Недействующий

СОВЕТ МИНИСТРОВ ЧУВАШСКОЙ CCР

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 29 мая 1991 года N 170

О Концепции обновления и развития национальных школ Чувашской ССР

Признан утратившим силу постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 19 февраля 2002 г. N 40

В соответствии с Законом Чувашской ССР "О языках в Чувашской ССР" и в целях возрождения национальной школы, широкого приобщения подрастающего поколения к национальной культуре, обычаям и традициям родного народа Совет Министров Чувашской ССР постановляет:

1. Утвердить представленную Министерством народного образования Чувашской ССР Концепцию обновления и развития национальных школ Чувашской ССР.

2. Министерству народного образования Чувашской ССР совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами разработать программу обновления и развития национальных школ Чувашской ССР.

Зам. Председателя Совета Министров

Чувашской ССР - Г. Волков.

И.о. Управляющего делами Совета

Министров Чувашской ССР - Ю. Марков.

Потребности возрождения языков, расширения их функций, развития национальных культур, сохранения самобытности народов, населяющих нашу республику, требуют осмысления положения, в котором находятся национальные школы, определения путей их обновления и развития.

Сложившаяся система народного образования с ее жесткой централизацией содержания обучения и воспитания не проявляла заботы о сохранении и развитии национальных языков, не приобщала учащихся к материальной и духовной культуре своего народа, его традициям, не способствовала формированию у подрастающего поколения национального самосознания и достоинства. В результате появилось поколение чувашей, татар, мордвы, не знающее языка родителей, обычаев, истории и культуры своего народа, укрепилась тенденция отхода молодежи от традиционного образа жизни, и за чего произошла утрата сформированных веками нравственно-эстетических понятий, духовных ценностей народов, что приводит к деформации сознания нации. В последнее время Министерством народного образования и общественностью Чувашской ССР приняты кардинальные меры по исправлению деформации в этом деле. С учетом достигнутых результатов разработана Концепция обновления и развития национальных школ, отвечающая жизненным интересам народов нашей республики.

Концепция определяет собственный путь развития сферы общего среднего образование в республике, устанавливает приоритет национально-республиканского компонента с учетом региональных и национальных особенностей республики. В ней реализуются и развиваются применительно к системе народного образования положения вошедшего в силу Закона Чувашской ССР " О языках Чувашской ССР.

Основные положения и принципы Концепции

Исходным положением Концепции является реализация конституционного права обучения и воспитания учащихся на их родном языке.

Родной язык - основа развития интеллекта, формирования эмоциональной сферы ребенка, становления творческой личности, способной создавать национальные ценности. Это наилучшее средство гуманизации воспитания через познание истории народа, его самобытного духа, воспитания любви и уважения к родному народу, чувства гордости за тот вклад, который он вносит в общечеловеческую культуру, Функционирование родного языка в качестве языка дошкольного воспитания и школьного обучения является решающим фактором возрождения национальных языков, развития национальных культур, самосохранения коренных народов нашей республики. Для полноправного использования национальных языков как средства обучения и воспитания необходимо наличие по всем предметам полных комплектов учебной, методической и популярной литературы на чувашском, татарском, мордовском и русском языках.

Содержание воспитания и обучения, учебники и методические пособия, литература для детей разрабатываются в соответствии с этнопсихологическими особенностями восприятия, памяти, воображения и стилем мышления детей данной национальности, учитывают специфику её языка.

Концепция предполагает в перспективе продолжение обучения на родном языке параллельно с русским языком в средних и старших классах общеобразовательной школы. Национальная школа обеспечивает передачу из поколения в поколение многовекового опыта народа, его нравственных устоев, которые способны предотвратить духовное обнищание молодежи, противостоять примитивной массовой культуре.

Новый принцип положен в основу определения содержания и структуры предметов познавательного характера (природоведение, география, биология, история), эстетического, правового, физического и трудового воспитания. Для удовлетворения запросов учебных заведений, находящихся в различных условиях, создаются условия для варьирования учебного процесса в общих рамках школы. Предполагается введение вариантов учебных планов, введение профильного обучения и посильной специализации с учетом желания учащихся и спроса на рынке труда в конкретном районе или городе. Меняется отношение и последовательность союзного, республиканского и школьного компонентов, предусмотренных базисным учебным планом, национально-региональный компонент этих предметов становится не только приоритетным, но и ядром содержания обучения. Изучив историю и географию родного края, ученик переходит к географии всей нашей страны, истории русского народа, а затем -другим странам и народам.

Разработка и утверждение учебных планов и программ по названным предметам переходит в компетенцию Чувашской республики.

При реализации Концепции учитываются учебные планы Татарской, Мордовской ССР, а также РСФСР, специфика языков, различие городских, сельских, малокомплектных школ и дошкольных учреждений, районов со смешанным составом населения, предполагается разнообразие учебных планов, введение профильного обучения и специализация с учетом желания учащихся и спроса производства.

Обучение в дошкольных учреждениях, а также в 1-4 классах ведется на родном языке детей, в 5-11 классах родной язык изучается как предмет. Постепенно будет реализовываться переход на параллельное обучение на родном и русском языках до окончания средней школы.

Таким образом, основными принципами Концепции являются:

1. Реализация права родителей обучения и воспитания ребенка на его родном языке с дошкольного возраста до окончания средних учебных заведений.

2. Формирование интеллектуальных способностей и нравственных качеств детей с учетом этнопсихологических особенностей познавательных процессов и традиций народной педагогики.

3. Приобщение подрастающего поколения с самого раннего возраста к национальной культуре, обычаям и традициям родного народа, к его духовным и нравственно-этическим ценностям.

4. Приоритет национально-республиканского компонента в содержании и структуре предметов познавательного характера, эстетического, правового, физического и трудового воспитания. Содержание предметов "Математика", "Физика", "Химия" относится к союзной компетенции.

5. Разнообразие типов школ, дошкольных и детских учреждений, вариативность учебных планов в зависимости от местных условий и имеющихся возможностей.

6. Создание условий для возрождения языков других этнических групп, проживающих в республике Чавашьен, расширение их функции как языка дошкольного и школьного воспитания и обучения.

Общие основы разработки учебных планов, программ и учебников для национальных школ

Основные цели и положения Концепции, пересмотр образовательных и воспитательных приоритетов находят отражение в республиканских учебных планах дошкольных учреждений, школ I, II, III ступени, а также ПТУ, Учебные планы и программы отвечают требованиям общесоюзного уровня образования.

В национальных школах республики с I до XI класс вводится предмет "Культура чувашского края". Во взаимодействии с уроками правового, родной литературы и предметами эстетического, физического воспитания и трудовой подготовки этот предмет дает учащимся широкий круг знаний в области материальной и духовной культуры коренных народов республики.

Основу программы воспитания в дошкольных учреждениях составляет национальный компонент. С дошкольного возраста дети воспитываются в среде с национальный колоритом, знают много сказок, стихов, загадок, слушают народные песня, играют в народные настольные и подвижные игры, учатся исполнять национальные танцы.

В школе I ступени у учащихся складывается понятие о национальной культуре. При воспитании детей с дошкольного возраста в среде, насыщенной национально-культурным материалом, они, как правило, знают много стихов, сказок, загадок, умеют петь народные песни, исполнять национальные танцы, знакомятся с декоративным и прикладным искусством народа. Они получают представление о жанрах фольклора.

Школа II и III ступеней прививает учащимся практические навыки национальной резьбы, шитья, вышивания, изготовления национальных блюд. Продолжается знакомство с произведениями устного народного творчества, разновидностями прикладного искусства. Учащиеся осваивают национальные игры и виды спорта, получают представление о народных обычаях и ритуалах, проводят сбор фольклорного, этнографического, историко-документального материала, умеют разбираться в родословной, приобретают практические навыки в народных ремеслах. Наравне с родным языком учащиеся овладевают русским языком как средством межнационального общения. С учетом различий языковой ситуации в городах и сельских местностях разрабатываются вариативные программы и учебники по русскому языку, которые обеспечивают преемственность работы в детских садах и школе I, II, III ступенек, координацию обучения двум языкам.

Национальная школа обеспечивает достаточный для поступления и специальных продолжения образования в средних и высших учебных заведениях стран уровень знаний и умений по русскому языку.

В программах предметов познавательного характера предусматривается расширение картины мира, начиная от окружающей среды, географии и истории родного края. Важнейшим направлением обучения становится экологическое образование и воспитание учащихся, возрождение культа природы как главного условия нормальной жизнедеятельности человека.

В программах физического и трудового воспитания, которые определяются преимущественно школами и местными органами народного образования, особое место занимают вопросы привития учащимся здорового образа жизни, подготовки их к трудовой деятельности на местах.

При всем разнообразии и вариативности учебных планов предельно допустимая норма недельной нагрузки учащихся во всех классах не превышает норму базисного плана,

Механизмы реализации Концепции

I. Создание материально-технической базы.


Для того, чтобы каждый житель республики: чуваш или русский, мордвин или татарин, или представитель другой национальности - имел возможность отдавать своих детей в ясли и детсады, школы и внешкольные учреждения, училища, в которых обучение и воспитание ведется на редкой языке, необходима соответствующая материальная база.

На основе новых статистических данных, учитывая конкретную демографическую ситуацию в микрорайонах городов, районах и населенных пунктах, вносятся коррективы в принятые народнохозяйственные планы строительства школ, дошкольных и детских учреждений по новым типовым проектам с национальным колоритом, разрабатывается долговременная комплексная программа развития и укрепления базы учреждений образования и воспитания, включающая новые типы учебных заведений, как гимназии, лицеи, школа-детсад и другие.

2.Учебно-методическое обеспечение.


Обучение в национальных школах на родном языке требует подготовки и издания соответствующей учебной, методической и популярной литературы для всех звеньев общего среднего образования: дошкольных учреждений, школы 1,2,3 ступеней ПТУ.

Для этого необходимо:

- осуществление качественного перевода действующих школьных учебников. Создание обновленных учебно-терминологических словарей, включающих формулировку определений и свойств, правил и законов. Издание учебных пособий по национальной культуре, фольклору. Учреждение республиканского педагогического журнала на чувашском и русском языках;

-перевод методических пособий и разработок для учителей, дидактических материалов для учащихся. Составление задачников с использованием краеведческого и местного материала, популярных брошюр и книг для внеклассного чтения. Разработка дополнительных учебных и методических материалов, учитывающих особенности формирования понятий на родном языке, помогающих преодолевать трудности перехода с одного языка на другой, адресованных учащимся, владеющий двумя языками и т.д.;

- создание оригинальных авторских учебников, их методическое обеспечение.

Создание разнообразных средств обучения: слайдов, грампластинок, видеозаписей, компьютерных программ и др.

Учебно-методическое обеспечение национальных дошкольных учреждений и школ становится важнейшей проблемой всех научных и методических учреждений, высших учебных заведений, решение которой требует объединения всех творческих сил: опытных учителей, научных работников, деятелей культуры и искусства, народных мастеров и исполнителей. Предусматриваются целевые выделения бумаг по заблаговременным расчетам как для выпуска массовых тиражей, так и для издания опытно-экспериментальных материалов учебников и методических пособий.

Кадровое обеспечение


Предусматривается разработка и реализация комплекса мер для подготовки и переподготовки кадров, способных вести обучение и воспитание детей на их родном языке. Осуществляется взаимодействие органов народного образования с учебными заведениями, готовящими кадры для дошкольных учреждений и школ.

Взаимодействие школы. детских учреждений, семьи и общественности

Национальная школа возрождает и пропагандирует лучшие традиции народной педагогики, широко использует воспитательные факторы национальных семейных традиций и отношений.

Важную роль в становлении национальной школы играет психологическая служба, которая раскрывает этнопсихслогичеекие особенности характера, поведения, эмоциональной сферы детей разных национальностей, межэтнические и личностные отношения в детских и педагогических коллективах. Предполагается изменение сложившихся годами стереотипов в массовом сознании, преодоление инертности и консерватизма мышления, без чего обновление национальной школы становится нереальным.

Правовое обеспечение. Придание Концепции законодательного статуса

Обеспечивается соответствие нормативно-правовых актов по народному образованию республики с положениями Концепции и программой её реализации.

Учреждения народного образования получают финансовую самостоятельность в использовании выделенных им государственных средств.

Глубокая запущенность проблем национальных школ, их роль как фактора гармонизации межнациональных отношений в современных условиях вызывают необходимость принятия правительственной программы ускоренной реализации Концепции, подкрепленной соответствующими финансовыми и материальными ресурсами.

Концепция одобрена Коллегией Министерства народного образования Чувашской ССР,

За основу взята Концепция, разработанная под руководством академика АПН СССР Г.Н.Волкова.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»