Недействующий

КАБИНЕТ МИНИСТРОВ ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 29 ноября 2005 года N 301

О республиканской целевой программе "Совершенствование первичной медико-санитарной помощи по основным направлениям приоритетного национального проекта в сфере здравоохранения в Чувашской Республике на 2006 - 2010 годы"

____________________________________________________________________
Утратил силу на основании Постановления Кабинета Министров ЧР от 15.05.2014 N 164.
____________________________________________________________________

{ИЗМЕНЕНИЯ И ДОПОЛНЕНИЯ:
постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 15 марта 2006 г. N 39}

В целях реализации приоритетного национального проекта в сфере здравоохранения и Стратегического плана реструктуризации системы предоставления медицинской помощи в Чувашской Республике на 2003 - 2010 годы, утвержденного постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 14 апреля 2003 г. N 95 (с изменениями, внесенными постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 26 октября 2004 г. N 262), Кабинет Министров Чувашской Республики постановляет:

1. Утвердить прилагаемую республиканскую целевую программу "Совершенствование первичной медико-санитарной помощи по основным направлениям приоритетного национального проекта в сфере здравоохранения в Чувашской Республике на 2006 - 2010 годы" (далее - Программа).

2. Определить государственным заказчиком Программы Министерство здравоохранения и социального развития Чувашской Республики.

3. Включить Программу в перечень долгосрочных республиканских целевых программ и представить ее с проектом закона Чувашской Республики "О внесении изменений в Закон Чувашской Республики "О республиканском бюджете Чувашской Республики на 2006 год" Президенту Чувашской Республики для внесения в Государственный Совет Чувашской Республики.

Предусмотреть финансирование Программы в последующие годы за счет средств республиканского бюджета Чувашской Республики и ежегодно уточнять объемы ассигнований на ее реализацию с учетом реальных бюджетных возможностей.

Председатель Кабинета Министров

Чувашской Республики С.Гапликов

Утверждена
постановлением
Кабинета Министров
Чувашской Республики
от 29.11.2005 N 301

РЕСПУБЛИКАНСКАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "Совершенствование первичной медико-санитарной помощи по основным направлениям приоритетного национального проекта в сфере здравоохранения в Чувашской Республике на 2006 - 2010 годы"

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ


Наименование
 Программы

- республиканскаяцелеваяпрограмма
 "Совершенствованиепервичноймедико-
 санитарной помощи по основным направлениям
 приоритетного национального проекта в сфере
 здравоохранения в Чувашской Республике на
 2006 - 2010 годы"

Основания
 для разработки

- поручение Президента Российской Федерации
 В.В.Путинао приоритетных национальных проектах;

 Указ Президента Чувашской Республики от 25 февраля 2003 г. N 14 "О дополнительных мерах по развитию семейной медицины в Чувашской Республике";

 Указ Президента Чувашской Республики от 19 февраля 2004 г. N 15 "Об организации движения
 "Чувашия - здоровый регион";

 Указ Президента Чувашской Республики от 18 июня 2004 г. N 65 "О Концепции охраны здоровья населения Чувашской Республики на 2004 - 2010 годы";

 постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от c:\content\ngr\file:\C:\Documents and Settings\e??pplication Data\Microsoft\Word\RU21DMJ200300112.doc "О Стратегическом плане реструктуризации системы предоставления медицинской помощи в Чувашской Республике на 2003 - 2010 годы" (с изменениями, внесенными постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 26 октября 2004 г. N 262);

 постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от c:\content\ngr\file:\C:\Documents and Settings\e??pplication Data\Microsoft\Word\RU21DMJ200300114.doc "О Комплексномплане реализации Стратегии социально-экономического развития Чувашской Республики до 2010 года" (с изменениями, внесенными постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 16 июня 2004 г. N 137);

 постановление Кабинета Министров Чувашской
 Республики от 21 февраля 2005 г. N 39 "О Концепции инновационного развития Чувашской Республики"

Государственный
 заказчик

- Министерство здравоохранения и социального
 развития Чувашской Республики

Цели
 Программы

- увеличение продолжительности и повышение
 качества жизни населения республики на основе
 совершенствования амбулаторно-поликлинической
 помощивсоответствиисосновными
 направлениями приоритетного национального
 проекта в сфере здравоохранения

Задачи
 Программы

- дальнейшееразвитиекадровогои
 материально-ресурсного потенциала первичного
 звена амбулаторно-поликлинической помощи,
 введение адекватных механизмов мотивации его
 деятельности по сохранению и укреплению
 здоровья населения;

 реорганизацияработыв
 амбулаторно-поликлиническомзвене
 врачей-с пециалистовсформированием
 межтерриториальных медицинских центров и
 оснащениемполиклиниксовременным
 диагностическим оборудованием;

 дальнейшееувеличениеобъемов
 профилактическойдеятельности, внедрение
 инновационных форм в работе по пропаганде и
 формированиюздоровогообразажизни,
 проведениедополнительнойцелевой
 диспансеризации трудоспособного населения с
 цельюактивногораннего выявления и
 профилактики заболеваний и факторов риска их
 развития;

 повышение качества оказания медицинской
 помощи в до- и постгоспитальном периоде на
 основе внедрения систем менеджмента качества,
 стандартизациипроцессов,реализации
 принципов доказательной медицины;

 формированиесистемыуправленияи
 информационнойподдержкиструктурной
 реорганизацииамбулаторно-поликлинической
 помощи

Сроки
 реализации
 Программы

- 2006 - 2010 годы

Перечень
 основных
 мероприятий

- нормативно-правовое обеспечение структурной
 реорганизацииамбулаторно-поликлинической
 службы;

 реорганизациясистемыоказания
 амбулаторно-поликлиническойпомощии
 внедрение новых технологий;

 развитие профилактической направленности в
 амбулаторно-поликлиническом звене;

 развитие системы профессиональной подготовки
 кадров амбулаторно-поликлинического звена;

 укреплениематериально-техническойбазы
 амбулаторно-поликлиническогозвена
 здравоохранения и общей врачебной (семейной)
 практики;

 информатизацияамбулаторно-поликлинической
 службы

Основные
 исполнители

- Министерство здравоохранения и социального
 развития Чувашской Республики;

 Министерствокультуры,поделам
 национальностей, информационной политики и
 архивного дела Чувашской Республики;

 органы местного самоуправления муниципальных
 районовигородскихокругов(по
 согласованию);

 ТерриториальныйФондобязательного
 медицинского страхования Чувашской Республики
 (по согласованию)

Объемы
 и источники
 финансирования

"общий объем ассигнований на финансирование
 сос тавляет 566532,0 тыс. рублей (в ценах 2005
 года), из них:
 изреспубликанскогобюджетаЧувашской
 Республики - 2762,0 тыс. рублей, в том числе:
 в 2006 году - 690,0 тыс. рублей;

 в 2007 году - 516,0 тыс. рублей;

 в 2008 году - 513,5 тыс. рублей;

 в 2009 году - 505,5 тыс. рублей;

 в 2010 году - 535,0 тыс. рублей;

 из местных бюджетов - 68070,0 тыс. рублей, в
 том числе:
 в 2006 году - 14030,0 тыс. рублей;

 в 2007 году - 19440,0 тыс. рублей;

 в 2008 году - 14990,0 тыс. рублей;

 в 2009 году - 13330,0 тыс. рублей;

 в 2010 году - 6280,0 тыс. рублей;

 из внебюджетных источников - 54000,0 тыс.
 рублей, в том числе:
 в 2006 году - 16060,0 тыс. рублей;

 в 2007 году - 10030,0 тыс. рублей;

 в 2008 году - 10050,0 тыс. рублей;

 в 2009 году - 9860,0 тыс. рублей;

 в 2010 году - 8000,0 тыс. рублей;

 из федерального бюджета-441700,0 тыс.
 рублей, в том числе:
 в 2006 году - 401700,0 тыс. рублей;

 в 2007 году - 40000,0 тыс. рублей".
 {позиция в редакции постановления Кабинета Министров Чувашской Республики от c:\content\ngr\RU21DMJ200600043.doc }

Ожидаемые
 конечные
 результаты
 реализации
 Программы

- врезультатепроведенныхмероприятий
 прогнозируются:
 увеличениечислапосещений
 амбулаторно-поликлинических учреждений;

 охваттрудоспособногонаселения
 диспансеризацией;

 увеличениечисла подготовленных врачей
 амбулаторно-поликлинического звена;

 снижениеуровнягоспитализациив
 круглосуточные стационары;

 снижение числа вызовов скорой медицинской
 помощи;

 снижениеуровня первичного выхода на
 инвалидность лиц трудоспособного возраста;

 снижение заболеваемости с временной утратой
 трудоспособности

Система
 организации
 контроля
 за исполнением
 Программы

- контрользареализациейПрограммы
 осуществляет Министерство здравоохранения и
 социального развития Чувашской Республики.
 ИсполнителимероприятийПрограммы
 представляют информацию о ходе их реализации
 в Министерство здравоохранения и социального
 развития Чувашской Республики ежегодно к 10
 февраля до 2011 года.
 Министерство здравоохранения и социального
 развития Чувашской Республики информирует
 Кабинет Министров Чувашской Республики о ходе
 реали зации Программы ежегодно к 1 марта до
 2011 года.

I. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программным методом


Республиканская целевая программа "Совершенствование первичной медико-санитарной помощи по основным направлениям приоритетного национального проекта в сфере здравоохранения в Чувашской Республике на 2006 - 2010 годы" (далее - Программа) разработана в целях реализации постановления Кабинета Министров Чувашской Республики от 14 апреля 2003 г. N 95 "О Стратегическом плане реструктуризации системы предоставления медицинской помощи в Чувашской Республике на 2003 - 2010 годы" (с изменениями, внесенными постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 26 октября 2004 г. N 262) в соответствии с основными направлениями приоритетного национального проекта в сфере здравоохранения, подготовленного по поручению Президента Российской Федерации В.В.Путина и утвержденного на расширенном заседании коллегии Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации 14 октября 2005 года.

От доступности и качества амбулаторно-поликлинической помощи, где начинают и завершают лечение около 80% пациентов, в значительной степени зависят эффективность деятельности всей системы здравоохранения, сохранение трудового потенциала общества, решение большинства медико-социальных проблем.

Амбулаторно-поликлиническая помощь в Чувашской Республике оказывается в 75 поликлиниках (как самостоятельных, так и в составе больничных учреждений), 78 сельских врачебных амбулаториях. Их общая мощность составляет 35530 врачебных посещений в смену. В амбулаторно-поликлиническом звене организована работа 267 общеврачебных практик; в участковой службе работают 284 врача-терапевта и 218 врачей-педиатров. Осуществляют прием 1696 врачей-специалистов по 43 профилям. 1840 врачей амбулаторно-поликлинического звена в 2005 году принимали участие в реализации программы дополнительного лекарственного обеспечения, в рамках которой за 10 месяцев текущего года больными получено лекарственных препаратов на сумму 301,3 млн. рублей.

Отдельной формой организации амбулаторной медицинской помощи сельскому населению являются фельдшерские и фельдшерско-акушерские пункты, число которых на конец 2005 года составило 735.

Обращаемость населения за амбулаторной помощью ежегодно увеличивается; в 2004 году каждый житель республики обратился в поликлинику в среднем 11 раз (в Российской Федерации - 9,0; в Приволжском федеральном округе - 9,8).

Стратегическим планом реструктуризации системы предоставления медицинской помощи в Чувашской Республике на 2003 - 2010 годы в качестве ключевого направления преобразований в амбулаторно-поликлиническом звене принята организация первичной медицинской помощи на принципах общей врачебной (семейной) практики. Сформирована нормативная база, отработаны практические аспекты работы таких организационных моделей, как индивидуальная, групповая практики, отделения и центры общей врачебной (семейной) практики.

Организация общей врачебной (семейной) практики расширила диапазон предоставляемых врачом медицинских услуг за счет оказания многопрофильной первичной медицинской помощи, в том числе отдельных услуг по хирургии, отоларингологии, офтальмологии и других. Значительное место в работе врачей общей практики занимают профилактические мероприятия: плановые профилактические осмотры декретированных контингентов, диспансерные осмотры больных хроническими заболеваниями, организация школ пациентов ("школы активного долголетия", "Здоровье для здоровых", "астма-школы", "школы диабета" и др.), целью которых является не просто заполнение вакуума знаний, а модифицирование представлений пациента о заболевании и его лечении, ведущее к изменению стиля поведения и умению управлять лечением.

В рамках республиканских целевых программ население ежегодно охватывается двухэтапным скрининговым обследованием по 4 значимым классам заболеваний: заболевания сердечно-сосудистой, эндокринной систем, органов дыхания и новообразования. Проведение оздоровительных мероприятий среди обследованных категорий привело к снижению первичного выхода на инвалидность за последние 3 года от сердечно-сосудистых заболеваний на 19,3%, от гипертонической болезни - на 14,6%, от заболеваний органов дыхания - в 2 раза; снизилось число осложнений сахарного диабета на 30%, уменьшился показатель запущенности онкологических заболеваний с 26,1 до 17,9%.

В рамках реализуемой подпрограммы "Дети-инвалиды" республиканской программы "Дети Чувашии" на 2004 - 2006 годы проводится скрининг новорожденных на врожденную патологию - фенилкетонурию и гипотиреоз, которым охвачено 98% детей. Ранняя диагностика (на 4 - 7 день жизни) и адекватное лечение обеспечивают в дальнейшем нормальное физическое и нервно-психическое развитие, предотвращая тяжелые последствия в виде кретинизма, нанизма (низкорослости) и других осложнений. Учитывая распространенность наследственной патологии обмена веществ (галактоземия) и врожденной дисфункции коры надпочечников (адреногенитальный синдром), актуальной остается проблема полного охвата скрининг-исследованием новорожденных.

Наряду с оказанием первичной медицинской помощи врач общей практики все более активно вовлекается в работу межведомственных профилактических советов - современной инновационной формы социального партнерства в области профилактики, охраны и укрепления здоровья. Деятельность указанных советов в муниципальных образованиях направлена на формирование новой общественной политики отношения населения к здоровью, популяризацию здорового образа жизни, создание благоприятной среды обитания и условий жизнедеятельности. Общие врачебные практики во многих населенных пунктах составляют основу для организации многофункциональных оздоровительных центров; под патронажем врачей общей (семейной) практики работают 5 отделений временного проживания для граждан пожилого возраста и инвалидов.

Важнейшим условием эффективности работы является адекватная система оплаты труда. В рамках действующего законодательства в республике внедрена дифференцированная оплата труда врачей общей практики с элементами экономической мотивации к достижению непосредственных и среднесрочных результатов, а также долгосрочного эффекта. Мониторинг включает в среднем 30 показателей.

Фактически сложившийся средний уровень оплаты труда врачей общей практики, переведенных на новую форму, в настоящее время превышает таковой среди врачей амбулаторно-поликлинического звена на 25%. Переменная часть составляет около 35% заработной платы, ее размер колеблется от 900 до 2500 рублей.

Результативность работы системы общеврачебной (семейной) практики оценивается по таким показателям, как снижение уровня госпитализации с участка обслуживания (на 5 - 10%), уменьшение числа вызовов скорой медицинской помощи (на 5 - 15%). Мониторинг ее социально-экономической эффективности свидетельствует о снижении за последние три года первичного выхода на инвалидность на 16,1%, числа дней временной утраты трудоспособности - на 11,7%. Экономическая эффективность одной общеврачебной (семейной) практики за счет оптимизации системы оказания медицинской помощи в среднем составляет 0,7 млн. рублей в год.

С 2004 года в амбулаторно-поликлиническом звене здравоохранения республики формируется новая организационная модель оказания амбулаторно-поликлинической помощи врачами-специалистами - межтерриториальные (окружные) медицинские центры. На основе медико-экономического районирования указанные центры организуются на базе крупных многопрофильных центральных районных или городских больниц, при этом принимаются во внимание территориальное расположение учреждения, сложившиеся потоки пациентов, наличие материальных и кадровых ресурсов. Оснащение центров современным оборудованием и сосредоточение в них квалифицированных специалистов позволяют приблизить к населению современные медицинские технологии и получить значительный экономический эффект за счет рентабельного использования дорогостоящего оборудования, интенсификации и повышения клинической эффективности диагностического и лечебного процесса.

Для поддержания профессиональных навыков врачей-специалистов запланирована организация их работы по принципу ротации (стационар - поликлиника). Предполагается, что режим ротации для специалистов различного профиля будет носить разный характер, при этом на первом этапе новые организационные принципы будут отрабатываться на отдельных категориях врачей-специалистов в пилотных учреждениях.

В соответствии с основными направлениями реструктуризации системы оказания медицинской помощи в республике активно развиваются стационарозамещающие технологии. На конец 2005 года функционирует более 170 дневных стационаров на 2448 коек; в стационарах на дому за 9 месяцев текущего года пролечено 7347 больных. Общее число пациентов, получивших лечение в условиях стационарозамещающих технологий, увеличилось за 5 лет более чем в 2 раза. Организована работа 3 центров амбулаторной хирургии, в том числе детского. Число оперативных вмешательств, выполненных в амбулаторных условиях, за последние пять лет возросло на 10,8% (с 69683 до 77237), что позволило разгрузить дорогостоящие хирургические стационары.

Одним из аспектов повседневной деятельности амбулаторно-поликлинического звена является оказание неотложной медицинской помощи при остро возникших и обострениях хронических заболеваний. Организация работы отделений (кабинетов) неотложной медицинской помощи в поликлиниках, передача функций по оказанию неотложной помощи врачам общей практики позволили перераспределить кадровый и технический потенциал службы скорой медицинской помощи для повышения оперативности и качества ее работы.

Управление отраслью в условиях интенсивных процессов преобразований предусматривает активное использование современных информационных технологий. Внедрение интегрированных информационных систем в здравоохранении республики обеспечила организацию единого информационного пространства для всех провайдеров медицинских услуг первичной медико-санитарной помощи. Используемые технологии создания распределенных баз данных обеспечивают доступность разноуровневой медицинской информации и позволяют решать управленческие, медико-социальные, клинические, образовательные, научные и иные задачи.

В информационно-аналитической системе здравоохранения республики актуализировано 30 компьютерных программ. Автоматизация рабочих мест, учетно-отчетных процессов позволяет объективизировать результативность деятельности амбулаторно-поликлинического звена на основе использования мониторинговых систем, анализирующих комплекс медико-экономических статистических показателей.

Телекоммуникационные технологии, включая телемедицинскую сеть, обеспечивают интенсификацию диагностического и лечебного процесса, непрерывный процесс обучения медицинских кадров.

Стратегическими направлениями кадровой политики в амбулаторно-поликлинической службе являются профессиональная переподготовка участковых терапевтов во врачей общей (семейной) практики, дополнительное профессиональное образование (повышение квалификации) врачей педиатрической и акушерско-гинекологической участковой сети, врачей-специалистов. На базе государственного образовательного учреждения "Институт усовершенствования врачей" за последние 5 лет подготовлено 175 врачей общей (семейной) практики, свыше 850 специалистов участковой сети; ежегодно проводится более 40 циклов усовершенствования врачей-специалистов.

II. Основные цели, задачи, сроки реализации Программы


Основными целями Программы являются увеличение продолжительности и повышение качества жизни населения республики на основе совершенствования амбулаторно-поликлинической помощи в соответствии с основными направлениями приоритетного национального проекта в сфере здравоохранения: развитие первичной медико-санитарной помощи с подготовкой и переподготовкой кадров, реорганизацией системы оплаты труда; оснащение амбулаторно-поликлинических учреждений диагностическим оборудованием в соответствии с растущим спросом населения на оказание медицинской помощи; расширение профилактической работы с проведением дополнительной диспансеризации работающего населения.

Для достижения цели необходимо решение следующих задач:

дальнейшее развитие кадрового и материально-ресурсного потенциала первичного звена амбулаторно-поликлинической помощи, введение адекватных механизмов мотивации его деятельности по сохранению и укреплению здоровья населения;

реорганизация работы в амбулаторно-поликлиническом звене врачей-специалистов с формированием межтерриториальных медицинских центров и оснащением поликлиник современным диагностическим оборудованием;

дальнейшее увеличение объемов профилактической деятельности, внедрение инновационных форм в работу по пропаганде и формированию здорового образа жизни, проведение дополнительной целевой диспансеризации трудоспособного населения с целью активного раннего выявления и профилактики заболеваний и факторов риска их развития;

повышение качества оказания медицинской помощи в до- и постгоспитальном периоде на основе внедрения систем менеджмента качества, стандартизации процессов, реализации принципов доказательной медицины;

формирование системы управления и информационной поддержки структурной реорганизации амбулаторно-поликлинической помощи.

Реализация мероприятий, предусмотренных Программой, будет осуществляться в 2006 - 2010 годах.

III. Система программных мероприятий


Программа включает мероприятия по следующим приоритетным направлениям:

нормативно-правовое обеспечение структурной реорганизации амбулаторно-поликлинической службы;

реорганизация системы оказания амбулаторно-поликлинической помощи и внедрение новых технологий;

развитие профилактической направленности в амбулаторно-поликлиническом звене;

развитие системы профессиональной подготовки кадров амбулаторно-поликлинического звена;

укрепление материально-технической базы амбулаторно-поликлинического звена здравоохранения и общей врачебной (семейной) практики;

информатизация амбулаторно-поликлинической службы.

1. Нормативно-правовое обеспечение структурной реорганизации амбулаторно-поликлинической службы.

Предусматриваются:

разработка и совершенствование региональных нормативных правовых документов, регламентирующих работу первичного звена здравоохранения;

разработка нормативных правовых документов по взаимодействию системы общей (семейной) врачебной практики, службы скорой и неотложной помощи с консультативно-диагностическими поликлиниками, лечебно-профилактическими учреждениями общего и специализированного профиля;

поэтапное внедрение системы дифференцированной оплаты труда (финансирование за результативность) врачей амбулаторно-поликлинического звена с учетом количественных и качественных показателей;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»