Недействующий

ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 12 августа 2003 года N 258

О РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "СОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ СЕЛА НА 2004-2006 ГОДЫ И ДО 2010 ГОДА"

Утратил силу. Постановление Правительства Республики Бурятия:

НГР ru04000200700563 (от 27.12.2007 N 439)

Изменения в ред. Постановлений Правительства Республики Бурятия:

НГР ru04000200500159 (от 19.07.2005 N 233)

НГР ru04000200600082 (от 23.03.2006 N 77)

НГР ru04000200700131 (от 26.03.2007 N 92)

Правительство Республики Бурятия постановляет:

1. Утвердить прилагаемую республиканскую целевую программу "Социальное развитие села на 2004-2006 годы и до 2010 года" (далее - Программа).

2. Министерству финансов Республики Бурятия (Налетов А.Ю.) при формировании проектов республиканского бюджета на 2004-2010 годы включить указанную Программу в перечень республиканских целевых программ, подлежащих финансированию за счет средств республиканского бюджета, и уточнять ежегодно объемы выделяемых на ее реализацию ассигнований.

3. Министерству сельского хозяйства и продовольствия Республики Бурятия (Бубнов В.В.) совместно с Министерством экономического развития и внешних связей Республики Бурятия (Думнова Т.Г.) внести соответствующие изменения и дополнения в мероприятия Программы после утверждения плана капитального строительства на 2004-2010 годы и уточнения объемов его финансирования в 2004 году.

4. Министерству сельского хозяйства и продовольствия Республики Бурятия (Бубнов В.В.), Министерству труда и социального развития Республики Бурятия (Ефимов С.Г.) разработать подпрограмму реформирования системы заработной платы и доходов работников, занятых в сельскохозяйственном производстве, в разрезе районов на 2004-2006 годы и до 2010 года, представить на утверждение в Правительство Республики Бурятия в декабре 2003 года.

5. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Контрольное управление Президента Республики Бурятия (Белоколодов Н.М.).

Президент - Председатель

Правительства Республики Бурятия

Л.В. Потапов

Утверждена
постановлением Правительства
Республики Бурятия
от 12.08.2003 N 258

Республиканская целевая программа "Социальное развитие села на 2004-2006 годы и до 2010 года"


Наименование -  Программы

республиканская  целевая программа "Социальное развитие села на 2004-2006 годы и до 2010 года"

Основание для -  разработки  Программы

постановление  Правительства Российской Федерации c:\content\ngr\RU0000R200205808.doc  "О федеральной целевой программе "Социальное развитие села до 2010 года"

Государственный -  заказчик

Государственные  заказчики:  - Министерство  сельского хозяйства и продовольствия Республики Бурятия - координатор  Программы, Министерство промышленности, производственной инфраструктуры и  технологий Республики Бурятия, Министерство образования и науки Республики  Бурятия, Министерство здравоохранения Республики Бурятия, Министерство  культуры и массовых коммуникаций Республики Бурятия  c:\content\ngr\RU04DMJ200700131.doc

Основные  разработчики - Программы

Министерство  сельского хозяйства и продовольствия Республики Бурятия отраслевые  министерства и ведомства по направлениям программы  c:\content\ngr\RU04DMJ200700131.doc

Цели и задачи -  Программы

Основными целями  Программы являются:  - развитие  социальной сферы и инженерной инфраструктуры сельских муниципальных  образований;
 - создание  правовых, административных и экономических условий для перехода к устойчивому  социально-экономическому развитию сельских муниципальных образований и  реализации местного самоуправления в Российской Федерации;
 - создание условий  для завершения передачи объектов социальной и инженерной инфраструктуры села  в ведение органов местного самоуправления;
 - расширение рынка  труда в сельской местности и обеспечение его привлекательности;
повышение  престижности проживания в сельской местности.  Основными задачами  Прогр аммы являются:  - улучшение  состояния здоровья сельского населения путем повышения доступности качества  предоставления первичной медико-санитарной помощи, занятий физической  культурой и спортом;
 - повышение уровня  электро- и водоснабжения сельских поселений;
 - обеспечение  сельских поселений телефонной и телекоммуникационной связью;
 - расширение сети  сельских автомобильных дорог;
 - привлечение и  закрепление в сельской местности молодых семей и молодых специалистов  c:\content\ngr\RU04DMJ200700131.doc

Сроки и этапы -  реализации  Программы

2004 - 2010 годы:  I этап - 2004-2006  годы;
 II этап -  2007-2010 годы

Основные -  мероприятия  Программы

мероприятия  сгруппированы по следующим направлениям социального развития села:  жилищное  строительство,  образование,  здравоохранение,  культура,  электрификация,  газификация,  водоснабжение,  телекоммуникационная  связь,  дорожное  строительство

Исполнители  основных -  мероприятий  Программы

Министерство  сельского хозяйства и продовольствия Республики Бурятия, Министерство  промышленности, производственной инфраструктуры и технологий Республики  Бурятия, Министерство образования и науки Республики Бурятия, Министерство  здравоохранения Республики Бурятия, Министерство культуры и массовых  коммуникаций Республики Бурятия  c:\content\ngr\RU04DMJ200700131.doc

Объемы и источники  - финансирования  Программы

общая сумма  расходов государственных инвестиций на реализацию Программы - 292,16 млн.  рублей, в том числе: средства республиканского бюджета - 292,16 млн. Рублей  c:\content\ngr\RU04DMJ200700131.doc

Ожидаемые  результаты -  реализации  Программы

реализация  Программы позволит:  улучшить жилищные  условия сельских жителей и повысить уровень коммунального обустройства;
 повысить уровень  обеспеченности общеобразовательными учреждениями, учреждениями  медико-санитарной помощи, учреждениями культуры;
 осуществить  газификацию жилых домов, внедрить высокоэффективное и экологически безопасное  оборудование для использования газового топлива;
 построить и  реконструировать системы водоснабжения и водоотведения;
 обеспечить  бесперебойное снабжение электроэнергией сельского населения;
 осуществить  поэтапную замену морально устаревших автоматизированных телефонных станций на  электронные;
 построить и  реконструировать внутрихозяйственные дороги;
 создать новые  рабочие места

Основные целевые  индикаторы и показатели Программы:

- предоставление  73,2 тыс. кв. метров жилья в сельской местности;
 - предоставление  37,5 тыс. кв. метров жилья для молодых семей и молодых специалистов на селе;
 - введение в  действие трех врачебных амбулаторий и двух фельдшерско-акушерских пунктов и  реконструкция одной врачебной амбулатории, клубных учреждений на 2,5 тыс.  мест;
 - введение в  действие систем водоотведения и локальных водопроводов 38,1 км, 23650 номеров  телефонной сети, введение и реконструкция внутрихозяйственных дорог и мостов  380 пм  c:\content\ngr\RU04DMJ200700131.doc

I. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами


За последнее десятилетие в результате резкого спада сельскохозяйственного производства и ухудшения финансового положения отрасли социальная сфера на селе находится в кризисном состоянии.

В Республике Бурятия за период 1995-2001 гг. число дошкольных учреждений в сельской местности сократилось на 25 процентов. Детские сады посещают 14,2 тыс. детей, что составляет 58,8 % всех детей в возрасте от 1 до 6 лет по отношению к 1995 году.

В настоящее время в республике функционируют 612 общеобразовательных школ, в том числе на селе - 516 или 84,3 % от их общего количества. С 1996 года число сельских школ сократилось на 28 единиц или на 5,2 процента. Удаленность школы становится серьезным препятствием для получения образования сельской молодежью. Для сохранения жизнеспособности села необходимо максимально приблизить обучение к месту проживания учащихся.

Обеспеченность сельского населения необходимой медицинской помощью в 1,55 раза ниже по сравнению с городским. С 1996 года число больничных учреждений сократилось на 32 единицы или на 28 процентов. Медицинскую помощь сельскому населению оказывают 81 больничное учреждение, 156 амбулаторно-поликлинических учреждений, 358 фельдшерско-акушерских пунктов. Невозможность получить надлежащее лечение вблизи места жительства вынуждает людей обращаться в специализированные учреждения здравоохранения, расположенные в республиканском центре. Госпитализация сельских жителей по сравнению с городскими более высокая.

Абзац в редакции постановления Правительства Республики Бурятия от 26.03.2007 N 92

Одним из приоритетных направлений государственной политики в области культуры и искусства является решение вопросов укрепления материально-технической базы сельских учреждений культуры и искусства Республики Бурятия, способствующее как росту творческого потенциала, внедрению новых инновационных проектов, так и повышению инвестиционной привлекательности отрасли. Вместе с тем материально-техническая база учреждений культуры продолжает оставаться слабой. Из-за крайне недостаточного выделения средств из республиканского и местных бюджетов свернуто строительство новых клубов, домов культуры, библиотек, музеев, детских школ искусств. Из 1134 объектов культуры в муниципальных образованиях около 200 ежегодно требуют капитального ремонта, около 150 зданий находятся в аварийном и ветхом состоянии. На 1000 жителей приходится 100-150 мест в сельских клубах, что характеризует ниженормативную обеспеченность. В рамках реализации административной реформы местного самоуправления, которая прямым образом касается отрасли культуры, необходим комплекс мер по проведению научных исследований, мониторинг развития учреждений культуры в сельской местности, разработка методических пособий по развитию культуры в сельской местности.

Уровень водоснабжения на селе остается неудовлетворительным. В сельской местности основная масса населения вынуждена пользоваться неочищенной водой из колодцев, родников, открытых водоемов. Строительство водопроводных сетей сократилось в 10 раз.

Общее состояние дорог, электрических сетей в сельской местности характеризуется их повсеместным старением, так как в последние годы не происходит их обновление и ремонт. Отдаленные животноводческие стоянки остаются без подъездных путей, отсутствуют линии электропередачи.

Общая монтированная емкость АТС составляет 50218 номеров, из них задействованная емкость - 41029 номеров. Плотность телефонизации сельского населения - 10,1 номера на 100 жителей.

Абзац исключен постановлением Правительства Республики Бурятия от 26.03.2007 N 92

Значительное снижение численности населения республики связано с выбытием жителей за ее пределы.

Продолжается выбытие населения из сельской местности. Село покидают молодые люди. Так, за 2000 год отток мигрантов в возрасте 16-29 лет составил 2,2 тыс. человек или 72 % от всего оттока из сельской местности. С отъездом молодежи увеличивается доля пожилых лиц в возрасте 65 лет и старше. По состоянию на 1 января 2001 года удельный вес пожилых людей и стариков в общем составе населения составил в сельской местности 10 %, в городской - 7,7 процента.

Миграционный отток населения из Республики Бурятия ограничивает потенциал ее развития в ближайшие десятилетия.

Основным действием по стабилизации демографической ситуации в регионе должны стать меры по снижению оттока населения из республики. Необходимо прилагать максимальные усилия по закреплению на селе группы потенциальных мигрантов в возрасте 16-29 лет через повышение возможностей самореализации молодежи.

Состояние здоровья и уровень смертности населения отражаются в низком показателе ожидаемой продолжительности жизни и напрямую зависят от состояния социальной сферы. Ожидаемая продолжительность жизни в республике составляет 63,2 года, что на 2,7 года ниже российского показателя - 65,9 года.

Уровень безработицы на селе значительно выше, чем в городе.

Сельские жители практически лишены возможности трудоустройства. Напряженность на сельском рынке труда критическая - 50 безработных граждан претендуют на одно вакантное постоянное рабочее место.

В 2002 году сельскохозяйственные работодатели представили всего 47 вакантных постоянных рабочих мест. 98-99 % всех постоянных вакансий приходится на городскую местность.

В условиях неблагоприятной ситуации с занятостью населения на селе продолжается высвобождение работников с сельскохозяйственных предприятий. За 2002 год 15 работодателей сократили 319 человек, в том числе 117 женщин. При этом следует отметить, что сокращение спроса на рабочую силу происходит не только за счет уменьшения доли общественного сектора в сельскохозяйственном производстве, но и ликвидации организаций инфраструктуры. Закрытие в целом ряде сел школ, детских дошкольных учреждений, фельдшерских пунктов, домов культуры особенно повлияло на занятость женщин. В результате 66,9 % безработных села составляют женщины.

С 1 января 2003 года в службе занятости населения было зарегистрировано 2625 граждан, проживающих в сельской местности, что составляет 31,6 % от общей численности безработных, состоящих на учете в республике. При уровне регистрируемой безработицы в целом по республике 1,8 % непосредственно в селах он составляет 7-8 процентов. Коэффициент напряженности (численность незанятых граждан, зарегистрированных в службе занятости, в расчете на одну вакансию) составил на 1 января 3,1 человека.

Республика Бурятия в соответствии с постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 02.07.2002 г. N 46 отнесена к территории с напряженной ситуацией на рынке труда. В этой связи необходима реализация мероприятий социально-экономического характера, влияющих на ситуацию в сфере занятости и решение проблем рынка труда.

II. Основные цели, задачи, сроки и этапы реализации Программы


Программа разработана для достижения следующих основных целей:

- развитие социальной сферы и инженерной инфраструктуры села;

- сокращение разрыва между городом и селом в уровне обеспеченности объектами социальной сферы и инженерной инфраструктуры, создание основ для повышения престижности проживания в сельской местности и содействие решению общегосударственных задач в области миграционной политики;

- расширение рынка труда в сельской местности и создание условий для развития сельской экономики с целью обеспечения более высокого уровня социального потребления сельского населения за счет роста собственных доходов;

- создание условий для завершения передачи объектов социальной сферы и инженерной инфраструктуры в ведение органов местного самоуправления.

Программные мероприятия направлены на решение следующих основных задач:

- привлечение и закрепление выпускников высших учебных и средних профессиональных заведений для работы в социальной сфере и других секторах сельской экономики;

- улучшение состояния здоровья сельского населения за счет повышения доступности и качества первичной медико-санитарной помощи;

- повышение образовательного уровня учащихся сельских школ, приведение качества образования в соответствие с современными требованиями;

- активизация культурной деятельности на селе;

- повышение уровня и качества электро-, водо- и газоснабжения сельских поселений, обеспечение их телефонной и телекоммуникационной связью;

- повышение уровня занятости сельского населения, создание новых рабочих мест.

Сроки реализации Программы: 2004-2010 годы.

Программа будет осуществляться в два этапа.

На первом этапе (2004-2006 годы) должно быть обеспечено совершенствование нормативно-правовой, организационно-управленческой базы социального развития села и создание условий, минимально необходимых для реализации социальных гарантий.

На втором этапе (2007-2010 годы) предусматривается переход к формированию в сельских населенных пунктах условий, обеспечивающих более высокий жизненный уровень, создание предпосылок устойчивого развития села.

III. Мероприятия Программы


Программа является комплексной и включает систему мероприятий в области жилищной сферы на селе, развития в сельской местности сети учреждений образования, здравоохранения, культуры, систем электро-, водо- и газоснабжения, сети автомобильных дорог общего пользования и телекоммуникационной связи.

Инвестиционные мероприятия по реализации Программы направлены на окончание строительства незавершенных объектов социальной сферы и инженерной инфраструктуры, замену ветхого и аварийного фонда зданий и сооружений, реконструкцию, техническое перевооружение действующих объектов социальной сферы и инженерной инфраструктуры села, а также новое строительство.

1. Развитие жилищного строительства в сельской местности


В целях улучшения жилищных условий граждан Программа предусматривает формирование финансовых, организационных и кредитно-финансовых механизмов приобретения и строительства жилья, включая механизмы ипотечного жилищного кредитования.

Абзац в редакции постановления Правительства Республики Бурятия от 26.03.2007 N 92

Основной целью мероприятий по улучшению жилищных условий граждан и обеспечению доступным жильём молодых семей и молодых специалистов на селе являются формирование эффективного кадрового потенциала агропромышленного комплекса, необходимого для выполнения задач агропродовольственной политики, повышение его образовательного и профессионального уровней, создание условий для преодоления кадрового дефицита в социальной сфере села, развитие рынка труда в сельской местности. Выполнение мероприятий позволит улучшить жилищные условия 971 сельскому жителю и обеспечить доступным жильём 495 молодых семей и молодых специалистов на селе согласно приложению N 1

2. Развитие сети общеобразовательных учреждений в сельской местности


Для реализации в сельской местности принципа общедоступности образования независимо от места проживания, повышения качества образования в соответствии с экономическими и социальными требованиями, обеспечения адаптации выпускников школ к новым социально-экономическим условиям, повышения их конкурентоспособности при поступлении в общеобразовательные учреждения среднего и высшего профессионального образования предлагается осуществить мероприятия согласно приложению N 2.

3. Развитие сети учреждений первичной медико-санитарной помощи


Развитие сети учреждений здравоохранения в сельской местности и совершенствование осуществления первичной медико-санитарной помощи на базе сельских районных, участковых больниц и фельдшерско-акушерских пунктов предусмотрено в соответствии с приложением N 3.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»