Недействующий

ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 24 апреля 2000 года N 126

О РЕСПУБЛИКАНСКОЙ СРЕДНЕСРОЧНОЙ ПРОГРАММЕ РАЗВИТИЯ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ ДО 2005 ГОДА

Утратил силу: НГР ru04000200300384

Во исполнение распоряжения Правительства Республики Бурятия от 04.08.99 N 792-р и учитывая важность разработки системы стратегических и тактических мероприятий, ориентированных на стабилизацию и развитие агропромышленного комплекса республики. Правительство Республики Бурятия постановляет:

1. Утвердить прилагаемую Республиканскую среднесрочную программу развития агропромышленного комплекса Республики Бурятия до 2005 года.

2. Руководителям министерств и ведомств республики принять исчерпывающие меры по выполнению мероприятий по реализации Республиканской среднесрочной программы развития агропромышленного комплекса Республики Бурятия до 2005 года.

3. Рекомендовать органам местного самоуправления Республики Бурятия в решении вопросов, связанных с дальнейшим развитием агропромышленного комплекса, руководствоваться данной программой.

Президент - Председатель

Правительства Республики Бурятия

Л.В.ПОТАПОВ

Управляющий Делами - Руководитель

Администрации Президента и

Правительства Республики Бурятия

Н.И.БЫКОВ

Утверждена
Постановлением Правительства
Республики Бурятия
от 24.04.2000 N 126

РЕСПУБЛИКАНСКАЯ СРЕДНЕСРОЧНАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ ДО 2005 ГОДА

Паспорт Республиканской среднесрочной программы развития АПК Республики Бурятия до 2005 года


Наименование  Программы

Республиканская  среднесрочная программа
  развития АПК Республики Бурятия до 2005
  года

Дата принятия  решения
  о разработке Программы,
  наименование и номер
  соответствующего решения

Распоряжение  Правительства Республики
  Бурятия от 04.08.99 N 792-р

Государственный  заказчик
  Программы

Министерство  сельского хозяйства и
  продовольствия Республики Бурятия

Исполнители и
  соисполнители

- Министерство  сельского хозяйства и
  продовольствия Республики Бурятия;

  - Министерство финансов Республики
  Бурятия;
  - Министерство экономики и внешних
  связей Республики Бурятия;
  - БГСХА им. В.Р.Филиппова;
  - Государственный земельный комитет
  Республики Бурятия

Цели  Программы

- Обеспечение  разработки и реализации
  комплекса взаимосвязанных мер,
  позволяющих к 2005 году завершить
  осуществление аграрной реформы,
  структурной перестройки сельского
  хозяйства и создать эффективный
  механизм регулирования аграрных
  отношений и государственного
  управления АПК республики;
  - Обеспечение республиканского рынка
  продовольствия преимущественно
  местными продуктами питания;
  - Восстановление экономической базы
  социального развития села

Сроки  реализации
  Программы

2000 - 2004  годы

Основные  программные
  мероприятия

Осуществление  организационно -
  правовых, финансово - экономических и
  технологических мероприятий,
  обеспечивающих развитие АПК

Контроль за  реализацией
  Программы

-  Минсельхозпрод;
  - Минфин;
  - Минэкономики;
  - органы местного самоуправления

Важнейшие  целевые
  показатели

Увеличить к 2005  году по сравнению с
  1999 годом производство валового
  внутреннего продукта сельского
  хозяйства на 9,5%, зерна - на 130 тыс.
  тонн, товарной продукции пищевой и
  перерабатывающей промышленности - на
  24%

Ожидаемые  конечные
  результаты Программы

Увеличение  душевого потребления
  продуктов питания, значительное
  сокращение зависимости республики от
  ввоза продовольствия

Основные  разработчики
  Программы

- Министерство  сельского хозяйства и
  продовольствия Республики Бурятия;

  - Министерство экономики и внешних
  связей Республики Бурятия;
  - Министерство финансов Республики
  Бурятия;
  - Бурятская государственная
  сельскохозяйственная академия
  им. В.Р.Филиппова

Введение


Социально - экономическая ситуация в агропромышленном комплексе Республики Бурятия продолжает оставаться крайне сложной.

У большинства сельских товаропроизводителей отсутствуют возможности для приобретения техники, минеральных удобрений, средств защиты растений, происходит резкое выбытие основных фондов, особенно их активной части. Увеличивается кредиторская задолженность сельскохозяйственных предприятий перед поставщиками ресурсов, бюджетом и внебюджетными фондами. Сохраняется опережающий рост цен на промышленную продукцию, горюче - смазочные материалы, продолжается спад инвестиционной активности. В условиях резкого сокращения финансовой поддержки со стороны федеральных органов власти происходит перенос центра тяжести по оказанию помощи сельским производителям на республиканский и местные бюджеты. Реорганизация крупных сельскохозяйственных предприятий на основе изменения отношений собственности не обеспечила создание эффективных форм хозяйствования, адекватных рыночной среде, что также отрицательно сказывается на объемах производства основных видов сельскохозяйственной продукции и финансовых результатах деятельности предприятий.

Все это требует взвешенного анализа сложившегося положения в аграрном секторе экономики республики, разработки стратегии, нацеленной на стабилизацию, устойчивое развитие и укрепление финансового состояния агропромышленного комплекса, мобилизацию имеющихся ресурсов для улучшения организации и технологии производства, совершенствования рыночных механизмов хозяйствования и формирования более благоприятной макроэкономической ситуации в АПК.

"Республиканская среднесрочная программа развития АПК Республики Бурятия до 2005 года" разработана в соответствии с распоряжением Правительства Республики Бурятия от 04.08.99 N 792-р.

I. Состояние и современные тенденции развития агропромышленного комплекса


В агропромышленном комплексе республики занято около 35% всех работающих в сфере материального производства. Доля агропромышленного производства в валовом внутреннем продукте республики составляет 35 - 40 процентов.

За последние годы в агропромышленном комплексе наметились стабилизация и экономический рост отдельных отраслей. В числе положительных тенденций следует отметить то, что после продолжительного спада поголовья достигнут его рост. Если в 1994 - 1996 годах ежегодное сокращение поголовья всех видов скота составляло 6 - 8%, с 1997 года темпы сокращения поголовья снизились до 3%, то на 1 января 2000 года рост поголовья крупного рогатого скота составил 7,4%, в том числе: коров - 4,8%, свиней - 26%, лошадей - 3,4% к уровню 1998 года.

Улучшилась сохранность поголовья в сельскохозяйственных предприятиях, однако процент падежа животных к обороту стада остается еще значительным. По крупному рогатому скоту он составил 4%, свиньям - 20%, овцам - 6 процентов. В 1998 году соответственно - 5, 21 и 6 процентов.

В 1999 году на выделенные бюджетные средства завезен из других регионов России племенной скот крупного рогатого скота, свиней. Внедрен новый высокопродуктивный кросс птицы "Шавер" на Улан-Удэнской птицефабрике.

В целом, по животноводству удалось сохранить племенную базу животноводства и птицеводства, что, при благоприятных макроэкономических условиях, будет способствовать восстановлению отрасли, повышению продуктивности животных и птицы.

При отсутствии федеральной инвестиционной поддержки финансирование АПК производится за счет средств республиканского и местных бюджетов, которых крайне недостаточно.

В агропромышленном комплексе в 1999 году, как и в предыдущие годы, не удалось улучшить состояние материально - технической базы.

Наличие основных видов техники в сельскохозяйственных предприятиях (на конец периода)

(штук)

1990 г.

1996 г.

1998 г.

1999 г.

1. Тракторы

10770

7273

6694

6156

2. Комбайны:

-  зерноуборочные

2442

1401

1310

1255

-  картофелеуборочные

335

145

110

90

- силосоуборочные

958

595

461

356

3. Плуги

3501

2593

2333

2180

4. Сеялки

4302

2375

2018

1934

5. Катки

2048

876

720

610

6.  Культиваторы

2862

1613

1385

1260

В условиях отсутствия у сельскохозяйственных предприятий необходимых финансовых, технических и материальных ресурсов в растениеводстве усиливаются процессы упрощения технологий обработки почвы и возделывания сельскохозяйственных культур, практически повсеместно не соблюдаются зональные системы земледелия, нарушаются севообороты. 145 тысяч гектаров пашни выведено из сельскохозяйственного оборота.

За последние 7 - 8 лет хозяйства резко снизили применение органических и минеральных удобрений. В среднем на 1 га пашни в 1999 году внесено 30 кг минеральных удобрений (в перерасчете на 100% минеральных веществ), в том числе в ряде районов - менее 20 килограммов.

Поэтому, особенно в 1993 - 1996 гг., заметно снизилось производство продукции растениеводства по сравнению с предыдущими годами.

Урожай, в основном, формировался за счет естественного плодородия почв. По данным научных учреждений, на пахотных землях наметился устойчивый отрицательный баланс гумуса и питательных веществ. В настоящее время основная площадь пашни в республике содержит менее 1% гумуса в обрабатываемом слое. В целях увеличения производства продукции земледелия с 1996 года проводится структурная перестройка в растениеводстве.

В 1999 году продолжались процессы преобразований, реформирования сельскохозяйственных предприятий, совершенствования их внутрихозяйственных отношений, развития кооперации и агропромышленной интеграции.

На 1 июня 1998 года количество хозяйств, организационно - правовая форма которых соответствовала ГК РФ, было 55, т.е. 25% от общей численности хозяйств. По состоянию на 1 января 2000 года их стало 110 (52%). Доля сельскохозяйственных производственных кооперативов в структуре организационных форм всех сельхозпредприятий увеличилась с 6,4 в начале года до 22 процентов.

В целом, процесс становления новых форм хозяйствования на основе реорганизации крупных сельскохозяйственных предприятий, реформирования отношений собственности носил преимущественно формальный характер и не привел к созданию эффективных организационно - правовых форм предприятий, не обеспечил функционирование действенного мотивационного механизма к высокопроизводительному труду. В большинстве хозяйств перестали применяться такие прогрессивные формы организации внутрихозяйственных отношений, как внутрихозяйственные кооперативы, различные виды арендного и коллективного подрядов. В ряде случаев реорганизация инициировала необоснованное дробление и распад крупных сельскохозяйственных предприятий, разрушение их производственного потенциала.

Не оправдалась в силу действия экономических, материально - технических, демографических, социальных, психологических факторов ставка на массовое создание фермерских хозяйств.

На этом фоне более позитивные тенденции отмечаются в деятельности личных подсобных хозяйств. В настоящее время происходит увеличение размеров земельных площадей, закрепляемых за собственниками ЛПХ, что дает им возможность обеспечивать кормами не только поголовье личного скота, но и взятого в аренду в коллективных хозяйствах.

В целом, по агропромышленному комплексу в результате частичного выполнения Республиканской целевой программы стабилизации и развития на 1996 - 2000 годы приостановлен спад производства, наметились точки экономического роста и созданы предпосылки для его развития. Поскольку современная экономическая ситуация в республике не позволяет достаточно эффективно и быстро решить вышеуказанные проблемы при помощи общепринятых финансово - экономических механизмов, было признано целесообразным осуществить разработку, принятие и реализацию программы развития АПК Республики Бурятия в среднесрочной перспективе, направленной на стабилизацию и достижение последующего роста объемов производства в агропромышленном комплексе, обеспечение ее продовольственной безопасности.

II. Развитие аграрной реформы


В последнее время принят ряд мер, направленных на преодоление кризисных процессов, создание организационных и экономических условий для постепенного перехода от спада производства к его стабилизации и последующему развитию. Осуществлены меры по реструктуризации задолженности сельскохозяйственных товаропроизводителей перед бюджетом и внебюджетными фондами.

Все это создает определенные предпосылки для улучшения общеэкономической ситуации в агропромышленном комплексе. Вместе с тем, еще многие вопросы нормализации финансового положения в АПК, оживления инвестиционной деятельности, восстановления производственного потенциала сельского хозяйства требуют своего решения.

Первоочередными задачами на ближайшую перспективу являются:

1. Улучшение социальных условий жизни на селе;

2. Переход от формальной замены организационно - правовых форм к практическому осуществлению целей реформы (определение реального хозяина - собственника, эффективно осуществляющего агропромышленное производство);

3. Систематизация финансовых и ресурсных потоков агропромышленного комплекса через создание республиканского резерва ресурсов, интервенционного фонда на продовольственном рынке, фонда льготного кредитования, лизинга материальных ресурсов, активизация ресурсов Республиканской продовольственной корпорации, инвестиционных фондов, средств местных бюджетов и агропромышленных предприятий;

4. Развитие зернового производства как основы продовольственной безопасности республики, повышение доходности сельскохозяйственных товаропроизводителей;

5. Восстановление поголовья всех видов скота и птицы с повышением продуктивности на основе развития кормовой базы;

6. Организация интеграционных систем в агропромышленном производстве, отраслевых ассоциаций и союзов, включающих товаропроизводителей всех форм собственности и сферу реализации продукции;

7. Дальнейшее развитие предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности, создание новых производств и технологий;

8. Создание республиканского оптового продовольственного рынка, проведение местных и межрегиональных ярмарок и аукционов;

9. Совершенствование механизма государственной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей;

10. Восстановление производственной инфраструктуры отраслей АПК;

11. Рассмотрение по каждому хронически нерентабельному предприятию причин, вызвавших их убыточную деятельность, определение совместно с коллективами мер по улучшению их финансового состояния;

12. Формирование и совершенствование системы ценового мониторинга на рынке сельскохозяйственной продукции и продовольствия, обеспечение доступности информации о конъюнктуре рынка для сельскохозяйственных предприятий, крестьянских (фермерских) хозяйств и других его участников через активизацию проекта АРИС;

13. Создание машинно - технологических станций;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»