Недействующий

КАБИНЕТ МИНИСТРОВ ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 11 декабря 2002 года N 315

О республиканской целевой программе "Реформирование и модернизация жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики" на 2003-2010 годы

Признан утратившим силу постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 24 декабря 2009 г. N 48.

{ИЗМЕНЕНИЯ И ДОПОЛНЕНИЯ:
постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 6 сентября 2004 г. N 211}

В целях реализации подпрограммы "Реформирование и модернизация жилищно-коммунального комплекса Российской Федерации" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2001 г. N 797, Кабинет Министров Чувашской Республики постановляет:

1. Утвердить прилагаемую республиканскую целевую программу "Реформирование и модернизация жилищно-коммунального хозяйств Чувашской Республики" на 2003 - 2010 годы (далее - Программа).

2. Назначить государственным заказчиком Программы Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики и поручить ему в месячный срок разработать и утвердить рекомендации по ее выполнению.

{Пункт 2 в редакции постановления Кабинета Министров Чувашской Республики от 6 сентября 2004 г. N 211}

3. Министерству экономического развития и торговли Чувашской Республики и Министерству финансов Чувашской Республики при формировании проектов республиканского бюджета начиная с 2003 года предусматривать выделение средств на финансирование мероприятий Программы.

4. Рекомендовать администрациям районов и городов Чувашской Республики создать необходимые условия для выполнения мероприятий Программы и принять участие в их финансировании.

5. Признать утратившим силу постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 1 августа 1997 г. N 158 "О Программе реформирования жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики на 1997-2003 годы".

6. Контроль за реализацией Программы возложить па Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики.

{Пункт 6 в редакции постановления Кабинета Министров Чувашской Республики от 6 сентября 2004 г. N 211}

Председатель Кабинета Министров

Чувашской Республики - Н. Партасова

Утверждена
постановлением Кабинета Министров
Чувашской Республики
от 11 декабря 2002 г. N 315

Республиканская целевая программа "Реформирование и модернизация жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики" на 2003 - 2010 годы

Паспорт программы


{Паспорт программы в редакции постановления Кабинета Министров Чувашской Республики от 6 сентября 2004 г. N 211}

Наименование Программы

республиканская целевая программа "Реформирование и модернизация жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики" на 2003-2010 годы

Основания для разработки

постановление Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2001 г "О подпрограмме "Реформирование и модернизация жилищно-коммунального комплекса Российской Федерации" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы";

 постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 30 апреля 2002 г. N 130 "Об итогах экономического и социального развития, исполнения республиканского бюджета Чувашской Республики в I квартале 2002 года"

Государственный заказчик

Министерство энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики

Основные разработчики

Министерство энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики;

 Министерство экономического развития и торговли Чувашской Республики

Цели и задачи

основными целями Программы являются:
 повышение эффективности функционирования жилищно-коммунального хозяйства, снижение финансовой нагрузки на бюджеты всех уровней;

 обеспечение надежности жилищно-коммунальных систем жизнеобеспечения населения, улучшение качества жилищно-коммунальных услуг;

 адресная социальная защита населения при оплате жилищно-коммунальных услуг

Для достижения поставленных целей необходимо решить задачи:
 законодательного и нормативного сопровождения реформирования системы жилищно-коммунального хозяйства;

 создания системы отраслевого территориального управления жилищно-коммунального хозяйства;

 усиления роли получателя услуг во взаимоотношениях с системой жилищно-коммунального хозяйства на основе договоров;

 повышения экономической прозрачности монопольных предприятий и эффективности системы регулирования тарифами и ценами на услуги жилищно-коммунального хозяйства;

 развития конкуренции в немонопольном секторе жилищно-коммунального хозяйства;

 обеспечения финансового оздоровления жилищно-коммунальных предприятий;

 обеспечения условий для снижения издержек;

 повышения качества предоставления жилищно-коммунальных услуг;

 создания инвестиционной привлекательности жилищно-коммунального хозяйства;

 развития предпринимательства в жилищно-коммунальном хозяйстве;

 подготовки и переподготовки кадров для жилищно-коммунального хозяйства;

 технического перевооружения жилищно-коммунального хозяйства на основе энерго- и ресурсосберегающих технологий;

 государственной поддержки модернизации жилищно-коммунального хозяйства;

 создания системы расчетно-информационных структур оплаты услуг жилищно-коммунального хозяйства и предоставления адресной социальной защиты

Сроки и этапы реализации

2003-2010 годы:
 1-й этап - 2003-2004 годы. Отрабатываются организационные и финансовые механизмы, реализуются пилотные проекты, готовится законодательная и нормативная база, проводятся мероприятия по финансовому оздоровлению предприятий;

 2-й этап - 2005-2006 годы. Создаются условия для привлечения инвестиций и проводится глубокая модернизация, обеспечивающая повышение надежности и снижение издержек в жилищно-коммунальном хозяйстве;

 3-й этап - 2007-2010 годы. Апробируются механизмы привлечения инвестиций в форме банковских кредитов и инвестиционных займов, реализуется комплекс мер по снижению рисков кредитования путем предоставления государственных, муниципальных гарантий

Основные мероприятия

инвентаризация, реструктуризация и ликвидация просроченной дебиторской и кредиторской задолженности предприятий жилищно-коммунального хозяйства;

 ликвидация дотационности жилищно-коммунального хозяйства и обеспечение стабильности и достаточности финансирования затрат по предоставлению жилищно-коммунальных услуг;

 обеспечение социальной защиты семей с низкими доходами при переходе на полную оплату жилищно-коммунальных услуг;

 совершенствование экономических механизмов в жилищно-коммунальной сфере посредством внедрения эффективного управленческого учета, конкурентных отношений, тарифного регулирования услуг жилищно-коммунального хозяйства и т.д.;

 формирование благоприятных условий для привлечения инвестиций в жилищно-коммунальное хозяйство;

 обеспечение эффективного целевого использования средств консолидированного бюджета, выделяемых на модернизацию жилищно-коммунального хозяйства;

 создание механизма участия государства и органов местного самоуправления в привлечении предприятиями жилищно-коммунального хозяйства внебюджетных долгосрочных заемных средств

Исполнители

Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики;

 Министерство экономического развития и торговли Чувашской Республики;

 ФГУ "Чувашгосэнергонадзор" (по согласованию);

 ФГУ "Земельно-кадастровая палата" (по согласованию);

 энергосервисные организации (по согласованию)";

Объем и источники финансирования

Суммарный объем финансирования Программы на2003-2010 годы (в ценах 2002 года) составляет4061,6 млн. рублей, из них:
 средства федерального бюджета - 595,4 млн. рублей(14,66%);

 средства республиканского бюджета Чувашской Республики - 813,3 млн. рублей (20,02%);

 средства муниципальн ых бюджетов - 1135,8 млн. рублей (27,96%);

 средства Международного банка реконструкции и развития - 48,6 млн. рублей (1,2%);

 собственные средства предприятий, участников Программы - 470,3 млн. рублей (11,58%);

 средства других внебюджетных источников - 998,2 млн. рублей (24,58%)

Ожидаемые конечные результаты реализации

В результате реализации Программы будет обеспечено повышение эффективности, качества жилищно-коммунального обслуживания, надежность работы инженерных систем жизнеобеспечения, комфортность и безопасность условий проживания, социальная защита населения при оплате жилищно-коммунальных услуг. Эти цели будут достигнуты за счет финансового оздоровления предприятий жилищно-коммунального хозяйства, демонополизации и развития конкурентных отношений, совершенствования договорных отношений и тарифного регулирования естественных локальных монополий, государственной поддержки модернизации жилищно-коммунального хозяйства

Система организации контроля за исполнением Программы

Общее руководство и контроль за ходом реализации Программы осуществляет государственный заказчик - Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики.
 Органы исполнительной власти Чувашской Республики, администрации районов и городов Чувашской Республики представляют ежеквартально к 1 числу второго месяца, следующего за отчетным кварталом, Министерству энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики отчеты о ходе реализации Программы. Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики ежегодно в установленном порядке в срок до 1 марта представляет доклад о ходе реализации Программы в Кабинет Министров Чувашской Республики.

Введение


Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2001 г. N 797 "О подпрограмме "Реформирование и модернизация жилищно-коммунального комплекса Российской Федерации" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы" органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации рекомендовано создать необходимые условия для реализации подпрограммы и обеспечить финансирование ее мероприятий за счет средств бюджетов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, предприятий жилищно-коммунального хозяйства, заемных средств.

Республиканская целевая программа "Реформирование и модернизация жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики" на 2003-2010 годы (далее - Программа) включает в себя комплекс мероприятий, повышающих надежность функционирования коммунальных систем жизнеобеспечения, направленных на ликвидацию дотационности жилищно-коммунального хозяйства и способствующих режиму его устойчивого достаточного финансирования, а также обеспечивающих комфортные и безопасные условия проживания людей.

Программа предусматривает как решение задач устранения сверхнормативного износа основных фондов, внедрения ресурсосберегающих технологий, так и разработку и широкое применение мер по стимулированию эффективного и рационального хозяйствования жилищно-коммунальных предприятий, максимального использования ими всех доступных ресурсов, включая собственные, для решения вопросов надежного и устойчивого обслуживания потребителей.

Все это значительно повысит качество жилищно-коммунального обслуживания населения, эффективность и надежность работы систем энерговодоснабжения и канализации.

I. Состояние жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики

1.1. Анализ технического состояния предприятий жилищно-коммунального хозяйства


В начале экономических реформ предполагалось, что в течение достаточно короткого периода будет завершен переход к бездотационному функционированию жилищно-коммунальной сферы. Однако социально-экономическая ситуация не позволила завершить этот процесс, и к началу 2002 года население республики оплачивало 80% стоимости жилищно-коммунальных услуг, фактически же с учетом льгот и субсидий - около 62 процентов.

В свою очередь сохранение бюджетного финансирования жилищно-коммунального комплекса на местном уровне из-за недостатка средств привело к резкому увеличению износа основных фондов. Средний уровень износа инженерных коммуникаций сегодня по республике составляет 60 и более процентов, характеризуется высокой аварийностью, низким коэффициентом полезного действия мощностей и большими потерями энергоносителей, около четверти основных фондов жилищно-коммунального хозяйства (далее - ЖКХ) отслужили свой срок полностью. Благоустроенность жилищного фонда по республике составляет: водопроводом - 56,2, канализацией - 54, центральным отоплением - 82,1, газом - 89,4, горячим водоснабжением - 44,7 процента (рис.1).

Протяженность водоводов предприятий жилищно-коммунального хозяйства составляет 242,5 км, из них 130 км, или 54%, нуждаются в замене; протяженность уличной водопроводной сети - 992,1 км, из которых 643,2 км имеют 80% - й физический износ и требуют срочной замены. В 2001 году на сетях произошло 303 аварии, что на 34 больше предыдущего года. Имеющиеся водопроводные сети не обеспечивают полной потребности в хозяйственном водоснабжении по качеству и количеству воды. Наибольший дефицит в питьевой воде наблюдается в гг. Канаше, Мариинском Посаде, Козловке, пос. Вурнары, Киря, Урмары, сс. Аликово, Порецкое, Ибреси (рис.2).

Установленная производственная мощность водопроводных очистных сооружений составляет 384,3 тыс. куб. м в сутки. Требуют срочной модернизации 44,6% мощностей.

Канализационные сети предприятий ЖКХ имеют протяженность 931,9 км, в том числе канализационные сети вдоль улиц, переулков и других проездов населенных пунктов - 762,6 км, из них 413,1 км, или 54,2%, с физическим износом 70% и более и нуждаются в срочной замене (рис.3). Установленная пропускная способность очистных сооружений канализации равняется 404,0 тыс. куб. м в сутки, средний износ их - 58 процентов. Требуют срочной модернизации более 40% мощностей - 200 тыс. куб. м в сутки.

От общего объема сбрасываемых в водные объекты сточных вод 80% очищаются на очистных сооружениях предприятий жилищно-коммунального хозяйства. К нормативному качеству их очистки приближаются только очистные сооружения РГУП "Биологические очистные сооружения" г. Новочебоксарска и Ядринского муниципального унитарного предприятия жилищно-коммунального хозяйства. Из-за перегрузки по гидравлике не обеспечивают достаточной степени очистки сооружения гг. Козловка, Цивильск. Неудовлетворительно работают очистные сооружения канализации в сс. Янтиково, Аликово, пос. Кугеси. Отсутствуют централизованные очистные сооружения в райцентрах Батырево, Шемурша, Яльчики.

Водные ресурсы и их объемы достаточны для населения в северной и северо-западной частях республики. Южная, юго-восточная и частично центральная ее части недостаточно обеспечены водными ресурсами, имеется большой дефицит для питьевых, коммунально-бытовых нужд населения.

Среднесуточный отпуск воды в 2001 году каждому жителю республики составил 187, городскому жителю - 280, сельскому - 41 литр.

В городах среднее водопотребление в сутки на человека составляет от 140 до 356 литров. В сельской местности данный показатель очень низок и не соответствует нормативным и санитарным нормам (рис.4).

Наиболее серьезное внимание следует уделить системе теплоснабжения, состояние которой можно оценить как близкое к критическому. В республике 240 коммунальных котельных, обеслечиваюших тепловой энергией жилищный фонд и объекты социальной сферы, суммарная мощность которых составляет 1,6 тыс. Гкал/час. Физический износ их в среднем по республике составляет 45,2 процента. В то же время износ тепло источников значительно выше этой цифры в Алатырском (60%), Вурнарском (54,5%), Порецком (60%), Урмарском (65%), Цивильском (70,1%), Чебоксарском (65%), Янтиковском (60%) районах. Котельные агрегаты устарели морально, особенно работающие на каменном угле, соответственно имеют завышенный расход топлива на единицу вырабатываемой тепловой энергии. Коэффициент полезного действия котельных, работающих на угле, не превышает 60%, а бывает и на уровне 20%, что объясняется низкими техническими характеристиками котлов, отсутствием водоподготовки, плохим качеством угля.

Протяженность коммунальных тепловых сетей составляет 649 км, в том числе со сроком эксплуатации до 15 лет - 306,4 км, до 20 лет - 138,6 км, свыше 20 лет - 204 километра. Физический износ сетей протяженностью более 200 км достигает 77,7 процента. Требуется замена 47 км ветхих тепловых сетей. Под воздействием влаги и длительного срока эксплуатации тепловая изоляции из минеральной ваты на трубопроводах подземной прокладки в основном разрушена, ее теплоизоляционная характеристика снизилась в 2-3 раза, соответственно увеличились потери тепла во столько же раз. Суммарные потери тепла в тепловых сетях достигают 10%, что эквивалентно 66 тыс. т. условного топлива в год (рис.5).

Общая ситуация с тепловыми сетями в последние годы резко ухудшилась. Сокращение финансирования привело к уменьшению объемов перекладок трубопроводов: реконструкция и модернизация коммунальных котельных производилась низкими темпами (в 2000 году - 5 ед., в 2001 году - 8 ед., в то время как необходимо реконструировать по 18 котельных ежегодно).

Замена трубопроводов тепловых сетей производилась ежегодно (в двухтрубном исчислении) по 15-16 км в год против 26 км по нормативу. Предприятия, стремясь не допускать увеличения аварийности, пытались сохранить объемы перекладок, снижая требования к качеству и всячески удешевляя строительные работы. Переложенные сети имели очень низкий ресурс и через, 5-7 лет требовали новой перекладки. Последнее привело к практике ненадежности тепловых сетей и повышению аварийных ситуаций.

Сдерживание развития коммунальной теплоэнергетики также объясняется неэффективной тарифной политикой, проводимой органами местного самоуправления. Развитие происходит за счет прибыли, используемой на эти цели: нет прибыли - нет развития.

В течение 2003-2010 годов предусмотрено выполнить реконструкцию и модернизацию коммунальных котельных общей мощностью 296 Гкал/час, магистральных и квартальных тепловых сетей протяженностью 136,0 км, а также 23 центральных тепловых пунктов. Общая стоимость работ составляет 1153,2 млн. рублей. Средства предприятий и администраций районов и городов недостаточны для выполнения такого объема работ, требуются государственные инвестиции.

Реконструкция и модернизация коммунальных объектов позволит снизить критическое состояние тепловых сетей, котельных, центральных тепловых пунктов и их физический износ, а также потери в теплопроводах и затраты на оплату за топливо. Реконструкция 136,0 км теплотрасс и 23 центральных тепловых пунктов обеспечит ежегодную экономию от снижения теплопотерь в сумме 149,0 млн. рублей, модернизация котельных уменьшит расходы на топливо на 65,0 млн. рублей.

И с пользование Фонда развития региональных финансов в соответствии с подпрограммой и снижения издержек на теплоснабжение организаций бюджетной сферы и муниципального жилья республики даст возможность реконструировать с переводом на газовое топливо 2 котельные в г. Шумерле, внутри квартальные тепловые сети с применением высокоэффективных геплоизоляционных материалов в г. Новочебоксарске, улучшить теплоснабжение жилых домов микрорайона "Рябинка" в г. Чебоксары путем перевода потребителей на закрытую схему горячего водоснабжения, внедрить автономные топливосберегающие экологически чистые теплонасосные станции, работающие на возобновляемых гидроресурсах р. Волги в Заволжье (г. Чебоксары) и т.п. На эти цели предусматривается использовать 5,06 млн. долларов США, ожидаемый экономический эффект составит 1,9 млн. долларов США.

С начала 90-х годов экономическая реформа в России вызвала значительный подъем индивидуального жилищного строительства на селе и дачного - в пригородах, что потребовало резкого увеличения объемов энергосетевого строительства. По данным районных администраций, по состоянию на 1 января 2002 г. для электроснабжения новых улиц и жилых застроек в сельской местности Чувашской Республики необходимо построить 268,0 км воздушных линий электропередач напряжением 0,4 кВ и 26,5 км - напряжением 6-10 кВ, 91 трансформаторную подстанцию напряжением 1O/0,4 кВ.

Энергосистема Чувашии по разным причинам, основная из которых - неплатежи потребителей за полученные энергоресурсы, не в состоянии только за счет собственных средств обеспечить названный объем строительства. Правда, за последние годы в связи с оживлением экономики республики задолженность всех потребителей за энергоресурсы перед ОАО "Чувашэнерго" имеет тенденцию постепенного снижения. Тем не менее по состоянию на 1 октября 2002 г. она составила значительную сумму - 578,6 млн. рублей.

Ограниченные возможности республиканского бюджета Чувашской Республики не позволяют выделять средства на развитие сельской электрификации. Попытки войти в подпрограмму "Сельская электрификация" федеральной целевой программы "Топливо и энергия на 1996-2000 годы" также не имели успеха.

В таких условиях совместно с ОАО "Чувашэнерго" и администрациями районов было принято решение направлять на эти цели консолидированные средства ОАО "Чувашэнерго", администраций районов и частично самих застройщиков, что дало возможность приступить в 2000 году к решению социально значимой проблемы - подаче электроэнергии во вновь построенные дома сельчан и дачные строения. В 2000 году было введено в эксплуатацию 9,8 км линий электропередач для электрификации новых домов и жилых застроек. В 2001 году построено и введено в эксплуатацию 32,5 км ВЛ-0,4 кВ и 13,5 км - ВЛ-10 кВ. К концу 2002 года будет введено в эксплуатацию 114 км ВЛ-0,4 кВ и 8,5 км - ВЛ-10 кВ.

Выполнение программы электрификации позволит к концу 2005 года построить 268 км ВЛ-0,4 кВ и 25,4 км - ВЛ-10 кВ, электрифицировать 7056 индивидуальных домов в сельских районах Чувашской Республики и решить проблему электроснабжения новых улиц и застроек.

Общая протяженность коммунальных электрических сетей составляет в настоящее время 4,4 тыс. км, их физический износ достигает 58 процентов. В худшем состоянии находится внутридомовое электрохозяйство. Коммунальные трансформаторные подстанции составляют 1,3 тыс. ед. с физическим износом 57 процентов.

Назрела необходимость разработки и реализации мероприятий модернизации и реконструкции коммунальных электрических сетей,

Ежегодно в городах, районных центрах и других населенных пунктах Чувашской Республики образуется более 1 млн. куб. м твердых бытовых отходов (ТБО). Особенно большие их объемы образуются в гг. Чебоксары и Новочебоксарске, соответственно наибольшую нагрузку несет исчерпавшая свою емкость еще в 1987 году Пихтулинская свалка, на которую ежегодно вывозится из этих городов более 840 тыс. куб. м ТБО. В связи с этим особенно актуально проектирование и строительство полигона твердых бытовых отходов.

Переселение граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда является составной частью решения жилищной проблемы и проведения реформы ЖКХ. На 1 января 2002 г. 407,6 тыс. кв. м (1,6%) площади жилых помещений республики размещено в 8384 ветхих и аварийных строениях. Большое количество ветхого жилья имеется в Вурнарском, Ибресинском, Мариинско-Посадском районах, гг. Канаше и Чебоксары, а в гг. Алатыре и Шумерле сложилось крайне тяжелое положение с решением проблемы переселения жильцов из ветхих и аварийных домов.

В 2001 году по этой причине в республике снесено 20,8 тыс. кв. м непригодного жилья. Переселение граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда решается в рамках республиканской целевой программы "Переселение граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда Чувашской Республики на 2001-2003 годы и на период до 2005 года", утвержденной постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 30 декабря 2000 г. N 271.

Для приведения ранее построенного жилья к современным нормам комфортности и получения дополнительных жилых помещений за счет меньших затрат и в более короткие сроки назрела необходимость в реконструкции и модернизации существующего жилищного фонда. Число домов постройки 1956-1985 годов, нуждающихся в частичной и полной реконструкции и модернизации, в республике составляет 1602 единицы общей площадью до 3765,4 тыс. кв. метра. Дальнейшее промедление с решением восстановления его ресурса и ликвидации последствий морального износа приведет не только к удорожанию ремонтно-реконструктивных работ, но и к выбытию значительной части фонда.

Администрациям районов и городов следует осуществлять реконструкцию и модернизацию жилищного фонда по коммерческим проектам, в том числе и за счет средств частных инвесторов с привлечением муниципальных займов, что создаст дополнительные условия для переселения граждан из ветхого и аварийного жилья.

Реконструкция и модернизация жилых домов решается в рамках программы "О реконструкции и модернизации жилых домов в Чувашской Республике на 1998 - 2003 годы", утвержденной постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 31 октября 1998 г. N 312.

Интенсивное строительство многоэтажных жилых домов в 70-х годах выразилось вводом в эксплуатацию большого количества пассажирских лифтов. В настоящее время эксплуатируются 2407 ед. пассажирских лифтов, в том числе в муниципальном жилищном фонде - 1993 единицы. Согласно техническим требованиям срок их службы составляет 25 лет, по истечении которого они должны быть заменены или модернизированы. В настоящее время насчитывается 75 единиц лифтов с истекшим сроком эксплуатации и требующих модернизации.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»