ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 17 марта 1998 года N 94
О КОНЦЕПЦИИ КАДРОВОЙ ПОЛИТИКИ В СИСТЕМЕ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ И МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ
Утратил силу. Постановление Правительства Республики Бурятия:
НГР ru04000200800610 (от 21.10.2008 N 480)
Для обеспечения высокой эффективности функционирования органов исполнительной власти и местного самоуправления, проведения единой политики в их деятельности по подбору, подготовке и рациональному использованию кадров Правительство Республики Бурятия постановляет:
1. Одобрить представленную "Концепцию кадровой политики органов исполнительной власти и местного самоуправления Республики Бурятия" (прилагается).
2. Обязать министерства, ведомства и рекомендовать органам местного самоуправления принять необходимые меры по выполнению положений Концепции кадровой политики.
3. Комитету госслужбы, кадровой политики и по работе с местными администрациями (Хингелов В.В.) совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами разработать в первом полугодии 1998 года и представить в Правительство Республики Бурятия мероприятия по реализации Концепции кадровой политики органов исполнительной власти и местного самоуправления Республики Бурятия.
4. Поручить Министерству социальной защиты населения и труда Республики Бурятия (Ефимов С.Г.), Министерству экономики Республики Бурятия (Атанов Н.И.), Департаменту федеральной государственной службы занятости населения по Республике Бурятия (Пытин И.М.) до 1 октября 1998 года представить в Правительство Республики Бурятия Концепцию кадровой политики трудовых ресурсов в Республике Бурятия.
5. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Первого заместителя Председателя Правительства Республики Бурятия Агалова В.К.
Президент - Председатель
Правительства Республики Бурятия
Л.В.ПОТАПОВ
Управляющий Делами - Руководитель
Администрации Президента и
Правительства Республики Бурятия
А.Г.ЛУБСАНОВ
В настоящее время активно ведется работа по определению целей, содержания и принципов единой государственной кадровой политики в Российской Федерации, способной обеспечить становление новой модели государственного управления и укрепления российской государственности. В этой связи на первый план выдвигаются задачи качественного обновления и профессионального развития кадров государственной и муниципальной служб, а также задачи моральной, психологической и практической подготовки людей к труду в системе рыночных отношений.
Государственная кадровая политика - это стратегия и тактика государства в работе с кадрами. Она в концентрированном виде выражает коренные интересы народа в сфере формирования, развития и рационального использования трудовых ресурсов общества.
Концепция - это основные идеи, сформулированные и построенные в логический ряд, будучи узаконенными, они обретают статус государственной политики. Выработка Концепции и на ее основе государственной кадровой политики - объективная потребность общества.
Важнейшей функцией государства при реализации его руководящей роли в кадровой политике является подбор, расстановка, воспитание и развитие кадров, поддержание необходимого профессионального уровня кадрового потенциала во всех сферах хозяйственного и культурного строительства.
В настоящее время, как никогда, одним из решающих факторов по стабилизации экономики, дальнейшего развития рыночных отношений и укрепления экономического суверенитета Республики Бурятия и ее вхождения в мировое сообщество как суверенного государства в составе Российской Федерации является профессиональная компетентность, ответственность и активность кадрового корпуса республики. Кадровый потенциал республики является тем ключевым звеном, который определяет индекс внедрения новых технологий во все сферы деятельности и решения новых экономических задач, обеспечивающих дальнейшее социально - экономическое развитие Республики Бурятия. Поэтому в Концепции кадровой политики Правительства Республики Бурятия наряду с изложением основных целей, приоритетов, принципов и критериев значительное место уделяется кадровой работе, повышению ответственности и совершенствованию кадровых служб. Данная Концепция, исходя из цикла смены поколения, рассчитана на срок до 10 - 15 лет.
После распада СССР в России идет активный процесс децентрализации государственного и хозяйственного управления.
Конституцией Российской Федерации установлены новые концептуальные основы организации государственной власти в субъектах Федерации, развития местного самоуправления.
Расширяется практика обеспечения взаимоотношений органов государственной власти Российской Федерации с органами государственной власти субъектов Федерации на основании двусторонних договоров о разграничении полномочий и предметов ведения.
Экономика страны переводится на принципы рыночных отношений, что способствует появлению новых институционных образований. Так, стали возникать организационно - правовые формы предприятий, обусловленные децентрализацией экономики и развитием различных форм собственности.
Перестройка структуры хозяйства, перевод производства и социальной сферы на новые принципы функционирования происходят в условиях ограниченности отдельных видов ресурсов и неразвитой инфраструктуры рынка, что негативно сказывается на результатах перестройки, которые усугубляются инфляционными процессами, нестабильностью реструктуризации экономики. Это привело к спаду производства и обострило кадровую ситуацию в стране.
Начиная с 1992 года постоянно сокращается число населения, занятого на производстве как в России, так и в Бурятии. Растет численность безработных. Так, в Бурятии по отраслям экономики численность работающих только за 1993 - 1996 годы сократилась на 17,5 процента. Число официально зарегистрированных безработных за этот период увеличилось в 2,4 раза и на начало 1997 года достигло 10252 человека, из них 31,2% составляет молодежь.
Резко упала престижность квалифицированного труда, снизился интерес молодежи к профессиям, требующим знаний естественных, педагогических и технических наук.
Идет перераспределение трудовых ресурсов из государственного сектора в другие институционные образования. Особенно наблюдается отток молодых кадров в различные негосударственные структуры, которые имеют возможность создать условия оплаты труда и быта значительно выше, чем в органах государственного управления.
В настоящее время как в целом по стране, так и в Бурятии сложилась противоречивая кадровая ситуация, отражающая отрицательные последствия прежней административно - командной системы и существенные просчеты в работе с кадрами в перестроечные и постперестроечные годы. Она характеризуется отсутствием целостной системы и стратегической целенаправленности. Наиболее уязвленной кадровая ситуация оказалась в органах исполнительной власти. Так, в Бурятии аппарат органов исполнительной власти и местного самоуправления укомплектован в основном из профессионалов прежней административно - командной системы, среди которых много квалифицированных специалистов - отраслевиков. Значительная их часть освоила новые функции и успешно работает в условиях демократических преобразований.
Однако хорошо известно, что для исполнения новых функций и достижения поставленных целей органам исполнительной власти требуются кадры совершенно иного профиля. Например, острая нужда ощущается в квалифицированных кадрах юристов, в специалистах по государственному и муниципальному управлению, регулированию инвестиционной деятельности, управлению государственной собственностью, бюджетному контролю, обеспечению адресности социальной защиты. В ближайшей перспективе ожидается нехватка специалистов по организации нормотворческой деятельности, управлению персоналом, а также работников кадровых служб.
Поэтому в деятельности органов исполнительной власти и местного самоуправления по вине отдельной части управленческих кадров имеет место нарушение законов и других нормативно - правовых актов, проявляется неумение профессионально анализировать состояние дел и принимать своевременные решения, упреждать негативные явления и регулировать общественные процессы, контролировать и обеспечивать реализацию намеченных программ.
Отрицательные последствия такой деятельности сказываются практически во всех сферах жизни: в экономике, финансовой и банковской деятельности, в решении социальных вопросов, в науке и культуре, межнациональной политике. Это приводит к снижению авторитета государственной и местной власти, падению доверия к государственным и муниципальным служащим.
Основными причинами такого положения являются слабая проработка задач, функций и принципов государственного управления, в том числе в вопросах кадровой работы, недостаточный профессионализм управленческого потенциала, существенное отставание от реальных потребностей нормативно - правовой базы государственной и муниципальной служб. Все это отрицательно влияет на качественный состав кадров, рациональность его использования и настоятельно диктует создать условия, обеспечивающие надлежащее функционирование персонала органов государственного и муниципального управления, сформировать новый тип государственного и муниципального служащего, способного решать качественно новые задачи дальнейшего развития общества.
В этой связи многим служащим, имеющим, как правило, техническое, гуманитарное и экономическое образование, предстоит получить дополнительное, государственно - управленческое образование или пройти профессиональную переподготовку, что необходимо при условии замещения ими определенных категорий государственных и муниципальных должностей. Наряду с этим экономически и социально целесообразно более широко использовать такую форму обучения, как повышение квалификации, что значительно ускорит позитивное изменение состава кадров в органах управления.
Сложившаяся ситуация вызвала необходимость разработки Концепции региональной кадровой политики Правительства Республики Бурятия (далее Концепция), которая представляет собой систему ведущих идей по созданию и развитию кадрового потенциала республики для решения актуальных проблем, вытекающих из долговременной программы социально - экономического развития Бурятии, которая повышает ее экономическую самостоятельность в составе российской государственности.
На уровне Российской Федерации государственная кадровая политика имеет три основных направления:
- Государственная политика в области человеческих ресурсов (демографическая, в области занятости, в области образования, в области управления персоналом);
- Государственная политика в области органов государственного управления (в области формирования и развития персонала: федеральных органов власти, субъектов Федерации, органов местного самоуправления, организаций и учреждений непромышленных отраслей гражданской службы, государственных предприятий);
- Государственная политика в отношении формирования и развития персонала предпринимательских негосударственных структур.
Как известно, местное самоуправление не входит в систему государственной власти и самостоятельно в пределах своих полномочий, однако автономность системы местного самоуправления не должна исключать признание того факта, что государственная и муниципальная службы связаны единством правовой формы и управленческих методов, сходством и подобием конкретных институтов, процедур и других элементов управленческого труда и имеют логическое основание того, что государственное и муниципальное управление представляет собой элементы единой системы российской государственности. По своим структурно - функциональным свойствам муниципальная служба не столько близка, сколько идентична государственной службе, отличаясь порой лишь масштабом. Имеющиеся различия между государственным и муниципальным управлением не имеют большого значения в проведении кадровой политики, особенно в работе кадровых служб и подготовке специалистов.
Исходя из этого, а также целесообразности и возможностей республики Концепция кадровой политики Правительства Республики Бурятия представляет собой единую политику в области формирования и развития персонала органов исполнительной власти и местного самоуправления и вбирает в себя формирование и развитие персонала государственных предприятий, коммерческих структур и общественных организаций.
Структурная схема кадровой политики Правительства Республики Бурятия и направления ее реализации выглядят следующим образом:
----------------------------------
|Государственная кадровая политика|
| Российской Федерации |
L----------------T-----------------
|
----------------V---------------
|Кадровая политика Правительства|
| Республики Бурятия |
L---------------T----------------
|
--------------V--------------
|Рабочие программы реализации|
--------------+ кадровой политики +-----------
| L-T---------T-------------T--- |
| | | | |
----V---- ---------V- ------V---- -------V---- --------V-----
|Органы | |Органы | |Гос. пред-| |Акционерные| |Общественные,|
|исполни-| |местного | |приятия, | |частные, | |политические |
|тельной | |самоуправ-| |компании, | |арендные | |организации |
|власти | |ления | |фирмы | |предприятия| | |
L--------- L----------- L----------- L------------ L--------------
Законодательной базой Концепции являются Конституция Российской Федерации, Конституция Республики Бурятия, федеральные законы и законы Республики Бурятия, Указы Президента Российской Федерации и Президента Республики Бурятия по кадровым проблемам, нормативные правовые акты и методические документы Правительства Российской Федерации и Правительства Республики Бурятия.
Концепция кадровой политики направлена на проведение единой системы в деятельности органов исполнительной власти и местного самоуправления по формированию, развитию и рациональному использованию кадров, всех трудовых ресурсов Бурятии. Это система официально признанных целей, задач, приоритетов, принципов и методов действия органов государственной власти и местного самоуправления по формированию государственной и муниципальной служб, регулированию кадровых отношений с учетом рыночно - демократических преобразований и становления цивилизованного гражданского общества. Она является единой для всех органов государственной власти республики, для всех административно - территориальных единиц и хозяйствующих субъектов и является носителем наиболее общих начал в кадровой деятельности, которые закреплены в Конституции Российской Федерации и Конституции Республики Бурятия, а также сформулированы в других нормативных правовых актах. На уровне отдельных органов государственной власти, местного самоуправления и хозяйствующих субъектов они конкретизируются под углом зрения региональных интересов и частных задач, реальных возможностей отраслевых министерств, ведомств, предприятий, организаций и учреждений.
Договор о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Бурятия, соглашение о разграничении полномочий между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Бурятия обусловили создание новых форм взаимоотношений центральных органов с органами власти Бурятии. В состав федеральных программ России вошла Программа социально - экономического развития Республики Бурятия до 2005 года, направленность которой предполагает максимальное использование внутреннего потенциала республики. Это обуславливает специфику Концепции и выдвигает на первый план решение следующих проблем:
- приведение структуры управления и полномочий органов исполнительной власти в соответствие с проводимыми преобразованиями в экономике и основами новой российской государственности;
- создание системы прогнозирования и планирования потребности в кадровом обеспечении реформ, исходя из соответствующих долговременных программ социально - экономического развития Бурятии.
Исходя из этого приоритетными направлениями Концепции являются:
- формирование действенной системы кадрового обеспечения органов исполнительной власти и местного самоуправления высококвалифицированными специалистами, отслеживание роста их карьеры и укрепление служебной дисциплины;
- реформирование, рационализация и повышение эффективности государственного управления на всех уровнях;
- повышение ответственности первых руководителей органов исполнительной власти и местного самоуправления за организацию кадровой работы в своих ведомствах;
- создание системы нормативно - правового и научно - методического обеспечения работы с кадрами в органах власти;