ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 29 мая 2007 года N 179

О КОНЦЕПЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В РЕСПУБЛИКЕ БУРЯТИЯ

(в редакции Постановлений Правительства Республики Бурятия от 05.03.2012 N 109, от 04.06.2015 N 283)


В целях всестороннего учета интересов народов, проживающих в Республике Бурятия, и обеспечения взаимодействия органов государственной власти Республики Бурятия, федеральных органов государственной власти, органов самоуправления, институтов гражданского общества по реализации государственной национальной политики в республике Правительство Республики Бурятия постановляет:

1. Утвердить прилагаемую Концепцию государственной национальной политики в Республике Бурятия.

2. Исполнительным органам государственной власти Республики Бурятия руководствоваться Концепцией государственной национальной политики в Республике Бурятия при решении конкретных задач в сфере национальных отношений, а также при разработке программ этнокультурного развития и межнационального сотрудничества, реализации государственной политики в области культуры, образования, здравоохранения и информации, разработке проектов законов и иных нормативно-правовых актов, затрагивающих вопросы межнациональных отношений.

3. Рекомендовать органам местного самоуправления в Республике Бурятия учитывать положения Концепции государственной национальной политики в Республике Бурятия при принятии решений в сфере национальных отношений, при разработке программ этнокультурного развития и межнационального сотрудничества, реализации политики в области культуры, образования, здравоохранения и информации.

4. Признать утратившим силу постановление Правительства Республики Бурятия от 29.09.1997 N 336 "О Концепции государственной национальной политики Республики Бурятия".

5. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.


Президент - Председатель
Правительства Республики Бурятия
Л.В.ПОТАПОВ






Утверждена
Постановлением Правительства
Республики Бурятия
от 29.05.2007 N 179

КОНЦЕПЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В РЕСПУБЛИКЕ БУРЯТИЯ

 (в редакции Постановлений Правительства Республики Бурятия от 05.03.2012 N 109, от 04.06.2015 N 283)


Государственная национальная политика в Республике Бурятия выражает интересы граждан, проживающих в Республике Бурятия и относящих себя к определенным народам и этническим общностям, направлена на сохранение их самобытности, культуры и языка.

Концепция государственной национальной политики в Республике Бурятия (далее - Концепция) представляет собой систему современных научно обоснованных теоретических положений, принципов и приоритетов государственной политики в сфере межнациональных отношений.

Концепция призвана стать ориентиром для органов государственной власти и органов местного самоуправления в Республике Бурятия в решении задач этнокультурного развития народов и этнических общностей в Республике Бурятия и регулирования межнациональных отношений, обеспечения конституционных прав граждан.

Концепция определяет цель, задачи и направления государственной политики в Республике Бурятия в сфере межнациональных отношений, в создании условий удовлетворения гражданами своих социокультурных потребностей, в формировании культуры межнационального общения.

Концепция предусматривает объединение усилий органов государственной власти Республики Бурятия, органов местного самоуправления в Республике Бурятия в развитии диалога с общественными объединениями и гармонизации межнациональных отношений.

Объектом государственной политики является сфера межнациональных отношений и этнокультурного развития Республики Бурятия.


 I. Современное состояние межнациональных отношений


Республика Бурятия - полиэтничный субъект Российской Федерации. На территории Республики Бурятия проживают представители 111 национальностей (по данным Всероссийской переписи 2002 года), принадлежащие к различным языковым группам и исповедующие христианство, буддизм, шаманизм, ислам, иудаизм. Наиболее многочисленными из них являются русские и буряты, составляющие 95,6% всего населения. Также на территории республики проживают коренные малочисленные народы Севера Сибири - эвенки и сойоты, представители татарской, украинской, армянской, азербайджанской, немецкой, польской и других этнических общностей.

Республика Бурятия обладает историческим опытом позитивного межэтнического и межрелигиозного взаимодействия.

Многонациональный состав населения Республики Бурятия, своеобразие подходов и устремлений к устройству жизни, укладов и обычаев ее народов требует исключительной взвешенности и ответственности в проведении единой национальной политики, направленной на обеспечение добрососедства и согласия в регионе.

Начало 90-х годов в республике было отмечено ростом национального самосознания бурятского народа, формированием и активизацией деятельности его национальных общественных объединений, выступивших под лозунгами "возрождения национальной культуры и родного языка". Одновременно были созданы общественные объединения, выражающие этнокультурные интересы русской части населения, и ими были выдвинуты соответствующие требования. Органами государственной власти при взаимодействии с общественностью на основе переговоров, поиска компромиссов, взаимных уступок был найден конструктивный путь решения назревших этнокультурных проблем бурятского и русского народов и других этнических общностей республики. Также были предприняты политические, правовые и организационные меры по созданию необходимых условий для свободного удовлетворения этническими общностями своих культурных потребностей и укреплению межэтнического согласия в республике.

Главой, Правительством и Народным Хуралом Республики Бурятия на основе Концепции государственной национальной политики Российской Федерации была выработана согласованная государственная национальная политика Республики Бурятия, направленная на учет этнических интересов граждан и удовлетворение их этнокультурных запросов. Органы власти поддержали проведение общебурятских съездов, съезда семейских, съезда народов Бурятии. Была оказана государственная поддержка инициативам этнических общностей по созданию общественных объединений, национально-культурных центров. Для обеспечения диалога власти и этнических общностей при Главе республики были сформированы Совет по делам национальностей, Совет по взаимодействию с религиозными объединениями, из представителей этнокультурных объединений создана Ассамблея народов Бурятии.

(в ред. Постановления Правительства Республики Бурятия от 05.03.2012 N 109)

Такая взвешенная политика органов государственной власти республики дала свои положительные результаты. В общественном сознании населения утвердилось позитивное восприятие проблем бурятского народа и необходимости усиления внимания вопросам развития бурятской культуры и языка. В региональной национальной политике были учтены этнокультурные интересы русского народа, являющегося большинством в республике, и этнокультурные интересы других этнических общностей Бурятии.

Таким образом, в 90-е и последующие годы в республике удалось сохранить взаимное понимание между основными этническими общностями и группами населения и толерантность в межнациональных отношениях. В настоящее время этнополитическая ситуация в Бурятии отличается стабильностью и устойчивостью, характеризуется благоприятным климатом и отсутствием серьезных противоречий и проявлений экстремизма.

Вместе с тем, учитывая сложность этнического фактора, его зависимость от воздействия внешней и внутренней среды, невозможно однозначно утверждать о неизменности существующей этнополитической ситуации.

В Российской Федерации ситуация в сфере межнациональных отношений, по сравнению с началом 90-х годов, заметно изменилась в худшую сторону. В центральных регионах России участились факты проявления бытовой ксенофобии и преступлений, совершенных по мотивам национальной неприязни. Односторонняя информация о них через СМИ и Интернет стремительно распространяется по всей территории страны. Республика Бурятия, находясь в едином информационном пространстве страны, объективно подвергается деструктивному влиянию негативной информации.

Приходится констатировать, что по своей результативности негативная информация, транслируемая по телевидению, публикуемая в печатных СМИ и Интернете, оказывается действеннее формализованной воспитательной и профилактической работы, проводимой в организациях и учебных заведениях республики. Тем самым она способствует созданию условий для распространения в молодежной среде идей ксенофобии, национализма, экстремизма и фашизма.

К числу факторов, влияющих на состояние межэтнических отношений в республике, относится миграция. Миграция населения и территориальная мобильность населения является необходимым условием нормального социально-экономического развития любой территории. Республике Бурятия, численность населения которой продолжает снижаться, приток трудовых ресурсов за счет мигрантов крайне необходим для обеспечения экономического роста. Неблагоприятные демографические тенденции и сокращение численности населения республики свидетельствуют о том, что в ближайшие годы острая потребность в людях будет сохраняться. В то же время увеличение миграционного притока из ближнего и дальнего зарубежья, при сохраняющемся высоком уровне безработицы, способствует росту социальной напряженности на рынке труда, влечет за собой изменение этнического состава населения республики и, безусловно, влияет на межэтнические отношения. В настоящее время среди местного населения уже отмечены факты антимигрантских настроений.

Из внешних факторов, влияющих на межэтнические отношения, нельзя не учитывать фактор приграничного положения республики и развитие внешнеэкономических и культурных связей с сопредельными странами - Китаем и Монголией.

К факторам внутренней среды, влияющим на межэтнические отношения, следует отнести имеющиеся различия в этнокультурной активности этнических общностей, проживающих в республике.

Этнокультурное "возрождение" 90-х годов способствовало разрешению многих этнических проблем в республике, накопившихся в предыдущие десятилетия. Вместе с тем до настоящего времени в обществе нет внятных и обоснованных целей этнокультурного возрождения. Отсутствие их четкого видения и неопределенность в этом вопросе может привести к усилению этнизации сознания населения, особенно молодежи, к укреплению культурных границ, к изоляции этнических общностей друг от друга и к культурной замкнутости.

Недостаточно активное воспитание культуры межэтнических отношений и нарушение баланса интересов различных этнических общностей, проживающих на одной территории, может привести к росту взаимной подозрительности и напряженности в межэтнических отношениях.

В этой связи перед органами государственного и муниципального управления стоит задача сохранения баланса интересов этнических общностей в этнокультурном развитии, и на основе этого формирования высокой и устойчивой культуры межэтнического взаимодействия и общероссийской идентичности у граждан - представителей этнических общностей Республики Бурятия.

Необходимо дальнейшее совершенствование нормативной правовой базы, создающей условия для удовлетворения гражданами своих образовательных, культурных, языковых и этнических интересов.

Регулирование межнациональных процессов требует гибкости в осуществлении государственной национальной политики, выработки новых технологий в формировании представлений о совместном проживании народов. Постоянное изучение этнополитических процессов, прогнозирование событий в межнациональных отношениях дает возможность принимать своевременные и обоснованные решения.

Важным инструментом в повышении эффективности реализации государственной национальной политики в Республике Бурятия является разработка и осуществление различных программ, направленных на национально-культурное развитие народов Бурятии, укрепление межнационального согласия в республике.


 II. Принципы государственной национальной политики


Принципы государственной национальной политики в Республике Бурятия основываются на положениях Конституции Российской Федерации, признанных Россией нормах международного права, положениях Конституции Республики Бурятия, а также принципах, заложенных в Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года. Они определяют основы жизнедеятельности личности в обществе и государстве независимо от принадлежности к той или иной национальности, национально-государственные интересы России.

(в ред. Постановления Правительства Республики Бурятия от 04.06.2015 N 283)


 III. Цели, приоритетные направления и задачи государственной национальной политики в Республике Бурятия

(в редакции Постановления Правительства Республики Бурятия от 04.06.2015 N 283)


Целями государственной национальной политики в Республике Бурятия являются:

а) упрочение общероссийского гражданского самосознания и духовной общности многонационального народа Российской Федерации (российской нации);

б) сохранение и развитие этнокультурного многообразия народов России в Республике Бурятия;

в) гармонизация национальных и межнациональных (межэтнических) отношений;

г) обеспечение равенства прав и свобод человека и гражданина независимо от расы, национальности, языка, отношения к религии и других обстоятельств;

д) успешная социальная и культурная адаптация и интеграция мигрантов.

Настоящие цели достигаются совместными действиями общества и государства на основе конституционных принципов демократии и федерализма, принципов единства, патриотизма и социальной справедливости, стабильного и суверенного развития России, уважения национального достоинства ее граждан и являются основой для решения долгосрочных задач государственного строительства, успешного развития страны в экономической, социально-культурной и внешнеполитической сферах, обеспечения национальной безопасности.

Приоритетными направлениями государственной национальной политики в Республике Бурятия являются:

а) совершенствование государственного управления в сфере государственной национальной политики в Республике Бурятия;

б) обеспечение межнационального мира и согласия, гармонизация межнациональных (межэтнических) отношений;

в) обеспечение равноправия граждан, реализации конституционных прав граждан в сфере государственной национальной политики в Республике Бурятия;

г) создание условий для социальной и культурной адаптации и интеграции мигрантов;

д) обеспечение социально-экономических условий для эффективной реализации государственной национальной политики в Республике Бурятия;

е) укрепление единства и духовной общности многонационального народа Российской Федерации (российской нации) в Республике Бурятия;

ж) сохранение и развитие этнокультурного многообразия народов России в Республике Бурятия;

з) создание условий для обеспечения прав народов России в социально-культурной сфере;

и) развитие системы образования, гражданско-патриотического воспитания подрастающего поколения;

к) обеспечение оптимальных условий для сохранения и развития языков народов России, использования русского языка как государственного языка Российской Федерации;

л) информационное обеспечение реализации государственной национальной политики в Республике Бурятия;

м) совершенствование взаимодействия государственных и муниципальных органов с институтами гражданского общества;

н) развитие международного сотрудничества в сфере государственной национальной политики Российской Федерации.

Задачи в сфере государственной национальной политики в Республике Бурятия:

а) задачи по совершенствованию государственного управления в сфере государственной национальной политики в Республике Бурятия:

объединение усилий государственных и муниципальных органов и институтов гражданского общества Республики Бурятия для укрепления единства российского народа, достижения межнационального мира и согласия;

обеспечение правовых, организационных и материальных условий, способствующих максимальному учету в системе государственного управления национально-культурных интересов народов России и их удовлетворению;

создание условий для участия коренных малочисленных народов в решении вопросов, затрагивающих их права и интересы;

обеспечение учета и реализации задач государственной национальной политики в Республике Бурятия в федеральных и региональных документах государственного стратегического планирования;

совершенствование системы управления и координации государственных и муниципальных органов при реализации государственной национальной политики в Республике Бурятия;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»