Недействующий

Об утверждении республиканской целевой программы "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту в Чувашской Республике на 1999 - 2001 годы"

Утверждена постановлением
Кабинета Министров
Чувашской Республики
от 18.10.99 N 220

РЕСПУБЛИКАНСКАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту в Чувашской Республике на 1999 - 2001 годы"


Республиканская целевая программа "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотическими средствами и их незаконному обороту в Чувашской Республике на 1999 - 2001 годы" разработана Министерством внутренних дел совместно с заинтересованными республиканскими органами исполнительной власти.

Необходимость ее разработки вызвана тем, что незаконный оборот наркотиков и злоупотребление ими в Чувашской Республике на протяжении ряда последних лет имеют устойчивую тенденцию к росту и представляют сегодня одну из главных проблем, стоящих перед обществом.

Ежегодно увеличивается число лиц, злоупотребляющих наркотиками: если в 1994 году в Республиканском наркологическом диспансере состояло на учете 189 наркоманов, то в 1998 году их количество возросло до 317. Все большее число несовершеннолетних приобретают опыт потребления наркотических и психотропных препаратов. Количество состоящих на медицинском учете в наркологическом диспансере несовершеннолетних потребителей наркотиков за 1998 год достигло 260 (в 1994 году - 2).

Повышение спроса на наркотики вызывает рост наркопреступности в Чувашской Республике. Только в 1998 году органами внутренних дел выявлено 807 преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, что практически в 4,5 раза превышает показатель 1994 года. Общий вес изъятых наркотических средств, психотропных и сильнодействующих веществ составил более 160 кг. Проблемой становятся этнические преступные группировки, занимающиеся незаконным оборотом наркотиков на территории республики и пытающиеся создать устойчивые связи с местными и межрегиональными наркодельцами. Стремительно увеличиваются масштабы незаконного оборота героина, кокаина и других жестких наркотиков. Преступная среда, связанная с незаконным оборотом наркотиков, консолидируется, усиливается ее организованность.

В этих условиях Министерство внутренних дел Чувашской Республики совместно с другими заинтересованными республиканскими органами исполнительной власти в последние годы осуществляло меры по обеспечению реализации Республиканской целевой программы по противодействую злоупотреблению наркотическими средствами и их незаконному обороту на 1997 - 1998 годы, утвержденной постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 14 марта 1997 г. N 42. Программа включала комплекс скоординированных мер, направленных на стабилизацию наркоситуации, в том числе систему мер предупреждения распространения наркомании в молодежной среде.

Несмотря на исключительную социальную значимость, финансирование Программы из республиканского бюджета Чувашской Республики не было предусмотрено, в связи с чем многие запланированные мероприятия не дали ожидаемого результата.

Кроме того, эффективность Программы связана также с рядом объективных и субъективных факторов, к которым относятся, во-первых, высокая латентность незаконного оборота наркотиков и злоупотребления ими, которая не позволяет определить масштабность и значимость решаемой проблемы, ее тесную связь с организованной и уголовной преступностью, социальным паразитизмом; во-вторых, факторы формализма, отсутствие должной заинтересованности и финансовой поддержки в решении проблемы борьбы с наркоманией.

Сложившееся положение явилось следствием:

разрушения системы социальной профилактики преступлений;

недостатков в деятельности правоохранительных и контрольно-надзорных органов, прежде всего в силу их разобщенности, нерешенности проблем материально-технического, финансового обеспечения.

Все эти факторы сохраняют свое воздействие, что дает основание для прогнозирования углубления негативных тенденций развития криминальной ситуации в сфере незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ.

В ближайшей перспективе возможны:

возрастание тяжести и масштабов социальных, в том числе экономических последствий противоправного употребления наркотических средств и их незаконного оборота, включая увеличение числа жертв наркомании, особенно в молодежной среде;

дальнейшая консолидация преступных наркогруппировок на республиканском, межрегиональном и международном уровнях, в результате чего может быть установлен криминальный контроль за некоторыми отраслями экономики, включая финансовую сферу; активизация попыток международных преступных сообществ использовать территорию республики для наркобизнеса и отмывания преступных доходов;

расширение масштабов, повышение степени опасности, изощренности и дерзости преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, все большее использование в преступных целях профессиональных познаний специалистов различного профиля, усиление вооруженности и технической оснащенности преступников.

Тем не менее потенциал для реализации системы мер целевого воздействия на преступность и удержания контроля над законным оборотом наркотиков в республике имеется. Предыдущая Программа в определенной мере выполнила свое предназначение.

Правоохранительная система республики накопила определенный опыт функционирования в новых социально-экономических условиях. Активизировалась оперативно-розыскная работа в отношении лидеров и активных членов организованных преступных формирований в сфере наркобизнеса, а также их коррумпированных связей. Определены приоритетные направления и осуществляются меры по подрыву экономических основ организованной наркопреступности. Расширяются информационное обеспечение, межведомственное взаимодействие в сфере борьбы с наркобизнесом.

Предлагаемая Программа нацелена на проблемы, решаемые исключительно на республиканском уровне. К ним относятся разработка и повсеместное внедрение методов антинаркотического воспитания личности, лечения и реабилитации наркоманов, организации подготовки кадров медицинских работников и правоохранительных органов.

Достижение дальнейших качественных сдвигов в результатах правоохранительной деятельности требует программно-целевого подхода, обеспечения сосредоточения основных усилий на приоритетных направлениях, лучшей координации и взаимодействия всех правоохранительных органов, а также других государственных органов в этой сфере.

Настоящая Программа подготовлена с учетом предложений министерств и иных органов исполнительной власти.

Программа включает содержательную часть, определяющую стратегию правоохранительной деятельности по приоритетным направлениям, а также объемы финансирования мероприятий в пределах средств, выделяемых из республиканского бюджета Чувашской Республики.

В Программе учтены ресурсные ограничения.

Выполнение мероприятий Программы требует серьезной государственной поддержки, концентрации усилий республиканских органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, привлечения негосударственных структур, общественных объединений и граждан.

Главной целью Программы является обеспечение условий для приостановления роста злоупотребления наркотиками и их незаконного оборота, в последующем - поэтапная стабилизация наркопреступности.

Задачами Программы являются:

совершенствование системы профилактики немедицинского потребления наркотиков различными категориями населения и, прежде всего, молодежью и несовершеннолетними;

совершенствование системы лечения и реабилитации лиц, допускающих немедицинское потребление наркотиков;