Недействующий

КАБИНЕТ МИНИСТРОВ ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 25 декабря 2002 года N 338

О Республиканской комплексной программе развития физической культуры, спорта и здорового образа жизни населения Чувашской Республики на 2003-2006 годы

Признан утратившим силу постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 14 марта 2008 г. N 58

В целях создания эффективно функционирующей системы дальнейшего развития физического воспитания населения, спорта и формирования потребности в здоровом образе жизни в Чувашской Республике Кабинет Министров Чувашской Республики постановляет:

1. Утвердить прилагаемую Республиканскую комплексную программу развития физической культуры, спорта и здорового образа жизни населения Чувашской Республики на 2003-2006 годы (далее - Программа).

2. Определить государственным заказчиком Программы Министерство физической культуры и спорта Чувашской Республики.

3. Министерству финансов Чувашской Республики ежегодно предусматривать средства из республиканского бюджета Чувашской Республики на финансирование программных мероприятий, исходя из возможностей бюджета.

4. Рекомендовать органам местного самоуправления Чувашской Республики обеспечить выполнение мероприятий, предусмотренных Программой, и разработать районные (городские) программы развития физической культуры, спорта и здорового образа жизни.

5. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Министерство физической культуры и спорта Чувашской Республики.

Председатель Кабинета Министров

Чувашской Республики - Н. Партасова

Утверждена
постановлением Кабинета Министров
Чувашской Республики
от 25 декабря 2002 г. N 338

Республиканская комплексная программа развития физической культуры, спорта и здорового образа жизни населения Чувашской Республики на 2003-2006 годы


Паспорт Программы

Наименование Программы

Республиканская комплексная программа развития физической культуры, спорта и здорового образа жизни населения Чувашской Республики на 2003-2006 годы

Основание для разработки Программы

Закон Чувашской Республики от c:\content\ngr\RU21DMJ200100290.doc "О физической культуре и спорте в Чувашской Республике" "Указ Президента Чувашской Республики от c:\content\ngr\RU21DMJ200200065.doc "О дополнительных мерах по поддержке и развитию массового спорта в Чувашской Республике

Государственный заказчик Программы

Министерство физической культуры и спорта Чувашской Республики

Основные разработчики Программы

Министерство физической культуры и спорта Чувашской Республики
 Министерство здравоохранения Чувашской Республики

Цели и задачи Программы

Основной целью настоящей Программы является дальнейшее развитие системы физического воспитания, улучшение показателей физической подготовленности населения Чувашской Республики в интересах формирования гармонично развитой личности.
 Достижение основной цели возможно при решении следующих задач:
 повышение роли семьи в формировании здорового образа жизни, в профилактике детской безнадзорности, преступности, в исключении вредных и негативных явлений в молодежной среде;

 создание условий для занятий физической культурой и массовым спортом различных групп населения с учетом характеристик здоровья, индивидуальных особенностей, исходного уровня физической подготовленности;

 реализация нормативных правовых актов, направленных на создание социально-экономических условий, способствующих увеличению числа занимающихся физической культурой и спортом;

 улучшение качества физического воспитания, особенно среди детей и молодежи;

 улучшение условий и создание эффективной системы подготовки спортсменов высокого класса формирование у граждан потребности в физическом и нравственном совершенствовании, навыков здорового питания;
повышение мотивации жителей к отказу от вредных привычек;

 профилактика негативных явлений в семье, в молодежной среде;

 разработка эффективной модели укрепления здоровья обучающихся, воспитанников, включая внедрение здоровье сберегающих и здоровье укрепляющих технологий в образовательный процесс.

Сроки и этапы реализации П рограммы

Программа реализуется в два взаимосвязанных этапа:
 I этап - 2003-2004 годы
 II этап - 2005-2006 годы

Перечень основных мероприятий Программы

совершенствование организации физического воспитания детей и учащейся молодежи;

 развитие новых форм физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы с населением на предприятиях, в организациях всех форм собственности и по месту жительства;

 кадровое обеспечение, повышение квалификации, подготовка и переподготовка физкультурно-спортивных кадров;
подготовка спортивного резерва;

 организация физкультурно-оздоровительной и спортивной работы среди инвалидов;
медико-биологическое обеспечение и врачебный контроль за занимающимися физической культурой и спортом;

 сохранение и развитие сети физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружений;

 информационное обеспечение, пропаганда и реклама отрасли "физическая культура и спорт", здорового образа жизни;
разработка и внедрение образовательных программ, предполагающих обеспечение оптимального двигательного режима;
научно-методическое обеспечение образовательной, социально-психологической и оздоровительной работы в учреждениях дошкольного, начального, основного и общего среднего образования;

 организация и проведение массовых профилактических акций, привлекающих внимание жителей республики к проблемам здоровья, физической активности, направленных на воспитание ответственного отношения к здоровью;

 оздоровление и реабилитация граждан, потребляющих наркотики и злоупотребляющих алкоголем;

 организация структур, обеспечивающих профилактическую, оздоровительную, консультативную работу с населением и методическую работу с медицинским, педагогическим персоналом учреждений здравоохранения и образования по вопросам здорового образа жизни и физической культуры;

 внедрение межведомственных программ ориентированных на профилактику безнадзорности, наркомании, пьянства, преступности;

 организация общереспубликанского мониторинга уровня физического развития, физической подготовленности детей и учащихся;

 научно-методическое обеспечение образовательной, социально-психологической и оздоровительной работы в учреждениях дошкольного, начального, основного и общего среднего образования.

Основные исполнители Программы

Министерство физической культуры и спорта Чувашской Республики;

 Министерство финансов Чувашской Республики;
Министерство образования Чувашской Республики;
Министерство здравоохранения Чувашской Республики;

 Министерство социальной политики Чувашской Республики;

 Министерство экономического развития и торговли Чувашской Республики;

 Министерство печати и информационной политики Чувашской Республики;

 Государственный комитет Чувашской Республики по делам молодежи;

 ФГУП "Государственная телевизионная и радиовещательная компания "Чувашия";

 Чувашский республиканский совет профсоюзов;

 Региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Чувашской Республике администрации районов и городов

Объемы и источники финансирования Программы

на реализацию мероприятий Программы необходимо направить в 2003-2006 годах 331026,3 тыс. рублей, из них: из федерального бюджета - 61055 тыс.
 рублей;
в том числе:
 в 2003 году - 17488 тыс. рублей
 в 2004 году - 16670 тыс. рублей
 в 2005 году - 16123 тыс. рублей
 в 2006 году - 10774 тыс. рублей
 из республиканского бюджета Чувашской Республики - 216923,5 тыс. рублей;

 в том числе:
 в 2003 году - 41844,3 тыс. рублей
 в 2004 году - 49454,4 тыс. рублей
 в 2005 году - 56750,3 тыс. рублей
 в 2006 году - 68874,5 тыс. рублей
 из местных бюджетов (в случае их утверждения в установленном порядке) 21947,3 тыс. рублей;

 в том числе:
 в 2003 году - 3623,0 тыс. рублей
 в 2004 году - 4712,3 тыс. рублей
 в 2005 году - 5924,0 тыс. рублей
 в 2006 году - 7688,0 тыс. рублей
 из внебюджетных источников - 31100,5 тыс. рублей;

 в том числе:
 в 2003 году - 6722,5 тыс. рублей
 в 2004 году - 8356,0 тыс. рублей
 в 2005 году - 8846,0 тыс. рублей
 в 2006 году - 7176,0 тыс. рублей

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы

последовательная реализация Программы поз волит:
 снизить болезни системы кровообращения, заболеваемость наркоманией и токсикоманией, повысится организационно-методическое обеспечение физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий в режиме учебного дня школьника, активизируется внеурочная форма занятий, расширить возможности дополнительного образования с целью вовлечения большего числа школьников в регулярные занятия спортом;

 изменить отношение к возможностям физической культуры и спорта в решении социально-экономических, образовательно-воспитательных, оздоровительных и культурных задач;

 создать условия не только для организованных форм занятий физической культурой и спортом, но и для желающих заниматься самостоятельно по месту жительства и в местах отдыха;

 активное и целенаправленное использование возможностей физической культуры и спорта в целях профилактики негативных явлений, особенно среди детей и молодежи;

 улучшить качество подготовки и переподготовки специалистов в области физической культуры и спорта;

 увеличить пропускную способность спортивных сооружений и создать спортивно-физкультурные центры по месту жительства населения;

 активизировать работу по поиску талантов и отбору спортивного резерва;

 улучшить систему подготовки спортсменов высокого класса;

 организовать широкую пропаганду физической культуры и спорта, престижа здорового образа жизни;

 снизить количество людей, употребляющих наркотики, злоупотребляющих алкоголем и пристрастившихся к курению;

 сформировать потребность быть здоровым и жить в здоровом обществе;

 повысить роль семьи в воспитании здорового поколения;

 увеличить обеспеченность населения спортивными залами на 1,2%, плоскостными спортивными площадками на 1,3%;

 увеличить охват населения занятиями физической культуры и спорта на 6% и единовременную пропускную способность спортивных сооружений на 1,1 тыс. человек.

Система организации контроля за исполнением Программы

экспертный и финансовый контроль хода выполнения Программы осуществляется Министерством физической культуры и спорта Чувашской Республики с информированием Кабинета Министров Чувашской Республики к 1 марта ежегодно до 2007 года.

I. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами


Республиканская комплексная программа развития физической культуры, спорта и здорового образа жизни населения Чувашской Республики на 2003-2006 годы (далее - Программа) в соответствии с Законом Чувашской Республики от 8 октября 2001 г. N 47 "О физической культуре и спорте в Чувашской Республике" является организационной основой осуществления государственной политики Чувашской Республики в области физической культуры и спорта. Программа разработана в целях реализации Указа Президента Чувашской Республики от 6 марта 2002 г. N 52 "О дополнительных мерах по поддержке и развитию массового спорта в Чувашской Республике".

Программа разработана на основе анализа состояния развития физической культуры и спорта с целью определения дальнейших стратегических направлений развития физической культуры, спорта и здорового образа жизни населения Чувашской Республики на 2003-2006 годы.

В соответствии с основными положениями социально-экономической политики Кабинета Министров Чувашской Республики проделана определенная работа по повышению эффективности использования возможностей физической культуры, спорта и организованного отдыха в оздоровлении населения, формировании здорового образа жизни, созданию необходимых условий для подготовки спортсменов высокой квалификации.

За последние годы проделана большая работа по совершенствованию нормативной правовой базы, являющейся основой для реализации государственной политики развития физической культуры и спорта, приняты:

Указы Президента Чувашской Республики:

от 15 февраля 1994 г. N 34 "О мерах по обеспечению правопорядка";

от 21 января 1995 г. N 10 "О мерах государственной поддержки развития физической культуры, спорта и туризма в Чувашской Республике";

от 7 мая 1996 г. N 51 "Об учреждении республиканского фестиваля "Спортивная семья", посвященного Дню чувашской государственности";

от 23 августа 1996 г. N 96 "Об учреждении дополнительного ежемесячного пожизненного материального обеспечения для победителей Олимпийских игр";

от 24 января 1997 г. N 7 "Об учреждении Дня здоровья и семьи";

от 15 сентября 1999 г. N 65 "О подготовке спортсменов Чувашской Республики к Играм XXVII Олимпиады 2000 года в г. Сиднее (Австралия)";

от 8 декабря 2000 г. N 116 "О подготовке спортсменов Чувашской Республики к XIX зимним Олимпийским играм 2002 года и XXVIII летним Олимпийским играм 2004 года";

от 6 марта 2002 г. N 52 "О дополнительных мерах по поддержке и развитию массового спорта в Чувашской Республике";

постановления Кабинета Министров Чувашской Республики:

от 21 октября 1994 г. N 216 "О создании Чувашского республиканского физкультурно-оздоровительного центра";

от 10 апреля 1995 г. N 103 "О государственных пособиях и стипендиях для выдающихся деятелей физической культуры и спорта и молодых перспективных спортсменов Чувашской Республики";

от 16 февраля 1996 г. N 54 "О дополнительных мерах по подготовке спортсменов Чувашской Республики к XXVI летним Олимпийским играм 1996 года";

от 28 мая 1996 г. N 168 "О Республиканской целевой программе развития физической культуры, спорта, туризма, санаторно-курортного дела и формирования здорового образа жизни населения Чувашской Республики на период до 2001 года";

от 18 октября 1999 г. N 218 "О дополнительных мерах по подготовке спортсменов Чувашской Республики к Играм XXVII Олимпиады 2000 года в г. Сиднее (Австралия)";

от 29 января 2001 г. N 15 "О мерах по подготовке спортсменов Чувашской Республики к XIX зимним Олимпийским играм";

от 28 июня 2001 г. N 140 "О мерах по подготовке спортсменов Чувашской Республики к XXVIII летним Олимпийским играм".

Развитие физической культуры и спорта в Чувашской Республике является одним из приоритетных направлений социальной политики в период реформирования социально-экономической сферы.

Остается острой проблемой состояние здоровья населения, увеличилось количество людей, употребляющих наркотики, злоупотребляющих алкоголем и пристрастившихся к курению. Наблюдается снижение уровня физической подготовленности различных групп населения, отсутствие потребностей и возможностей у большой части населения регулярно заниматься физической культурой и спортом.

Вызывает особую тревогу, как фактор национальной безопасности, состояние здоровья призывников: в 2000 году в республике было освидетельствовано 17167 юношей в возрасте 18-27 лет, годными к службе в вооруженных силах признаны лишь - 36,4%. Рост заболеваемости в целом по республике среди подростков наблюдается по всем классам заболеваний.

Среди детей и подростков, являющихся интеллектуальным, кадровым, оборонным потенциалом общества и государства, сформировались устойчивые негативные тенденции, растет заболеваемость, ухудшается физическое развитие. Остается высокой доля учащихся и студентов, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе. В 2000 году их стало 18852 человека, что составляет 7,65%.

По сравнению с 1991 годом заболеваемость наркоманией и токсикоманией в республике увеличилась в 19 раз. Особенно неблагоприятным является рост распространенности наркомании среди детей и подростков. Если до 1998 года не регистрировались случаи заболеваемости наркоманией среди детей и подростков, в настоящее время под наблюдением наркологической службы состоит 213 детей до 14 лет и 1337 подростков в возрасте 15-17 лет.

Исследованиями ученых и жизненным опытом доказано, что исключительно высока эффективность средств физической культуры и спорта в профилактической деятельности по охране и укреплению здоровья, в борьбе с наркоманией, алкоголизмом, курением и правонарушениями, особенно среди молодежи.

В республике в целях повышения спортивного мастерства детей и подростков функционирует 61 детско-юношеская спортивная школа, в которых охвачено 28163 человека по 37 видам спорта.

Спортивными школами ведется целенаправленная работа по привлечению подростков, состоящих на учете в инспекциях по делам несовершеннолетних, к систематическим занятиям физической культурой и спортом. В течение 2001 года 1264 подростка из 2603, состоящих на учете в органах милиции, были охвачены физкультурно-спортивными занятиями, что составляет 48,6% против 45,8% в 2000 году.

В целях укрепления здоровья и физического совершенствования подрастающего поколения, пропаганды здорового образа жизни и проведения профилактической работы среди подростков с девиантным поведением в республике функционируют 86 физкультурно-оздоровительных и спортивных клубов по месту жительства детей и молодежи, в которых занимаются около 13 тыс. человек.

Министерство физической культуры и спорта Чувашской Республики ежегодно проводит смотр-конкурс на лучшую постановку физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы среди республиканских физкультурно-оздоровительных и детских подростковых клубов. По результатам этого смотра-конкурса организует участие физкультурно-оздоровительных и подростковых клубов во Всероссийском смотре-конкурсе на лучшую постановку физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы с детьми, подростками и молодежью по месту жительства и учебы.

За 1997-2000 годы победителями и лауреатами Всероссийского конкурса среди городских и сельских клубов становились подростковые клубы "Огонек" Калининского района г. Чебоксары, "Титан" Канашского района, "Апполон" г. Новочебоксарска - неоднократно, "Добрыня" Алатырского района, "Эллада" и "Фотон" Московского района г. Чебоксары, "Воллен" Ленинского района г. Чебоксары, "Ак Барс" Батыревского района, "Юман" Чебоксарского района.

Произошли негативные изменения в постановке физкультурно-оздоровительной и спортивной работы в образовательных учреждениях, но в большой степени они затронули трудовые и производственные коллективы. В связи с этим большие трудности испытывают сегодня физкультурно-оздоровительные и спортивные объединения в работе по развитию физической культуры и спорта среди работников предприятий и организаций.

Основным звеном организации массовой спортивной и физкультурно-оздоровительной работы на местах являются коллективы физкультуры. Однако должности организаторов физкультурно-оздоровительной работы введены только на некоторых крупных промышленных предприятиях.

По данным Государственного доклада о состоянии здоровья населения Чувашской Республики в 2001 году идет процесс нарастания смертности населения. В структуре причин смертности лидируют болезни системы кровообращения. За 1991-2001 годы смертность населения от данной патологии увеличилась на 25,5%.

Смертность населения в трудоспособном возрасте наносит огромный экономический ущерб обществу.

Экономическая эффективность является одним из основных показателей конечного результата деятельности на любом уровне хозяйствования. Ее рост возможен только при снижении экономических потерь от заболеваний, инвалидности, преждевременной смерти. Таким образом, вклад средств физической культуры и спорта заключается в улучшении здоровья общества.

Настоящая Программа является комплексом мероприятий по развитию физической культуры и спорта, пропаганде здорового образа жизни, предусматривающих объединение усилий заинтересованных министерств, иных органов исполнительной власти Чувашской Республики, органов местного самоуправления, физкультурно-спортивных общественных объединений и организаций, а также отдельных граждан.

II. Основные цели и задачи, сроки и этапы реализации Программы


Целью настоящей Программы является дальнейшее развитие системы физического воспитания, улучшение показателей физической подготовленности населения Чувашской Республики в интересах формирования гармонично развитой личности, уровня подготовленности спортсменов высокого класса. Эта цель может быть достигнута путем реализации первоочередных мер, направленных на изменение отношения людей к ценностям физической культуры и спорта, формирование у населения приоритетного отношения к физической культуре и спорту как средствам положительного воздействия на состояние здоровья.

Достижение основной цели возможно при решении следующих задач:

повышение роли семьи в формировании здорового образа жизни, в профилактике детской безнадзорности, преступности, в исключении вредных и негативных явлений в молодежной среде;

создание условий для занятий физической культурой и массовым спортом различных групп населения с учетом характеристик здоровья, индивидуальных особенностей, исходного уровня физической подготовленности;

реализация правовых и нормативных актов, направленных на создание социально-экономических условий, способствующих увеличению числа занимающихся физической культурой и спортом;

улучшение качества физического воспитания, особенно среди детей и молодежи;

улучшение условий и создание эффективной системы подготовки спортсменов высокого класса;

формирование потребности в здоровом образе жизни.

Решение поставленных задач возможно при условии:

обеспечения межведомственного системного подхода в вопросах повышения качества жизни, улучшения условий труда, быта и отдыха населения, формирования здорового образа жизни, базовым элементом которого являются физическая культура и спорт;

создания постоянно действующей информационно-пропагандистской и просветительно-образовательной системы, направленной на формирование здорового образа жизни и потребности у населения в активных занятиях физической культурой и спортом на всех этапах жизнедеятельности человека;

создания организационно-управленческих, нормативных правовых, материально-технических, социально-педагогических условий для вовлечения населения в регулярные занятия физической культурой и спортом, подготовки спортивного резерва и спортсменов высокого класса;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»