Недействующий

ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 17 марта 1998 года N 94

О КОНЦЕПЦИИ КАДРОВОЙ ПОЛИТИКИ В СИСТЕМЕ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ И МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ

Утратил силу. Постановление Правительства Республики Бурятия:

НГР ru04000200800610 (от 21.10.2008 N 480)

Для обеспечения высокой эффективности функционирования органов исполнительной власти и местного самоуправления, проведения единой политики в их деятельности по подбору, подготовке и рациональному использованию кадров Правительство Республики Бурятия постановляет:

1. Одобрить представленную "Концепцию кадровой политики органов исполнительной власти и местного самоуправления Республики Бурятия" (прилагается).

2. Обязать министерства, ведомства и рекомендовать органам местного самоуправления принять необходимые меры по выполнению положений Концепции кадровой политики.

3. Комитету госслужбы, кадровой политики и по работе с местными администрациями (Хингелов В.В.) совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами разработать в первом полугодии 1998 года и представить в Правительство Республики Бурятия мероприятия по реализации Концепции кадровой политики органов исполнительной власти и местного самоуправления Республики Бурятия.

4. Поручить Министерству социальной защиты населения и труда Республики Бурятия (Ефимов С.Г.), Министерству экономики Республики Бурятия (Атанов Н.И.), Департаменту федеральной государственной службы занятости населения по Республике Бурятия (Пытин И.М.) до 1 октября 1998 года представить в Правительство Республики Бурятия Концепцию кадровой политики трудовых ресурсов в Республике Бурятия.

5. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Первого заместителя Председателя Правительства Республики Бурятия Агалова В.К.

Президент - Председатель

Правительства Республики Бурятия

Л.В.ПОТАПОВ

Управляющий Делами - Руководитель

Администрации Президента и

Правительства Республики Бурятия

А.Г.ЛУБСАНОВ

КОНЦЕПЦИЯ КАДРОВОЙ ПОЛИТИКИ В СИСТЕМЕ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ И МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ


В настоящее время активно ведется работа по определению целей, содержания и принципов единой государственной кадровой политики в Российской Федерации, способной обеспечить становление новой модели государственного управления и укрепления российской государственности. В этой связи на первый план выдвигаются задачи качественного обновления и профессионального развития кадров государственной и муниципальной служб, а также задачи моральной, психологической и практической подготовки людей к труду в системе рыночных отношений.

Государственная кадровая политика - это стратегия и тактика государства в работе с кадрами. Она в концентрированном виде выражает коренные интересы народа в сфере формирования, развития и рационального использования трудовых ресурсов общества.

Концепция - это основные идеи, сформулированные и построенные в логический ряд, будучи узаконенными, они обретают статус государственной политики. Выработка Концепции и на ее основе государственной кадровой политики - объективная потребность общества.

Важнейшей функцией государства при реализации его руководящей роли в кадровой политике является подбор, расстановка, воспитание и развитие кадров, поддержание необходимого профессионального уровня кадрового потенциала во всех сферах хозяйственного и культурного строительства.

В настоящее время, как никогда, одним из решающих факторов по стабилизации экономики, дальнейшего развития рыночных отношений и укрепления экономического суверенитета Республики Бурятия и ее вхождения в мировое сообщество как суверенного государства в составе Российской Федерации является профессиональная компетентность, ответственность и активность кадрового корпуса республики. Кадровый потенциал республики является тем ключевым звеном, который определяет индекс внедрения новых технологий во все сферы деятельности и решения новых экономических задач, обеспечивающих дальнейшее социально - экономическое развитие Республики Бурятия. Поэтому в Концепции кадровой политики Правительства Республики Бурятия наряду с изложением основных целей, приоритетов, принципов и критериев значительное место уделяется кадровой работе, повышению ответственности и совершенствованию кадровых служб. Данная Концепция, исходя из цикла смены поколения, рассчитана на срок до 10 - 15 лет.

После распада СССР в России идет активный процесс децентрализации государственного и хозяйственного управления.

Конституцией Российской Федерации установлены новые концептуальные основы организации государственной власти в субъектах Федерации, развития местного самоуправления.

Расширяется практика обеспечения взаимоотношений органов государственной власти Российской Федерации с органами государственной власти субъектов Федерации на основании двусторонних договоров о разграничении полномочий и предметов ведения.

Экономика страны переводится на принципы рыночных отношений, что способствует появлению новых институционных образований. Так, стали возникать организационно - правовые формы предприятий, обусловленные децентрализацией экономики и развитием различных форм собственности.

Перестройка структуры хозяйства, перевод производства и социальной сферы на новые принципы функционирования происходят в условиях ограниченности отдельных видов ресурсов и неразвитой инфраструктуры рынка, что негативно сказывается на результатах перестройки, которые усугубляются инфляционными процессами, нестабильностью реструктуризации экономики. Это привело к спаду производства и обострило кадровую ситуацию в стране.

Начиная с 1992 года постоянно сокращается число населения, занятого на производстве как в России, так и в Бурятии. Растет численность безработных. Так, в Бурятии по отраслям экономики численность работающих только за 1993 - 1996 годы сократилась на 17,5 процента. Число официально зарегистрированных безработных за этот период увеличилось в 2,4 раза и на начало 1997 года достигло 10252 человека, из них 31,2% составляет молодежь.

Резко упала престижность квалифицированного труда, снизился интерес молодежи к профессиям, требующим знаний естественных, педагогических и технических наук.

Идет перераспределение трудовых ресурсов из государственного сектора в другие институционные образования. Особенно наблюдается отток молодых кадров в различные негосударственные структуры, которые имеют возможность создать условия оплаты труда и быта значительно выше, чем в органах государственного управления.

В настоящее время как в целом по стране, так и в Бурятии сложилась противоречивая кадровая ситуация, отражающая отрицательные последствия прежней административно - командной системы и существенные просчеты в работе с кадрами в перестроечные и постперестроечные годы. Она характеризуется отсутствием целостной системы и стратегической целенаправленности. Наиболее уязвленной кадровая ситуация оказалась в органах исполнительной власти. Так, в Бурятии аппарат органов исполнительной власти и местного самоуправления укомплектован в основном из профессионалов прежней административно - командной системы, среди которых много квалифицированных специалистов - отраслевиков. Значительная их часть освоила новые функции и успешно работает в условиях демократических преобразований.

Однако хорошо известно, что для исполнения новых функций и достижения поставленных целей органам исполнительной власти требуются кадры совершенно иного профиля. Например, острая нужда ощущается в квалифицированных кадрах юристов, в специалистах по государственному и муниципальному управлению, регулированию инвестиционной деятельности, управлению государственной собственностью, бюджетному контролю, обеспечению адресности социальной защиты. В ближайшей перспективе ожидается нехватка специалистов по организации нормотворческой деятельности, управлению персоналом, а также работников кадровых служб.

Поэтому в деятельности органов исполнительной власти и местного самоуправления по вине отдельной части управленческих кадров имеет место нарушение законов и других нормативно - правовых актов, проявляется неумение профессионально анализировать состояние дел и принимать своевременные решения, упреждать негативные явления и регулировать общественные процессы, контролировать и обеспечивать реализацию намеченных программ.

Отрицательные последствия такой деятельности сказываются практически во всех сферах жизни: в экономике, финансовой и банковской деятельности, в решении социальных вопросов, в науке и культуре, межнациональной политике. Это приводит к снижению авторитета государственной и местной власти, падению доверия к государственным и муниципальным служащим.

Основными причинами такого положения являются слабая проработка задач, функций и принципов государственного управления, в том числе в вопросах кадровой работы, недостаточный профессионализм управленческого потенциала, существенное отставание от реальных потребностей нормативно - правовой базы государственной и муниципальной служб. Все это отрицательно влияет на качественный состав кадров, рациональность его использования и настоятельно диктует создать условия, обеспечивающие надлежащее функционирование персонала органов государственного и муниципального управления, сформировать новый тип государственного и муниципального служащего, способного решать качественно новые задачи дальнейшего развития общества.

В этой связи многим служащим, имеющим, как правило, техническое, гуманитарное и экономическое образование, предстоит получить дополнительное, государственно - управленческое образование или пройти профессиональную переподготовку, что необходимо при условии замещения ими определенных категорий государственных и муниципальных должностей. Наряду с этим экономически и социально целесообразно более широко использовать такую форму обучения, как повышение квалификации, что значительно ускорит позитивное изменение состава кадров в органах управления.

Сложившаяся ситуация вызвала необходимость разработки Концепции региональной кадровой политики Правительства Республики Бурятия (далее Концепция), которая представляет собой систему ведущих идей по созданию и развитию кадрового потенциала республики для решения актуальных проблем, вытекающих из долговременной программы социально - экономического развития Бурятии, которая повышает ее экономическую самостоятельность в составе российской государственности.

На уровне Российской Федерации государственная кадровая политика имеет три основных направления:

- Государственная политика в области человеческих ресурсов (демографическая, в области занятости, в области образования, в области управления персоналом);

- Государственная политика в области органов государственного управления (в области формирования и развития персонала: федеральных органов власти, субъектов Федерации, органов местного самоуправления, организаций и учреждений непромышленных отраслей гражданской службы, государственных предприятий);

- Государственная политика в отношении формирования и развития персонала предпринимательских негосударственных структур.

Как известно, местное самоуправление не входит в систему государственной власти и самостоятельно в пределах своих полномочий, однако автономность системы местного самоуправления не должна исключать признание того факта, что государственная и муниципальная службы связаны единством правовой формы и управленческих методов, сходством и подобием конкретных институтов, процедур и других элементов управленческого труда и имеют логическое основание того, что государственное и муниципальное управление представляет собой элементы единой системы российской государственности. По своим структурно - функциональным свойствам муниципальная служба не столько близка, сколько идентична государственной службе, отличаясь порой лишь масштабом. Имеющиеся различия между государственным и муниципальным управлением не имеют большого значения в проведении кадровой политики, особенно в работе кадровых служб и подготовке специалистов.

Исходя из этого, а также целесообразности и возможностей республики Концепция кадровой политики Правительства Республики Бурятия представляет собой единую политику в области формирования и развития персонала органов исполнительной власти и местного самоуправления и вбирает в себя формирование и развитие персонала государственных предприятий, коммерческих структур и общественных организаций.

Структурная схема кадровой политики Правительства Республики Бурятия и направления ее реализации выглядят следующим образом:

               ----------------------------------

               |Государственная кадровая политика|

               |      Российской Федерации       |

               L----------------T-----------------

                                |

                ----------------V---------------

                |Кадровая политика Правительства|

                |       Республики Бурятия      |

                L---------------T----------------

                                |

                  --------------V--------------

                  |Рабочие программы реализации|

--------------+     кадровой политики      +-----------

|             L-T---------T-------------T---           |

|               |         |             |              |

----V---- ---------V- ------V---- -------V---- --------V-----

|Органы  | |Органы    | |Гос. пред-| |Акционерные| |Общественные,|

|исполни-| |местного  | |приятия,  | |частные,   | |политические |

|тельной | |самоуправ-| |компании, | |арендные   | |организации  |

|власти  | |ления     | |фирмы     | |предприятия| |             |

L--------- L----------- L----------- L------------ L--------------

Законодательной базой Концепции являются Конституция Российской Федерации, Конституция Республики Бурятия, федеральные законы и законы Республики Бурятия, Указы Президента Российской Федерации и Президента Республики Бурятия по кадровым проблемам, нормативные правовые акты и методические документы Правительства Российской Федерации и Правительства Республики Бурятия.

Концепция кадровой политики направлена на проведение единой системы в деятельности органов исполнительной власти и местного самоуправления по формированию, развитию и рациональному использованию кадров, всех трудовых ресурсов Бурятии. Это система официально признанных целей, задач, приоритетов, принципов и методов действия органов государственной власти и местного самоуправления по формированию государственной и муниципальной служб, регулированию кадровых отношений с учетом рыночно - демократических преобразований и становления цивилизованного гражданского общества. Она является единой для всех органов государственной власти республики, для всех административно - территориальных единиц и хозяйствующих субъектов и является носителем наиболее общих начал в кадровой деятельности, которые закреплены в Конституции Российской Федерации и Конституции Республики Бурятия, а также сформулированы в других нормативных правовых актах. На уровне отдельных органов государственной власти, местного самоуправления и хозяйствующих субъектов они конкретизируются под углом зрения региональных интересов и частных задач, реальных возможностей отраслевых министерств, ведомств, предприятий, организаций и учреждений.

Договор о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Бурятия, соглашение о разграничении полномочий между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Бурятия обусловили создание новых форм взаимоотношений центральных органов с органами власти Бурятии. В состав федеральных программ России вошла Программа социально - экономического развития Республики Бурятия до 2005 года, направленность которой предполагает максимальное использование внутреннего потенциала республики. Это обуславливает специфику Концепции и выдвигает на первый план решение следующих проблем:

- приведение структуры управления и полномочий органов исполнительной власти в соответствие с проводимыми преобразованиями в экономике и основами новой российской государственности;

- создание системы прогнозирования и планирования потребности в кадровом обеспечении реформ, исходя из соответствующих долговременных программ социально - экономического развития Бурятии.

Исходя из этого приоритетными направлениями Концепции являются:

- формирование действенной системы кадрового обеспечения органов исполнительной власти и местного самоуправления высококвалифицированными специалистами, отслеживание роста их карьеры и укрепление служебной дисциплины;

- реформирование, рационализация и повышение эффективности государственного управления на всех уровнях;

- повышение ответственности первых руководителей органов исполнительной власти и местного самоуправления за организацию кадровой работы в своих ведомствах;

- создание системы нормативно - правового и научно - методического обеспечения работы с кадрами в органах власти;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»