Недействующий

КАБИНЕТ МИНИСТРОВ ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 27 августа 2001 года N 185

О республиканской программе "Старшее поколение" на 2002 - 2004 годы

Признан утратившим силу постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 28 марта 2008 г. N 86

В целях реализации государственной социальной политики в отношении лиц старшего поколения в Чувашской Республике, улучшения социального положения пожилых людей Кабинет Министров Чувашской Республики постановляет:

1. Утвердить прилагаемую республиканскую программу "Старшее поколение" на 2002 - 2004 годы (далее - Программа).

2. Утвердить государственным заказчиком по реализации указанной Программы Министерство социальной политики Чувашской Республики.

3. Министерствам и иным органам исполнительной власти Чувашской Республики ежегодно предусматривать при разработке проекта республиканского бюджета Чувашской Республики средства для реализации Программы.

4. Рекомендовать администрациям районов и городов Чувашской Республики ежегодно предусматривать при разработке проектов местных бюджетов средства для реализации Программы.

5. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на Министерство социальной политики Чувашской Республики.

Председатель Кабинета Министров

Чувашской Республики - Э. Аблякимов

Утверждена
постановлением
Кабинета Министров
Чувашской Республики
от 27.08.2001 N 185

РЕСПУБЛИКАНСКАЯ ПРОГРАММА "СТАРШЕЕ ПОКОЛЕНИЕ" НА 2002 - 2004 ГОДЫ


Наименование Программы

Республиканская программа "Старшее поколение" на 2002 - 2004 годы

Основание для разработки Программы

Федеральная целевая программа "Старшее поколение" на 1997 - 1999 годы, продленная до 2001 года постановлениями Правительства Российской Федерации от c:\content\ngr\RU0000R199904446.doc "О продлении срока реализации федеральной целевой программы "Старшее поколение" на 1997 - 1999 годы" и от c:\content\ngr\RU0000R200004054.doc "О продлении срока реализации федеральной целевой программы "Старшее поколение";
концепция федеральной целевой программы "Старшее поколение" на 2002 - 2004 годы

Государственный заказчик Программы

Министерство социальной политики Чувашской Республики

Основной разработчик Программы

Министерство социальной политики Чувашской Республики

Цель и задачи Программы

целью Программы является реализация государственной политики в области социальной поддержки лиц старшего поколения в Чувашской Республике.
 Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
 обеспечение системного подхода к решению проблем пожилых людей;

 повышение степени социальной защищенности граждан старшего поколения;

 обеспечение правовой защиты граждан старшего поколения;

 улучшение социального положения пожилых людей;

 поддержание жизнеспособностии активности;

 развитие инфраструктуры, обеспечивающей социальное обслуживание

Сроки и этапы реализации Программы

2002 - 2004 годы:
 первый этап - 2002 - 2003 годы;

 второй этап - 2004 год

Основные направления Программы

совершенствование деятельностипо социальной защищенности граждан старшего поколения;

 развитие инфраструктуры, обеспечивающей социальное обслуживание граждан старшего поколения;

 создание условий для социально активного участия пожилых людей в жизни общества;

 кадровое обеспечение системы социальной защиты граждан старшего поколения

Исполнители мероприятий Программы

Министерство социальнойполитики Чувашской Республики;

 Министерство здравоохранения Чувашской Республики;

 Министерство культуры и по делам национальностей Чувашской Республики;

 Министерство образованияЧувашской Республики;

 Министерство физкультуры и спорта Чувашской Республики;

 Государственный комитет Чувашской Республики по печати и информации;

 Государственный комитет Чувашской Республики по статистике;

 Департамент Федеральной государственной службы занятости по Чувашской Республике;

 Фонд социального страхования Чувашской Республики;

 Чебоксарский филиал Московского государственного социального университета;

 администрации городов и районов Чувашской Республики

Объемы и источники финансирования Программы

всего: - 1154868,3 тыс. рублей
 в том числе из средств:
 федерального бюджета - 1102168,3 тыс. рублей
 республиканского бюджета - 50175,0 тыс. рублей
 местного бюджета - 2525,0 тыс. рублей

Ожидаемые конечные результаты Программы

обеспечение конституционныхправ, гарантий и удовлетворение жизненно важных потребностей лиц старшего поколения;

 улучшение социального положения пожилых людей;

 создание условий для социально активного участия пожилых людей в жизни общества с учетом экономической ситуации в Чувашской Республике

Система организации контроля за выполнением Программы

министерства, иные республиканские органы исполнительной власти, администрации районов и городов, обеспечивающие выполнение Программы, до 1 февраля ежегодно информируют Министерство социальной политики Чувашской Республики о ходе выполнения Программы;

 Министерство социальной политики Чувашской Республики ежегодно до 2005 года не позднее 1 марта информирует Кабинет Министров Чувашской Республики о ходе реализации Программы

РЕСПУБЛИКАНСКАЯ ПРОГРАММА "СТАРШЕЕ ПОКОЛЕНИЕ" НА 2002 - 2004 ГОДЫ Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программным методом


В Чувашской Республике, как и в целом в Российской Федерации, наблюдается устойчивый рост в составе населения доли граждан старшего поколения.

В 2000 году доля в населении республики лиц старше трудоспособного возраста составила 19,5 процента, в городах этот показатель достигал 15,1 процента, в сельской местности 26,4 процента. Предполагается, что до 2015 года доля лиц пожилого возраста будет на уровне 22 процентов от общей численности населения Чувашской Республики. При этом в городах она увеличится до 22,7 процента, в сельской местности уменьшится до 21 процента.

В то же время гражданам старшего поколения присущи и специфические проблемы:

общее ухудшение состояния здоровья, снижение трудоспособности не только на производстве, но и в домашнем хозяйстве, в быту, в том числе и в отношении самообслуживания;

утрата адаптационных способностей, необходимых для выживания в условиях постоянно и резко изменяющейся социально - экономической среды.

В ходе реализации республиканской целевой программы "Старшее поколение" на 1998 - 2000 годы, утвержденной постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 15 декабря 1997 г. N 275, принятой в соответствии с Федеральной программой "Старшее поколение" на 1997 - 1999 годы и продленной на 2000 - 2001 годы, органами исполнительной власти и местного самоуправления проделана определенная работа.

В Чувашской Республике реализуются меры социальной защиты ветеранов и других категорий населения, установленные Федеральным законом "О ветеранах" и другими федеральными и республиканскими нормативными правовыми актами. В целях укрепления кадровой системы государственных и муниципальных служб, способствующих решению социальных проблем старшего поколения, филиалом Московского государственного социального университета проводится подготовка и повышение квалификации специалистов социальной сферы.

Социально - бытовое обслуживание граждан, нуждающихся в посторонней помощи, осуществляется центрами социального обслуживания населения, функционирующими во всех городах и районах. Создана широкая сеть подразделений Центров, оказывающих практическую социальную помощь пожилым гражданам и инвалидам. Целенаправленная работа проводится по повышению эффективности деятельности и расширению форм и методов работы центров социального обслуживания и домов для ветеранов. Проводятся традиционные ежегодные республиканские конкурсы на звание "Лучший дом для ветеранов" - с 1997 года, "Лучший Центр социального обслуживания" с 1998 года, конкурс профессионального мастерства среди социальных работников - с 1998 года.

В соответствии с мероприятиями Программы, предусматривающими развитие инфраструктуры, обеспечивающей социальное обслуживание граждан старшего поколения, за 1998 - 2000 годы дополнительно открыты 11 сельских домов для ветеранов на 182 места, организованы отделения специализированной помощи на дому в Канашском и Яльчикском районах, служба срочной социальной помощи в Урмарском районе, отделение дневного пребывания в Ленинском районе г. Чебоксары. Проведена газификация сельских домов для ветеранов в д. Хыркасы и Шоркино Чебоксарского района, с. Советское и Ядрино Ядринского района, пос. Восход Алатырского района, введена в эксплуатацию первая очередь Чебоксарского протезно-ортопедического предприятия. Завершено строительство очистных сооружений Тарханского психоневрологического интерната Батыревского района, бань с прачечными Калининского психоневрологического интерната Вурнарского района, Шомиковского психоневрологического интерната Моргаушского района и Кугесинского дома-интерната для престарелых и инвалидов Чебоксарского района, котельной в Шомиковском психоневрологическом интернате. Продолжается строительство лечебно-спального блока пансионата для престарелых и инвалидов в с. Атрать Алатырского района, Юськасинского интерната для престарелых и инвалидов в Моргаушском районе, картофелехранилища Ибресинского психоневрологического интерната.

В целях формирования оптимальной среды жизнедеятельности пожилых людей, создания условий по развитию духовно - нравственного потенциала, а также практического приложения их умений и навыков на базе Домов культуры и клубов продолжена работа по созданию любительских объединений пожилых людей. Проводится специализированная профилактическая работа по укреплению физического состояния лиц старшего возраста, повышению качества оказания медицинской помощи, созданию условий для проведения физкультурно-оздоровительных мероприятий.

Действие республиканской программы "Старшее поколение" завершилось в 2000 году. Анализ выполнения мероприятий, предусмотренных указанной Программой, показывает, что решение проблем пожилых граждан не теряет актуальности. Несмотря на принимаемые меры по социальной защите пожилых людей, уровень их жизни остается невысоким. По-прежнему остается острой проблема занятости пожилых людей. В части, предусматривающей развитие инфраструктуры, необходимой для социального обслуживания граждан старшего поколения, из-за недостаточности финансирования мероприятий Программы из бюджетов всех уровней в ряде городов и районов не удалось начать строительство жилых домов социального использования для одиноких престарелых граждан и инвалидов, открыть дополнительные отделения социального обслуживания на дому, специализированные отделения социально-медицинского обслуживания на дому, отделения срочного социального обслуживания, отделения дневного пребывания, провести реконструкцию здания под специальный жилой дом для пожилых граждан в г. Шумерле. Центры социального обслуживания населения, обеспечивающие предоставление необходимых услуг гражданам пожилого возраста, в ряде районов не имеют отдельных помещений (Моргаушский, Чебоксарский, Канашский, Красноармейский, Козловский, Алатырский, Ибресинский, Комсомольский, Урмарский, Шумерлинский).

Недостаточно широко внедряется в практику работы учреждений социального обслуживания предоставление услуг гражданам на платной основе, требуют дальнейшего улучшения качество и совершенствование форм обслуживания, расширение сферы оказываемых услуг.

Вместе с тем сложившаяся в Российской Федерации система безадресного предоставления пожилым гражданам льгот, установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации и Чувашской Республики, ведет к неэффективному использованию государственных средств. Она не способна преодолеть массовую бедность и обеспечить действенную поддержку уязвимых социальных групп в современных условиях. Все это определяет необходимость реформирования системы социальной поддержки населения, коренного пересмотра форм и методов предоставления социальной помощи и совершенствования финансовой политики в социальной сфере. Для решения данной проблемы совместно со специалистами Межведомственной рабочей группы по реализации проекта Международного банка реконструкции и развития "Техническое содействие реформе бюджетной системы на региональном уровне" и МЦСЭИ "Леонтьевский центр" (г. Санкт-Петербург) разработаны Концепция реформирования управления расходами на социальную защиту граждан в Чувашской Республике и План реформирования системы финансирования расходов на социальную защиту в Чувашской Республике на 2001 - 2003 годы.

Целями реформирования управления расходами на социальную защиту в Чувашской Республике являются оптимизация и систематизация различных выплат, пособий, компенсаций и льгот на основе проведенной инвентаризации нормативных актов Российской Федерации, Чувашской Республики, полной оценки расходов на финансирование льгот, субсидий и дотаций, переход от предоставления льгот к выплате денежных пособий. Для оперативного решения вопросов социальной поддержки уязвимых групп населения, гарантии целевого использования финансовых средств, а также исключения возможности предоставления одноименных льгот и выплат одному получателю по нескольким основаниям необходимо создать в республике Единую базу данных получателей социальных льгот.

Для развития инфраструктуры, обеспечивающей предоставление социальных услуг гражданам пожилого возраста, а также для создания условий по развитию нравственного, духовного, культурного потенциала пожилых людей и укрепления их социальных связей, адаптации граждан старшего поколения в трудных жизненных ситуациях, дальнейшего развития адресности помощи пожилым людям разработана республиканская программа "Старшее поколение" на 2002 - 2004 годы. Финансирование Программы предполагается производить в пределах текущего финансирования из республиканского бюджета Чувашской Республики, направляемого на укрепление материально - технической базы республиканских и муниципальных учреждений социального обслуживания населения, на реализацию Федерального закона "О ветеранах".

Мероприятия республиканской целевой программы "Старшее поколение" на 1998 - 2000 годы" по развитию сети учреждений социального обслуживания, невыполненные в связи с недостаточным финансированием, но сохраняющие актуальность в конкретных районах и городах, включены в республиканскую программу "Старшее поколение" на 2002 - 2004 годы (далее Программа) с учетом предложений, поступивших от органов исполнительной власти и местного самоуправления.

От целенаправленного решения вопросов предоставления социальных гарантий во всех сферах жизнедеятельности, развития и создания оптимальной сети учреждений социального обслуживания зависит адаптация пожилых людей к изменяющимся социально - экономическим условиям жизни. Решение такого рода задач возможно лишь в рамках республиканской программы с применением комплексного подхода.

Основные цели и задачи, сроки реализации Программы


Основной целью Программы является реализация государственной политики в области социальной поддержки лиц старшего поколения в Чувашской Республике, обеспечение для лиц старшего поколения, наравне с другими гражданами, возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации и Конституцией Чувашской Республики, усиление их социальной поддержки.

Данная цель будет способствовать повышению уровня и качества жизни лиц старшего поколения.

Программа предусматривает решение следующих задач:

обеспечение системного подхода к решению проблем пожилых людей;

повышение степени социальной защищенности лиц старшего поколения, обеспечение правовой защиты;

улучшение социального положения пожилых людей;

поддержание жизнеспособности и активности лиц старшего поколения:

создание условий для социального участия пожилых людей;

развитие инфраструктуры, обеспечивающей социальное обслуживание лиц старшего поколения;

кадровое обеспечение органов социальной защиты населения специалистами, занятыми предоставлением помощи и услуг нетрудоспособным гражданам и лицам пожилого возраста.

Программа рассчитана на 2002 - 2004 годы.

Система программных мероприятий


Перечень мероприятий республиканской программы "Старшее поколение" на 2002 - 2004 годы прилагается.

Программа состоит из четырех разделов.

Раздел I. Совершенствование деятельности по социальной защищенности граждан старшего поколения. Данным разделом предусматриваются мероприятия, направленные на реализацию основных положений государственной социальной политики в отношении граждан старшего поколения, Федеральных законов "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации", "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов", на усиление их правовых гарантий, проведение анализа качества и уровня жизни пожилых людей, создание Единой республиканской базы данных получателей социальных льгот.

Раздел II. Развитие инфраструктуры, обеспечивающей социальное обслуживание граждан старшего поколения. В данном разделе предлагается перечень мероприятий по развитию инфраструктуры учреждений и служб социального обслуживания, укреплению материально-технической базы республиканских и муниципальных учреждений социального обслуживания населения. Определены источники финансирования мероприятий Программы.

Раздел III. Создание условий для социально-активного участия пожилых людей в жизни общества. В настоящий раздел включены меры по проведению специализированной профилактической работы, направленной на укрепление физического состояния лиц старшего возраста, повышение эффективности оказания медицинской помощи, создание условий для проведения физкультурно-оздоровительных мероприятий, для реализации интеллектуальных и культурных потребностей с учетом возрастных особенностей, запросов и сформировавшихся навыков пожилых людей.

Раздел IV. Кадровое обеспечение системы социальной защиты граждан старшего поколения. В данный раздел включены мероприятия по подготовке специалистов социальной сферы, непосредственно занятых обслуживанием пожилых людей.

Ресурсное обеспечение Программы


Источники финансирования

Объемы финансирования (тыс. рублей)

всего

в том числе по годам

2002

2003

2004

Федеральный бюджет

1102168,3

320468,3

365000,0

416700,0

Республиканский бюджет

50175,0

4455,0

24710,0

21010,0

Бюджеты городов и районов

2525,0

655,0

1300,0

570,0

Итого

1154868,3

325578,3

391010,0

438280,0

Общий объем ассигнований на финансирование Программы на весь период ее действия (2002 - 2004 годы) составляет 1154868,3 тыс. рублей.

В ходе реализации Программы объемы финансирования ее мероприятий подлежат ежегодной корректировке с учетом реальных бюджетных возможностей.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»