Недействующий

КАБИНЕТ МИНИСТРОВ ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 05 марта 2001 года N 40

О Концепции государственной политики по отношению к молодой семье в Чувашской Республике

Признан утратившим силу постановлением Кабинет Министров Чувашской Республики от 08 мая 2007 г. N 101

В соответствии с постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 30 августа 2000 г. N 166 "О республиканской целевой программе "Молодежь Чувашской Республики: 2001 - 2002 годы" и в целях создания благоприятных условий для сохранения и развития благополучной молодой семьи Кабинет Министров Чувашской Республики постановляет:

1. Утвердить прилагаемую Концепцию государственной политики по отношению к молодой семье в Чувашской Республике.

2. Государственному комитету Чувашской Республики по делам молодежи, министерствам, иным органам исполнительной власти, администрациям районов и городов Чувашской Республики учитывать положения Концепции при реализации государственной политики по отношению к молодой семье.

Председатель Кабинета Министров

Чувашской Республики - Э. Аблякимов

Утверждена
постановлением
Кабинета Министров
Чувашской Республики
от 05.03.2001 N 40

КОНЦЕПЦИЯ государственной политики по отношению к молодой семье в Чувашской Республике

1. АКТУАЛЬНОСТЬ И ИСХОДНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ


Актуальность создания Концепции государственной политики по отношению к молодой семье в Чувашской Республике (далее - Концепция) определяется тем, что реализация государственной политики по отношению к молодой семье имеет свои особенности, которые определяются ее спецификой.

Сегодня происходит сложный процесс адаптации населения к новым социально-экономическим условиям. Среди тех, кто особо нуждается в поддержке - это молодые семьи. Именно семья берет на себя главную заботу о здоровье и воспитании детей, здесь закладываются основы для свободного развития личности, прививаются моральные и нравственные ценности. Большинство молодых родителей объективно не могут обеспечивать социально приемлемые условия воспитания детей.

В Чувашской Республике, как и в большинстве регионов Российской Федерации, в последние годы сохраняется сложная социально-демографическая ситуация. За последние годы смертность населения в Чувашии превышает рождаемость.

Продолжает сокращаться количество браков и увеличивается число разводов. В 1995 году было заключено 9595 браков, в 2000 году лишь 7155. Количество разводов составило 4312, или 44,9 процента от заключенных браков в 1995 году, в 2000 году - 3626 разводов, или 50,6 процента.

Как показывают статистические данные, молодые семьи составляют около 20 процентов всех семей, при этом на них приходится три четверти всех ежегодно рождающихся детей. За период 1995 - 1999 коэффициент рождаемости у женщин в возрасте до 30 лет снизился.

Годы

Число родившихся в среднем за год на 1000 женщин в возрасте, лет

моложе 20 лет

20 - 24

25 - 29

1995

33,1

119,6

78,7

1999

20,8

94,6

71,6

Основной причиной сложившейся ситуации является то, что молодая семья недостаточно материально и финансово обеспечена. В большинстве своем молодая семья имеет малолетних детей, которым необходимы особая пища и одежда, забота об укреплении здоровья и воспитания. Имеется повышенная возрастная потребность в дополнительных досуговых затратах.

В республике продолжает увеличиваться доля детей, появившихся на свет вне зарегистрированного брака.

Удельный вес детей, рожденных женщинами, не состоявшими в зарегистрированном браке, в общем числе родившихся, в процентах

1995

1999

все население

15,0

21,0

в том числе:

городское население

17,5

23,3

сельское население

11,7

18,0

В настоящее время проблема безработицы является особенно болезненной для молодых семей. По данным Департамента федеральной государственной службы занятости населения по Чувашской Республике в 2000 году в его территориальные отделы в целях поиска работы обратилось 19770 молодых людей в возрасте от 16 до 29 лет, или 49,9% от общего числа обратившихся.

Значительной проблемой молодых семей является приобретение нового жилья или улучшение жилищных условий без помощи государства.

Одной из особенностей молодой семьи является то, что супруги проходят психологическую адаптацию к семейной жизни, осваивают новые для них социальные роли, поскольку до 70 процентов всех разводов происходят в течение первых 5 лет совместной жизни.

Негативные явления в развитии семьи вызваны не только перечисленными факторами, но и недостаточной культурой, грамотностью и информированностью населения, в том числе и молодежи, в вопросах гигиены и здорового образа жизни, планирования семьи, психологии личности и межличностных отношений, законодательства и правопорядка, неподготовленностью основной массы молодежи к семейной жизни.

Проявляя заботу о молодой семье, государство на всех уровнях создает различного рода социальные службы, центры, клубы молодой семьи и другие структуры, так или иначе оказывающие помощь и поддержку молодой семье. Но не всегда деятельность данных структур эффективна. Одним из недостатков их деятельности в реализации соответствующих программ, нацеленных на взаимодействие с молодой семьей, является отсутствие единой концепции, выражающей основные цели, принципы и положения по становлению и стабилизации семейного союза. Таким образом, специфика становления и функционирования молодой семьи требует особого подхода к решению ее проблем и выделения ее в качестве особого объекта государственной поддержки.

2. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОСНОВНЫХ ПОНЯТИЙ И ПРИНЦИПЫ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМ


Концепция исходит из принципа взаимодействия молодой семьи и государства, что обеспечит не только сбалансировать соблюдения государством всего комплекса прав семьи, но и ответственность семьи как социального института перед обществом и государством за выполнение своих социальных функций.

Государство проводит целенаправленную политику в отношении молодых семей, законодательно предоставляя им самостоятельный социальный статус и обеспечивая соблюдение прав семьи в социальной жизни общества. Это проявляется в учете интересов семьи в процессе экономического и социокультурного развития общества, в разработке и реализации социально - экономических программ, в соответствующей деятельности органов власти и управления различных уровней.

Молодая семья, со своей стороны, обязана полноценно осуществлять свои основные социальные функции: репродуктивную, экономическую, жизнеохранительную (сохранение здоровья членов семьи), воспитательную и ряд других неотъемлемо присущих семье функций: эмоциональную, рекреативную (восстановление жизненных сил), социокультурную (передача социального опыта и культурных ценностей), коммуникативную (общение и передача информации между членами семьи).

Закон Чувашской Республики "О государственной молодежной политике" определяет молодую семью, в которой оба супруга являются гражданами в возрасте до 30 лет включительно. Одним из основных принципов взаимоотношения молодой семьи и государства выступает принцип дифференцированного подхода к различным типам семьи, которые подразделяются:

а) по степени полноты: на полные и неполные. Полной является семья, где есть муж, жена и их дети, а неполной - семья, которая состоит из одного родителя и его детей;

б) по степени благополучия: на маргинальные (крайне низкие доходы, высокий уровень потребления алкоголя или наркотиков, весьма плохие жилищные условия или их отсутствие), кризисные (находящиеся ниже черты бедности, имеющие серьезные проблемы супружеских отношений и физического выживания), благополучные (уровень жизни несколько выше среднего, все свои проблемы могут решать самостоятельно), процветающие (самостоятельно реализующие практически все свои потребности за счет платных услуг).

Концепция предусматривает принцип дифференцированного подхода к молодым семьям, осуществление адресной поддержки и социальной защиты следующих категорий семей: неполных семей, состоящих из матерей - одиночек (в том числе вдов) с несовершеннолетними детьми, разведенных матерей (отцов) с несовершеннолетними детьми, семей военнослужащих с малолетними детьми, многодетных семей, студенческих семей с детьми, семей с детьми - инвалидами, которые требуют ухода со стороны взрослых членов семьи.

Реализация государственной политики по отношению к молодой семье должна основываться на принципе единого социально - экономического, образовательно-воспитательного и правового пространства в республике, что предполагает единые социальные гарантии, юридическую защиту прав и свобод молодых семей в равной степени на территории Чувашской Республики.

3. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ

3.1. Цели


Основной стратегической целью реализации государственной политики по отношению к молодой семье является организация соответствующих условий для создания, сохранения, развития благополучия молодой семьи в качестве субъекта социальной структуры общества, укрепления семейного образа жизни и функций семьи как социального института.

Государство обязано при помощи экономических, социальных, правовых и административных мер оказывать содействие семье для создания необходимых возможностей по воспитанию и содержанию детей, достижения экономического благосостояния, психологической устойчивости, повышения качества жизни семьи.

Достижение данной цели предполагает становление молодой семьи на основе самообеспечения, совмещения трудовой деятельности и семейных обязанностей с личными интересами каждого человека, стимулирование роста реальных доходов семьи, дальнейшее развитие системы основных социальных гарантий для семей с детьми, поддержку благоприятного психологического климата в семье и осуществление полноценного процесса воспитания и социализации детей.

3.2. Задачи


В процессе реализации Концепции государство должно решить следующие задачи:

возрождать и укреплять институт семьи на основе традиционных социокультурных ценностей, духовности и национального образа жизни;

создать необходимые условия, позволяющие молодой семье обеспечить уровень доходов, достаточный для ее стабильного функционирования и полноценного выполнения социальных функций;

совершенствовать систему государственных социальных гарантий для поддержки уровня благосостояния семей с детьми и особо нуждающихся семей;

совершенствовать систему воспитания подрастающего поколения по выполнению социальных ролей в семейной жизни;

оказывать содействие молодой семье в реализации ее воспитательной функции по социализации и формированию гражданственности подрастающего поколения;

обеспечивать создание стартовых возможностей для становления молодой семьи и достижения ее стабильного функционирования;

создавать возможности для развития молодой семьи как субъекта собственности и предпринимательства с учетом позитивного взаимодействия рыночной социально-экономической и социоестественной семейной среды, направленного на формирование новых источников, обеспечивающих достижение экономического благополучия семьи.

4. КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ БЛАГОПОЛУЧНОЙ МОЛОДОЙ СЕМЬИ


Создание концептуальной модели молодой семьи необходимо для того, чтобы эта модель выступала как идеальный ориентир, служащий в качестве критерия, относительно которого можно сопоставлять и выявлять степень соответствия ему различных типов реально существующих молодых семей.

Данная модель может служить и в качестве критерия оценки деятельности различного рода социальных служб, центров и клубов, осуществляющих взаимодействие с молодой семьей по разным аспектам ее функционирования, а также критерием оценки эффективности реализации разработанных программ федерального и регионального уровней, направленных на создание условий для становления и стабилизации молодых семей, полноценного выполнения ими социальных функций.

Концептуальная модель молодой семьи представляет собой систему описательных показателей, отражающих в должной мере различные аспекты ее состояния и выполнения присущих ей социальных функций. Показатели могут иметь научно обоснованную степень проявления интенсивности (качества) и выражать определенную социально значимую величину, достижение которой соответствует современным требованиям общества по данному параметру. В качестве таковых могут быть, например, уровень среднедушевого дохода или количество детей в семье. Достижение этих показателей будет свидетельствовать о среднем уровне развития молодой семьи.

В качестве исходного ориентира для концептуальной модели молодой семьи следует принять тип благополучной семьи, которая сама в состоянии решать все свои проблемы и в полной мере выполнять социальные функции. В этом реализуются принцип самодостаточности молодой семьи как самостоятельного элемента социальной структуры российского общества и принцип равноправия во взаимоотношениях с государством.

Процесс становления молодой семьи можно будет считать завершенным, если она от момента своего создания достигла уровня благополучия и дальнейшее развитие этой семьи, с высокой степенью вероятности, будет стабильным.

Тип благополучной семьи взят за основу концептуальной модели потому, что в данных социально-экономических условиях достижение уровня благополучия по всем выделенным показателям можно считать реальной стратегической целью для проведения государственной политики по отношению к молодой семье. Достижение этих показателей может выступать в качестве отдельных задач в деятельности различных социальных структур по работе с молодыми семьями.

В качестве структурных элементов концептуальной модели (показателей) молодой семьи как социального субъекта можно выделить следующие:

полнота семьи: благополучная семья должна быть полной, она должна состоять из супружеской пары (родителей) и детей;

экономически обеспеченной: среднедушевой доход на каждого члена семьи должен быть не ниже величины прожиточного минимума;

наличие жилья: иметь площадь проживания на члена семьи соответствующую действующим нормам жилья на одного жителя Чувашской Республики.

В качестве показателей уровня благополучия молодой семьи как социального института может выступать полноценное выполнение в семье следующих социальных функций:

обеспечение воспроизводства физически здорового и психически полноценного потомства;

обеспечение в надлежащей степени воспитания и социализации подрастающего поколения;

обеспечение формирования самосознания, гражданственности и преемственности общечеловеческих и национальных ценностей у своих детей;

эмоциональная и психологическая устойчивость: разрешение всех семейных конфликтов своими силами, не прибегая к помощи социальных служб;

обеспечение развития личности и реализации личных интересов каждого члена семьи;

обеспечение условий для укрепления здоровья и полноценного отдыха всех членов семьи.

При определении уровня благополучия молодой семьи все показатели должны быть достигнуты комплексно и в равной степени, поскольку низкий уровень выполнения любого из них создает возможность нестабильности функционирования семьи и ее уже нельзя считать благополучной.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»