Недействующий

КАБИНЕТ МИНИСТРОВ ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 09 февраля 2011 года N 28

О Республиканской комплексной программе государственной поддержки строительства жилья в Чувашской Республике на 2011-2015 годы

{ИЗМЕНЕНИЯ И ДОПОЛНЕНИЯ:
Указ Президента Чувашской Республики от 11 августа 2011 г. N 322}


В целях реализации Указа Президента Чувашской Республики от 6 августа 2010 г. N 92 "О дополнительных мерах по повышению доступности жилья в Чувашской Республике" Кабинет Министров Чувашской Республики постановляет:

1. Утвердить прилагаемую Республиканскую комплексную программу государственной поддержки строительства жилья в Чувашской Республике на 2011-2015 годы (далее – Программа).

2. Утвердить государственным заказчиком Программы Министерство градостроительства и развития общественной инфраструктуры Чувашской Республики.

3. Установить, что при формировании проектов республиканского бюджета Чувашской Республики на очередной финансовый год и плановый период Программа включается в перечень республиканских целевых программ, подлежащих финансированию за счет средств республиканского бюджета Чувашской Республики.

4. Рекомендовать администрациям муниципальных районов и городских округов Чувашской Республики в пределах средств местных бюджетов разработать и принять соответствующие муниципальные комплексные программы поддержки строительства жилья.

5. Министерству градостроительства и развития общественной инфраструктуры Чувашской Республики до 1 марта 2011 г. представить в Кабинет Министров Чувашской Республики доклад о реализации Республиканской комплексной программы государственной поддержки строительства жилья в Чувашской Республике на 2006-2015 годы, эффективности использования финансовых средств за период ее реализации в 2006–2010 годах.

6. Признать утратившими силу постановления Кабинета Министров Чувашской Республики:

от 14 апреля 2006 г. N 101 "О Республиканской комплексной программе государственной поддержки строительства жилья в Чувашской Республике на 2006-2015 годы";

от 13 ноября 2006 г. N 285 "О подпрограмме "Развитие ипотечного жилищного кредитования в Чувашской Республике" Республиканской комплексной программы государственной поддержки строительства жилья в Чувашской Республике на 2006-2015 годы";

от 23 октября 2008 г. N 325 "О внесении изменений в постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 14 апреля 2006 г. N 101";

от 8 июля 2009 г. N 215 "О внесении изменений в постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 14 апреля 2006 г. N 101";

от 10 декабря 2009 г. N 403 "О внесении изменений в постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 13 ноября 2006 г. N 285";

от 28 мая 2010 г. N 157 "О внесении изменений в постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 14 апреля 2006 г. N 101".

7. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на Министерство градостроительства и развития общественной инфраструктуры Чувашской Республики.

И.о. Председателя Кабинета Министров

Чувашской Республики А.Иванов

УТВЕРЖДЕНА
постановлением Кабинета Министров
Чувашской Республики
от 09.02.2011 N 28

РЕСПУБЛИКАНСКАЯ КОМПЛЕКСНАЯ ПРОГРАММА государственной поддержки строительства жилья в Чувашской Республике на 2011-2015 годы

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ


Наименование Программы

-

Республиканская комплексная программа государственной поддержки строительства жилья в Чувашской Республике на 2011-2015 годы

Основание для принятия решения о разработке Программы

-

федеральная целевая программа "Жилище" на 2011-2015 годы, утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. N 1050 (далее -  федеральная целевая программа "Жилище" на 2011-2015 годы), Закон Чувашской Республики "О Стратегии социально-экономического развития Чувашской Республики до 2020 года" , Указ Президента Чувашской Республики от 6 августа 2010 г. N 92 "О дополнительных мерах по повышению доступности жилья в Чувашской Республике"

Государственный заказчик Программы

-

Министерство градостроительства и развития общественной инфраструктуры Чувашской Республики

Основной разработчик Программы

-

Министерство градостроительства и развития общественной инфраструктуры Чувашской Республики

Цели Программы

-

обеспечение населения Чувашской Республики доступным жильем путем реализации механизмов поддержки и развития жилищного строительства и стимулирования спроса на рынке жилья;

 формирование рынка доступного жилья экономкласса, отвечающего требованиям энергоэффективности и экологичности;

 государственная поддержка граждан в улучшении жилищных условий

Задачи Программы

-

увеличение объемов жилищного строительства и его доступности для жителей Чувашской Республики с целью повышения обеспеченности населения жильем путем развития направлений строительства жилья, доступного для широких слоев населения, включая формирование государственного жилищного фонда Чувашской Республики коммерческого использования, создание условий для развития массового строительства жилья экономкласса, в том числе быстровозводимого энергоэффективного малоэтажного жилья со снижением себестоимости строительства;

 формирование условий для стимулирования инвестиционной активности в жилищном строительстве, в первую очередь в части реализации проектов комплексной застройки территорий со снижением себестоимости строительства жилья путем создания объектов коммунальной инфраструктуры за счет инвестиций, не входящих в стоимость жилья;

 создание условий для дальнейшего развития ипотечного жилищного кредитования и деятельности участников рынка ипотечного жилищного кредитования;

 поддержка и развитие финансово-кредитных институтов рынка предложения и спроса жилья;

 дальнейшее развитие базы строительных материалов Чувашской Республики с выходом на максимальную обеспеченность строительными материалами на внутреннем рынке и продолжение формирования конкурентных преимуществ для продвижения продукции стройиндустрии на внешних рынках;

 снижение стоимости строительства жилья через снижение его себестоимости путем отбора застройщика жилья на республиканских и муниципальных торгах;

 стимулирование частной инициативы граждан в строительстве жилья;

 обеспечение доведения до населения информации о мерах, предпринимаемых государством в целях стимулирования развития жилищного строительства;

 проведение организационных мероприятий по стимулированию платежеспособного спроса населения, приобретающего жилые помещения экономкласса

Важнейшие целевые индикаторы и показатели Программы

-

предусматривается к 2015 году:
 доведение годового объема ввода жилья до 1340 тыс. кв. метров (в 2011 году - до 886 тыс. кв. метров, в 2012 году – до 939 тыс. кв. метров, в 2013 году – до 996 тыс. кв. метров, в 2014 году – до 1145 тыс. кв. метров), в том числе жилья экономкласса до 590 тыс. кв. метров (в 2011 году – до 266 тыс. кв. метров, в 2012 году – до 310 тыс. кв. метров, в 2013 году – до 358 тыс. кв. метров, в 2014 году – до 458 тыс. кв. метров);

 увеличение обеспеченности общей площадью жилья на 1 человека до 26,0 кв. метра (в 2011 году - до 23,3 кв. метра, в 2012 году – до 23,8 кв. метра, в 2013 году – до 24,4 кв. метра, в 2014 году – до 25,7 кв. метра);

 доведение доли семей, имеющих возможность приобретения жилья, до 21 процента (в 2011 году - до 13,5 процента, в 2012 году – до 16 процентов, в 2013 году – до 18,5 процента, в 2014 году – до 20 процентов);

 доведение коэффициента доступности жилья (соотношение средней стоимости стандартной квартиры общей площадью 54 кв. метра и среднего годового совокупного денежного дохода семьи, состоящей из 3 человек) до 5,1 (в 2011 году - до 5,5, в 2012 году – до 5,4, в 2013 году – до 5,3, в 2014 году – до 5,2)

Срок реализации Программы

-

2011-2015 годы

Наименование подпрограммы

-

"Снятие административных барьеров в строительстве на 2011-2015 годы" Республиканской комплексной программы государственной поддержки строительства жилья в Чувашской Республике на 2011–2015 годы

Объемы и источники финансирования Программы

-

общий объем финансирования Программы за 2011-2015 годы составит 41438,96 млн. рублей, в том числе:
 средства федерального бюджета - 1518,44 млн. рублей * ;

 средства республиканского бюджета Чувашской Республики - 3105,02 млн. рублей;

 средства муниципальных бюджетов - 374,5 млн. рублей;

 средства кредитных организаций - 22500,0 млн. рублей;

 средства населения - 13941,0 млн. рублей.
   Объемы финансирования мероприятий Программы подлежат ежегодному уточнению исходя из возможностей бюджетов всех уровней

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы и показатели социальной и бюджетной эффективности

-

реализация Программы должна обеспечить достижение в 2015 году следующих результатов:
 улучшение жилищных условий не менее 161,5 тыс. жителей Чувашской Республики за счет обеспечения ввода в 2011-2015 годах не менее 5,3 млн. кв. метров жилья, в том числе:
 в 2011 году - 0,886 млн. кв. метров,
 в 2012 году - 0,939 млн. кв. метров,
 в 2013 году - 0,996 млн. кв. метров,
 в 2014 году - 1,145 млн. кв. метров,
 в 2015 году - 1,340 млн. кв. метров;

 увеличение уровня обеспеченности жильем в Чувашской Республике - не менее 26,0 кв. метра общей площади жилья на 1 человека;

 увеличение удельных объемов ввода жилья на 1 тыс. человек - не менее 1061 кв. метра;

 обеспечение ежегодного прироста доли семей, имеющих возможность приобретения жилья, до 21 процента к 2015 году;

 доведение коэффициента доступности жилья к 2015 году не более чем до 5,1;

 улучшение структуры жилищного фонда за счет уменьшения доли аварийного жилья, составляющего по состоянию на 1 января 2011 г. около 0,5 процента от общего объема жилищного фонда, путем ликвидации аварийного жилья;

 доведение объемов выдаваемых в год ипотечных жилищных кредитов и займов до 6300 млн. рублей;

 прекращение уплотнительной застройки, обеспечение комплексного освоения территорий с решением при их застройке проблем развития коммунальной инфраструктуры за счет инвестиций, не входящих в стоимость квадратного метра жилья;

 создание государственного жилищного фонда Чувашской Республики коммерческого использования площадью 200 тыс. кв. метров для граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и не имеющих финансовых возможностей для решения данного вопроса за счет собственных средств, ипотечного кредитования, средств государственной поддержки в улучшении жилищных условий, а также маневренного фонда для снижения негативного влияния кризисных явлений на ипотечное кредитование;

 полное обеспечение жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов, вставших на учет на улучшение жилищных условий;

 обеспечение реализуемых в Чувашской Республике жилищных программ основными строительными материалами, производимыми на территории республики;

 обеспечение ежегодного прироста доходов бюджетов всех уровней, а также валового регионального продукта, полученных благодаря приросту объемов ввода жилья

Система организации контроля за выполнением Программы

-

контроль за реализацией Программы осуществляет Министерство градостроительства и развития общественной инфраструктуры Чувашской Республики.
 Исполнители мероприятий Программы ежегодно к 15 февраля до 2016 года представляют информацию о ходе реализации мероприятий Программы в Министерство градостроительства и развития общественной инфраструктуры Чувашской Республики.
 Министерство градостроительства и развития общественной инфраструктуры Чувашской Республики ежегодно к 1 марта до 2016 года представляет в Министерство экономического развития, промышленности и торговли Чувашской Республики и Министерство финансов Чувашской Республики доклад о ходе реализации Программы и эффективности использования финансовых средств.
 По окончании срока реализации Программы Министерство градостроительства и развития общественной инфраструктуры Чувашской Республики до 20 февраля 2016 г. представляет в Министерство экономического развития, промышленности и торговли Чувашской Республики и Министерство финансов Чувашской Республики на согласование доклад о реализации Программы и эффективности использования финансовых средств за весь период ее реализации. После согласования с Министерством экономического развития, промышленности и торговли Чувашской Республики и Министерством финансов Чувашской Республики Министерство градостроительства и развития общественной инфраструктуры Чувашской Республики до 1 марта 2016 г. представляет в Кабинет Министров Чувашской Республики доклад о реализации Программы и эффективности использования финансовых средств за весь период ее реализации.

Введение


Обеспечение важнейшей потребности человека - иметь благоустроенное жилье – является одной из фундаментальных задач любого правового государства. Экономическая значимость жилищного строительства, являющегося генератором плановых поступлений и привлечения инвестиций в целый ряд отраслей, а также мультипликативный эффект шестикратного увеличения занятости населения в смежных отраслях определяют постоянный приоритет поддержки жилищного строительства в Чувашской Республике.

К основным причинам, препятствующим инвестиционной активности в строительстве как крупных застройщиков, так и граждан, относятся:

общее снижение инвестиционной активности в строительстве в период 2008 и 2009 годов, связанное с последствиями мирового финансового кризиса;

неосведомленность потенциальных инвесторов (застройщиков), граждан о перспективных площадках для градостроительного освоения, предусмотренных в утвержденных документах территориального планирования, а также отсутствие у них информации об указанных документах;

отсутствие заранее разработанной и утвержденной органами местного самоуправления документации по планировке территорий (микрорайонов, кварталов, жилых районов, улиц);

отсутствие сформированных органами местного самоуправления земельных участков под жилищное строительство;

излишне регламентированная и громоздкая система выдачи исходно-разрешительной документации на осуществление строительства, получение технических условий на подключение к объектам коммунальной инфраструктуры и на ввод объектов в эксплуатацию, что приводит к созданию искусственных административных барьеров;

отсутствие земельных участков, предусмотренных под жилищное строительство, с имеющейся коммунальной инфраструктурой;

высокая изношенность производственных мощностей большинства действующих предприятий промышленности строительных материалов;

низкая доступность кредитных ресурсов для строительных организаций, возникшая на волне кризиса и продолжающая оставаться фактором негативного влияния на развитие отрасли в целом.

Республиканская комплексная программа государственной поддержки строительства жилья в Чувашской Республике на 2011-2015 годы (далее - Программа) разработана в целях реализации Указа Президента Чувашской Республики от 6 августа 2010 г. N 92 "О дополнительных мерах по повышению доступности жилья в Чувашской Республике". Программа базируется на основных положениях федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы и Закона Чувашской Республики "О Стратегии социально-экономического развития Чувашской Республики до 2020 года".

Программа разработана с целью обеспечения населения Чувашской Республики доступным жильем путем реализации механизмов поддержки и развития жилищного строительства и стимулирования спроса на рынке жилья, привлечения инвестиций в отрасль, удовлетворения спроса населения на жилье различной степени комфортности и является одним из основных инструментов реализации приоритетного национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России" в Чувашской Республике.

На федеральном уровне сформирована определенная нормативная правовая база, являющаяся основой регулирования вопросов, связанных с жилищным строительством, жилищно-коммунальным хозяйством, обеспечением прав собственности в жилищной сфере в условиях развивающихся рыночных отношений. Принят ряд федеральных законов, направленных на формирование рынка доступного жилья, в том числе Жилищный кодекс Российской Федерации и Градостроительный кодекс Российской Федерации.

На республиканском уровне новые правовые условия создают основу для достижения поставленных целей и требуют широкомасштабных скоординированных действий на всех уровнях государственной власти и местного самоуправления и осуществления мер нормативно-правового, административно-организационного и бюджетно-финансового характера.

Формирование рынка доступного жилья экономкласса, отвечающего требованиям энергоэффективности и экологичности, комплексное решение проблемы перехода к устойчивому функционированию и развитию жилищной сферы, обеспечивающее доступность жилья для граждан, безопасные и комфортные условия проживания в нем, определяют социальную направленность нового этапа реализации федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы и экономических преобразований в стране. Реальная возможность заработать на достойное жилье для значительных групп населения будет способствовать активизации их экономической деятельности, а четкое определение групп, перед которыми общество несет обязательства по удовлетворению их жилищных потребностей, - преодолению иждивенческих настроений у значительной части населения.

Реформирование жилищной сферы обеспечило коренной поворот от планово-административных методов регулирования к рыночным механизмам при соблюдении принципов обеспечения социальных гарантий в области жилищных прав малоимущим гражданам и иным категориям населения, установленным законодательством Российской Федерации. Право собственности на жилье, а также рынок жилья стали неотъемлемой частью отношений в жилищной сфере.

Исходя из тенденций развития строительного комплекса и строительства жилья в республике Программа призвана в рамках основных направлений, определяемых федеральной целевой программой "Жилище" на 2011-2015 годы, обеспечить комплексное освоение и развитие территорий для массового строительства жилья экономкласса, в том числе малоэтажного, отвечающего стандартам ценовой доступности, энергоэффективности и экологичности, практическую реализацию мероприятий и механизмов, направленных на создание необходимых условий для решения существующих в этой сфере проблемных вопросов. В рамках реализации проектов комплексного освоения территорий в целях строительства жилья экономкласса на республиканском уровне будет отработан комплексный подход к оказанию различных мер государственной поддержки, предусматривающий поддержку частной инициативы граждан, поддержку жилищных некоммерческих объединений граждан, поддержку местной строительной индустрии и промышленности строительных материалов, помощь в использовании средств материнского (семейного) капитала в целях улучшения жилищных условий, обеспечение территорий в целях жилищного строительства необходимой инфраструктурой. Программа ориентирована на интеграцию в действующие и разрабатываемые федеральные и республиканские целевые программы, предполагающие реализацию механизмов поддержки развития строительного комплекса и жилищного строительства.

I. Характеристика проблемы, на решение которой направлена Программа


1.1. Интенсивность жилищного строительства в Чувашской Республике

В Чувашской Республике жилищному строительству, с учетом его социальной и экономической эффективности, в последние 10 лет уделялось особое внимание. В 2007 и 2008 годах Чувашия строила без малого 0,8 кв. метра жилья в расчете на одного человека, при этом в сельской местности, где проживает 42 процента населения республики, ввод жилья составил 1 кв. метр на 1 жителя.

В целом по данному интегральному показателю развития жилищного строительства Чувашская Республика в течение последних 10 лет опережает средний показатель по Российской Федерации, с 2003 года имеет лучший показатель по Приволжскому федеральному округу, а с 2006 года входит в пятерку лучших субъектов Российской Федерации (табл. 1).

Таблица 1

Ввод в действие жилых домов в расчете на 1000 человек населения по субъектам Приволжского федерального округа по годам

(кв. метров общей площади)

Наименование
 субъектов ПФО

2000

2001

2002

2003

2004

2005

2006

2007

2008

2009

Российская Федерация

207

217

233

252

285

304

355

431

451

422

Республика Башкортостан

305

341

343

358

369

395

420

458

580

579

Республика Марий Эл

162

179

192

203

225

255

323

402

426

429

Республика Мордовия

199

203

162

174

179

210

250

288

340

333

Республика Татарстан

397

409

408

414

469

436

473

542

590

533

Удмуртская Республика

161

175

225

201

232

240

275

315

318

304

Чувашская Республика

377

384

392

415

480

566

663

782

766

666

Пермский край

115

184

128

148

161

231

262

324

307

257

Кировская область

143

143

126

108

157

177

215

265

303

241

Нижегородская область

160

149

137

165

198

218

243

318

404

421

Оренбургская область

175

201

217

240

253

271

306

355

367

350

Пензенская область

150

134

172

163

195

223

288

399

437

443

Самарская область

210

229

265

263

266

285

237

405

419

323

Саратовская область

175

189

214

179

184

260

311

395

431

440

Ульяновская область

151

172

130

133

116

218

256

326

389

408

При этом интенсивность жилищного строительства в городской и сельской местности в Чувашской Республике также различается (табл. 2):

Таблица 2

Ввод жилья в городской и сельской местности в Чувашской Республике


Наименование параметров

Единица
 измерения

2006 г .

2007 г .

2008 г .

2009 г .

1

2

3

4

5

6

Ввод жилых домов в городах

тыс. кв. м

375,4

458,9

404,3

365,5

Городское население

тыс. чел.

788,9

736,6

786,2

738,3

Ввод жилья на 1 городского жителя

кв. м/чел.

0,476

0,623

0,515

0,495

Ввод жилых домов в сельской местности

тыс. кв. м

479,1

545,6

573,5

486,7

Сельское население

тыс. чел.

503,3

549,6

496,4

541,1

Ввод жилья на 1 сельского жителя

кв. м/ чел.

0,952

0,993

1,156

0,900

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»