Недействующий

ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 23 мая 2001 года N 187

О КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ И РЕФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ НА 2001-2010 ГОДЫ

Утратил силу. Постановление Правительства Республики Бурятия:

НГР ru04000200800610 (от 21.10.2008 N 480)

Изменения в ред. Постановления Правительства Республики Бурятия:

НГР ru04000200700134 (от 26.03.2007 N 90)

В целях повышения эффективности деятельности органов исполнительной власти и местного самоуправления в области развития и реформирования социальной сферы Правительство Республики Бурятия постановляет:

1. Одобрить Концепцию развития и реформирования социальной сферы Республики Бурятия на 2001-2010 годы (приложение N 1).

2. Утвердить мероприятия по реализации Концепции развития и реформирования социальной сферы Республики Бурятия на 2001-2010 годы (приложение N 2).

3. Руководителям министерств, ведомств принять необходимые меры по выполнению положений Концепции развития и реформирования социальной сферы Республики Бурятия на 2001-2010 годы и мероприятий по ее реализации.

4. Рекомендовать органам местного самоуправления принять участие в реализации положений и мероприятий Концепции развития и реформирования социальный сферы Республики Бурятия на 2001-2010 годы.

5. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Контрольное управление Президента Республики Бурятия (Белоколодов Н.М.).

Президент - Председатель

Правительства Республики Бурятия

Л.В.Потапов

Управляющий Делами - Руководитель

Администрации Президента и

Правительства Республики Бурятия

В.Е.Гулгонов

Приложение N 1
Одобрена
постановлением Правительства
Республики Бурятия
от 23.05.2001 N 187

КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ И РЕФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ НА 2001-2010 годы


Реализация политики Правительства Республики Бурятия, направленной на обеспечение устойчивого экономического роста, требует дальнейшего развития и реформирования социальной сферы, согласованного с реальными возможностями республики и населения.

В настоящее время в социальной сфере сложилась неоднозначная и противоречивая ситуация, характеризующаяся как определенными положительными изменениями, так и негативными явлениями.

В этих условиях возникла настоятельная необходимость внесения существенных корректив в характер и методы проведения социальной политики, конечная цель которых состоит в том, чтобы каждая семья реально ощутила результаты экономических преобразований.

Необходимость подготовки Концепции развития и реформирования социальной сферы Республики Бурятия (далее - Концепция) также продиктована отсутствием нормативно-правового документа, обеспечивающего системные и согласованные действия органов государственной власти, местного самоуправления, хозяйствующих субъектов, общественных организаций и самого населения, направленные на повышение уровня и качества жизни, обеспечение благополучия и достойного образа жизни.

Действующие в республике законодательные и нормативно-правовые документы, относящиеся к социальной сфере, в основном предусматривают урегулирование лишь отдельных аспектов: заработной платы, вопросов использования трудовых ресурсов, лечебно-оздоровительной, культурной, образовательной деятельности, защиты социально-уязвимых групп населения. Одних только законов насчитывается более двух десятков: "О языках народов Республики Бурятия, "Об образовании"", "О физической культуре и спорте", "Об усилении государственного контроля за качеством и безопасностью алкогольной продукции для жизни и здоровья населения", "О защите населения Республики Бурятия от туберкулеза", "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения Республики Бурятия", "О науке и научно-технической политике Республики Бурятия", "О государственной молодежной политике в Республике Бурятия", "О туризме"" и т.д.

Основные цели и приоритетные направления развития и реформирования социальной сферы в среднесрочной перспективе предусмотрены в настоящей Концепции.

Формирование механизма развития и реформирования социальной сферы Республики Бурятия основано на решении следующих основных задач:

1. Обеспечение роста доходов населения в соответствии с его трудовым вкладом и располагаемым им капиталом;

2. Предотвращение социального иждивенчества путем повышения экономической и социальной ответственности всех групп населения республики;

3. Создание механизма социальной защиты населения.

В Концепции определены конкретные пути, механизмы развития и реформирования в важнейших социальных сферах - труде и трудовых отношениях, охране труда, социальном партнерстве, занятости населения, образовании, здравоохранении, культуре, социальной поддержке молодежи.

Фундаментом для реализации механизма реформирования является постепенное расширение материальных возможностей республики в результате возобновления уже в ближайшие годы экономического роста в соответствии с основными положениями Концепции экономического роста Республики Бурятия на 2001 - 2002 годы. При раскрытии содержания каждого структурного элемента настоящей Концепции учтены требования основополагающих документов Российской Федерации (Конституции Российской Федерации, Плана действий Правительства Российской Федерации в области социальной политики и модернизации экономики на 2000-2001 годы, Концепции охраны здоровья населения Российской Федерации на период до 2005 года) и Республики Бурятия (Конституции Республики Бурятия, Программы действий Правительства Республики Бурятия на 1999 - 2002 годы, Федеральной программы социально-экономического развития Республики Бурятия до 2005 года, Концепции реформирования системы заработной платы и доходов населения Республики Бурятия).

За годы системной трансформации российского общества кардинальным образом изменились условия развития социальной сферы. Сведены практически на "нет" государственные инвестиции, направленные на строительство и реконструкцию объектов социальной инфраструктуры, отменено централизованное управление всей социальной сферой. Несмотря на все трудности, республика постоянно уделяла пристальное внимание развитию социальной сферы. За годы реформ не приостановлена деятельность по строительству жилья, вводу в действие объектов социально-культурного назначения. За 1994-1999 годы построено 1141,5 тыс.кв.м. жилья (общей площади), общеобразовательных школ на 11278 ученических мест, больниц на 540 коек и поликлиник на 1183 посещений в смену. За эти годы обеспеченность населения республики домашними телефонами возросла на 18 %.

Однако существующий прирост объектов социальной инфраструктуры отстает от темпов их износа. Нарастает тенденция увеличения доли морально и физически устаревших объектов социальной инфраструктуры, нуждающихся в реконструкции или выбытии.

К числу существенных достижений трансформационного периода, безусловно, относится раскрепощение творческого потенциала экономически активных слоев населения, снятие ограничений на заработную плату, увеличение зарплаты работникам бюджетных организаций и учреждений, повышение после 1991 года компенсационных пособий социально незащищенным категориям на 90 % и их периодическое увеличение, содействие сглаживанию перекосов в доходах путем совершенствования налогового механизма. Все это послужило важным залогом того, что в 1999 году доля состоятельных и обеспеченных семей составила 11,8% против 1,4% в 1989 году. Но данный процесс не приостановил тенденцию имущественного расслоения и обнищания значительной массы населения. За рассматриваемый период удельный вес бедных семей возрос примерно в два раза, а доля среднеобеспеченных снизилась почти втрое. Денежный доход половины населения республики не превышает прожиточного минимума. Начиная с 1993 года, средний размер пенсий не превышает уровня прожиточного минимума.

В сфере социальной защиты населения республики наработан определенный положительный опыт. Это своевременная выплата государственных пенсий, оказание адресной социальной помощи, расширение местных инициатив и инноваций, направленных на сохранение и создание рабочих мест, снятие психологических стрессов (например, открытие ряда кризисных центров), привитие трудовых навыков детям, оказание помощи семьям и т.д. Вместе с тем, действующая система социальных гарантий, льгот и выплат практически не учитывает происшедших институциональных изменений, в том числе из-за недостатка собственных финансовых ресурсов.

За последние годы стабильно увеличивается прием студентов в средние специальные, высшие учебные заведения, особенно на гуманитарные специальности. В 2000 году, по сравнению с 1999 годом, прием студентов возрос на 10%. Однако, на фоне многих позитивных изменений в сфере образования идет увеличение численности детей, не посещающих учреждения образования по социальным причинам, наметился рост детской преступности. В 1993 году доля несовершеннолетних среди осужденных составила 11,7%, а в 1999 году - 15,9%.

В области здравоохранения принимаются комплексные меры, направленные на улучшение снабжения лекарственными средствами, усиливается внимание к здоровью матерей и детей, активизируется деятельность по сохранению санаторно-курортных учреждений, повышаются требования к профессионализму медицинских работников, ведется работа по повышению общедоступности медицинской помощи, увеличивается количество медицинского персонала, призванного лечить заболевания, порожденные, преимущественно, неблагополучной социально-экономической ситуацией. Это алкоголизм, наркомания, туберкулез, СПИД и другие. Развивается и совершенствуется альтернативная (негосударственная) медицина, снимающая часть проблем с гарантированного государством медицинского обслуживания. Однако, многие усилия органов власти не привели к улучшению демографической ситуации: в 1999 году рождаемость в нашей республике в расчете на 1000 жителей населения составила 11 человек, а смертность - 12,6 человек. В определенной мере рост смертности обусловлен ростом безработицы (за последние три года среди экономически активного населения удельный вес незанятых стабильно составляет около 20 %), низким уровнем, задержкой оплаты труда и, соответственно, ростом материального неблагополучия, а также старением населения. На начало 2000 года доля лиц в возрасте 65 лет и старше составила в Бурятии 8,6%, а в России - 12,5%. Эти показатели существенно выше действующих международных критериев - 7%. Без коррекции неблагоприятной демографической ситуации не может быть решена глобальная проблема общества - сохранение генофонда народов республики. К решению этой проблемы должны быть привлечены все субъекты власти и само население, а не только медицинские работники.

В формировании здорового образа жизни велика роль физкультуры, спорта и туризма, санаторно-курортных учреждений. В республике достигнуты заметные успехи в большом спорте. Многие спортсмены республики защищают честь страны на различных соревнованиях международного уровня. Вместе с тем, недостаточно внимания уделяется массовой физической культуре, не проводится работа по формированию ценностей самосовершенствования физических сил, не создаются условия для занятий физкультурой по месту жительства. Не уделяется достаточное внимание и развитию и совершенствованию рекреационных мероприятий, решению экологических проблем.

В сфере духовного развития и культурного обслуживания населения достигнуты немалые успехи. Так, значительно увеличилось число печатной продукции и новых каналов электронных СМИ, появляются интересные театральные постановки, развивается деятельность по поддержке профессионального искусства, самобытной народной культуры и молодых дарований. К сожалению, наблюдается упадок нравственности, растет неуверенность в завтрашнем дне, а значит, усиливается тревога за будущее подрастающего поколения. Многие виды культурной деятельности проводятся лишь на энтузиазме. Нужна государственная политика по содействию духовному развитию, культурному обслуживанию жителей республики.

Ведущей предпосылкой повышения уровня жизни людей является труд. Правительство Республики Бурятия уделяет значительное внимание анализу и определению ориентиров развития социально-трудовых отношений. Подготовлены и приняты нормативно-правовые документы, призванные регулировать социально-трудовые отношения: Концепция развития персонала на производстве, Концепция реформирования заработной платы и доходов населения в Республике Бурятия, Указ Президента Республики Бурятия "О мерах по совершенствованию действующей системы оплаты труда во внебюджетном секторе экономики Республики Бурятия" и т.д. В них подробно рассмотрены существующие проблемы, раскрыты концептуальные положения, определяющие стратегию развития социально-трудовой сферы.

Тем не менее, необходимы как активизация деятельности в данном направлении, так и дальнейшее развитие, конкретизация концептуальных положений указанных документов. Это обусловлено многими факторами: и тем, что примерно каждый пятый представитель трудоспособного возраста относится к числу незанятых (безработных), и тем, что десятки тысяч людей по инициативе администрации организаций заняты неполную рабочую неделю или же находятся в административных отпусках. На 1 января 2000 года среди учтенных статистическими органами крупных и средних организаций республики в административных отпусках находились 25,6 тыс. человек, а 8,3 тыс. человек имели частичную занятость. Не уменьшается удельный вес работников, занятых во вредных и опасных условиях труда, особенно в строительстве.

Начиная с 90-х годов, растет миграция населения. За последние десять лет стабильно снижается прирост сельского населения. Здесь ведущим фактором служит активный отток сельских жителей в города или другие регионы.

Эти и другие проблемы социально-трудовой сферы усугубляются бесправностью работников, неразвитостью цивилизованного социального партнерства как между работодателем и коллективом работников, так и между работодателем и конкретным работником.

Успешность решения перечисленных проблем зависит от создания государственными органами власти республики необходимых предпосылок для удовлетворения основных потребностей населения, достижения ощутимого улучшения материального положения и условий жизни, эффективной занятости населения.

Стратегической целью развития и реформирования социальной сферы Республики Бурятия является содействие повышению уровня и качества жизни, инициирование формирования достойного образа жизни граждан в Республике Бурятия.

В редакции постановления Правительства Республики Бурятия от 26.03.2007 N 90

Экономическим фундаментом для реализации этой цели является достижение в 2001 - 2002 гг. среднегодового темпа роста валового регионального продукта и инвестиций в основной капитал на 4-5 %, наращивание объемов производства в отраслях материального производства, увеличение доли расходов на конечное потребление домашних хозяйств, рост реальных доходов населения на 10%.

Достижение стратегической цели возможно при выполнении следующих принципов:

- приоритет прав человека в сочетании с индивидуальной ответственностью гражданина за образ и уровень своей жизни;

- разграничение предметов ведения и полномочий федеральных, республиканских органов власти и органов местного самоуправления в области управления социальной сферой;

- устранение параллелизма и дублирования в деятельности управленческих структур, преодоление отраслевого подхода к управлению социальной сферой.

Реформирование социальной сферы планируется провести в два этапа.

На первом этапе (2001 - 2003 гг.) предполагается решение главных задач:

- стабилизация уровня жизни населения;

- постепенное сокращение масштабов бедности;

- уменьшение разрыва в уровне жизни между различными категориями населения;

- недопущение массовой безработицы;

- усиление защиты трудовых и социальных прав граждан.

Решению этих задач должна способствовать реализация таких мер, как ликвидация и недопущение в дальнейшем задолженности по выплате заработной платы, пенсий и пособий; упорядочение действующей системы льгот и компенсаций, повышение обоснованности их предоставления;

формирование системы государственных минимальных социальных и финансовых нормативов; законодательное закрепление порядка определения и использования величины минимального потребительского бюджета, уточнение методики его расчета, исходя из реально складывающихся расходов на продовольственные и непродовольственные товары, жилищно-коммунальные, транспортные, бытовые, медицинские и другие услуги;

предотвращение массовой безработицы в депрессивных населенных пунктах республики.

Второй этап охватывает 2003 - 2010 годы. Он будет протекать в более благоприятных экономических условиях. Экономика республики начнет динамично развиваться, о чем свидетельствуют прогнозные показатели. Этому же призвана способствовать реализация Концепции экономического роста Республики Бурятия на 2001-2002 годы. В результате появятся материальные и финансовые возможности для увеличения расходов на социальные нужды, произойдет искоренение бедности, обеспечение оптимального уровня занятости.

Приоритетными направлениями развития и реформирования социальной сферы на период реализации поставленных задач являются:

1. Совершенствование социально-трудовых отношений и повышение материальной обеспеченности населения (далее - труд, материальные услуги и блага).

2. Обеспечение социальных гарантий государства (далее - социальные гарантии).

3. Развитие местных инициатив и инноваций (далее - местные инициативы и инновации).

Направление "Труд, материальные услуги и блага" призвано способствовать повышению уровня жизни населения республики. Одним из приоритетных направлений социальной политики в период реформирования экономических и социальных подсистем общества является совершенствование социально-трудовых отношений и повышение материальной обеспеченности населения.

Не менее важным направлением социального развития и реформирования следует признать сохранение и развитие государственных гарантий прав граждан на охрану здоровья, образование, духовное развитие, правовую защиту и социальную обеспеченность уязвимых групп населения. Это означает сохранение доступности и бесплатности для всех категорий населения базовых социальных услуг, прежде всего в здравоохранении и образовании, перераспределение социальных расходов республики в пользу самых уязвимых групп населения при одновременном сокращении помощи обеспеченным семьям, сокращение социального неравенства.

Изменение стратегии развития государства и переход на рыночную экономику неизбежно ставят вопрос о реформировании стратегии развития социальной сферы. Важной линией реформирования стратегии социальной сферы является не только переход от патерналистской к субсидиарной модели развития региона, но и содействие развитию местных инициатив и инноваций, призванных поднять самостоятельность местного сообщества и обеспечить самовыживание населения, а также способствовать повышению ответственности людей за свой образ жизни, собственное благополучие и здоровье. Итак, важной задачей государственной социальной политики в области местных инициатив и инноваций является содействие в смене парадигм и вовлечение собственных ресурсов населения в процесс жизнеобеспечения. К собственным ресурсам относятся: личная инициатива, выработка навыков здорового образа жизни, умение разумного ведения домохозяйства. Они не нуждаются в крупных инвестициях, затраты здесь будут связаны главным образом с работой по формированию общественного мнения.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»