Недействующий

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ "ОСНОВНЫХ ПОЛОЖЕНИЙ ПО УСТАНОВЛЕНИЮ ОСОБОГО РЕЖИМА ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ТЕРРИТОРИЯХ, ПОДВЕРЖЕННЫХ ЗАТОПЛЕНИЮ, ПОДТОПЛЕНИЮ И ЭРОЗИОННЫМ ПРОЦЕССАМ"

Приложение N 1
Утверждено
Постановлением Правительства
Республики Бурятия
от 23.07.97 N 274

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ПО УСТАНОВЛЕНИЮ ОСОБОГО РЕЖИМА ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ТЕРРИТОРИЯХ, ПОДВЕРЖЕННЫХ ЗАТОПЛЕНИЮ, ПОДТОПЛЕНИЮ И ЭРОЗИОННЫМ ПРОЦЕССАМ


Ежегодные наводнения, наледные явления и водная эрозия на территории Республики Бурятия приводят к значительным потерям экономического, социального и экологического характера, к непредвиденным материальным затратам. В зонах затопления находится 193 населенных пункта.

При этом площадь территории, подвергаемой затоплению, составляет 1304,2 тыс. га, в том числе 574,5 тыс. га - сельхозугодия, из них:

пашня - 158,0 тыс. га;

сенокосы - 149,7 тыс. га;

пастбища - 266,8 тыс. га.

Особую опасность представляют наледи и наледные процессы, формирующиеся на малых водотоках и территориях, подтапливаемых подземными водами. Наледи и наледные процессы существенно усложняют, а иногда и полностью исключают эксплуатацию инженерных сооружений, транспортных схем и хозяйственную деятельность человека в целом (более 20 населенных пунктов).

Водной эрозии в различной степени подвержены около 623,4 тыс. га сельхозугодий. Данные площади требуют принятия эффективных мер по защите почвенного слоя от затопления.

Ущерб от наводнений, подтоплений и эрозии почв независимо от причин их возникновения (весеннее половодье и летне - осенние паводки, заторы льда, селевые потоки, аварии на гидроузлах, поднятие уровня подземных вод) в республике не уменьшается, а имеет устойчивую тенденцию к росту, несмотря на проведение превентивных защитных мероприятий.

Рост повторяемости высоких и катастрофических наводнений, подтоплений территорий и развитие эрозионных процессов обусловлен целым рядом причин как природного, так и антропогенного характера, к которым относятся:

- увеличение паводковых расходов и уровней в реках вследствие снижения паводкорегулирующей способности водосборов, вызванной вырубкой лесов, строительством дорог и др.;

- рост увлажненности территории в результате изменения климата, нарушения режима орошения и норм осушения;

- нарушение естественных русловых процессов строительством дамб обвалования, дорог, мостов и т.д.;

- нерациональное ведение сельскохозяйственного производства на площадях, прилегающих к водотокам;

Увеличению масштабов разрушительного воздействия способствуют также следующие факторы:

- концентрация населения и рост стоимости объектов собственности;

- технические просчеты при строительном освоении территорий, подвергаемых затоплению, подтоплению и эрозионным процессам (увеличение доли собственности, расположенной в подвальных помещениях и на первых этажах зданий, нерациональные типы застройки, снижающие степень защиты населения и устойчивость зданий и сооружений);

- расположение в зонах затопления и подтопления прудов - накопителей и других технологических емкостей, не исключающих залповых сбросов высококонцентрированных сточных вод, а также промышленных предприятий, сельхозпостроек, транспортных и других объектов, затопление которых может привести к загрязнению водных объектов.

Для эффективной борьбы со стихийными бедствиями применение только технических решений недостаточно. Используемые в республике способы защиты от затопления, подтопления территорий и других негативных природных процессов не обеспечивают кардинального решения проблем.

Из вышесказанного следует, что кроме инженерной защиты территории необходимо применять неинженерные мероприятия, позволяющие снизить ущерб от негативных природных процессов, а именно:

- постоянное проведение мониторинга;

- прогнозирование и информирование населения и заинтересованных организаций о наступлении бедствия;

- организация системы специального страхования в целях создания страховых фондов (регионального и федерального);

В комплексе мер по борьбе с затоплением, подтоплением и эрозией почв значительное место должно занимать социальное планирование - экономические, административные и правовые нормы хозяйственной деятельности, стимулирующие землепользователей к рациональному использованию земель, подверженных вышеуказанным процессам, а также выполнению природоохранных требований.

Одним из путей снижения ущерба от негативных природных процессов должны стать правила, регламентирующие использование земель, ограничивающие необоснованное строительство промышленных и других объектов, расположение которых нецелесообразно в потенциально опасных зонах.

Настоящими "Основными положениями..." на территориях, подверженных негативным природным процессам (затоплению, подтоплению, эрозии почв и оврагообразованию) вводится регламентирование хозяйственной и другой деятельности, а также определяется порядок его установления, соблюдения и контроля. Кроме того, "Основные положения..." регламентируют также порядок взаимодействия специально уполномоченных органов федерального и республиканского подчинения по охране окружающей Среды и природных ресурсов, министерств и ведомств, действующих на территории Республики Бурятия, органов местного самоуправления, а также порядок передачи и обмена информацией по данному вопросу.

Данные "Основные положения..." разработаны в соответствии со следующими документами:

- Водный Кодекс Российской Федерации (статьи 66, 77, 106, 117);