ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 26 июля 2012 года N 450

О КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ АППАРАТНО-ПРОГРАММНОГО КОМПЛЕКСА "БЕЗОПАСНЫЙ ГОРОД" В РЕСПУБЛИКЕ БУРЯТИЯ НА 2012 - 2016 ГОДЫ

В целях реализации Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, утвержденной указом Президента Российской Федерации от 12.05.2009 N 537, Правительство Республики Бурятия постановляет:

1. Утвердить прилагаемую Концепцию развития аппаратно-программного комплекса "Безопасный город" в Республике Бурятия на 2012 - 2016 годы (далее - Концепция).

2. Исполнительным органам государственной власти Республики Бурятия руководствоваться положениями Концепции при формировании государственных программ Республики Бурятия.

3. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.

Глава Республики Бурятия -
 Председатель Правительства
 Республики Бурятия

В. Наговицын


___________________

Проект представлен Министерством внутренних дел

по Республике Бурятия

тел. 29-54-31

УТВЕРЖДЕНА
постановлением Правительства
Республики Бурятия
от 26.07. 2012 N 450

КОНЦЕПЦИЯ развития аппаратно-программного комплекса "Безопасный город" в Республике Бурятия на 2012 - 2016 годы

1. Введение


Концепция развития аппаратно-программного комплекса "Безопасный город" в Республике Бурятия на 2012 - 2016 годы (далее - Концепция) представляет собой официально принятую систему взглядов на цели, задачи, основные принципы и направления деятельности в сфере обеспечения безопасности функционирования и устойчивого развития республики, сохранения жизни и здоровья населения, защиты его прав и свобод в условиях внешних и внутренних опасностей и угроз.

Настоящий документ является основой для:

- разработки стратегии и проектных решений по созданию в населенных пунктах Республики Бурятия системы поддержки, регулирования и координации деятельности всех участников процесса обеспечения бе-зопасности;

- совершенствования и дальнейшего развития нормативной правовой базы обеспечения безопасности личности и общества;

- разработки и реализации целевых программ по обеспечению защиты населения;

- формирования и проведения единой политики органов власти, экономических и социальных структур, населения в сфере обеспечения бе-зопасности.

Правовую и методологическую базу Концепции составляют Конституция Российской Федерации, федеральное законодательство, законодательство Республики Бурятия.

2. Предпосылки разработки Концепции


Особая актуальность проблематики обеспечения безопасности в настоящее время связана с сохраняющейся угрозой террористических действий, активности преступных элементов. Существованию внутренней напряженности и низкого уровня безопасности способствуют некоторые нежелательные процессы, идущие в экономике, политике, социальной, культурной сферах, а также постоянно растущая загруженность автомобильных трасс, переполненность остановок общественного транспорта и других мест скопления людей.

Кроме того, события последнего времени со всей очевидностью свидетельствуют о том, что традиционные методы борьбы с такими преступлениями, как терроризм, захват заложников, разбойные нападения, заказные убийства, квартирные кражи, угоны автомобилей, а также принятие превентивных мер по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера не всегда дают адекватные результаты. Отдельные успехи силовых структур обеспечиваются мобилизацией всех сил и средств в ходе проведения отдельных кампаний после очередного чрезвычайного события и связаны со значительными материальными затратами и напряжением работы личного состава.

Существует необходимость оснащения подразделений органов внутренних дел техническими средствами, позволяющими повысить оперативность реагирования, раскрываемость преступлений, эффективность мер по предупреждению и пресечению правонарушений.

В решении этой задачи значительную поддержку могут оказать современные информационные технологии. Уровень их развития в настоящее время позволяет создавать интеллектуальные межведомственные территориально-распределенные системы, способные регистрировать, обрабатывать, хранить и анализировать значительные объемы разнородной информации. Эти системы позволяют осуществлять достаточно эффективный контроль над обстановкой в регионе и таким образом влиять на уровень безопасности. Существенным элементом такой комплексной системы является возможность осуществления глобального видеонаблюдения за обстановкой, включая как общественные центры и коммуникации, так и жилые кварталы.

Основной эффект будет достигаться за счет интеграции двух факторов - наличия такой информации в реальном времени и возможности информационных систем по автоматизированной обработке и анализу этих данных. При этом видеоинформация может дополняться телеметрической информацией с различных датчиков (в т. ч. охранная и пожарная сигнализация), контрольных устройств (пункты пропуска) и систем связи (аварийные вызовы по линиям "01", "02", "03", в дальнейшем "112").

Будучи созданным, комплекс позволит эффективно осуществлять следующие функции:

- постоянное наблюдение за обстановкой в общественных местах, включая улицы и площади, административные здания, детские, спортивные и культурные учреждения, авто- и железнодорожные вокзалы, аэропорты, подвижной состав транспорта;

- контроль за оставленными предметами, оперативное информирование дежурных служб в случае нарушений общественного порядка, коммунальных аварий и техногенных катастроф;

- сплошной визуальный контроль в отдельных местах с применением технологии автоматизированной идентификации лиц по изображению и сравнения с эталонной базой данных для проведения оперативно-розыскных мероприятий, выявления криминальных связей, предотвращения незаконного оборота наркотиков и т. п. Такой контроль может осуществляться как в реальном времени, так и по архивным материалам видеонаблюдения. При этом могут решаться как задачи обнаружения и задержания разыскиваемых или подозреваемых лиц, так и предотвращения будущих инцидентов (например, отказ в проходе на спортивные и культурные мероприятия выявленным злостным хулиганам, предотвращение попыток террористического захвата);

- контролируемый доступ на объекты и в помещения;

- контроль передвижения автотранспортных средств, включая общую обстановку на дорогах, выездах/въездах на объекты и контролируемые зоны, поддержку операций по планам обнаружения и задержания разыскиваемых транспортных средств;

- видеонаблюдение за стоянками, транспортными развязками;

- обеспечение экстренной связи с правоохранительными органами и службами спасения с визуальным контролем.

Применение санкционированного удаленного доступа к хранилищам видеозаписей и документов с помощью современных беспроводных технологий может дать больший эффект для раскрытия преступлений по горячим следам, а также расследования причин природных и техногенных аварий.

3. Описание существующих угроз и интересов


Разработка мер по улучшению состояния безопасности и механизма их реализации должна осуществляться с учетом угроз, которые противостоят соответствующим интересам граждан, социальных групп, населенному пункту в целом.

Наиболее характерными являются следующие группы угроз (в алфавитном порядке):

- военные;

- информационные;

- коммунально-бытовые;

- криминальные;

- политические;

- природные;

- психологические;

- социальные;

- террористические;

- техногенные;

- экологические;

- экономические;

- эпидемиологические.

Эти угрозы носят комплексный взаимосвязанный характер и в большинстве своем имеют трансграничные масштабы. Уровни опасности угроз различного вида зависят от политической обстановки в стране и в мире, стабильности социально-экономического развития России и Республики Бурятия как субъекта Федерации и в разные периоды могут изменяться.

Интересы граждан состоят в реальном обеспечении конституционных прав и свобод, личной безопасности, безопасности их имущества, возможности физического, духовного и интеллектуального развития, создания и поддержания здорового образа и качества жизни на уровне благополучных городов развитых стран.

Интересы социальных групп состоят в обеспечении обусловленных законами условий их функционирования, саморазвития, самоуправления, повышения активности членов этих групп по выполнению стоящих перед ними задач.

Интересы населенного пункта включают установление политической, экономической и социальной стабильности, соблюдение законов и поддержание правопорядка, создание нормальных условий жизнедеятельности жителей населенного пункта и его структур, исключение условий, способствующих возникновению чрезвычайных ситуаций различного характера. При этом в конкретных сферах интересы населенного пункта заключаются в следующем:

в сфере общественной безопасности:

- в недопущении и своевременном пресечении любых проявлений террористической деятельности;

- в ликвидации условий возникновения явлений криминального характера;

- в поддержке и совершенствовании системы обеспечения правопорядка;

- в создании условий для развития инициативы граждан в части содействия силам обеспечения общественной безопасности;

- в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера:

- в создании системы мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций;

- в развитии и поддержании в готовности сил и средств для ликвидации чрезвычайных ситуаций;

- в повышении эффективности деятельности по предупреждению чрезвычайных ситуаций, смягчению их последствий;

в техногенной сфере:

- в обеспечении безопасности производственных структур, последовательной их модернизации на основе передовых и безвредных технологий;

- в повышении надежности работы объектов и систем жизнеобеспечения населенного пункта;

- в обеспечении устойчивого функционирования производств и инфраструктуры населенного пункта в условиях воздействия факторов опасностей и угроз;

в социальной сфере:

- в обеспечении прав каждого человека на личную безопасность;

- в повышении уровня и качества жизни жителей населенного пункта, искоренении бедности, обеспечении достойной жизни ветеранам, инвалидам и людям преклонного возраста, в преодолении кризисной демографической и экологической ситуации и обеспечении здоровья населения;

- в развитии жилищно-коммунального хозяйства и сферы бытовых услуг;

- в доступности для всех жителей медицинского обслуживания, транспорта, связи;

- в поддержке семьи, как первоначальной ячейки общества;

в оборонной сфере:

- в создании условий для эффективной деятельности предприятий оборонного профиля;

- в организации работ по повышению уровня знаний населения в сфере гражданской обороны;

- в проведении военно-патриотической работы среди молодежи;

- в своевременном и полном выполнении мероприятия мобилизационной подготовки;

в экологической сфере:

- в оздоровлении природной среды, восстановлении приемлемого уровня экологической обстановки в населенном пункте;

- во внедрении передовых природоохранных мер и технологий в генеральный план развития населенного пункта;

- в учете факторов защиты природы при реализации экономических и социальных программ и проектов;

в области экономики:

- в повышении инновационной и инвестиционной активности;

- в борьбе с экономическими преступлениями (в том числе с коррупцией);

- в обеспечении развития и эффективного использования научно-технического потенциала населенного пункта;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»