Недействующий

СОВЕТ МИНИСТРОВ ЧУВАШСКОЙ АССР

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 26 июня 1989 года N 167

О разработке целевой комплексной Программы охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов Чувашской АССР на тринадцатую пятилетку и на период до 2005 года

признан утратившим силу постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 10 октября 2003 г. N 247

В целях обеспечения охраны и рационального использования земли и её недр, водных ресурсов, атмосферного воздуха, растительного и животного мира, на основе коренной перестройки дела охраны природы, экологического воспитания и образования всего населения, руководствуясь установками ХХ съезда партии, XIX Всесоюзной конференции КПСС и Съезда народных депутатов СССР, Совет Министров Чувашской АССР постановляет:

1. Принять предложения Госкомприроды Чувашской АССР об основных направлениях охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов Чувашской АССР на тринадцатую пятилетку и на период до 2005 года (прилагаются).

Для широкого обсуждения их опубликовать на страницах республиканских газет.

2. Госагропрому Чувашской ACCP, Министерствам и ведомствам, объединениям и предприятиям, исполкомам городских и районных Советов народных депутатов обеспечить разработку целевых комплексных программ охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов на тринадцатую пятилетку и на период до 2005 года по каждому объединению, предприятию, организации, учреждению, колхозу, совхозу и сводные показатели по району и городу, министерству и ведомству не позднее 1 сентября 1989 г. представить в Госплан Чувашской АССР.

Госплану Чувашской АССР и Госкомприроде Чувашской АССР с участием заинтересованных министерств и ведомств республики на основе обобщения представленных материалов разработать целевую комплексную программу окружающей среды и рационального использования природных ресурсов Чувашской AСCP на тринадцатую пятилетку и на период до 2005 года и внести их на рассмотрение Совета Министров Чувашской АССP в ноябре текущего года.

3. Госкомприроде Чувашской АССР - до 1 августа 1989 г. разработать формы экологического паспорта и довести их до всех промышленных предприятий и организаций, имеющих источники загрязнении природной среды.

Промышленным предприятиям и организациям обеспечить в 1989 году подготовку экологических паспортов и установить строгий контроль за их выполнением.

4. Контроль за выполнением постановления возложить на Госплан Чувашской АССР и Госкомприроду Чувашской АССР.

Председатель Совета Министров

Чувашской АССР - Л. Прокопьев

Управляющий Делами Совета Министров

Чувашской АССР - П. Митрофанов

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов Чувашской АССР на ХIII пятилетку и на период до 2005 года


Основные направления охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов Чувашской АССР на период до 2005 года предусматривают комплекс мер, направленных на коренное улучшение охраны окружающей среды от вредного влияния антропогенной деятельности, обеспечение приоритетного развития наукоемких отраслей на основе внедрения передовой технологии с минимальными ресурсами, постепенного перехода от селективной переработки к комплексному использованию сырья, утилизации загрязняющих веществ, а также повышение уровня экологических знаний населения.

Имеется в виду формирование благоприятной жизненной среды, способствующей физическому, социальному и нравственному здоровью людей, обеспечение оптимального сочетания социально-экономического развития республики с одновременным решением экологических задач и ориентацией на новые условия хозяйствования с учетом перехода, на преимущественно экономические методы управления народным хозяйством и природопользованием.

Основные цели и средства охраны окружающей среды на указанный период:

- сохранение способности био - и георесурсов природной среды в целом к самоочищению и воспроизводству для нынешнего и будущих поколений;

- установление таких темпов и масштабов природопользования, которые сохраняют стабильность экологических и геофизических систем, здоровье человека;

- опережающее развитие систем очистки вредных выбросов в атмосферу и водную среду, уменьшение степени влияния "парникового эффекта" промышленных газов на воздушный бассейн;

- закрепление и дальнейшее развитие щадящего режима природопользования, переход на прогрессивные технологии в основных производственных отраслях народного хозяйства - в промышленности, строительной индустрии и сельском хозяйстве;

- составление долгосрочных программ охраны окружающей среды в каждом городе и районе;

- создание автоматизированного банка экологических данных и постоянно действующего комплексного мониторинга (наблюдения) по климату, атмосферному воздуху, поверхностным и подземным водам, лесным и земельным ресурсам (в том числе почвам), флоре и фауне, взаимосвязей состояния окружающей среды и здоровья людей;

- осуществление необходимых мер по стабилизации положения на объектах и в зонах с неблагополучным экологическим состоянием;

- постепенный вывод из пойменной зоны, а также мест массового отдыха трудящихся отдельных производств с вредными выбросами;

- введение обязательного учета выполнения планов строительства природоохранных объектов при подведении итогов республиканского социалистического соревнования среди городов и районов, промышленных, строительных и сельскохозяйственных организаций;

- активное содействие в разработке и осуществлении программы сбалансированного использования и сохранения природных ресурсов бассейна реки Волга в условиях интенсивного развития производственных сил;

- формирование у населения республики сознания высокой ответственности за состояние природной среды, всей живой природы.

Эти и другие природоохранные цели должны достигаться с помощью комплекса экономических, правовых, социально-политических и культурно-эстетических мер.

Сбалансированное и эффективное управление природопользованием и экологическим состоянием окружающей среды намечается осуществлять по следующим основным направлениям:

Охрана и рациональное использование земельных ресурсов


Площадь республики составляет 1834,5 тыс. га, из которых сельскохозяйственные угодия занимают 989 тыс. га, 789 тыс. га пашни и 173 тыс. га естественных сенокосов и пастбищ 78 % пашни подвержено в различной степени водной эрозии. Площадь оврагов и балок ежегодно в среднем увеличивается на 150-200 гектаров. Вопросы борьбы с эрозией являются самыми актуальными.

Ежегодно изымается из сельскохозяйственного оборота более 1 тыс. га земель под различное строительство и для других целей. В 1955 года площадь пашни в республике сократилась на 100 тыс. гектаров. Около четверти пашни имеет, кислую реакцию. Содержание гумуса в почве снижается, что вызвано нарушениями научно обоснованной системы земледелия и слабой работой по производству и применению органических удобрений.

В городах, рабочих поселках и других населенных пунктах республики неудовлетворительно ведутся работы по сбору, обезвреживанию и утилизации бытовых и промышленных отходов, что способствует загрязнению земельных и водных ресурсов.

Задачи по охране и рациональному использованию земельных ресурсов предусматривают:

- сохранение и повышение естественного плодородия земель за счет освоения научно обоснованных систем земледелия, накопления, компостирования и правильного использования органических удобрений, усиления борьбы с сорной растительностью на полях и в других местах;

- обеспечение выполнения в полном объеме комплекса противоэрозионных мероприятий. Посадка полезащитных и водорегулирующих, лесных полос, строгое соблюдение почвозащитной и влагосберегающей агротехники возделывания сельскохозяйственных культур, строительство противоэрозионных гидротехнических сооружений;

- приведение в нормальное работоспособное состояние всех орошаемых и осушенных земель;

- улучшение использования естественных сенокосов и пастбищ, проведение комплекса культуротехнических работ;

- упорядочение сети внутрихозяйственных дорог, усиление работ по рекультивации ранее нарушенных земель;

- упорядочение хранения и использования минеральных удобрений и пестицидов. Приведение в порядок и ремонт всех имеющихся складов для хранения этих материалов;

- разработка рекомендаций по возделыванию сельскохозяйственных культур без применения химических препаратов с широким использованием агротехнических, биологических и других безвредных методов борьбы с их болезнями и вредителями, сорными растениями;

- составление обзорно-схематических карт содержания в пахотном горизонте почв полезных элементов, а также элементов, способствующих патологическим изменениям в почве и являющихся токсичными для сельскохозяйственных растений и человека;

- оценка загрязнении придорожных сельскохозяйственных угодий для разработки рекомендаций по снижению отрицательного влияния выхлопных газов автотранспорта;

- строительство полигонов для захоронения шлаков и других токсичных отходов производства для организации санитарной охраны земель и продуктов земледелия от химического заражения;

- обеспечение постоянно действующего лабораторного контроля за содержанием нитратов и пестицидов в каждой партии продукции, запрещение реализации сельскохозяйственных продуктов без соответствующих сертификатов санитарного надзора.

Охрана атмосферного воздуха


Состояние воздушной среды ухудшается. Общие выбросы загрязняющих веществ достигли в 1933 году 263 тыс. тонн, половину которых составляют выхлопные газы автотранспорта. Остальную часть вредных выбросов дают промышленные предприятия.

В настоящее время улавливается и очищается 91 тыс. тонн.

Наибольшее экологическое напряжение создают предприятия Минэнерго СССР - 42,5%, Мингазпрома СССР - 10,3%, Минавтосельхозмаша - 7%.

С учетом нынешнего положения для оздоровления атмосферного воздуха и обеспечения его чистоты намечаются:

- обеспечить максимальный перевод автотранспорта на газообразное топливо, построить в этих целях необходимое количество газозаправочных станций;

- обеспечить автотранспорт каталитическими нейтрализаторами по очистке выхлопных газов;

- создать контрольно-регулировочные пункты во всех крупных автохозяйствах для выполнения контрольно-регулировочных операций и выдачи талонов на токсичность выхлопных газов;

- создать стационарные пункты контроля за уровнем содержания окиси углерода в отработанных газах на стационарных постах ГАИ, а также постоянно действующие посты контроля за степенью загазованности воздуха в каждом городе;

- обеспечить автохозяйства и ГАИ МВД Чувашской АССР необходимым количеством современных приборов по контролю и анализу выхлопных газов;

- сократить в городах парк автобусов с двигателями внутреннего сгорания за счет увеличения доли электрифицированного транспорта;

- изучить возможность создания одной-двух бестранспортных зон в г. Чебоксарах за счет объездных трасс;

- создать лабораторию для определения соответствия горюче-смазочных материалов ГОСТам на всех автозаправочных станциях и проведения экспресс анализов, сократить заявки на этилированный бензин;

- внедрить в г. Чебоксарах автоматизированную систему по управлению дорожным движением /АСУДД/;

- проверить соответствие ранее установленных санитарно-защитных зон предприятий действующим нормативам и по результатам принять необходимые меры;

- провести в I989-I990 годах инвентаризацию и паспортизацию всех предприятий с вредными выбросами в атмосферу для определения их структуры и предельно допустимой концентраций /ЦДК/, составить экологические паспорта городов и райцентров;

- завершить разработку нормативов предельно-допустимых выбросов /ПДВ/ в атмосферу для городов республики не позднее 1992 года;

- провести инвентаризацию установок и оборудования с применением фреона и принять меры по их замене на безопасные хладагенты;

- оснастить все действующие предприятия современными установками и приборами для улавливания, очистки и утилизации отходящих вредных веществ;

- обеспечить проведение экологической экспертизы всех проектов планов социально-экономического развития городов и районов республики в целом, схем размещения новых производств и проектов строительства объектов производственного, сельскохозяйственного, коммунального, энергетического и другого отраслевого назначения на стадии предпроектных проработок с учетом конкретных анализов экологической обстановки и мнения общественности, создать в этих целях экспертную комиссии из числа ученых и соответствующих высококвалифицированных специалистов народного хозяйства при Госкомприроде Чувашской АССР;

- осуществить мерь: по внедрению нетрадиционных источников энергии, создать в системе агропромышленного комплекса в кооперации с промышленными предприятиями производственную лабораторию с монтажной организацией по изготовлению и монтажу ветровых установок;

- провести комплекс необходимых мероприятий по переводу котельных на электроэнергию и газ;

- построить современные асфальтобетонные зароды с максимальной экологизацией производства и по мере их готовности ликвидировать многочисленные мелкие предприятия АБЗ;

- определить перечень предприятий и подготовить предложения по их переводу на безотходную или малоотходную, энергосберегающую технологию;

- организовать при горисполкомах за счет долевого участия промпредприятий вневедомственные лаборатории по контролю за состоянием атмосферного воздуха на территориях и в границах санитарно-защитных зон промпредприятий, тесно взаимодействующие с Госкомприродой республики, общественными организациями и трудовыми коллективами;

- составить крупномасштабную карту объектов и источников загрязнения и регулярно освещать на ней экологическую обстановку в целом;

- проводить ежегодные рейды "Чистый воздух" с участием широкой общественности во всех населенных пунктах республики.

Реализация вышеперечисленных мер позволит сократить объемы вредных выбросов в воздушную среду от автотранспорта, промпредприятий, стройиндустрии и агросектора до экологически безопасных пределов.

Охрана и рациональное использование родных ресурсов


Всего на нужды республики в 1988 году использовано 233 млн. куб. метров воды, в том числе на производственные нужды - 95,9 млн. куб., на сельскохозяйственные цели - 53,0 млн. куб. и на хозяйственно-бытовые - 69,8 млн. куб. метров.

Со всей остротой встала проблема сохранения чистоты Волги, Суры и малых рек. Главной причиной кризисной экологической ситуации явилась непомерная антропогенная нагрузка в целом на речной бассейн Волги.

Ежегодно в реки и водоемы на территории республики сбрасывается около 106 млн. куб. метров недостаточно очищенных стоков.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»