КОЛЛЕГИЯ ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 10 ноября 2008 года N 344
О КОНЦЕПЦИИ ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "МОДЕРНИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2009-2010 ГГ."
{Утратил силу: постановление Правительства Орловской области 10.06.2013 N 186; НГР: RU57000201300385}
В целях эффективной модернизации системы образования Орловской области Коллегия постановляет:
1. Утвердить Концепцию областной целевой программы "Модернизация системы образования Орловской области на 2009-2010 гг." согласно приложению.
2. Департаменту социальной политики (В.В. Поляков) разработать проект областной целевой программы "Модернизация системы образования Орловской области на 2009-2010 гг.".
3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Председателя Коллегии Орловской области - руководителя Департамента социальной политики Орловской области В.В. Полякова.
Председатель Коллегии
Е.С. Строев
КОНЦЕПЦИЯ ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "МОДЕРНИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2009-2010 ГОДЫ"
I. Обоснование соответствия решаемой проблемы и целей областной целевой программы "Модернизация системы образования Орловской области на 2009-2010 годы" приоритетным задачам социально-экономического развития Орловской области (далее - Программа)
Основанием для разработки Концепции областной целевой программы "Модернизация системы образования Орловской области на 2009-2010 годы" (далее - Концепция) являются: Закон Российской Федерации от 10 июля 1992 года N 3266-1 "Об образовании", Закон Орловской области от 22 августа 2005 года N 533-О3 "Об образовании в Орловской области", постановление Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2006 г. N 848 "О мерах государственной поддержки субъектов Российской Федерации, внедряющих комплексные проекты модернизации образования", постановление Коллегии Орловской области от 27 октября 2008 г. N 331 "Об утверждении примерного положения об установлении новой отраслевой системы оплаты труда работникам муниципальных общеобразовательных учреждений", распоряжение Коллегии Орловской области от 15 сентября 2008 г. N 310-р, распоряжение Коллегии Орловской области от 03 июня 2008 г. N 187-р.
Под модернизацией системы образования Орловской области понимается совокупность мер политического, социально-экономического, научного и организационно-управленческого характера, направленных на решение комплексных задач в сфере повышения качества образования, социальной защищенности педагогов, реструктуризации сети образовательных учреждений, расширения форм общественно-государственного управления образовательными процессами.
Осуществление этих мер будет способствовать:
1) повышению качества образования;
2) росту заработной платы работников образовательной сферы;
3) эффективному использованию средств бюджета на реализацию полномочий в сфере образования и воспитания детей;
4) оптимизации сети образовательных учреждений и качественному улучшению их материально-технической и методической базы;
5) введению новых форм общественно-государственного управления образованием, достижению принципов открытости и гласности в реализации направлений Программы;
6) созданию перспективных условий для дальнейшей модернизации системы образования в период 2011-2015 гг.
Концепция Программы разработана в соответствии с законодательством Российской Федерации и Орловской области, учитывает основные положения Стратегии социально-экономического развития Орловской области на долгосрочную перспективу, а также демографическую ситуацию в регионе.
Проект соответствует региональным приоритетам в сфере образования:
- развитие интеллектуального и профессионального потенциала региона как основы повышения уровня и качества жизни;
- доступность качественного образования для успешной самореализации личности;
- обеспечение безопасности и здоровья обучающихся;
- повышение социального статуса педагогического работника;
- инновационное развитие системы образования;
- оптимизация и развитие сети образовательных учреждений.
Концепция Программы модернизации системы образования Орловской области представляет собой комплекс задач региональной политики по формированию доступной, качественной и эффективной системы образования.
Целью Концепции является повышение качества образовательных услуг посредством:
- приведения содержания и качества образования в соответствие с современными и прогнозируемыми потребностям регионального рынка труда и личности;
- обеспечения доступности качественного образования независимо от места жительства;
- концентрации и эффективного использования кадровых, финансовых и материальных ресурсов.
Задачи, решение которых должно обеспечить достижение поставленной цели, раскрываются в следующих направлениях:
а) рост заработной платы педагогических работников, связанный с введением новых систем оплаты труда;
б) повышение качества образовательных услуг путем введения единой независимой системы оценки качества образования;
в) создание условий для обучения, соответствующих современным требованиям, путем развития сети общеобразовательных учреждений;
г) обеспечение государственно-общественного характера управления образованием.
Основными принципами реализации Концепции на территории Орловской области являются:
1) комплексный подход к реализации проекта;
2) учет интересов всех социальных групп, проживающих на территории области, в том числе в разрезе каждого муниципального образования;
3) правовое обеспечение проводимых изменений;
4) поэтапное осуществление преобразований, проводящихся в щадящем режиме с учет интересов всех социальных групп;
5) информированность и открытость проводимых мероприятий. Решить указанные проблемы призвана областная целевая программа "Модернизация системы образования Орловской области на 2009-2010 годы"
II. Обоснование целесообразности решения проблемы программно-целевым методом
Существующие механизмы реализации государственной политики в области образования не дают ожидаемых результатов, несмотря на относительно возросший в последние годы объем финансирования и внимание со стороны государственных органов.
Недостаточно эффективно осуществляется взаимодействие между областными органами исполнительной государственной власти и органами местного самоуправления муниципальных образований.
Действующее областное законодательство, регламентирующие деятельность в сфере образования, не в полной мере отражает современные процессы реорганизации и модернизации системы и, вследствие этого, не приносит должных результатов. Решение вопросов динамичного развития системы образования в Орловской области требует комплексного подхода. В этой связи разработка Программы является оптимальным решением проблемы.
Цели, задачи и основные направления реализации Программы позволяют учесть все инновационные аспекты развития образования в Орловской области.
В рамках Программы определяются показатели, которые позволяют ежегодно оценивать результаты реализации тех или иных мероприятий по этапам Программы.
III. Характеристика и прогноз развития сложившейся ситуации в рассматриваемой сфере без использования программно-целевого метода
В предыдущих разделах Концепции отражены основные негативные тенденции и проблемы в сфере образования Орловской области.
Основополагающими причинами разработки данной Концепции являются:
- сохраняющаяся на протяжении 10 лет тенденция к сокращению численности учащихся общеобразовательных учреждений в среднем на 1000-1200 человек в год и, как следствие, острый дефицит кадров в различных сферах деятельности;
- ежегодный рост расходов бюджета региона на осуществление целей и выполнение задач дошкольного, общего, дополнительного и профессионального образования при сохранении низкой средней заработной платы работников системы образования (6500 рублей) и неоправданно высоких средних расходов на содержание одного учащегося (до 36000 рублей);
- отсутствие эффективной системы поощрения работников системы образования в вопросах результативности обучения и воспитания, равно как и конкурентных отношений внутри системы;
- необходимость дифференцированного подхода к вопросам материально-технического и методического сопровождения образовательного и воспитательного процесса, регулирование данных отношений посредством создания базовых школ и округов;
- пассивное участие общественности в решении вопросов деятельности образовательных учреждений, отсутствие единой региональной базы данных системы образования, индикативных показателей эффективности деятельности образовательных учреждений.
При сохранении сложившихся тенденций в сфере образования неизбежно: дальнейшее обострение кадровой проблемы; рост расходов бюджета на оказание образовательных услуг населению области при сохранении посредственного качества данных услуг; неоправданно высокая доля расходов на содержание ребенка в образовательном учреждении; инертное развитие инновационных методик, форм и приемов работы с детьми; сохраняющаяся тенденция низкой социальной защищенности работников педагогических профессий.
В целом можно сделать вывод о том, что отказ от решения указанных проблем программно-целевым методом приведет к инерционному развитию всей образовательной отрасли региона, утрате передовых инновационных позиций в сфере образования, снижению качества образовательных услуг.
IV. Возможные варианты решения проблемы, оценка преимуществ и рисков, возникающих при различных вариантах решения проблемы
Качественный анализ, проведенный в течение 2007-2008 годов, позволяет определить перечень проблем системы образования Орловской области и спланировать пути их решения на ближайшую перспективу.
Демографическая составляющая характеризуется как регрессивная и связана с сокращением рождаемости. С 1999 года в области произошло уменьшение учащихся 1-х классов на 30%. Как следствие, за период 2006-2008 годов наблюдается ежегодное сокращение учащихся общеобразовательных учреждений на 1 200 человек. Это, в свою очередь, порождает проблемы, связанные с наполняемостью классов, распределением почасовой нагрузки педагогов, числом выпускников школ и студенческой молодежи. В конечном итоге, наблюдается дефицит рабочих кадров в отраслях производства региона. Стабилизация демографической ситуации прогнозируется лишь в 2012 году на уровне 2002 года.
Соотношение учащихся общеобразовательных учреждений (далее - школ) в городе и не селе примерно одинаково и составляет 36 766 детей в городе (49%) и 38 595 детей на селе (51%). Наполняемость школ от проектной нормы в городской местности составляет 86,5%, в сельской - 52,3%.
При этом в муниципальных образованиях, имеющих одинаковую сеть школ, существенно различается структура фонда оплаты труда и расходы на одного обучающегося (стоимость обучения одного обучающегося колеблется от 680 до 9120 рублей в городе и от 935 до 36 000 рублей в сельской местности).
Число обучающихся на одного педагога неравномерно распределяется в разных муниципальных образованиях области: от 6 обучающихся в сельской местности до 13 обучающихся в городах. При этом не всегда большой объем расходов, связанных с содержанием одного обучающегося, гарантирует высокие качественные показатели предоставляемых ему образовательных услуг.
В среднем по Орловской области наполняемость класса в муниципальных общеобразовательных школах стабильно сохраняется на уровне 15 обучающихся: в городе - 20,6 обучающихся, на селе - 8,3 обучающихся.
Среднеотраслевая заработная плата составляет 6,4 тыс. рублей, что на 25% ниже среднеобластной. Заработная плата педагогического работника с 20-летним стажем и нагрузкой 18 часов в неделю при 1 квалификационной категории в сельской школе не превышает 7,5 тыс. рублей (с учетом 25%-й надбавки за работу в сельской местности). В городской школе такой педагогический работник будет получать на 30% меньше при двусменном режиме работы. При этом коэффициент совместительства на протяжении 5 лет остается на уровне 1,5.
Действующий механизм оплаты труда педагогического работника по единой тарифной сетке не дает возможности стимулирования образовательной и воспитательной деятельности, т.к. надтарифный фонд образовательного учреждения составляет не более 25% от фонда оплаты труда.
При этом существующая система доплат и надбавок фактически не учитывает такие важные характеристики педагогического работника, как стаж работы, качество образовательных услуг, ученые степени.
Особенностью региональной системы образования является то, что в ней доминирует сельская общеобразовательная школа: из 525
функционирующих общеобразовательных учреждений 450 (84%) составляют сельские общеобразовательные учреждения, в которых обучается 51% от общей численности контингента школьников. В настоящее время из 450 сельских школ:
- 42 школы - с численностью менее 10 обучающихся;
- 43 школы - с численностью от 10 до 20 обучающихся;
- 158 школ - с численностью от 20 до 50 обучающихся; -101 школа- с численностью от 50 до 80 обучающихся;
- 106 школ - с численностью от 80 и более обучающихся.
При этом качественные показатели работы сельских малокомплектных школ характеризуются следующими чертами:
- более низкие результаты ЕГЭ в сравнении со среднеобластными показателями;
- более изношенная материально-техническая и учебно-методическая база, не обновлявшаяся на протяжении последних 15 лет;
- обострение кадровой проблемы: 13,6% работающих педагогов - пенсионного возраста, 36,7% - в возрасте 48-52 лет;
- высокие затраты на обучение одного обучающегося (до 36 000 рублей);
- низкая организация безопасности образовательного процесса.
При этом сельские малокомплектные школы содержат значительный штат обслуживающего и вспомогательного персонала.