Недействующий

КАБИНЕТ МИНИСТРОВ ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 22 января 2003 года N 14

О подпрограмме "Хмель Чувашии" на 2003-2005 годы республиканской целевой программы "Развитие агропромышленного комплекса Чувашской Республики на 2001-2003 годы

Признан утратившим силу постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 28 февраля 2008 г. N 42

В целях удовлетворения потребности в высококачественном хмеле, продуктах его переработки и расширения рынка их сбыта Кабинет Министров Чувашской Республики постановляет:

1. Утвердить подпрограмму "Хмель Чувашии" на 2003-2005 годы республиканской целевой программы "Развитие агропромышленного комплекса Чувашской Республики на 2001-2003 годы" (далее - подпрограмма).

2. Государственным заказчиком подпрограммы утвердить Министерство сельского хозяйства Чувашской Республики.

3. Рекомендовать:

администрациям районов разработать комплекс мероприятий по реализации подпрограммы и принять участие в финансировании ее мероприятий;

организациям по переработке хмеля принять активное участие в реализации подпрограммы.

4. Министерству финансов Чувашской Республики, Министерству экономического развития и торговли Чувашской Республики при формировании республиканского бюджета Чувашской Республики предусмотреть выделение финансовых средств, начиная с 2003 года, на решение мероприятий, предусмотренных подпрограммой.

5. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на Министерство сельского хозяйства Чувашской Республики с информированием Кабинета Министров Чувашской Республики к 1 февраля ежегодно до 2006 года.

Председатель Кабинета Министров

Чувашской Республики - Н. Партасова

Утверждена
постановлением Кабинета Министров
Чувашской Республики
от 22 января 2003 г. N 14

Подпрограмма "Хмель Чувашии" на 2003-2005 годы республиканской целевой программы "Развитие агропромышленного комплекса Чувашской Республики на 2001-2003 годы"


Наименование подпрограммы

подпрограмма "Хмель Чувашии" на 2003-2005 годы республиканской целевой программы "Развитие агропромышленного комплекса Чувашской Республики на 2001-2003 годы"

Основания для разработки программы

поручение Правительства Российской Федерации от 23 января 2002 г. N АГ 414-01013, протокольное поручение Председателя Кабинета Министров Чувашской Республики Н.Ю. Партасовой, протокол от 9 апреля 2002 г. N 21

Государственный заказчик

Министерство сельского хозяйства Чувашской Республики

Разработчики подпрограммы

Министерство сельского хозяйства Чувашской Республики, государственное научное учреждение "Научно-исследовательский и проектно-технологический институт хмелеводства" Российской академии сельскохозяйственных наук

Цель программы

обеспечение потребности в высококачественном хмеле, продуктов его переработки и расширение рынка их сбыта

Срок реализации подпрограммы

2003-2005 годы

Перечень основных мероприятий

размножение и внедрение новых высокопродуктивных сортов в производство;

 посадки и уход за молодыми насаждениями хмеля;
обеспечение хмеле плантаций питательными веществами и средствами защиты от вредителей шпалер;

 укрепление материально-технической базы переработки и хранения хмеля;

 внедрение в производство новых экономически эффективных технологий и технических средств;

 организация сбыта хмеля, производимого в Чувашской Республике;

 повышение квалификации кадров хмелеводов, подготовка специалистов по хмелеводству;

 информационное обеспечение участников хмелевого рынка;
страхование урожая хмеля

Основные исполнители подпрограммы

хмелеводческие хозяйства Чувашской Республики, Чувашская государственная сельскохозяйственная академия, государственное научное учреждение "Научно-исследовательский и проектно-технологический институт хмелеводства" Российской академии сельскохозяйственных наук

Объемы и источники финансирования

общий объем в отрасль в 2003-2005 годы составит 406,61 млн. рублей, в том числе из федерального бюджета 127 млн. рублей:
 в 2003 году-25,00 млн. рублей
 в 2004 году-45,00 млн. рублей
 в 2005 году-57,00 млн. рублей
 из республиканского бюджета Чувашской Республики 88,64 млн. рублей, из них по годам:
 в 2003-24,86 млн. рублей
 в 2004 году-30,43 млн. рублей
 в 2005 году-33,35 млн. рублей
 внебюджетных и собственных средств хозяйств 190,97 млн. рублей

Ожидаемые результаты реализации подпрограммы

стабилизировать производство хмеля и обеспечить его реализацию в республике в 2005 году в объеме 1230 тонн;

 выработать организационно-экономическую модель агроструктуры по производству и сбыту хмеля и механизм ее функционирования;

 создать в хмелеводческих хозяйствах и на предприятиях подработки хмеля условия для выпуска хмелевого сырья, не уступающего мировым стандартам

Система организации контроля за выполнением подпрограммы

экспертный и финансовый контроль хода выполнения подпрограммы осуществляется Министерством сельского хозяйства Чувашской Республики с информированием Кабинета Министров Чувашской Республики к 1 апреля ежегодно до 2006 года

*Из республиканского бюджета Чувашской Республики на отрасль хмелеводства в 2003 году предусмотрено выделение 2,0 млн. рублей.

Финансирование недостающей суммы будет производиться из средств республиканского бюджета Чувашской Республики на 2003 год раздела "Сельское хозяйство и рыболовство" в размере 22,86 млн. рублей за счет:

сумм субсидирования затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей на приобретение элитного посадочного материала (1,17 млн. рублей);

сумм субсидирования затрат на приобретение средств защиты растений сельскохозяйственными товаропроизводителями (2,12 млн. рублей);

сумм субсидирования процентных ставок по кредитам коммерческих банков, привлекаемых предприятиями АПК в 2003 году на хмелеводство;

приобретение технических средств за счет республиканского лизингового фонда (13,27 млн. рублей).

Хмель - специфическая сельскохозяйственная культура. Прежде всего, это - раздельнополая, двудомная культура. Для промышленного использования соплодий (шишек) вегетативно размножаются исключительно женские растения. Семенное размножение имеет место лишь в селекционных целях.

Вторая его особенность заключается в том, что надземная часть (стебли и листья) на зиму ежегодно отмирает, подземный орган (главное корневище) служит источником ежегодного возобновления роста, развития и поддержания продуктивности растений в течение 12-15 лет. Следовательно, хмель - многолетняя культура.

Следующая его особенность состоит в том, что растения хмеля с единицы площади выносят из почвы в 3-4 раза больше питательных веществ, чем зерновые культуры. Так, хозяйственный вынос хмелем и пшеницей с 1 тонны основной продукции составляет: азота - 84 и 30 кг, фосфора - 35 и 10 кг, калия - 92 и 20 кг соответственно.

Кроме того, хмель - ресурсо-, энергозатратная, трудоемкая культура. Так, для выращивания картофеля на 1 га затрачивается 40 человеко-дней, а на хмель, даже при современной механизации трудоемких операций, уходит 250-300 человеко-дней. Себестоимость 1 тонны хмеля обходится в 35-40 тыс. рублей, а картофеля - 1800 рублей. Однако при нормальной реализационной цене порядка 60-70 тыс. рублей за 1 тонну производство его является высокорентабельным, хозяйственно оправдываемым.

Хмель - засухоустойчивая, морозостойкая и зимостойкая культура. Кратковременные засухи (до 2-3 недель) он переносит практически без ущерба для урожая. Ранней весной молодые побеги хмеля выдерживают до 5-70 мороза, а вместо поврежденных появляются новые, более продуктивные побеги.

При разработке подпрограммы "Хмель Чувашии" на 2003-2005 годы республиканской целевой программы "Развитие агропромышленного комплекса Чувашской Республики на 2001-2003 годы" (далее - подпрограмма) приняты во внимание все эти факторы, а также то, что в Чувашской Республике хмель - это традиционная в чувашских деревнях культура.

Основным хмеле производящим регионом России является Чувашская Республика. За последние 12 лет (1990-2001 годы) 66,8% плодоносящей площади хмеле плантаций в Российской Федерации приходились на Чувашскую Республику. За это время валовой сбор чувашского хмеля составил 72% российского. В 90-е годы хмелеводство Чувашии претерпело рекордный подъем и небывалый спад. В сельскохозяйственных предприятиях республики в 1993 году за всю историю хмелеводства с 2436 га плодоносящей площади собрано 2863 тонны сухого хмеля. Средняя урожайность составила 11,8 ц/га, в 5 районах она превысила 13-15 ц/га.

Однако в связи с большими трудностями с его сбытом из-за массового завоза импортного хмеля акционированными пивоваренными заводами во многих хозяйствах он оставался нереализованным до нового урожая. И с 1994 года наметился небольшой спад его производства, а с 1995 года наметилась устойчивая тенденция сокращения площадей под хмельниками и валовых сборов хмеля, которая сохраняется до настоящего времени. Из имеющихся в хозяйствах 1890 га хмелешпалер в 2000 году хмель был заведен, возделывался и убран с 1069 га, в 2001 году - только с 783 га. Сбор сухого хмеля соответственно по годам составил лишь 642 и 399 тонн. По сравнению с 1993 годом в 2001 году плодоносящие площади сократились в 3,1, валовые сборы - в 7,2 раза. При средней урожайности хмеля за последние 12 лет 7,4 ц/га в 1996-2001 годах она колебалась от 3,7 до 6,2 ц/га. Около половины имеющихся шпалер вообще не используется для выращивания хмеля.

На большинстве заведенных плантаций изреженность насаждений составляет 30-50% и более. Это означает, что из занятых хмелем площадей почти половина не "работает" на урожай. Для своевременного выполнения всех агротехнических мероприятий, на покупку ГСМ, удобрений, гербицидов, ядохимикатов и т.д., для оплаты труда рабочих-хмелеводов и механизаторов в хозяйствах не хватает оборотных средств.

Покупка импортного хмеля, при незначительных таможенных пошлинах (5%), выросла с 4,3 тыс. тонн в 1990 году до 7,5 в 1998 году. Это происходит на фоне того, что выращиваемые в Чувашии ароматические сорта хмеля обладают хорошими пивоваренными качествами. Они характеризуются повышенным содержанием эфирных масел, благоприятным соотношением содержания альфа - кислот к бета - фракции.

Из-за отсутствия средств в последние годы хозяйства не могут проводить обновление специализированной для возделывания хмеля техники. Чехословацкие уборочно-сушильные комплексы давно отработали свои технико-эксплуатационные ресурсы. Для поддержания их в рабочем состоянии нет средств для покупки запасных частей, агрегатов и узлов, да и само производство их прекращено. В связи с этим в 1994-1995 годах начаты работы по созданию отечественной хмелеуборочной машины МХ-300А "Цивиль", не уступающей по качеству работы зарубежным аналогам. На сегодняшний день конструкция отдельных узлов не отвечает требованиям технического задания, из-за чего задерживается запуск серийного производства.

Причины негативных явлений в отрасли хмелеводства связаны с тем, что в стране произошли значительные социально-экономические преобразования, изменились экономические, финансовые и правовые условия хозяйствования. Это привело к тому, что многие сельскохозяйственные предприятия оказались убыточными и тяжело адаптируются к новым условиям хозяйствования. Соблюдение всего комплекса технологических операций при возделывании хмеля требует больших затрат, в том числе и капитального характера, что стало не под силу многим хозяйствам. Это привело к переходу на примитивные технологии возделывания хмеля, разрушению системы питомниководства, снижению уровня квалификации кадров.

Сложное положение в республике складывается с обеспечением хмелепроизводящих хозяйств специализированной техникой, особенно уборочно-сушильной. Ускорение выбытия ее из эксплуатации вследствие высокого износа в сочетании с низким коэффициентом обновления (2-3%) может привести к сокращению объемов механизации трудоемких операций в хмелеводстве (обрезка главных корневищ, окучивание, уборка и т.д.). Это находит отражение в уменьшении плодоносящих площадей хмельников и валового сбора хмеля. И это при наличии в республике экспериментально-опытного завода по производству машин для хмелеводства.

Сохранение негативных тенденций, сложившихся в хмелеводстве Чувашии, может привести к потере этой экономически выгодной культуры для экономики Чувашской Республики. В 70-80-е годы прошлого столетия во многих хозяйствах республики хмелеплантации занимали всего 0,3-0,6% от площади пашни, а доходы от реализации хмеля перекрывали убытки в растениеводстве и животноводстве вместе взятые. В целом по республике в этот период рентабельность его производства в среднем составляла 60%.

Невозможность самостоятельного выхода хмелеводства из создавшейся экономической ситуации определяет необходимость создания эффективного сочетания рыночных механизмов и мер государственной поддержки, выделения хмелеводческой отрасли в самостоятельный приоритетный объект национальной экономики.

Для решения данной проблемы требуются участие и взаимодействие органов государственной власти всех уровней и организаций рынка хмеля, что обусловливает необходимость применения программных методов. Ограниченность финансовых и материальных ресурсов для вывода рынка хмеля из создавшегося тяжелого экономического положения требует привлечения средств как федерального и республиканского бюджетов, так и самих сельскохозяйственных предприятий Чувашской Республики. Чтобы повысить эффективность их расходования необходимо добиться концентрации средств на наиболее приоритетных направлениях, адресности их выделения, увязке с конечными результатами, усиления контроля за их целевым использованием.

Основными целями подпрограммы являются создание благоприятных условий для увеличения и стабилизации производства и сбыта отечественного хмеля.

Согласно этим целям подпрограммой определены следующие задачи:

восстановление и развитие системы питомниководства для внедрения в производство новых высокопродуктивных сортов хмеля;

внедрение в производство новых экономически эффективных технических средств для возделывания хмеля;

освоение новых технологий переработки и упаковки хмеля;

формирование недостающих звеньев инфраструктуры хмелевого рынка;

обеспечение субъектов рынка хмеля оперативной информацией о его конъюнктуре;

подготовка высококвалифицированных кадров;

создание системы страхования урожая хмеля.

Реализация подпрограммы осуществляется в 2003-2005 годы.

В течение этого периода закладываются экономические и организационные основы эффективного развития производства хмеля и функционирования хмелевого рынка. В хмелепроизводящих хозяйствах, вошедших в подпрограмму, осваиваются энерго-, ресурсосберегающие технологии возделывания хмеля, используется опыт базовых хозяйств, в которых отрабатываются элементы высокоэффективного ведения отрасли хмелеводства, создаются благоприятные условия для увеличения и стабилизации производства и сбыта отечественного хмеля.

Реализация подпрограммы позволит стабилизировать производство хмеля в Чувашии в 2005 году на уровне не менее 1230 тонн (Таблица 1), а также повысить его качество и привлекательность для потенциальных покупателей, создаст условия для расширенного воспроизводства в хмелеводческой отрасли, ее устойчивого развития, повышения платежеспособности всех участников подпрограммы и притока инвестиций в хмелеводческий подкомплекс республики

В условиях ограниченности ресурсов осуществление подпрограммы предусматривает реализацию первоочередных мероприятий, включающих два направления. К первому из них относятся мероприятия, связанные с освоением производственных систем возделывания хмеля, ко второму - мероприятия, направленные на кардинальное улучшение качества получаемой продукции, совершенствование функционирования хмелевого рынка и формирование недостающих элементов его инфраструктуры.

Таблица 1

Наименование районов

Плодоносящая площадь, (га)

Урожайность, (ц/га)

Валовой сбор (центнеров)

2003

2004

2005

2003

2004

2005

2003

2004

2005

Аликовский

37

54

58

3,8

4,4

5,7

140,6

240

330

Батыревский

29

42

44

11,0

10,7

11,4

319

450

500

Вурнарский

33

50

56

6,2

6,0

7,1

204,6

300

400

Ибресинский

9

16

24

4,2

5,0

5,4

37,8

80

130

Канашский

13

20

30

2,8

4,5

6,0

36,4

90

180

Козловский

69

100

120

7,3

8,8

9,8

503,7

880

1180

Комсомольский

33

48

50

7,0

7,3

8,0

231

350

400

Красноармейский

29

42

46

4,5

5,2

6,5

130,5

220

300

Красночетайский

27

44

50

6,8

7,0

7,4

183,6

310

370

Мариинско-Посадский

122

210

254

8,0

8,4

9,6

976

1760

2445

Моргаушский

22

34

52

11,5

13,5

14,1

253

460

735

Урмарский

81

118

122

6,5

7,4

8,3

526,5

870

1010

Цивильский

117

164

166

7,5

7,7

8,4

877,5

1260

1400

Чебоксарский

7

12

18

4,0

5,8

9,3

28

70

110

Шемуршинский

17

26

28

3,3

4,2

5,0

56,1

110

140

Ядринский

101

142

148

10,1

10,6

11,5

1020,1

1500

1700

Яльчикский

22

40

48

7,5

8,5

9,8

165

340

470

Янтиковский

32

48

56

8,2

8,5

8,9

262,4

410

500

Всего по Чувашской Республике

800

120

1370

7,5

8,0

90,

6000

9700

12300

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»