Недействующий

КАБИНЕТ МИНИСТРОВ ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 29 мая 2009 года N 178

О Республиканской комплексной программе инновационного развития промышленности Чувашской Республики на 2010 - 2015 годы и на период до 2020 года

Признано утратившим силу постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 13 февраля 2014 г. N 44

{ИЗМЕНЕНИЯ И ДОПОЛНЕНИЯ:
постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 20 июля 2010 г. N 234
постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 27 января 2011 г. N 19
постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 14 сентября 2011 г. N 395
постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 24 января 2013 г. N 28}

В целях формирования единого инновационного пространства и реализации государственной политики Чувашской Республики в области инновационного развития как одной из приоритетных составляющих Стратегии социально-экономического развития Чувашской Республики до 2020 года и в соответствии с постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 30 октября 2006 года N 274 "О совершенствовании и расширении сферы применения программно-целевых методов бюджетного планирования" Кабинет Министров Чувашской Республики постановляет:

1. Утвердить прилагаемую Республиканскую комплексную программу инновационного развития промышленности Чувашской Республики на 2010 - 2015 годы и на период до 2020 года (далее - Программа).

2. Утвердить Министерство экономического развития, промышленности и торговли Чувашской Республики государственным заказчиком Программы.

{пункт 2 в редакции постановлений Кабинета Министров Чувашской Республики от 27 января 2011 г. N 19, от 24 января 2013 г. N 28}

3. Установить, что:

при формировании проектов республиканского бюджета Чувашской Республики на очередной финансовый год и плановый период Программа включается в перечень республиканских целевых программ, подлежащих финансированию за счет средств республиканского бюджета Чувашской Республики;

объем финансирования мероприятий Программы подлежит ежегодному уточнению исходя из реальных возможностей республиканского бюджета Чувашской Республики.

4. Органам исполнительной власти Чувашской Республики обеспечить своевременное выполнение мероприятий, предусмотренных Программой.

5. Рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных районов и городских округов, организациям независимо от организационно-правовых форм и форм собственности принять участие в реализации мероприятий Программы.

6. Признать утратившими силу с 1 января 2010 г.:

постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 21 марта 2005 г. N 61 "О Республиканской программе развития лесопромышленного комплекса Чувашской Республики на 2005-2010 годы";

постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 20 июня 2005 г. N 150 "О Республиканской программе развития легкой промышленности Чувашской Республики на 2005-2010 годы";

постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 30 декабря 2005 г. N 350 "О Республиканской комплексной программе инновационного развития Чувашской Республики на 2006-2011 годы";

подпункты 4 и 7 пункта 1 постановления Кабинета Министров Чувашской Республики от 11 мая 2006 г. N 115 "Об изменении и признании утратившими силу некоторых постановлений Кабинета Министров Чувашской Республики";

постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 30 июня 2006 г. N 157 "О Республиканской целевой программе развития химической промышленности Чувашской Республики на 2006-2010 годы";

постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 21 сентября 2006 г. N 237 "О Республиканской целевой программе развития машиностроительного комплекса Чувашской Республики на 2006-2010 годы";

пункт 1 постановления Кабинета Министров Чувашской Республики от 27 декабря 2006 г. N 332 "О внесении изменений в некоторые постановления Кабинета Министров Чувашской Республики";

постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 29 февраля 2008 г. N 52 "О внесении изменений в постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 30 июня 2006 г. N 157";

постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 28 марта 2008 г. N 77 "О внесении изменений в постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 21 сентября 2006 г. N 237";

постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 11 апреля 2008 г. N 100 "О внесении изменений в постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 20 июня 2005 г. N 150";

постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 11 апреля 2008 г. N 101 "О внесении изменений в постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 21 марта 2005 г. N 61";

постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 25 апреля 2008 г. N 117 "О внесении изменений в постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 30 декабря 2005 г. N 350";

постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 25 сентября 2008 г. N 291 "О внесении изменений в постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 30 декабря 2005 г. N 350";

абзац пятнадцатый пункта 16 перечня мероприятий по реализации Закона Чувашской Республики "О внесении изменений в Закон Чувашской Республики "О республиканском бюджете Чувашской Республики на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов", утвержденного постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 3 февраля 2009 г. N 30.

{пункт 7 признан утратившим силу постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 27 января 2011 г. N 19}

  Председатель Кабинета Министров
     Чувашской Республики - С. Гапликов

Утверждена
постановлением Кабинета Министров
Чувашской Республики
от 29.05.2009 N 178

Республиканская комплексная программа инновационного развития промышленности Чувашской Республики на 2010-2015 годы и на период до 2020 года


Паспорт Программы


{Паспорт программы в редакции постановления Кабинета Министров Чувашской Республики от 20 июля 2010 г. N 234, от 27 января 2011 г. N 19, от 14 сентября 2011 г. N 395, от 24 января 2013 г. N 28}

Наименование Программы

-

Республиканская комплексная программа инновационного развития промышленности Чувашской Республики на 2010-2015 годы и на период до 2020 года

Основание для разработки Программы

-

Закон Чувашской Республики от 4 июня 2007 г. N 8 "О Стратегии социально-экономического развития Чувашской Республики до 2020 года";

 Указ Президента Чувашской Республики от 29 октября 2004 г. N 118 "О дополнительных мерах по инновационному развитию Чувашской Республики";

 постановление Кабинета Министров Чува шской Республики от 21 февраля 2005 г. N 39 "О Концепции инновационного развития Чувашской Республики"

Государственный заказчик

-

Министерство экономического развития, промыш ленности и торговли Чувашской Республики (далее - Минэкономразвития Чувашии) ;

Основной разработчик Программы

-

Минэкономразвития Чувашии

Цель Программы

-

формирование единого инновационного пространства и реализация государственной политики Чувашской Республики в области инновационного развития промышленности как одной из приоритетных составляющих Стратегии социально-экономического развития Чувашской Республики до 2020 года

Задачи Программы

-

интеграция имеющихся в Чувашской Республике ресурсов и организационных структур, их сосредоточение на приоритетных направлениях инновационного развития;

 вовлечение научно-технического и интеллектуального потенциала Чувашской Республики в процесс инноваций;

 достижение и поддержание лидерства в научных исследованиях и технологиях по ряду приоритетных направлений (био- и нанотехнологии, электротехника, энергетика);

 развитие среды генерации знаний, включающей определение системы приоритетов развития фундаментальной науки, расширение и изменение форм финансирования фундаментальной науки (расширение поддержки научных проектов, системы грантов государственных фондов), поэтапную реструктуризацию фундаментальной науки, развитие интеграции научных и образовательных институтов;

 создание системы технологического прогнозирования, уточнение приоритетов технологического развития, перечня критических технологий и механизмов их развития, обеспечивающих решение прорывных задач;

 развитие приоритетных направлений науки, технологий и техники на основе формируемых долгосрочных прогнозов технологического развития (форсайт);

 обеспечение конкурентоспособности сектора прикладных исследований и разработок, включающее внедрение проектного финансирования организаций науки, обновление приборной и стендовой базы исследовательских центров, поддержку малого инновационного бизнеса, стимулирование участия организаций в международных научно-исследовательских и технологических проектах;

 структурная диверсификация экономики на основе повышения конкурентоспособности обрабатывающих производств, высокотехнологичных отраслей и "экономики знаний", ускорение инноваций, усиление их влияния на экономическое развитие;

 создание механизмов обеспечения инновационной активности организаций в Чувашской Республике, повышение спроса на инновации и создание механизмов привлечения частных инвестиций в сферу инновационного развития республики;

 выявление и стимулирование развития территориально-производственных инновационных кластеров, в рамках которых образуются устойчивые связи между участниками инновационной системы, в том числе создание и развитие территорий опережающего развития, индустриальных (промышленных) и технологических парков;

 развитие производственной и инновационной инфраструктуры, включая создание систем научно-технологического, информационного, кадрового, маркетингового обеспечения, в том числе экспертизы инноваций и защиты прав собственности на разработки;

 технологическая модернизация стратегических отраслей промышленности;

 обеспечение инновационного развития наукоемких сфер экономики Чувашской Республики путем создания и развития отраслевой базы для разработки и внедрения высокотехнологичной и наукоемкой продукции (технологий) в производство;

 рост качества и повышение доступности сектора интеллектуальных услуг: управленческого и финансового консультирования, аудита, актуарных услуг, промышленного дизайна и инжиниринговых услуг, услуг в области маркетинга, брендинга, развития общественных связей, юридических услуг;

 поддержка кластерных инициатив, направленных на достижение результативной кооперации организаций - поставщиков оборудования, комплектующих, специализированных производственных и сервисных услуг, научно-исследовательских и образовательных организаций в рамках территориально-производственных  и нновационных кластеров;

 минимизация рисков при реализации инновационных проектов за счет применения механизмов страховой защиты;

 применение инновационных подходов в институциональной, ресурсно-кредитной, налогово-бюджетной и тарифной политике;

 создание экономических и социальных условий для реализации творческого потенциала человека и формирование конкурентоспособного человеческого капитала, формирование трудовых и предпринимательских ценностей
   {Абзац 19 признан утратившим силу постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 24 января 2013 г. N 28 }
   обн овление основных производственных фондов экономики Чувашской Республики на базе новых ресурсосберегающих технологий;

   {Абзац 21 признан утратившим силу постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 24 января 2013 г. N 28 }

Целевые индикаторы Программы

-

к 2021 году:
 рост индекса производства обрабатывающих производств более чем в 1,8 раза к 2009 году;

 обеспечение объемов отгруженной продукции обрабатывающих производств на душу населения не менее 277 тыс. рублей;

 доведение доли инновационной продукции в общем объеме отгруженной продукции обрабатывающих производств до 25 процентов;

 обеспечение суммарных за период реализации Программы затрат на технологические инновации на уровне не менее 60 млрд. рублей;

 полное обновление основных фондов;

 повышение коэффициента обновления основных фондов обрабатывающих производств до 15 процентов;

 рост числа использованных передовых производственных технологий в 1,4 раза к 2009 году;

 создание более 65 объектов инновационной инфраструктуры, не менее 100 инновационно активных малых организаций;

 регистрация более 2,4 тыс. заявок на выдачу патентов;

 повышение доли внутренних затрат на исследования и разработки в валовом региональном продукте до 1,5 процента;

 рост среднемесячной заработной платы работников обрабатывающих производств в 4,8 раза к 2009 году;

 обеспечение эффективности деятельности Минэкономразвития Чувашии в сфере государственных закупок;

 доведение количества вновь созданных высокопроизводительных рабочих мест до 4500

Срок реализации Программы

-

2010-2020 годы

Наименование подпрограммы

-

подпрограмма "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в промышленности Чувашской Республики "Республиканской комплексной программы инновационного развития промышленности Чувашской Республики на 2010-2015 годы и на период до 2020 года"

Объемы и источники финансирования Программы

-

предполагаемый общий объем финансирования Программы составляет 27654,06 млн. рублей, из них:
 средства республиканского бюджета Чувашской Республики - 314,74 млн. рублей (1,14 процента);

   внебюджетные источники - 27339,32 млн. рублей (98,86 процента).
 Объем финансирования подлежит ежегодному уточнению при утверждении республиканского бюджета Чувашской Республики на очередной финансовый год и плановый период

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы и показатели бюджетной и социальной эффективности

-

ежегодный прирост объемов промышленного производства обрабатывающих производств в среднем на 8-9 процентов начиная с 2012 года;

 формирование и развитие инфраструктуры инновационной деятельности;

 повышение экономической активности малого предпринимательства в инновационной сфере и создание стартовых условий для малого инновационного бизнеса;

 улучшение бизнес-культуры и повышение инвестиционной привлекательности Чувашской Республики;

 удовлетворение потребностей бизнеса в новых технологиях, формирование собственного рынка научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ;

 повышение инновационного уровня Чувашской Республики, ее рейтинга среди субъектов Российской Федерации.
 Бюджетная эффективность определяется тем, что реализация инновационных проектов и активизация инновационной деятельности в Чувашской Республике позволят повысить эффективность деятельности организаций и увеличить поступление налогов в бюджеты всех уровней, обеспечить увеличение валового регионального продукта. Чистый дополнительный доход республиканского бюджета Чувашской Республики за все годы реализации Программы составит 7,6 млрд. рублей, что в 21 раз перекрывает бюджетные затраты. Рентабель ность Программы с учетом вновь введенных промышленных производств составит 132 процента.
 Социальная эффективность Программы определяется тем, что за период реализации Программы будет создано более 2 тыс. новых рабочих мест и средняя заработная плата в обрабатывающих производствах вырастет в 4,8 раза по сравнению с 2009 годом

Система организации контроля за выполнением Программы

-

контроль за реализацией Программы осуществляет государственный заказчик - Минэкономразвития Чувашии.
 Исполнители мероприятий Программы ежегодно к 15 февраля до 2021 года информируют Минэкономразвития Чувашии о ходе выполнения Программы.
 Минэкономразвития Чувашии ежегодно до 1 марта 2021 г. направляет доклад о ходе реализации Программы и эффективности использования финансовых средств в Министерство финансов Чувашской Республики.
 По окончании срока реализации Программы Минэкономразвития Чувашии:
 до 20 февраля 2021 г. представляет в Министерство финансов Чувашской Республики на согласование доклад о реализации Программы и эффективности использования финансовых средств за весь период ее реализации;

 до 1 марта 2021 г. представляет в Кабинет Министров Чувашской Республики доклад о ее выполнении, эффективности использования финансовых средств за весь период ее реализации, согласованный с Министерством финансов Чувашской Республики

Введение


Республиканская комплексная программа инновационного развития промышленности Чувашской Республики на 2010-2015 годы и на период до 2020 года (далее - Программа) является логическим продолжением Республиканской комплексной программы инновационного развития Чувашской Республики на 2006-2011 годы, утвержденной постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 30 декабря 2005 г. N 350.

{Абзац 1 в редакции постановления Кабинета Министров Чувашской Республики от 24 января 2013 г. N 28}

Программа является инструментом реализации второго этапа Концепции инновационного развития Чувашской Республики, утвержденной постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 21 февраля 2005 г. N 39. Сегодня перед экономикой стоят новые задачи, решение которых требует новых подходов не только на краткосрочную, но и на долгосрочную перспективу. Экономический рост на основе инновационного обновления приобретает новое качество, когда эффективной формой накопления становится развитие интеллектуального потенциала, а наиболее выгодными инвестициями - инвестиции в человека, его знания и таланты.

Превращение знаний в непосредственный производственный ресурс порождает новые модели воспроизводства, ускоряющие процессы укрепления и развития общества.

Современная Чувашская Республика уверенно движется по инновационному пути, апробирует новаторские технологии в различных сферах жизнедеятельности, постоянно повышает планку требований к качеству жизни. Производство, распределение и использование знаний и информации признаны главными условиями устойчивого экономического роста. Это в полной мере отвечает главным целям, задачам и подходам Стратегии социально-экономического развития Чувашской Республики до 2020 года, утвержденной Законом Чувашской Республики от 4 июня 2007 г. N 8.

{Абзац 4 в редакции постановления Кабинета Министров Чувашской Республики от 24 января 2013 г. N 28}

I. Характеристика проблемы, на решение которой направлена Программа

1.1. Постановка проблемы для решения программно-целевым методом


В соответствии с Республиканской комплексной программой инновационного развития Чувашской Республики на 2006-2011 годы сформирована республиканская инновационная система, позволяющая развивать технологическую и научно-исследовательскую базу, повышать интеллектуальную капитализацию, привлекать импорт технологий, осуществлять наполнение внутреннего рынка инноваций во всех сферах жизнедеятельности Чувашской Республики (приложение N 1).

Создана система базовых правовых норм и инфраструктурных объектов, обеспечивающих функционирование рыночных отношений между хозяйствующими субъектами инновационной деятельности. Начала действовать вертикаль власти, в основе которой лежат нормативно закрепленные меры государственной поддержки инноваций в республике. В процесс государственного управления внедряются современные методы и механизмы стратегического планирования и управления по результатам, идет их увязка с механизмами принятия бюджетных решений, в первую очередь в рамках программно-целевого подхода.

Инновации, воплощенные в новых научных знаниях, изделиях, технологиях, услугах, оборудовании, квалификации кадров, организации производства, являются главным фактором конкурентоспособности во всех экономически развитых странах. Доля прироста валового внутреннего продукта (далее - ВВП) за счет инноваций в этих странах составляет более 75 процентов. Один процент прироста ВВП дает в экономически развитых странах 0,7 процента прироста дохода бюджета, поэтому обеспечение устойчивого инновационного развития позволит решить такую важную задачу реализации государственной политики, как поддержание конкурентоспособности и достижение высокого уровня жизни населения.

Инновационный тип развития имеет ряд качественных и количественных характеристик, соответствующих параметрам развития ведущих стран мира:

диверсификация экономики, в структуре которой ведущая роль переходит к "отраслям знаний" и высокотехнологичным отраслям промышленности. Доля высокотехнологичного сектора и экономики знаний в ВВП должна составлять не менее 17-20 процентов (в Чувашской Республике в 2008 году - 8 процентов), вклад инновационных факторов в годовой прирост ВВП - не менее 2-3 процентных пунктов (в Чувашской Республике - 1,3);

высокая инновационная активность корпораций, связанная с освоением новых рынков и технологий, обновлением ассортимента продукции, созданием новых форм организации бизнеса. Доля промышленных предприятий, осуществляющих технологические инновации, должна возрасти до 50 процентов (по Российской Федерации - 8,5 процента, в Чувашской Республике - 14,2 процента), доля инновационной продукции в ВВП - до 35 процентов (по Российской Федерации - 2,5 процента, в Чувашской Республике - 5,2 процента).

1.2. Основные проблемные вопросы, на решение которых направлена Программа


1.2.1. Инновационная активность организаций в Чувашской Республике

Повышение инновационной активности организаций промышленного комплекса, которое наблюдается в последние три года, связано не с коренными сдвигами в технологиях, а с улучшением качества управления, организационными инновациями, а также с ростом конкуренции и постепенным вытеснением с рынка наиболее неэффективных предприятий. Использование полного спектра факторов инновационного роста ограничено низкой восприимчивостью бизнеса к любым нововведениям, особенно технологического характера. В результате не инновации влияют на развитие экономики, а наоборот, при формировании стратегии инновационной деятельности предприятия чутко реагируют на макроэкономическую стабильность в регионе и стране. Как следствие, темпы инновационного развития остаются недостаточными для обеспечения глобальной конкурентоспособности организаций.

В 2008 году, по данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Чувашской Республике (далее - Чувашстат), доля инновационно активных организаций среди обследуемых организаций в Чувашской Республике составила 14,2 процента (диаграмма 2.1 приложения N 2) . Данный показатель развития инновационной деятельности выглядит весьма скромно на фоне соответствующих показателей стран Европейского Союза, включая бывшие страны Восточной Европы, а также Японии, ряда стран Центральной, Южной и Северной Америки, Новой Зеландии, Австралии. Сравнения показывают, что уровень инновационной активности промышленных предприятий в республике существенно ниже, чем в странах с высоким (Ирландия - 75 процентов, Канада, Германия, Австралия - 60 процентов и выше) и даже средним (Мексика - 46 процентов, Эстония - 38, Латвия - 35, Словения - 28, Венгрия - 28 процентов) уровнями экономического развития, хотя и несколько выше российского уровня - 9,3 процента. Ближе всех к Чувашии по данному индикатору Польша (18 процентов), Румыния (19 процентов) и Словакия (22 процента).

Промышленные предприятия в Чувашской Республике по уровню эффективности (производительности труда) уступают предприятиям не только развитых, но и многих развивающихся стран с гораздо менее развитым научным потенциалом (диаграмма 2.2 приложения N 2).

В значительной части промышленных предприятий, особенно малого и среднего бизнеса, инновационная деятельность осуществляется ситуативно. При наличии роста инновационной активности предпринимательского сектора в его затратах на технологические инновации доминируют расходы на новое оборудование при низком спросе на исследования и разработки (табл. 2.1 приложения N 2). В целом ресурсы предпринимательского сектора ориентированы в большей степени на закупку импортного оборудования, при этом предлагаемые сектором исследований и разработок знания в большей степени востребованы за рубежом.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»