Недействующий

О Республиканской целевой программе развития образования в Чувашской Республике на 2006-2010 годы

Приложение N 5
к Республиканской целевой программе
развития образования в Чувашской Республике
на 2006-2010 годы

SWOT-анализ состояния и потенциала системы образования Чувашской Республики: инновационный рост и развитие


Факторы

Сильные стороны

Слабые стороны

нализ инновационной активности системы образования

1. Активное участие системы образования в инновационной экспериментально-проектной деятельности (лидерское положение по сравнению с другими регионами Российской Федерации в области экспериментально-проектной деятельности).
 2. Привлечение средств федерального бюджета и международных проектов (583,3 млн. рублей) для развития системы образования.
 3. Создание устойчивых организационно-экономических условий для развития дошкольного и школьного образования.
 4. Появление локальных зон инновационного развития в системе образования республики (лучшие управленческие и образовательные практики).

1. Недостаточно активное и рациональное использование интеллектуально-профессионального ресурса руководителей и педагогов образовательных учреждений, подготовленных в рамках различных проектов.
 2. Наличие разрыва между вкладом в развитие системы образования (количеством вложенных средств, мероприятий, проводимых в рамках проектной деятельности) и качеством продвижения проектных идей и полученных результатов в широкую массовую практику.
 3. Разрыв между необходимостью последовательного тиражирования позитивных результатов лучших управленческих и образовательных практик и неготовностью некоторых участников проектов разных уровней к постпроектной деятельности.

Возможности

Угрозы

1. Наличие Концепции инновационного развития Чувашской Республики, рассматривающей образование как один из основных ресурсов социально-экономического развития Чувашии.
 2. Наличие программных документов на уровне Министерства образования и науки Российской Федерации, обеспечивающих обновление системы управления образованием ("Приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации").

1. Ориентация системы образования на процесс, а не на достижение конкретных образовательных результатов и социальных эффектов.

Факторы

Сильные стороны

Слабые стороны

Среднее общее образование: достижения и проблемы

1. Оптимизация сети образовательных учреждений, создание инфраструктуры, позволяющей обеспечить доступ к качественному образованию.
 2. Диверсификация структуры и вариативность содержания среднего общего образования.
 3. Создание единой образовательной и информационной среды образования.
 4. Внедрение новых механизмов государственного контроля за качеством образования (ЕГЭ, ГИФО).
 5. Расширение спектра и повышение качества образовательных услуг, предоставляемых в системе общего образования.
 6. Позитивная динамика качества знаний учащихся (средние баллы результатов ЕГЭ по всем предметам выше аналогичных общероссийских показателей), высокий процент поступления выпускников в вузы по результатам ЕГЭ.
 7. Сложившаяся система поддержки интеллектуально и творчески одаренных детей. Увеличение количества призовых мест во всероссийских олимпиадах (в 2001 году - 10, в 2005 году - 19).

1. Незначительные изменения в содержании образования. Ориентированность образования на знания, а не на жизненно необходимые умения и навыки.
 2. Неготовность большинства старшеклассников к самостоятельному решению вопросов жизненного выбора. Недостаточно развиты коммуникативные навыки и навыки социальной адаптации.
 3. Нарастание интенсификации учебной деятельности (дидактическая перегрузка, переутомление).
 4. Медленное внедрение новых технологий в образовательный процесс. Преобладание традиционных методов и форм обучения.
 5. Отсутствие современной системы оценки качества образования.
 6. Медленное внедрение компетентностно-ориентированного образования.

Возможности

Угрозы

1. Наличие концептуальных и программных документов, ориентированных на развитие системы среднего общего образования.

1. Отсутствие в российской системе образования нормативной базы, регулирующей и обеспечивающей переход от знаниево-ориентированной модели к компетентностно-ориентированному образованию.
 2. Отсутствие на уровне Российской Федерации стандартов, адекватных целям и задачам инновационного развития образования.
 3. Низкий уровень здоровья детей.
 4. Ухудшение демографической ситуации.
 5. Недостаточное финансирование системы образования.

Факторы

Сильные стороны

Слабые стороны

Анализ изменений в системе дополнительного образования

1. Увеличение количества учреждений дополнительного образования, предлагающих широкий спектр новых образовательных услуг.
 2. Увеличение количества детей и подростков, занимающихся в системе дополнительного образования.
 3. Наличие работников высокого профессионального уровня, обладающих специальными компетенциями.
 4. Ориентированность системы дополнительного образования на личностное и профессиональное самоопределение учащихся, развитие социальной компетентности.
 5. Гибкость структуры учреждений дополнительного образования и наличие психолого-реабилитационной среды, позволяющей компенсировать отрицательные эффекты и посл едствия системы общего образования.
 6. Возможности формирования и развития ключевых компетенций личности и осуществление индивидуального подхода к обучающимся.
 7. Сохранение сети загородных детских оздоровительных лагерей. Сложившаяся система малозатратных форм организации занятости, оздоровления и отдыха детей. Позитивная динамика охвата детей всеми формами отдыха и занятости.

1. Недостаточное развитие сети учреждений дополнительного образования в сельских районах, их сосредоточенность в административных центрах.
 2. Отсутствие системных маркетинговых исследований развития рынка дополнительного образования.
 3. Недостаточная развитость программно-целевого управления успешной социализацией детей и подростков на уровне учреждений дополнительного образования.
 4. Недостаточное количество учебных объединений, ориентированных на работу с мальчиками и юношами.
 5. Слабо развитое сетевое взаимодействие и социальное партнерство.
 6. Отсутствие системы подготовки и переподготовки кадров для системы дополнительного образования.
 7. Отсутствие системы научно-методического сопровождения образовательного процесса в учреждениях дополнительного образования.
 8. Старение материально-технической базы.
 9. Недостаточность ресурсов для развития учебных объединений технического профиля.
 10. Старение педагогических кадров. Отток молодых специалистов в другие отрасли. Высокий уровень движения педагогических кадров.
 11. Отсутствие критериев и показателей качества дополнительного образования, воспитания и оздоровления детей в каникулярное время. Ведомственная разобщенность учреждений отдыха и оздоровления детей.

Возможности

Угрозы

1. Наличие программных документов, направленных на развитие системы дополнительного образования.
 2. Наличие спонсоров, заинтересованных в развитии востребованных образовательных услуг.
 3. Готовность части родителей к выполнению роли социальных партнеров по отношению к системе дополнительного образования.
 4. Наличие потенциальных партнеров из бизнес-среды, взаимодействие с которыми позволит увеличить ресурсные возможности системы.

1. Негативное влияние криминогенной среды в обществе.
 2. Недостаточное финансирование системы дополнительного образования.
 3. Ориентация части молодежи на потребление массовой культуры.
 4. Заметное снижение педагогического, социализирующего потенциала отдыха и оздоровления в каникулярное время (преобладание развлекательных мероприятий невысокого качества).

Факторы

Сильные стороны

Слабые стороны

Развитие системы дошкольного образования

1. Развитие сети и увеличение количества дошкольников, посещающих образовательные учреждения.
 2. Нормативно подкрепленная вариативность структуры и содержания дошкольного образования. Развитие новых форм дошкольного образования (группы кратковременного пребывания).
 3. Наличие опыта многолетней практики взаимодействия ДОУ и семьи для обеспечения полноценного развития ребенка.
 4. Внедрение системы дополнительных платных образовательных услуг.
 5. Наличие условий для организации деятельности по сбережению здоровья и внедрению здоровьесберегающих технологий.

1. Необеспеченность детей дошкольного возраста равными стартовыми возможностями подготовки к школе (ДОУ посещают 47112 детей, что составляет 66,4% от общего количества детей в возрасте от 1 года до 6,5 лет).
 2. Увеличение информационной нагрузки на детей дошкольного возраста, не соответствующей уровню развития познавательных процессов и сформированности эмоционально-волевой сферы.
 3. Недостаточно высокий уровень образования воспитателей (высшее образование имеют только 36,8% воспитателей).
 4. Низкая заработная плата педагогических работников, не соответствующая новому содержанию деятельности.
 5. Текучесть кадров.
 6. Недостаточно развитая материально-техническая база.
 7. Недостаточность условий для удовлетворения образовательных потребностей детей и родителей разных слоев населения.

Возможности

Угрозы

1. Наличие опыта использования психолого-педагогических технологий в обучении и развитии детей дошкольного возраста.

1. Низкая платежеспособность значительной части родителей.
 2. Недостаточное количество специалистов, компетентных в области предшкольной образовательной подготовки.

Факторы

Сильные стороны

Слабые стороны

Социальная поддержка детей и специальное образование

1. Наличие Закона Чувашской Республики "О социальной поддержке детей в Чувашской Республике" .
 2. Финансирование в полном объеме расходов на социальную поддержку детей и подростков.
 3. Появление новых форм устройства детей-сирот и детей, нуждающихся в помощи государства (в Козловском районе в рамках эксперимента по внедрению патронатного воспитания передано в семьи 49 детей).
 4. Наличие банка данных передового опыта в области девиантного поведения детей и подростков.
 5. Достаточно высокий образовательный уровень специалистов, работающих в системе (из 615 педагогов 490 имеют высшее образование).
 6. Достаточный уровень оплаты педагогических работников специальных коррекционных учреждений.

1. Отсутствие на региональном уровне стратегии поиска и развития новых форм устройства детей и подростков.
 2. На фоне снижения количества детей наблюдается сохранение количества воспитанников интернатных учреждений, увеличивается количество детей-сирот и детей, нуждающихся в государственной поддержке.
 3. Трудности выпускников интернатных учреждений в успешной социализации (адекватно социализирующихся учащихся не более 10%).
 4. Инвалидизация сознания детей, обучающихся в специальных коррекционных учреждениях.
 5. Дефектоцентристская профессиональная позиция педагогов спецшкол.
 6. Недостаточно активное использование возможностей средств массовой информации и общественных организаций в работе по формированию общественного мнения по вопросам устройства судеб детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
 7. Закрытость учреждений специального образования. Слабая связь работников системы специального образования с педагогическим сообществом.
 8. Неразвитость различных форм коррекционно-реабилитационной работы с родителями детей, имеющих особенности в развитии.

Возможности

Угрозы

1. Наличие инновационного позитивного опыта в России в отношении обучения и воспитания детей с любыми видами особенностей в развитии.
 2. Переход от локального позитивного опыта в обучении детей с особенностями к становлению специального образования как нормы образовательной практики.
 3. Наличие комплексной системы ранней диагностики в отклонении развития детей.

1. Преобладание традиционной парадигмы устройства судеб детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (ориентация на увеличение количества учреждений, а не на работу с семьями, потенциально готовыми взять детей на воспитание).
 2. Недостаточные финансовые возможности семей, готовых к усыновлению.

Факторы

Сильные стороны

Слабые стороны

Развитие Службы практической психологии

1. Наличие Положения о Службе практической психологии в системе образования и Положения о координационном совете Службы.
 2. Создание и функционирование Чувашского регионального отделения Федерации психологов образования России.
 3. Наличие научно-методического потенциала и опыта организации психолого-медико-социального сопровождения образовательного процесса.

1. Недостаточное подкрепление деятельности педагогов-психологов образовательных учреждений всех типов необходимой материально-технической и ресурсной базой и адаптированным к региональным условиям информационно-методическим обеспечением.
 2. Несоответствие качества подготовки педагогов-психологов в вузах республики требованиям, предъявляемым к реальной практической деятельности в сфере образования.
 3. Неразработанность правил и порядка лицензирования, аттестации и аккредитации ППМС-центров, правил и норм формирования сметы на бюджетное финансирование и форм контроля за их деятельностью.

Возможности

Угрозы

1. Соответствие концептуальных основ оказания психологической помощи и поддержки населения в Российской Федерации европейским стандартам в этой области.
 2. Наличие в Российской Федерации позитивного опыта создания и функционирования региональных служб практической психологии.
 3. Наличие в Российской Федерации адаптированного, сертифицированного и стандартизированного психологического инструментария для организации.
 4. Наличие в Российской Федерации сертифицированных приборов и оборудования для проведения коррекционно-развивающих и реабилитационных мероприятий.

1. Наличие культурных и психологических барьеров у участников образовательного процесса при обращении к услугам специалистов Службы практической психологии в системе образования республики.
 2. Отсутствие необходимого и достаточного финансирования и/или платежеспособного спроса для функционирования и развития Службы практической психологии в системе образования.
 3. Наличие более привлекательных для психологов рабочих мест в других сферах экономики Чувашской Республики и Российской Федерации.
 4. Недостаточная подготовка специалистов Службы практической психологии к эффективному применению современного психологического инструментария, приборов и оборудования для проведения диагностических, консультационных, коррекционно-развивающих и реабилитационных мероприятий.

Факторы

Сильные стороны

Слабые стороны

Проблемы профессионализации педагогических работников

1. Достаточно высокий уровень квалификации педагогических работников республики: 91,8% работников имеют высшее образование.
 2. Наличие развитой системы повышения квалификации и переподготовки педагогических работников, через которую ежегодно проходят более 6 тыс. человек.
 3. Наличие и последовательное развитие системы психолого-педагогического и медико-социального сопровождения участников образовательного процесса.
 4. Активное и широкое вовлечение педагогических работников в инновационную и проектную деятельность: 46% педагогов владеют информационно-коммуникационными технологиями, 30% имеют опыт участия в проектной деятельности.
 5. Развитие новых форм переподготовки и повышения квалификации педагогических работников: создан Центр дистанционного образования при Чувашском республиканском институте образования.

1. Старение и феминизация педагогических кадров: 44,3% педагогов имеют стаж работы более 20 лет;
8% педагогов - пенсионного возраста;
81,5% педагогов - женщины.
 2. Наличие у педагогических работников "синдрома профессионального выгорания": 60% педагогов склонны к неадекватному эмоциональному реагированию.
 3. Слабо развитые институциональные механизмы, поддерживающие и развивающие инновационную и проектную активность педагогических работников: консалтинговые структуры, НКО и др.
 4. Преобладание у педагогов ориентированности на учебно-дисциплинарную модель взаимодействия с детьми: 3/4 педагогов являются носителями установки на взаимодействие "педагог - субъект воздействия, ребенок - объект воздействия".
 5. Недостаточное внимание к стратегическому планированию в области взаимодействия учреждений и ведомств, обеспечивающих профессионализацию педагогических кадров.

Возможности

Угрозы

1. Наличие в Российской Федерации позитивного опыта внедрения инновационных моделей переподготовки и повышения квалификации и наличие технологий сопровождения институциональных инноваций в образовании.
 2. Наличие современных технологий осуществления профессиональной деятельности и методов анализа используемых технологий.

1. Отсутствие механизмов адресного финансирования и/или платежеспособного спроса для инновационного роста и развития педагогических работников республики.
 2. Наличие психологических барьеров при переориентации профессиональной позиции педагогов на личностно-ориентированную модель общения и группоцентрированный подход в управлении группой, классом.
 3. Недостаточное внимание к внедрению компетентностной парадигмы при подготовке будущих педагогов.
 4. Слабая мотивация студентов и молодых педагогов к освоению и продолжению профессиональной деятельности.

Факторы

Сильные стороны

Слабые стороны

Социальная поддержка педагогических работников

1. Финансирование в полном объеме расходов на социальную поддержку работников системы образования.
 2. Наличие системы мер, обеспечивающих поддержку сельских учителей (доплаты, льготы по оплате коммунальных услуг), городских и сельских учителей (ежемесячная денежная выплата на приобретение книгоиздательской продукции).
 3. Регулярная индексация заработной платы (с 2001 года зарплата индексировалась четырежды, в 2004 году она составила в среднем 2568,7 рубля), 25-процентная надтарифная прибавка к заработной плате.
 4. Практика поощрения лучших учителей республики.

1. Низкий уровень заработной платы педагогических работников по сравнению с заработной платой работников других отраслей деятельности.
 2. Недостаточная развитость системы психологической и оздоровительной поддержки педагогических работников.
 3. Отток педагогических работников из системы образования (за 2001-2004 годы выбыло из отрасли 2794 человека, в другие отрасли - 1171 человек).
 4. Финансовая и имиджевая непривлекательность статуса педагогического работника.

Возможности

Угрозы

1. Наличие нормативных правовых документов, позволяющих обеспечить социальную поддержку педагогических работников.
 2. Наличие права педагогических работников на длительный отпуск сроком до 1 года.

1. Недостаточность мер, сдерживающих уход из системы образования педагогических работников.
 2. Недостаточность мер, повышающих имидж системы образования и усиливающих ее привлекательность для молодых педагогов.

Факторы

Сильные стороны

Слабые стороны

Финансовое и материально-техническое обеспечение системы образования

1. Сохранение высоких темпов расходов на образование. Консолидированный бюджет по учреждениям системы образования составлял в 2004 году 2778,8 млн. рублей (в 2000 году - 987,9 млн. рублей). Увеличение средних расходов на обучение в 2004 году по сравнению с 1995 годом от 15 до 20 раз.
 2. Привлечение средств федерального бюджета, международных проектов позволило реализовать мероприятия, предусмотренные модернизацией содержания образования (в 2004 году поступили средства на строительство объектов образования в размере 52 млн. рублей, оборудование на 22 млн. рублей).
 3. Увеличение количества учащихся, пользующихся платными образовательными услугами, на 16,4% (в 2004 году привлечено внебюджетных средств 36,5 млн. рублей).
 4. Переход на нормативное бюджетное финансирование (в 186 образовательных учреждениях созданы самостоятельные бухгалтерии, 17 кустовых бухгалтерий, обслуживающих несколько учреждений).
 5. Создание современного парка компьютеров и оргтехники (поступило компьютерное оборудование на общую сумму 25,8 млн. рублей, на 1 компьютер - 34 ученика).
 6. Обеспечение школ современными научно-методическими комплектами (215 сельским школам переданы комплекты электронных изданий по 6 школьным предметам на сумму 300 тыс. рублей).
 7. Создание условий для получения в личное пользование компьютеров в кредит (135 учителей воспользовались этой услугой).
 8. Строительство новых школ, сокращение школ, располагающихся в ветхих и аварийных зданиях, со 123 в 2001 году до 11 школ в 2004 году.

1. Отсутствие в сфере управления имуществом образовательных учреждений единой стратегии ресурсосбережения.
 2. Низкая фандрайзинговая активность менеджеров системы образования (руководителей образовательных учреждений, председателей попечительских советов).
 3. Неготовность некоторых образовательных учреждений к переходу на новый организационно-экономический механизм.
 4. Недостаточная готовность руководителей и специалистов финансово-экономических служб образовательных учреждений и органов управления образованием к эффективному использованию потенциальных возможностей нового организационно-экономического механизма.
 5. Отсутствие достаточного количества квалифицированных специалистов в сельской местности (экономистов, бухгалтеров).
 6. Низкая заработная плата бухгалтеров и экономистов.

Возможности

Угрозы

1. Утверждение норматива бюджетного финансирования на 1 учащегося и перечня поправочных коэффициентов, учитывающих малокомплектность школ, специфику учебного процесса и т.д.
 2. Наличие опыта реализации нового организационно- экономи ческого механизма в регионах России.

1. Отсутствие стратегии развития и поощрения фандрайзинга в деятельности образовательных учреждений и муниципальных органов управления образованием.

Факторы

Сильные стороны

Слабые стороны

Развитие системы управления образованием

1. Наличие пакета республиканских нормативных правовых документов, регламентирующих развитие системы образования.
 2. Позитивное изменение условий управления образованием посредством внедрения нового организационно-экономического механизма.
 3. Становление системы государственного контроля за качеством образования (опыт реализации эксперимента по ЕГЭ).
 4. Разработка системы мониторинга и статистической отчетности в образовании (создана технологическая карта мониторинга, в процессе разработки находятся индикаторы качества образования).
 5. Наличие практики использования государственно-общественных форм управления образованием (51% школ имеет попечительские советы, создаются фонды развития школ).
 6. Появление опыта использования в управлении современных компьютерных технологий (оснащение органов управления современной компьютерной техникой, наличие сайтов всех муниципальных органов управления, выход в Интернет).

1. Несоответствие организационной структуры управления образованием на муниципальном уровне стратегическим целям и задачам инновационного развития образования.
 2. Недостаточный уровень управленческих компетенций менеджеров системы образования, неготовность к решению профессиональных задач новыми средствами, ориентация управленческих кадров на развитие и выстраивание процессов, а не на достижение конкретных образовательных результатов и социальных эффектов.
 3. Преобладание в управлении традиционных технологий и приемов администрирования, неэффективность использования административных ресурсов управления.
 4. Отсутствие критериев оценки качества управления и системы мониторинга качества управления инновационными процессами. Несформированность системы аудита лучших управленческих и образовательных практик.
 5. Нескоординированность вертикальных и горизонтальных информационных потоков.
 6. Недостаточная готовность общественности к участию в управлении образованием.
 7. Недостаточная готовность руководителей и специалистов муниципальных органов управления к выстраиванию новых образовательных отношений, формированию социально-образовательного заказа, эффективному использованию ресурсных возможностей образовательной среды (ППМС-центры, ЦДО, ДДТ и др.).
 8. Старение управленческих кадров, отсутствие целенаправленной кадровой политики в подготовке управленческого резерва.
 9. Отсутствие действенных механизмов стимулирования и активного сотрудничества системы образования с бизнес-сообществом.
 10. Наличие психологических барьеров у руководителей и специалистов при выстраивании новых образовательных отношений по объединению ресурсов с образовательными учреждениями разного статуса и направлений деятельности.

Возможности

Угрозы

1. Наличие Концепции инновационного развития Чувашской Республики.
 2. Наличие программных документов на уровне Минист ерства образования и науки Российской Федерации, обеспечивающих обновление системы управления образованием ("Приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации").

1. Невосприимчивость большинства учреждений к инновационным формам управления.
 2. Пассивность общественности. Неготовность к участию в управлении образованием.