Недействующий

ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 19 марта 2001 года N 90

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "ПЕРЕСЕЛЕНИЕ ГРАЖДАН РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ ИЗ ВЕТХОГО И АВАРИЙНОГО ЖИЛИЩНОГО ФОНДА В 2001 - 2005 ГОДАХ"

Утратил силу: НГР ru04000200300224

В целях решения проблемы обеспечения жильем граждан, проживающих в ветхом и аварийном жилье, Правительство Республики Бурятия постановляет:

1. Утвердить прилагаемую Республиканскую целевую программу "Переселение граждан Республики Бурятия из ветхого и аварийного жилищного фонда в 2001 - 2005 годах" (далее - Программа).

2. Министерству финансов Республики Бурятия (Налетов А.Ю.), начиная с 2002 года, предусматривать в республиканском бюджете финансирование мероприятий.

3. Рекомендовать органам местного самоуправления городов и районов республики разработать на основе Программы местные программы переселения граждан из ветхого и аварийного жилья.

4. Координацию работ по реализации Программы возложить на Министерство по строительству и жилищно - коммунальному хозяйству Республики Бурятия (Быков Н.И.).

Президент - Председатель

Правительства Республики Бурятия

Л.В.ПОТАПОВ

Заместитель Управляющего Делами -

Руководителя Администрации Президента

и Правительства Республики Бурятия

Н.М.АНТОНОВ

Утверждена
Постановлением Правительства
Республики Бурятия
от 19.03.2001 N 90

РЕСПУБЛИКАНСКАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "ПЕРЕСЕЛЕНИЕ ГРАЖДАН РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ ИЗ ВЕТХОГО И АВАРИЙНОГО ЖИЛИЩНОГО ФОНДА В 2001 - 2005 ГОДАХ" Аннотация Республиканской целевой программы "Переселение граждан Республики Бурятия из ветхого и аварийного жилищного фонда в 2001 - 2005 годах"


Около четырех процентов населения Республики Бурятия в настоящее время проживает в ветхих и аварийных домах, не приспособленных для постоянного проживания.

Государство в настоящее время гарантирует гражданам, проживающим в жилом помещении (доме), не отвечающем установленным санитарным и техническим требованиям, право на получение в пользование жилого помещения (ст. 28, 29 Жилищного Кодекса РСФСР). Существующая правовая база не учитывает современного состояния проблемы, связанной с вопросами собственности на объекты жилищной недвижимости. Ответственность государства за улучшение жилищных условий граждан, проживающих в настоящее время в ветхом и аварийном жилищном фонде, оправдана с социальной точки зрения, поскольку основная масса граждан, проживающих в ветхих и аварийных домах, в настоящее время не в состоянии самостоятельно приобрести или получить на условиях найма жилище удовлетворительного качества. Кроме того, следует признать прямую ответственность государства за возникновение проблемы ветхого и аварийного жилья, поскольку до недавнего времени государство являлось основным собственником жилищного фонда и не обеспечило должной системы эксплуатации и реновации жилищного фонда.

Политическая задача Программы заключается в том, чтобы оценить масштаб проблемы, определить методологию ее решения, объем необходимых финансовых ресурсов, пути их привлечения, в первую очередь, имея в виду внебюджетные средства, а также пути и размеры федеральной поддержки в ее реализации.

Параллельно предстоит обеспечить формирование ответственности собственника жилищного фонда не только за состояние жилищного фонда, но и за его восстановление в случае физического износа или аварийного разрушения, создать рыночные механизмы страхования для минимизации финансовых рисков собственников жилья. После выполнения государством обязательств, определенных данной программой, перед гражданами, проживающими в ветхом или аварийном жилищном фонде, в дальнейшем проблема переселения из ветхого фонда должна рассматриваться как проблема собственника жилищного фонда, а не государства.

Программа ставит задачу ликвидации до 2005 года (включительно) существующего на настоящее время ветхого и аварийного жилищного фонда и фонда, признанного таковым до 2004 года. Это предполагает, что к концу 2003 года должны быть созданы правовые, нормативные, методологические, организационные условия, формирующие ответственность собственника за состояние жилищного фонда, а также рыночные механизмы минимизации финансовых рисков собственников жилья в случае его физического износа или аварийного разрушения.

Исходя из имеющейся информации о площади ветхого и аварийного жилищного фонда, числе проживающих в нем граждан, стоимости 1 кв. м жилья, стоимость реализации Программы составит 4200 млн. рублей.

Решение проблемы переселения граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда основывается на определении общих методологических принципов, правовых основ и финансовых механизмов ликвидации ветхого фонда, мер государственной поддержки в решении этой сложной задачи. Но конкретная деятельность, связанная с планированием и организацией работ по переселению людей и ликвидации ветхого и аварийного фонда, по мобилизации финансовых и организационных ресурсов, развитию городских территорий, где располагается ветхий жилищный фонд, лежит на органах местного самоуправления.

В рамках Программы предусмотрена максимально полная юридическая формализация проблемы предоставления жилых помещений гражданам, проживающим в ветхом и аварийном жилищном фонде, с целью определения ее реальных масштабов, механизмов решения и снятия избыточных социальных ожиданий.

Механизмы предоставления жилья ориентированы на максимальную свободу выбора нового жилого помещения самими гражданами. По рекомендации Госстроя России определяется, что наилучшим способом реализации такой свободы является предоставление жилищного сертификата (правовая база по выпуску жилищных сертификатов будет разработана Федеральными органами в 2001 г.). Принципиально важно подчеркнуть, что Программа не является программой строительства социального жилья, а направлена на максимально возможную свободу принятия решений переселяемыми гражданами.

Ключевая проблема в решении задачи ликвидации ветхого жилищного фонда - обеспечение ее необходимыми финансовыми ресурсами. Главная идея, которая закладывается в Программу состоит в том, что федеральная финансовая поддержка будет оказываться тем регионам, которые смогли привлечь к решению этой проблемы существенные ресурсы на местном уровне путем консолидации всех возможных бюджетных и внебюджетных источников финансирования.

Важная задача, которая должна найти свое разрешение в процессе реализации Программы переселения граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда, - это формирование концепции градостроительного развития районов сосредоточения ветхого жилищного фонда. Рассмотрение этой проблемы должно обеспечить не только комплексный подход к ликвидации ветхого жилищного фонда, но и привлечь к решению этой задачи дополнительные внебюджетные ресурсы.

При общей оценке стоимости Программы в 4200 млн. рублей предполагается, что в первые два года она будет финансироваться в основном за счет бюджетных ресурсов всех уровней. За это время будут созданы необходимые методические и организационные предпосылки крупномасштабного привлечения внебюджетных ресурсов для реализации Программы.

Программа предусматривает также федеральные ресурсы для ее реализации. Предполагается, что объем этих ресурсов составит около 10% от общей стоимости Программы.

Главным принципом распределения федеральных ресурсов для реализации Программы в регионах будет принцип софинансирования. Чем большие ресурсы для реализации Программы сможет привлечь регион, тем больший размер финансовой помощи будет предоставляться региону из федеральных источников.

Наряду с этим, при определении размеров федеральной поддержки региональным программам будет учитываться размер ветхого и аварийного фонда в том или ином регионе, возможности привлечения внебюджетных ресурсов для его ликвидации, участие региона в других социальных федеральных программах и другие факторы.

Паспорт Республиканской целевой программы "Переселение граждан Республики Бурятия из ветхого и аварийного жилищного фонда в 2001 - 2005 годах"

 Наименование Программы        Республиканская целевая программа

                               "Переселение граждан Республики

                               Бурятия из ветхого и аварийного

                               жилищного фонда в 2001 - 2005

                               годах"

 Наименование, номер и дата    Распоряжение Правительства

 принятия решения о разработке Республики Бурятия от 16.01.2001

 Программы                     N 35

 Государственный заказчик      Министерство по строительству и

 Программы                     жилищно - коммунальному хозяйству

                               Республики Бурятия

 Генеральный разработчик       Государственный производственно -

 Программы                     учебный центр ЖКХ Республики

                               Бурятия

 Цели Программы                Реализация социально -

                               ориентированной государственной

                               жилищной политики по обеспечению

                               граждан жильем стандартного

                               качества. Скорейшее обеспечение

                               жильем граждан, проживающих в

                               домах, признанных непригодными для

                               постоянного проживания, и

                               ликвидация до 2005 года

                               включительно существующего ветхого

                               и аварийного жилищного фонда и

                               фонда, признанного таковым до 2004

                               года. Создание условий для

                               скорейшего формирования

                               ответственности собственника

                               жилищного фонда за его состояние и

                               восстановление

 Сроки реализации Программы    2001 - 2005 годы

 Программой предусматриваются: - подготовка условий и разработка

                               механизма для переселения граждан

                               из ветхого и аварийного жилищного

                               фонда;

                               - обеспечение переселяемых граждан

                               иным жильем;

                               - оптимизация развития территорий,

                               занятых в настоящее время ветхим

                               жилищным фондом

 Основные мероприятия и этапы  I этап - 2001 - 2002 годы

 реализации Программы          - Формирование законодательной и

                               нормативной базы для предоставления

                               жилья гражданам; установление

                               очередности сноса или реконструкции

                               жилищного фонда и этапов

                               переселения граждан;

                               - Привлечение и аккумулирование

                               бюджетных и внебюджетных финансовых

                               ресурсов для реализации Программы;

                               - Формирование маневренного фонда

                               для временного отселения граждан из

                               домов, подлежащих реконструкции.

                               II этап - 2003 - 2005 годы

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»