Недействующий

ЗАКОН

РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ

от 24 сентября 1996 года N 368-I

ОБ ОХРАНЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ ПРИРОДНОЙ СРЕДЫ

Принят

Народным Хуралом

24 сентября 1996 года


Утратил силу: ru04000200200022

{Действие ст. 16 в части создания экологических фондов за счет платы за выбросы, сбросы загрязняющих веществ в окружающую природную среду, размещение отходов и другие виды загрязнений; сумм, полученных по искам о возмещении вреда, и штрафов за экологические правонарушения; средств от реализации конфискованных орудий охоты и рыболовства, незаконно добытой с их помощью продукции, приостанавливается на 2002 год: Закон Республики Бурятия от 27.12.2001 N 897-II}

Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ


Настоящий Закон принят в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Конституцией Республики Бурятия и регулирует отношения в области экологии в интересах сохранения и рационального использования окружающей природной среды настоящим и будущими поколениями.

Природа Республики Бурятия и ее богатства являются достоянием народов, проживающих на ее территории, естественной основой их социально - экономического развития и благосостояния.

Статья 1. Задачи природоохранительного законодательства Республики Бурятия


1. Главными задачами природоохранительного законодательства Республики Бурятия является регулирование отношений в сфере взаимодействия общества и природы для:

- сохранения природы и естественной среды обитания человека;

- социального использования и воспроизводства природных ресурсов;

- предотвращения и минимизации экологически вредного воздействия хозяйственной и иной деятельности человека на окружающую среду;

- обеспечения гражданам республики экологически благоприятной среды обитания в интересах настоящего и будущих поколений.

Статья 2. Основные принципы охраны природы


При осуществлении хозяйственной и иной деятельности, оказывающей отрицательное влияние на состояние окружающей природной среды, государственные органы, предприятия, организации и учреждения, независимо от форм собственности и ведомственной подчиненности, граждане Республики Бурятия, юридические и физические лица, в том числе юридические лица и граждане других государств, лица без гражданства обязаны руководствоваться следующими основными принципами охраны окружающей природной среды:

- приоритетом охраны и защиты жизни и здоровья человека;

- научно обоснованным сочетанием экологических и экономических интересов общества, обеспечивающих реальные гарантии прав человека на здоровую и благоприятную для жизни окружающую природную среду;

- рациональным использованием природных ресурсов, необходимостью их полноценного воспроизводства;

- неукоснительным соблюдением требований природоохранительного законодательства, неотвратимостью наступления ответственности за их нарушения;

- осуществлением хозяйственной и природоохранительной деятельности, принимая во внимание особую уязвимость природных экосистем;

- гласностью в работе и тесной связью с общественными организациями и населением в решении природоохранительных задач;

- международным, межрегиональным и межведомственным сотрудничеством в области охраны окружающей природной среды;

- единой системой республиканского экологического контроля за состоянием окружающей природной среды;

Статья 3. Объекты охраны окружающей природной среды


1. Охране от всех видов загрязнений, повреждений, истощения и иного нерационального использования природных ресурсов подлежат:

- биосфера, природные экологические системы и их компоненты;

- атмосфера;

- земля, ее недра, почва и природные ландшафты, поверхностные и подземные воды;

- биологическое разнообразие растительного и животного мира.

2. Особой охране подлежат государственные природные заповедники, заказники и национальные природные парки, уникальное природное образование - озеро Байкал, лечебно - оздоровительные местности, памятники природы, а также редкие и эндемичные, находящиеся под угрозой исчезновения виды растений и животных и места их обитания.

Статья 4. Компетенция Народного Хурала Республики Бурятия в области охраны окружающей природной среды


К компетенции Народного Хурала Республики Бурятия относятся:

- установление законодательных и правовых норм экологической безопасности и осуществления природоохранительной деятельности на территории республики;

- утверждение республиканских природоохранительных и экологических программ;

- участие в разработке и совершенствовании природоохранного законодательства Российской Федерации;

- установление порядка образования и использования республиканского внебюджетного экологического фонда;

- осуществление международного сотрудничества и регулирование вопросов охраны природы с субъектами Российской Федерации и другими государствами.

Народный Хурал Республики Бурятия рассматривает и другие вопросы в области охраны природы и использования природных ресурсов, обеспечения экологической безопасности в соответствии с Конституцией Республики Бурятия и настоящим Законом.

Статья 5. Компетенция Правительства Республики Бурятия в области охраны окружающей природной среды и использования природных ресурсов


Правительство Республики Бурятия в области охраны окружающей природной среды:

- осуществляет реализацию государственной экологической политики;

- осуществляет владение, пользование и распоряжение природными ресурсами на территории Республики Бурятия совместно с Российской Федерацией;

- принимает решения о предоставлении в пользование природных ресурсов по представлению соответствующих специально уполномоченных государственных органов;

- обеспечивает разработку и реализацию республиканских экологических и природоохранительных программ;

- утверждает Красную книгу Республики Бурятия;

- принимает решения об организации особо охраняемых территорий и объектов в Республике Бурятия, а также об установлении границ особого режима природопользования в местах проживания малочисленных народов и этнических групп;

- осуществляет государственное управление в области охраны окружающей природной среды и координацию деятельности министерств, ведомств, предприятий, учреждений, организаций в этой области; финансирование и материально - техническое обеспечение природоохранительных мероприятий;

- устанавливает порядок разработки и утверждает экологические нормативы и предельные размеры ставок платы за сбросы и выбросы загрязняющих веществ в природную среду, лимиты и размеры ставок платы за размещение и захоронение отходов от деятельности промышленных, сельскохозяйственных и иных предприятий;

- устанавливает размеры ставок платы за пользование природными ресурсами;

- предусматривает и представляет на утверждение Народному Хуралу ассигнования по строке "Охрана природы" в республиканском бюджете Республики Бурятия;

- проводит учет и оценку природных ресурсов, управляет заповедным фондом Бурятии;

- осуществляет государственный контроль за состоянием, использованием и воспроизводством окружающей природной среды и принимает решения об ограничении, приостановлении и прекращении (перепрофилировании) деятельности предприятий независимо от форм собственности при нарушении ими природоохранительного законодательства;

- устанавливает объем экспорта природных ресурсов за территориальные пределы республики, кроме ресурсов федеральной собственности России и включенных в перечень основных видов стратегического минерального сырья;

- организует систему экологического образования и воспитания граждан;

- устанавливает предельные размеры импорта (ввоза) промышленных продуктов, реагентов, материалов, содержащих вредные вещества, и организует контроль за их использованием;

- осуществляет международное сотрудничество в области охраны природы;

- регулирует другие вопросы охраны природы, входящие в его компетенцию.

Статья 6. Компетенция специально уполномоченных на то государственных органов Республики Бурятия в области охраны окружающей природной среды


К компетенции специально уполномоченных на то государственных органов Республики Бурятия в области охраны окружающей природной среды относятся:

- научно обоснованное управление использованием природных ресурсов в Республике Бурятия, проведение единой республиканской политики по вопросам охраны окружающей природной среды;

- координация деятельности министерств, ведомств, предприятий и их филиалов, учреждений и организаций в указанной области;

- организация и осуществление государственного экологического контроля и государственной экологической экспертизы;

- получение безвозмездно, по первому требованию, от министерств, ведомств, предприятий и их филиалов, учреждений и организаций, располагающихся на территории Республики Бурятия, независимо от форм собственности, экологической информации, в том числе в случае аварийных ситуаций;

- составление, ведение и научное обоснование Красной книги Республики Бурятия, организация природно - заповедного дела, обеспечение деятельности особо охраняемых природных объектов;

- совместно с Центром госсанэпиднадзора в Республике Бурятия организация и проведение сертификации по экологическим требованиям для предупреждения вреда здоровью человека и окружающей среде;

- разработка республиканских экологических и природоохранительных программ, нормативов, стандартов и иных документов об охране природы;

- учет и оценка природных ресурсов и контроль за их использованием;

- выдача и согласование разрешений (лицензий) на использование природных ресурсов, утилизацию, складирование, перемещение, размещение, захоронение, уничтожение промышленных и иных отходов, материалов и веществ (кроме радиоактивных), выбросы и сбросы вредных веществ в окружающую среду;

- ведение республиканских кадастров природных ресурсов (водного, лесного, земельного, недр, животного и растительного мира);

- определение и согласование с органами исполнительной власти Республики Бурятия лимитов (квот) на комплексное использование природных ресурсов;

- приостановление или ограничение деятельности предприятий, нарушающих природоохранительное законодательство;

- организация мероприятий по экологическому образованию и воспитанию, обеспечение населения необходимой экологической информацией;

- предъявление исков о возмещении ущерба, причиненного окружающей природной среде предприятиями, организациями, учреждениями, независимо от форм собственности и ведомственной подчиненности и отдельными гражданами за нарушение природоохранительного законодательства;

- выдача разрешений организациям, учреждениям на применение и использование вредных химических веществ и контроль за разработкой правил и инструкций по безопасному использованию таких веществ в промышленности и сельском хозяйстве;

- осуществление международного сотрудничества в области охраны природы, обеспечение выполнения обязательств Республики Бурятия в соответствии с международными соглашениями.

Решения специально уполномоченных на то органов Республики Бурятия в области охраны окружающей природной среды обязательны для исполнения всеми юридическими и физическими лицами на территории Республики Бурятия.

Статья 7. Компетенция органов местного самоуправления в области охраны окружающей природной среды и использования природных ресурсов


К ведению органов местного самоуправления в области охраны природы и природных ресурсов в пределах их компетенции относятся:

- определение основных направлений охраны природы города, района, населенного пункта, разработка экологических и природоохранительных программ местного значения;

- учет и оценка состояния окружающей природной среды и природных ресурсов подведомственной территории;

- участие в организации и проведении экологической экспертизы проектов, государственного экологического контроля за состоянием окружающей природной среды;

- ведение земельного кадастра, участие в подготовке и принятии решений по предоставлению в установленном порядке земельных участков на временное, постоянное пользование или сдаче их в аренду;

- контроль на подведомственной территории за выполнением всеми землепользователями обязательств по повышению плодородия почв, борьбе с эрозией, рациональным использованием земель;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»