Недействующий

О Республиканской программе государственной поддержки малого предпринимательства в Чувашской Республике на 2002-2004 годы

Рис. 5. Количество зарегистрированных индивидуальных предпринимателей


* - Указанные показатели получены расчетным путем

Резкое снижение числа индивидуальных предпринимателей произошло за 1999-2000 годы. Одной из причин сокращения-количества индивидуальных предпринимателей стал Федеральный закон "О тарифах страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Государственный фонд занятости населения Российской Федерации и в фонды обязательного медицинского страхования", в соответствии с которым произошло значительное увеличение отчислений от доходов предпринимателей (Конституционный Суд Российской Федерации своим постановлением от 23 декабря 1999 г. N 18-П отменил действие указанного Федерального закона).

Большое значение для развития малого предпринимательства имеют развитые инфраструктуры поддержки субъектов малого бизнеса. В 1996 году образовано Министерство по развитию предпринимательства и ремесел Чувашской Республики, ставшее первым, имеющим статус органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере малого предпринимательства (упраздненное в настоящее время).

К 1997 году практически была сформирована инфраструктура поддержки предпринимательства и ремесел, включающая в себя более 20 объектов, реализующих 4 основные направления:

подготовка кадров;

информационное обеспечение;

система финансирования;

реализация продукции.

Завершающим элементом создания системы государственной поддержки малого предпринимательства стали разрабатываемые республиканские программы государственной поддержки малого предпринимательства в Чувашской Республике.

Однако финансирование мероприятий по поддержке малого предпринимательства с 1997 по 2000 год осуществлялось недостаточно и составляло не более 300 тыс. рублей в год.

В условиях резко ограниченных возможностей республиканского бюджета Чувашской Республики по финансированию программ малого бизнеса основное внимание было сосредоточено на формирование механизмов непрямого финансирования. В этих целях был создан Гарантийный фонд, основной целью которого являлась комплексная финансовая поддержка инфраструктуры малого предпринимательства. Однако из-за недостаточной ликвидности залогового имущества финансовый механизм фонда не был реализован.

В связи с этим элементы инфраструктуры вынуждены были коммерциализировать свою деятельность по поддержке и развитию малого предпринимательства, что не позволило оказать услуги большему количеству как начинающим, так и действующим предпринимателям.

Государственным унитарным предприятием "Республиканский бизнес-центр" в 2001 году разработано 20 бизнес-планов для субъектов малого предпринимательства, в области дополнительного образования проведено обучение 176 слушателей по различным направлениям предпринимательской деятельности. "Клуб юного предпринимателя" еженедельно проводил занятия в учебном классе учебно-консультационного центра, в 2001 году в нем обучалось 24 человека.

Потребительским кооперативом финансовой взаимопомощи предпринимателей "Союз" в 2001 году было выдано 142 займа на общую сумму 5,5 млн. рублей и общее количество членов-пайщиков составило 180 человек.

В течение 2001 года Республиканским фондом поддержки малого предпринимательства профинансировано 9 мероприятий Республиканской программы государственной поддержки малого предпринимательства на 2000-2001 годы на общую сумму 2235,9 тыс. рублей, в том числе:

за счет средств республиканского бюджета Чувашской Республики - 767,6 тыс. рублей;

за счет средств Республиканского фонда поддержки малого предпринимательства -1468,3 тыс. рублей.

Кроме того. Республиканским фондом поддержки малого предпринимательства за отчетный период 172 субъектам малого предпринимательства оказана консультационно-методическая помощь.

ООО "Лизинговая компания малого бизнеса" за 2001 год профинансировано 20 договоров внутреннего среднесрочного финансового лизинга на общую сумму предметов лизинга 4,6 млн. рублей.

В 2001 году в автономной некоммерческой организации "Школа технологии бизнеса" обучались 854 человека. Открыто 2 филиала: в гг. Новочебоксарске и Канаше трудоустроены около 40 человек. 42 слушателя получили свидетельства предпринимателей, 11 выпускников создали общества с ограниченной ответственностью, 7 слушателям оказана методическая помощь в разработке бизнес-планов, 6 из которых получили субсидии по открытию собственного дела.

Одним из приоритетных направлений развития малого предпринимательства является участие субъектов малого бизнеса в инновационной сфере.

В настоящее время инфраструктура малого предпринимательства в инновационной сфере представлена ЗАО "Учебно-деловой центр Морозовского проекта" и Научно-технологическим парком "Чувашия" являющимся структурным подразделением ЧТУ им. И.Н. Ульянова, которые осуществляют свою деятельность без какой-либо государственной поддержки, что ограничивает возможности реализации научно-технических разработок.

Кроме того, в республике существуют общественные объединения и организации предпринимателей - Чувашская республиканская ассоциация крестьянских хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов России, Ассоциация мастеров народных промыслов и художественных ремесел Чувашии, Региональное отделение общественной организации Российской ассоциации поддержки малого и среднего предпринимательства и другие.

В связи с коммерциализацией деятельности инфраструктура поддержки и развития малого предпринимательства представляет собой разрозненные элементы, не являясь единым комплексом с единой идеологией и единой политикой в сфере поддержки малого бизнеса, без развитой сети представительств на муниципальном уровне.

Таким образом, созданная инфраструктура малого предпринимательства, оставшись без соответствующей государственной финансовой поддержки, постепенно утрачивала свою основную роль - поддержка и развитие предпринимательства, а также взаимодействие республиканских органов власти и субъектов малого бизнеса.

Оставаясь без комплексной государственной поддержки, предприниматель, организуя "свое дело", вкладывая в стартовый капитал, в основном, собственные средства, ставя перед собой цель обеспечить себя и близких ему людей достойным уровнем жизни, создавая новые рабочие места, соблюдая собственные и государственные интересы, сталкивается с рядом проблем на пути своего становления, которые в основном, лежат за рамками самой сферы малого предпринимательства. Из них можно выделить следующие:

несовершенство нормативной правовой базы в сфере малого предпринимательства;

отсутствие действенных финансово-кредитных механизмов;