КАБИНЕТ МИНИСТРОВ ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 15 сентября 2010 года N 298
О республиканской целевой программе "Развитие туризма в Чувашской Республике на 2011-2018 годы"
{Наименование в редакции постановления Кабинета Министров Чувашской Республики от 29 декабря 2012 г. N 611}
Признано утратившим силу постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 22 января 2014 г. N 15
{ИЗМЕНЕНИЯ ДОПОЛНЕНИЯ:
постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 3 февраля 2011 г. N 25
постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 30 декабря 2011 г. N 660
постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 29 декабря 2012 г. N 611
постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 28 марта 2013 г. N 126
постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 31 декабря 2013 г. N 573}
В целях реализации государственной политики, направленной на дальнейшее формирование на территории Чувашской Республики современной конкурентоспособной туристской отрасли, Кабинет Министров Чувашской Республики постановляет:
1. Утвердить прилагаемую республиканскую целевую программу "Развитие туризма в Чувашской Республике на 2011-2018 годы" (далее - Программа).
{Пункт 1 в редакции постановления Кабинета Министров Чувашской Республики от 29 декабря 2012 г. N 611}
2. Утвердить Министерство по физической культуре, спорту и туризму Чувашской Республики государственным заказчиком Программы.
3. Установить, что:
при формировании проектов республиканского бюджета Чувашской Республики на очередной финансовый год и плановый период Программа включается в перечень республиканских целевых программ, подлежащих финансированию за счет средств республиканского бюджета Чувашской Республики;
объем финансирования мероприятий Программы подлежит ежегодному уточнению исходя из возможностей республиканского бюджета Чувашской Республики.
4. Рекомендовать органам местного самоуправления, организациям всех форм собственности принять участие в реализации мероприятий Программы.
5. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на Министерство по физической культуре, спорту и туризму Чувашской Республики.
Председатель Кабинета Министров
Чувашской Республики - Н.Суслонова
Республиканская целевая программа "Развитие туризма в Чувашской Республике на 2011-2018 годы"
{Наименование в редакции постановления Кабинета Министров Чувашской Республики от 29 декабря 2012 г. N 611}
{В редакции постановлений Кабинета Министров Чувашской Республики от 3 февраля 2011 г. N 25, от 30 декабря 2011 г. N 660, от 29 декабря 2012 г. N 611, от 31 декабря 2013 г. N 573}
Наименование Программы | - | республиканская целевая программа "Развитие туризма в Чувашской Республике на 2011 - 2016 годы" |
Основания для принятия решения о разработке Программы | - | Федеральный закон "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" ; |
Государственный заказчик | - | Министерство по физической культуре, спорту и туризму Чувашской Республики (далее - Минспорт Чувашии) |
Основной разработчик Программы | - | Минспорт Чувашии |
Цели и задачи Программы | - | основными целями Программы являются: |
создание условий для эффективного развития туристской отрасли; | ||
Важнейшие целевые индикаторы и показатели Программы | - | увеличение к 2019 году: |
Срок реализации Программы | - | 2011-2018 годы |
Объемы и источники финансирования Программы | - | предполагаемый общий объем финансирования за 2011-2018 годы составляет 7216 ,469 млн. рублей (в ценах 2010 года), в том числе: |
из них средства: | ||
республиканского бюджета Чувашской Республики - 302,377 млн. рублей, в том числе: | ||
местных бюджетов - 1,00 млн. рублей, в том числе: | ||
внебюджетных источников - 5150,90 млн. рублей, в том числе: | ||
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы и показатели социальной и бюджетной эффективности | - | в результате реализации Программы к 2019 году на территории Чувашской Республики будет сформирована современная конкурентоспособная туристская отрасль. |
Система организации контроля за выполнением Программы | - | контроль за ходом выполнения Программы осуществляет Минспорт Чувашии. |
Введение
Республиканская целевая программа "Развитие туризма в Чувашской Республике на 2011-2016 годы" (далее - Программа) разработана в целях реализации государственной политики в области развития туризма в Чувашской Республике в соответствии с Федеральным законом "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации", распоряжением Правительства Российской Федерации от 19 июля 2010 г. N 1230-р, Законом Чувашской Республики "О туризме".
Программа содержит наиболее актуальные направления развития туризма и мероприятия по их реализации в целях создания правовой, организационно-управленческой и экономической среды, благоприятной для дальнейшего развития туристской индустрии в Чувашской Республике.
Данная Программа является логическим продолжением республиканской целевой программы "Развитие туризма в Чувашской Республике на 2005-2010 годы", утвержденной Указом Президента Чувашской Республики от 16 декабря 2004 г. N 137, а также ориентиром для разработки и реализации соответствующих муниципальных программ органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Чувашской Республики.
Сфера туризма на современном этапе развития мирового хозяйства является одной из наиболее динамично развивающихся сфер в международной торговле услугами. Доходы от туризма в валовом внутреннем продукте нашей страны в 2008 году составили 1,2 процента, а с учетом мультипликативного эффекта - 6,9 процента. Число рабочих мест в туризме составило 1 процент от общей занятости, с учетом смежных отраслей - 5,7 процента, инвестиции в основной капитал в туристскую индустрию России составляют 12,1 процента от общего объема инвестиций при годовом росте в 8,2 процента.
Одним из главных приоритетов долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации и Чувашской Республики является повышение качества жизни населения. В Стратегии развития туризма в Российской Федерации на период до 2015 года отмечается, что туризм - это одна из важнейших сфер деятельности современной экономики, нацеленная на удовлетворение потребностей людей и повышение качества жизни населения.
В настоящее время восстановление работоспособности, поддержание и укрепление здоровья людей являются одной из важнейших задач государства. В Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации 2009 года отмечено, что необходимо с особым вниманием относиться к созданию мотиваций и условий для здорового образа жизни. В связи с этим развитие внутреннего туристско-рекреационного потенциала становится одним из реальных инструментов оздоровления нации.
Кроме того, туризм играет важную роль в решении социальных проблем, стимулируя создание дополнительных рабочих мест, обеспечивая занятость и повышение качества жизни населения, что особенно важно во время экономической нестабильности. Туристская индустрия оказывает стимулирующее воздействие на развитие сопутствующих туризму сфер экономической деятельности, таких как транспорт, связь, торговля, производство сувенирной продукции, сфера услуг, общественное питание, сельское хозяйство, строительство и др., выступает катализатором социально-экономического развития регионов. Удовлетворяя потребности въездных туристов, туристская индустрия является источником поступления финансовых средств.
С учетом последствий кризисных явлений в экономике некоторые туристические агентства в Чувашской Республике вынуждены были прекратить либо приостановить свою деятельность на зимний сезон. Сегодня на рынке туризма оказанием услуг занимаются 63 туристские организации.
По состоянию на 1 февраля 2010 г. средняя численность работников турфирм уменьшилась на 10 процентов по сравнению с данными на 1 февраля 2009 года. Из-за оптимизации деятельности аналогичная ситуация по занятости сложилась в гостиничном бизнесе и санаторно-курортной отрасли республики.
В 2009 году турфирмы в Чувашии обслужили свыше 127 тыс. человек против 130 тыс. в 2008 году, из них за пределы республики выехали свыше 22 тыс. человек, более 40 тыс. человек отдохнули в Чувашии. В течение 2009 года численность обслуженных граждан уменьшилась на 1 процент, объемы оказанных услуг - на 13 процентов.
Из диаграммы видно, что годовой показатель объема оказанных в 2009 году туристских услуг в 4,7 раза превышает годовой показатель 2004 года. Более 90 процентов всего объема оказанных туристских услуг приходится на организации, расположенные в г. Чебоксары.
Традиционно для отдыха и путешествия население Чувашской Республики выбирает такие страны, как Турция, Египет, Испания, Объединенные Арабские Эмираты, Таиланд, страны СНГ, Юго-Восточной Азии.
В туры по России было отправлено более 48 тыс. человек, из них наибольшим спросом пользовались туры по Чувашской Республике, Краснодарскому краю, Москве, Республике Марий Эл, Республике Татарстан, Санкт-Петербургу.
Увеличение затрат населения на отдых и путешествия за пределами республики, которое приводит к оттоку средств, говорит о необходимости совершенствования условий для организации полноценного отдыха населения и гостей Чувашии.
На территории Чувашской Республики туристскими организациями в 2009 году принято и обслужено более 72 тыс. человек. Основная часть принятых в последние годы туристов - это круизные экскурсанты, число которых ежегодно растет прежде всего за счет увеличения количества заходов туристских теплоходов в речной порт г. Чебоксары. По данным Чебоксарского речного порта, в навигацию 2009 года в речной порт г. Чебоксары зашли 370 туристских теплоходов с общим количеством экскурсантов 64 тысячи, в том числе 670 иностранцев (в 2008 году – 314 теплоходов, в 2007 году – 312, в 2006 году – 268 теплоходов). Это является показателем востребованности круизных путешествий и активной работы туристских организаций и администраций Козловского и Мариинско-Посадского районов, на территории которых организуются "зеленые стоянки".
К основным потокам туристов, прибывающих в Чувашскую Республику, относятся круизные туристы, бизнес-туристы, отпускники, в основном останавливающиеся в сельской местности, туристы, приехавшие на лечение и оздоровление в республиканские здравницы, спортивные делегации, транзитные автотуристы, участники культурно-массовых мероприятий.
На сегодняшний день на долю туризма как сектора экономики Чувашской Республики в валовом региональном продукте приходится около 0,2 процента.
Для определения направления усилий по развитию внутреннего и въездного туризма необходимо рассмотреть рекреационные возможности Чувашской Республики и выявить проблемы, препятствующие развитию туризма. Следует отметить, что уникальные природные ресурсы и культурное наследие, которыми обладает республика, не могут рассматриваться в качестве единственного и достаточного условия для обеспечения успешного развития туризма, так как представляют собой лишь один из элементов туристского предложения.
Преимущества и недостатки формирования туристско-рекреационного потенциала Чувашской Республики указаны в табл. 1.
Анализ формирования туристско-рекреационного потенциала Чувашской Республики
N | Показатель | Характеристика |
1 | 2 | 3 |
1. | Сильные стороны | выгодное географическое положение. Хорошая транспортная доступность. Наличие р. Волга как одного из известных российских брендов; |
2. | Слабые стороны (недостатки) | несовершенство нормативной правовой базы, регулирующей отдельные аспекты туристской деятельности; |
3. | Возможности | богатейшее культурно-историческое и природное наследие республики, представляющее особый интерес для искушенных иностранных и российских туристов, в сочетании с фактором неизведанности; |
4. | Угрозы (трудности) | недостаточность полномочий в регионе для воздействия на развитие отрасли и сложность осуществления контроля за деятельностью отрасли; |
В соответствии с Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления имеют право осуществлять полномочия по развитию туризма, а также использовать для этого соответствующие материальные и финансовые средства.
В настоящее время в Чувашской Республике разработаны и приняты муниципальные программы развития туризма в гг. Чебоксары, Алатыре, а также в Чебоксарском, Янтиковском, Шумерлинском, Ядринском, Мариинско-Посадском, Алатырском, Ибресинском, Козловском, Порецком, Батыревском, Красночетайском, Яльчикском районах.
Немаловажной является и работа по информационному продвижению туристского потенциала Чувашии через республиканские, российские и международные средства массовой информации, проведению рекламных туров, а также участию в выставках, конференциях и семинарах.
Создание республиканской системы туристского маркетинга, которая позволит обеспечить полноценное информационное сопровождение и продвижение услуг, конкурировать с другими регионами, является одним из условий успешного продвижения туристского продукта. Так, при поддержке Минспорта Чувашии в 2008 году создан первый чувашский информационно-туристический портал "Сердце Волги" - www.volgatourism.com.
Множество крупных международных и межрегиональных мероприятий, проводимых в Чувашии, способствуют развитию делового, культурно-познавательного и событийного туризма в республике.
Чувашская Республика включена в ряд международных проектов в области здравоохранения и социального развития. Взаимодействие туристских организаций с учреждениями здравоохранения может способствовать возрождению в Чувашии так называемого медицинского (лечебного) туризма.
В большинстве развитых стран существует понятие социального туризма, который требует к себе особого внимания. Как показывает мировой опыт, это возможно только при условии применения определенных государством механизмов, чтобы те, кто организует отдых, в том числе работодатели, могли их использовать и предложить возможность отдохнуть людям с низким уровнем достатка, в том числе многодетным семьям и пенсионерам. Необходимо создавать условия для отдыха и оздоровления воспитанников детских домов и школ-интернатов, студенческой и учащейся молодежи.
Для молодых людей в республике регулярно проводятся соревнования по туристским спортивным многоборьям, а именно: пешеходному, водному, горному туристскому многоборью, а также по спортивному ориентированию. Имеются все необходимые природные ресурсы для проведения вышеназванных мероприятий, кроме условий для проведения экстремальных туристско-спортивных соревнований.