценки, нормы затрат труда, нормы расхода материально-технических ресурсов.
1.4. Цель создания ТТК - описание решений по организации и технологии производства работ по прокладке трубопровода методом ГНБ, с целью обеспечения их высокого качества, а также:
- снижение себестоимости работ;
- сокращение продолжительности строительства;
- обеспечение безопасности выполняемых работ;
- организации ритмичной работы;
- рациональное использование трудовых ресурсов и машин;
- унификации технологических решений.
1.5. На базе ТТК в составе ППР (как обязательные составляющие Проекта производства работ) разрабатываются Рабочие технологические карты (РТК) на выполнение отдельных видов работ по прокладке трубопровода методом ГНБ.
Конструктивные особенности их выполнения решаются в каждом конкретном случае Рабочим проектом. Состав и степень детализации материалов, разрабатываемых в РТК, устанавливаются соответствующей подрядной строительной организацией, исходя из специфики и объема выполняемых работ.
РТК рассматриваются и утверждаются в составе ППР руководителем Генеральной подрядной строительной организации.
1.6. ТТК можно привязать к конкретному объекту и условиям строительства. Этот процесс состоит в уточнении объемов работ, средств механизации, потребности в трудовых и материально-технических ресурсах.
Порядок привязки ТТК к местным условиям:
- рассмотрение материалов карты и выбор искомого варианта;
- проверка соответствия исходных данных (объемов работ, норм времени, марок и типов механизмов, применяемых строительных материалов, состава звена рабочих) принятому варианту;
- корректировка объемов работ в соответствии с избранным вариантом производства работ и конкретным проектным решением;
- пересчёт калькуляции, технико-экономических показателей, потребности в машинах, механизмах, инструментах и материально-технических ресурсах применительно к избранному варианту;
- оформление графической части с конкретной привязкой механизмов, оборудования и приспособлений в соответствии с их фактическими габаритами.
1.7. Типовая технологическая карта разработана для инженерно-технических работников (производителей работ, мастеров, бригадиров) и рабочих, выполняющих работы во II-й дорожно-климатической зоне, с целью ознакомления (обучения) их с правилами производства работ по устройству закрытого перехода трубопровода под железной или автомобильной дорогой методом ГНБ с применением наиболее современных средств механизации, прогрессивных конструкций и способов выполнения работ.
Технологическая карта разработана на следующие объёмы работ:
- прокладка футляра из ПЭ100SDR 11 200х11,9 мм | - 80 м; |
- диаметр скважины | - 250 мм. |
2.1. Технологическая карта разработана на комплекс работ по прокладке трубопровода методом ННБ.
2.2. Работы по прокладке трубопровода методом ННБ, выполняются механизированным отрядом в одну смену, продолжительность рабочего времени в течение смены составляет:
час,
где - продолжительность рабочей смены без обеденного перерыва;
- коэффициент снижения выработки;
- коэффициент переработки.
.
В расчетах норм времени и продолжительности выполнения работ принят односменный режим работы с продолжительностью рабочей смены 10 часов при пятидневной рабочей неделе. Чистое рабочее время в течение смены принято с учетом коэффициента снижения выработки в связи с увеличением продолжительности смены по сравнению с 8-часовой рабочей сменой равным 0,05 и коэффициента переработки 1,25 суммарного времени за 5-дневную рабочую неделю ("Методические рекомендации по организации вахтового метода работ в строительстве, М-2007").
где - подготовительно-заключительное время, 0,24 час в т.ч.
Перерывы, связанные с организацией и технологией процесса включают следующие перерывы:
Получение задания в начале смены и сдача работ в конце 10 мин=0,16 час.
Подготовка рабочего места, инструмента и т.п. 5 мин=0,08 час.
2.3. В состав работ, последовательно выполняемых при прокладке трубопровода методом ННБ, входят следующие технологические операции:
- планирование и расчет траектории бурения;
- организация места работ;
- пилотное бурение;
- расширение пионерной скважины;
- прокладка трубопровода.
2.4. Технологической картой предусмотрено выполнение работ комплексным механизированным звеном в составе: бортовой автомобиль УАЗ-3303 (колесная формула 4х4, грузоподъемность 1225 кг, вес машины 1845 кг, габаритные размеры 4477х2100х2355 мм, мощность двигателя 112 л.с.); прицеп специальный К-5 (габаритные размеры 7500х2500х1000 мм, масса прицепа 1150 кг, масса перевозимых грузов 4900 кг, все его четыре колеса управляемые, оборудован гидравлическим тормозом с ручной аварийной разблокировкой); смесительная система МХ 240 (для приготовления буровых растворов, мощность двигателя 25 л.с. объем емкости для замешивания 3785 л, вес установки 485 кг, габаритные размеры 1220х760х910 мм); генератор (Honda) EVROPOWER ЕР-200Х2 (однопостовый, бензиновый, 200 А, 230 В, вес 90 кг); электростанция Honda ET12000 (бензиновая, трехфазная 380/220 В, 11 кВт, 150 кг); самовсасывающий насос "Андижанец" С-245 (подача максимальная 100 м/час, габаритные размеры 1200х930х1225 мм, масса 190 кг) и установка ГНБ Vermeer Navigator® D7x11 Series II (max расширение скважины - 300 мм, max длина проходки - 95 м, объем подачи бурового раствора 34 л/мин, мощность 38 л.с., вес установки 2567 кг, габаритные размеры 4010х900х1524 мм, диаметр штанги 40 мм, длина штанги 1,80 м) в качестве ведущего механизма.
Рис.1. Бортовой автомобиль УАЗ-3303
Рис.2. Прицеп специальный К-5
Рис.3. Установка ГНБ Vermeer Navigator® D7x11 Series II
Рис.4. Смесительная система МХ 240
Рис.5. Электростанция Honda ET12000
Рис.6. Генератор EVROPOWER ЕР-200Х2
Рис.7. Самовсасывающий насос С-245
2.5. Для прокладки трубопровода методом ГНБ применяются следующие строительные материалы, изделия и конструкции: полиэтиленовые трубы ПЭ100 SDR 11 200х11,9 мм, тяжелого типа, на рабочее давление до 20 кгс/см, по ГОСТ 18599-2001 и глинопорошок бентонитовый для приготовления бурового раствора по ТУ 2164-004-0013836-2006.
2.6. Работы по прокладке трубопровода методом ГНБ следует выполнять, руководствуясь требованиями следующих нормативных документов:
- СП 48.13330.2011. "СНиП 12-01-2004 Организация строительства. Актуализированная редакция";
- СНиП 3.01.03-84. Геодезические работы в строительстве;
- СНиП 3.02.01-83. Земляные сооружения. Основания и фундаменты;
- СТО НОСТРОЙ 2.33.14-2011. Организация строительного производства. Общие положения;
- СТО НОСТРОЙ 2.33.51-2011. Организация строительного производства. Подготовка и производство строительно-монтажных работ;
- СТО НОСТРОЙ 2.27.17-2011. Освоение подземного пространства. Прокладка подземных инженерных коммуникаций методом горизонтально-направленного бурения;
- СП 109-34-97. "Свод правил по сооружению переходов под автомобильными и железными дорогами";
- СНиП 2.05.06-85*. "Магистральные трубопроводы;
- СНиП 12-03-2001. Безопасность труда в строительстве. Часть 1. Общие требования;