Недействующий

КАБИНЕТ МИНИСТРОВ ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 25 апреля 2012 года N 145

О республиканской целевой программе "Допризывная подготовка молодежи Чувашской Республики на 2012-2020 годы"

Признано утратившим силу постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 27 декабря 2013 г. N 552

В целях совершенствования и дальнейшего развития целостной системы допризывной подготовки и военно-патриотического воспитания молодежи, создания и развития нормативно-правовой и организационно-методической базы военно-патриотического воспитания, организации деятельности по улучшению состояния здоровья и физической подготовки молодежи допризывного возраста Кабинет Министров Чувашской Республики постановляет:

1. Утвердить прилагаемую республиканскую целевую программу "Допризывная подготовка молодежи Чувашской Республики на 2012-2020 годы" (далее – Программа).

2. Утвердить государственным заказчиком Программы Министерство образования и молодежной политики Чувашской Республики.

3. Установить, что:

при подготовке проектов законов Чувашской Республики о республиканском бюджете Чувашской Республики на очередной финансовый год и плановый период Программа ежегодно включается в перечень республиканских целевых программ Чувашской Республики, подлежащих финансированию за счет средств республиканского бюджета Чувашской Республики;

объем финансирования мероприятий Программы подлежит ежегодному уточнению исходя из возможностей республиканского бюджета Чувашской Республики.

4. Органам исполнительной власти Чувашской Республики обеспечить своевременное выполнение мероприятий, предусмотренных Программой.

5. Рекомендовать органам местного самоуправления, организациям независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности принять активное участие в реализации мероприятий Программы.

6. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на Министерство образования и молодежной политики Чувашской Республики.

Председатель Кабинета Министров

Чувашской Республики И.Моторин

УТВЕРЖДЕНА

постановлением Кабинета Министров
Чувашской Республики
от 25.04.2012 N 145

РЕСПУБЛИКАНСКАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "Допризывная подготовка молодежи Чувашской Республики на 2012-2020 годы"

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ


Наименование Программы

-

республиканская целевая программа "Допризывная подготовка молодежи Чувашской Республики на 2012-2020 годы" (далее – Программа)

Основание для принятия решения о разработке Программы

-

перечень поручений Президента Российской Федерации от 6 мая 2009 г. N ПР-1098ГС;

 распоряжение Правительства Российской Федерации от 3 февраля 2010 г. N 134-р

Государственный заказчик Программы

-

Министерство образования и молодежной политики Чувашской Республики

Основной разработчик Программы

-

Министерство образования и молодежной политики Чувашской Республики

Цель и задачи Программы

-

целью Программы является совершенствование и дальнейшее развитие целостной системы допризывной подготовки и военно-патриотического воспитания молодежи.
 Основными задачами Программы, направленными на достижение поставленной цели, являются:
 координация патриотического воспитания и допризывной подготовки молодежи;

 создание комплексной системы допризывной подготовки молодежи к прохождению военной службы в Вооруженных Силах Российской Федерации;

 повышение престижа военной службы;

 совершенствование нормативно-правовой и организационно-методической базы военно-патриотического воспитания;

 подготовка квалифицированных специалистов по патриотическому воспитанию и допризывной подготовке молодежи, работающих с подрастающим поколением;

 организация деятельности по улучшению состояния здоровья и физи ческой подготовки молодежи допризывного возраста;

 разработка и внедрение эффективных моделей работы с молодежью допризывного возраста;

 обучение допризывной молодежи основам военной службы;

 развитие военно-прикладных и технических видов спорта;

 повышение роли общественных объединений в системе патриотического воспитания и допризывной подготовки молодежи;

 воспитание патриотизма, уважения к историческому и культурному прошлому России и Вооруженным Силам Российской Федерации

Важнейшие целевые индикаторы и показатели Программы

-

к 2021 году предусматривается достижение следующих показателей:
 количество подготовленных специалистов по патриотическому воспитанию и допризывной подготовке молодежи, повысивших квалификацию, составит 40 человек;

 охват лечебно-оздоровительными мероприятиями подростков с нарушениями состояния здоровья составит 85 процентов;

 охват 15-16-летних юношей углубленными профилактическими медицинскими осмотрами увеличится до 98,4 процента;

 количество военно-патриотических клубов достигнет 50;

 показатель пригодности к военной службе при первоначальной постановке на воинский учет составит 68,5 процента;

 количество молодых людей, поступивших в военные учебные заведения, составит 150 человек;

 удельный вес детей и молодежи, занимающихся военно-техническими видами спорта, достигнет 20 процентов;

 удельный вес призывной молодежи, охваченной допризывной подготовкой, увеличится до 98,4 процента

Срок реализации Программы

-

2012-2020 годы

Объемы и источники финансирования Программы

-

предполагаемый общий объем финансирования Программы за 2012-2020 годы составит 80103,0 тыс. рублей (в ценах 2012 года), в том числе:
 в 2012 году - 0,0 рубля;

 в 2013 году - 8453,0 тыс. рублей;

 в 2014 году - 8477,0 тыс. рублей;

 в 2015 году - 8501,0 тыс. рублей;

 в 2016 году - 9621,0 тыс. рублей;

 в 2017 году - 9652,0 тыс. рублей;

 в 2018 году - 9675,0 тыс. рублей;

 в 2019 году - 12855,0 тыс. рублей;

 в 2020 году - 12869,0 тыс. рублей;

  из них средства:
 республиканского бюджета Чувашской Республики  - 59915,0 тыс. рублей (74,8 процента), в том числе:
 в 2012 году - 0,0 рубля;

 в 2013 году - 5925,0 тыс. рублей;

 в 2014 году - 5949,0 тыс. рублей;

 в 2015 году - 5973,0 тыс. рублей;

 в 2016 году - 7093,0 тыс. рублей;

 в 2017 году - 7130,0 тыс. рублей;

 в 2018 году - 7153,0 тыс. рублей;

 в 2019 году - 10333,0 тыс. рублей;

 в 2020 году - 10359,0 тыс. рублей;

 местных бюджетов - 19280,0 тыс. рублей (24 процента), в том числе:
 в 2012 году - 0,0 рубля;

 в 2013 году - 2410,0 тыс. рублей;

 в 2014 году - 2410,0 тыс. рублей;

 в 2015 году - 2410,0 тыс. рублей;

 в 2016 году - 2410,0 тыс. рублей;

 в 2017 году - 2410,0 тыс. рублей;

 в 2018 году - 2410,0 тыс. рублей;

 в 2019 году - 2410,0 тыс. рублей;

 в 2020 году - 2410,0 тыс. рублей;

 внебюджетных источников - 908,0 тыс. рублей (1,2 процента), в том числе:
 в 2012 году - 0,0 рубля;

 в 2013 году - 118,0 тыс. рублей;

 в 2014 году - 118,0 тыс. рублей;

 в 2015 году - 118,0 тыс. рублей;

 в 2016 году - 118,0 тыс. рублей;

 в 2017 году - 112,0 тыс. рублей;

 в 2018 году - 112,0 тыс. рублей;

 в 2019 году - 112,0 ты с. рублей;

 в 2020 году - 100,0 тыс. рублей

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы и показатели социальной и бюджетной эффективности

-

социальная эффективность реализации программных мероприятий выразится в увеличении:
 количества подготовленных специалистов по патриотическому воспитанию и допризывной подготовке молодежи, повысивших квалификацию;

 удельного веса подростков с нарушениями состояния здоровья, охваченных лечебно-оздоровительными мероприятиями;

 охвата 15-16-летних юношей углубленными медицинскими профилактическими осмотрами;

 количества военно-патриотических клубов;

 удельного веса лиц, годных к военной службе при первоначальной постановке на воинский учет;

 количества молодых людей, поступивших в военные учебные заведения;

 удельного веса детей и молодежи, занимающихся военно-техническими видами спорта;

 удельного веса призывной молодежи, охваченной допризывной подготовкой

Система организации  контроля за выполнением Программы

-

контроль за ходом выполнения Программы осуществляет Министерство образования и молодежной политики Чувашской Республики. Исполнители мероприятий Программы ежегодно к 15 февраля до 2021 года представляют информацию о ходе реализации мероприятий Программы в Министерство образования и молодежной политики Чувашской Республики. Министерство образования и молодежной политики Чувашской Республики ежегодно к 1 марта до 2021 года представляет в Министерство экономического развития, промышленности и торговли Чувашской Республики и Министерство финансов Чувашской Республики доклад о ходе работ по Программе и эффективности использования финансовых средств.
 По окончании срока реализации Программы Министерство образования и молодежной политики Чувашской Республики до 20 февраля 2021 г. представляет в Министерство экономического развития, промышленности и торговли Чувашской Республики и Министерство финансов Чувашской Республики на согласование доклад о реализации Программы и эффективности использования финансовых средств за весь период ее реализации.
 После согласования с Министерством экономического развития, промышленности и торговли Чувашской Республики и Министерством финансов Чувашской Республики Министерство образования и молодежной политики Чувашской Республики до 1 марта 2021 г. представляет в Кабинет Министров Чувашской Республики доклад о реализации Программы и эффективности использования финансовых средств за весь период ее реализации.

Введение


Республиканская целевая программа "Допризывная подготовка молодежи Чувашской Республики на 2012-2020 годы" (далее – Программа) направлена на совершенствование и дальнейшее развитие целостной системы допризывной подготовки и военно-патриотического воспитания молодежи Чувашской Республики.

Программа разработана в соответствии с перечнем поручений Президента Российской Федерации от 6 мая 2009 г. N ПР-1098ГС, распоряжением Правительства Российской Федерации от 3 февраля 2010 г. N 134-р.

Программа включает в себя комплекс правовых, нормативных, организационных, методических, информационных мероприятий, направленных на улучшение состояния здоровья, физической и морально-психологической подготовки допризывной молодежи; осуществление военно-патриотического воспитания детей и молодежи; развитие системы массовых прикладных и военно-технических видов спорта и т.д.

Деятельность по военно-патриотическому воспитанию детей и молодежи, подготовке юношей к службе в армии проводят как общеобразовательные учреждения, так и учреждения дополнительного образования различных типов и видов, а также общественные и общественно-государственные организации, в частности региональное отделение Общероссийской общественно-государственной организации "Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России" Чувашской Республики (далее - региональное отделение ДОСААФ), Чувашская республиканская молодежная общественная организация "Ассоциация военно-патриотических клубов Чувашской Республики", Чувашская республиканская общественная организация "Военно-патриотический клуб "Родина" и др.

Тем не менее качество пополнения рядов Вооруженных Сил Российской Федерации по многим параметрам не отвечает предъявляемым требованиям.

Сегодня требуется активизация адаптации призывников к условиям военной службы, важнейшим элементом которой должна стать целенаправленная подготовка их к военной службе.

Решение этих и других проблем предполагается осуществить в рамках настоящей Программы.

I. Характеристика проблемы, на решение которой направлена Программа


После внесения изменений в Федеральный закон "О воинской обязанности и военной службе" срок прохождения срочной военной службы в Вооруженных Силах Российской Федерации сократился до 1 года.

Сокращение срока прохождения срочной службы до 1 года потребовало повышения требований к состоянию здоровья, образованию, физическому состоянию, уровню патриотизма, гражданственности и нравственности молодых людей, призываемых на службу в Вооруженные Силы Российской Федерации.

Одной из проблем, влияющих на комплектование Вооруженных Сил Российской Федерации, является уклонение от призыва на военную службу. В настоящее время показатель уклонения от призыва на военную службу остается высоким. В 2011 году в Чувашской Республике при проведении призывной кампании 16,4 процента молодых людей призывного возраста (2981 человек) остались неоповещенными (2010 год - 13,4 процента, или 2818 человек). Практически не снижается показатель граждан, убывших к новому месту жительства без снятия с воинского учета (2011 год – 7,5 процента, 221 человек; 2010 год – 8,3 процента, 235 человек).

По состоянию на 1 января 2012 г. количество молодых людей, уклоняющихся от призыва на военную службу, составило более 80 человек (на 1 января 2011 г. - 120 человек). Основными причинами уклонения граждан от призыва на военную службу являются:

боязнь физических и моральных нагрузок, которые неизбежно возникают в период исполнения воинской обязанности;

наличие высокооплачиваемой работы либо вероятность потери престижного места.

Важнейшей проблемой также является низкое качество пополнения войск в период призывных кампаний. Основная причина - низкий уровень морально-психологического состояния основной массы молодежи, напрямую связанный с отсутствием у них осознанной мотивации к прохождению военной службы.

Данные Министерства здравоохранения и социального развития Чувашской Республики свидетельствуют о том, что сокращается численность здоровых подростков. На 1 января 2011 г. под диспансерным наблюдением находилось 709 юношей в возрасте 15-17 лет, что в 1,7 раза больше, чем девушек в данном возрастном интервале.

Среди лиц в возрасте 15-16 лет нуждаются в лечебно-оздоровительных мероприятиях до 70 процентов юношей. В основном наблюдаются заболевания опорно-двигательного аппарата, глаз, органов кровообращения, пищеварения.

Анализ лечебно-оздоровительной работы показывает, что более 50 процентов юношей находится под диспансерным наблюдением врачей, специалистов различного профиля. Оздоровительные мероприятия проводятся в условиях лечебных учреждений, загородных оздоровительных учреждений, детских санаториев.

Проводимая лечебно-оздоровительная работа позволила в целом по республике снизить показатели общей и первичной заболеваемости детей и подростков с 2763,9 до 1507,5 на 1000 детей.

Данные медицинских обследований при первоначальной постановке на воинский учет 2010 года и данные 2011 года в целом отражают общую тенденцию состояния здоровья лиц допризывного возраста. В течение последних пяти лет показатель годности к военной службе по итогам медицинских обследований при первоначальной постановке граждан на воинский учет несколько увеличился и составил в 2011 году 67,7 процента против 64,0 процента в 2007 году.

В системе образования Чувашской Республики подготовка к военной службе обучающихся в общеобразовательных учреждениях и образовательных учреждениях начального профессионального образования (далее - учреждение НПО) проводится в процессе преподавания учебного курса "Основы безопасности жизнедеятельности" (далее – ОБЖ) в соответствии с разделом "Основы военной службы" учебной программы, студентов в образовательных учреждениях среднего профессионального образования (далее – учреждение СПО) – в соответствии с тем же разделом общепрофессиональной дисциплины "Безопасность жизнедеятельности".

Указанные учебные программы в целом отражают государственную образовательную политику в вопросах воспитания и формирования у обучающихся сознательного отношения к имеющимся проблемам личной и общественной безопасности, обеспечивают приобретение специальных знаний, умений, навыков, которые позволяют повысить уровень готовности призывника к военной службе.

Во всех школах республики ведется учебный курс ОБЖ, направленный на формирование у учащихся сознательного и ответственного отношения к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих. Во исполнение Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" в соответствии с федеральным компонентом государственного образовательного стандарта в программу ОБЖ для общеобразовательных школ введены разделы по подготовке граждан к защите Отечества: основы обороны государства, основы военной службы, элементы начальной военной подготовки, военно-профессиональная ориентация.

В 2011/12 учебном году занятия по ОБЖ ведут 302 преподавателя, из них 77 офицеров запаса.

Во всех муниципальных районах и городских округах Чувашской Республики функционируют методические объединения учителей ОБЖ, в работе которых участвуют специалисты отделов Военного комиссариата Чувашской Республики по районам и городам. В 253 школах республики имеется учебно-материальная база, в 263 - укомплектованные кабинеты ОБЖ, что составляет 83,4 и 86,7 процента соответственно. В 2012 году в рамках Комплекса мер по модернизации системы общего образования Чувашской Республики в 2012 году, утвержденного распоряжением Кабинета Министров Чувашской Республики от 16 февраля 2012 г. N 84-р, планируется закупка оборудования для кабинетов ОБЖ.

Ежегодно во всех средних школах организуются 5-дневные военные учебные сборы с учащимися - юношами 10-х классов. Их основной целью является формирование нравственных, морально-психологических и физических качеств, профессиональных знаний и навыков, необходимых будущему защитнику Отечества. В 2010/11 учебном году военные сборы прошли 74 процента учащихся от общего количества подлежащих постановке на военный учет. На сегодняшний день приходится констатировать, что в Чувашской Республике отсутствуют возможность проведения сборов на качественном уровне, воинские части, в большинстве учреждений образования нет строевых плацев, полос препятствий, спортивные городки не соответствуют современным требованиям и т.д.

По состоянию на 1 января 2012 г. на территории Чувашской Республики функционируют 17 профессиональных училищ и 5 техникумов и колледжей, подведомственных Министерству образования и молодежной политики Чувашской Республики (далее - Минобразования Чувашии).

В 2011/12 учебном году все учреждения НПО и СПО осуществляют образовательный процесс в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами нового поколения, утвержденными приказами Министерства образования и науки Российской Федерации.

Базовая часть профессиональных циклов основных профессиональных образовательных программ начального и среднего профессионального образования включает в себя изучение дисциплины (предмета) "Безопасность жизнедеятельности", которая значится как основополагающая в общей структуре программ. Объем часов, отведенных на дисциплину, в профессиональных училищах, техникумах и колледжах составляет 68, из них: в учреждениях НПО на освоение основ военной службы отдается 70 процентов от общего объема времени, отведенного на указанный предмет, в учреждениях СПО - 48 часов (70,5 процента).

В требованиях стандартов к результатам освоения обучающимися и студентами основных профессиональных образовательных программ по разным профессиям и специальностям сформирована основная компетенция, связанная с дисциплиной "Исполнение воинской обязанности с применением полученных профессиональных знаний (для юношей)".

Согласно отчетам руководителей учебных заведений, подведомственных Минобразования Чувашии, по состоянию на 1 января 2012 г. специализированные кабинеты имеются во всех 22 учреждениях НПО и СПО, где ведется предмет "Безопасность жизнедеятельности". Однако их обеспеченность необходимыми учебно-наглядными пособиями и оборудованием на основании рекомендованных нормативов материально-технического оснащения образовательных учреждений для обучения граждан начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы, изложенных в приложении N 1 к Инструкции об организации обучения граждан Российской Федерации начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования, образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования и учебных пунктах, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации и Министерства образования и науки Российской Федерации от 24 февраля 2010 г. N 96/134 (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 12 апреля 2010 г., регистрационный N 16866), составляет менее 50 процентов.

Необходимая учебно-материальная база (предметный кабинет с учебными и наглядными пособиями, техническими средствами обучения, спортивный городок с элементами полосы препятствий) имеется только в 69 процентах образовательных учреждений НПО и СПО и требует обновления, стрелковые тиры, нуждающиеся в полном переоборудовании, действуют в 48,3 процента учреждений. Естественно, что отсутствие элементов, необходимых для организации учебного процесса, не позволяет эффективно реализовывать федеральные государственные образовательные стандарты, в том числе проводить учебные сборы.

Предмет "Безопасность жизнедеятельности" в профессиональных училищах, техникумах и колледжах ведут педагоги, имеющие соответствующую подготовку и квалификацию, в том числе офицеры запаса, преподаватели, имеющие воинские звания. На полную ставку в учреждениях НПО и СПО работают 33 преподавателя. Высшее профессиональное образование (либо профессиональную подготовку) имеют 100 процентов педагогов, офицерские звания - 72,7 процента.

По состоянию на 1 января 2012 г. в учреждениях НПО и СПО первую и высшую квалификационную категорию имеют 79,3 процента педагогических работников дисциплины "Безопасность жизнедеятельности".

Внедрение в учебный процесс инновационных педагогических технологий способствует повышению качества образования и формированию практических навыков, необходимых юношам для службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации.

Но не все педагогические работники владеют навыками эффективной организации учебного процесса, его моделирования на основе новых методик. По данным руководителей учреждений образования, на сегодняшний день инновационными технологиями владеют 35 процентов преподавателей. В связи с этим необходимо заложить в государственное задание "Услуги по обеспечению методического сопровождения процессов совершенствования педагогического мастерства работников учреждений профессионального образования" автономному учреждению Чувашской Республики дополнительного профессионального образования "Учебно-методический центр" Минобразования Чувашии проведение обучающих семинаров для преподавателей предмета "Безопасность жизнедеятельности" по инновационным технологиям.

Свой профессиональный уровень педагоги повышают в бюджетном образовательном учреждении дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов "Чувашский республиканский институт образования", федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего профессионального образования "Академия гражданской защиты МЧС России", автономном учреждении Чувашской Республики дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) "Учебно-методический центр гражданской защиты" Государственного комитета Чувашской Республики по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям, федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего профессионального образования "Донской государственный технический университет". Ввиду недостаточного финансирования образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования в течение последних трех лет курсы повышения квалификации в специализированных методических структурах прошли лишь 37,9 процента преподавателей. В целях получения преподавателями дисциплины "Безопасность жизнедеятельности" квалифицированной методической помощи нужно обеспечить необходимое финансовое сопровождение их педагогической деятельности.

В соответствии со статьей 15 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" подготовка граждан по военно-учетным специальностям солдат, матросов, сержантов и старшин в общественных объединениях и образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования проводится в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Ряд профессиональных училищ, техникумов и колледжей осуществляет подготовку кадров по гражданским профессиям и специальностям, родственным военно-учетным, в соответствии с запросами военных комиссариатов. В 2011 году учреждениями НПО и СПО выпущен 1041 специалист, 382 из них (36,6 процента) служат в тех войсковых подразделениях, которые связаны с направлениями подготовки.

Для формирования здорового, физически развитого и технически грамотного призывника необходимо, чтобы он владел военно-прикладными и техническими видами спорта (стрелковым, парашютным и т.д.). Вызывает тревогу тот факт, что число молодых людей, занимающихся военно-прикладными и техническими видами спорта, составляет около 2 тыс. человек (менее 1 процента). Это явно недостаточно для полноценного оздоровления, решения проблемы занятости молодежи, подготовки ее к службе в армии. Для многих молодых людей возможность заниматься военно-прикладными и техническими видами спорта может стать базой и стимулом для занятий допризывной подготовкой.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»