Недействующий

КАБИНЕТ МИНИСТРОВ ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 31 марта 2009 года N 107

О республиканской целевой программе "Развитие потребительского рынка и сферы услуг в Чувашской Республике на 2010-2020 годы"

Признано утратившим силу постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 13 февраля 2014 г. N 44

{ИЗМЕНЕНИЯ И ДОПОЛНЕНИЯ:
постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 27 января 2010 г. N 17
постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 13 декабря 2010 г. N 431
постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 12 октября 2011 г. N 439
постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 16 марта 2012 г. N 95;
постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 24 января 2013 г. N 22
постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 11 декабря 2013 г. N 504}

В целях осуществления государственной политики в области потребительского рынка и сферы услуг, расширения сферы применения программно-целевых методов бюджетного планирования в бюджетном процессе, повышения качества управления общественными финансами Чувашской Республики и в соответствии с постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 30 октября 2006 г. N 274 "О совершенствовании и расширении сферы применения программно-целевых методов бюджетного планирования" Кабинет Министров Чувашской Республики постановляет:

1. Утвердить прилагаемую республиканскую целевую программу "Развитие потребительского рынка и сферы услуг в Чувашской Республике на 2010-2020 годы" (далее - Программа).

2. Утвердить Министерство экономического развития, промышленности и торговли Чувашской Республики государственным заказчиком Программы.

{пункт 2 в редакции постановления Кабинета Министров Чувашской Республики от 13 декабря 2010 г. N 431}

3. Установить, что:

{Абзац 2 признан утратившим силу постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 11 декабря 2013 г. N 504}

объем финансирования мероприятий Программы подлежит ежегодному уточнению исходя из возможностей республиканского бюджета Чувашской Республики.

4. Органам исполнительной власти Чувашской Республики обеспечить своевременное выполнение мероприятий Программы.

5. Рекомендовать органам местного самоуправления и организациям, осуществляющим свою деятельность на территории Чувашской Республики, принять участие в реализации мероприятий Программы.

6. Признать утратившими силу с 1 января 2010 г.:

постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 20 декабря 2007 г. N 343 "О республиканской целевой программе "Развитие потребительского рынка и сферы услуг в Чувашской Республике на 2008-2011 годы";

постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 28 марта 2008 г. N 80 "О внесении изменений в постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 20 декабря 2007 г. N 343";

постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 12 сентября 2008 г. N 266 "О внесении изменений в постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 20 декабря 2007 г. N 343";

подпункт 4 пункта 1 и приложение N 4 к постановлению Кабинета Министров Чувашской Республики от 11 марта 2009 г. N 65 "О внесении изменений в некоторые постановления Кабинета Министров Чувашской Республики".

{пункт 7 признан утратившим силу постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 13 декабря 2010 г. N 431}

Председатель Кабинета Министров

Чувашской Республики С. Гапликов

УТВЕРЖДЕНА
постановлением Кабинета Министров
Чувашской Республики
от 31.03.2009 N 107

РЕСПУБЛИКАНСКАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "Развитие потребительского рынка и сферы услуг в Чувашской Республике на 2010-2020 годы"

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ


{Паспорт программы в редакции постановлений Кабинета Министров Чувашской Республики от 13 декабря 2010 г. N 431, от 12 октября 2011 г. N 439, от 16 марта 2012 г. N 95, от 11 декабря 2013 г. N 504}

Наименование Программы

- республиканская целевая программа "Развитие потребительского рынка и сферы услуг в Чувашской Республике на 2010-2020 годы"

Дата принятия решения о разработке Программы

- Закон Чувашской Республики от 4 июня 2007 г. N 8 "О Стратегии социально-экономического развития Чувашской Республики до 2020 года"

Государственный заказчик

- Министерство экономического развития, промышленности и торговли Чувашской Республики

Основной разработчик Программы

- Министерство экономического развития, промышленности  и торговли Чувашской Республики

Цели Программы

- повышение социально-экономической эффективности потребительского рынка и сферы услуг, создание условий для наиболее полного удовлетворения спроса населения на качественные товары и услуги

Основные задачи Программы

- совершенствование государственной координации и правового регулирования в сфере потребительского рынка и услуг;

 развитие инфраструктуры и оптимальное размещение объектов потребительского рынка и сферы услуг;

 развитие конкуренции;

 повышение качества и конкурентоспособности производимых и реализуемых товаров и услуг;

 развитие кадрового потенциала организаций потребительского рынка и сферы услуг
 формирование эффективной и доступной системы обеспечения защиты прав потребителей

Важнейшие целевые индикаторы и показатели

- ежегодный рост физических объемов товарооборота на 3-14 процентов, объемов платных услуг - на 1-8 процентов;

 увеличение к 2020 году оборота розничной торговли на душу населения до 102,0 тыс. рублей, объемов платных услуг - до 56,3 тыс. рублей;

 привлечение в развитие инфраструктуры потребительского рынка и сферы услуг инвестиций из внебюджетных источников в объеме 29015,3 млн. рублей;

 увеличение к 2020 году обеспеченности на 1000 жителей торговой площадью до 700 кв. метров, посадочными местами в организациях общественного питания в общедоступной сети - до 50 единиц, рабочими местами в организациях бытового обслуживания - до 10 единиц в сельской, до 15 единиц в городской местности;

 увеличение к 2020 году удельного веса организованного рынка в формировании оборота розничной торговли до 95 процентов;

 создание за период реализации Программы 14400 новых рабочих мест

Сроки реализации Программы

- 2010-2020 годы

Объемы и источники финансирования Программы

финансирование мероприятий Программы планируется осуществлять за счет средств республиканского бюджета Чувашской Республики и внебюджетных источников;

 общий объем средств, необходимых для финанси рования Программы, составляет 29028,4383 млн. рублей, в том числе:
 в 2010 году - 1840,122 млн. рублей;

 в 2011 году - 1991,874 млн. рублей;

 в 2012 году - 2150,506 млн. рублей;

 в 2013 году - 2307,3603 млн. рублей;

 в 2014 году - 2468,976 млн. рублей;

 в 2015 году - 2625,76 млн. рублей;

 в 2016 году - 2792,85 млн. рублей;

 в 2017 году - 2950,66 млн. рублей;

 в 2018 году - 3113,36 млн. рублей;

 в 2019 году - 3271,16 млн. рублей;

 в 2020 году - 3515,81 млн. рублей;

 из них средства:
 республиканского бюджета Чувашской Республики - 11,0983 млн. рублей  (0,04 процента), в том числе:
 в 2010 году - 0,372 млн. рублей;

 в 2011 году - 0,374 млн. рублей;

 в 2012 году - 0,386 млн. рублей;

 в 2013 году - 0,4903 млн. рублей;

 в 2014 году - 0,426 млн. рублей;

 в 2015 году - 1,26 млн. рублей;

 в 2016 году - 1,35 млн. рублей;

 в 2017 году - 1,46 млн. рублей;

 в 2018 году - 1,56 млн. рублей;

 в 2019 году - 1,66 млн. рублей;

 в 2020 году - 1,76 млн. рублей;

 внебюджетных источников (средств организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в сфере потребительского рынка и услуг) - 29017,34 млн. рублей  (99,96 процента), в том числе:
 в 2010 году - 1839,75 млн. рублей;

 в 2011 году - 1991,5 млн. рублей;

 в 2012 году - 2150,12 млн. рублей;

 в 2013 году - 2306,87 млн. рублей;

 в 2014 году - 2468,55 млн. рублей;

 в 2015 году - 2624,5 млн. рублей;

 в 2016 году - 2791,5 млн. рублей;

 в 2017 году - 2949,2 млн. рублей;

 в 2018 году - 3111,8 млн. рублей;

 в 2019 году - 3269,5 млн. рублей;

 в 2020 году - 3514,05 млн. рублей

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы и показатели социальной и бюджетной эффективности

- реализация мероприятий Программы обеспечит:
 ежегодный рост товарооборота в сфере розничной торговли на 3-14 процентов, в сфере общественного питания - на 0,5-15 процентов, объемов платных услуг - на 1-8 процентов;

 обеспечение к 2020 году населения Чувашской Республики на 1000 жителей: торговыми площадями - 700 кв. метров, посадочными местами в организациях общественного питания в общедоступной сети - 50 единиц, рабочими местами в организациях бытового обслуживания - 10 единиц в сельской, 15 единиц в городской местности;

 повышение качества производимых и реализуемых товаров и услуг.
 Социальная и бюджетная эффективность Программы выражается в:
 обеспечении создания за 2010-2020 годы 14400 рабочих мест за счет строительства новых объектов потребительского рынка и сферы услуг;

 повышении к 2020 году уровня средней заработной платы работников сферы услуг до 50,0 тыс. рублей;

 внедрении в организациях потребительского рынка прогрессивных методов продажи и новых видов услуг, ежегодном приросте доли указанных организаций более чем на 5 процентов;

 повышении качества жизни населения путем повышения качества оказываемых услуг розничной торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения;

 улучшении питания обучающихся в общеобразовательных организациях и увеличении охвата обучающихся горячим питанием к 2020 году до 100 процентов;

 повышении уровня знаний населения о защите своих прав (уменьшении количества обращений граждан о защите прав потребителя);

 снижении стоимости основных видов продовольственных товаров путем сокращения звеньев товародвижения;

 увеличении доли налоговых поступлений по видам экономической деятельности "Оптовая и розничная торговля;
ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования", "Гостиницы и рестораны" в общем объеме налоговых платежей в бюджетную систему Российской Федерации до 15 процентов;

 предполагаемом увеличении суммы инвестиций в развитие потребительского рынка и сферы услуг до 29,0 млрд. рублей

Система организации контроля за исполнением Программы

- контроль за реализацией Программы осуществляет государственный заказчик - Министерство экономического развития, промышленности  и торговли Чувашской Республики.
 Исполнители мероприятий Программы ежеквартально не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, и ежегодно к 5 февраля до 2021 года представляют информацию о ходе реализации мероприятий Программы в Министерство экономического развития, промышленности и торговли Чувашской Республики.
 Министерство экономического развития, промышленности и торговли Чувашской Республики до 1 марта ежегодно до 2021 года представляет в Министерство финансов Чувашской Республики доклад о ходе реализации Программы и эффективности использования финансовых средств.
 По окончании срока реализации Программы Министерство экономического развития, промышленности и торговли Чувашской Республики:
 до 20 февраля 2021 г. представляет в Министерство финансов Чувашской Республики на согласование доклад о реализации Программы и эффективности использования финансовых средств за весь период ее реализации;

 до 1 марта 2021 г. представляет в Кабинет Министров Чувашской Республики доклад о реализации Программы и эффективности использования финансовых средств за весь период ее реализации

Введение


Республиканская целевая программа "Развитие потребительского рынка и сферы услуг в Чувашской Республике на 2010-2020 годы" (далее - Программа) разработана в рамках реализации Федерального закона "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации", Закона Чувашской Республики "О государственном регулировании торговой деятельности в Чувашской Республике и о внесении изменений в статью 1 Закона Чувашской Республики "О розничных рынках",; Стратегии социально-экономического развития Чувашской Республики до 2020 года в целях повышения социально-экономической эффективности потребительского рынка и сферы услуг, создания условий для наиболее полного удовлетворения спроса населения на качественные товары и услуги.

{абзац 1 в редакции постановления Кабинета Министров Чувашской Республики от 13 декабря 2010 г. N 431}

Программа определяет цели, задачи, основные мероприятия по развитию потребительского рынка и сферы услуг в Чувашской Республике на 2010-2020 годы. При ее разработке использованы статистические данные, представленные Территориальным органом Федеральной службы государственной статистики по Чувашской Республике за период с 2003 по 2008 год, прогнозные показатели до 2020 года, информации администраций муниципальных образований, предложения органов исполнительной власти Чувашской Республики.

I. Содержание проблемы и необходимость решения ее программными методами


Потребительский рынок - активно развивающаяся сфера экономики Чувашской Республики.

Потребительский рынок находится в непосредственной зависимости от других рынков, влияет на денежные доходы, платежеспособность населения, регулирует товарно-денежные отношения, способствует конкурентоспособности отечественных товаров и всего рыночного механизма, поэтому создание условий эффективного развития потребительского рынка, совершенствование механизма его регулирования являются одной из важнейших составляющих экономической политики Чувашской Республики.

Состояние розничной торговли и сферы услуг в значительной мере определяется макроэкономическими показателями социально-экономического развития Российской Федерации и Чувашской Республики. Курс на интенсивное развитие экономики и реализация мероприятий республиканской целевой программы "Развитие потребительского рынка и сферы услуг в Чувашской Республике на 2008-2011 годы" способствовали повышению темпов роста объемов оборота розничной торговли и платных услуг в 2008 году. По сравнению с 2007 годом общий объем оборота розничной торговли возрос на 15 процентов, оборот общественного питания увеличился на 17,4 процента. Объем платных услуг увеличился на 3,9 процента, бытовых услуг населению - на 1,6 процента.

В 2008 году Чувашская Республика среди регионов Приволжского федерального округа (далее - ПФО) по темпам роста объемов розничного товарооборота заняла 8-е место, объемов оборота общественного питания - 4-е место (в 2007 году соответственно 10-е и 14-е).

Доля непродовольственных товаров в обороте розничной торговли, являющаяся одним из показателей качества жизни населения, составила в 2008 году 52,7 процента (в 2007 году - 51,5 процента). Уровень товарных запасов в днях торговли составил в 2008 году 34 дня (в 2007 году - 23 дня).

Высокие темпы роста показателей сферы потребительского рынка позволили обеспечить положительный сальдированный финансовый результат организаций сферы оптовой и розничной торговли, которые не относятся к субъектам малого предпринимательства и средняя численность работников которых превышает 15 человек. Однако в ноябре 2008 года последствия финансового кризиса уже сказались на эффективности деятельности организаций сферы потребительского рынка. За 10 месяцев 2008 года темп роста полученной ими прибыли составил 136 процентов к соответствующему периоду 2007 года, за 11 месяцев - 118,3 процента. На 1 января 2009 г. по сравнению с 1 января 2008 г. доля убыточных организаций в данной сфере увеличилась с 11,6 до 18,8 процента. По состоянию на 1 сентября 2008 г. по доле убыточных организаций в сфере торговли среди регионов ПФО республика занимала 3-е место, на 1 декабря - 7-е место.

Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников сферы оптовой и розничной торговли составила по Чувашской Республике 9128,6 рубля, сферы гостиниц и ресторанов - 7198,4 рубля, что составляет к среднереспубликанскому показателю (11437,3 рубля) 81,7 и 62 процента соответственно. Темпы роста заработной платы в данных сферах составили 126,4 и 132,8 процента к уровню 2007 года. По уровню средней заработной платы в сфере торговли и общественного питания Чувашская Республика среди регионов ПФО занимает 11-е место.

Необходимо отметить, что в ноябре впервые отмечено снижение уровня заработной платы по отношению к предыдущему месяцу. В сфере торговли он снизился на 2,7 процента, гостиниц и ресторанов - на 5,7 процента. В связи с этим стоит задача по повышению социальной ответственности руководителей организаций сферы потребительского рынка и предпринимателей перед своими работниками, недопущению необоснованных увольнений и сокращений уровня заработной платы. Следует направить усилия на разъяснительную работу о необходимости пересмотра руководителями организаций сферы потребительского рынка и услуг своей кадровой политики, а также форм и методов работы, направленной на совершенствование ассортиментной политики, сокращение неоправданных расходов, повышение эффективности работы маркетинговой службы.

В рамках реализации мероприятий республиканской целевой программы "Развитие потребительского рынка и сферы услуг в Чувашской Республике на 2008-2011 годы" в 2008 году продолжалось качественное улучшение сети объектов розничной торговли за счет увеличения доли современных предприятий. Велась работа по модернизации существующих предприятий как общедоступной сети, так и социального направления, внедрению новейших технологий, расширению перечня предлагаемых услуг, повышению квалификации работников.

В 2008 году открыто и реконструировано более 250 объектов розничной торговли торговой площадью более 40,0 тыс. кв. метров, более 50 объектов общественного питания на более 2,5 тыс. посадочных мест, более 150 объектов бытового обслуживания с предоставлением более 30 видов услуг. В их числе такие крупные объекты, как торговый центры "Перекресток", "7 холмов", торгово-развлекательный центр "Мега-Гелакси" в г. Чебоксары, торговый центр "Макдоналдс", торговые комплексы "Олимп" и "7 Я" в г. Новочебоксарске, на завершающей стадии строительства находятся торгово-развлекательные центры "Каскад", "МТВ-центр" и еще один объект сети "Перекресток". Общая стоимость инвестиций в развитие объектов потребительского рынка составила около 2,5 млрд. рублей, общее количество вновь созданных рабочих мест - более 1400.

В 2008 году в сельской местности введены в действие 105 предприятий розничной торговли и общественного питания, реконструированы 35 объектов, 7 специализированных предприятий бытового обслуживания, открыто 4 пункта приема заказов на бытовые услуги при магазинах потребительской кооперации. Переведено на работу по методу самообслуживания 27 магазинов. Организациями и предприятиями Чувашпотребсоюза в 2008 году закуплено более 200 тонн лекарственно-технического сырья, 30 тыс. штук крупного и мелкого кожсырья, 700 тонн тряпья, 2000 тонн макулатуры. За счет расширения фармацевтической, заготовительной деятельности, организации малых производств по переработке сельскохозяйственной продукции создано около 50 новых рабочих мест.

Велась активная работа по реализации Плана организации розничных рынков на территории Чувашской Республики, утвержденного постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 4 мая 2007 г. N 97 "О порядке организации и функционирования розничных рынков на территории Чувашской Республики". Из общего количества запланированных рынков на сегодня функционируют 23 рынка, 33 планируется построить в срок до 2012 года.

В настоящее время идет процесс подготовки проектно-сметной документации и строительства капитальных сооружений на 13 действующих (получивших разрешение) и 33 новых рынках. В 2008-2010 годах строительство сельскохозяйственных и сельскохозяйственных кооперативных рынков запланировано в 17 населенных пунктах республики. На строительство розничных рынков планируется направить до 2012 года более 1 млрд. рублей из внебюджетных источников.

Анализ состояния и тенденций развития потребительского рынка и сферы услуг в Чувашской Республике позволяет обозначить основные проблемы этого сектора экономики, решение которых требует применения программных методов.

Несмотря на быстрые темпы роста розничного товарооборота и платных услуг, по объемам на душу населения Чувашия отстает от общероссийского показателя в 2 раза, что связано со среднедушевым денежным доходом на душу населения (52,4 процента к общероссийскому показателю). На формирование данного показателя влияет ряд других внутренних и внешних факторов: уровень развития потребительского рынка, его инфраструктура, численность населения, экономическая и социальная политика государства, наличие благоприятного предпринимательского и инвестиционного климата и т.д.

Увеличение производства товаров и оказания услуг, возрастание доходов организаций и населения и их платежеспособности способствовали повышению емкости, насыщенности рынка, о чем свидетельствуют массовые распродажи товаров со скидками и другие маркетинговые методы продвижения товаров пониженного спроса.

Партнерские отношения между поставщиками и получателями товаров изменились. Условия, при которых производитель выдвигал свои требования продавцу, характерные для ненасыщенного рынка, сменились либо равноправными партнерскими отношениями, либо диктатом оптового или розничного продавца. Последнее наиболее характерно для крупных торговых сетей и проявляется в форме требований его материального стимулирования: скидок, дополнительных оплат за размещение в отдельных зонах торгового зала, возврата нереализованного товара и т.п.

Не упорядочены процессы взаимодействия розничных торговых сетей с товаропроизводителями, осуществляющими свою деятельность на территории Чувашской Республики. В сфере торговли отсутствует система учета объемов продажи продукции местного производства.

Недостаточное развитие конкурентной среды не позволяет эффективно использовать рыночные механизмы для повышения качества товаров и услуг, их ценовой и территориальной доступности.

Отсутствие среднесрочных отраслевых схем размещения объектов торговли, общественного питания, оптовой торговли сдерживает комплексное развитие инфраструктуры объектов потребительского рынка. Особенно остро стоит проблема развития сети организаций общественного питания и бытового обслуживания населения в сельской местности.

Необходимо решать вопросы по размещению объектов сферы услуг, борьбе с контрафактной продукцией, регулированию оборота алкогольной продукции, упорядочению реализации пищевых продуктов, содержащих генно-модифицированные организмы.

Сложившийся в настоящее время в Чувашской Республике рынок услуг характеризуется недостаточным уровнем их качества, наличием диспропорций в развитии отдельных видов, ориентированных в основном на потребителей с невысокими доходами.

Несовершенство статистического учета и отсутствие законодательной базы для учета вновь открываемых объектов не позволяют в полной мере производить анализ развития сферы потребительского рынка в Чувашской Республике.

На современном этапе сеть объектов потребительского рынка развивается интенсивно. Только за 2008 год количество объектов розничной торговли увеличилось на 12,0 процента (176 единиц), общественного питания - на 5,0 процента (38 единиц), бытового обслуживания - на 10,0 процента (152 единицы). Сегодня на потребительском рынке функционируют около 7,5 тыс. объектов. При этом обеспеченность торговыми площадями в расчете на 1 тыс. жителей составляет 316,0 кв. метра, в то время как в г. Москве - 707,3 кв. метра. В крупных европейских столицах (Париж, Рим, Берлин) показатель обеспеченности торговыми площадями превышает 1000 кв. метров в расчете на 1000 жителей, в Стокгольме - более 800 кв. метров, в Варшаве - 650 кв. метров. Достигнутый в Чувашской Республике уровень обеспеченности торговыми площадями явно недостаточен.

Обеспеченность посадочными местами в организациях общественного питания в общедоступной сети составляет лишь 50 процентов от норматива, рекомендованного Строительными нормами и правилами "Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений" (СНиП 2.07.01-89*), утвержденными постановлением Госстроя СССР от 16 мая 1989 г. N 78. Обеспеченность работниками сферы бытового обслуживания на 1000 человек населения составляет в сельской местности лишь 80 процентов от рекомендованных нормативов.

Реализация мероприятий Программы в сфере потребительского рынка позволит увеличить количество объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания более чем на тысячу. Годовой оборот розничной торговли в 2020 году увеличится по сравнению с 2008 годом в 3,5 раза в сопоставимых ценах (более 218 млрд. рублей). Обеспеченность населения торговыми площадями составит в среднем по республике более 700 кв. метров на 1 тыс. жителей. Малые населенные пункты численностью свыше 100 жителей должны быть в обязательном порядке обеспечены объектом торговли, а меньшие - выездной торговлей. В жилых массивах городов планируются формирование специальных торговых зон, расширение сети магазинов так называемой шаговой доступности. В рамках реализации Федерального закона от 30 декабря 2006 г. N 271-ФЗ "О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации" предусматриваются модернизация розничных рынков и их поэтапный перевод в многопрофильные торговые комплексы. На сельскохозяйственных и сельскохозяйственных кооперативных рынках будут выделяться зоны для местных производителей и членов кооперативов - не менее половины всех торговых мест.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»