Недействующий

КАБИНЕТ МИНИСТРОВ ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 01 апреля 1998 года N 88

О Концепции развития здравоохранения Чувашской Республики на период до 2005 года

Признан утратившим силу постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 28 марта 2008 г. N 86

Во исполнение Закона Чувашской Республики от 20 января 1994 г. "Об охране здоровья граждан Чувашской Республики", в целях улучшения качества и повышения уровня оказания медицинской помощи населению Кабинет Министров Чувашской Республики постановляет:

1. Одобрить разработанную Министерством здравоохранения Чувашской Республики Концепцию развития здравоохранения Чувашской Республики на период до 2005 года (прилагается).

2. Утвердить прилагаемый план мероприятий по реализации Концепции развития здравоохранения Чувашской Республики на 1998 - 2000 годы.

Председатель Кабинета Министров

Чувашской Республики - Л. Кураков

КОНЦЕПЦИЯ развития здравоохранения Чувашской Республики на период до 2005 года


В условиях нарастающего в последние годы дефицита финансирования отрасли здравоохранение Чувашской Республики продолжает функционировать как достаточно устойчивая государственная система. Совершенствуется материально-техническая база лечебно-профилактических учреждений: за последние 4 года введено в эксплуатацию 19 объектов здравоохранения, поставлено в медицинские учреждения около 700 единиц лечебного диагностического оборудования. Принято 19 целевых программ. Активно ведется подготовка кадров.

За последние 3 года из 78 основных показателей, характеризующих уровень здоровья на территории, положительная динамика отмечается по 37 (47 процентов). Достигнуто снижение материнской смертности на 27,1 процента (46,8 на 1000 родившихся живыми детей). В 1997 году впервые за последние годы наметилась тенденция к снижению заболеваемости болезнями, передаваемыми половым путем: по сравнению с 1996 годом - на 10,1 процента. Стабильно низкими остаются показатели послеоперационной летальности.

С целью дальнейшего развития здравоохранения Чувашской Республики и повышения эффективности его функционирования необходима продуманная стратегия реформирования отрасли.

Целью Концепции развития здравоохранения в Чувашской Республике (далее - Концепция) является сохранение и улучшение здоровья людей, а также сокращение прямых и косвенных социальных и экономических потерь общества за счет снижения заболеваемости и смертности населения.

Основными задачами Концепции являются:

увеличение объема мероприятий по профилактике заболеваний;

сокращение сроков восстановления утраченного здоровья населения путем внедрения в медицинскую практику современных методов профилактики, диагностики и лечения;

повышение эффективности использования ресурсов в здравоохранении.

Реализация Концепции основана на следующих принципах:

всеобщность, социальная справедливость и доступность медицинской помощи населению вне зависимости от социального статуса граждан, уровня их доходов и места жительства;

профилактическая направленность;

экономическая эффективность функционирования медицинских учреждений;

единство медицинской науки и практики;

активное участие населения в решении вопросов здравоохранения.

В сложившихся условиях приобретают важное значение:

формирование государственной политики в области здравоохранения и медицинской науки и повышение ответственности всех органов власти за ее реализацию;

обеспечение адекватности финансовых ресурсов государственным гарантиям в сфере здравоохранения, поэтапное повышение доли средств, направляемых на финансирование здравоохранения;

развитие негосударственного сектора в здравоохранении;

совершенствование правового регулирования деятельности в сфере здравоохранения;

разработка и внедрение в практику передовых форм и методов организации государственного санитарно-эпидемиологического надзора, гигиенической и эпидемиологической экспертизы, мониторинга здоровья людей и среды обитания человека;

повышение уровня квалификации медицинских работников, совершенствование системы их подготовки, переподготовки;

повышение социальной защищенности медицинских работников, в том числе повышение заработной платы;

привлечение профессиональных медицинских ассоциаций к реализации государственной политики в области здравоохранения и медицинской науки;

совершенствование государственного регулирования в области обеспечения лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения и медицинской техникой;

повышение заинтересованности граждан в сохранении и укреплении своего здоровья.

Основными направлениями в совершенствовании организации оказания медицинской помощи являются развитие первичной медико-санитарной помощи на базе муниципального здравоохранения, перераспределение части объемов помощи их стационарного сектора в амбулаторный.

Первичная медико-санитарная помощь является основным звеном при оказании населению медицинской помощи. Особая роль отводится развитию института врача общей (семейной) практики при сохранении участковой и педиатрической службы для работы с детьми раннего возраста.

В поликлиниках должны развиваться консультативно-диагностические службы. На их базе могут быть развернуты отделения медико-социальной реабилитации и терапии, службы ухода, дневные стационары, стационары на дому, центры амбулаторной хирургии и медико-социальной помощи и т.д.

Реорганизация стационарной помощи обеспечит сокращение длительности госпитального этапа. Для этого необходимо предусматривать рациональную реструктуризацию коек в зависимости от интенсивности лечебно-диагностического процесса следующим образом:

интенсивное лечение - до 20 процентов;

восстановительное лечение - до 45 процентов;

длительное лечение больных хроническими заболеваниями - до 20 процентов;

медико-социальная помощь - до 15 процентов.

Шире использовать дневные формы пребывания больного в стационаре.

Для качественного оказания медицинской помощи необходимо обеспечить непрерывность лечебно-диагностического процесса на всех этапах лечения. Приобретает значение четкое разделение функций на каждом этапе оказания медицинской помощи, а также между различными типами медицинских учреждений. Это предполагает создание более высокого уровня управления учреждениями здравоохранения.

Повышению качества оказания медицинской помощи будет способствовать внедрение стандартов диагностики и лечения пациентов как в амбулаторно-поликлинических, так и в стационарных учреждениях.

Предусматривается дальнейшее совершенствование службы охраны здоровья матери и ребенка с приоритетным развитием первичной медико-социальной помощи детям и подросткам, беременным женщинам, службы планирования семьи и безопасного материнства, перинатальной диагностики, медико-генетического консультирования, требуется интенсифицировать процесс интеграции родовспомогательных учреждений с общей лечебной сетью, создания республиканской перинатальной службы.

Необходимо осуществить комплексные меры по дальнейшему развитию психиатрической и наркологической помощи населению, борьбе с туберкулезом, заболеваниями, передаваемыми половым путем.

Требуют государственной поддержки меры по развитию специализированной помощи: кардиохирургической, нейрохирургической, трансплантации органов. Необходимо внедрение современных технологий в подразделениях интенсивного лечения, кардиологии, онкологии, диагностике и лечении социально значимых болезней.

Необходимо укрепить службу скорой медицинской помощи, сделать ее более мобильной и оснащенной современными средствами для оказания неотложной помощи и экстренной госпитализации пациентов.

Планируется повысить роль медицинского института Чувашского государственного университета им. И.Н. Ульянова в разработке и внедрении эффективных медицинских технологий, изучении региональной патологии и выработке практических мер по ее профилактике.

Необходимо принятие мер государственной поддержки по совершенствованию реабилитационной помощи, развитию санаторно-курортных организаций системы здравоохранения, оздоровительных учреждений и организаций.

Для улучшения качества и доступности медицинской помощи сельскому населению требуется формирование территориальных медицинских образований (ТМО), включающих в себя муниципальные сельские медицинские учреждения, развитие материально-технической базы сельских медицинских учреждений, развитие передвижных форм лечебно-диагностической и консультативной помощи, совершенствование системы подготовки кадров для работы в сельских медицинских учреждениях.

При сохранении главенствующей роли государственного и муниципального здравоохранения необходимо создание условий для развития формирующегося частного сектора.

Необходимо обеспечить медицинским организациям, лицам, осуществляющим частную медицинскую деятельность, государственным и муниципальным организациям равные права на работу в системе обязательного медицинского страхования и участие в реализации государственных и муниципальных целевых программ. Участие медицинских организаций различной формы собственности в реализации государственных программ здравоохранения, муниципальных заказов должно осуществляться на конкурсной основе.

Государственные и муниципальные лечебно-профилактические учреждения, выполняющие функции, не связанные рамками единой технологии оказания медицинской помощи, должны обладать широкими полномочиями в вопросах использования имущества, оплаты труда персонала.

Совершенствование системы финансирования здравоохранения предполагает тесную зависимость размеров финансирования медицинских учреждений от объема и качества оказания ими услуг.

Система финансирования должна обеспечить повышение эффективности использования ресурсов и качества медицинской помощи.

В этих целях необходимо:

разработать правовые механизмы, обеспечивающие безусловное соблюдение соответствия объемов и условий обязательного медицинского страхования населения финансовому обеспечению;

установить порядок использования средств обязательного медицинского страхования в Чувашской Республике;

совершенствовать методики установления тарифов на медицинские услуги;

ввести единую систему расчетов за оказание медицинской помощи, предоставляемой в рамках программы государственных гарантий по обеспечению граждан Чувашской Республики бесплатной медицинской помощью;

определить механизмы финансового покрытия части затрат на оказание медицинской помощи гражданам на основе развития добровольного медицинского страхования;

способствовать созданию конкурентной среды на рынке медицинских услуг.

Существующий порядок обязательного медицинского страхования нуждается в совершенствовании. Возможны две схемы финансирования медицинских организаций в системе обязательного медицинского страхования:

финансирование через страховые медицинские организации, осуществляющие обязательное медицинское страхование;

финансирование медицинских организаций филиалами фонда обязательного медицинского страхования Чувашской Республики.

Для обеспечения целевого и эффективного использования средств, выделяемых Чувашской Республикой на здравоохранение, необходимо:

дополнить действующее законодательство об охране здоровья нормами, обеспечивающими более строгий контроль за их расходованием, а также за финансово-хозяйственной деятельностью учреждений и организаций здравоохранения;

совершенствовать систему учета средств, получаемых учреждениями здравоохранения, в том числе за оказание платных медицинских услуг, а также их использование:

совершенствовать конкурсную систему закупки лекарственных средств, изделий медицинского назначения и медицинской техники, широко использовать финансовый лизинг для оснащения учреждений здравоохранения медицинским оборудованием;

повысить ответственность Фонда обязательного медицинского страхования Чувашской Республики за результаты деятельности;

Министерству здравоохранения Чувашской Республики, Фонду обязательного медицинского страхования Чувашской Республики, страховым медицинским организациям, медицинским учреждениям публиковать в обязательном порядке ежегодные отчеты о расходовании средств обязательного медицинского страхования и средств бюджетов.

В 1998 году в Чувашской Республике предполагается установить распределение страховых взносов в следующем соотношении: Федеральный фонд обязательного медицинского страхования - 0,2 процента, Фонд обязательного медицинского страхования Чувашской Республики - 3,4 процента. В дальнейшем предусматривается корректировка тарифов на обязательное медицинское страхование в соответствии с федеральным законодательством.

В целях совершенствования оказания медицинской помощи необходимо сформировать на уровне Круглого стола законотворческое поле, определив первоочередные законы Чувашской Республики по здравоохранению на перспективу до 2005 года. Принятие первоочередных законов позволит обеспечить реализацию государственной политики в области здравоохранения на современном уровне.

Для реализации единой политики Чувашской Республики в области здравоохранения следует модернизировать структуру управления отраслью.

Главными задачами на республиканском уровне следует считать:

определение стратегии развития здравоохранения в республике;

разработку и исполнение республиканских целевых программ и программы государственных гарантий по обеспечению граждан бесплатной медицинской помощью на территории Чувашской Республики;

разработку законодательной нормативно-методической базы здравоохранения: координацию деятельности органов государственной власти по решению вопросов здравоохранения;

разработку механизмов деятельности контрольно-разрешительной системы в сфере обращения лекарственных средств.

На уровне административных территорий Чувашской Республики главными задачами организации здравоохранения должны быть:

развитие здравоохранения с учетом территориальных особенностей;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»