Недействующий

ПРАВИТЕЛЬСТВО ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 10 июня 2013 года N 188

О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЯ В ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 23 МАЯ 2011 ГОДА N 159 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ДОЛГОСРОЧНОЙ ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "СТАРШЕЕ ПОКОЛЕНИЕ НА 2011-2013 ГОДЫ"

{Утратило силу:
постановление Правительства Орловской области от 16.04.2014 N 89; НГР: RU57000201400189;}

В целях реализации социальной политики Орловской области в отношении граждан пожилого возраста, а также рационального использования денежных средств, выделяемых на реализацию мероприятий, направленных на повышение качества жизни пожилых людей, Правительство Орловской области постановляет:

1. Внести изменение в постановление Правительства Орловской области от 23 мая 2011 года N 159 "Об утверждении долгосрочной областной целевой программы "Старшее поколение на 2011-2013 годы", изложив приложение в новой редакции согласно приложению к настоящему постановлению.

2. Департаменту финансов Орловской области (В. Г. Щипкова) в целях финансового обеспечения долгосрочной областной целевой программы "Старшее поколение на 2011-2013 годы" за счет средств областного бюджета в установленном порядке подготовить предложения по внесению изменений в Закон Орловской области от 7 декабря 2012 года N 1431-ОЗ "Об областном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов" в части перераспределения предусмотренных Департаменту здравоохранения и социального развития Орловской области бюджетных ассигнований на реализацию долгосрочной областной целевой программы "Старшее поколение на 2011-2013 годы" за счет средств областного бюджета:

уменьшить бюджетные ассигнования на сумму 6 300,0 тыс. руб. по коду бюджетной классификации 010 1006 5225300612;

увеличить бюджетные ассигнования на сумму 3 760,0 тыс. руб. по коду бюджетной классификации 010 0909 5525302612;

увеличить бюджетные ассигнования на сумму 2 340,0 ты&,...руб. по коду-

бюджетной классификации 010 1006 5525302612;

увеличить бюджетные ассигнования на сумму 200,0 тыс. руб. по коду бюджетной классификации 010 1006 5225300244.

3. Контроль за исполнением постановления возложить на заместителя Председателя Правительства Орловской области, руководителя блока социального развития О. Н. Ревякина.

Председатель Правительства

Орловской области

А. П. Козлов


Приложение к постановлению

Правительства Орловской области

от 10 июня 2013 N 188


Приложение к постановлению

Правительства Орловской области

от 23 мая 2013 г. N 159

Долгосрочная областная целевая программа "Старшее поколение на 2011-2013 годы" Орловская область 2011 год

Паспорт долгосрочной областной целевой программы "Старшее поколение на 2011-2013 годы"


Наименование программы

"Старшее поколение на 2011-2013 годы" (далее также - программа)

Основание для разработки программы

Поручение Президента Российской Федерации Д. А. Медведева по итогам заседаний президиума Государственного совета Российской Федерации от 27 ноября 2010 года N Пр-3464ГС и Правительства Российской Федерации от 6 декабря 2010 года N АЖ-П 12-8307

Заказчик программы

Правительство Орловской области

Разработчик программы

Департамент здравоохранения и социального развития Орловской области

Руководитель программы

Руководитель Департамента здравоохранения и социального развития Орловской области

Ответственный исполнитель программы

Начальник управления социальной защиты населения Департамента здравоохранения и социального развития Орловской области

Цель и задачи программы

Целью программы является
 повышение качества жизни пожилых людей.
 Задачами программы являются:
 1.  Нормативно-правовое обеспечение социальной
 защищенности пожилых людей.
 2.  Организация деятельности по укреплению
 социальной защищенности пожилых людей.
 3.  Укрепление здоровья пожилых людей.
 4.  Оптимизация среды жизнедеятельности
 пожилых людей.
 5.  Совершенствование мер социальной защиты
 и социального обслуживания пожилых жителей
 сельской местности.
 6.  Совершенствование коммуникационных связей
 и развитие интеллектуального потенциала
 пожилых людей.
 7.  Организация свободного времени и культурного
 досуга пожилых людей.
 8.  Кадровое обеспечение деятельности по работе
 с пожилыми людьми.
 9. Научное, научно-методическое
 и информационное сопровождение программы

Важнейшие целевые индикаторы и показатели программы

1.  Численность пенсионеров и инвалидов, получивших различные виды социальной помощи в бюджетных учреждениях социального обслуживания населения.
 2.  Численность пенсионеров, обслуживаемых отделениями дневного пребывания граждан пожилого возраста и инвалидов в бюджетных учреждениях социального обслуживания населения.
 3.  Численность пенсионеров, обслуживаемых отделениями специализированного социально-медицинского обслуживания на дому граждан пожилого возраста и инвалидов.
 4.  Численность пенсионеров, обслуживаемых отделениями временного (постоянного) проживания граждан пожилого возраста
 и инвалидов в бюджетных учреждениях социального обслуживания населения.
 5.  Численность пенсионеров, обслуживаемых в реабилитационном отделении бюджетного стационарного учреждения социального обслуживания Орловской области "Тельченский психоневрологический интернат".
 6.  Численность пенсионеров, обслуживаемых
 в хосписном отделении бюджетного учреждения Орловской области "Центр социального обслуживания населения Хотынецкого района"

Сроки реализации программы

2011-2013 годь

Объемы и источники финансирования

Областной бюджет —20 283,0 тыс. рублей, в том числе:
 2012  год - 11 953,0 тыс. рублей,
 в том числе по направлениям затрат: НИОКР - 0,0 тыс. рублей;
капитальные вложения - 0,0 тыс. рублей;
прочие расходы - 11 953,0 тыс. рублей;

 2013  год- 8 330,0 тыс. рублей,
 в том числе по направлениям затрат:
 НИОКР - 0,0 тыс. рублей;

 капитальные вложения - 6 100,0 тыс. рублей;
 прочие расходы - 2 230,0 тыс. рублей

Ожидаемые конечные результаты реализации программы и показатели социально-экономической эффективности

1.  Повышение качества обслуживания граждан пожилого возраста, в том числе проживающих в бюджетных стационарных учреждениях социального обслуживания населения.
 2.  Повышение показателя предоставления государственных социальных услуг гражданам пожилого возраста к 2012 году.
 3.  Увеличение численности пенсионеров
 и инвалидов, получивших социальную помощь в бюджетных учреждениях социального обслуживания населения, с 36,9 до 37,5 тысячи человек.
 4.  Увеличение численности пенсионеров, обслуживаемых отделениями дневного пребывания граждан пожилого возраста и инвалидов бюджетных учреждений социального обслуживания населения, с 2 119 до 2 250 человек.
 5.  Увеличение численности пенсионеров
 и инвалидов, обслуживаемых отделениями специализированного социально-медицинского обслуживания на дому граждан пожилого возраста и инвалидов, с 325 до 332 человек.
 6.  Увеличение численности пенсионеров,
 обслуживаемых отделениями временного
 (постоянного) проживания граждан пожилого
 возраста и инвалидов бюджетных учреждений
 социального обслуживания населения,
 с 570 до 640 человек.
 7.  Увеличение численности пенсионеров, обслуживаемых в реабилитационном отделении бюджетного стационарного учреждения социального обслуживания Орловской области "Тельченский психоневрологический интернат".
 Формирование новой фор мы социально-медицинского обслуживания и повышение доступности стационарной помощи гражданам пожилого возраста, обслуживаемым в хосписном отделении бюджетного учреждения Орловской области "Центр социального обслуживания

населения Хотынецкого района".
 9. Увеличение числа граждан пожилого возраста,
 участвующих в районных, областных
 соревнованиях и фестивалях спорта на базе
 бюджетного учреждения Орловской области
 "Реабилитационно-спортивный центр инвалидов",
 с 300 до 500 человек.
 10. Открытие на базе отделений дневного
 пребывания граждан пожилого возраста
 бюджетных учреждений социального
 обслуживания населения 7 компьютерных классов
 в городах Орёл, Мценск, Ливны, Новосильском
 районе Орловской области.
 1 1. Ежегодное повышение квалификации 3 1 руководителя и сотрудников учреждений социального обслуживания на базе факультетов социальной работы вузов г. Орла с увеличением количества к 2013 году до 50 человек

1. Характеристика проблемы и обоснование необходимости ее решения

программно-целевым методом

Программа разработана во исполнение поручений Президента Российской Федерации Д. А. Медведева по итогам заседаний президиума Государственного совета Российской Федерации от 27 ноября 2010 года N Пр-3464ГС и Правительства Российской Федерации от 6 декабря 2010 года N АЖ-Ш2-8307.

При разработке программы учитывались данные мониторингов положения пожилых граждан, материалы органов исполнительной государственной власти области по вопросам, входящим в подведомственную сферу деятельности.

Программа определяет основные направления осуществления государственной политики в сфере социальной поддержки пожилых граждан в регионе и направлена на развитие форм социального обслуживания населения, предоставления социальных услуг, снижение социальной напряженности среди пожилых людей.

На 1 января 2013 года на территории Орловской области проживает 775,8 тыс. человек, из них 206,2 тыс. человек стар]не трудоспособного возраста (26,6 %).

В области наблюдается устойчивая тенденция роста числа граждан пожилого возраста: 2008 год - 196,7 тыс. человек, 2009 год - 198,0 тыс. человек, 2010 год - 200,1 тыс. человек, 2011 год - 200,4 тыс. человек, 2012 год -203,4 тыс. человек, в том числе более 15 % составляют жители в возрасте от 80 лет и старше.

Возрастает потребность граждан пожилого возраста в получении социальных услуг и государственной социальной помощи.

Характерными чертами социально-экономического положения значительной части пожилых людей являются неустойчивое материальное положение, неспособность самостоятельно решить проблемы улучшения собственных жилищно-бытовых условий, низкая социальная активность, связанная с особенностью физического состояния - неудовлетворительным состоянием здоровья. Возможности пожилых людей по осуществлению полноценного участия в жизни общества значительно ограничены.

Комплексные меры по снижению социальной напряженности и минимизации проблем пожилого населения Орловской области нашли отражение в реализации федерального и регионального законодательства в вопросах социального обслуживания граждан пожилого возраста.

В Орловской области функционирует 30 бюджетных учреждений социального обслуживания населения.

В их составе организована работа следующих отделений:

социального обслуживания на дому граждан пожилого возраста и инвалидов, в которых обслуживается около 8,0 тыс. пожилых граждан;

специализированного социально-медицинского обслуживания на дому граждан пожилого возраста и инвалидов, обслуживающих свыше 500 пенсионеров, имеющих группу инвалидности;

временного (постоянного) проживания граждан пожилого возраста и инвалидов, в которых проживает около 700 одиноких пожилых граждан;

срочного социального обслуживания населения, в которых ежегодно получают различные виды социальной помощи и услуг свыше 47,0 тыс. человек, в том числе более 24,0 тыс. пенсионеров и инвалидов;

дневного пребывания для граждан пожилого возраста и инвалидов, где более 2,0 тыс. пенсионеров занимаются в различных кружках по интересам.

В учреждениях ведется учет граждан пожилого возраста, нуждающихся в различных видах социальных услуг. При осуществлении данной работы специалисты учреждений взаимодействуют с главами муниципальных образований и сельских поселений.

В целях повышения качества и расширения спектра социальных услуг, предоставляемых гражданам пожилого возраста и инвалидам, учреждениями приобретаются оборудование, мебель, автотранспорт, оказывается материальная помощь на первоочередные нужды.

Вместе с тем по области растет число граждан пожилого возраста, относящихся к категории одиноких или одиноко проживающих, малообеспеченных граждан, нуждающихся в постоянной посторонней помощи и социальных услугах.

В настоящее время актуальными остаются вопросы открытия новых и укрепления материально-технической базы существующих учреждений, создания для пожилых людей более комфортных условий проживания, обслуживания, предоставления услуг медико-социальной, реабилитационной, социокультурной направленности, способствующих поддержанию интереса к жизни и укреплению социальных связей.

С учетом изменения функциональных возможностей гражданам старшего поколения присущи: утрата привычного социального статуса, неустойчивое материальное положение, ухудшение состояния здоровья, снижение способности к самообслуживанию. В силу возрастных особенностей пожилым людям трудно адаптироваться к изменяющимся социально-экономическим условиям. Большинство из них не может самостоятельно разрешить свои проблемы. В настоящее время для семей, обеспечивающих уход за пожилыми родственниками, возрастают социальные и экономические издержки, снижается надежность семьи в качестве источника поддержки пожилых людей. В неблагоприятной ситуации нередко находятся одинокие пожилые люди и пожилые супружеские пары.

Потребность в различных видах социального обслуживания испытывают 80 % нетрудоспособных пожилых людей, более 30 % нуждаются в постоянной посторонней помощи и социально-медицинских услугах. Количество обращающихся за социальной помощью пожилых граждан ежегодно увеличивается.

Проблема одинокой старости приобрела массовый характер.

Блок обязательств бюджетных учреждений социального обслуживания населения связан с обслуживанием нуждающихся в постоянном уходе одиноких пожилых людей. В большинстве случаев именно на одиночество жалуются пожилые люди (чаще, чем на болезнь или недостаточный уровень пенсионного обеспечения).

Обслуживание пожилых людей в условиях стационарных учреждений является традиционной формой обслуживания. На сегодняшний день в области функционирует 16 домов-интернатов, в которых проживают более 2 тысяч человек, из них:

42 % - в возрасте до 60 лет;

24 % - в возрасте от 60 до 75 лет;

34 % - в возрасте старше 75 лет.

Реализация программно-целевого подхода к решению вопросов организации стационарного социального обслуживания пожилых людей в Орловской области позволит комплексно их решить, повысить эффективность действующих учреждений социального обслуживания пожилых граждан путем укрепления их материально-технической базы и развития социальных услуг.

Материально-техническая база во многих учреждениях нуждается в модернизации.

Инфраструктура стационарных учреждений социального обслуживания с постоянным пребыванием граждан пожилого возраста включает 127 зданий социального и хозяйственного назначения, в том числе 19 зданий с круглосуточным пребыванием людей.

В настоящее время действующие учреждения социального обслуживания (более 80 %) расположены в помещениях старой постройки, 6 зданий с круглосуточным пребыванием людей построены более 50 лет назад. Это приводит к невозможности соблюдения в полном объеме санитарно-эпидемиологических норм, требований противопожарной безопасности, обеспечения мер безопасности жизни и здоровья клиентов и сотрудников учреждений.

В зданиях с низкой противопожарной устойчивостью расположено 6 государственных стационарных учреждений с круглосуточным пребыванием граждан пожилого возраста и инвалидов.

Средний показатель наполняемости учреждений с постоянным пребыванием людей составляет 97 %.

Мероприятия программы направлены на укрепление материально-технической базы учреждений, создание более комфортных условий для клиентов социальных служб, расширение набора предоставляемых услуг, обеспечение равной доступности в получении необходимых для жизнеобеспечения социальных услуг независимо от места их проживания, степени самообслуживания и передвижения, организацию качественной социальной помощи и реабилитации, на создание доступной среды для маломобильных групп, повышение общего уровня комфортности среды жизнедеятельности для пожилого населения Орловской области.

В Орловской области остро стоит проблема в ликвидации очередности на стационарное обслуживание в учреждениях социального стационарного обслуживания психоневрологического профиля. ; В настоящее время психоневрологические интернаты области переполнены,

и на рассмотрении находятся еще 165 заявлений. С учетом требований СанПиН 2.1.2.2564-09, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 23 ноября 2009 года N 71, нормы жилой площади для создания комфортных условий проживания граждан пожилого возраста должны составлять 6-8 кв. м па человека. Поток обращений за путевками в психоневрологические интернаты имеет тенденцию к увеличению в связи с преобладанием лиц старшего возраста.

В связи этим планируется открытие нового реабилитационного отделения в бюджетном стационарном учреждении социального обслуживания Орловской области "Тельченский психоневрологический интернат", расположенного по адресу: Орловская область, Новосильский район, с. Воротынцево.

С целью формирования новой формы социально-медицинского обслуживания и повышения доступности стационарной помощи гражданам пожилого возраста, имеющим онкологическое заболевание в терминальной стадии, в 2013 году предусмотрено открытие хосписного отделения в бюджетном учреждении Орловской области "Центр социального обслуживания населения Хотынецкого района".

В настоящее время изготовлена проектно-сметная документация на перепланировку и переоборудование помещений Хотынецкой центральной районной больницы под хосписное отделение.

Остается актуальной проблема решения социально-бытовых проблем пожилых людей в связи с невысокими доходами данной категории граждан и ростом цен на предметы первой необходимости (продукты питания, лекарственные препараты).

В соответствии с Законом Орловской области от 12 октября 2011 года N 1282-ОЗ "Об установлении в Орловской области на 2012 год величины прожиточного минимума пенсионера в целях установления социальной доплаты к пенсии, предусмотренной Федеральным законом "О государственной социальной помощи", по состоянию на 1 января 2012 года более 17 тыс. пенсионеров получают соответствующую доплату к пенсии.

135 пенсионеров и инвалидов стоят на очереди с целью получения социальных услуг на дому, оказываемых отделениями социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов и отделениями специализированного социально-медицинского обслуживания на дому граждан пожилого возраста и инвалидов.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»