Недействующий

КАБИНЕТ МИНИСТРОВ ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 15 сентября 2010 года N 298

О республиканской целевой программе "Развитие туризма в Чувашской Республике на 2011-2018 годы"

{Наименование в редакции постановления Кабинета Министров Чувашской Республики от 29 декабря 2012 г. N 611}

Признано утратившим силу постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 22 января 2014 г. N 15

{ИЗМЕНЕНИЯ ДОПОЛНЕНИЯ:
постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 3 февраля 2011 г. N 25
постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 30 декабря 2011 г. N 660
постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 29 декабря 2012 г. N 611
постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 28 марта 2013 г. N 126
постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 31 декабря 2013 г. N 573}

В целях реализации государственной политики, направленной на дальнейшее формирование на территории Чувашской Республики современной конкурентоспособной туристской отрасли, Кабинет Министров Чувашской Республики постановляет:

1. Утвердить прилагаемую республиканскую целевую программу "Развитие туризма в Чувашской Республике на 2011-2018 годы" (далее - Программа).

{Пункт 1 в редакции постановления Кабинета Министров Чувашской Республики от 29 декабря 2012 г. N 611}

2. Утвердить Министерство по физической культуре, спорту и туризму Чувашской Республики государственным заказчиком Программы.

3. Установить, что:

при формировании проектов республиканского бюджета Чувашской Республики на очередной финансовый год и плановый период Программа включается в перечень республиканских целевых программ, подлежащих финансированию за счет средств республиканского бюджета Чувашской Республики;

объем финансирования мероприятий Программы подлежит ежегодному уточнению исходя из возможностей республиканского бюджета Чувашской Республики.

4. Рекомендовать органам местного самоуправления, организациям всех форм собственности принять участие в реализации мероприятий Программы.

5. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на Министерство по физической культуре, спорту и туризму Чувашской Республики.

     Председатель Кабинета Министров
     Чувашской Республики - Н.Суслонова

Утверждена
постановлением Кабинета Министров
Чувашской Республики
от 15.09.2010 N 298

Республиканская целевая программа "Развитие туризма в Чувашской Республике на 2011-2018 годы"


{Наименование в редакции постановления Кабинета Министров Чувашской Республики от 29 декабря 2012 г. N 611}

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ


{В редакции постановлений Кабинета Министров Чувашской Республики от 3 февраля 2011 г. N 25, от 30 декабря 2011 г. N 660, от 29 декабря 2012 г. N 611, от 31 декабря 2013 г. N 573}

Наименование Программы

-

республиканская целевая программа "Развитие  туризма в Чувашской Республике на 2011 - 2016 годы"

Основания для принятия решения о разработке Программы

-

Федеральный закон "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" ;

 распоряжение Правительства Российской Федерации от 19 июля 2010 г. N 1230-р;

 Закон Чувашской Республики "О туризме"

Государственный заказчик

-

Министерство по физической культуре, спорту и туризму Чувашской Республики (далее - Минспорт Чувашии)

Основной разработчик Программы

-

Минспорт Чувашии

Цели и задачи Программы

-

основными целями Программы являются:
 формирование на территории Чувашской Республики современной конкурентоспособной туристской отрасли;

 создание условий для удовлетворения потребностей российских и иностранных граждан в туристско-рекреационных услугах, повышение качества жизни населения ;

 увеличение доходной части республиканского бюджета Чувашской Республики и местных бюджетов за счет развития туристской отрасли в Чу вашской Республике, притока инвестиций в турист скую отрасль;

 создание новых рабочих мест;

 повышение уровня доходов населения;

 сохранение и рациональное использование культурно-исторического и природного наследия Чувашской Республики.
 В процессе достижения поставленных целей предстоит обеспечить решение следующих задач:

создание условий для эффективного развития туристской отрасли;

 развитие и совершенствование инфраструктуры туризма, в том числе сопутствующей;

 формирование туристского продукта, обеспечивающего позитивный имидж Чувашской Республики на туристском рынке;

 продвижение туристских ресурсов Чувашской Республики на российский и международный туристские рынки;

 повышение качества туристских и сопутствующих услуг в соответствии с принятыми стандартами;

 развитие взаимовыгодных межрегиональных и международных туристских связей;

 создание условий для возрождения, развития и освоения новых туристских ресурсов Чувашской Республики;

 развитие приоритетных направлений туристской отрасли Чувашской Республики, в том числе сельского туризма

Важнейшие целевые индикаторы и показатели Программы

-

увеличение к 2019 году:
 численности населения Чувашской Республики, занятого в сфере туризма, до 4600 человек;

 количества лиц, размещенных в коллективных средствах размещения в Чувашской Республике, до 350 тыс. человек;

 объема платных услуг, оказанных коллективными средствами размещения в Чувашской Республике, до 1350 млн. рублей;

 объема туристских услуг, оказанных туристскими организациями в Чувашской Республике, до 620 млн. рублей;

 количества туристов, обслуженных туристскими организациями в Чувашской Республике, до 170 тыс. человек

Срок реализации Программы

-

2011-2018 годы

Объемы и источники финансирования Программы

-

предполагаемый общий объем финансирования за 2011-2018 годы составляет 7216 ,469 млн. рублей (в ценах 2010 года), в том числе:
 в 2011 году - 8,28 млн. рублей;

 в 2012 году - 56,072 млн. рублей;

 в 2013 году - 250,561 млн. рублей;

 в 2014 году - 2709,738 млн. рублей;

 в 2015 году - 2449,603 млн. рублей;

 в 2016 году - 1548,586 млн. рублей;

 в 2017 году - 187,879 млн. рублей;

 в 2018 году - 5,75 млн. рублей;

из них средства:
 федерального бюджета - 1762,192 млн. рублей, в том числе:
 в 2011 году - 0 млн. рублей;

 в 2012 году - 0 млн. рублей;

 в 2013 году - 59,6 млн. рублей;

 в 2014 году - 422,647 млн. рублей;

 в 2015 году - 260,5 млн. рублей;

 в 2016 году - 974,33 млн. рублей;

 в 2017 году - 45,115 млн. рублей;

 в 2018 году - 0 млн. рублей;

республиканского бюджета Чувашской Республики - 302,377 млн. рублей, в том числе:
 в 2011 году - 0,95 млн. рублей;

 в 2012 году - 1,682 млн. рублей;

 в 2013 году - 5,961 млн. рублей;

 в 2014 году - 71,241 млн. рублей;

 в 2015 году - 44,253 млн. рублей;

 в 2016 году - 163,966 млн. рублей;

 в 2017 году - 11,124 млн. рублей;

 в 2018 году - 3,2 млн. рублей;

местных бюджетов - 1,00 млн. рублей, в том числе:
 в 2011 году - 0 млн. рублей;

 в 2012 году - 0 млн. рублей;

 в 2013 году - 0 млн. рублей;

 в 2014 году - 0,15 млн. рублей;

 в 2015 году - 0,17 млн. рублей;

 в 2016 году - 0,16 млн. рублей;

 в 2017 году - 0,26 млн. рублей;

 в 2018 году - 0,26 млн. рублей;

внебюджетных источников - 5150,90 млн. рублей, в том числе:
 в 2011 году - 7,33 млн. рублей;

 в 2012 году - 54,39 млн. рублей;

 в 2013 году - 185,00 млн. рублей;

 в 2014 году - 2215,7 млн. рублей;

 в 2015 году - 2144,68 млн. рублей;

 в 2016 году - 410,13 млн. рублей
 в 2017 году - 131,38 млн. рублей;

 в 2018 году - 2,29 млн. рублей

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы и показатели социальной и бюджетной эффективности

-

в результате реализации Программы к 2019 году на территории Чувашской Республики будет сформирована современная конкурентоспособная туристская отрасль.
 Социальная эффективность Программы будет выражена в создании предпосылок и условий для удовлетворения потребностей населения в активном и полноценном отдыхе, укреплении здоровья, приобщении к культурным ценностям, расширении кругозора, создании 1400 новых рабочих мест, повышении уровня как туристской, так и общественной инфраструктуры в целом, информационном продвижении и формировании положительного имиджа Чувашской Республики, создании позитивной общественной среды, позволяющей туристу чувствовать себя комфортно.
 Бюджетная эффективность Программы будет выражена в увеличении доли налоговых поступлений от деятельности организаций в сфере туризма в общем объеме налоговых платежей в бюджетную систему Российской Федерации

Система организации контроля за выполнением Программы

-

контроль за ходом выполнения Программы осуществляет Минспорт Чувашии.
 Исполнители мероприятий Программы ежегодно к 1 февраля до 2017 года представляют информацию о ходе реализации мероприятий Программы в Минспорт Чувашии.
 Минспорт Чувашии начиная с 2012 года ежегодно к 1 марта до 2017 года представляет в Министерство экономического развития, промышленности и торговли Чувашской Республики и Министерство финансов Чувашской Республики доклад о ходе работ по Программе и эффективности использования финансовых средств.
 По окончании срока реализации Программы Минспорт Чувашии до 20 февраля 2017 г. представляет в Министерство экономического развития, промышленности и торговли Чувашской Республики и Министерство финансов Чувашской Республики на согласование доклад о реализации Программы и эффективности использования финансовых средств за весь период ее реализации.
 После согласования с Министерством экономического развития, промышленности и торговли Чувашской Республики и Министерством финансов Чувашской Республики Минспорт Чувашии до
 1 марта 2017 г. представляет в Кабинет Министров Чувашской Республики доклад о реализации Программы и эффективности использования финансовых средств за весь период ее реализации.

Введение

Республиканская целевая программа "Развитие туризма в Чувашской Республике на 2011-2016 годы" (далее - Программа) разработана в целях реализации государственной политики в области развития туризма в Чувашской Республике в соответствии с Федеральным законом "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации", распоряжением Правительства Российской Федерации от 19 июля 2010 г. N 1230-р, Законом Чувашской Республики "О туризме".

Программа содержит наиболее актуальные направления развития туризма и мероприятия по их реализации в целях создания правовой, организационно-управленческой и экономической среды, благоприятной для дальнейшего развития туристской индустрии в Чувашской Республике.

Данная Программа является логическим продолжением республиканской целевой программы "Развитие туризма в Чувашской Республике на 2005-2010 годы", утвержденной Указом Президента Чувашской Республики от 16 декабря 2004 г. N 137, а также ориентиром для разработки и реализации соответствующих муниципальных программ органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Чувашской Республики.

I. Характеристика проблемы, на решение которой направлена Программа


Сфера туризма на современном этапе развития мирового хозяйства является одной из наиболее динамично развивающихся сфер в международной торговле услугами. Доходы от туризма в валовом внутреннем продукте нашей страны в 2008 году составили 1,2 процента, а с учетом мультипликативного эффекта - 6,9 процента. Число рабочих мест в туризме составило 1 процент от общей занятости, с учетом смежных отраслей - 5,7 процента, инвестиции в основной капитал в туристскую индустрию России составляют 12,1 процента от общего объема инвестиций при годовом росте в 8,2 процента.

Одним из главных приоритетов долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации и Чувашской Республики является повышение качества жизни населения. В Стратегии развития туризма в Российской Федерации на период до 2015 года отмечается, что туризм - это одна из важнейших сфер деятельности современной экономики, нацеленная на удовлетворение потребностей людей и повышение качества жизни населения.

В настоящее время восстановление работоспособности, поддержание и укрепление здоровья людей являются одной из важнейших задач государства. В Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации 2009 года отмечено, что необходимо с особым вниманием относиться к созданию мотиваций и условий для здорового образа жизни. В связи с этим развитие внутреннего туристско-рекреационного потенциала становится одним из реальных инструментов оздоровления нации.

Кроме того, туризм играет важную роль в решении социальных проблем, стимулируя создание дополнительных рабочих мест, обеспечивая занятость и повышение качества жизни населения, что особенно важно во время экономической нестабильности. Туристская индустрия оказывает стимулирующее воздействие на развитие сопутствующих туризму сфер экономической деятельности, таких как транспорт, связь, торговля, производство сувенирной продукции, сфера услуг, общественное питание, сельское хозяйство, строительство и др., выступает катализатором социально-экономического развития регионов. Удовлетворяя потребности въездных туристов, туристская индустрия является источником поступления финансовых средств.

С учетом последствий кризисных явлений в экономике некоторые туристические агентства в Чувашской Республике вынуждены были прекратить либо приостановить свою деятельность на зимний сезон. Сегодня на рынке туризма оказанием услуг занимаются 63 туристские организации.

По состоянию на 1 февраля 2010 г. средняя численность работников турфирм уменьшилась на 10 процентов по сравнению с данными на 1 февраля 2009 года. Из-за оптимизации деятельности аналогичная ситуация по занятости сложилась в гостиничном бизнесе и санаторно-курортной отрасли республики.

В 2009 году турфирмы в Чувашии обслужили свыше 127 тыс. человек против 130 тыс. в 2008 году, из них за пределы республики выехали свыше 22 тыс. человек, более 40 тыс. человек отдохнули в Чувашии. В течение 2009 года численность обслуженных граждан уменьшилась на 1 процент, объемы оказанных услуг - на 13 процентов.

Из диаграммы видно, что годовой показатель объема оказанных в 2009 году туристских услуг в 4,7 раза превышает годовой показатель 2004 года. Более 90 процентов всего объема оказанных туристских услуг приходится на организации, расположенные в г. Чебоксары.

Объем оказанных туристских услуг за 2004-2009 годы, млн. рублей



Традиционно для отдыха и путешествия население Чувашской Республики выбирает такие страны, как Турция, Египет, Испания, Объединенные Арабские Эмираты, Таиланд, страны СНГ, Юго-Восточной Азии.

В туры по России было отправлено более 48 тыс. человек, из них наибольшим спросом пользовались туры по Чувашской Республике, Краснодарскому краю, Москве, Республике Марий Эл, Республике Татарстан, Санкт-Петербургу.

Увеличение затрат населения на отдых и путешествия за пределами республики, которое приводит к оттоку средств, говорит о необходимости совершенствования условий для организации полноценного отдыха населения и гостей Чувашии.

На территории Чувашской Республики туристскими организациями в 2009 году принято и обслужено более 72 тыс. человек. Основная часть принятых в последние годы туристов - это круизные экскурсанты, число которых ежегодно растет прежде всего за счет увеличения количества заходов туристских теплоходов в речной порт г. Чебоксары. По данным Чебоксарского речного порта, в навигацию 2009 года в речной порт г. Чебоксары зашли 370 туристских теплоходов с общим количеством экскурсантов 64 тысячи, в том числе 670 иностранцев (в 2008 году – 314 теплоходов, в 2007 году – 312, в 2006 году – 268 теплоходов). Это является показателем востребованности круизных путешествий и активной работы туристских организаций и администраций Козловского и Мариинско-Посадского районов, на территории которых организуются "зеленые стоянки".

К основным потокам туристов, прибывающих в Чувашскую Республику, относятся круизные туристы, бизнес-туристы, отпускники, в основном останавливающиеся в сельской местности, туристы, приехавшие на лечение и оздоровление в республиканские здравницы, спортивные делегации, транзитные автотуристы, участники культурно-массовых мероприятий.

На сегодняшний день на долю туризма как сектора экономики Чувашской Республики в валовом региональном продукте приходится около 0,2 процента.

Для определения направления усилий по развитию внутреннего и въездного туризма необходимо рассмотреть рекреационные возможности Чувашской Республики и выявить проблемы, препятствующие развитию туризма. Следует отметить, что уникальные природные ресурсы и культурное наследие, которыми обладает республика, не могут рассматриваться в качестве единственного и достаточного условия для обеспечения успешного развития туризма, так как представляют собой лишь один из элементов туристского предложения.

Преимущества и недостатки формирования туристско-рекреационного потенциала Чувашской Республики указаны в табл. 1.

Таблица 1

Анализ формирования туристско-рекреационного потенциала Чувашской Республики


N
 пп

Показатель

Характеристика

1

2

3

1.

Сильные стороны
 (преимущества)

выгодное географическое положение. Хорошая транспортная доступность. Наличие р. Волга как одного из известных российских брендов;

 наличие средств размещения (гостиницы, базы отдыха, детские лагеря, санатории), спортивных и медицинских объектов;

 высокий культурно-исторический потенциал (4 малых исторических города, национальный колорит, объекты уникального исторического наследия);

 наличие религиозных объектов (иконы, святые источники, храмы);

 проведение мероприятий, привлекающих разнообразных посетителей (форумы, спортивные мероприятия, фестивали, национальный праздник Акатуй);

 национальная кухня;

 развитие народных художественных промыслов и ремесел

2.

Слабые стороны (недостатки)

несовершенство нормативной правовой базы, регулирующей отдельные аспекты туристской деятельности;

 недостаточность информации о Чувашской Республике как туристской территории;

 пассивное продвижение и отсутствие разнообразия туристского продукта на российском и мировом туристских рынках;

 недостаточность средств размещения туристов;

 значительный м оральный и физический износ существующей инфраструктуры туризма;

 недостаточность туристского транспорта (авиаперевозок и теплоходных рейсов);

 низкая конкурентоспособность республиканского туристского продукта (соотношение цены и качества);

 краткосрочное пребывание экскурсантов в республике;

 неравномерное распределение туристского потока по сезонам;

 недостаточное использование возможностей туризма выходного дня, фестивального, ярмарочного, выставочного потенциала в туристских целях;

 отсутствие специальной туристской информации на улицах, сервисных объектах и объектах показа;

 недостаточное представление республиканского туристского продукта в сети Интернет;

 низкий уровень квалификации кадров, подготовки обслуживающего персонала;

 недостаточность статистических данных о состоянии и развитии туризма в Чувашской Республике

3.

Возможности

богатейшее культурно-историческое и природное наследие республики, представляющее особый интерес для искушенных иностранных и российских туристов, в сочетании с фактором неизведанности;

 толерантность культур и этноса;

 развитие новых конкурентоспособных туристских предложений (сельских, спортивных, медицинских, этнографических);

 рост числа принимающих туроператоров для быстрого освоения рынка туристских услуг в Чувашской Республике

4.

Угрозы (трудности)

недостаточность полномочий в регионе для воздействия на развитие отрасли и сложность осуществления контроля за деятельностью отрасли;

 недостаточное финансирование развития отрасли;

 низкие темпы развития государственно-частного партнерства в туристском бизнесе;

 разрыв между имеющимся туристским потенциалом и его фактическим использованием;

 низкие темпы развития туристской инфраструктуры;

 недостаточное взаимодействие отраслей, формирующих туристский продукт;

 недостаточный обмен информацией между участниками туристского рынка республики.

В соответствии с Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления имеют право осуществлять полномочия по развитию туризма, а также использовать для этого соответствующие материальные и финансовые средства.

В настоящее время в Чувашской Республике разработаны и приняты муниципальные программы развития туризма в гг. Чебоксары, Алатыре, а также в Чебоксарском, Янтиковском, Шумерлинском, Ядринском, Мариинско-Посадском, Алатырском, Ибресинском, Козловском, Порецком, Батыревском, Красночетайском, Яльчикском районах.

Немаловажной является и работа по информационному продвижению туристского потенциала Чувашии через республиканские, российские и международные средства массовой информации, проведению рекламных туров, а также участию в выставках, конференциях и семинарах.

Создание республиканской системы туристского маркетинга, которая позволит обеспечить полноценное информационное сопровождение и продвижение услуг, конкурировать с другими регионами, является одним из условий успешного продвижения туристского продукта. Так, при поддержке Минспорта Чувашии в 2008 году создан первый чувашский информационно-туристический портал "Сердце Волги" - www.volgatourism.com.

Множество крупных международных и межрегиональных мероприятий, проводимых в Чувашии, способствуют развитию делового, культурно-познавательного и событийного туризма в республике.

Чувашская Республика включена в ряд международных проектов в области здравоохранения и социального развития. Взаимодействие туристских организаций с учреждениями здравоохранения может способствовать возрождению в Чувашии так называемого медицинского (лечебного) туризма.

В большинстве развитых стран существует понятие социального туризма, который требует к себе особого внимания. Как показывает мировой опыт, это возможно только при условии применения определенных государством механизмов, чтобы те, кто организует отдых, в том числе работодатели, могли их использовать и предложить возможность отдохнуть людям с низким уровнем достатка, в том числе многодетным семьям и пенсионерам. Необходимо создавать условия для отдыха и оздоровления воспитанников детских домов и школ-интернатов, студенческой и учащейся молодежи.

Для молодых людей в республике регулярно проводятся соревнования по туристским спортивным многоборьям, а именно: пешеходному, водному, горному туристскому многоборью, а также по спортивному ориентированию. Имеются все необходимые природные ресурсы для проведения вышеназванных мероприятий, кроме условий для проведения экстремальных туристско-спортивных соревнований.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»