Недействующий

ПРАВИТЕЛЬСТВО ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 19 октября 2011 года N 364

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ДОЛГОСРОЧНОЙ ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "РАЗВИТИЕ И ПОДДЕРЖКА МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2012-2020 ГОДЫ"

____________________________________________________________________
Утратил силу с 1 января 2014 года на основании Постановления Правительства Орловской области от 01.10.2013 N 337.
____________________________________________________________________

{Изменения и дополнения:
Постановление Правительства Орловской области от 18.07.2012 N 244; НГР:ru57000201200623;
постановление Правительства Орловской области от 31.07.2013 N 249; НГР: ru57000201300547}

В целях содействия развитию малого и среднего предпринимательства, привлечения малого и среднего предпринимательства к решению социально-экономических задач на территории Орловской области Правительство Орловской области постановляет:

1. Утвердить прилагаемую долгосрочную областную целевую программу "Развитие и поддержка малого и среднего предпринимательства в Орловской области на 2012-2020 годы".

2. Департаменту финансов Орловской области (В. Г. Щипкова) при подготовке проекта областного бюджета на соответствующие годы предусматривать необходимое финансирование для реализации долгосрочной областной целевой программы "Развитие и поддержка малого и среднего предпринимательства в Орловской области на 2012-2020 годы".

3. Контроль за исполнением постановления возложить на заместителя Председателя Правительства Орловской области, руководителя блока финансово-экономического развития Ю. Н. Парахина.

Председатель Правительства

Орловской области

А. П. Козлов


Приложение к постановлению

Правительства Орловской области

от 19 октября 2011 г. N 364

Долгосрочная областная целевая программа "Развитие и поддержка малого и среднего предпринимательства в Орловской области на 2012-2020 годы"

Орловская область 2011 г.

Паспорт


(В редакции постановление Правительства Орловской области от 31.07.2013 N 249)

Наименование программы

Долгосрочная областная целевая программа "Развитие и поддержка малого и среднего предпринимательства в Орловской области на 2012-2020 годы" (далее также – Программа)

Основание для разработки Программы

Федеральный закон от 24 июля 2007 года N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", Закон Орловской области от 10 апреля 2009 года N 888-ОЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Орловской области", распоряжение Правительства Орловской области от 20 сентября 2010 года N 387-р

Заказчик Программы

Правительство Орловской области

Разработчики Программы

Департамент экономики Орловской области

Руководитель Программы

Руководитель Департамента экономики Орловской области

Ответственный исполнитель Программы

Начальник управления по развитию малого и среднего бизнеса Департамента экономики Орловской области

Цель и задачи Программы

Цель Программы: создание благоприятных условий для эффективного развития малого и среднего предпринимательства (далее также - МСП) в Орловской области
 Задачи Программы:
 1)  совершенствование нормативно-правовой базы, регулирующей деятельность субъектов МСП, устранение административных барьеров;

 2)  формирование и обеспечение функционирования инфраструктуры поддержки МСП;

 3)  финансовая поддержка субъектов МСП в приоритетных направлениях;

 4)  расширение деловых возможностей субъектов МСП;

 5) обеспечение открытости и доступности информации по вопросам предпринимательской деятельности, о мерах государственной поддержки

Важнейшие целевые индикаторы  и показатели Программы

1) доля среднесписочной численности работников (без внешних совместителей) субъектов МСП в среднесписочной численности работников (без внешних совместителей) всех предприятий и организаций;

 2) доля продукции, произведенной субъектами МСП, в общем объеме ВРП;

 3) количество вновь зарегистрированных субъектов МСП в Орловской области;

 4) количество субъектов МСП, которым оказана поддержка;

 5) количество вновь зарегистрированных субъектов МСП на 1 тыс. существующих субъектов МСП

Сроки и этапы реализации Программы

2012-2020 годы в один этап

Объемы и источники финансирования Программы

2012-2020 годы – 2 760,139 млн рублей,
 из них:
 федеральный бюджет - 760,085 млн рублей;

 областной бюджет - 220,961 млн рублей;

 внебюджетные средства - 1 779,093 млн рублей;

 в том числе по годам:
 2012 год - 469,406 млн рублей, из них:
 федеральный бюджет - 102,461 млн рублей;

 областной бюджет - 25,830 млн рублей;

 внебюджетные средства - 341,115 млн рублей;

 2013 год - 452,750 млн рублей, из них:
 федеральный бюджет - 109,384 млн рублей;

 областной бюджет - 27,131 млн рублей;

 внебюджетные средства - 316,235 млн рублей;

 2014 год - 247,466 млн рублей, из них:
 федеральный бюджет - 89,040 млн рублей;

 областной бюджет - 24,000 млн рублей;

 внебюджетные средства - 134,426 млн рублей;

 2015 год - 252,539 млн рублей, из них:
 федеральный бюджет - 89,200 млн рублей;

 областной бюджет - 24,000 млн рублей;

 внебюджетные средства - 139,339 млн рублей;

 2016 год - 271,618 млн рублей, из них:
 федеральный бюджет - 89,000 млн рублей;

 областной бюджет - 24,000 млн рублей;

 внебюджетные средства - 158,618 млн рублей;

 2017 год - 270,787 млн рублей, из них:
 федеральный бюджет - 89,000 млн рублей;

 областной бюджет - 24,000 млн рублей;

 внебюджетные средства - 157,787 млн рублей;

 2018 год - 251,249 млн рублей, из них:
 федеральный бюджет - 58,000 млн рублей;

 областной бюджет - 24,000 млн рублей;

 внебюджетные средства - 169,249 млн рублей;

 2019 год - 265,719 млн рублей, из них:
 федеральный бюджет - 65,000 млн рублей;

 областной бюджет - 24,000 млн рублей;

 внебюджетные средства - 176,719 млн рублей;

 2020 год - 278,605 млн рублей, из них:
 федеральный бюджет - 69,000 млн рублей;

 областной бюджет - 24,000 млн рублей;

 внебюджетные средства - 185,605 млн рублей

В том числе по направлениям затрат

Капитальные вложения - 231,850 млн рублей, из них:
 федеральный бюджет - 163,240 млн рублей;

 областной бюджет - 59,610 млн рублей;

 внебюджетные источники - 9,000 млн рублей;

 НИОКР - 0 млн рублей;

 прочие расходы - 2 528,289 млн рублей, из них:
 федеральный бюджет - 596,845 млн рублей;

 областной бюджет - 161,351 млн рублей;

 внебюджетные источники - 1 770,093 млн рублей

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы  и показатели социально-экономической эффективности

1) доля среднесписочной численности работников (без внешних совместителей) субъектов МСП в среднесписочной численности работников (без внешних совместителей) всех предприятий и организаций в 2020 году - 28,9%;

 2) доля продукции, произведенной субъектами МСП, в общем объеме ВРПв 2020 году - 29,0%;

 3) количество вновь зарегистрированных субъектов МСП в Орловской области в 2020 году - 640 единиц;

 4) количество субъектов МСП, которым оказана поддержка за период 2012-2020 годы – 7 939 единиц;

 5) количество вновь зарегистрированных субъектов МСП на 1 тыс. существующих субъектов МСП в 2012 году 63,9 единиц

1. Характеристика проблемы и обоснование необходимости ее решения программно-целевым методом


Несмотря на активную государственную поддержку сферы МСП, в связи с проявлениями кризисных явлений последних лет все более очевидными становятся основные проблемы, с которыми сталкиваются в своей деятельности бизнес-структуры:

несовершенство нормативно-правовой базы, системы налогообложения и налогового контроля в сфере МСП;

неразвитость действенных финансово-кредитных механизмов и материально-ресурсного обеспечения развития МСП;

недостаточно развитая инфраструктура поддержки МСП;

неполное информационное обеспечение субъектов МСП;

недостаточное кадровое обеспечение и подготовка специалистов для МСП;

недостаточный уровень предпринимательской культуры и активности, низкая эффективность консолидации усилий предпринимателей по защите собственных прав и интересов.

Для преодоления этих явлений и факторов необходимы особые усилия и принятие государством конкретных мер по коррекции государственной политики.

Все это обуславливает необходимость разработки Программы.

Несмотря на то, что экономику любого развитого государства формируют крупные корпорации, а наличие мощного капитала в значительной мере определяет уровень научно-технического и производственного потенциала, подлинной основой жизни стран с рыночной системой хозяйствования является малое предпринимательство как наиболее массовая, динамичная и гибкая форма деловой жизни. Именно в секторе малого предпринимательства создается и функционирует основная масса национальных ресурсов, которые являются питательной средой для крупного бизнеса.

В экономически развитых странах мира число малых и средних предприятий превышает 80% от общего числа предприятий, где сосредоточены 2/3 экономически активного населения, производится более половины валового внутреннего продукта (далее - ВВП). В этих странах проводится активная и последовательная политика по поддержке и развитию МСП.

Россия существенно уступает странам с развитой рыночной экономикой по общей численности малых и средних предприятий. По итогам первого полугодия 2011 года оборот субъектов малого предпринимательства составил 19,6 млрд рублей, или 118,9% от уровня первого полугодия 2010 года.

По данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Орловской области, по состоянию на 1 июля 2011 года статус субъектов малого и среднего предпринимательства в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 года N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" имеют 9 151 юридическое лицо, учтенное в Статрегистре, из них: 122 - средние, 1 037 – малые, 7 992 – микропредприятия, а также 21 165 индивидуальных предпринимателей.

По числу субъектов МСП (без учета индивидуальных предпринимателей) по итогам I квартала 2011 года Орловская область находилась на 14 месте из 83 в целом по Российской Федерации, на 6 месте из 18 по Центральному федеральному округу.

По оценке на конец 2011 года доля предприятий малого и среднего бизнеса в целом составит 56,5% от числа всех предприятий области (в 2009 году доля предприятий малого и среднего бизнеса от числа всех предприятий области составляла 42,2%, в 2010 году - 56,4%). Традиционно предприятия малого и среднего бизнеса наибольшую долю от всех предприятий области составляют в следующих отраслях: торговля – 45% (в 2009 году – 38,8%, в 2010 году – 41%), обрабатывающая промышленность – 10,6% (в 2009 году – 12,7%, в 2010 году – 14,4%), операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг – 9,1% (в 2009 году – 15,4%, в 2010 году – 12,5%), строительстве – 8,3% (в 2009 году – 12%, в 2010 году – 11,3%). По прогнозу та же тенденция сохранятся и в дальнейшем.

Количество замещенных рабочих мест (без внешних совместителей) на предприятиях малого и среднего бизнеса (без учета индивидуальных предпринимателей) в 2009 году составило 59,6 тыс. человек, или 23,8% от средней численности работников по полному кругу организаций. В 2010 году этот показатель составил 60,6 тыс. человек, или 24,7%, в 2011 году по оценке - 60,7 тыс. человек, или 24,7%.

В целом по России Орловская область по количеству замещенных рабочих мест (без внешних совместителей) на предприятиях малого и среднего бизнеса (без учета индивидуальных предпринимателей) по итогам I квартала 2011 года находилась на 43 месте из 83 по Российской Федерации, на 18 месте из 18 по Центральному федеральному округу.

Несмотря на постоянный рост числа занятых в малом и среднем бизнесе, в течение трех лет происходят следующие структурные изменения. Доля занятых на малых предприятиях от общего числа занятых в экономике с конца 2009 года по июль 2011 года увеличилась с 18% до 19%. Доля занятых на микропредприятиях возросла в 2010 году относительно 2009 года на 5% и в 2011 году останется на прежнем уровне. По оценке, в 2011 году доля занятых на средних предприятиях по сравнению с 2009 годом останется на прежнем уровне.

Оборот малых предприятий (с учетом микропредприятий) в 2010 году составил 105% от уровня 2009 года, однако в 2011 году в соответствии с отмеченной тенденцией роста планируется достичь 121% от уровня 2009 года.

Анализ показателей 2010 года свидетельствует о наметившейся положительной динамике, которая по оптимистическому прогнозу до 2014 года продолжится, в том числе и за счет мер государственной поддержки.

Осуществление комплексной поддержки МСП в Орловской области возможно только при использовании программно-целевого метода. Опыт двух реализованных программ показывает целесообразность такого подхода.

Реализация долгосрочной областной целевой программы "О развитии и поддержке малого и среднего предпринимательства в Орловской области на 2009-2011 годы" доказала эффективность выбранного комплекса мер. В рамках указанной программы за период с 2009 по 2011 годы были достигнуты значимые результаты.

В рамках мероприятия "Развитие инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства" в соответствии с распоряжением Коллегии Орловской области от 26 февраля 2009 года N 73-р создано областное автономное учреждение "Орловский региональный фонд развития и микрофинансирования малого предпринимательства" (далее - ОАУ "ОРФРММП"). Деятельность по предоставлению услуг микрофинансирования предусматривает предоставление субъектам МСП краткосрочных займов суммой до 1,0 млн рублей на развитие бизнеса, в том числе на пополнение оборотных средств, приобретение основных средств и капитальные вложения. По состоянию на 1 июля 2011 года с начала деятельности ОАУ "ОРФРММП" выдано 464 займа на общую сумму более 210 млн рублей. Предоставляемые займы являются краткосрочными, процентными, обеспеченными залоговым имуществом и поручительствами.

В целях решения задачи "Развитие системы гарантий и поручительств по кредитным договорам, договорам займа и лизинга субъектов малого и среднего бизнеса и инфраструктуры поддержки малого предпринимательства" постановлением Правительства Орловской области от 28 октября 2009 года N 212 "О создании областного автономного учреждения "Орловский региональный гарантийный фонд" создано областное автономное учреждение "Орловский региональный гарантийный фонд" (далее - ОАУ "ОРГФ"). По состоянию на 1 июля 2011 года ОАУ "ОРГФ" предоставлено 41 поручительство на общую сумму более 68,5 млн рублей, что позволило обеспечить кредитные сделки на сумму более 167 млн рублей.

В 2011 году капитализация ОАУ "ОРФРММП" и ОАУ "ОРГФ" проводится за счет остатка средств субсидий федерального и регионального бюджетов, перешедших с 2010 года, и за счет возвращенных займов в результате погашения выданных займов и кредитов по срокам платежей, в том числе досрочно. Основной проблемой в работе созданных областных автономных учреждений является недостаточная капитализация, в связи с этим необходимо предусмотреть увеличение капитализации фондов, в том числе за счет средств федерального бюджета.

В рамках реализации мероприятий, направленных на подготовку квалифицированных кадров в сфере МСП, ОАУ "ОРГФ" выступает оператором программ обучения, проводит краткосрочные обучающие курсы и семинары для предпринимателей. В реализации обучающих программ задействованы все ведущие вузы области. Обучающая деятельность способствует популяризации предпринимательства среди граждан региона, вовлечению в активный процесс обучения, повышения квалификации и предпринимательской грамотности. ОАУ "ОРГФ" также оказывает услуги по регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, консультационные услуги по выбору режима налогообложения, юридические консультации, маркетинговые услуги.

Также в рамках развития инфраструктуры поддержки МСП в 2011 году начал свою работу Портал малого и среднего предпринимательства Орловской области, на котором размещается информация о действующих формах и видах государственной поддержки МСП в области, инфраструктуре развития предпринимательства, включая координационные советы и общественные организации. Портал приобрел популярность среди субъектов МСП и количество его посетителей регулярно растет.

В рамках решения задачи "Развитие финансово-кредитных механизмов, направленных на развитие сектора малого и среднего бизнеса" за 2009-2010 годы была оказана поддержка более 70 субъектам МСП, из них:

41 начинающий предприниматель получил субсидию на открытие собственного бизнеса на общую сумму более 11,5 млн рублей;

31 субъекту МСП возмещена часть затрат, связанных с уплатой процентов по кредитам (займам, договорам лизинга), привлеченным субъектами МСП в российских кредитных (лизинговых) организациях, на общую сумму более 8,7 млн рублей.

Успешная реализация данных мероприятий способствовала увеличению количества действующих субъектов МСП и численности занятых в них работников.

В целях расширения мер поддержки МСП, увеличения эффективности их реализации необходима реализация посредствам программно-целевого метода таких мероприятий, как поддержка экспортно ориентированных предприятий, повышение энергоэффективности производства субъектов МСП, развитие системы промышленной субконтрактации, создание и обеспечение деятельности агротехнопарка, содействие развитию молодежного предпринимательства.

Отказ от использования программно-целевого метода для решения проблем малого предпринимательства области не приведет сразу к значительным негативным последствиям. Однако наметившиеся ранее положительные тенденции пойдут на спад ввиду отсутствия системности, комплексности подходов в государственной политике региона к развитию данного сектора. Через несколько лет данный спад станет более заметным и существенным для экономики региона. Потребуется дополнительное время и усилия, чтобы вновь привлечь в данный сектор предпринимателей, добиться устойчивого роста и развития соответствующих экономических показателей деятельности МСП.

Осуществление единичных и разрозненных мер государственной поддержки субъектов МСП возможно обеспечит кратковременный, но нестабильный положительный эффект, который, однако, не ликвидирует имеющиеся негативные факторы и будет нивелирован в долгосрочной перспективе. При этом произойдет неэффективное и нецелесообразное расходование бюджетных средств. Таким образом, при отсутствии Программы невозможен полный охват широкого круга участников и контроль за достижением запланированных целевых показателей.

Применение программно-целевого метода позволит преодолеть проблемы, связанные с колебанием государственного курса в развитии бизнеса, несовершенством нормативно-правовой базы развития предпринимательства. Положительным моментом применения данного метода является возможность привлечения различных ведомств и организаций к решению проблем развития предпринимательства в Орловской области, а также возможность обеспечить комплексное решение и урегулирование наиболее острых и проблемных вопросов в сфере МСП в регионе на основе:

определения целей, задач, состава и структуры мероприятий и ожидаемых конечных результатов;

концентрации материальных, финансовых и трудовых ресурсов для реализации мероприятий, соответствующих приоритетным целям и задачам развития МСП в Орловской области;

реализации системного подхода, распределения полномочий и ответственности, рационального планирования и мониторинга результатов реализации программных мероприятий, обеспечения эффективного решения проблем за счет осуществления комплекса мероприятий, увязанных по задачам, ресурсам и срокам.

Таким образом, в целях беспрерывной реализации комплекса мер государственной поддержки малого и среднего предпринимательства разработана долгосрочная областная целевая программа "Развитие и поддержка малого и среднего предпринимательства в Орловской области на 2012-2020 годы".

Программа разработана в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 года N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", Законом Орловской области от 10 апреля 2009 года N 888-ОЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Орловской области", распоряжением Коллегии Орловской области от 28 октября 2008 года N 372-р "Об утверждении "Стратегии социально-экономического развития Орловской области до 2020 года", постановлением Правительства Орловской области от 29 июня 2009 года N 69 "О работе с долгосрочными областными целевыми программами".

Определенные в рамках Программы показатели позволят оперативно оценивать эффективность программных мероприятий и вносить необходимые коррективы при их реализации.

Реализация мероприятий Программы обеспечит доступ малых форм хозяйствования к материально-техническим, финансово-кредитным и информационным ресурсам, рынкам сбыта продукции, улучшит социально-экономическую ситуацию, обеспечит рост занятости и доходов населения, активизацию малого предпринимательства, повышение эффективности государственной поддержки на основе осуществления совокупности правовых, организационных, экономических мероприятий, согласованных между собой по срокам, ресурсам и исполнителям.

При прогнозировании финансирования программных мероприятий за счет средств федерального бюджета предусматривается возможность финансирования в рамках ежегодных конкурсных отборов Министерства экономического развития Российской Федерации субъектов Российской Федерации, бюджетам которых в текущем году предоставляются субсидии из федерального бюджета на реализацию мер государственной поддержки МСП.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»