• Текст документа
  • Статус
Недействующий

ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 05 июня 2000 года N 183

О КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ НЕГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕНСИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

Утратил силу. Постановление Правительства Республики Бурятия:

НГР ru04000201000163 (от 31.03.2010 N 122)

В целях исполнения Федерального закона "О негосударственных пенсионных фондах" от 7 мая 1998 г., постановления Правительства Российской Федерации от 7 августа 1995 г. N 790 "О мерах по реализации Концепции реформы системы пенсионного обеспечения в Российской Федерации", решения задач реформирования пенсионной системы, создания многоуровневой модели пенсионного обеспечения, а также руководствуясь необходимостью развития негосударственного пенсионного обеспечения в Республике Бурятия как одной из основ развития внутреннего экономического и инвестиционного потенциала экономического роста в Республике Бурятия, Правительство Республики Бурятия постановляет:

1. Одобрить Концепцию развития негосударственного пенсионного обеспечения (прилагается).

2. Утвердить план первоочередных мероприятий по реализации Концепции развития негосударственного пенсионного обеспечения (прилагается).

3. Министерствам и ведомствам обеспечить выполнение мероприятий по реализации Концепции развития негосударственного пенсионного обеспечения.

4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Контрольное управление Президента Республики Бурятия (Белоколодов Н.М.).

Президент - Председатель

Правительства Республики Бурятия

Л.В.ПОТАПОВ

Управляющий Делами - Руководитель

Администрации Президента и

Правительства Республики Бурятия

Н.И.БЫКОВ

Одобрена
Постановлением Правительства
Республики Бурятия
от 05.06.2000 N 183

КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ НЕГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕНСИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ


1. Необходимость развития негосударственного пенсионного обеспечения

Состояние действующей системы пенсионного обеспечения в Российской Федерации представляет собой одну из острейших социально - экономических проблем в период перехода к рыночным отношениям. Ликвидация монополистической роли государства во всех сферах жизни общества, в том числе и экономической, создание принципиально другой финансово - кредитной системы, формирование рынка труда и связанная с этим перестройка отношений в сфере оплаты труда объективно требуют внедрения в систему пенсионного обеспечения страховых принципов, гарантирующих достаточный уровень жизни пенсионеров.

Период, прошедший после принятия Концепции реформирования системы пенсионного обеспечения Российской Федерации, характеризовался углублением кризиса в пенсионной системе.

Объективными причинами финансовой нестабильности системы являются с одной стороны - кризис неплатежей в экономике, с другой - ее несоответствие изменившимся социально - экономическим условиям в стране. В силу демографических факторов и уровня занятости в экономике нагрузка пенсионной системы на активную часть населения постоянно растет, а уровень пенсионного обеспечения падает.

Основными проблемами пенсионного обеспечения на данном этапе развития общества являются обеспечение своевременного финансирования выплаты пенсий и низкий уровень как абсолютных, так и относительных размеров пенсий при достаточно высоком тарифе пенсионных страховых взносов (29 процентов фонда оплаты труда).

Предотвратить углубление кризиса пенсионной системы и одновременно создать предпосылки для экономического роста можно только через поэтапный переход от всеобщей распределительной системы, построенной на принципе "солидарности поколений", на общепризнанные принципы государственного пенсионного страхования и широкого развития негосударственных форм пенсионного обеспечения.

Негосударственное пенсионное обеспечение в пенсионной системе рассматривается как дополнительное по отношению к государственному и может осуществляться как в форме дополнительных профессиональных пенсионных систем отдельных организаций, отраслей экономики либо территорий, так и в форме личного пенсионного страхования граждан, производящих накопление средств на свое дополнительное пенсионное обеспечение в страховых компаниях или пенсионных фондах.

Негосударственные пенсионные фонды (далее - НПФ) привлекают средства предприятий и частных лиц с целью формирования пенсионных активов в пользу определенных физических лиц с последующей выплатой этим лицам из данных активов дополнительной негосударственной пенсии при достижении ими установленных законом условий и оснований на право получения пенсии.

Развитие системы негосударственного пенсионного обеспечения (НПО) способствует самообеспечению граждан, развитию социального партнерства между работодателями и персоналом, эффективному использованию свободных средств предприятий, ослаблению нагрузки на государственную пенсионную систему, а также содействует развитию региональных экономических программ.

2. Предпосылки для развития системы дополнительного негосударственного пенсионного обеспечения в Республике Бурятия

Негосударственные пенсионные фонды являются заметным источником инвестиций в экономику России. Совокупные активы негосударственных пенсионных фондов в России составили 17,2 млрд. рублей. За 9 месяцев 1999 года НПФ инвестировали в различные секторы экономики, финансового и фондового рынков 11,8 млрд. рублей. Наибольший удельный вес в структуре НПО России занимают корпоративные негосударственные пенсионные фонды.

Для Республики Бурятия, в плане развития республиканских экономических программ, наиболее перспективным является развитие республиканских (территориальных) негосударственных пенсионных фондов, так как их деятельность ориентирована на инвестирование капиталов в пределах республики.

В республике существуют достаточные экономические условия для развития системы НПО: по данным Министерства экономики и внешних связей Республики Бурятия экономический рост, зафиксированный по итогам 1999 года, в 2000 году продолжит свое развитие. Так, прирост ВРП составит около 2 процентов, численность занятого населения возрастет на 5,3 тысячи человек, в том числе в материальном производстве - на 3 тысячи человек, при этом рост общего фонда заработной платы составит 40 процентов. Балансовая прибыль предприятий прогнозируется на уровне 740 млн. рублей (увеличение по сравнению с 1999 годом составит 440 млн. рублей), в т.ч. прибыль прибыльных предприятий достигнет уровня 1,6 млрд. рублей. Таким образом, устойчивое финансовое состояние прибыльных предприятий республики позволяет отвлечь определенную часть их средств в систему НПО.

Главной задачей, которую необходимо решить для полноценного развития республиканских пенсионных фондов, является выработка механизма поддержки их деятельности со стороны Правительства республики. При оказании государственной поддержки фонды в состоянии предоставить в распоряжение республиканских властей постоянный источник долговременных инвестиций, способный оказать значительное положительное влияние на развитие экономики региона.

3. Цели и принципы развития системы негосударственного пенсионного обеспечения

Развитие системы негосударственного пенсионного обеспечения, в свете реформирования пенсионной системы, преследует следующие цели:

- повышение социальной защищенности граждан путем создания и функционирования эффективных социально - финансовых институтов, позволяющих аккумулировать средства граждан, предприятий, приращивать их путем инвестирования в интересах республики и направлять на выплату дополнительных, помимо государственных, пенсий;

- улучшение инвестиционного климата в республике, создание эффективных организационно - правовых форм взаимодействия различных государственных и негосударственных институтов с целью максимального использования в республике инвестиционного ресурса системы НПО.

Система НПО должна носить социальный характер, она затрагивает интересы самых широких слоев населения. В этой связи на всех этапах построения системы НПО базовыми принципами ее функционирования должны быть:

1. Открытость - организационно - правовые схемы взаимодействия различных хозяйствующих субъектов, их роль, объемы обязательств и ответственности должны быть абсолютно открыты для всех участников системы НПО.

2. Информационная доступность - необходимо регулярное освещение в СМИ наиболее значимых событий в деятельности НПФ, участники НПФ должны иметь возможность в любой момент времени получить доступ к необходимой им информации, необходима устойчивая обратная связь.

3. Контролируемость - наблюдательным, контролирующим органам системы НПО необходимо осуществлять комплексный контроль за функционированием системы НПО, отслеживать и реагировать на информацию, поступающую от участников системы НПО.

4. Механизм реализации поставленных задач

Механизм реализации поставленных задач включает в себя:

1. Разработку мер по стимулированию и привлечению к участию в системе НПО как вкладчиков предприятий, организаций республики, так и частных лиц.

2. Разработку механизма направления аккумулированных с помощью Правительства Республики Бурятия системой НПО средств на финансирование приоритетных для республики инвестиционных проектов с обеспечением Правительством Республики Бурятия гарантий их надежности, сохранности и доходности.

3. Обеспечение гарантий участникам системы НПО.

4. Формирование положительного общественного мнения о системе НПО на республиканском уровне.

1. Для содействия в создании активов НПФ Правительству Республики Бурятия необходимо будет принять ряд нормативно - правовых актов и внести законопроекты в Народный Хурал Республики Бурятия, направленные на решение двух задач:

Первая - привлечение вкладчиков в систему НПО - решается через разработку механизма инвестирования активов НПФ для реинвестирования страховых взносов крупных предприятий - вкладчиков в реализацию их собственных инвестиционных проектов, а также осуществления вложений в инвестиционные проекты, поддерживаемые Правительством Республики Бурятия. Наравне с этими мерами необходимо предоставление самим негосударственным пенсионным фондам льгот по уплате региональных налогов.

Вторая - стимулирование к участию в системе НПО - решается через включение в условия принятия участия в республиканских конкурсах, тендерах предоставление льготных кредитов, квот, задействование в качестве вкладчика в республиканской системе дополнительного пенсионного обеспечения в устанавливаемом Правительством Республики Бурятия объеме.

На первом этапе реализации Концепции основной упор в работе по привлечению вкладчиков будет уделен предприятиям республики. На последующих этапах необходимо активизировать работу по привлечению в систему НПО организаций бюджетной сферы, населения.

2. Для того, чтобы аккумулированные с помощью Правительства Республики Бурятия средства НПФ "работали" на территории Республики Бурятия, необходимо разработать механизм по направлению активов НПФ в финансирование на паритетных началах инвестиционных проектов, поддерживаемых Правительством Республики Бурятия, а также в долговые обязательства Правительства Республики Бурятия - ценные бумаги, вполне отвечающие принципам надежности, сохранности и доходности размещения средств НПФ.

Для реализации поставленных задач стимулирования привлечения пенсионных активов и обеспечения их безрискового инвестирования необходима разработка системы соглашений и договоров, предусматривающая взаимные обязательства НПФ и Правительства республики.

3. Высокая социальная значимость проблемы предполагает механизмы законодательного регулирования деятельности негосударственных пенсионных фондов и компаний по управлению активами, обеспечение государственных гарантий прав граждан - участников пенсионных фондов.

Перечень форм и методов, обеспечивающих гарантированное выполнение НПФ обязательств по выплате негосударственных пенсий, представляется следующим образом:

- институционально - управленческие: методы государственного регулирования деятельности НПФ (регистрация пенсионных правил, схем и инвестиционных деклараций, обязательная отчетность о результатах деятельности, контроль и надзор, осуществляемый компетентными органами государственной власти Республики Бурятия); контроль за выполнением пунктов системы соглашений и договоров, предусматривающих выполнение взаимных обязательств НПФ и Правительства республики; участие в управлении ими представителей органов исполнительной власти, вкладчиков и участников (их представительство в советах фондов, попечительских советах, создание общественных формирований вкладчиков либо участников); обязательные ежегодные оценки результатов деятельности фондов независимыми профессиональными организациями аудиторов и актуариев, обеспечение их открытости (информирование вкладчиков и участников, публикация данных о результатах работы в средствах массовой информации);

- нормативно - правовые: разработка и реализация норм законодательного регулирования, имущественная ответственность фондов в выполнении обязательств; обеспечение соблюдения договорных отношений;

- финансово - экономические: требования к минимальному размеру собственных средств, введение стандартов деятельности.

Реализация указанных методов будет способствовать формированию системы гарантий в негосударственном пенсионном обеспечении.

В целях реализации пенсионной реформы и развития системы НПО необходимо создание республиканской структуры развития системы НПО, работающей на постоянной основе, с участием представителей законодательной (по согласованию) и исполнительной власти, коммерческих и некоммерческих организаций, самих ПФ, деятельность которой будет направлена на:

- создание правовых основ республиканской системы НПО;

- определение правовых схем участия в системе НПО государственных органов, финансовых и социальных институтов, граждан;

- разработка методов и осуществление контроля за функционированием системы НПО;

- разработка законодательных инициатив с внесением в представительный орган Российской Федерации в установленном порядке.

4. Успешное развитие негосударственного пенсионного обеспечения связано с изменением некоторых ценностных установок, сложившихся в обществе, и предполагает работу по формированию положительного общественного мнения о системе НПО на республиканском уровне. Эта работа включает в себя проведение информационной компании в средствах массовой информации, основанной на объявлении участия и поддержки Правительством Республики Бурятия системы НПО; организацию и проведение "круглых столов" и семинаров по проблемам негосударственного пенсионного обеспечения, информирование работодателей о предпринимаемых мерах по развитию системы НПО, поднятие заинтересованности в участии в НПФ.

5. Ожидаемые результаты

- Создание в Республике Бурятия реально работающей системы негосударственного пенсионного обеспечения;

- Создание в республике внебюджетного источника инвестиционных ресурсов (постоянных и долгосрочных) для финансирования республиканских экономических программ;

- Повышение социальной защищенности населения республики;

- Максимальное использование собственных финансовых ресурсов и внутренних возможностей республики.

ПЛАН ПЕРВООЧЕРЕДНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ ПО РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ НЕГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕНСИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

Утвержден
Постановлением Правительства
Республики Бурятия
от 05.06.2000 N 183


N

Наименование мероприятий

Вид документа

Сроки
исполнения

Ответственные

1. Подготовка нормативных правовых актов

1.1

Включение в условия принятия участия
в республиканских конкурсах,
тендерах обязательность участия в
качестве вкладчика системы НПО для
своих работников

постановление
Правительства
РБ

июль
2000 г.

Минэкономики,
Минфин,
Госкомимущество

1.2

Придание системе негосударственного
пенсионного обеспечения статуса
социально - значимой, разработка
рекомендаций для руководителей
предприятий бюджетной сферы по
привлечению работников в систему НПО

постановление
Правительства
РБ

июль
2000 г.

Минэкономики

1.3

Разработка рекомендаций для
руководителей предприятий
непроизводственной и
производственной сферы по
привлечению работников в систему НПО

постановление
Правительства
РБ

июль
2000 г.

Минэкономики

1.4

Разработка проекта соглашения о
совместной деятельности НПФ с
Правительством РБ в области
негосударственного пенсионного
обеспечения

Соглашение

август
2000 г.

Минэкономики,
Минсоцзащиты,
Минфин, БРКЦБ

2. Организационные мероприятия

2.1

Проведение разъяснительной компании
среди населения Республики Бурятия
по вопросам негосударственного
пенсионного обеспечения

публикации в
средствах
массовой
информации,
теле-, радио-
выступления

2000 г.

МНПФ "Социальная
защита",
заинтересованные
министерства и
ведомства

2.2

Разработка пилотной программы по
северным районам РБ, направленной на
внедрение системы негосударственного
пенсионного обеспечения для лиц,
занятых на горных работах и имеющих
право на досрочный выход на пенсию,
на примере Баунтовского района

Программа

3 квартал
2000 г.

МНПФ "Социальная
защита"

2.3

Разработка пилотной программы по
внедрению системы негосударственного
пенсионного обеспечения в Окинском
районе

Программа

3 квартал
2000 г.

МНПФ "Социальная
защита"

2.4

Обобщение и распространение опыта
реализации пилотных программ по
внедрению системы негосударственного
пенсионного обеспечения в
Баунтовском и Окинском районах в
районах Республики Бурятия

-

2000 -
2001 гг.

МНПФ "Социальная
защита"

О КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ НЕГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕНСИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

Название документа: О КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ НЕГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕНСИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

Номер документа: 183

Вид документа: Постановление Правительства Республики Бурятия

Принявший орган: Правительство Республики Бурятия

Статус: Недействующий

Дата принятия: 05 июня 2000

Дата редакции: 05 июня 2000