Недействующий

КАБИНЕТ МИНИСТРОВ ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 04 июля 2008 года N 208

О внесении изменений в постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 25 декабря 2002 г. N 335

Признан утратившим силу постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 22 января 2014 г. N 14

Кабинет Министров Чувашской Республики постановляет:

1. Внести в постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 25 декабря 2002 года N 335 "О республиканской целевой программе "Социальное развитие села в Чувашской Республике на период до 2010 года" (с изменениями, внесенными постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 6 июля 2006 года N 169) следующие изменения:

а) в наименовании и пункте 1 слова "на период до 2010 года" заменить словами "до 2012 года";

б) в преамбуле слова "до 2010 года" заменить словами "до 2012 года";

в) в пункте 5 слова "до 2011 года" заменить словами "до 2013 года";

г) республиканскую целевую программу "Социальное развитие села в Чувашской Республике на период до 2010 года", утвержденную указанным постановлением, изложить в новой редакции согласно приложению к настоящему постановлению.

2. Настоящее постановление вступает в силу через десять дней после дня его официального опубликования.

Председатель Кабинета Министров

Чувашской Республики - С. Гапликов


Приложение
к постановлению
Кабинета Министров
Чувашской Республики
от 04.07.2008 N 208

РЕСПУБЛИКАНСКАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "Социальное развитие села в Чувашской Республике до 2012 года"

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ


Наименование Программы

республиканская целевая программа "Социальное развитие села в Чувашской Республике до 2012 года"

Дата принятия решения о разработке Программы

постановление Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2002 г. N 858 "О федеральной целевой программе "Социальное развитие села до 2012 года";

 Закон Чувашской Республики "О Стратегии социально-экономического развития Чувашской Республики до 2020 года" ;

 Указ Президента Чувашской Республики от 21 мая 2001 г. N 45 "О дальнейшем развитии общественной инфраструктуры в Чувашской Республике";

 Указ Президента Чувашской Республики от 23 июля 2004 г. N 83 "О мерах по сохранению государственной поддержки села в условиях внесения изменений в федеральное законодательство по вопросам агропромышленного комплекса"

Государственный - заказчик-координатор Программы

Министерство сельского хозяйства Чувашской Республики

Государственные заказчики Программы

Министерствоэкономического развития и торговли Чувашской Республики, Министерство градостроительства и развития общественной инфраструктуры Чувашской Республики, Министерство промышленностииэнергетики ЧувашскойРеспублики, Министерство образования и молодежной политикиЧувашской Республики, Министерство здравоохраненияисоциальногоразвития Чувашской Республики, Министерство культуры, поделам национальностей, информационной политикииархивного дела Чувашской Республики, Министерство пофизической культуре,спортуитуризмуЧувашскойРеспублики, Государственный комитет Чувашской Республики посвязии информатизации

Основные разработчики Программы

Министерство сельского хозяйства Чувашской Республики, Министерство экономическогоразвития и торговли Чувашской Республики, Министерство градостроительства и развития общественной инфраструктуры Чувашской Республики, Министерство промышленности и энергетики Чувашской Республики, Министерство образования и молодежной политики Чувашской Республики, Министерствоздравоохраненияи социального развития Чувашской Республики, Министерство культуры, по делам национальностей, информационной политики и архивного дела Чувашской Республики, Министерство по физической культуре, спорту и туризму Чувашской Республики, Государственный комитет Чувашской Республики посвязи и информатизации

Цели и задачи Программы

основными целями Программы являются:
 повышение уровня и качества жизни сельскогонаселения на основе повышения уровня развития социальной инфраструктуры и инженерногообустройстванаселенных пунктов, расположенныхв сельской местности;

 создание условий для улучшения социально-демографической ситуации в сельской местности, расширениерынкатрудав сельской местности и обеспечение его привлекательности.
 Основными задачами Программы являются:
 улучшение жилищных условийграждан,проживающихв сельской местности, и обеспечениедоступнымжильем молодых семей и молодых специалистов на селе;

 стимулирование привлечения и закрепления для работыв социальной сфере и других секторах сельскойэкономики выпускников высших учебных и среднихпрофессиональных заведений, молодых специалистов;

 повышение уровняобеспеченностиобщеобразовательными учреждениями;

 организация работы с детьми и молодежью на селе;

 обновлениеирасширениесетисельскихучреждений здравоохранения;

 создание условийдляактивного занятия сельского населения физической культурой и спортом;

 расширение культурно-досуговой деятельности и приобщение сельскогонаселения к культурно-историческому наследию;

 расширение сети комплексных объектовторгово-бытового обслуживания;

 создание условий для получения сельским населением необходимой информации в области развития агропромышленного комплекса Чувашской Республики независимо от места проживания;

 повышениеуровняэлектро-,водо-игазоснабжения сельских поселений;

 обеспечениесельскихпоселений телефоннойи телекоммуникационной связью;

 расширение сетисельскихавтомобильныхдорогиих благоустройство

Важнейшие целевые индикаторы и показатели

реализация Программы к 2012 году (по сравнению с2003
 годом) позволит:
 улучшить жилищные условияболее12,5тыс.сельских семей и 3,2 тыс. молодых специалистов и их семей;

 ввести в действиеобщеобразовательныеучрежденияна 7447ученическихмест,дошкольные образовательные учреждения на 2220 мест;

 открыть 95 филиалов детско-юношескихспортивныхшкол при сельских средних общеобразовательных учреждениях;

 ввести в действие районные иучастковыебольницына 150 коек,амбулаторно-поликлиническиеучрежденияна 2775 посещений в смену;

 привлечь к активным занятиямфизическойкультуройи спортом до 25 процентов сельского населения;

 увеличитьединовременнуюпропускнуюспособность спортивных сооружений в сельской местности до 56тыс. человек;

 обеспечитьповышениеудельноговесанаселения, участвующеговкультурно-досуговыхмероприятиях, проводимыхсельскимиклубнымиучреждениями,ив работе любительских объединений, до 112процентовотобщей численности сельского населения;

 обеспечитьнеобходимуюдинамикуобновлениякнижных фондовсельскихбиблиотекиувеличитьдолю поступления новых изданий вединыйкнижныйфонддо 2,5 процента;

 ввести в действие 1140 объектов розничнойторговлии общественногопитания,открыть 107 специализированных объектов бытовогообслуживания и 306 пунктов приема заказовнабытовыеуслугипри магазинах потребкооперации;

 открыть информационно-консультационные центры вовсех муниципальных районах республики;

 построить, реконструироватьивыполнитьтехническое перевооружениелинийэлектропередачипротяженностью1281,61 км и 297 трансформаторных подстанций;

 ввестивдействиераспределительныегазовыесети протяженностью 6684,6 км и газифицироватьболее94,1 тыс. домов (квартир);

 ввестивдействиелокальныеводопроводы
 протяженностью 593,03км,станцииводоподготовкии системыводоотведенияпроизводительностью600 куб. метров в сутки;

 обеспечить ввод 63,68 тыс. телефонных номеров;

 построитьиреконструироватьавтомобильныедороги общего пользования, связывающие сельскиенаселенные пункты, протяженностью 1058,9 км;

 отремонтировать и содержать автомобильныедороги, связывающие сельские населенные пункты, протяженностью 1928,3 км;

 привестив нормативное техническое состояние ведомственныеавтомобильные дороги, связывающие сельские населенные пункты, протяженностью 63,8 км

Сроки и этапы реализации Программы

- 2003 - 2012 годы
 I этап: 2003 - 2005 годы;

 II этап: 2006 - 2010 годы;

 III этап: 2011 - 2012 годы

Объемы и источники финансирования Программы

общий объем финансирования Программы составляет95,41 млрд. рублей, из них средства:
 федеральногобюджета-5,59млрд.рублей (5,9 процента от общего объема финансирования);

 республиканского бюджета Чувашской Республики -33,71 млрд. рублей (35,3 процента);

 местных бюджетов - 7,52 млрд. рублей (7,9 процента);

 внебюджетных источников -48,59млрд.рублей(50,9 процента)

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы и показатели социальной и бюджетной эффективности

повышение уровня и качества жизни сельского населения;

 повышение уровняобеспеченностисельскогонаселения благоустроенным жильем икачественнымикоммунальными услугами;

 обеспечение доступности качественного образования;

 улучшение состояния здоровья сельскогонаселенияи формирование здорового образа жизни

Система организации контроля за исполнением Программы

контрользареализациейПрограммыосуществляет государственныйзаказчик-координатор-Министерство сельского хозяйства Чувашской Республики.
 ГосударственныезаказчикиПрограммыдо10 февраля ежегодно до 2013 года представляют информациюоходе выполнения Программы вМинистерство сельского хозяйства Чувашской Республики.
 Министерство сельского хозяйства ЧувашскойРеспублики до 1мартаежегоднодо2013 годапредставляетв Министерствоэкономическогоразвитияиторговли ЧувашскойРеспубликииМинистерство финансов ЧувашскойРеспубликидокладо ходе работ по реализацииПрограммыиэффективностииспользования финансовыхсредств.Поокончании срока реализации Программы Министерство сельскогохозяйстваЧувашской Республикидо1марта2013 годапредставляетв КабинетМинистровЧувашскойРеспубликидокладо выполнении Программы, эффективностииспользования финансовых средств за весь период ее реализации.

Республиканская целевая программа "Социальное развитие села в Чувашской Республике до 2012 года" разработана в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2002 г. N 858 "О федеральной целевой программе "Социальное развитие села до 2012 года", Законом Чувашской Республики "О Стратегии социально-экономического развития Чувашской Республики до 2020 года", Указом Президента Чувашской Республики от 21 мая 2001 г. N 45 "О дальнейшем развитии общественной инфраструктуры в Чувашской Республике".

Для успешного решения стратегических задач по наращиванию экономического потенциала аграрного сектора и реализации приоритетного национального проекта "Развитие агропромышленного комплекса", а с 2008 года - Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008 - 2012 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2007 г. N 446 (далее - Госпрограмма), требуется системный подход, важнейшей частью которого является осуществление мер по повышению уровня и качества жизни на селе, преодолению дефицита специалистов и квалифицированных рабочих в сельском хозяйстве и других отраслях экономики села.

На конец 2006 года, по данным Чувашстата, в очереди на улучшение жилищных условий состояли 8226 семей, из них 1490 - молодые семьи. Острота проблемы обусловлена низкой доступностью жилья и ипотечных жилищных кредитов для всего населения. Как правило, молодые семьи не могут получить доступ на рынок жилья без бюджетной поддержки. Решение жилищной проблемы молодых семей и молодых специалистов на селе повлияет на стабильность условий их жизни, улучшение демографической ситуации в республике, создаст для молодежи стимул к повышению качества трудовой деятельности, уровня квалификации.

Доступность качественного школьного образования обеспечивается путем реструктуризации сети образовательных учреждений в сельской местности, создания базовых школ - ресурсных центров с современной учебно-материальной базой, высококвалифицированными кадрами, организации их сетевого взаимодействия. В настоящее время в 413 сельских школах (78,6 процента от общего количества школ) обучаются 62942 учащихся (46,7 процента от общего количества учащихся). На 13 учащихся сельских школ приходится один современный компьютер, в 133 удаленных сельских школах установлены спутниковые антенны. Ежедневно 277 школьных автобусов подвозят в базовые школы более 11,0 тыс. школьников из 800 населенных пунктов.

Многие здания и сооружения учреждений образования обветшали, построены по старым типовым проектам, в них нет помещений под спортивные и актовые залы, столовые, отсутствуют помещения для оборудования компьютерной техникой, учебные классы не соответствуют нормативным требованиям.

На начало 2008 года 48 из 413 сельских школ были размещены в зданиях деревянной постройки.

Медицинскую помощь сельскому населению оказывают 21 центральная районная больница, 1 районная и 2 участковые больницы, 5 сельских здравпунктов, 19 отделений скорой медицинской помощи. В составе центральных районных больниц функционируют 573 фельдшерско-акушерских пункта. Общий коечный фонд сельских больниц составляет 3478 коек (29,5 процента от коечного фонда по республике). При этом обеспеченность ими сельских жителей на 10 тыс. населения составляет 70,1 койки при среднереспубликанском показателе 91,8.

Большая работа проводится по развитию первичной медико-санитарной помощи сельскому населению. Из 400 общих врачебных (семейных) практик, организованных в Чувашской Республике, более 50 процентов открыто в сельской местности. Охват населения данным видом медицинского обслуживания составляет 51 процент. В целях улучшения медико-социальной помощи пожилым людям организована работа 7 отделений временного проживания граждан пожилого возраста и инвалидов под патронажем специалистов общей врачебной (семейной) практики.

Численность сельского населения, систематически занимающегося физической культурой и спортом, составляет 112,9 тыс. человек, процент охвата сельского населения физкультурно-спортивными занятиями увеличился с 16,2 до 22,7. К услугам сельского населения предоставлено 2157 спортивных сооружений. По сравнению с 2005 годом единовременная пропускная способность спортивных сооружений увеличилась с 44662 до 51570 человек (прирост составил 115 процентов). В целях активного привлечения детей и подростков к занятиям физкультурно-спортивной направленности функционируют 21 спортивная школа, где занимаются 8723 человека, и 256 филиалов.

В сельской местности недостаточно развита материально-техническая база для массового привлечения населения к занятиям физкультурно-спортивной направленности. Основным местом для систематических занятий физической культурой и спортом являются спортивные залы сельских общеобразовательных школ. Уровень эксплуатационного состояния многих спортивных сооружений, учреждений физической культуры и спорта, их пропускная способность не соответствуют нормативным требованиям.

В сельской местности функционируют 93 процента всех имеющихся в республике учреждений культуры. Им принадлежит важная роль в формировании культурного облика села, цивилизованной среды, духовных и нравственных ценностей сельчан, воспитании и образовании молодежи.

В Чувашской Республике при 854 сельских клубах, домах культуры функционирует более 5,4 тыс. кружков, формирований, любительских объединений (в среднем 9 кружков на 1000 человек), в них занимается около 68,8 тыс. человек (13,9 процента от общей численности сельского населения). Однако 846 малонаселенных и отдаленных населенных пунктов республики (50 процентов) не имеют стационарных клубных учреждений, а 9 передвижных клубных учреждений и 12 автоклубов при районных домах культуры в 15 районах республики не в полной мере справляются с возложенными на них функциями.

В сельской местности действуют филиал государственного учреждения "Чувашский национальный музей", государственное учреждение культуры "Мемориальный комплекс летчика-космонавта СССР А.Г.Николаева", муниципальные учреждения культуры "Ибресинский этнографический музей под открытым небом", "Чебоксарский районный музей "Бичурин и современность", около 30 музеев в сельских поселениях.

В детских музыкальных, художественных школах и школах искусств (всего 29) обучаются 5,5 тыс. учащихся. Охват детей дополнительным образованием составляет 9,7 процента от общего числа учащихся при нормативе 12 процентов.

Важнейшей составляющей социально-культурной среды являются сельские библиотеки. В фондах 548 сельских библиотек республики хранится около 5,7 млн. печатных изданий. В районных библиотеках функционируют информационные центры по вопросам права, местного самоуправления, социальной защиты. К сети Интернет подключены 500 библиотек.

Начата реализация Указа Президента Чувашской Республики от 9 ноября 2007 г. N 97 "О мерах по развитию сельских учреждений культуры в Чувашской Республике" и постановления Кабинета Министров Чувашской Республики от 11 марта 2008 г. N 55 "О мерах по реализации Указа Президента Чувашской Республики от 9 ноября 2007 г. N 97", предусматривающих техническую модернизацию сельских клубных учреждений, внедрение в их деятельность новых информационных технологий.

В сельской местности функционируют 39 киновидеоустановок. В ряде районов полностью прекращена демонстрация кинофильмов. Имеющаяся материально-техническая база сельских культурно-досуговых учреждений, кинозрелищных предприятий нуждается в радикальном обновлении и технической модернизации. Необходима концентрация средств на завершении строительства сооружений объектов культуры, развитии мобильных форм культурно-информационного обслуживания сельского населения, внедрении новых технологий в деятельность учреждений культуры.

Уровень потребления различных видов платных и бытовых услуг в муниципальных районах республики неодинаков, и в ряде районов их ассортимент представлен не в полном объеме: отсутствуют такие виды услуг, как ремонт бытовой радиоэлектронной аппаратуры, бытовых машин и приборов, ремонт и изготовление металлоизделий, химчистка и крашение, услуги бань и душевых, прокат. В то же время сеть объектов розничной торговли и бытового обслуживания различных форм собственности активно расширяется.

Общая протяженность сельских электрических сетей составляет 19734 км, количество трансформаторных подстанций - 5035 единиц с установленной мощностью 954 МВА (1192,5 тыс. кВт). Требуют замены 8893 км электрических сетей, 2897 единиц трансформаторных подстанций. Для приведения электрических сетей в надлежащее техническое состояние следует ежегодно реконструировать около 650 км электрических сетей и 300 единиц трансформаторных подстанций.

В сельской местности природным и сжиженным газом обеспечено 84 процента жилых домов (квартир). В соответствии с Указом Президента Чувашской Республики от 25 февраля 2003 г. N 13 "О завершении газификации населенных пунктов в Чувашской Республике" основные работы по газификации населенных пунктов завершены. Природным газом пользуются жители всех 1595 сельских населенных пунктов, подлежащих газификации.

Актуальна проблема обеспечения сельского населения качественной питьевой водой. Общий объем воды, используемой в сельских населенных пунктах для хозяйственно-питьевых нужд, составляет 18,3 тыс. куб. метров в сутки, в основном за счет подземных источников. Дефицит питьевой воды испытывает ряд административных центров муниципальных районов, а именно: сс. Аликово, Батырево, Моргауши, Порецкое, Шемурша, Яльчики. Лишь 0,5 процента сельских водопроводов имеет системы водоотведения. Очистные сооружения канализации отсутствуют в районных центрах - сс. Батырево, Шемурша, Яльчики.

В настоящее время на селе действуют 329 телефонных станций общей монтированной емкостью 67688 номеров. Плотность телефонов на 100 жителей сельского населения составляет 11,8 телефона. Основной целью развития телекоммуникационной сети в сельской местности должно стать обеспечение потребностей сельского населения, учреждений социальной сферы, иных организаций в телефонной связи, передаче данных и информационных услугах.

В республике ведется последовательная работа по созданию службы информационно-консультационного обслуживания агропромышленного комплекса. Указом Президента Чувашской Республики от 8 января 2004 г. N 1 "О дополнительных мерах по содействию занятости населения и повышению эффективности труда в сельской местности" создано казенное унитарное предприятие Чувашской Республики "Агро-Инновации". Указанное предприятие действует в рамках государственного плана-заказа по оказанию информационно-консультационных услуг. При этом казенное унитарное предприятие Чувашской Республики "Агро-Инновации" рассматривается как совокупность информационно-консультационных центров районного уровня, имеющих различные организационно-правовые формы и взаимодействующих между собой в процессе обслуживания организаций агропромышленного комплекса. Организация подобных центров приобретает особое значение для информационного обеспечения сельских товаропроизводителей, крестьянских (фермерских) хозяйств и населения. В связи с этим до 2010 года предусматривается создание информационно-консультационных центров во всех муниципальных районах республики. За 2006 - 2007 годы они созданы в с. Батырево, пгт Вурнары, пгт Ибреси, с. Моргауши, пгт Кугеси Чебоксарского района.

По плотности дорог на 1000 кв. км Чувашия занимает 4-е место по Российской Федерации, 1-е место - по Приволжскому федеральному округу. Основные грузоперевозки осуществляются по автомобильным дорогам общего пользования, в том числе по сельским. Протяженность местных, республиканских и федеральных автомобильных дорог общего пользования составляет 5241,6 км (в том числе с твердым покрытием 97,7 процента), из них 329,8 км - дороги федерального значения и 4911,8 км - дороги республиканского и местного значения. Развитие транспортной инфраструктуры республики является республиканской приоритетной задачей. Указом Президента Чувашской Республики от 21 августа 2006 г. N 68 "О мерах по ускоренному завершению строительства сети автомобильных дорог Чувашской Республики" предусмотрено за два года построить подъезды с твердым покрытием и соединить все населенные пункты республики автомобильными дорогами.

Таким образом, необходимость разработки и реализации Программы обусловлена:

социально-политической остротой проблемы, ее общереспубликанским значением, определяемым широким спектром выполняемых селом функций;

потребностью в формировании условий социального комфорта для расширенного воспроизводства и закрепления на селе трудовых ресурсов, обеспечивающих эффективное решение стратегических задач агропромышленного комплекса, в том числе в рамках решения задачи по обеспечению устойчивого развития сельских территорий, определенной Госпрограммой;

межотраслевым, межведомственным характером проблемы, необходимостью привлечения к ее решению органов государственной власти, органов местного самоуправления, профсоюзных организаций агропромышленного комплекса, общественных объединений;

необходимостью приоритетной государственной финансовой поддержки развития социальной сферы и инженерного обустройства сельских территорий.

Ряд перечисленных проблем предопределил необходимость разработки и реализации Программы в интересах стратегического развития Чувашской Республики.

Программа разработана для достижения следующих основных целей:

повышение уровня и качества жизни сельского населения на основе повышения уровня развития социальной инфраструктуры и инженерного обустройства населенных пунктов, расположенных в сельской местности;

создание условий для улучшения социально-демографической ситуации в сельской местности, расширение рынка труда в сельской местности и обеспечение его привлекательности.

Мероприятия Программы направлены на решение следующих основных задач:

улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, и обеспечение доступным жильем молодых семей и молодых специалистов на селе;

стимулирование привлечения и закрепления для работы в социальной сфере и других секторах сельской экономики выпускников высших учебных и средних профессиональных заведений, молодых специалистов;

повышение уровня обеспеченности общеобразовательными учреждениями;

организация работы с детьми и молодежью на селе;

обновление и расширение сети сельских учреждений здравоохранения;

создание условий для активного занятия сельского населения физической культурой и спортом;

расширение культурно-досуговой деятельности и приобщение сельского населения к культурно-историческому наследию;

расширение сети комплексных объектов торгово-бытового обслуживания;

создание условий для получения сельским населением необходимой информации в области развития агропромышленного комплекса Чувашской Республики независимо от места проживания;

повышение уровня электро-, водо- и газоснабжения сельских поселений;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»