Недействующий

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "СЕМЬЯ И ДЕТИ РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ НА 2008-2014 ГОДЫ"

1. Цель мероприятий


В соответствии с Программой социально-экономического развития Республики Бурятия на средне- и долгосрочный период к приоритетным направлениям государственной политики по улучшению положения детей в Республике Бурятия относятся:

- повышение уровня и качества жизни населения;

- социальная поддержка семьи и детей.

Основной целью социальной поддержки и обслуживания семьи и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, является профилактика социального сиротства, опека и попечительство несовершеннолетних, профилактика безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних, защита их прав и законных интересов.

В Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации 2006, 2007 годов подчеркнута необходимость реализации эффективных программ поддержки материнства, детства и семьи, создания необходимой инфраструктуры профилактической работы, комплексной системы реабилитации детей, находящихся в социально опасном положении, для своевременного выявления неблагополучных семей.

В Республике Бурятия проживает 225 тысяч детей. К числу наиболее уязвимых категорий детей относятся дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей (6375 детей), дети, находящиеся в социально опасном положении (3599 детей). Указанные группы детей нуждаются в первую очередь в социальной реабилитации и адаптации, интеграции в общество.

Накопленный опыт решения вопросов в рамках республиканских целевых программ, программно-целевой деятельности муниципальных образований в сфере улучшения положения семей и детей, в том числе находящихся в трудной жизненной ситуации, анализ результатов реализации мероприятий подтверждают целесообразность и необходимость продолжения этой работы. Республиканская целевая программа "Семья и дети Республики Бурятия" позволяет сосредоточить финансовые ресурсы на решении наиболее острых проблем семьи и детей, является одним из основных механизмов реализации стратегии защиты прав детей.

В последние годы наметилась тенденция к сокращению количества беспризорных и безнадзорных детей. Но говорить о полном устранении указанного негативного социального явления преждевременно. Необходимо продолжить реализацию мероприятий, направленных не только на расширение, но и на совершенствование деятельности системы учреждений профилактики безнадзорности и беспризорности, повышение качества и доступности социальных услуг для детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, а также на профилактику социального неблагополучия семей с детьми.

Проблема социального сиротства продолжает оставаться одной из наиболее важных проблем детства. Развитие семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, позволит решить проблему социализации данной категории детей.

Программно-целевой метод обеспечивает достаточно высокий уровень межведомственной координации, является инструментом взаимодействия при выработке общих подходов на региональном и муниципальном уровнях, а также при реализации мер по социальной поддержке и улучшению положения детей.

Продление Программы на следующий период позволит увеличить долю детей, оставшихся без попечения родителей, переданных на воспитание в семьи граждан, по сравнению с 2007 годом с 22,2% до 84,7%.

Оптимизация сети детских домов и реабилитационных центров для детей, создание на их базе служб сопровождения замещающих семей, укрепление материально-технической базы позволили создать условия для более полного удовлетворения потребностей семей и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, в социальных услугах. Увеличен объем социальных услуг до 51 тысячи единиц, количество детей-сирот, переданных на воспитание в приемную семью, выросло на 25%. Кроме того, на 3% увеличилось число детей, возвращенных в родную семью из учреждений социального обслуживания семьи и детей.

Реализация Республиканской целевой программы "Семья и дети Республики Бурятия на 2008 - 2010 годы" способствовала мобилизации финансовых ресурсов на цели улучшения положения детей (от общей суммы расходов в среднем 46% составляет федеральный бюджет, 33% - средства бюджетов муниципальных образований и внебюджетных источников).

Новизна II этапа подпрограммы состоит в следующем:

- ориентированность как на поддержку и развитие детей, так и на профилактику семейного неблагополучия и поддержку семей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, в первую очередь находящихся на ранней стадии кризиса;

- использование современных технологий и инноваций при решении проблем семей и детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.

Реализация мероприятий подпрограммы в части усиления профилактической направленности деятельности детских учреждений позволит организовать эффективную систему работы, направленную на оказание помощи семье, находящейся в трудной жизненной ситуации, с целью предупреждения социального неблагополучия семей с детьми и профилактики социального сиротства и снижения тем самым доли детей, нуждающихся в государственном попечении.

Повышение эффективности работы и оптимизация использования государственных ресурсов в сфере профилактики социального неблагополучия семей с детьми и социального сиротства будет способствовать улучшению общего социального климата в республике и повышению качества жизни.