ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 03 февраля 1998 года N 43
О РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "РАЗВИТИЕ КУРОРТОВ РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ (1998 - 2005 ГГ.)"
Фактически утратил силу, так как истек срок действия.
Рассмотрев вопрос о состоянии и перспективах развития курортного дела, на основании постановления Правительства Российской Федерации от 02.02.96 N 101 "О федеральной целевой программе "Развитие курортов федерального значения" и для дальнейшего развития санаторно - курортных организаций, развития особо охраняемых природных территорий с различной рекреационной деятельностью, направленной на улучшение здоровья населения республики, Правительство Республики Бурятия постановляет:
1. Утвердить Республиканскую целевую программу "Развитие курортов Республики Бурятия (1998 - 2005 гг.)", представленную Государственным комитетом Республики Бурятия по делам молодежи, туризму, физической культуре и спорту (прилагается).
2. Определить государственным заказчиком по реализации вышеуказанной программы Государственный комитет Республики Бурятия по делам молодежи, туризму, физической культуре и спорту (Мантуров С.В.).
3. Государственному комитету Республики Бурятия по делам молодежи, туризму, физической культуре и спорту (Мантуров С.В.):
3.1. Ежегодно вносить в Правительство Республики Бурятия согласованные с Министерством финансов Республики Бурятия и Министерством экономики Республики Бурятия предложения по уточнению Республиканской целевой программы "Развитие курортов Республики Бурятия (1998 - 2005 гг.)" с учетом складывающейся социально - экономической ситуации.
3.2. Совместно с заинтересованными министерствами, ведомствами и организациями принять меры по выполнению Республиканской целевой программы "Развитие курортов Республики Бурятия (1998 - 2005 гг.)" и ежегодно докладывать правительству о ходе ее реализации.
4. Рекомендовать главам местного самоуправления районов и городов Республики Бурятия разработать и принять программы развития курортов, финансирование которых предусмотреть из средств местных бюджетов.
5. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Председателя Правительства Республики Бурятия Нимаеву Л.Ч.
Президент - Председатель
Правительства Республики Бурятия
Л.В.ПОТАПОВ
Управляющий Делами - Руководитель
Администрации Президента и
Правительства Республики Бурятия
А.Г. ЛУБСАНОВ
РЕСПУБЛИКАНСКАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "РАЗВИТИЕ КУРОРТОВ РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ (1998 - 2005 ГГ.)"
Наименование программы | Республиканская целевая программа "Развитие курортов Республики Бурятия (1998 - 2005 гг.)" |
Дата принятия решения о разработке программы, дата ее утверждения (наименование и номер соответствующего нормативного акта) | постановление Правительства Республики Бурятия от 19 мая 1997 г. N 170 |
Государственный заказчик | Государственный комитет Республики Бурятия по делам молодежи, туризму, физической культуре и спорту |
Основные разработчики | Государственный комитет Республики Бурятия по делам молодежи, туризму, физической культуре и спорту, Министерство здравоохранения Республики Бурятия, Министерство экономики Республики Бурятия, Министерство социальной защиты населения и труда Республики Бурятия, Бурятгеолком |
Цели и задачи программы, важнейшие целевые показатели | сохранение и развитие курортов, лечебно - оздоровительных местностей республиканского значения, улучшение их экологического состояния, сохранение и рациональное использование природных лечебных ресурсов республики для укрепления здоровья населения, развитие курортной инфраструктуры, подготовка и повышение квалификации специалистов курортного дела |
Сроки реализации программы | 1998 - 2005 годы |
Перечень подпрограмм и основных мероприятий | создание нормативно - правовой базы сферы санаторно - курортного дела; |
Исполнители основных мероприятий | Государственный комитет Республики Бурятия по делам молодежи, туризму, физической культуре и спорту, Министерство здравоохранения Республики Бурятия, Министерство экономики Республики Бурятия, Министерство социальной защиты населения и труда Республики Бурятия, органы местного самоуправления |
Объемы и источники финансирования | бюджет республики - 2268,0 |
средства ФСС - 71293,1 | |
средства "Байкалкурорт" - 63740,0 | |
инвестиции - 1500,0 | |
средства населения - 13610,4 | |
Ожидаемые конечные результаты реализации программы | улучшение показателей здоровья и демографических показателей населения республики; |
Система организации и контроля за исполнением программы | координация работ по реализации программы принадлежит Государственному комитету Республики Бурятия по делам молодежи, туризму, физической культуре и спорту, Министерству здравоохранения Республики Бурятия, Министерству финансов Республики Бурятия и Межведомственному совету, возглавляемому заместителем Председателя Правительства Республики Бурятия, в состав которого также входит экспертная группа |
Республиканская целевая программа "Развитие курортов Республики Бурятия (1998 - 2005 гг.)" (далее - программа) разработана во исполнение законов Российской Федерации от 23.02.95 N 26-ФЗ "О природных лечебных ресурсах, лечебно - оздоровительных местностях и курортах", от 14.03.95 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях", Закона Республики Бурятия "О лечебно - оздоровительных местностях, курортах и других категориях особо охраняемых территорий", постановления Правительства Республики Бурятия от 19.05.97 N 170 "О мерах по реализации Закона Российской Федерации "О природных лечебных ресурсах, лечебно - оздоровительных местностях и курортах в Республике Бурятия". Объектом программы являются санаторно - курортные организации и лечебно - оздоровительные местности Республики Бурятия.
В республике на протяжении последних лет наблюдается тревожная тенденция снижения уровня здоровья населения, сокращается продолжительность жизни населения, увеличивается заболеваемость, растет травматизм и ежегодно увеличивается число инвалидов. Особую тревогу вызывает увеличение смертности среди работоспособного населения, показатели которой за последние 5 лет выросли в 2 раза. Средняя продолжительность жизни в Республике Бурятия в 1995 году составляла: у мужчин - 57,19 лет (58,27 - РФ), у женщин - 70,52 (71,7 - РФ). За последние годы увеличился в 2 раза уровень первичного выхода на инвалидность.
В результате экономических, социальных и иных процессов, происходящих в стране, положение дел в санаторно - курортной сфере в республике в последние годы значительно ухудшилось. Снизились объемы обслуживания и количество мест в санаторно - курортных организациях. С 1990 года по данным Госкомстата республики количество санаториев и пансионатов с лечением уменьшилось с 13 до 11, количество мест - с 2835 до 2132. Процент заполняемости курортов республики упал с 63% в 1992 году до 37% в 1996 году. Количество оздоровленного населения на курортах республики за последние годы снизилось более чем в 2 раза и сделало практически недоступным отдых и лечение на курортах для большинства населения республики.
Вместе с тем Республика Бурятия обладает значительным потенциалом рекреационных ресурсов, на ее территории открыто более 360 источников минеральных вод различного химического состава и лечебных грязей, в ряде местностей отмечены климатические особенности, благоприятные для лечения и оздоровления. Санаторно - курортное лечение как ведущая часть реабилитационной помощи занимает важное место в системе охраны здоровья населения. Лечение, проводимое в санаторно - курортных учреждениях, позволяет в несколько раз снизить число обострений различных заболеваний, как у взрослых, так и у детей. Больные, прошедшие санаторный этап реабилитации, в большинстве случаев возвращаются к труду, у них в 2 - 3 раза снижается временная и стойкая нетрудоспособность.
Наряду с этим остро стоит вопрос подготовки и переподготовки кадров. Необходима разработка научно обоснованных медико - экономических стандартов и критериев качества для проведения лицензирования, сертификации и аккредитации здравниц и специалистов независимо от их ведомственной принадлежности. В значительной степени сократилось проведение научно - исследовательских работ в области разведки и использования лечебных ресурсов, разработки и внедрения в практику нового технологического оборудования. Идет процесс разрушения системы рациональной эксплуатации месторождений природных лечебных ресурсов.
Программа рассчитана на проведение в жизнь практических решений по улучшению санаторно - курортного дела в республике и учитывает интересы санаторно - курортных учреждений, предприятий и государства в целом.
В программе даны подходы и методы решения проблемы курортов, лечебно - оздоровительных местностей и санаторно - курортных учреждений, которые послужат ориентиром для программных и иных управленческих действий на республиканском и местном уровнях.
Цель программы - развитие и рациональное использование природных ресурсов санаторно - курортного комплекса Республики Бурятия. Среди задач, требующих решения для достижения указанной цели, главными являются:
- разработка и внедрение эффективной системы мер и механизмов государственного воздействия на рациональное использование курортно - рекреационного потенциала республики, санаторно - курортного лечения, реабилитации и профилактики наиболее распространенных заболеваний;
- определение направлений государственной политики и создание целостной нормативно - правовой системы в сфере санаторно - курортного лечения и отдыха;
- разработка системы современных форм и методов функционирования курортов Республики Бурятия;
- организация эффективного управления курортами;
- повышение доступности санаторно - курортного лечения для большинства населения и его эффективности;
- сохранение кадрового потенциала, материальной, научной, лечебно - методической и природной базы курортного дела;
- уточнение налоговой и инвестиционной политики;
- реклама санаторно - курортных услуг республики на российском и мировом рынках.
Механизм реализации программы предусматривает отработку организационно - финансовых схем обеспечения системы мероприятий и проектов развития материальной базы в соответствии с содержанием подпрограмм.
Подготовка и начало реализации системы мероприятий программы будут проводиться в основном путем распределения ежегодно выделяемых бюджетных средств. Государственный комитет Республики Бурятия по делам молодежи, туризму, физической культуре и спорту как государственный заказчик может при необходимости обращаться в установленном порядке в федеральные и местные органы исполнительной власти с ходатайством о предоставлении предприятиям и организациям, участвующим в реализации мероприятий программы, инвестиционных кредитов, льгот по налогам, целевых дотаций или субсидий.
Обеспечение полноценного финансирования проектов и мероприятий программы будет достигаться путем активного привлечения средств из разных источников и гибкого изменения хода реализации конкретных проектов с учетом появления источников дополнительного финансирования.
В соответствии с действующим законодательством ежегодные объемы финансирования программы из республиканского бюджета определяются по результатам защиты бюджетных заявок Госкомитетом Республики Бурятия по делам молодежи, туризму, физической культуре и спорту и утверждения республиканского бюджета, а также за счет привлечения внебюджетных источников.
Функция координации работ по реализации программы принадлежит Государственному комитету Республики Бурятия по делам молодежи, туризму, физической культуре и спорту, Министерству здравоохранения Республики Бурятия, Министерству финансов Республики Бурятия, Межведомственному совету, возглавляемому заместителем Председателя Правительства Республики Бурятия, в состав которого входит также экспертная группа (распоряжение Правительства Республики Бурятия от 20.03.97 N 209-р).
Государственный комитет Республики Бурятия по делам молодежи, туризму, физической культуре и спорту регулярно заслушивает на своей коллегии и направляет в Правительство Республики Бурятия информацию о ходе реализации программы и эффективности использования финансовых средств.
Важнейшим результатом осуществления программы, выполняемой одновременно с Федеральной программой развития курортов федерального значения Российской Федерации, будет улучшение качества санаторно - курортной помощи, повышение уровня здоровья населения республики, укрепление материальной базы санаторно - курортной сферы Республики Бурятия, рост комфортности средств размещения, расширение спектра санаторно - курортных услуг.
Экономическая эффективность и окупаемость программы могут быть оценены исходя из показателей эффективности курортного лечения: сокращение количества дней временной нетрудоспособности в 2,3 - 3 раза; уменьшение потребности в госпитализации в 2 - 4 раза; сокращение расходов на лечение больных в поликлиниках и стационарах в 2,6 - 3 раза; уменьшение выплаты пособий по временной нетрудоспособности в 1,8 - 2,6 раза; снижение ущерба производству в связи с заболеваемостью рабочих и служащих в 2 - 3 раза.
Реализация программы позволит сохранить и рационально использовать природные лечебные ресурсы Бурятии, значительно улучшить экологическую обстановку на курортных территориях и в окружающих их районах, что в свою очередь послужит оздоровлению постоянно проживающего в этих местах населения и станет немаловажным фактором решения проблемы занятости населения. Осуществление мероприятий обеспечит экономическую стабильность и увеличит прибыльность всего санаторно - курортного комплекса, что приведет к росту налоговых поступлений в бюджеты всех уровней.
МЕРОПРИЯТИЯ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА НОРМАТИВНО - ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ, СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УПРАВЛЕНИЯ, СОХРАНЕНИЕ ПРИРОДНЫХ ЛЕЧЕБНЫХ РЕСУРСОВ, РАЗВИТИЕ И РАЦИОНАЛЬНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ САНАТОРНО - КУРОРТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ, УКРЕПЛЕНИЕ МАТЕРИАЛЬНО - ТЕХНИЧЕСКОЙ БАЗЫ, КАДРОВОЕ И НАУЧНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ.
Мероприятия | Исполнители | Источник финансирования | Финансирование по годам (в ценах 1997 г.) | |||||
1998 | 1999 | 2000 | 2001 - | всего | ||||
1. Создание нормативно - правовой базы сферы санаторно - курортного дела | ||||||||
1. | Подготовка предложений и изменений в действующее законодательство по вопросам налогообложения в санаторно - курортной сфере | ГК МТФС Минэкономики Минфин Минздрав ГНИ | бюджет РБ | 5,0 | - | - | - | 5,0 |
Итого: | 5,0 | - | - | - | 5,0 | |||
2. Организация и управление развитием санаторно - курортной сферы | ||||||||
2. | Разработка плана мероприятий по совершенствованию управления курортами в РБ | ГК МТФС Минздрав Комгосимущество Минэкономики | бюджет РБ | 5,0 | - | - | - | 5,0 |
3. | Разработка Положения о реестре и ведение реестра санаторно - курортных организаций и лечебно - оздоровительных местностей | ГК МТФС Госкомэкологии Госсанэпиднадзор Комгосимущество | бюджет РБ | 12,0 | 10,0 | 10,0 | 48,0 | 80,0 |
4. | Разработка мер по совершенствованию системы обеспечения санаторно - курортным лечением категорий населения, нуждающихся в государственной поддержке | ГК МТФС Минсоцзащиты Минздрав | бюджет РБ | 5,0 | 5,0 | 10,0 | ||
средства населения | 1701,3 | 1701,3 | 1701,3 | 8506,5 | 13610,4 | |||
средства ФСС | 17661,7 | 17661,7 | 17661,7 | 18308,0 | 71293,1 | |||
5. | Подготовка предложений по финансовой поддержке функционирования и развития курортов РБ (долгосрочное кредитование, льготное инвестирование, выпуск государственных ценных бумаг) | ГК МТФС Минфин Минэкономики Минздрав | бюджет РБ | 5,0 | 5,0 | - | - | 10,0 |
Итого: | бюджет РБ | 32,0 | 105,0 | |||||
средства населения | 1701,3 | 13610,4 | ||||||
средства ФСС | 17661,7 | 71293,1 | ||||||
5.1. | На основании Соглашения о социально - экономическом, научно - техническом и культурном сотрудничестве, заключенном между Правительством Республики Бурятия, Администрацией Иркутской области и Правительством Республики Саха (Якутия) (1998 - 2000 гг.) статья 3: Проводить на основе взаимных договоров кооперирование и развитие в области экологического туризма и курортного строительства на озере Байкал | ГК МТФС Минэкономики | за счет средств территорий | |||||
5.2. | На основании Соглашения о сотрудничестве между Правительством Республики Бурятия и Администрацией Иркутской области (1998 - 2000 гг.): Производить отпуск электроэнергии для лечебно-оздоровительных комплексов,расположенных в Тункинском районе, по средним тарифам,сложившимся в Иркутской области | ГК МТФС Минэкономики | - | |||||
5.3. | На основании Соглашения о социально - экономическом сотрудничестве между Правительством Республики Бурятия и Правительством Республики Саха (Якутия) статья II: Республика Бурятия ежегодно на основе взаимных договоров принимает на санаторно - курортное лечение и отдых в | ГК МТФС, Минздрав, Объединение "Байкалкурорт" | за счет | |||||
5.4. | Для укрепления и практической реализации договоренностей между Правительством Республики Бурятия и Республикой Корея о взаимном сотрудничестве подготовить предложения по строительству и реконструкции туристско - оздоровительного центра на курорте "Горячинск" | ГК МТФС | бюджет РБ, средства Республики Корея | |||||
5.5. | Для сохранения и развития курортов, особо ценных лечебно - оздоровительных местностей считать "пилотными" районами республики Тункинский, Курумканский и Прибайкальский | ГК МТФС | ||||||
5.6. | Предложить руководству Совета профсоюзов Республики Бурятия рассмотреть вопрос акционирования курортов "Аршан" и "Горячинск" | ГК МТФС | ||||||
5.7. | Для определения принадлежности земельных территорий, занимаемых курортными организациями республики разработать генеральный план функциональной организации территорий по курортам "Аршан" и "Горячинск" | ГК МТФС, тендер | 100 | 100 | ||||
Всего: | 19395,0 | 85008,5 | ||||||
3. Развитие и рациональное использование природных ресурсов санаторно - курортного комплекса Республики | ||||||||
6. | Разработка и ведение кадастра природных лечебных ресурсов РБ | ГК МТФС, Госкомэкологии, Бурятгеолком и Комводхоз | бюджет РБ | 12,0 | 10,0 | 10,0 | 48,0 | 80,0 |
7. | Проведение экспертной оценки гидроминеральной базы и ее использования в лечебно - оздоровительных местностях и курортах РБ | ГК МТФС Минздрав | бюджет РБ | 100,0 | 100,0 | - | 200,0 | 400,0 |
8. | Разработка предложений по рациональной эксплуатации гидроминеральной базы РБ в санаторно - курортных организациях и лечебно - оздоровительных местностях РБ | ГК МТФС Госкомэкологии Геолком Комводхоз Минздрав | бюджет РБ | 100,0 | 100,0 | - | - | 200,0 |
9. | Разработка предложений по улучшению экологической обстановки и осуществления контроля на санаторно - курортных организациях и лечебно - оздоровительных местностях РБ | ГК МТФС Госкомэкологии | бюджет РБ | 50,0 | 50,0 | - | - | 100,0 |
10. | Организация государственного мониторинга по основным характеристикам курортов и лечебно - оздоровительных местностей РБ | ГК МТФС Госкомэкологии Геолком Комводхоз Минздрав Госсанэпиднадзор | бюджет РБ | 25,0 | 25,0 | 25,0 | 100,0 | 175,0 |
11. | Детальная разведка Котокельского месторождения лечебных грязей | "Байкалкурорт" | средства "Байкалкурорт" | 150,0 | 150,0 | - | - | 300,0 |
12. | Составление технологических | "Байкалкурорт" | средства "Байкалкурорт" | |||||
озеро Котокель | - | 100,0 | 200,0 | - | 300,0 | |||
озеро Бормашовое | 100,0 | 200,0 | - | - | 300,0 | |||
13. | Составление технологических схем разработки минеральных вод: | "Байкалкурорт" | средства "Байкалкурорт" | |||||
Котокельских радоновых | - | 200,0 | 100,0 | - | 300,0 | |||
Питателевских азотно - кремниевых вод | 100,0 | 200,0 | - | - | ||||
14. | Составление проектов округа санитарной охраны Котокельских месторождений радоновых вод и лечебных грязей | "Байкалкурорт" | средства "Байкалкурорт" | - | - | 50,0 | - | 50,0 |
15. | Ликвидация 4 отработанных и наблюдательных скважин на Питателевском месторождении минеральных вод и 23 скважин на Котокельском месторождении радоновых вод | "Байкалкурорт" | средства "Байкалкурорт" | 50,0 | 50,0 | 150,0 | 100,0 | 350,0 |
16. | Создание республиканской гидрогеологической режимной станции | ГК МТФС | бюджет РБ | 60,0 | 60,0 | 60,0 | 240,0 | 420,0 |
17. | Бурение скважины на Котокельском месторождении радоновых вод | "Байкалкурорт" | средства "Байкалкурорт" | - | 800,0 | - | - | 800,0 |
18. | Реконструкция гидроминерального хозяйства на Питателевском месторождении минеральных вод | "Байкалкурорт" | средства "Байкалкурорт" | - | 300,0 | - | - | 300,0 |
19. | Реконструкция минералопроводов, капремонт скважин, надкоптажных сооружений курорта "Аршан" | "Байкалкурорт" | средства | 500,0 | 500,0 | 500,0 | - | 1500,0 |
Итого: | бюджет РБ | 347,0 | 1375,0 | |||||
средства "Байкалкурорт" | 960,0 | 4020,0 | ||||||
Всего: | 1307,0 | 5395,0 | ||||||
4. Укрепление материально - технической базы сферы санаторно - курортного дела | ||||||||
Санаторий "Байкальский Бор" | ||||||||
20. | Реконструкция очистных сооружений на 400 куб. м/сутки | средства "Байкалкурорт" | - | 3200,0 | - | - | 3200,0 | |
21. | Реконструкция котельной и тепловых сетей | средства "Байкалкурорт" | 1000,0 | 1000,0 | - | - | 2000,0 | |
22. | Строительство водолечебницы (на 20 ванн) и минералопровода | средства "Байкалкурорт" | - | 3500,0 | 4000,0 | 10000,0 | 17500,0 |