Недействующий

КАБИНЕТ МИНИСТРОВ ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 30 июня 2011 года N 270

О Республиканской целевой программе привлечения инвестиций в экономику Чувашской Республики на 2011-2015 годы и на период до 2020 года

____________________________________________________________________
Утратил силу на основании Постановления Кабинета Министров ЧР от 13.02.2014 N 44, вступившего в силу через 10 дней после дня его официального опубликования и распространяющегося на правоотношения, возникшие с 1 января 2014 года (опубликовано на Портале органов власти Чувашской Республики в сети Интернет http://www.cap.ru - 25.02.2014).
____________________________________________________________________

{ИЗМЕНЕНИЯ И ДОПОЛНЕНИЯ:
постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 14 сентября 2011 г. N 387;
постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 12 апреля 2012 г. N 130}

В целях повышения эффективности инвестиционной политики и стимулирования процесса привлечения инвестиций в экономику Чувашской Республики Кабинет Министров Чувашской Республики постановляет:

1. Утвердить прилагаемую Республиканскую целевую программу привлечения инвестиций в экономику Чувашской Республики на 2011-2015 годы и на период до 2020 года (далее – Программа).

2. Утвердить государственным заказчиком - координатором Программы Министерство экономического развития, промышленности и торговли Чувашской Республики.

3. Установить, что объемы финансирования программных мероприятий подлежат ежегодному уточнению исходя из возможностей республиканского бюджета Чувашской Республики.

4. Рекомендовать администрациям муниципальных районов и городских округов Чувашской Республики принять активное участие в реализации мероприятий Программы.

5. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на Министерство экономического развития, промышленности и торговли Чувашской Республики.

Председатель Кабинета Министров

Чувашской Республики О.Макаров

УТВЕРЖДЕНА
постановлением Кабинета Министров
Чувашской Республики
от 30.06.2011 N 270

РЕСПУБЛИКАНСКАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА привлечения инвестиций в экономику Чувашской Республики на 2011-2015 годы и на период до 2020 года

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ


{Паспорт программы в редакции постановления Кабинета Министров Чувашской Республики от 14 сентября 2011 г. N 387}

Наименование Программы

-

Республиканская целевая программа привлечения инвестиций в экономику Чувашской Республики на 2011-2015 годы и на период до 2020 года

Основание для принятия решения о разработке Программы

-

перечень поручений по реализации Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от
 30 ноября 2010 г., утвержденный Президентом Российской Федерации 6 декабря 2010 г. N  Пр-3534;

 Закон Чувашской Республики "О Стратегии социально-экономического развития Чувашской Республики до 2020 года" ;

 постановления Кабинета Министров Чувашской Республики:
 от 19 января 2011 г. N 2 "О Комплексном плане действий органов исполнительной власти Чувашской Республики по реализации Послания Президента Чувашской Республики М. Игнатьева Государственному Совету Чувашской Республики на 2011 год "В молодежь надо верить!";

 от 26 января 2011 г. N 4 "О Плане действий органов исполнительной власти Чувашской Республики по реализации Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 30 ноября 2010 года"

Государственные заказчики Программы

-

Министерство экономического развития, промышленности и торговли Чувашской Республики
 Министерство финансов Чувашской Республики

Государственный заказчик - координатор Программы

-

Министерство экономического развития, промышленности и торговли Чувашской Республики

Основной разработчик Программы

-

Министерство экономического развития, промышленности и торговли Чувашской Республики

Цель Программы

-

улучшение инвестиционного климата путем создания благоприятных условий для привлечения инвестиций в экономику Чувашской Республики

Задачи Программы

-

формирование мер административной, инфраструктурной, финансовой, тарифной поддержки инвестиций;

 снижение административных барьеров;

 финансовая поддержка и налоговое стимулирование инвестиций и инноваций;

 кадровое обеспечение инвестиционного процесса;

 формирование благоприятных условий для развития малого и среднего бизнеса

Важнейшие целевые индикаторы и показатели Программы

-

предусмотреть к 2020 году:
 рост объема инвестиций в основной капитал в сопоставимых ценах в 4,0 раза к уровню 2010 года;

 увеличение объема инвестиций в основной капитал на душу населения до 231,6 тыс.  рублей к уровню 2010 года;

 увеличение среднемесячной номинальной заработной платы до 41200,0 рубля к уровню 2010 года ;

 сокращение уровня зарегистрированной безработицы до 1,3 процента;

 рост объема отгруженных товаров, выполненных работ и оказанных услуг собственного производства обрабатывающих производств на душу населения в 3,8 раза к уровню 2010 года

Срок реализации Программы

-

2011-2015 годы и на период до 2020 года

Перечень программных мероприятий

-

создание благоприятной среды для привлечения инвестиций, устранение факторов, препятствующих развитию бизнеса со стороны органов исполнительной власти Чувашской Республики и органов местного самоуправления;

 формирование территорий опережающего развития (инвестиционных площадок, оборудованных необходимой инженерной инфраструктурой) и реализация приоритетных инвестиционных проектов;

 финансовая поддержка и налоговое стимулирование инвестиций;

 развитие и расширение практики установления долгосрочных тарифов;

 кадровое обеспечение инвестиционного процесса;

 разработка и внедрение инструментов, способствующих повышению имиджа Чувашской Республики и продвижению брендов Чувашской Республики;

 стимулирование спроса на продукцию создаваемых инвесторами производств

Объемы и источники финансирования Программы

-

предполагаемый общий объем финансирования Программы на 2011-2020 годы составляет 546621,2 тыс. рублей, в том числе за счет средств:
 республиканского бюджета Чувашской Республики - 60491,5 тыс. рублей;

 местных бюджетов - 379822,8 тыс. рублей;

 внебюджетных источников - 106306,9 тыс. рублей";

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы и показатели социально-экономической и бюджетной эффективности

-

реализация Программы позволит создать правовые, экономические и организационные условия для эффективного развития инвестиционной деятельности на основе комплексной и эффективной системы поддержки и сопровождения хода реализации инвестиционных проектов, увеличения объемов инвестиций, привлекаемых в экономику Чувашской Республики, путем предложения потенциальным инвесторам земельных участков, свободных производственных помещений, ресурсных площадок, обеспеченных современными инженерными коммуникациями.
 C оциально-экономическая эффективность Программы будет выражена в создании новых рабочих мест при реализации инвестиционных проектов, а также увеличении уровня жизни населения за счет повышения заработной платы в реальном секторе экономики.
 Бюджетная эффективность реализации Программы состоит в поступлениях в бюджеты всех уровней через систему налогов от субъектов инвестиционной деятельности

Система организации контроля за выполнением Программы

-

контроль за ходом реализации Программы осуществляет Министерство экономического развития, промышленности и торговли Чувашской Республики - государственный заказчик – координатор Программы.
 Исполнители мероприяти й Программы ежегодно до 15 февраля до 2021 года представляют информацию о ходе реализации мероприятий Программы в Министерство экономического развития, промышленности и торговли Чувашской Республики.
 Министерство экономического развития, промышленности и торговли Чувашской Республики:
 ежегодно до 1 марта до 2021 года представляет в Министерство финансов Чувашской Республики доклад о ходе работ по Программе и эффективности использования финансовых средств;

 по окончании срока реализации Программы:
 до 20 февраля 2021 г. представляет в Министерство финансов Чувашской Республики на согласование доклад о реализации Программы и эффективности использования финансовых средств за весь период ее реализации;

 до 1 марта 2021 г. после согласования с Министерством финансов Чувашской Республики представляет в Кабинет Министров Чувашской Республики доклад о реализации Программы и эффективности использования финансовых средств за весь период ее реализации, на основании которого до 1 апреля 2021 г. на заседании Кабинета Министров Чувашской Республики принимается решение о снятии с контроля данной Программы.

Введение


Среди субъектов Российской Федерации идет постоянная конкуренция по созданию более привлекательного инвестиционного климата с целью увеличения объемов инвестиций, вкладываемых инвесторами в развитие региональной экономики. Наряду с традиционными направлениями повышения инвестиционного рейтинга регионами в настоящее время используются новые формы создания комфортных условий для привлечения инвестиций. Среди них формирование инвестиционных площадок, промышленных зон и индустриальных парков, которые призваны минимизировать временные и финансовые затраты инвестора при реализации проектов за счет создания всей необходимой инженерной, деловой и социальной инфраструктуры.

Потенциал для использования и развития этих направлений на региональном уровне имеет и Чувашская Республика.

Наличие ряда преимуществ в инвестиционном потенциале Чувашской Республики создает условия для привлечения крупных международных и отечественных компаний к развитию своего бизнеса на территории региона.

Чувашская Республика имеет выгодное географическое расположение - находится в самом центре Приволжского федерального округа и граничит с пятью субъектами Российской Федерации: Республикой Татарстан, Республикой Марий Эл, Республикой Мордовия, с Нижегородской и Ульяновской областями.

Для стимулирования роста инвестиций в республике постоянно ведется работа по улучшению инвестиционного климата посредством установления благоприятного налогового режима, создания условий для справедливой конкуренции, обеспечения бизнеса качественной инфраструктурой и минимизации административных барьеров.

Республиканская целевая программа привлечения инвестиций в экономику Чувашской Республики на 2011-2015 годы и на период до 2020 года (далее – Программа) разработана во исполнение пункта 21 перечня поручений по реализации Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 30 ноября 2010 г., утвержденного Президентом Российской Федерации 6 декабря 2010 г. N Пр-3534, в соответствии со Стратегией социально-экономического развития Чувашской Республики до 2020 года, утвержденной Законом Чувашской Республики от 4 июня 2007 г. N 8, постановлениями Кабинета Министров Чувашской Республики от 19 января 2011 г. N 2 "О Комплексном плане действий органов исполнительной власти Чувашской Республики по реализации Послания Президента Чувашской Республики М. Игнатьева Государственному Совету Чувашской Республики на 2011 год "В молодежь надо верить!", от 26 января 2011 г. N 4 "О Плане действий органов исполнительной власти Чувашской Республики по реализации Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 30 ноября 2010 года".

Разработка настоящей Программы вызвана необходимостью повышения эффективности государственной инвестиционной политики, создания благоприятных условий для привлечения инвестиций в экономику республики в период посткризисного восстановления. Основные мероприятия Программы взаимоувязаны с действующими республиканскими целевыми программами.

I. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами


Динамичное развитие экономики невозможно без создания благоприятных условий для привлечения инвестиций. Недостаток инвестиций отрицательно сказывается на структурных изменениях в экономике Чувашской Республики и не позволяет достичь желаемых темпов экономического роста.

Однако разовое привлечение инвестиций недостаточно, что диктует необходимость использования стратегического системного подхода к управлению инвестиционными процессами в Чувашской Республике. Кроме того, привлечение инвестиций в Чувашскую Республику невозможно без хорошо отлаженной и постоянно развивающейся инвестиционной инфраструктуры.

В 2010 году в основной капитал республики за счет всех источников финансирования вложено 43,8 млрд. рублей инвестиций, или 122,0 процента к уровню 2009 года (по России - 106 процентов). Динамика роста инвестиций в основной капитал приведена на рис. 1. Значительная роль в инвестиционном процессе республики принадлежит крупным и средним организациям, на долю которых в 2010 году приходилось 52,3 процента от общего объема инвестиций, или 22,9 млрд. рублей.

Рис. 1. Темп роста объема инвестиций в основной капитал, % к предыдущему году


Инвестиции в основной капитал на душу населения в Чувашской Республике в 2009 году составили 32,5 тыс. рублей, по России в целом - 55,9 тыс. рублей, что в 1,7 раза больше, чем в Чувашской Республике.

Чувашская Республика по совокупности природно-климатических, географических условий, обеспеченности квалифицированными кадрами и прочими факторами является достаточно привлекательным регионом. Вместе с тем доля инвестиций в валовом региональном продукте Чувашской Республики составляет 26,2 процента (по России - 4,9 процента).

Структура инвестиций в основной капитал по источникам финансирования в 2010 году характеризовалась увеличением доли собственных средств на инвестиционную деятельность при уменьшении доли привлеченных средств (рис. 2).

Рис. 2. Структура инвестиций в основной капитал по источникам финансирования, %


Так, объем собственных средств организаций, не относящихся к субъектам малого предпринимательства, составил 50,7 процента от общего объема инвестиций (за аналогичный период предыдущего года - 30,7 процента). Однако, как и в целом по России, чрезвычайно мала доля банковского кредитования – около 6,2 процента, большая часть инвестиций осуществляется за счет бюджетных средств (29,7 процента) (рис. 3).

Рис. 3. Инвестиции в основной капитал по источникам финансирования организаций, не относящихся к субъектам малого предпринимательства, в 2010 году


Поскольку обострилась конкурентная борьба регионов за привлечение инвесторов, привлечь способных создать современные промышленные производства инвесторов можно лишь на особых условиях. В современной экономической ситуации именно инвестиции - реальная возможность укрепить конкурентные преимущества, завоевать новые производственные ниши, раскрыть инновационный потенциал.

Поэтому сейчас как никогда необходимы дополнительные шаги, новые механизмы, направленные на улучшение инвестиционного климата республики, обеспечение стабильного роста объема привлеченных инвестиций и создание инновационной экономики за счет реализации прорывных инвестиционных проектов.

Существующие мощности на действующих предприятиях промышленности значительно уступают зарубежным аналогам, требуют больших затрат труда, материалов, энергии, недостаточно автоматизированы и механизированы. В связи с этим требуются значительные капиталовложения в модернизацию производства, внедрение новых технологий и оборудования. Средний уровень загрузки производственных мощностей в промышленном секторе составляет около 50 процентов. Несмотря на недозагруженность мощностей промышленных организаций, производственный потенциал большинства из них физически и морально устарел и в качестве резервного рассматриваться не может.

Инвестиционная деятельность во многом зависит от экономической ситуации, складывающейся в организации. В 2010 году руководители 93 процентов организаций оценили экономическую ситуацию как "благоприятную" и "удовлетворительную". В 2011 году улучшения экономической ситуации ожидают руководители 57 процентов обследованных организаций.

Основными факторами, сдерживающими инвестиционную деятельность, являлись недостаток собственных средств (на это указали 75 процентов руководителей организаций), высокий процент коммерческого кредита (4 процента), неопределенность экономической ситуации в стране (33 процента), инвестиционные риски (29 процентов), недостаточный спрос на продукцию (26 процентов), сложный механизм получения кредитов для реализации инвестиционных проектов (19 процентов), несовершенная нормативно-правовая база, регулирующая инвестиционные процессы (15 процентов), неудовлетворительное состояние технической базы (11 процентов).

На фоне роста инвестиций в целом по республике в 2010 году наблюдается снижение объема инвестиций в следующих видах экономической деятельности: сельское хозяйство, строительство, оптовая и розничная торговля, гостиницы и рестораны, операции с недвижимым имуществом, образование. В то же время в 1,8 раза увеличились инвестиции в обрабатывающие производства (28,9 процента), в транспорт (22,1 процента), в операции с недвижимым имуществом, арендой и предоставлением услуг (15,31 процента). Динамика инвестиций в основной капитал по видам экономической деятельности отражена на рис. 4.

Рис. 4. Инвестиции в основной капитал по видам экономической деятельности, направленные организациями, не относящимися к субъектам малого предпринимательства, %


Преимущественная концентрация вновь создаваемых производств происходит там, где имеются развитая инженерная инфраструктура и возможность привлечения квалифицированных трудовых ресурсов. Инвестиционные проекты, которые предлагается реализовать в чистом поле, без коммуникаций, не пользуются должным вниманием как зарубежных, так и отечественных инвесторов.

Административные барьеры давно не только стали непреодолимым препятствием для многих предпринимателей, но и ограничивают возможность развития действующих производств. В условиях становления посткризисной экономики задача снижения административных барьеров становится особенно актуальной. Избыточное администрирование, несовершенство контрольно-надзорных и разрешительных функций органов власти - эти и многие другие факторы препятствуют развитию предпринимательства, снижают инвестиционную привлекательность, что в конечном итоге затрудняет динамичное развитие экономики. Отсутствие свободной купли-продажи земли негативно сказывается на формировании эффективного землепользователя, расширении хозяйственных площадей, привлечении инвесторов.

В соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации предоставлению для целей строительства подлежат сформированные земельные участки, то есть земельные участки, поставленные на государственный кадастровый учет, с установленным видом разрешенного использования и при наличии информации о технических условиях подключения объектов к инженерным сетям. Действующим законодательством предусмотрено, что полномочия по формированию земельных участков (проведение работ по межеванию, постановке на государственный кадастровый учет, организация работ по проведению аукционов и т.д.) осуществляются органами местного самоуправления. На практике же указанные виды работ проводятся самими застройщиками, что приводит к удорожанию проектов и высоким затратам инвесторов.

Для улучшения инвестиционного климата как муниципальных образований, так и республики в целом, и создания благоприятных условий для привлечения инвестиций, в том числе иностранных, необходимо не только формировать земельные участки под инвестиционные площадки - территории опережающего развития, но и обеспечивать высвобождение неэффективно используемых территорий и модернизацию их инженерной, транспортной, деловой и социальной инфраструктуры для функционирования различных производств.

Формирование территорий опережающего развития - зон динамичного экономического роста на территории республики тесно взаимосвязано с проведением целенаправленной инвестиционной политики и активным привлечением инвестиционного капитала в секторы экономики, которые создают мультипликативный эффект и формируют "точки экономического роста" стратегического характера.

Ключевыми направлениями инвестиционной политики в Чувашской Республике являются создание благоприятного инвестиционного климата, развитие инвестиционной деятельности организаций реального сектора экономики, дальнейшая капитализация производства. Инвесторы при выборе места вложения своих денег больше полагаются на мнения экспертов, рейтинговых агентств, аналитических служб. Имидж территории является таким же важным, как инфраструктура и природные ресурсы.

В 2010 году рейтинговое агентство "Эксперт РА" оценило инвестиционную привлекательность Чувашской Республики как 3В1 (средний класс). За 2009-2010 годы по сравнению с предыдущими годами республика сохранила позиции по законодательному риску (58 место при 58 за 2008–2009 годы), поднялась на более высокую ступень по инновационному (37 и 38), туристическому потенциалу (41 и 49).

Среди регионов России Чувашская Республика входит в число субъектов с умеренным риском. По рейтингу инвестиционного потенциала республика находится на 54 месте, опережая такие регионы, как Астраханская, Кировская, Тамбовская, Амурская области и Республику Бурятия, что обусловливает необходимость проведения маркетинговых исследований для выявления слабых мест и последующего повышения инвестиционного потенциала республики.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»