Недействующий

КАБИНЕТ МИНИСТРОВ ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 14 апреля 2006 года N 101

О Республиканской комплексной программе государственной поддержки строительства жилья в Чувашской Республике на 2006 - 2015 годы

{Наименование в редакции постановления Кабинета Министров Чувашской Республики от 23 октября 2008 г. N 325}

Признано утратившим силу постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 9 февраля 2011 г. N 28

{ИЗМЕНЕНИЯ И ДОПОЛНЕНИЯ:
постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 13 ноября 2006 г. N 285;
постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 23 октября 2008 г. N 325;
постановление Кабинета Министров чувашской Республики от 8 июля 2009 г. N 215;
постановление Кабинета Министров чувашской Республики от 28 мая 2010 г. N 157}

В целях реализации приоритетного национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России", Указа Президента Чувашской Республики от 30 января 2004 г. N 10 "О дополнительных мерах по стимулированию жилищного строительства в Чувашской Республике" Кабинет Министров Чувашской Республики постановляет:

1. Утвердить прилагаемую Республиканскую комплексную программу государственной поддержки строительства жилья в Чувашской Республике на 2006 - 2015 годы (далее - Программа).

{Пункт 1 в редакции постановления Кабинета Министров Чувашской Республики от 23 октября 2008 г. N 325}

2. Определить Министерство градостроительства и развития общественной инфраструктуры Чувашской Республики государственным заказчиком Программы.

3. Установить, что при подготовке проектов законов Чувашской Республики о республиканском бюджете Чувашской Республики на очередной финансовый год и плановый период Программа ежегодно включается в перечень республиканских целевых программ, подлежащих финансированию за счет средств республиканского бюджета Чувашской Республики.

{Пункт 3 в редакции постановления Кабинета Министров Чувашской Республики от 23 октября 2008 г. N 325}

4. Рекомендовать органам местного самоуправления:

разработать комплекс мер по стабильному росту объемов жилищного строительства до 2015 года в соответствии с Программой;

{Абзац 2 в редакции постановления Кабинета Министров Чувашской Республики от 23 октября 2008 г. N 325}

обеспечить опережающее развитие территориальной инженерной инфраструктуры для жилой застройки;

принять участие в реализации и финансировании мероприятий, предусмотренных Программой.

5. Органам исполнительной власти Чувашской Республики:

во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти организовать результативную работу по реализации приоритетного национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России";

совместно с организациями курируемых отраслей определить формы их участия в реализации приоритетного национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России".

6. Признать утратившим силу постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 16 октября 2004 г. N 250 "О Республиканской комплексной программе государственной поддержки строительства жилья в Чувашской Республике на 2005 - 2010 годы".

И.о. Председателя Кабинета Министров

Чувашской Республики - Н. Смирнов

Утверждена
постановлением
Кабинета Министров
Чувашской Республики
от 14.04.2006 N 101

{Программа в редакции постановления Кабинета Министров Чувашской Республики от 23 октября 2008 г. N 325}

Республиканская комплексная программа государственной поддержки строительства жилья в чувашской Республике на 2006-2015 годы

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ


{Паспорт Программы в редакции постановлений Кабинета Министров чувашской Республики от 8 июля 2009 г. N 215, от 28 мая 2010 г. N 157}

Наименование Программы

Республиканская комплексная программа государственной поддержки строительства жилья в Чувашской Республике на 2006-2015 годы

Основания для разработки Программы

постановление Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2005 г. N 865 "О дополнительных мерах по реализации федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы";

 Закон Чувашской Республики от 4 июня 2007 г. N 8 "О Стратегии социально-экономического развития Чувашской Республики до 2020 года";

 Указ Президента Чувашской Республики от 30 января 2004 г. N 10 "О дополнительных мерах по стимулированию жилищного строительства в Чувашской Республике"

Государственный заказчик Программы

Министерство градостроительства и развития общественной инфраструктуры Чувашской Республики

Основной разработчик Программы

Министерство градостроительства и развития общественной инфраструктуры Чувашской Республики

Цели Программы

комплексное решение проблемы перехода к устойчивому функционированию и развитию жилищной сферы, обеспечивающее доступность жилья для граждан, безопасные и комфортные условия проживания в нем;

 эффективная реализация приоритетного национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России" в Чувашской Республике

Задачи Программы

основными задачами Программы являются:
 создание условий для развития жилищного сектора экономики и повышения уровня обеспеченности населения жильем путем увеличения объемов жилищного строительства и развития финансово-кредитных институтов рынка жилья;

 создание эффективных и устойчивых организационных и финансовых механизмов обеспечения земельных участков под жилищное строительство коммунальной инфраструктурой;

 обеспечение доступности жилья в соответствии с платежеспособным спросом граждан и стандартами обеспечения жилыми помещениями;

 поддержка нуждающихся в улучшении жилищных условий за счет средств республиканского бюджета Чувашской Республики и местных бюджетов в пределах установленных социальных стандартов;

 обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета отдельных категорий граждан, определенных законодательством Российской Федерации, в пределах ежегодных объемов государственных обязательств, предусмотренных Чувашской Республике;

 обеспечение ежегодного роста объемов вводимого в эксплуатацию жилья, позволяющего обеспечить сбалансированность спроса и предложения на рынке жилья;

 повышение качества и уровня благоустроенности жилья;

 создание условий для приведения жилищного фонда и коммунальной инфраструктуры в соответствие со стандартами качества

Важнейшие целевые индикаторы и показатели

предусматривается к 2015 году:
 доведение объемов вводимого жилья на 1 человека до 0,80 кв. метра;

 рост обеспеченности общей площадью жилья на 1 человека до 25,6 кв. метра;

 доведение годового объема ввода общей площади жилья до 1020 тыс. кв. метров;

 доведение объема выдаваемых в год ипотечных жилищных кредитов и займов гражданам на сумму 3320 млн. рублей;

 повышение доступности приобретения жилья, когда средняя стоимость стандартной квартиры общей площадью 54 кв. метра будет равна среднему совокупному доходу семьи из 3 человек за 5,1 года;

 отношение средней цены одного квадратного метра общей площади на первичном (вторичном) рынке жилья к среднедушевым доходам населения будет равно 0,305 года;

 комплексная оценка эффективности деятельности органов исполнительной власти Чувашской Республики по реализации мероприятий республиканской целевой программы, осуществляемых в соответствии с законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд

Срок реализации Программы

2006-2015 годы

Объемы и источники финансирования Программы

общий объем финансирования Программы за 2006-2015 годы составит 33433,16 млн. рублей,
 в том числе:
 средства федерального бюджета - 3678,7 млн. рублей;

 средства республиканского бюджета Чувашской Республики - 4564,88 млн. рублей;

 средства местных бюджетов - 1257,3 млн. рублей;

внебюджетные источники - 23932,28 млн. рублей,
 из них:
 средства организаций - 1174,41 млн. рублей;

 средства кредитных организаций - 4646,67 млн. рублей;

 средства населения - 18111,2 млн. рублей

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы и показатели социальной и бюджетной эффективности

реализация Программы должна обеспечить достижение в 2015 году следующих результатов (по сравнению с 2006 годом):
 увеличение годового объема ввода жилья на 1 человека до 121,2 процента;

 улучшение жилищных условий граждан (рост обеспеченности общей площадью жилья на человека до 121,9 процента;

 {абзац 4 признан утратившим силу постановлением Кабинета Министров чувашской Республики от 8 июля 2009 г. N 215 }
   увеличение годового объема ввода общей площади жилья до 119,4 процента;

 увеличение объема выдаваемых в год ипотечных жилищных кредитов и займов гражданам до 103 процента;

 повышение доступности приобретения жилья, когда средняя стоимость стандартной квартиры общей площадью 54 кв. метра будет равна среднему совокупному доходу семьи из 3 человек, на 12 процентов;

 сокращение отношения средней цены одного квадратного метра общей площади на первичном (вторичном) рынке жилья к среднедушевым доходам населения на 1,6 процента;

 снижение среднего времени ожидания предоставления жилых помещений социального использования с 15-20 лет до 4-6 лет.
 Показатели социальной эффективности:
 содействие в обеспечении жильем за счет средств республиканского бюджета Чувашской Республики граждан, состоящих в органах местного самоуправления на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях;

 создание условий для повышения уровня обеспеченности жильем, а также безопасных и комфортных условий проживания в нем;

 привлечение в жилищную сферу дополнительных финансовых средств из внебюджетных источников;

 развитие и закрепление положительных демографических тенденций в обществе

Система организации контроля за выполнением Программы

контроль за реализацией Прог раммы осуществляет Министерство градостроительства и развития общественной инфраструктуры Чувашской Республики. Исполнители мероприятий Программы ежегодно к 15 февраля до 2016 года представляют информацию о ходе реализации мероприятий Программы в Министерство градостроительства и развития общественной инфраструктуры Чувашской Республики. Министерство градостроительства и развития общественной инфраструктуры Чувашской Республики ежегодно к 1 марта до 2016 года представляет информацию об эффективности использования бюджетных средств и о ходе реализации мероприятий Программы в Министерство экономического развития и торговли Чувашской Республики.
 По окончании срока реализации Программы Министерство градостроительства и развития общественной инфраструктуры Чувашской Республики до 1 марта 2016 г. представляет в Кабинет Министров Чувашской Республики доклад о выполнении Программы, эффективности использования финансовых средств за весь период ее реализации.

Введение


Республиканская комплексная программа государственной поддержки строительства жилья в Чувашской Республике на 2006-2015 годы (далее - Программа) разработана во исполнение Указа Президента Чувашской Республики от 30 января 2004 г. N 10 "О дополнительных мерах по стимулированию жилищного строительства в Чувашской Республике". Программа составлена на основе федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 17 сентября 2001 г. N 675, и Закона Чувашской Республики от 4 июня 2007 г. N 8 "О Стратегии социально-экономического развития Чувашской Республики до 2020 года". Программа разработана с целью обеспечения привлечения инвестиций в отрасль, формирования рынка доступного жилья, удовлетворения спроса населения на жилье различной степени комфортности и является одним из основных инструментов реализации приоритетного национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России" в Чувашской Республике.

На федеральном уровне сформирована определенная нормативная правовая база, являющаяся основой регулирования вопросов, связанных с жилищным строительством, жилищно-коммунальным хозяйством, обеспечением прав собственности в жилищной сфере в условиях развивающихся рыночных отношений. С 2004 года принято 25 федеральных законов, направленных на формирование рынка доступного жилья, в том числе Жилищный кодекс Российской Федерации и Градостроительный кодекс Российской Федерации.

На республиканском уровне новые правовые условия создают основу для достижения поставленных целей и требуют широкомасштабных скоординированных действий на всех уровнях государственной власти и местного самоуправления и осуществления мер нормативно-правового, административно-организационного и бюджетно-финансового характера.

Формирование рынка доступного жилья и обеспечение комфортных условий проживания определяют социальную направленность нового этапа реализации федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы и экономических преобразований в стране. Реальная возможность заработать на достойное жилье для значительных групп населения будет способствовать активизации их экономической деятельности, а четкое определение групп, перед которыми общество несет обязательства по удовлетворению их жилищных потребностей, - преодолению иждивенческих настроений у значительной части населения.

Реформирование жилищной сферы обеспечило коренной поворот от планово-административных методов регулирования к рыночным механизмам при соблюдении принципов обеспечения социальных гарантий в области жилищных прав малоимущим гражданам и иным категориям населения, установленным законодательством Российской Федерации. Право собственности на жилье, а также рынок жилья стали неотъемлемой частью отношений в жилищной сфере.

Кардинальным образом изменилась структура жилищного фонда Чувашской Республики по формам собственности, сформировался новый слой собственников жилья как социальная база жилищной реформы. Доля частного жилищного фонда с 48 процентов в 1990 году увеличилась до 81,2 процента в 2007 году.

В 2007 году за счет всех источников финансирования в Чувашской Республике было введено 1004,4 тыс. кв. метров жилья, что составляло 117,5 процента к уровню 2006 года, в том числе индивидуальными застройщиками 684,4 тыс. кв. метров (125,4 процента). По предварительным данным, в отрасль было привлечено 10,6 млрд. рублей, в том числе за счет средств федерального бюджета - 268,4 млн. рублей, республиканского бюджета Чувашской Республики - 1059,9 млн. рублей, местных бюджетов - 135,7 млн. рублей, кредитов банков и других организаций - 4691,4 млн. рублей, средств населения - 4483,5 млн. рублей.

Важнейшее место в деятельности органов исполнительной власти Чувашской Республики было отведено развитию системы долгосрочного ипотечного кредитования населения, которое направлено на расширение платежеспособного спроса на жилье, вовлечение внебюджетных средств в жилищную сферу, а также обеспечение связи между денежными ресурсами населения, банков, финансовых институтов и реальным сектором экономики. Получило дальнейшее развитие ипотечное жилищное кредитование. Всего по республике в 2007 году было выдано по стандартам открытого акционерного общества "Агентство по ипотечному жилищному кредитованию" (г. Москва) ипотечных жилищных кредитов на 1359,7 млн. рублей.

В 2007 году получили возможность улучшить жилищные условия за счет ипотеки 5746 семей. Коммерческие банки начали активно выдавать долгосрочные кредиты. Банки формируют собственные корпоративные программы с разными условиями кредитования граждан в зависимости от уровня доходов населения. Впервые в 2005 году в жилищное строительство были привлечены венгерские займы под гарантию Кабинета Министров Чувашской Республики.

Для создания более комфортных условий жизнеобеспечения населения республики, повышения уровня благоустроенности жилищного фонда проводится реконструкция объектов коммунальной инфраструктуры.

I. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами


Несмотря на достигнутые в жилищной сфере положительные результаты, пока не удалось обеспечить должного улучшения ситуации по повышению доступности жилья для населения.

Не могут быть признаны удовлетворительными и темпы обеспечения жильем граждан, принятых органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. По данным администраций муниципальных районов и городских округов, по состоянию на 1 января 2008 г. в очереди состоят 58,8 тыс. семей, из них вставших в очередь до 1 января 2004 г. - 50,3 тыс. семей. Среднее время ожидания предоставления жилых помещений социального использования составляет 15-20 лет. Более 7 тыс. молодых семей состоит на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

В соответствии с федеральным законодательством Российская Федерация имеет государственные обязательства по обеспечению жильем перед отдельными категориями граждан, это - ветераны, инвалиды, военнослужащие, уволенные с военной службы в запас или в отставку, вынужденные переселенцы, участники ликвидации последствий радиационных аварий и катастроф, пострадавшие в результате этих аварий и катастроф и приравненные к ним лица, граждане,

выехавшие из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей (4,2 тыс.). Средства, выделяемые из федерального бюджета для этих целей, крайне недостаточны.

Результаты обследования показывают, что жилищная проблема стоит не только перед гражданами, состоящими в органах местного самоуправления на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Половина семей в республике в той или иной степени не удовлетворена имеющимися жилищными условиями. При этом каждая четвертая семья имеет жилье, находящееся в ветхом или аварийном состоянии. Общая потребность населения Чувашии в жилье составляет около 12 млн. кв. метров общей площади.

В целях повышения доступности жилья для граждан с различным уровнем доходов необходимо обеспечить условия для развития системы ипотечного жилищного кредитования и других механизмов расширения платежеспособного спроса, системы рефинансирования ипотечных жилищных кредитов, а также оказать государственную поддержку отдельным категориям граждан в приобретении жилья. Однако даже ограниченный платежеспособный спрос населения на жилье превышает предложение на рынке, что приводит к постоянному росту цен в отрасли.

Вопросы ценообразования и сметного нормирования в строительстве являются одними из ключевых в отрасли. Решение государственной задачи повышения доступности жилья напрямую связано с реализацией мероприятий по сокращению издержек и непроизводственных затрат застройщиков, подрядных организаций и предприятий стройиндустрии. Основными негативными факторами, способствующими росту стоимости строительства, являются:

повышение цен на строительные материалы, изделия и конструкции, зачастую опережающее рост цен в других отраслях и на потребительском рынке;

монопольные явления на рынке строительных материалов;

низкое качество проектно-сметной документации;

несовершенство нормативной правовой базы ценообразования в строительстве.

В этих условиях необходимо осуществление мониторинга цен на строительные ресурсы и услуги в строительстве с публикацией экономически обоснованных показателей, дальнейшее совершенствование сметно-нормативной базы ценообразования в строительстве с целью исключения из сметной стоимости необоснованных затрат, подготовка на государственном уровне норм и расценок на содержание, обслуживание и текущий ремонт жилищного фонда и объектов коммунальной инфраструктуры. Ежеквартальный выпуск экономически обоснованных показателей стоимости строительства 1 кв. метра общей площади жилья по Чувашской Республике, несмотря на рекомендательный статус, окажет влияние на ценовую политику застройщиков и общественное мнение.

В этой ситуации основным источником финансирования жилищного строительства пока остаются средства долевиков; слабо развито кредитование организаций застройщиков на цели жилищного строительства. Вливание банковских ресурсов и иных внебюджетных рыночных источников в развитие жилищной сферы существенно повысит эффективность этого сектора экономики.

Существенным препятствием для развития жилищного строительства продолжает оставаться ограниченность возможностей обеспечения земельных участков необходимой коммунальной инфраструктурой. В районах республики 3,6 тыс. индивидуальных жилых домов, готовых к заселению, не электрифицированы.

Основными проблемами в сфере жилищного строительства наряду со слабо развитой конкуренцией среди застройщиков и бюрократической системой предоставления земельных участков являются отсутствие земельных участков, обустроенных коммунальной инфраструктурой, механизмов привлечения частных инвестиций и кредитных ресурсов в строительство и модернизацию коммунальной инфраструктуры, а также непрозрачные и обременительные для застройщика условия присоединения к системам коммунальной инфраструктуры. Решение данных проблем необходимо для обеспечения существенного увеличения темпов жилищного строительства, удовлетворения платежеспособного спроса населения на жилье, стабилизации цен на рынке жилья.

В настоящее время завершается период так называемой "точечной" застройки с использованием уже существующих коммунальных сетей, а возможности использования действующих мощностей для наращивания объемов жилищного строительства ограничены. Для увеличения объемов жилищного строительства необходимо опережающее развитие коммунальной инфраструктуры.

В подавляющем большинстве городов отсутствуют надежные механизмы финансирования и реализации проектов по обеспечению земельных участков коммунальной инфраструктурой. Банковский сектор не имеет необходимых инструментов, позволяющих с приемлемым уровнем риска кредитовать проекты развития коммунальной инфраструктуры, что приводит к увеличению сроков и удорожанию стоимости строительства жилья.

Наличие системных проблем в вопросах обеспечения земельных участков коммунальной инфраструктурой в целях жилищного строительства обусловливает необходимость применения программно-целевого подхода, что позволит не только существенно увеличить объем жилищного строительства, но и создать необходимые условия для формирования устойчивых механизмов решения данной проблемы в будущем без привлечения средств федерального бюджета.

Необходимо подготовить и реализовать инвестиционные проекты по обеспечению земельных участков под жилищное строительство коммунальной инфраструктурой, активно проводить государственную политику по демонополизации и развитию конкуренции на рынке жилищного строительства, а также обеспечивать комплексное развитие систем коммунальной инфраструктуры, создавать эффективные организационные и финансовые механизмы обеспечения земельных участков под жилую застройку коммунальной инфраструктурой, снижать административные барьеры в жилищном строительстве и расширять доступ застройщиков к кредитным ресурсам, реализовать меры в области градостроительного контроля, осуществлять комплексную застройку территорий городских округов и сельских поселений, активно проводить реконструкцию и обновление существующих кварталов застройки.

Вследствие технологической отсталости объектов коммунальной инфраструктуры качество предоставления коммунальных услуг не соответствует растущим запросам населения в условиях рыночной экономики. Износ объектов коммунальной инфраструктуры составляет сегодня в среднем 56 процентов (по состоянию на 1 января 2008 г.). Для создания безопасных и комфортных условий проживания граждан необходимо обеспечить масштабную реализацию проектов модернизации объектов коммунальной инфраструктуры.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»