Недействующий

ЗАКОН

РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ

от 16 сентября 1997 года N 563-I

О ПОРЯДКЕ РАССМОТРЕНИЯ ОБРАЩЕНИЙ ГРАЖДАН В РЕСПУБЛИКЕ БУРЯТИЯ

Принят

Народным Хуралом

16 сентября 1997 года


Утратил силу: НГР ru04000200600439

Изменения: НГР ru04000200100157

В соответствии с Конституцией Российской Федерации и Конституцией Республики Бурятия настоящий Закон направлен на регулирование порядка рассмотрения предложений, ходатайств, заявлений и жалоб граждан (далее обращения граждан) в органах государственной власти местного самоуправления, в государственных и муниципальных учреждениях и предприятиях Республики Бурятия как важного средства реализации и охраны прав личности, укрепления связи органов государственной власти и местного самоуправления с населением, гарантии участия граждан в управлении делами государства и общества.

Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Основные термины, используемые в настоящем Законе


1. Обращение - изложенное в письменной или устной форме предложение, заявление, ходатайство, жалоба гражданина (граждан).

2. Предложение - обращение гражданина (граждан), направленное на улучшение порядка организации и деятельности органов государственной власти и местного самоуправления Республики Бурятия, государственных и муниципальных учреждений и предприятий Республики Бурятия, на совершенствование правовой основы государственной и общественной жизни, решение вопросов в экономической, социально - культурной и других сферах деятельности Республики Бурятия.

3. Заявление - обращение гражданина (граждан) по поводу реализации прав, свобод и законных интересов его и других граждан.

4. Жалоба - обращение гражданина (граждан) в органы государственной власти, местного самоуправления, в государственные и муниципальные учреждения и предприятия Республики Бурятия и к должностным лицам по поводу нарушенных прав, свобод и законных интересов его и других граждан решениями и действиями (или бездействиями) органов или должностного лица либо юридического или физического лица.

5. Ходатайство - письменное обращение гражданина (граждан) с просьбой о признании за лицом (лицами) определенного статуса, прав и свобод.

6. Коллективное обращение - обращение двух и более граждан, а также обращения, принятые на митингах, собраниях и т.д., подписанные организаторами этого митинга, собрания и т.д.

7. Должностное лицо - лицо, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющее функции представителя власти либо выполняющее организационно - распорядительные, административно - хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, в государственных и муниципальных учреждениях и предприятиях.

8. Законный представитель - родители, усыновители, опекуны или попечители лица, подавшего обращение, представители учреждений и организаций, на попечении которых находится это лицо.

9. Решения, действия (бездействия) органов или должностных лиц - коллегиальное или единоличные решения, действия (бездействия), в результате которых нарушены права, свободы и законные интересы граждан: созданы препятствия для их осуществления; на гражданина незаконно наложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к какой-либо ответственности.

Статья 2. Законодательство, регулирующее порядок рассмотрения обращений граждан


1. Порядок рассмотрения обращений граждан регулируется федеральным законодательством и законодательством Республики Бурятия.

2. Органы государственной власти, местного самоуправления, государственные и муниципальные учреждения и предприятия в соответствии с требованиями федерального законодательства и настоящего Закона в установленном порядке вводят собственные Положения об организации приема граждан.

Статья 3. Основные принципы рассмотрения обращений граждан


Основными принципами рассмотрения обращений граждан являются законность, демократичность, гласность, равенство граждан, контроль за своевременностью и полнотой их рассмотрения.

Статья 4. Действия настоящего Закона


1. Действие настоящего Закона распространяется на все обращения граждан, кроме:

а) обращений по вопросам изобретений, открытий, рационализаторских предложений, порядок рассмотрения которых регулируется отраслевым федеральным законодательством;

б) обращений, которые рассматриваются в порядке конституционного, гражданского, уголовного и арбитражного производства и по делам административных правонарушений;

в) обращений, рассматриваемых членами Совета Федерации, депутатами Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, депутатами Народного Хурала Республики Бурятия и депутатами представительных органов местного самоуправления в Республике Бурятия в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Республики Бурятия;

{В редакции Закона Республики Бурятия от 06.07.2001 N 770-II}

г) обращений, по которым федеральным законодательством и законодательством Республики Бурятия предусматривается иной порядок их рассмотрения.

{В редакции Закона Республики Бурятия от 06.07.2001 N 770-II}

2. Действия настоящего Закона не распространяются на обращения анонимного характера.

Статья 5. Язык производства при рассмотрении обращений граждан


1. Производство при рассмотрении обращений граждан на территории Республики Бурятия осуществляется на русском либо на бурятском языках - на государственных языках Республики Бурятия.

2. Гражданин (граждане) могут излагать свое обращение, давать объяснения на родном языке либо на языке общения, а также пользоваться услугами переводчика.

Статья 6. Подведомственность рассмотрения обращений граждан


1. Предложения, ходатайства, заявления в целях своевременного рассмотрения подаются гражданами в те органы государственной власти и местного самоуправления, в государственные и муниципальные учреждения и предприятия и к тем должностным лицам, в компетенцию которых входит разрешение данного вопроса.

2. Жалобы подаются в те органы и тем должностным лицам, которым непосредственно подчинены должностные лица, нарушившие права, свободы и законные интересы граждан.

3. Должностные лица, в компетенцию которых входит решение вопросов, поставленных в обращениях граждан, не вправе направлять их для рассмотрения в иные органы (должностным лицам).

Статья 7. Обращения граждан, направленные на совершенствование законодательства


1. В соответствии с Конституцией Российской Федерации и Конституцией Республики Бурятия граждане могут направлять свои предложения по совершенствованию федерального законодательства и законодательства Республики Бурятия в органы государственной власти Российской Федерации и Республики Бурятия, а также в органы местного самоуправления в Республике Бурятии.

{В редакции Закона Республики Бурятия от 06.07.2001 N 770-II}

2. Предложения граждан по совершенствованию федерального законодательства рассматриваются в соответствии с федеральным законодательством, предложения по совершенствованию законодательства Республики Бурятия рассматриваются в соответствии с законодательством Республики Бурятия.

{В редакции Закона Республики Бурятия от 06.07.2001 N 770-II}

Статья 8. Обращения граждан в межгосударственные органы


В соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права гражданин может обратиться с индивидуальной жалобой в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты.

Глава II. РАССМОТРЕНИЕ ОБРАЩЕНИЙ ГРАЖДАН

Статья 9. Требования к письменным обращениям граждан


1. Письменные обращения граждан должны содержать наименование и адрес органа или должностного лица, которому направляется обращение, изложение существа обращения, фамилию, имя, отчество обращающегося, адрес, дату и личную подпись.

2. Не рассматриваются обращения анонимные и содержащие выражения, оскорбляющие честь и достоинство других граждан.

3. Анонимные обращения, содержащие информацию о правонарушениях, направляются в соответствующие органы.

Статья 10. Требования к рассмотрению обращений граждан


1. Органы государственной власти, местного самоуправления, государственные и муниципальные учреждения и предприятия и их должностные лица при рассмотрении обращений граждан обязаны:

а) проводить личный прием граждан;

б) зарегистрировать обращение;

в) обеспечить необходимые условия для его рассмотрения и разрешения;

г) принять обоснованное решение, обеспечить в пределах своей компетенции своевременное и правильное исполнение этого решения;

д) сообщить гражданину (гражданам) в письменной форме или устной форме о своем решении, в случае невозможности удовлетворить требования, изложенные в обращении, указать мотивы отказа, разъяснить порядок обжалования решения;

е) осуществлять контроль за работой с обращениями граждан в подчиненных структурных подразделениях.

2. Руководитель органа государственной власти, местного самоуправления, государственного и муниципального учреждения и предприятия и иное должностное лицо, которым поданы заявление или жалоба, вправе оставить их без рассмотрения, если они поданы с нарушением требований статьи 9 настоящего Закона, уведомив об этом в трехдневный срок со дня регистрации обращения лицо, подавшее заявление или жалобу.

Статья 11. Право граждан на обращение


1. В соответствии с Конституцией Российской Федерации и Конституцией Республики Бурятия каждый гражданин (группа граждан) Российской Федерации имеет право направлять письменные обращения, обратиться лично или через своего законного представителя, адвоката в органы государственной власти и местного самоуправления, в государственные и муниципальные учреждения и предприятия Республики Бурятия и к их должностным лицам, депутатам законодательных (представительных) органов Российской Федерации и Республики Бурятия, местного самоуправления в Республике Бурятия.

{В редакции Закона Республики Бурятия от 06.07.2001 N 770-II}

2. Иностранные граждане и лица без гражданства, находящиеся на территории Республики Бурятия, пользуются правом на обращение наравне с гражданами Российской Федерации, если нет ограничений, установленных федеральным законодательством или международными договорами, ратифицированными Российской Федерацией.

3. При подаче обращений и его рассмотрении гражданин имеет право:

а) лично изложить свои доводы лицу, которому поручено рассмотрение его обращения;

б) пользоваться услугами законного представителя, адвоката;

в) знакомиться с итоговыми материалами проверки обращения и получить письменный ответ на него;

г) с согласия лица, рассматривающего обращение, присутствовать при его рассмотрении;

д) обжаловать принятое решение.

4. Обращения недееспособных граждан рассматриваются с участием законных представителей или представителей органов опеки и попечительства.

Статья 12. Полномочия органов (должностных лиц) при рассмотрении обращений граждан


1. При рассмотрении обращений граждан должностные лица, которым поручено их рассмотрение, вправе в установленном законодательством порядке и сроки:

а) запрашивать и получать от других органов и должностных лиц сведения, документы и материалы, необходимые для рассмотрения обращения;

б) получать письменные объяснения от должностных лиц по вопросам, подлежащим выяснению при рассмотрении обращения;

в) производить проверки по исполнению принятых ими решений;

Органы государственной власти Республики Бурятия, органы местного самоуправления в Республике Бурятия, организации, их руководители и другие должностные лица, к ведению которых не относится решение вопросов, поставленных в обращениях, направляют их не позднее чем в пятидневный срок по принадлежности, извещая об этом заявителей, а при личном приеме разъясняют, куда им следует обратиться.

{В редакции Закона Республики Бурятия от 06.07.2001 N 770-II}

2. Органы и должностные лица, которым направлены запросы с требованием представления документов и объяснений, обязаны в срок до 7 дней со дня получения запроса направить соответствующие документы, материалы или письменные объяснения, необходимые для рассмотрения обращения гражданина, за исключением тех, которые содержат государственную, служебную или иную охраняемую законом тайну, для которых установлен особый порядок представления.

Статья 13. Личный прием граждан


1. Личный прием граждан должен производиться по графику (в установленные дни и часы), доведенному до сведения граждан.

2. Устное и письменное обращение граждан, переданное при личном приеме, должно быть зарегистрировано в установленном порядке.

3. Руководители органов государственной власти и местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений и предприятий организуют личный прием граждан, осуществляют его и несут ответственность за его организацию.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»