ЗАКОН

ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

от 25 декабря 2008 года N 869-ОЗ

ОБ ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "МОДЕРНИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2009-2010 ГОДЫ"

Принят областным Советом народных депутатов 18 декабря 2008 года

{Изменения и дополнения:
Закон Орловской области от 17.03.2009 г. N 880-ОЗ; НГР: ru57000200900068;
Закон Орловской области от 13.08.2009 г. N 938-ОЗ; НГР: ru57000200900282;
Закон Орловской области от 30.12.2009 г. N 1020-ОЗ; НГР: ru57000200900548}

Статья 1


Утвердить областную целевую программу "Модернизация системы образования Орловской области на 2009-2010 годы" (согласно приложению).

Статья 2


Настоящий Закон вступает в силу с 1 января 2009 года.

Губернатор

Орловской области

Е.С.Строев

г. Орел

25 декабря 2008 года

N 869-ОЗ

Приложение
к Закону Орловской области
"Об областной целевой программе
"Модернизация системы образования
в Орловской области на 2009-2010 годы"

Областная целевая программа "Модернизация системы образования Орловской области на 2009-2010 годы"

Паспорт областной целевой программы "Модернизация системы образования Орловской области на 2009-2010 годы"


Наименование Программы

областная целевая прогр амма "Модернизация системы образования Орловской области на 2009-2010 годы" (далее - Программа)

Основания для разработки Программы

Закон Российской Федерации http://192.168.0.1:8080/content/ngr/RU57DMJ200500160.doc "Об образовании";

 Закон Орловской области http://192.168.0.1:8080/content/ngr/RU57DMJ200500160.doc
 "Об образовании в Орловской области";

 постановление Правительства Российской Федерации http://dostup.scli.ru:8080//content/ngr/RU0000R200603730.html "О мерах государственной поддержки субъектов Российской Федерации, внедряющих комплексные проекты модернизации образования";

 постановление Правительства Орловской области от 27.10.2008 г. N 331 "Об утверждении примерного положения об установлении новой отраслевой системы оплаты труда работникам муниципальных общеобразовательных учреждений"

Государственный заказчик Программы

Правительство Орловской области (В редакции Закона Орловской области от 30.12.2009 г. N 1020-ОЗ )

Основной разработчик Программы

Департамент социальной политики Орловской области

Сроки и этапы реализации Программы

2009-2010 годы:
 1 этап - 2009 год;

 2 этап - 2010 год

Основные цели и задачи Программы

Основными целями Программы являются:
 повышение доступности и качества предоставляемых населению области образовательных услуг через:
 - приведение содержания и качества общего образования в соответствие современным и прогнозируемым потребностям регионального рынка труда и личности;

 - обеспечение доступности качественного общего образования независимо от места жительства;

 - концентрация и эффективное использование кадровых, финансовых и материальных ресурсов.
 Основными задачами Программы являются:
 - создание в Орловской области оптимальных условий, способствующих развитию системы доступного и качественного образования;

 - оптимизация структуры сети образовательных учреждений с учетом экономической специфики области;

 - развитие региональной системы оценки качества образования;

 - расширение общественного участия в управлении образованием;

 - создание оптимальных условий для социальной защищенности работников системы образования через введение отраслевой системы оплаты труда;

 - оптимизация бюджетных расходов в целях качественной организации учебно-воспитательного процесса

Перечень основных мероприятий Программы

- организационно-кадровая и правовая работа, методическое сопровождение проекта;

 - введение отраслевой системы оплаты труда работников образования (ОСОТ);

 - реструктуризация и развитие сети образовательных учреждений региона для обеспечения условий получения качественного образования независимо от места жительства;

 - развитие региональной системы оценки качества образования;

 - расширение общественного участия в управлении образованием

Исполнители Программы

Департамент образования, культуры и спорта Орловской области;
муниципальные органы управления образованием (по согласованию) (В редакции Закона Орловской области http://192.168.0.1:8080/content/ngr/RU57DMJ200900282.doc )

Ответственный исполнитель

Управление образования и молодежной политики Департамента образования, культуры и спорта Орловской области (В редакции Закона Орловской области http://192.168.0.1:8080/content/ngr/RU57DMJ200900282.doc )

Объемы и источники финансирования

1 этап: средства областного бюджета, перечисляемые в виде субвенций на исполнение полномочий в рамках реализации Программы в общем объеме 271 961,2 млн. рублей;

 2 этап: средства областного бюджета, предусмотренные Законом Орловской области "Об областном бюджете на 2010 год и плановый период 2011 и 2012 годов"
 (В редакции Закона Орловской области от 30.12.2009 г. N 1020-ОЗ )

Ожидаемые результаты Программы и ее целевые показатели

- рост заработной платы работников образовательных учреждений области более чем на 50% в сравнении с 2006 годом;

 - установление среднеотраслевой заработной платы в размере более 10 000 рублей;

 - реорганизация сети общеобразовательных учреждений с численностью до 20 учащихся;

 - реорганизация сети учреждений начального и среднего профессионального образования путем присоединения или слияния (с 31 учреждения до 26);

 - реорганизация сети специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, путем присоединения или слияния (с 20 учреждений до 15);

 - формирование 150 базовых общеобразовательных учреждений области, оснащение их современным учебным и учебно-наглядным оборудованием;

 - формирование нормативной правовой базы для создания 8 образовательных округов, разработка принципов построения социокультурных центров;

 - обеспечение подвоза учащихся к месту учебы;

 - обеспечение доли выпускников, сдавших итоговую аттестацию за курс основной и полной средней школы в форме ЕГЭ, до 89%;

 - обеспечение показателей эффективности (удовлетворенности) качеством образовательных услуг выпускников образовательных учреждений на уровне 85%

Контроль за исполнением Программы

Правительство Орловской области (В редакции Закона Орловской области от 30.12.2009 г. N 1020-ОЗ )

1. Содержание проблемы и обоснование ее решения


Областная целевая программа "Модернизация системы образования Орловской области на 2009-2010 годы" носит комплексный инновационный характер и призвана стимулировать процесс развития принципов доступности и качества предоставляемого образования независимо от места жительства. С учетом действующего законодательства программные мероприятия ориентированы на широкий социальный слой населения области различного возраста.

Причинами разработки Программы являются:

- сохраняющаяся на протяжении 10 лет тенденция к сокращению численности учащихся общеобразовательных учреждений в среднем на 1000-1200 человек в год и, как следствие, острый дефицит кадров в различных сферах деятельности;

- ежегодный рост расходов бюджета региона на осуществление целей и выполнение задач дошкольного, общего, дополнительного и профессионального образования при сохранении низкой средней заработной платы работников системы образования (7 200 рублей) и неоправданно высоких средних расходов на содержание одного учащегося (до 36 000 рублей);

- отсутствие эффективной системы поощрения работников системы образования в вопросах результативности обучения и воспитания, равно как и конкурентных отношений внутри системы;

- необходимость дифференцированного подхода к вопросам материально-технического и методического сопровождения образовательного и воспитательного процесса, регулирование данных отношений посредством создания базовых школ и округов;

- слабое участие общественности в решении вопросов деятельности образовательных учреждений, отсутствие единой региональной базы данных системы образования, индикативных показателей эффективности деятельности образовательных учреждений.

Качественный анализ, проведенный в течение 2006-2008 годов, позволяет сегодня определить перечень проблем системы образования Орловской области и спланировать пути их решения на ближайшую перспективу. Региональный паспорт системы образования Орловской области представлен в приложении 2 к данной Программе.

Демографическая составляющая характеризуется как регрессивная и связана с сокращением рождаемости. С 1999 года в области произошло уменьшение учащихся первых классов на 30%. Как следствие - за период 2006-2008 годов наблюдается ежегодное сокращение учащихся общеобразовательных учреждений на 1200 человек. Это - в свою очередь - порождает проблемы, связанные с наполняемостью классов, распределением почасовой нагрузки педагогов, числом выпускников школ и студенческой молодежи. В конечном итоге наблюдается дефицит рабочих кадров в отраслях производства региона. Стабилизация демографической ситуации прогнозируется лишь к 2012 году на уровне 2002 года.

Соотношение учащихся общеобразовательных учреждений (далее - школ) в городе и на селе примерно одинаково и составляет 36 266 детей в городе (49%) и 38 095 детей на селе (51%). Наполняемость школ от проектной численности в городской местности составляет 86,5%, в сельской - 52,3%.

При этом в муниципальных образованиях, имеющих одинаковую сеть школ, показателей состояния системы, существенно различается структура фонда оплаты труда и расходы на одного обучающегося (стоимость обучения одного обучающегося колеблется от 680 до 9120 рублей в городе и от 935 до 36000 рублей в сельской местности).

Число обучающихся на одного педагога неравномерно распределяется в разных муниципальных образованиях области: от 6 обучающихся в сельской местности до 13 обучающихся в городах. При этом не всегда большой объем расходов, связанных с содержанием одного обучающегося, гарантирует высокие качественные показатели предоставляемых ему образовательных услуг.

В среднем по Орловской области наполняемость классов в школах стабильно сохраняется на уровне 15 обучающихся: в городе - 20,6 обучающихся, на селе - 8,3 обучающихся.

Среднеотраслевая заработная плата составляет 7,2 тыс. рублей в 2008 году, что на 25% ниже среднеобластной. Заработная плата педагогического работника с 20-летним стажем и нагрузкой 18 часов в неделю при первой квалификационной категории в сельской школе не превышает 7,5 тыс. рублей (с учетом 25%-й надбавки за работу в сельской местности). В городской школе такой педагогический работник будет получать на 30% меньше при двухсменном режиме работы. При этом коэффициент совместительства на протяжении 5-ти лет остается на уровне 1,5.

Действующий механизм оплаты труда педагогического работника по единой тарифной сетке не дает возможности стимулирования образовательной и воспитательной деятельности, так как надтарифный фонд образовательного учреждения составляет не более 25% от фонда оплаты труда.

При этом существующая система доплат и надбавок фактически не учитывает такие важные характеристики педагогического работника, как стаж работы, качество образовательных услуг, ученые степени.

Особенностью региональной системы образования является то, что в ней доминирует сельская школа: из 579 функционирующих общеобразовательных учреждений 450 (78%) составляют сельские общеобразовательные учреждения, в которых обучается 51% от общей численности контингента школьников.

В настоящее время из 450 сельских школ:

- 42 школы - с численностью менее 10 обучающихся;

- 43 школы - с численностью от 10 до 20 обучающихся;

- 158 школ - с численностью от 20 до 50 обучающихся;

- 101 школа - с численностью от 50 до 80 обучающихся;

- 106 школ - с численностью от 80 и более обучающихся.

При этом качественные показатели работы сельских малокомплектных школ характеризуются следующими чертами:

- более низкие результаты ЕГЭ в сравнении со среднеобластными показателями;

- более изношенная материально-техническая и учебно-методическая база, не обновлявшаяся на протяжении последних 15-ти лет;

- обострение кадровой проблемы: 13,6% работающих педагогов - пенсионного возраста, 36,7% - возраста 48-52 лет;

- высокие затраты на обучение одного обучающегося (до 36 000 рублей);

- низкая организация безопасности образовательного процесса.

При этом сельские малокомплектные школы содержат значительный штат обслуживающего и вспомогательного персонала.

Однако неверным представляется суждение о том, что ликвидация сельских малокомплектных школ может привести к значительной экономии бюджета.

С помощью сопоставления данных текущих расходов консолидированного бюджета в отдельных районах области с затратами на проведение оптимизации сети образовательных учреждений путем их сокращения (ликвидации) установлено среднее увеличение бюджетных затрат на 20-30%.

Следует добавить, что при реализации такого подхода к реформированию системы образования неизбежно значительное социальное напряжение, связанное с оттоком детей и молодежи из села.

Конструктивно решить эти и ряд других проблем системы образования области возможно путем проведения поэтапной модернизации, основные направления которой позволят:

- оптимизировать лимиты бюджетных средств, направленные на выплату заработной платы педагогическим работникам образовательных учреждений, перейти на отраслевую систему оплаты труда с прогнозируемым ростом более 50%;

- оптимизировать сеть образовательных учреждений области через реорганизацию малокомплектных школ;

- преобразовать сеть сельских школ, обеспечив качественные необходимые условия для обучения и воспитания детей в сельской местности;

- создать механизм взаимосвязи финансирования учреждения и качества образовательных услуг, предоставляемых каждому обучающемуся, стимулировать работу образовательных учреждений по повышению качества образования.

Поэтапное проведение реформирования системы образования Орловской области при широком общественном обсуждении, использовании средств массовой информации будет способствовать не только улучшению показателей доступности и качества предоставляемых образовательных услуг, но и создаст реальные предпосылки для соблюдения социальных гарантий педагогическим работникам области.

2. Цели и задачи программы, сроки и этапы реализации


Программа разработана в соответствии с законодательством Российской Федерации и Орловской области, учитывает основные положения стратегии социально-экономического развития Орловской области на долгосрочную перспективу, а также демографическую ситуацию в регионе. Мероприятия Программы реализуются в соответствии с сетевым графиком (приложение 1 к Программе) и ориентированы на выполнение целевых индикативных показателей до 2010 года (приложение 3 к Программе).

Проект соответствует региональным приоритетам в сфере образования:

- развитие интеллектуального и профессионального потенциала региона как основы обеспечения доступности качественного образования для успешной самореализации личности;

- обеспечение безопасности и улучшение здоровья обучающихся;

- повышение социального статуса педагогического работника;

- инновационное развитие системы образования;

- оптимизация и развитие сети образовательных учреждений.

Программа модернизации системы образования Орловской области представляет собой комплекс задач по реализации государственной политики в Орловской области по формированию доступной, качественной и эффективной системы образования.

Целью Программы модернизации системы образования Орловской области является повышение качества образовательных услуг через:

- приведение содержания и качества образования в соответствие современным и прогнозируемым потребностям регионального рынка труда и личности;

- обеспечение доступности качественного образования независимо от места жительства;

- концентрацию и эффективное использование кадровых, финансовых и материальных ресурсов.

Задачи, решение которых должно обеспечить достижение поставленной цели, раскрываются в основных направлениях Программы модернизации системы образования Орловской области.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2006 года N 848 "О мерах государственной поддержки субъектов Российской Федерации, внедряющих комплексные проекты модернизации образования" определены основные критерии конкурсного отбора субъектов Российской Федерации, внедряющих комплексные проекты модернизации образования:

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»