Недействующий

ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 03 февраля 1998 года N 43

О РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "РАЗВИТИЕ КУРОРТОВ РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ (1998 - 2005 ГГ.)"

Фактически утратил силу, так как истек срок действия.

Рассмотрев вопрос о состоянии и перспективах развития курортного дела, на основании постановления Правительства Российской Федерации от 02.02.96 N 101 "О федеральной целевой программе "Развитие курортов федерального значения" и для дальнейшего развития санаторно - курортных организаций, развития особо охраняемых природных территорий с различной рекреационной деятельностью, направленной на улучшение здоровья населения республики, Правительство Республики Бурятия постановляет:

1. Утвердить Республиканскую целевую программу "Развитие курортов Республики Бурятия (1998 - 2005 гг.)", представленную Государственным комитетом Республики Бурятия по делам молодежи, туризму, физической культуре и спорту (прилагается).

2. Определить государственным заказчиком по реализации вышеуказанной программы Государственный комитет Республики Бурятия по делам молодежи, туризму, физической культуре и спорту (Мантуров С.В.).

3. Государственному комитету Республики Бурятия по делам молодежи, туризму, физической культуре и спорту (Мантуров С.В.):

3.1. Ежегодно вносить в Правительство Республики Бурятия согласованные с Министерством финансов Республики Бурятия и Министерством экономики Республики Бурятия предложения по уточнению Республиканской целевой программы "Развитие курортов Республики Бурятия (1998 - 2005 гг.)" с учетом складывающейся социально - экономической ситуации.

3.2. Совместно с заинтересованными министерствами, ведомствами и организациями принять меры по выполнению Республиканской целевой программы "Развитие курортов Республики Бурятия (1998 - 2005 гг.)" и ежегодно докладывать правительству о ходе ее реализации.

4. Рекомендовать главам местного самоуправления районов и городов Республики Бурятия разработать и принять программы развития курортов, финансирование которых предусмотреть из средств местных бюджетов.

5. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Председателя Правительства Республики Бурятия Нимаеву Л.Ч.

Президент - Председатель

Правительства Республики Бурятия

Л.В.ПОТАПОВ

Управляющий Делами - Руководитель

Администрации Президента и

Правительства Республики Бурятия

А.Г. ЛУБСАНОВ

Утверждена
постановлением Правительства
Республики Бурятия
от 03.02.98 N 43

РЕСПУБЛИКАНСКАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "РАЗВИТИЕ КУРОРТОВ РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ (1998 - 2005 ГГ.)"

Паспорт Республиканской целевой программы "Развитие курортов Республики Бурятия (1998 - 2005 гг.)"


Наименование  программы

Республиканская  целевая программа "Развитие курортов Республики Бурятия (1998 - 2005  гг.)"

Дата принятия  решения о разработке программы, дата ее утверждения (наименование и номер  соответствующего нормативного акта)

постановление  Правительства Республики Бурятия от 19 мая 1997 г. N 170

Государственный  заказчик

Государственный  комитет Республики Бурятия по делам молодежи, туризму, физической культуре и  спорту

Основные  разработчики
  программы

Государственный  комитет Республики Бурятия по делам молодежи, туризму, физической культуре и  спорту, Министерство здравоохранения Республики Бурятия, Министерство  экономики Республики Бурятия, Министерство социальной защиты населения и  труда Республики Бурятия, Бурятгеолком

Цели и задачи  программы, важнейшие целевые показатели

сохранение и  развитие курортов, лечебно - оздоровительных местностей республиканского  значения, улучшение их экологического состояния, сохранение и рациональное  использование природных лечебных ресурсов республики для укрепления здоровья  населения, развитие курортной инфраструктуры, подготовка и повышение  квалификации специалистов курортного дела

Сроки реализации  программы

1998 - 2005 годы

Перечень  подпрограмм и основных мероприятий

создание  нормативно - правовой базы сферы санаторно - курортного дела;
развитие и  рациональное использование природных ресурсов санаторно - курортного  комплекса;организация и управление раз витием санаторно - курортной сферы;
 содействие развитию материальной базы курортов;
кадровое и научное

Исполнители  основных мероприятий

Государственный  комитет Республики Бурятия по делам молодежи, туризму, физической культуре и  спорту, Министерство здравоохранения Республики Бурятия, Министерство  экономики Республики Бурятия, Министерство социальной защиты населения и  труда Республики Бурятия, органы местного самоуправления

Объемы и источники  финансирования

бюджет республики  - 2268,0

средства ФСС -  71293,1

средства  "Байкалкурорт" - 63740,0

инвестиции -  1500,0

средства населения  - 13610,4

Ожидаемые конечные  результаты реализации программы

улучшение  показателей здоровья и демографических показателей населения республики;
 сохранение и развитие курортов;
рациональное использование ценных природных  факторов и их ресурсов;

  сохранение особо ценных лечебно - оздоровительных местностей республики,  повышение общего уровня санаторно - курортных услуг

Система  организации и контроля за исполнением программы

координация работ  по реализации программы принадлежит Государственному комитету Республики  Бурятия по делам молодежи, туризму, физической культуре и спорту,  Министерству здравоохранения Республики Бурятия, Министерству финансов  Республики Бурятия и Межведомственному совету, возглавляемому заместителем  Председателя Правительства Республики Бурятия, в состав которого также входит  экспертная группа

Республиканская целевая программа "Развитие курортов Республики Бурятия (1998 - 2005 гг.)" (далее - программа) разработана во исполнение законов Российской Федерации от 23.02.95 N 26-ФЗ "О природных лечебных ресурсах, лечебно - оздоровительных местностях и курортах", от 14.03.95 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях", Закона Республики Бурятия "О лечебно - оздоровительных местностях, курортах и других категориях особо охраняемых территорий", постановления Правительства Республики Бурятия от 19.05.97 N 170 "О мерах по реализации Закона Российской Федерации "О природных лечебных ресурсах, лечебно - оздоровительных местностях и курортах в Республике Бурятия". Объектом программы являются санаторно - курортные организации и лечебно - оздоровительные местности Республики Бурятия.

В республике на протяжении последних лет наблюдается тревожная тенденция снижения уровня здоровья населения, сокращается продолжительность жизни населения, увеличивается заболеваемость, растет травматизм и ежегодно увеличивается число инвалидов. Особую тревогу вызывает увеличение смертности среди работоспособного населения, показатели которой за последние 5 лет выросли в 2 раза. Средняя продолжительность жизни в Республике Бурятия в 1995 году составляла: у мужчин - 57,19 лет (58,27 - РФ), у женщин - 70,52 (71,7 - РФ). За последние годы увеличился в 2 раза уровень первичного выхода на инвалидность.

В результате экономических, социальных и иных процессов, происходящих в стране, положение дел в санаторно - курортной сфере в республике в последние годы значительно ухудшилось. Снизились объемы обслуживания и количество мест в санаторно - курортных организациях. С 1990 года по данным Госкомстата республики количество санаториев и пансионатов с лечением уменьшилось с 13 до 11, количество мест - с 2835 до 2132. Процент заполняемости курортов республики упал с 63% в 1992 году до 37% в 1996 году. Количество оздоровленного населения на курортах республики за последние годы снизилось более чем в 2 раза и сделало практически недоступным отдых и лечение на курортах для большинства населения республики.

Вместе с тем Республика Бурятия обладает значительным потенциалом рекреационных ресурсов, на ее территории открыто более 360 источников минеральных вод различного химического состава и лечебных грязей, в ряде местностей отмечены климатические особенности, благоприятные для лечения и оздоровления. Санаторно - курортное лечение как ведущая часть реабилитационной помощи занимает важное место в системе охраны здоровья населения. Лечение, проводимое в санаторно - курортных учреждениях, позволяет в несколько раз снизить число обострений различных заболеваний, как у взрослых, так и у детей. Больные, прошедшие санаторный этап реабилитации, в большинстве случаев возвращаются к труду, у них в 2 - 3 раза снижается временная и стойкая нетрудоспособность.

Наряду с этим остро стоит вопрос подготовки и переподготовки кадров. Необходима разработка научно обоснованных медико - экономических стандартов и критериев качества для проведения лицензирования, сертификации и аккредитации здравниц и специалистов независимо от их ведомственной принадлежности. В значительной степени сократилось проведение научно - исследовательских работ в области разведки и использования лечебных ресурсов, разработки и внедрения в практику нового технологического оборудования. Идет процесс разрушения системы рациональной эксплуатации месторождений природных лечебных ресурсов.

Программа рассчитана на проведение в жизнь практических решений по улучшению санаторно - курортного дела в республике и учитывает интересы санаторно - курортных учреждений, предприятий и государства в целом.

В программе даны подходы и методы решения проблемы курортов, лечебно - оздоровительных местностей и санаторно - курортных учреждений, которые послужат ориентиром для программных и иных управленческих действий на республиканском и местном уровнях.

Цель программы - развитие и рациональное использование природных ресурсов санаторно - курортного комплекса Республики Бурятия. Среди задач, требующих решения для достижения указанной цели, главными являются:

- разработка и внедрение эффективной системы мер и механизмов государственного воздействия на рациональное использование курортно - рекреационного потенциала республики, санаторно - курортного лечения, реабилитации и профилактики наиболее распространенных заболеваний;

- определение направлений государственной политики и создание целостной нормативно - правовой системы в сфере санаторно - курортного лечения и отдыха;

- разработка системы современных форм и методов функционирования курортов Республики Бурятия;

- организация эффективного управления курортами;

- повышение доступности санаторно - курортного лечения для большинства населения и его эффективности;

- сохранение кадрового потенциала, материальной, научной, лечебно - методической и природной базы курортного дела;

- уточнение налоговой и инвестиционной политики;

- реклама санаторно - курортных услуг республики на российском и мировом рынках.

Механизм реализации программы предусматривает отработку организационно - финансовых схем обеспечения системы мероприятий и проектов развития материальной базы в соответствии с содержанием подпрограмм.

Подготовка и начало реализации системы мероприятий программы будут проводиться в основном путем распределения ежегодно выделяемых бюджетных средств. Государственный комитет Республики Бурятия по делам молодежи, туризму, физической культуре и спорту как государственный заказчик может при необходимости обращаться в установленном порядке в федеральные и местные органы исполнительной власти с ходатайством о предоставлении предприятиям и организациям, участвующим в реализации мероприятий программы, инвестиционных кредитов, льгот по налогам, целевых дотаций или субсидий.

Обеспечение полноценного финансирования проектов и мероприятий программы будет достигаться путем активного привлечения средств из разных источников и гибкого изменения хода реализации конкретных проектов с учетом появления источников дополнительного финансирования.

В соответствии с действующим законодательством ежегодные объемы финансирования программы из республиканского бюджета определяются по результатам защиты бюджетных заявок Госкомитетом Республики Бурятия по делам молодежи, туризму, физической культуре и спорту и утверждения республиканского бюджета, а также за счет привлечения внебюджетных источников.

Функция координации работ по реализации программы принадлежит Государственному комитету Республики Бурятия по делам молодежи, туризму, физической культуре и спорту, Министерству здравоохранения Республики Бурятия, Министерству финансов Республики Бурятия, Межведомственному совету, возглавляемому заместителем Председателя Правительства Республики Бурятия, в состав которого входит также экспертная группа (распоряжение Правительства Республики Бурятия от 20.03.97 N 209-р).

Государственный комитет Республики Бурятия по делам молодежи, туризму, физической культуре и спорту регулярно заслушивает на своей коллегии и направляет в Правительство Республики Бурятия информацию о ходе реализации программы и эффективности использования финансовых средств.

Важнейшим результатом осуществления программы, выполняемой одновременно с Федеральной программой развития курортов федерального значения Российской Федерации, будет улучшение качества санаторно - курортной помощи, повышение уровня здоровья населения республики, укрепление материальной базы санаторно - курортной сферы Республики Бурятия, рост комфортности средств размещения, расширение спектра санаторно - курортных услуг.

Экономическая эффективность и окупаемость программы могут быть оценены исходя из показателей эффективности курортного лечения: сокращение количества дней временной нетрудоспособности в 2,3 - 3 раза; уменьшение потребности в госпитализации в 2 - 4 раза; сокращение расходов на лечение больных в поликлиниках и стационарах в 2,6 - 3 раза; уменьшение выплаты пособий по временной нетрудоспособности в 1,8 - 2,6 раза; снижение ущерба производству в связи с заболеваемостью рабочих и служащих в 2 - 3 раза.

Реализация программы позволит сохранить и рационально использовать природные лечебные ресурсы Бурятии, значительно улучшить экологическую обстановку на курортных территориях и в окружающих их районах, что в свою очередь послужит оздоровлению постоянно проживающего в этих местах населения и станет немаловажным фактором решения проблемы занятости населения. Осуществление мероприятий обеспечит экономическую стабильность и увеличит прибыльность всего санаторно - курортного комплекса, что приведет к росту налоговых поступлений в бюджеты всех уровней.

Приложение N 1
к Республиканской целевой программе
"Развитие курортов Республики
Бурятия (1998 - 2005 гг.)"
(в миллионах рублей, цены 1997 г.)

МЕРОПРИЯТИЯ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА НОРМАТИВНО - ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ, СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УПРАВЛЕНИЯ, СОХРАНЕНИЕ ПРИРОДНЫХ ЛЕЧЕБНЫХ РЕСУРСОВ, РАЗВИТИЕ И РАЦИОНАЛЬНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ САНАТОРНО - КУРОРТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ, УКРЕПЛЕНИЕ МАТЕРИАЛЬНО - ТЕХНИЧЕСКОЙ БАЗЫ, КАДРОВОЕ И НАУЧНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ.


Мероприятия

Исполнители

Источник  финансирования

Финансирование по  годам (в ценах 1997 г.)

1998

1999

2000

2001 -
  2005

всего

1. Создание  нормативно - правовой базы сферы санаторно - курортного дела

1.

Подготовка  предложений и изменений в действующее законодательство по вопросам  налогообложения в санаторно - курортной сфере

ГК МТФС  Минэкономики Минфин Минздрав ГНИ

бюджет РБ

5,0

-

-

-

5,0

Итого:

5,0

-

-

-

5,0

2. Организация и  управление развитием санаторно - курортной сферы

2.

Разработка плана  мероприятий по совершенствованию управления курортами в РБ

ГК МТФС Минздрав  Комгосимущество Минэкономики

бюджет РБ

5,0

-

-

-

5,0

3.

Разработка Положения  о реестре и ведение реестра санаторно - курортных организаций и лечебно -  оздоровительных местностей
  РБ

ГК МТФС  Госкомэкологии Госсанэпиднадзор Комгосимущество

бюджет РБ

12,0

10,0

10,0

48,0

80,0

4.

Разработка мер по  совершенствованию системы обеспечения санаторно - курортным лечением  категорий населения, нуждающихся в государственной поддержке

ГК МТФС  Минсоцзащиты Минздрав

бюджет РБ

5,0

5,0

10,0

средства населения

1701,3

1701,3

1701,3

8506,5

13610,4

средства ФСС

17661,7

17661,7

17661,7

18308,0

71293,1

5.

Подготовка  предложений по финансовой поддержке функционирования и развития курортов РБ  (долгосрочное кредитование, льготное инвестирование, выпуск государственных  ценных бумаг)

ГК МТФС Минфин  Минэкономики Минздрав

бюджет РБ

5,0

5,0

-

-

10,0

Итого:

бюджет РБ

32,0

105,0

средства населения

1701,3

13610,4

средства ФСС

17661,7

71293,1

5.1.

На основании  Соглашения о социально - экономическом, научно - техническом и культурном  сотрудничестве, заключенном между Правительством Республики Бурятия,  Администрацией Иркутской области и Правительством Республики Саха (Якутия)  (1998 - 2000 гг.) статья 3: Проводить на основе взаимных договоров  кооперирование и развитие в области экологического туризма и курортного строительства  на озере Байкал

ГК МТФС  Минэкономики

за счет средств  территорий

5.2.

На основании  Соглашения о сотрудничестве между Правительством Республики Бурятия и  Администрацией Иркутской области (1998 - 2000 гг.): Производить отпуск  электроэнергии для лечебно-оздоровительных комплексов,расположенных в  Тункинском районе, по средним тарифам,сложившимся в Иркутской области

ГК МТФС  Минэкономики

-

5.3.

На основании  Соглашения о социально - экономическом сотрудничестве между Правительством Республики  Бурятия и Правительством Республики Саха (Якутия) статья II: Республика  Бурятия ежегодно на основе взаимных договоров принимает на санаторно -  курортное лечение и отдых в
  здравницах Бурятии взрослоеи детское население. Стороны согласовывают вопрос  о создании Центра по оздоровлению детей на здравнице "Байкальский  Бор" на правах совместной собственности и владения

ГК МТФС, Минздрав,  Объединение "Байкалкурорт"

за счет
  средств
  территорий

5.4.

Для укрепления и  практической реализации договоренностей между Правительством Республики Бурятия  и Республикой Корея о взаимном сотрудничестве подготовить предложения по строительству  и реконструкции туристско - оздоровительного центра на курорте  "Горячинск"

ГК МТФС

бюджет РБ, средства  Республики Корея

5.5.

Для сохранения и  развития курортов, особо ценных лечебно - оздоровительных местностей считать "пилотными"  районами республики Тункинский, Курумканский и Прибайкальский

ГК МТФС

5.6.

Предложить  руководству Совета профсоюзов Республики Бурятия рассмотреть вопрос акционирования  курортов "Аршан" и "Горячинск"

ГК МТФС

5.7.

Для определения принадлежности  земельных территорий, занимаемых курортными организациями республики  разработать генеральный план функциональной организации территорий по  курортам "Аршан" и "Горячинск"

ГК МТФС, тендер

100

100

Всего:

19395,0

85008,5

3. Развитие и  рациональное использование природных ресурсов санаторно - курортного  комплекса Республики
  Бурятия

6.

Разработка и  ведение кадастра природных лечебных ресурсов РБ

ГК МТФС, Госкомэкологии,  Бурятгеолком и Комводхоз

бюджет РБ

12,0

10,0

10,0

48,0

80,0

7.

Проведение  экспертной оценки гидроминеральной базы и ее использования в лечебно -  оздоровительных местностях и курортах РБ

ГК МТФС Минздрав
  Госсанэпиднадзор Госкомэкологии

бюджет РБ

100,0

100,0

-

200,0

400,0

8.

Разработка  предложений по рациональной эксплуатации гидроминеральной базы РБ в санаторно  - курортных организациях и лечебно - оздоровительных местностях РБ

ГК МТФС Госкомэкологии  Геолком Комводхоз Минздрав

бюджет РБ

100,0

100,0

-

-

200,0

9.

Разработка  предложений по улучшению экологической обстановки и осуществления контроля на  санаторно - курортных организациях и лечебно - оздоровительных местностях РБ

ГК МТФС Госкомэкологии

бюджет РБ

50,0

50,0

-

-

100,0

10.

Организация государственного  мониторинга по основным характеристикам курортов и лечебно - оздоровительных местностей  РБ

ГК МТФС Госкомэкологии  Геолком Комводхоз Минздрав Госсанэпиднадзор

бюджет РБ

25,0

25,0

25,0

100,0

175,0

11.

Детальная разведка  Котокельского месторождения лечебных грязей

"Байкалкурорт"

средства "Байкалкурорт"

150,0

150,0

-

-

300,0

12.

Составление  технологических
  схем разработки месторождений лечебных грязей:

"Байкалкурорт"

средства "Байкалкурорт"

озеро Котокель

-

100,0

200,0

-

300,0

озеро Бормашовое

100,0

200,0

-

-

300,0

13.

Составление  технологических схем разработки минеральных вод:

"Байкалкурорт"

средства "Байкалкурорт"

Котокельских  радоновых

-

200,0

100,0

-

300,0

Питателевских азотно  - кремниевых вод

100,0

200,0

-

-

14.

Составление  проектов округа санитарной охраны Котокельских месторождений радоновых вод и лечебных  грязей

"Байкалкурорт"

средства "Байкалкурорт"

-

-

50,0

-

50,0

15.

Ликвидация 4  отработанных и наблюдательных скважин на Питателевском месторождении минеральных  вод и 23 скважин на Котокельском месторождении радоновых вод

"Байкалкурорт"

средства "Байкалкурорт"

50,0

50,0

150,0

100,0

350,0

16.

Создание  республиканской гидрогеологической режимной станции

ГК МТФС

бюджет РБ

60,0

60,0

60,0

240,0

420,0

17.

Бурение скважины  на Котокельском месторождении радоновых вод

"Байкалкурорт"

средства "Байкалкурорт"

-

800,0

-

-

800,0

18.

Реконструкция гидроминерального   хозяйства на Питателевском месторождении минеральных вод

"Байкалкурорт"

средства "Байкалкурорт"

-

300,0

-

-

300,0

19.

Реконструкция минералопроводов,  капремонт скважин, надкоптажных сооружений курорта "Аршан"

"Байкалкурорт"

средства
  "Байкалкурорт"

500,0

500,0

500,0

-

1500,0

Итого:

бюджет РБ

347,0

1375,0

средства "Байкалкурорт"

960,0

4020,0

Всего:

1307,0

5395,0

4. Укрепление  материально - технической базы сферы санаторно - курортного дела

Санаторий  "Байкальский Бор"

20.

Реконструкция  очистных сооружений на 400 куб. м/сутки

средства "Байкалкурорт"

-

3200,0

-

-

3200,0

21.

Реконструкция  котельной и тепловых сетей

средства "Байкалкурорт"

1000,0

1000,0

-

-

2000,0

22.

Строительство  водолечебницы (на 20 ванн) и минералопровода

средства "Байкалкурорт"

-

3500,0

4000,0

10000,0

17500,0

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»