Недействующий

 
ГЛАВА РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)

УКАЗ

от 12 октября 2011 года N 973

О ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЕ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) "РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) НА 2012 - 2019 ГОДЫ"

____________________________________________________________________
Утратил силу с 1 января 2018 года на основании Указа Главы РС(Я) от 15.12.2017 N 2282.
____________________________________________________________________

(в редакции Указов Президента РС(Я)  от 04.03.2013 N 1898, от 25.11.2013 N 2331, Указов Главы Республики Саха (Якутия) от 17.10.2014 N 71, от 20.10.2015 N 728, от 25.12.2015 N 872, от 20.06.2016 N 1221, от 19.07.2017 N 2029)


В целях обеспечения доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного социально ориентированного развития Республики Саха (Якутия), постановляю:

1. Утвердить прилагаемую государственную программу Республики Саха (Якутия) "Развитие образования Республики Саха (Якутия) на 2012 - 2019 годы".

(в ред. Указов Главы Республики Саха (Якутия) от 17.10.2014 N 71, от 20.10.2015 N 728)

2. Контроль исполнения настоящего Указа возложить на заместителя Председателя Правительства Дьячковского А.П.

(в ред. Указа Главы Республики Саха (Якутия) от 20.06.2016 N 1221)

3. Опубликовать настоящий Указ в официальных средствах массовой информации Республики Саха (Якутия).

Президент
Республики Саха (Якутия)
Е.БОРИСОВ

г. Якутск
12 октября 2011 года
N 973



Утверждена
Указом Президента
Республики Саха (Якутия)
от 12 октября 2011 года N 973

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) "РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) НА 2012 - 2019 ГОДЫ"

 (в редакции Указов Президента Республики Саха (Якутия) от 04.03.2013 N 1898, от 25.11.2013 N 2331, Указов Главы Республики Саха (Якутия) от 17.10.2014 N 71, от 20.10.2015 N 728, от 25.12.2015 N 872, от 20.06.2016 N 1221, от 19.07.2017 N 2029)


 Паспорт государственной программы

(в редакции Указа Президента Республики Саха (Якутия) от 25.11.2013 N 2331)

1.

Наименование Программы

Государственная программа Республики Саха (Якутия) "Развитие образования Республики Саха (Якутия) на 2012 - 2019 годы"

(в ред. Указов Главы Республики Саха (Якутия) от 17.10.2014 N 71, от 20.10.2015 N 728)

2.

Статус Программы

Государственная программа

3.

Основание для разработки государственной программы

Закон Российской Федерации от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";

Закон Российской Федерации от 01.06.2005 N 53-ФЗ "О государственном языке Российской Федерации";

Закон Российской Федерации от 25.10.1991 N 1807-1

"О языках народов Российской Федерации";

Закон Республики Саха (Якутия) от 16.10.1992 N 1170-XII "О языках в Республике Саха (Якутия)";
Закон Республики Саха (Якутия) от 20.02.2004 111-З N 243-III "О статусе языков коренных малочисленных народов Севера Республики Саха (Якутия)";
Указ Главы Республики Саха (Якутия) от 15.12.2014 N 228 "О стратегическом планировании в Республике Саха (Якутия)";
Указ Президента Республики Саха (Якутия) от 08.05.2011 N 636 "О порядке разработки и реализации государственных программ Республики Саха (Якутия)";

Указ Главы Республики Саха (Якутия) от 10.07.2016 N 1255 "Об утверждении Перечня государственных программ Республики Саха (Якутия)";
Постановление Правительства Российской Федерации от 23.05.2015 N 497 "О Федеральной целевой программе развития образования на 2016 - 2020 годы";
Постановление Правительства Российской Федерации от 20.06.2011 N 492 "О федеральной целевой программе "Русский язык" на 2011 - 2015 годы"

(в ред. Указов Главы Республики Саха (Якутия) от 20.06.2016 N 1221, от 19.07.2017 N 2029)

4.

Ответственный исполнитель государственной программы

Министерство образования и науки Республики Саха (Якутия)

(п. 4 в ред. Указа Главы Республики Саха (Якутия) от 19.07.2017 N 2029)

5.

Соисполнители государственной программы

Базовый вариант

Интенсивный вариант

1 типа

Министерство архитектуры и строительного комплекса Республики Саха (Якутия);

Министерство связи и информационных технологий Республики Саха (Якутия);

Министерство по развитию институтов гражданского общества Республики Саха (Якутия).

2 типа

Министерство культуры и духовного развития Республики Саха (Якутия);

Министерство труда и социального развития Республики Саха (Якутия)

1 типа

Министерство архитектуры и строительного комплекса Республики Саха (Якутия);

Министерство связи и информационных технологий Республики Саха (Якутия);

Министерство по развитию институтов гражданского общества Республики Саха (Якутия).

2 типа

Министерство культуры и духовного развития Республики Саха (Якутия);

Министерство труда и социального развития Республики Саха (Якутия)

(в ред. Указов Главы Республики Саха (Якутия) от 20.06.2016 N 1221, от 19.07.2017 N 2029)

6.

Цель и задачи государственной программы

Целью Программы является:

1. Обеспечение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного социально ориентированного развития Республики Саха (Якутия).

2. Поддержка, сохранение, изучение и развитие государственных и официальных языков в Республике Саха (Якутия).

Задачами Программы являются:

1. Модернизация дошкольного, общего и дополнительного образования как института социального развития.

2. Совершенствование духовно-нравственного, гражданско-правового и патриотического воспитания подрастающего поколения.

3. Развитие системы оценки качества образования и востребованности образовательных услуг.

4. Обеспечение прав и законных интересов детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

5. Достижение современного качества образования для детей с ограниченными возможностями здоровья.

6. Обеспечение доступности полноценного (качественного) отдыха и оздоровления детей.

7. Повышение роли государственных и официальных языков в Республике Саха (Якутия).

8. Проведение комплексных исследований и мониторинг функционирования государственных и официальных языков в Республике Саха (Якутия).

9. Разработка и внедрение современных технологий для развития государственных и официальных языков в Республике Саха (Якутия)

7.

Целевые индикаторы государственной программы

Целевым индикатором Программы является уровень доступности образования в соответствии с современными стандартами для всех категорий граждан независимо от места жительства, социального и имущественного статуса и состояния здоровья:

- удельный вес детей в возрасте от 7 до 18 лет (охват детей 7 - 17 лет), охваченных программами начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования;

- доля населения, владеющего русским языком;
- доля населения, владеющего якутским языком;

- доля населения, владеющего официальными языками Республики Саха (Якутия);

- увеличение количества научной продукции, направленной на решение актуальных проблем сохранения, изучения и развития государственных и официальных языков в Республике Саха (Якутия);

- увеличение доли населения Республики Саха (Якутия), использующего современные образовательные технологии в овладении государственными и официальными языками.

Основные показатели Программы, отражающие ход ее реализации:

- обеспеченность детей школьного возраста местами в дошкольных образовательных учреждениях;

- отношение численности детей в возрасте 3 - 7 лет, которым представлена возможность получать услуги дошкольного образования, к численности детей в возрасте 3 - 7 лет, скорректированной на численность детей в возрасте 5 - 7 лет в школе;

- удельный вес воспитанников дошкольных образовательных организаций, обучающихся по программам, соответствующим требованиям стандартов дошкольного образования, в общей численности воспитанников дошкольных образовательных организаций; - доля негосударственных дошкольных образовательных учреждений, реализующих общеобразовательную программу, от общего числа дошкольных образовательных учреждений, реализующих общеобразовательную программу;

удельный вес численности педагогических работников дошкольных образовательных организаций, прошедших повышение квалификации и (или) профессиональную переподготовку, в общей численности педагогических работников дошкольных образовательных организаций;

доля выпускников государственных (муниципальных) образовательных учреждений, не сдавших единый государственный экзамен, в общей численности выпускников государственных (муниципальных) общеобразовательных учреждений;

- доля государственных (муниципальных) образовательных учреждений, реализующих программы общего образования, здания которых требуют капитального ремонта, в общей численности государственных (муниципальных) образовательных организаций, реализующих программы общего образования;

- доля детей, охваченных правовым образованием; удельный вес численности учителей в возрасте до 30 лет в общей численности учителей образовательных организаций;

- доля преподавателей, прошедших обучение по новым адресным моделям повышения квалификации и имевших возможность выбора программ обучения, от общей численности преподавателей;

- доля детей, оставшихся без попечения родителей, от общего количества детского населения;

- доля детей, оставшихся без попечения родителей, от общего количества детского населения (0 - 17 лет);

- доля детей, оставшихся без попечения родителей, переданных на воспитание в семьи граждан, от общего количества детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

- доля детей, переданных на воспитание в семьи, от общего числа детей, находящихся на воспитании в государственных образовательных учреждениях для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

- доля детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, состоявших на учете на получение жилого помещения, включая лиц в возрасте от 23 лет и старше, обеспеченных жилыми помещениями за отчетный год, в общей численности детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, состоящих на учете на получение жилого помещения, включая лиц в возрасте от 23 лет и старше (всего на начало отчетного года);

- охват детей в возрасте 5 - 18 лет программами дополнительного образования (удельный вес численности детей, получающих услуги дополнительного образования, в общей численности обучающихся в возрасте 5 - 18 лет);

- доля детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, охваченных бесплатным дополнительным образованием;

- охват детей организованным отдыхом, оздоровлением и занятостью;

- доля детей, отдохнувших в оздоровительных лагерях; - доля детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, охваченных организованным отдыхом и оздоровлением;

- доля школьников, обучающихся по новым образовательным стандартам;

- доля детей-инвалидов, получающих общее образование на дому в дистанционной форме, от общего числа детей-инвалидов, которым это показано

(в ред. Указа Главы Республики Саха (Якутия) от 20.06.2016 N 1221)

8.

Сроки реализации (этапы) государственной программы

Программа будет реализована в 2012 - 2019 годах в 2 этапа.

На первом этапе (2012 - 2013 годы) будут сформированы стратегические проекты развития образования, включающие в себя ряд новых взаимоувязанных направлений. Эти проекты будут реализованы муниципальными образованиями республики, образовательными и иными учреждениями и организациями при республиканской поддержке с участием профессионального педагогического сообщества.

В результате выполнения первого этапа будут получены устойчивые модели для дальнейшего массового внедрения преобразований и оценки их результативности, разработаны сценарии для различных типов и видов образовательных учреждений в новых социально-экономических условиях.

На втором этапе (2014 - 2019 годы) предстоит завершить начатые на первом этапе стратегические проекты, обеспечив последовательные изменения в образовании на всей территории республики. На этом этапе будут сформированы новые модели управления образованием в условиях широкомасштабного использования информационно-телекоммуникационных технологий, а также определены основные позиции по цели и задачам государственной программы развития образования на следующий период

(в ред. Указов Главы Республики Саха (Якутия) от 17.10.2014 N 71, от 20.10.2015 N 728)

9.

Наименование подпрограмм (стратегических направлений) государственной программы

Дошкольное образование;
Общее образование;
Дополнительное образование;

Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей;

Отдых и оздоровление детей;
Приоритетный национальный проект "Образование"; Безопасность образовательных учреждений;

Сохранение, изучение и развитие государственных и официальных языков в Республике Саха (Якутия)

10.

 Предельный объем средств на реализацию Программы с разбивкой по годам

Базовый вариант:

Интенсивный вариант:

2012 г. - 21 908 001 тыс. руб.;
2013 г. - 29 054 982 тыс. руб.;
2014 г. - 31 679 282 тыс. руб.;
2015 г. - 37 390 751 тыс. руб.;
2016 г. - 32 829 679 тыс. руб.;
2017 г. - 30 145 145 тыс. руб.;
2018 г. - 29 717 607 тыс. руб.;
2019 г. - 29 778 607 тыс. руб.;
Всего - 242 504 054 тыс. руб.

2012 г. - 23 487 442 тыс. руб.;
2013 г. - 29 498 219 тыс. руб.;
2014 г. - 34 156 400 тыс. руб.;
2015 г. - 43 577 441 тыс. руб.;
2016 г. - 40 247 628 тыс. руб.;
2017 г. - 38 814 862 тыс. руб.;
2018 г. - 37 810 230 тыс. руб.;
2019 г. - 36 860 472 тыс. руб.;
Всего - 284 452 694 тыс. руб.

(п. 10 в ред. Указа Главы Республики Саха (Якутия) от 19.07.2017 N 2029)

Раздел 1. ХАРАКТЕРИСТИКА ТЕКУЩЕЙ СИТУАЦИИ

 (в редакции Указа Президента Республики Саха (Якутия) от 25.11.2013 N 2331)


Система образования республики, курируемая Министерством образования и науки Республики Саха (Якутия), представлена государственными и муниципальными учреждениями дошкольного, общего и дополнительного образования детей, дополнительного профессионального образования.

(в ред. Указа Главы Республики Саха (Якутия) от 19.07.2017 N 2029)

Муниципальные учреждения представлены 605 дневными общеобразовательными школами с численностью 133,0 тыс. учащихся, 19 специальными (коррекционными) образовательными школами, 3 оздоровительными образовательными учреждениями санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении, 16 вечерними школами и 22 учебно-консультационными пунктами, 679 детскими дошкольными учреждениями с охватом 51,1 тыс. воспитанников, 127 учреждениями дополнительного образования, в которых занимаются более 75,2 тыс. школьников, 9 образовательными учреждениями для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Государственные учреждения представлены 1 общеобразовательной школой, 2 школами - интернатами общего типа, 3 специальными (коррекционными) образовательными школами, 1 специальной (коррекционной) школой для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, 1 учреждением для детей и подростков с девиантным поведением, 2 кадетскими школами.

Для анализа ресурсов развития образования Республики Саха (Якутия) нам представляется необходимым учесть социально-демографические, географические и экономические особенности региона.


SWOT-анализ текущего состояния

Особенности региона

Сильные стороны

Слабые стороны

Социально-демографические

Значительные расстояния между населенными пунктами, низкая плотность населения, неразвитость транспортной инфраструктуры; недостаточная доступность информационных, культурных, образовательных ресурсов, ограничение коммуникаций

Обновление правовой и нормативной базы системы образования с учетом социально-экономических условий;

сохранение малокомплектных школ в отдаленных населениях; реализация моделей кочевой школы

Недостаточное развитие сетевых и дистанционных форм образования;

относительно низкая скорость работы Интернета;

высокая стоимость Интернет-трафика для образовательных учреждений

Внутренняя миграция населения: уменьшение численности сельского и увеличение численности городского населения

Введение и реализация механизмов нормативно-подушевого финансирования с учетом социально-экономических условий;

наличие системы государственной поддержки сельских образовательных учреждений, агропрофилированных школ и подсобных хозяйств образовательных учреждений

Низкий уровень обеспечения квалифицированными специалистами образовательных учреждений, расположенных в отдаленных и труднодоступных местностях;

высокая доля неэффективных расходов, связанная с низкой наполняемостью классов, показателями числа учащихся на одного работника и одного учителя

Экономические

Изменение структуры занятости; перепроизводство специалистов с высшим образованием, дефицит квалифицированных рабочих

Введение профильного обучения, моделей лицейского, гимназического, специально -

коррекционного образования;

разработка и реализация концепции и программы дуального обучения

Недостаточное соответствие содержания образования и технологий обучения общественным запросам, требованиям работодателей и потребностям устойчивого социально - экономического развития региона

Технологические

Внедрение новых социально - экономических, управленческих и образовательных технологий

Внедрение независимой оценки качества образования, институтов государственно - общественного управления, новых экономических механизмов

Отсутствие сети республиканских центров сертификации независимой экспертизы образовательных программ, подготовки экспертов, осуществляющих социальный контроль стандартов образования


Система образования в целом стремится соответствовать требованиям инновационного развития республики, что находит свое отражение в обновлении нормативной и правовой базы. В настоящее время на основе федеральных стратегических документов: приоритетный национальный проект "Образование", национальная образовательная инициатива "Наша новая школа", "Федеральная целевая программа развития образования на 2011 - 2015 годы" - реализуются План действий по модернизации общего образования Республики Саха (Якутия), направленный на реализацию национальной образовательной инициативы "Наша новая школа", на период 2011 - 2015 г.г., утвержденный распоряжением Правительства Республики Саха (Якутия) от 28.07.2010 N 834-р, Стратегия развития образования в Республике Саха (Якутия) "Качественное образование - надежные инвестиции в будущее" на период до 2020 года, Концепция социокультурной модернизации образования Республики Саха (Якутия), Концепция дуального образования Республики Саха (Якутия), Концепция развития дошкольного образования Республики Саха (Якутия) на 2011 - 2016 годы и др.

Также факторами, содействующими соответствию системы образования требованиям инновационного развития республики, являются сложившиеся механизмы государственно-общественного управления, нормативно-бюджетного финансирования, независимой оценки качества образования, введения профильного и дуального обучения, государственной поддержки агропрофилированных школ и др.

Таким образом, можно констатировать, что созданы возможности для введения федеральных государственных образовательных стандартов II поколения, разработки механизмов оценки формирования компетентности участников педагогического процесса, реализации индивидуального подхода к социализации выпускников.

В логике данного анализа представляется более важным обратить внимание на слабые стороны и угрозы, которые вызваны рядом объективных и субъективных причин. Одним из факторов недостаточной обеспеченности доступности образования является демографическое изменение за последние три года: повышение рождаемости (в 2008 году родилось 15 150 детей, в 2009 году - 15 259, в 2010 году - 15 845) обусловило проблему увеличения количества детей, состоящих на учете для определения в дошкольные образовательные учреждения (2008 - 21 300, 2009 - 23 300, 2010 - 31 186).

Наблюдается тенденция к увеличению городского и уменьшению сельского населения (городское население: 2000 - 616 тыс. чел., 2010 - 622,5 тыс. чел., сельское: 2000 - 346,5 тыс. чел., 2010 - 328,1 тыс. чел.), что приводит к увеличению числа малокомплектных школ (2009 - 2010 уч. год - 163, 2010 - 2011 уч. год - 200) и перегрузке дошкольных и общеобразовательных учреждений в городской местности. Данная проблема обусловила и дефицит образовательных учреждений города с якутским языком обучения.

При реализации экономического потенциала республики остро встают проблемы качества трудовых ресурсов: квалификации работников, готовности их к переобучению, смене жительства, адаптации в новых условиях. Происходит изменение структуры занятости в экономике: численность занятых в учреждениях государственной и муниципальной собственности сокращается, в частном секторе - увеличивается (2000 - соответственно 53,4% и 27,3%, 2008 - 44,5% и 37,7%). По сравнению с 2000 годом более чем в 2 раза уменьшилась численность работников сельскохозяйственных организаций: 2000 - 19,3 тыс. чел., 2008 - 7,9 тыс. чел. По данным за январь - май 2010 года в сельском хозяйстве республики заняты 3,2% работников, в производстве и распределении электроэнергии, газа, воды - 7,9%, транспорте и связи - 9,0%, добывающей промышленности - 9,4%, обрабатывающем производстве - 4,3%, торговле и ремонте - 5,6%, в сфере коммунальных и социальных услуг - 4,5%, финансовой деятельности - 1,2%, гостиницах и ресторанах - 1,1%, операциях с недвижимостью - 7%, образовании - 19%, здравоохранении - 10,4%, управлении - 10,8%. В этом плане эффективность системы образования оценивается по тому, как она помогает решать вопросы профессиональной ориентации, занятости молодежи, воспитания людей, формирующих свою гражданскую позицию, профессиональные устремления в соответствии с личными интересами, с интересами общества, семьи, республики. Социализация выпускников в немалой степени зависит от результатов единого государственного экзамена, которые свидетельствуют о наличии определенных проблем подготовки учащихся по предметам: результаты выпускников ниже средних общероссийских показателей, динамика результатов по годам нестабильна, доля выпускников, не получивших аттестат о среднем образовании, выше, чем в среднем по Российской Федерации. Возможно, это обусловлено недостаточным уровнем качества образования в труднодоступных и отдаленных общеобразовательных учреждениях. Обеспечению равного доступа учащихся к качественному образованию должно способствовать создание целостной электронной образовательной среды, что станет одним из факторов преодоления социального неравенства. Мероприятия Программы по созданию технических и технологических условий позволят преподавателям и учащимся получить эффективный доступ к источникам достоверной информации по всем отраслям науки и техники, широко использовать новые электронные образовательные ресурсы и пособия в процессе обучения, в том числе дистанционного.

Общесистемной проблемой является кадровая ситуация в образовании. В отрасли самая большая численность работников - 67 360 чел. или 19%. При этом среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников, занятых в сфере образования, составила 53,9% от средней по экономике. Высшее профессиональное образование имеют 82,5% учителей, 23% имеют высшую категорию. По данным 2010 года стаж педагогической работы менее 2 лет имеют 8%, от 2 до 5 лет - 10%, от 5 до 10 лет - 13%, находятся в пенсионном возрасте - 22%.


Сведения о численности и составе педагогических работников, реализующих программу общего образования, за последние три года

Год

Наименование

Всего
учителей

Образование

Стаж работы

Высшее

Менее 2 лет

Более 20 лет

2008 г.

Учителя (город, село)

15 433

12 022

1 190

6 386

2009 г.

Учителя (город)

5 513

4 817

215

2 883

Учителя (село)

9 327

7 309

831

3 759

всего:

14 840

12 126

1 046

6 642

2010 г.

Учителя (город)

5 377

4 703

271

2 813

Учителя (село)

8 915

7 081

840

3 646

Всего:

14 292

11 784

1 111

6 459

Итого

44 565

35 932

3 347

19 487


Особого внимания требует ситуация, связанная с обеспечением успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Число детей-инвалидов, обучающихся на дому - 947. В рамках реализации приоритетного национального проекта "Образование" для данного контингента детей организовано дистанционное обучение. На сегодняшний день дистанционным обучением по программе дополнительного образования охвачено 235 детей - инвалидов, обучающихся на дому.

Одной из основных проблем является проблема организации системной работы с одаренными детьми и талантливой молодежью. В такой работе необходимы эффективные механизмы, непрерывность, полноценное использование возможностей учреждений дополнительного образования детей. Особого внимания требуют также вопросы сохранения и укрепления здоровья школьников, их летнего отдыха, создания современных условий обучения и воспитания.

В условиях формирования правового государства и гражданского общества особое значение приобретают вопросы правового просвещения, образования и воспитания учащихся. Одним из важнейших условий получения правовых знаний является доступ учащихся и педагогов к правовой литературе, содержащейся в библиотечных фондах, и Интернет-ресурсам. Освоение современного правового пространства республики наиболее эффективно в совместной деятельности участников образовательного процесса, представителей исполнительных органов государственной власти, правоохранительных органов, общественных организаций.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»