Недействующий

КАБИНЕТ МИНИСТРОВ ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 04 июня 2003 года N 137

О Республиканской программе реструктуризации сети общеобразовательных учреждений в Чувашской Республике на 2003-2005 годы

Признан утратившим силу постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 11 апреля 2008 г. N 103

В целях обеспечения современного качества образования в общеобразовательных учреждениях республики, реализации Указа Президента Чувашской Республики от 25 февраля 2003 г. N 15 "О дополнительных мерах по обеспечению реструктуризации сети общеобразовательных учреждений Чувашской Республики" Кабинет Министров Чувашской Республики постановляет:

1. Утвердить прилагаемую Республиканскую программу реструктуризации сети общеобразовательных учреждений в Чувашской Республике на 2003-2005 годы (далее - Программа).

2. Определить Министерство образования Чувашской Республики государственным заказчиком - координатором Программы.

3. Министерству образования Чувашской Республики и иным органам исполнительной власти Чувашской Республики, участвующим в реализации Программы, обеспечить выполнение и финансирование ее мероприятий в пределах средств, предусматриваемых ежегодно в республиканском бюджете Чувашской Республики.

4. Рекомендовать:

администрациям районов и городов Чувашской Республики принять участие в финансировании программных мероприятий;

администрациям городов Чувашской Республики разработать и утвердить муниципальные программы реструктуризации сети общеобразовательных учреждений.

5. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на Министерство образования Чувашской Республики.

Председатель Кабинета Министров

Чувашской Республики - Н. Партасова

Утверждена
постановлением Кабинета Министров
Чувашской Республики
от 4 июня 2003 г. N 137

Республиканская программа реструктуризации сети общеобразовательных учреждений в Чувашской Республике на 2003-2005 годы


Наименование Программы

Республиканская программа реструктуризации сети общеобразовательных учреждений в Чувашской Республике на2003-2005 годы

Основания для разработки Программы

постановление Правительства Российской Федерации от "О реструктуризации сети общеобразовательных учреждений, расположенных в сельской местности", Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года, одобренная распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2001 г. N 1756-р, указы Президента Чувашской Республики от "О Пр ограмме развития образования в Чувашской Республике на 2001-2003 годы и на период до 2005 года", от 25 февраля 2003 г. N 15 "О дополнительных мерах по обеспечению реструктуризации сети общеобразовательных учреждений Чувашской Республики", постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 13 марта 2003 г. N 52 "Об итогах экономического и социального развития, исполнения республиканского бюджета Чувашской Республики в 2002 году и задачах на 2003 год"

Государственный заказчик - координатор Программы

Министерство образования Чувашской Республики

Основной разработчик Программы

Министерство образования Чувашской Республики

Цели и задачи Программы

главной целью Программы является создание необходимых условий для достижения нового, современного качества общего образования путем обеспечения многообразия образовательных учреждений и вариативных образовательных программ, сетевой организации образовательного процесса, выравнивания возможностей доступа всех школьников к получению качественных образовательных услуг и эффективного использования кадровых, финансовых, материально-технических и управленческих ресурсов. В процессе достижения целей Программы решаются следующие задачи:
 оптимизация сети и структуры образовательных учреждений с учетом демографических и социально-экономических условий;

 обеспечение развития общеобразовательных учреждений за счет создания новых видов образовательных учреждений, сетевой организации образовательного процесса, укрепления материально-технической базы, повышения квалификации управленческих и педагогических кадров;

 разработка, апробация и внедрение новых моделей и механизмов организации и управления образованием на межмуниципальном и муниципальном уровнях;

 создание системы мониторинга качества образования

Сроки и этапы реализации Программы

2003-2005 годы

Перечень основных мероприятий Программы

организационное и материально-техническое обеспечение;

 повышение качества и эффективности образовательного процесса, обеспечение общеобразо вательных учреждений высококвалифицированными кадрами

Исполнители Программы

Министерство образования Чувашской Республики;

 Министерство здравоохранения Чувашской Республики;

 Министерство культуры и по делам национальностей Чувашской Республики;

 Министерство физической культуры и спорта Чувашской Республики;

 администрации районов и городов

Объемы и источники финансирования Программы

на реализацию мероприятий Программы необходимо направить в 2003-2005 годах 425,996 млн. рублей, в том числе:
 из республиканского бюджета Чувашской Республики - 122,858 млн. рублей;

 из местных бюджетов - 216,505 млн. рублей;

 из внебюджетных источников - 18,861 млн. рублей, по проекту МБРР "Реформа системы образования" - 67,772 млн. рублей

Ожидаемые конечные результаты

создание и развитие новых видов современных общеобразовательных учреждений для обеспечения равного доступа к качественным образовательным услугам;

 улучшение материально-технического оснащения базовых общеобразовательных учреждений;

 создание правовых, административных, экономических условий для эффективного управления кадровыми, финансовыми, материально-техническими и информационными ресурсами

Система организации контроля за выполнением Программы

текущее управление Программой и контроль за ходом ее реализации осуществляет Министерство образования Чувашской Республики.
 Органы исполнительной власти Чувашской Республики, администрации районов и городов ежегодно к 1 октября представляют информацию в Министерство образования Чувашской Республики. Государственный заказчик - Министерство образования Чувашской Республики обобщает информацию и ежегодно к 20 октября докладывает Кабинету Министров Чувашской Республики о ходе выполнения Программы

I. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программным методом


Республиканская программа реструктуризации сети общеобразовательных учреждений в Чувашской Республике на 2003-2005 годы (далее - Программа) разработана на основе анализа современного состояния образования в республике в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2001 г. N 871 "О реструктуризации сети общеобразовательных учреждений, расположенных в сельской местности", Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 года, одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2001 г. N 1756-р, указами Президента Чувашской Республики от 9 апреля 2001 г. N 31 "О Программе развития образования в Чувашской Республике на 2001-2003 годы и на период до 2005 года", от 25 февраля 2003 г. N 15 "О дополнительных мерах по обеспечению реструктуризации сети общеобразовательных учреждений Чувашской Республики". Программа определяет основные пути оптимизации республиканской системы образования, направленные на повышение качества образования за счет более эффективного использования материально-технических, кадровых, финансовых и управленческих ресурсов общеобразовательных учреждений.

Повышение качества и доступности общего и профессионального образования достигается в республике различными путями, в том числе за счет более эффективного использования ресурсов системы образования.

Одним из главных путей достижения качества образования стала проводимая в республике реструктуризация существующей сети образовательных учреждений. Основная цель ее - создание такой модели современной школы, которая обеспечивала бы новое качество образования, равенство доступа к образовательным услугам, эффективное использование всех ресурсов и оптимизацию системы управления.

Неблагополучная демографическая ситуация ведет к сокращению количества школьников в сельской и городской местности. Так, на начало 2002/03 учебного года по сравнению с 1998 годом сельских школьников стало меньше на 11286 человек, или на 12,3 процента, городских - на 23393 школьника, или на 17,6 процента. Аналогичная тенденция в демографической ситуации сохранится и в последующие годы. Согласно статистическим данным к 2008 году контингент учащихся школ сократится по сравнению с 1998 годом почти на 40 процентов. В то же время количество школ почти не уменьшается: в сельской местности функционируют 511 школ (77,2 процента), в них обучается 42,4 процента детей, в городской - 151 школа с охватом 57,6 процента детей.

Реструктуризация сельских школ вызвана и тем, что 29,4 процента из них являются малокомплектными и один учитель занимается сразу с двумя-тремя классами или же ведет несколько предметов. Средняя наполняемость классов в сельской школе составляет 13,9 ученика, в городской - 26,7 ученика, а в некоторых малокомплектных сельских школах на одного учителя приходится не более 5 учеников.

Существуют проблемы и с кадрами: в сельских школах больше, чем в городских, работающих пенсионеров. Квалификация сельских учителей зачастую ниже городских. Количество учителей с высшим образованием в селе и городе примерно равное, однако педагогов, имеющих квалификационные категории, на селе на 9 процентов меньше, а имеющих высшую квалификационную категорию только 3,2 процента (в городе - 6 процентов).

Средние расходы на одного обучающегося в 2002 году в городской местности составили 4670,0 рублей, на селе - 7560,0 рублей, а в некоторых малокомплектных сельских школах - около 20,0 тыс. рублей. В то же время образовательный результат в сельской школе не удовлетворяет возрастным образовательным потребностям граждан.

Существующие факторы отрицательно сказываются на качестве образования сельских школьников. Об этом свидетельствуют и результаты единого государственного экзамена. Так, в 2002 году по математике экзаменационную работу выполнили на "отлично" по республике - 11,2 процента, по селу - 8,7 процента, в малокомплектных школах - 2,8 процента, в лицеях и гимназиях - 24,1 процента, не справились соответственно 6,0; 5,6; 7,2 и 2,7 процента.

Среди сельских школьников значительно меньше и призеров республиканских предметных олимпиад. В 2002 году их было лишь 26 процентов от общего числа призеров. Ниже и число поступивших в вузы: в 2002 году из сельской местности поступили в вузы 37,8 процента выпускников, городской - 61,5 процента.

С учетом сложившихся обстоятельств проблема обеспечения доступности качественного образования для учащихся в республике решается путем введения новых моделей функционирования общеобразовательных учреждений, новых форм организации образовательного процесса. К началу 2002/03 учебного года в республике реорганизовано 50 сельских школ.

В результате создаются крупные базовые школы с современной материальной базой, возможностью введения профильного обучения в старших классах, что особенно важно для продолжения образования в высших учебных заведениях. Для подвоза детей в такие школы приобретен 71 автобус.

В небольших населенных пунктах открыты социокультурно-образовательные центры, в которых объединены учреждения образования, культуры, здравоохранения и спорта. Появились комплексы "школа-сад", сегодня их в республике 19.

Проблема реструктуризации сети образовательных учреждений назрела и в городской местности. Существующая сеть образовательных учреждений городов имеет ряд проблем:

не обеспечивает в необходимой степени полноту и территориальную доступность образовательных услуг;

не обеспечивает адекватность предоставляемых образовательных услуг потребностям учащихся разного возраста. Конфигурация большинства образовательных учреждений не создает предпосылки для обучения и воспитания в условиях, гарантирующих защиту прав личности обучающегося, его психологическую и физическую безопасность. В наибольшей степени это касается учащихся младших классов.

Реструктуризация сети образовательных учреждений в городской местности будет способствовать решению следующих проблем:

реализация права выбора учащимися и родителями образовательного учреждения;

обеспечение психофизической безопасности учащихся;

обеспечение ориентированности сети школ на рынок труда;

разнообразие сети и учет специальных образовательных потребностей;

профилизация старшей ступени;

обеспечение целевого распределения ресурсов.

Процесс реструктуризации будет продолжен в 2003 году и последующие годы.

II. Основные цели, задачи, сроки реализации Программы


Главной целью Программы является создание необходимых условий для достижения нового, современного качества общего образования путем обеспечения многообразия образовательных учреждений и активного их сетевого взаимодействия, выравнивания возможностей доступа всех школьников к получению качественных образовательных услуг и эффективного использования кадровых, финансовых, материально-технических и управленческих ресурсов.

В процессе достижения целей Программы будут решены следующие задачи:

оптимизация сети и структуры образовательных учреждений с учетом демографических и социально-экономических условий;

обеспечение развития общеобразовательных учреждений за счет создания новых видов образовательных учреждений, сетевой организации образовательного процесса, укрепления материально-технической базы, повышения квалификации управленческих и педагогических кадров;

создание системы мониторинга качества образования с учетом происходящих структурных и видовых изменений.

Сроки выполнения Программы - 2003-2005 годы.

III. Основные модели реструктуризации общеобразовательных учреждений


С учетом условий каждого муниципального образования предлагаются следующие модели реструктуризации сети общеобразовательных учреждений:

3.1. Модели реструктуризации сети общеобразовательных учреждений в сельской местности


В результате реструктуризации сети общеобразовательных учреждений, расположенных в сельской местности, разрабатываются и внедряются разные модели реструктуризации сети школ, которые приведут к увеличению разнообразия сельских общеобразовательных учреждений и в целом повышению качества образовательных услуг, возможности их выбора.

3.1.1. Образовательные учреждения начального общего образования


В процессе реструктуризации начальные общеобразовательные школы, расположенные в сельской местности, сохранятся.

I модель. Малочисленная начальная общеобразовательная школа преобразуется в филиал основной или средней (полной) общеобразовательной школы, расположенной в другом населенном пункте.

II модель. Начальная общеобразовательная школа преобразуется в образовательное учреждение для детей дошкольного и младшего школьного возраста (детский сад - начальная школа), которое реализует программы дошкольного и начального общего образования.

III модель. На базе действующих начальных общеобразовательных школ при наличии свободных помещений может быть организовано обучение учащихся 5 и 6 классов. Эти классы становятся филиалом общеобразовательного учреждения основного или среднего (полного) общего образования, расположенного в другом населенном пункте.

3.1.2. Образовательные учреждения основного общего образования


I модель. Малочисленное образовательное учреждение основного общего образования реорганизуется в начальную общеобразовательную школу.

II модель. Образовательное учреждение основного общего образования открывает филиалы в других населенных пунктах для обучения в них учащихся начальных и 5-6 классов.

III модель. На базе образовательного учреждения основного общего образования создается сельский социокультурно-образовательный комплекс, объединяющий учреждения образования, культуры, спорта, социального обеспечения, здравоохранения.

IV модель. Образовательное учреждение основного общего образования реализует дополнительные образовательные программы, а также образовательные программы дошкольного образования.

3.1.3. Образовательные учреждения среднего (полного) общего образования


I модель. Малочисленное образовательное учреждение среднего (полного) общего образования реорганизуется в образовательное учреждение начального или основного общего образования.

II модель. Образовательное учреждение среднего (полного) общего образования может иметь 5-6 классы, функционирующие на базе начальных общеобразовательных учреждений, расположенных в близлежащих населенных пунктах.

III модель. При наличии надлежащих условий на базе образовательного учреждения среднего (полного) общего образования могут создаваться территориальные школьные объединения, включающие общеобразовательные учреждения близлежащих сел.

IV модель. Образовательное учреждение среднего (полного) общего образования, имеющее соответствующую материально-техническую базу, кадровое обеспечение и большой контингент обучающихся, преобразуется в кустовую базовую среднюю школу с возможностью организации профильного обучения в старших классах, а также в гимназию, лицей, школу с углубленным изучением отдельных предметов.

V модель. Независимо от контингента учащихся на базе образовательного учреждения среднего (полного) общего образования может быть создан сельский социокультурно-образовательный комплекс, объединяющий школу, учреждения дошкольного, дополнительного образования и другие учреждения социальной сферы.

VI модель. В процессе реструктуризации могут быть созданы комплексы, объединяющие общеобразовательные учреждения с образовательными учреждениями профессионального образования.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»