• Текст документа
  • Статус
Оглавление
Поиск в тексте
Действующий

 МИНИСТЕРСТВО СТРОИТЕЛЬСТВА И ПРОМЫШЛЕННОСТИ СТРОИТЕЛЬНЫХ МАТЕРИАЛОВ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)

ПРИКАЗ

 от 8 июля 2010 года N 92

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ НОРМАТИВОВ ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)

(в ред. приказа Минстроя РС(Я) от 28.03.2014 N 50)

В соответствии с частью 3 статьи 7 и частью 5 статьи 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации, а также с частью 11 статьи 14 Закона Республики Саха (Якутия) "О градостроительной политике в Республике Саха (Якутия)" от 29 декабря 2008 г. 664-З N 181-IV
     
     приказываю:

     1. Утвердить нормативы градостроительного проектирования Республики Саха (Якутия), согласно приложению N 1 к настоящему приказу.

     2. Отделу жилищного строительства и проектирования (Скрябина А.Б.):

     - в течение 10 дней со дня подписания направить настоящий приказ на государственную регистрацию в Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Саха (Якутия);

     - после государственной регистрации настоящего приказа организовать рассылку нормативов градостроительного проектирования Республики Саха (Якутия) по муниципальным образованиям для размещения в информационных системах обеспечения градостроительной деятельности.

     3. Департаменту экономики и финансов (Гермогенов Г.Р.) разместить настоящий приказ Министерства строительства и промышленности строительных материалов Республики Саха (Якутия) в справочно-правовой системе и на официальном сайте Министерства.

     4. Контроль исполнения настоящего приказа возложить на заместителя министра строительства и промышленности строительных материалов Республики Саха (Якутия) М.Н. Керемясова.
     

Министр
С.Я.ДЕРЕПОВСКИЙ


РЕГИОНАЛЬНЫЕ НОРМАТИВЫ ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)

(в ред. приказа Минстроя РС(Я)

от 28.03.2014 N 50)

РАЗРАБОТАНЫ

Государственным унитарным предприятием Владимирской области "Областное проектно - изыскательское архитектурно - планировочное бюро" (ГУП "ОПИАПБ")

ВНЕСЕНЫ

Министерством строительства и промышленности строительных материалов Республики Саха (Якутия)

ПОДГОТОВЛЕНЫ К УТВЕРЖДЕНИЮ

Холмогоровым Ю.И. (заслуж. арх. РС(Я), Алексеевой И.Д. (канд. арх.)

УТВЕРЖДЕНЫ И ВВЕДЕНЫ В ДЕЙСТВИЕ

Приказом Министерства строительства и промышленности строительных материалов РС(Я) N 92 от 08.07.10 "Об утверждении нормативов градостроительного проектирования РС(Я)"

ВВЕДЕНИЕ

Настоящий документ "Региональные нормативы градостроительного проектирования Республики Саха (Якутия)" (далее - нормативы) разработан в соответствии с законодательством Российской Федерации и Республики Саха (Якутия).

     (в ред. приказа Минстроя РС(Я) от 28.03.2014 N 50)

     Нормативы конкретизируют и развивают основные положения действующих федеральных норм.

     По вопросам, не рассматриваемым в настоящих нормативах, следует руководствоваться законами и нормативно-техническими документами, действующими на территории Российской Федерации в соответствии с требованиями Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании". При отмене и/или изменении действующих нормативных документов, в том числе тех, на которые дается ссылка в настоящих нормах, следует руководствоваться нормами, вводимыми взамен отмененных.

     Нормативы градостроительного проектирования Республики Саха (Якутия) разработаны в соответствии с требованиями Градостроительного кодекса Российской Федерации (пункт 5 статьи 24) с учетом природно-климатических, социально-демографических, национальных, территориальных и расселенческих особенностей Республики Саха (Якутия), а также с учетом особенностей городских округов и поселений в границах территории Республики Саха (Якутия).

     (в ред. приказа Минстроя РС(Я) от 28.03.2014 N 50)

     Настоящие нормативы обязательны для всех субъектов градостроительной деятельности, осуществляющих свою деятельность на территории Республики Саха (Якутия), независимо от их организационно-правовой формы.

     Утверждение нормативов градостроительного проектирования Республики Саха (Якутия) осуществляется в соответствии с требованиями Закона Республики Саха (Якутия) от 29.12.2008 З N 182-IV "О градостроительной политике в Республике Саха (Якутия)".

     Нормативы градостроительного проектирования, принятые на муниципальном уровне, не могут содержать минимальные расчетные показатели обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека ниже чем расчетные показатели обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека, содержащиеся в настоящих нормативах.

     

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Цели, задачи и область применения

1.1.1. Настоящие нормативы градостроительного проектирования разработаны в целях обеспечения устойчивого развития Республики Саха (Якутия), обеспечивающего наиболее эффективное использование и приумножение уникальных природных ресурсов Республики для повышения качества и уровня жизни населения при соблюдении условий устойчивого развития республиканских экосистем.

     1.1.2. Настоящие нормативы распространяются на планировку, застройку и реконструкцию территории городских округов, городских и сельских поселений (наслегов) Республики Саха (Якутия) в пределах их границ, в том числе межселенных (резервных) территорий.

     1.1.3. Настоящие нормативы применяются при подготовке, согласовании, экспертизе, утверждении и реализации документов территориального планирования (схем территориального планирования муниципальных районов (улусов), генеральных планов городских округов, городских и сельских поселений (наслегов) и входящих в их состав населенных пунктов) с учетом перспективы их развития, а также используются для принятия решений органами государственной власти, органами местного самоуправления, физическими и юридическими лицами, должностными лицами, осуществляющими контроль за градостроительной (строительной) деятельностью на территории Республики Саха (Якутия), а также судебными органами, как основание для разрешения споров по вопросам градостроительного проектирования.

     1.1.4. Настоящие нормативы способствуют целям и задачам сохранения на территории Республики Саха (Якутия) среды этнокультурного образа жизни коренного населения, с уникальной системой природопользования, основанной на традиционных формах хозяйственной деятельности, входящего в Северо-Евроазиатский центр экологической стабилизации, имеющий планетарное значение.

     Для сохранения природных комплексов учитывалась необходимость создания оптимальных условий для функционирования двух взаимоисключающих видов хозяйственной деятельности - традиционного (северное оленеводство, коневодство, звероводство, рыболовство, пушной промысел и др.) и нетрадиционного (промышленное освоение - нефтегазовый, минерально-сырьевой, гидроэнергетический комплексы).

     1.1.5. Нормативы градостроительного проектирования Республики Саха (Якутия) содержат минимальные расчетные показатели обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека (в том числе объектами социального и коммунально-бытового назначения, доступности таких объектов для населения (включая инвалидов), объектами инженерно-транспортной инфраструктуры, благоустройства и озеленения территории), предупреждения и устранения негативного воздействия факторов среды обитания на население, безопасности функционирования формируемой среды, а также устойчивости в чрезвычайных ситуациях и направлены на:

     - устойчивое развитие территорий городских округов и поселений в составе муниципальных районов (улусов) с учетом статуса населенных пунктов, их роли и особенностей в системе расселения;

     - развитие сложившейся системы расселения, носящей преимущественно очаговый или линейно-очаговый характер, путем формирования внутриреспубликанского расселенческого урбанизированного каркаса, основу которого составляют планировочно-коммуникационные оси различного порядка, локальные планировочные образования и градостроительные узлы, примыкающие к этим осям на основе очаговости, промышленного освоения, ресурсной и хозяйственной специализации, природных и иных факторов. Внутриреспубликанский расселенческий каркас связывает водными (реки Лена, Анабар, Оленек, Индигирка, Яна, Колыма и др.), воздушными, железнодорожными (Беркакит - Томмот и др.) магистралями и автомобильными трассами ("Лена", "Колыма", "Вилюй") и региональными автодорогами (в том числе временными - автозимниками) Республику Саха (Якутия), 40% территории которой расположено за полярным кругом, с приграничными территориями Дальневосточного федерального округа: на востоке - с Чукотским автономным округом, Магаданской областью и Хабаровским краем, на юге - с Амурской, Иркутской областями и Забайкальским краем, на западе - с Красноярским краем, с севера - омывается морями Лаптевых и Восточно-Сибирским;

     - освоение и развитие минерально-сырьевого потенциала Республики, являющегося ресурсной базой не только российского, но и мирового значения, дальнейшее развитие горнодобывающего, топливно-энергетического, лесопромышленного, строительного, агропромышленного и научно-образовательного комплексов, создание транспортной инфраструктуры;

     - рациональное использование уникального природного комплекса, сохранение рекреационного потенциала городских округов и поселений, особо охраняемых природных территорий и благоприятной экологической обстановки, сохранение и возрождение объектов культурного и исторического наследия, культовых мест и мест с уникальными особенностями природы в целях создания туристско-рекреационной особой экономической зоны (ТРОЭЗ);

     - обеспечение определенных законодательством Российской Федерации, Республики Саха (Якутия) социально-гарантированных условий жизнедеятельности населения, создание условий для привлечения инвестиций в ходе реализации документов территориального планирования.

     1.1.6. При разработке документов территориального планирования Республики Саха (Якутия) (схем территориального планирования муниципальных районов (улусов), генеральных планов городских округов, городских и сельских поселений (наслегов) и входящих в их состав населенных пунктов) графические материалы рекомендуется выполнять в масштабах в соответствии с приложением 20 настоящих нормативов.

  

1.2. Нормативные ссылки

1.2.1. Перечень законодательных и нормативных документов Российской Федерации, Республики Саха (Якутия), используемых при разработке настоящих нормативов, приведен в справочном приложении 1.

1.3. Термины и определения

1.3.1. Основные термины и определения, используемые в настоящих нормативах, приведены в справочном приложении 2.

     

1.4. Общая организация и зонирование территории Республики Саха (Якутия)

1.4.1. Территория Республики Саха (Якутия) общей площадью 3 083,5 тыс. кв. км  состоит из 2 городских округов и 34 муниципальных районов. В границах муниципальных районов расположены 49 городских поселений и 360 сельских поселений (наслегов).

     (п. 1.4.1 в ред. приказа Минстроя РС(Я) от 28.03.2014 N 50)

     1.4.2. При определении перспектив развития и планировки городских округов и поселений на территории Республики Саха (Якутия) необходимо учитывать:

     - численность населения на прогнозируемый период;

     - местоположение округов и поселений в системе расселения Республики и муниципальных районов;

     - социально-экономическую специализацию и роль городских округов и поселений в системе экономических центров (республиканского, 1, 2, 3 уровней) и формируемых центров обслуживания населения (республиканского, межрайонного, районного и местного уровня);

     - историко-культурное значение городских округов и поселений, а также населенных пунктов на их территориях;

     - прогноз социально-экономического развития территории;

     - расположение Республики Саха (Якутия) в трех климатических подрайонах (IА, IБ, IД) и наличие эндогенных и экзогенных процессов и явлений;

     - санитарно-эпидемиологическую и экологическую обстановку на планируемых к развитию территориях.

     1.4.3. Межселенные территории зонированы по приоритетам, в том числе на них выделены две зоны хозяйственной деятельности: традиционной и нетрадиционной.

     В зону традиционной хозяйственной деятельности входят территории, занятые следующими направлениями агропромышленного комплекса:

     - скотоводство;

     - оленеводство;

     - коневодство;

     - свиноводство;

     - звероводство;

     - рыболовство;

     - птицеводство;

     - растениеводство;

     - охотничий промысел;

     - прочие виды (сбор дикоросов, национальные ремесла).

     В зону нетрадиционной хозяйственной деятельности входят производственные территории, в том числе: производственные зоны, территории месторождений полезных ископаемых, зона трубопроводов, инженерных и транспортных инфраструктур, связывающих месторождения с трансконтинентальными сетями, объекты гидроэнергетического комплекса. В производственной зоне размещаются также вахтовые поселки, карьеры, склады, УКПК, ГИС, скважины и другие объекты производственной инфраструктуры.

     1.4.4. На межселенных территориях расположены также зоны сельскохозяйственного использования, зоны особо охраняемых территорий, зоны специального назначения, буферные зоны и населенные пункты, не учитываемые в административном и муниципальном делении.

     1.4.5. С учетом фактических показателей численности населения Республики Саха (Якутия), стабильных на протяжении последних 5 лет и составляющих 950 тыс. чел., и прогноза демографической ситуации Республики Саха (Якутия), приведенных в таблице 1, проектная численность населения для расчетных показателей принимается:

     - по состоянию на 1 января 2008 года - 950,0 тыс. чел.;

     - на среднесрочную перспективу (2015 г.) - 980,0 тыс. чел.;

     - на долгосрочную перспективу (2030 г.) - 1 080,0 тыс. чел.

Таблица 1.

Таблица 1


(в ред. приказа Минстроя РС(Я) от 28.03.2014 N 50)

Наименование

Численность населения по годам

фактическая

прогнозная

2007

2008

2009

2010

2011

2015

2030

Численность населения всего, тыс. чел.

950,0

951,4

949,8

949,4

958,5

980

1080

в том числе: городское население, тыс. чел.

613,1

619,5

621,7

622,2

614,5

640

730

сельское население, тыс. чел.

336,9

331,9

328,1

327,2

344,0

340

350

Общий прирост населения, тыс. чел.

0,1

1.4

- 1,6

- 0,4

8,6

21,5

100

Коэффициент общего прироста, %о

0,1

1,5

- 1,7

- 0,4

8,98

5,5

6,2

Примечание: В таблице представлены прогнозные варианты численности населения, приведенные в Схеме территориального планирования Республики Саха (Якутия), разработанной ФГУП "РосНИПИУрбанистики".

     1.4.6. Городские округа, поселения и сельские населенные пункты в зависимости от проектной численности населения на прогнозируемый период подразделяются на группы в соответствии с СП 42.13330.2011".

     (п. 1.4.6 в ред. приказа Минстроя РС(Я) от 28.03.2014 N 50)

     1.4.7. Населенные пункты, не учитываемые в административном и муниципальном делении, в зависимости от численности населения подразделяются на группы в соответствии с таблицей 3.

Таблица 3

Тип населенного пункта

Классификация населенных пунктов
по численности населения, чел.

большие

средние

малые

Вахтовые и экспедиционные

Вахтовый поселок

1 000 - 5 000

200 - 1 000

до 200

Притрассовый поселок

-

-

до 200

Геологоразведочный поселок

-

-

до 200

Традиционного типа хозяйствования

Фактории

-

до 50

5 - 10

Сайылыки

до 50

5 - 10

Стойбище

-

до 300

50 - 100

Рыболовецкие станы и пески

-

-

5 - 10

Изба охотника (заимка)

-

-

1 - 10

Примечание: Населенные пункты временного, сезонного характера, а также со сменным составом населения, не имеющие самостоятельного значения (не учитываемые в административном и муниципальном делении) и установленной границы следует рассматривать как специализированные производственно-жилые комплексы в составе соответствующих функциональных зон:

     - производственных (вахтовые поселки);

     - сельскохозяйственных и промысловых (фактории, сайылыки, стойбища, рыболовецкие станы и пески, избы охотников и т.п.);

     - инженерно-транспортных (притрассовые поселки, железнодорожные разъезды и т.п.);

     - прочих зон (поселки геологоразведки, при метеостанциях, специальные закрытые поселки и т.п.).

     1.4.8. Историко-культурное значение городских округов и поселений определяется как количеством объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), так и их статусом (всемирного, федерального или республиканского значения).

     Типологическая характеристика городских округов и муниципальных районов Республики Саха (Якутия) по историко-культурному значению приведена в справочном приложении 4 настоящих нормативов.

     1.4.9. Развитие городских округов и поселений Республики Саха (Якутия) следует осуществлять на основании документов территориального планирования с учетом нормативно-технических, нормативных, правовых актов в области градостроительства республиканского и муниципального уровней.

     Общая потребность в территории для развития городских округов и поселений, включая резервные территории, определяется на основании документов территориального планирования (генеральных планов городских округов и поселений).

     Возможные направления территориального развития населенных пунктов, входящих в состав городских округов и поселений, определяется их генеральными планами, а также документами территориального планирования республиканского и муниципального уровней.

     1.4.10. Порядок отвода земель и изменения границ городских округов и поселений определяется градостроительным и земельным законодательством Российской Федерации, Республики Саха (Якутия), а также принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

     Утверждение генеральных планов городских округов и поселений осуществляется в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации, нормативно-правовыми актами Российской Федерации, Республики Саха (Якутия), а также муниципальных образований в составе территории Республики Саха (Якутия), наделенных статусом городского округа, городского, сельского поселений.

     1.4.11. При осуществлении общей организации и зонирования территорий городских округов и поселений необходимо учитывать:

     - комплексную оценку имеющихся территориальных, водных, трудовых, топливно-энергетических, санитарно-гигиенических и рекреационных ресурсов и выполненных на ее основе сравнительных вариантов планировочных решений;

     - обязательность проведения оценки воздействия на окружающую среду в отношении планируемой хозяйственной или иной деятельности с учетом прогноза изменения на перспективу;

     - анализ тенденций развития экономической базы, изменения социально-демографической ситуации и развития сферы обслуживания с учетом систем расселения на территории Республики Саха (Якутия) муниципальных районов (улусов);

     - выявления первоочередных и перспективных социальных, экономических и экологических проблем;

     - возможность развития городских округов и поселений и населенных пунктов в их составе за счет имеющихся территориальных (межселенных - резервных территорий) и других ресурсов с учетом выполнения требований природоохранного законодательства (развитие процесса урбанизации на территории Республики);

     - обеспечение наиболее благоприятных условий жизнедеятельности населения в среде обитания с факторами вредного воздействия, максимального сохранения естественных экологических систем;

     - воздействие опасных метеорологических, инженерно-геологических и гидрологических процессов (с учетом сейсмического микрорайонирования) с целью уменьшения степени риска обеспечения устойчивости функционирования за счет использования под застройку участков с меньшей сейсмичностью и другими опасными явлениями;

     - изменение структуры жилищного строительства в сторону увеличения малоэтажного домостроения при соответствующем технико-экономическом обосновании.

     1.4.12. С учетом преимущественного функционального использования территории городских округов и поселений подразделяются на селитебную, производственную и ландшафтно-рекреационную.

     Селитебная территория предназначена: для размещения жилищного фонда, общественных зданий и сооружений, а также отдельных коммунальных и промышленных объектов, не требующих устройства санитарно-защитных зон; для устройства путей внутреннего сообщения, традиционных парков для проведения Ысыаха, скверов и других мест общего пользования.

     Производственная территория предназначена для размещения промышленных предприятий и связанных с ними объектов, коммунально-складских объектов, транспортно-логистических центров, сооружений внешнего транспорта, путей внегородского и пригородного сообщений.

     Ландшафтно-рекреационная территория включает лесозащитные зоны, водоемы, земли сельскохозяйственного использования и другие угодья, которые совместно с традиционными парками для проведения Ысыаха, скверами, размещаемыми на селитебной территории, формируют систему открытых пространств.

     В пределах указанных территорий с учетом преимущественного функционального использования территории городских округов и поселений могут устанавливаться следующие функциональные зоны:

     - жилые;

     - общественно-деловые;

     - производственные;

     - инженерной инфраструктуры;

     - транспортной инфраструктуры;

     - сельскохозяйственного использования;

     - рекреационного назначения;

     - особо охраняемых территорий;

     - специального назначения;

     - размещения военных объектов;

     - иные виды.

     1.4.13. В состав жилой зоны включаются зоны застройки индивидуальными, малоэтажными, среднеэтажными, многоэтажными жилыми домами и жилой застройки иных видов (дома временного проживания вахтового поселка, сайылыки, стойбища и др. в составе населенных пунктов, не учитываемых в административном и муниципальном делении).

     1.4.14. В состав общественно-деловой зоны включаются:

     - зоны делового, общественного и коммерческого назначения;

     - зоны размещения объектов социального и культурно-бытового назначения;

     - зоны обслуживания объектов, необходимых для осуществления производственной и предпринимательской деятельности;

     - общественно-деловые зоны иных видов.

     1.4.15. В состав производственных зон, зон инженерной и транспортной инфраструктур включаются:

     - производственно-коммунальная зона - зона размещения промышленных, коммунальных и складских объектов, объектов жилищно-коммунального хозяйства с различными нормативами воздействия на окружающую среду, транспорта, оптовой торговли;

     - зона инженерной инфраструктуры - зона размещения сооружений и объектов водоснабжения, канализации, энергообеспечения и др.;

     - зона транспортной инфраструктуры - зона размещения сооружений и коммуникаций морского, речного, воздушного, автомобильного, железнодорожного и трубопроводного транспорта.

     1.4.16. В состав зоны сельскохозяйственного использования включаются зоны сельскохозяйственных угодий (пашни, пастбища и др.), сайылыки, зоны, занятые объектами сельскохозяйственного назначения и предназначенные для ведения сельского хозяйства, дачного хозяйства, садоводства, личного подсобного хозяйства, развития объектов сельскохозяйственного назначения.

     1.4.17. В состав зон рекреационного назначения включаются зоны в границах территорий, занятых городскими лесами, элементами озеленения, скверами, парками, традиционными парками для проведения Ысыаха, каналами, озерами, водохранилищами, а также в границах иных территорий, используемых и предназначенных для отдыха, туризма, занятий физической культурой и спортом.

     1.4.18. В состав зоны особо охраняемых территорий включаются земельные участки, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное особо ценное значение.

     1.4.19. В состав зоны специального назначения включаются зоны, занятые кладбищами, скотомогильниками, объектами размещения отходов потребления и иными объектами, размещение которых может быть обеспечено только путем выделения указанных зон и недопустимо в других зонах.

     1.4.20. Зоны размещения военных объектов предназначены для размещения объектов, в отношении территорий которых устанавливается особый режим.

     Порядок использования территорий указанных зон устанавливается федеральными и республиканскими органами исполнительной власти по согласованию с органами местного самоуправления в соответствии с требованиями специальных нормативов и правилами их застройки.

     1.4.21. Помимо предусмотренных зон органами местного самоуправления могут устанавливаться иные виды функциональных зон, выделяемые с учетом особенностей использования земельных участков и объектов капитального строительства.

     1.4.22. При планировании развития территории устанавливаются зоны с особыми условиями использования территорий: охранные, санитарно-защитные зоны, зоны охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, водоохранные зоны, зоны затопления, подтопления, зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, зоны охраняемых объектов, иные зоны, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе зоны месторождений полезных ископаемых, рыбоохранные зоны, рыбохозяйственные заповедные зоны, шумовые зоны аэропортов, зоны развития опасных геологических процессов.

     (в ред. приказа Минстроя РС(Я) от 28.03.2014 N 50)

     Особенности использования данных зон определяются с учетом ограничений, установленных земельным и градостроительным законодательством Российской Федерации, законодательством об охране объектов культурного наследия, иными федеральными законами.

     1.4.23. При градостроительном зонировании в границах функциональных зон устанавливаются территориальные зоны. Состав территориальных зон, а также особенности использования их земельных участков определяются правилами землепользования и застройки городских округов и поселений Республики Саха (Якутия) с учетом ограничений, установленных федеральными, региональными нормативными правовыми актами, а также настоящими нормативами.

     (в ред. приказа Минстроя РС(Я) от 28.03.2014 N 50)

     1.4.24. Границы функциональных и территориальных зон могут устанавливаться по:

     - линиям магистралей, улиц, дорог, проездов, пешеходных путей;

     - красным линиям;

     - границам земельных участков;

     - границам населенных пунктов в пределах муниципальных образований;

     - границам муниципальных образований;

     - естественным границам природных объектов;

     - иным границам.

     1.4.25. Границы зон с особыми условиями использования территорий, границы территорий объектов культурного наследия, зон охраны объектов культурного наследия, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации, могут не совпадать с границами функциональных и территориальных зон.

     1.4.26. Границы улично-дорожной сети городских округов и поселений обозначены красными линиями, которые отделяют эти территории от других зон. Размещение объектов капитального строительства в пределах красных линий на участках улично-дорожной сети не допускается.

     1.4.27. Для коммуникаций и сооружений внешнего транспорта (водного, воздушного, железнодорожного, автомобильного, трубопроводного) устанавливаются границы полос отвода, санитарные разрывы, санитарные полосы отчуждения. Режим использования территорий в пределах полос отвода, санитарных разрывов определяется федеральным законодательством, настоящими нормативами и согласовывается с соответствующими организациями. Указанные территории должны обеспечивать безопасность функционирования транспортных коммуникаций и объектов, уменьшение негативного воздействия на среду обитания и здоровье человека.

     1.4.28. Для территорий, подлежащих застройке, документацией по планировке территории устанавливаются линии застройки, определяющие размещение зданий и сооружений с отступом от красных линий или иных границ транспортной и инженерной инфраструктуры, границ прилегающих зон, а также границ внутриквартальных участков.

     1.4.29. При составлении баланса существующего и проектного использования территории городских округов и поселений принимается зонирование, установленное в п.п. 1.4.12 - 1.4.23 настоящих нормативов.

     В составе баланса использования земель необходимо выделять земли государственной собственности (федерального и республиканского значения), муниципальной собственности и частной собственности в соответствии с данными соответствующих кадастров.

     В состав основных территорий общего пользования входят местные улицы, дороги, проезды, скверы, сады, бульвары, водоемы и другие территории, предназначенные для удовлетворения общественных интересов населения и отнесенные по земельному законодательству Российской Федерации к землям общего пользования.

     Абзац исключен. - приказ Минстроя РС(Я) от 28.03.2014 N 50.

     1.4.30. Планировочное структурное зонирование территории городских округов и поселений должно предусматривать:

     - взаимосвязь территориальных зон и структурных планировочных элементов (жилых районов, микрорайонов (кварталов), участков отдельных зданий и сооружений) с учетом их допустимой совместимости;

     - доступность объектов, расположенных на территории городских округов и поселений в пределах нормативных затрат времени, в том числе беспрепятственный доступ инвалидов и других маломобильных групп населения к объектам жилой, социальной, транспортной и инженерной инфраструктур в соответствии с требованиями действующих нормативно-правовых документов и настоящих нормативов;

     - эффективное использование территории с учетом ее градостроительной ценности, допустимой плотности застройки, размеров земельных участков;

     - организацию системы общественных центров городских округов и поселений в увязке с транспортно-коммуникационными узлами и градостроительными решениями, обусловленными соответствующими системами расселения;

     - сохранение объектов культурного наследия, исторической планировки и застройки;

     - сохранение и развитие природного комплекса городских округов и поселений, в том числе природно-рекреационной системы пригородных (зеленых) зон;

     - рациональное решение систем жизнеобеспечения.

     1.4.31. Планировочную организацию территорий сельских поселений (наслегов) и системы населенных пунктов, входящих в их состав, следует проектировать в увязке с хозяйственно-экономическими и социальными интересами всех собственников и пользователей земли.

     При этом необходимо предусматривать меры по охране и улучшению природной среды при максимальном сохранении особенностей сельского ландшафта; развитию культурно-бытового обслуживания, дорожно-транспортной сети и инженерного обеспечения сельских поселений (наслегов).

     1.4.32. Размещение объектов во всех зонах на территории муниципальных образований Республики Саха (Якутия) производится в соответствии с утвержденными схемами территориального планирования муниципальных районов, утвержденными генеральными планами городских округов и поселений, а также населенных пунктов, не учитываемых в административном и муниципальном делении.

     1.4.33. Размещение всех видов капитального строительства в зонах сельскохозяйственного использования допускается производить в соответствии с утвержденными генеральными планами городских округов и поселений, схемами землеустройства муниципальных районов и проектами внутрихозяйственного землеустройства сельскохозяйственных организаций при соблюдении режимов особого и специального градостроительного регулирования использования территории, устанавливаемых на республиканском уровне.

     1.4.34. Запрещается размещение нового жилья, садовых и дачных строений, объектов производственного и социального назначения, транспортной и энергетической инфраструктуры в зонах, подверженных риску наводнения.

     (п. 1.4.34 введен приказом Минстроя РС(Я) от 28.03.2014 N 50)

     

1.5 Пригородные зоны

1.5.1. В состав пригородных зон включаются земли, находящиеся за границами населенных пунктов, составляющие с городом единую социальную, природную и хозяйственную территорию и не входящие в состав земель иных поселений.

     1.5.2. Границы и правовой режим пригородных зон, в том числе функциональных зон, установленных в пределах пригородных зон, определяются в соответствии с законодательством Республики Саха (Якутия).

     1.5.3. В пригородных зонах могут выделяться:

     - резервные территории для развития территорий населенных пунктов в пределах границ городских округов и городских поселений;

     - территории зон сельскохозяйственного производства;

     - территории зон отдыха населения (рекреационные).

     Резервные территории

     1.5.4. Резервные территории для перспективного развития городов Республики Саха (Якутия) выделяются в пригородных зонах.

     1.5.5. Потребность в резервных территориях определяется на срок до 20 лет с учетом перспектив развития городских округов и городских поселений, определенных документами территориального планирования (схемами территориального планирования, генеральными планами городских округов, городских поселений).

     1.5.6. После утверждения границ резервных территорий они приобретают статус территорий с особым режимом землепользования и не подлежат застройке капитальными зданиями и сооружениями до их использования по целевому назначению в соответствии с генеральным планом.

     Включение земель в состав резервных территорий не влечет изменения формы собственности указанных земель до их поэтапного изъятия на основании генерального плана в целях освоения под различные виды городского строительства в интересах жителей городских округов и поселений.

     1.5.7. Земельные участки для ведения садоводства и дачного хозяйства следует предусматривать за пределами резервных территорий, планируемых для развития населенных пунктов, на расстоянии доступности на общественном транспорте от мест проживания не более 1 часа.

     1.5.8. В сельских поселениях выделение резервных территорий, необходимых для развития входящих в их состав населенных пунктов, следует предусматривать с учетом перспектив развития жилищного строительства, создания условий для ведения гражданами личного подсобного хозяйства, фермерства, огородничества, садоводства, дачного хозяйства, создания буферных зон для выпаса домашнего скота, организации отдыха населения, потребности в земельных участках для размещения сенокосных угодий, сельских кладбищ, мест складирования бытовых отходов с учетом их возможного расширения.

     Территории зон сельскохозяйственного производства

     1.5.9. Проектирование зон сельскохозяйственного производства следует осуществлять в соответствии с требованиями раздела "Зоны сельскохозяйственного использования" настоящих нормативов.

     Территории зон отдыха населения (рекреационные)

     1.5.10. Проектирование территорий зон отдыха населения (рекреационных) следует осуществлять в соответствии с требованиями раздела "Рекреационные зоны" настоящих нормативов.

     

2. СЕЛИТЕБНАЯ ТЕРРИТОРИЯ

2.1. Общие требования

2.1.1. Селитебная территория формируется с учетом взаимоувязанного размещения жилых, общественно-деловых зон, отдельных коммунальных и промышленных объектов, не требующих устройства санитарно-защитных зон, улично-дорожной сети, озелененных территорий и других территорий общего пользования для создания жилой среды, отвечающей современным социальным, санитарно-гигиеническим и градостроительным требованиям.

     2.1.2. Для предварительного определения потребности в жилой зоне допускается принимать укрупненные показатели в расчете на 1 000 человек согласно п. 53 СП 42.13330.2011.

     (п. 2.1.2 в ред. приказа Минстроя РС(Я) от 28.03.2014 N 50)

     2.1.3. При определении размера селитебной территории следует исходить из необходимости предоставления каждой семье отдельной квартиры или дома. Существующая и перспективная расчетная обеспеченность жильем определяется в целом по территории и отдельным ее районам на основе прогнозных данных о среднем размере семьи, с учетом типов применяемых жилых зданий, планируемых объемов жилищного строительства, в том числе за счет средств населения. Общую площадь квартир следует подсчитывать в соответствии с требованиями СНиП 31-01-2003 (приложение В).

     2.1.4. При определении соотношения типов нового жилищного строительства необходимо исходить из учета конкретных возможностей развития городских округов и поселений, наличия территориальных ресурсов, градостроительных и историко-архитектурных особенностей, существующей строительной базы и рыночных условий.

     Для определения объемов и структуры жилищного строительства расчетная минимальная обеспеченность общей площадью жилых помещений принимается на основании фактических статистических данных Республики Саха (Якутия) и рассчитанных на перспективу в соответствии с таблицей 4.

Таблица 4

Наименование

Фактические отчетные показатели, кв. м/чел.

Показатели на расчетные периоды, кв. м/чел.

2007 г.

2008 г.

2015 г.

2030 г.

Расчетная минимальная обеспеченность общей площадью жилых помещений

19,6

19,8

23,5

25,9

в том числе:
- в городской местности

19,3

19,4

24,1

26,0

из них государственное и муниципальное жилье

18,0

18,0

-

-

- в сельской местности

20,1

20,5

22,4

25,7

Примечание: Расчетные показатели на перспективу корректируются с учетом фактической расчетной минимальной обеспеченности общей площадью жилых помещений, достигнутой в 2015 г., 2030 г.

     2.1.5. Объемы и структура жилищного строительства рекомендуется дифференцировать по уровню комфорта, исходя из учета конкретных возможностей развития городских округов и городских поселений.

Таблица 5

Уровень комфорта жилья

Расчетная норма общей площади на 1 человека, кв. м

Формула заселения квартиры (дома)

Доля в общем объеме строительства, по Республике, %

Престижный

40 и более

k = n + 1 <*>
k = n + 2

10 - 15

Массовый (по расчетной минимальной обеспеченности)

20 - 40

k = n
k = n + 1

60 - 70

Социальный

18

k = n - 1
k = n

25 - 30

________________

<*> где k - количество комнат в квартире;

     n - количество членов семьи.
     

     Примечание: По городским округам и городским поселениям Республики Саха (Якутия) и населенным пунктам, входящими в их состав, доля типов жилья в общем объеме строительства может уточняться в соответствии с конкретными условиями.

     2.1.6. Размещение новой малоэтажной жилой застройки следует осуществлять в пределах границы городских округов и поселений с учетом возможности присоединения объектов к сетям инженерного обеспечения, организации транспортных связей, в том числе с магистралями внешних сетей, обеспеченности учреждениями и предприятиями обслуживания.

     Районы индивидуальной усадебной застройки в городских округах и городских поселениях не следует размещать на главных направлениях развития многоэтажного жилищного строительства.

     Расчетные показатели жилищной обеспеченности для индивидуальной застройки не нормируются.

     2.1.7. Для предварительного определения потребной селитебной территории зоны малоэтажной жилой застройки в сельском поселении допускается принимать следующие показатели на один дом (квартиру), га, при застройке:

     - домами усадебного типа с участками при доме (квартире) - по таблице 6;

     - секционными и блокированными домами без участков при квартире - по таблице 7.

Таблица 6

Площадь участка при доме, кв. м

Площадь селитебной территории, га

2 000

0,25 - 0,27

1 500

0,21 - 0,23

1 200

0,17 - 0,20

1 000

0,15 - 0,17

800

0,13 - 0,15

600

0,11 - 0,13

400

0,08 - 0,11


Таблица 7

Число этажей

Площадь селитебной территории, га

2

0,04

3

0,03

Примечания:

     1. Нижний предел селитебной площади для домов усадебного типа принимается для крупных поселений, верхний - для средних и малых.

     2. При необходимости организации обособленных хозяйственных проездов площадь селитебной территории увеличивается на 10%.

     3. При подсчете площади селитебной территории исключаются не пригодные для застройки территории - овраги, крутые склоны, земельные участки учреждений и предприятий обслуживания межселенного значения.

     

2.2. Жилые зоны

Общие требования по городским округам и городским поселениям

2.2.1. Жилые зоны предназначены для организации благоприятной и безопасной среды проживания населения, отвечающей его социальным, культурным, бытовым и другим потребностям.

     2.2.2. Для размещения жилой зоны должны выбираться участки, наиболее благоприятные в санитарно-гигиеническом и инженерно-геологическом отношениях, требующие минимального объема инженерной подготовки, планировочных работ и мероприятий по сохранению естественного состояния природной среды.

     2.2.3. Планировочную структуру жилой зоны следует формировать в соответствии с планировочной структурой городских округов и городских поселений, учитывая градостроительные, природные особенности территории, трассировку улично-дорожной сети и характер внутригородских тяготений. Необходимо взаимоувязать размещение жилой застройки, общественных зданий и сооружений, озелененных территорий общего пользования, а также других объектов, размещение которых допускается в жилой зоне по санитарно-гигиеническим нормам и требованиям безопасности.

     (в ред. приказа Минстроя РС(Я) от 28.03.2014 N 50)

     При формирования жилой зоны должны выдерживаться принципы компактности планировочного образования, защищенности от неблагоприятных природных воздействий, сокращения радиусов доступности объектов системы обслуживания.

     2.2.4. Архитектурно-планировочные решения застройки жилой зоны должны быть обязательно увязаны с одновременно разрабатываемыми инженерными решениями, а в районах сложных мерзлотно-грунтовых и других (геологических и сейсмических) условий - обуславливаться ими (с учетом изменения состояния грунтовых условий в процессе строительства и эксплуатации).

     При планировочной организации жилых зон следует предусматривать их дифференциацию по типам застройки, учитывая потребности различных социальных и национальных групп населения, в том числе коренного населения, инвалидов и других маломобильных групп, а также прав собственности на недвижимость (здания и земельные участки).

     2.2.5. В жилой застройке размещаются территории, предоставляемые застройщикам под участки для возведения объектов капитального строительства (жилых домов или их комплексов) и муниципальные территории - муниципальных объектов обслуживания, озеленения общего пользования, местных проездов, не включенных в участки жилой застройки и др.

     Допустимые для размещения виды объектов и их параметры назначаются градостроительными регламентами, размещение объектов в пределах жилых районов, микрорайонов (кварталов) определяются на основании проекта планировки, границы участков объектов устанавливаются проектом межевания.

     2.2.6. В состав жилых зон могут включаться:

     - зоны застройки индивидуальными жилыми домами (в том числе одноэтажными, двухэтажными и трехэтажными), в том числе усадебного типа;

     - зоны застройки малоэтажными жилыми домами (сблокированными и секционными до 4 этажей);

     - зоны застройки среднеэтажными жилыми домами (4 - 5 этажей);

     - зоны застройки многоэтажными жилыми домами (6 и более этажей);

     - зоны жилой застройки иных видов (вахтовые поселки, фактории, стойбища и др.).

     В жилых зонах допускается размещение отдельно стоящих, встроенных или пристроенных объектов социального и коммунально-бытового назначения, торговли, здравоохранения, объектов дошкольного, начального общего и среднего общего образования, культовых зданий, стоянок автомобильного транспорта, иных объектов, связанных с проживанием граждан и не оказывающих негативного воздействия на окружающую среду.

     (в ред. приказа Минстроя РС(Я) от 28.03.2014 N 50)

     Допускается размещение (сохранение) в жилых зонах отдельных производственных объектов, если площадь их участка не более 0,5 га и если они не являются источниками негативного воздействия на среду обитания и здоровье человека (шум, вибрация, магнитные поля, радиационное воздействие, загрязнение почв, воздуха и иные вредные воздействия).

     2.2.7. Для определения размеров территорий жилых зон допускается применять укрупненные показатели в расчете на 1 000 человек (п. 2.1.2 настоящих нормативов).

     2.2.8. Жилые здания с квартирами в первых этажах следует располагать, как правило, с отступом от красных линий. По красной линии допускается размещать жилые здания со встроенными в первые этажи или пристроенными помещениями общественного назначения, кроме учреждений образования и воспитания, а на жилых улицах в условиях реконструкции сложившейся застройки - жилые здания с квартирами в первых этажах.

     2.2.9. В первом и втором этажах жилого здания допускается размещение встроенных и встроенно-пристроенных помещений общественного назначения, за исключением объектов, оказывающих вредное воздействие на человека.

     Размещение встроенно-пристроенных нежилых объектов допускается при условии выполнения норм пожарной безопасности в соответствии с требованиями СНиП 21-01-97*, СНиП 31-01-2003, СНиП 31-06-2009, СНиП 21-02-99*, в том числе:

     (в ред. приказа Минстроя РС(Я) от 28.03.2014 N 50)

     - обособленные от жилой территории входы для посетителей;

     - обособленные подъезды и площадки для парковки автомобилей, обслуживающих встроенный объект;

     - самостоятельные шахты для вентиляции;

     - отделение нежилых помещений от жилых противопожарными, звукоизолирующими перекрытиями и перегородками.

     Доля нежилого фонда в общем объеме фонда на участке жилой застройки не должна превышать 20%.

     Помещения общественного назначения, встроенные в жилые здания, должны иметь входы, изолированные от жилой части здания. При размещении в жилом здании помещений общественного назначения, инженерного оборудования и коммуникаций следует обеспечивать соблюдение гигиенических нормативов, в том числе по шумозащищенности жилых помещений.

     В жилых зданиях не допускается размещение объектов, оказывающих вредное воздействие на человека в соответствии с требованиями СНиП 31-01-2003.

     2.2.10. На территории жилой застройки не допускается размещение производственных территорий, которые:

     - по классу вредности расположенных на них производств нарушают или могут нарушить своей деятельностью экологическую безопасность территории жилой застройки;

     (в ред. приказа Минстроя РС(Я) от 28.03.2014 N 50)

     - по численности занятых противоречат назначению жилых территорий;

     (в ред. приказа Минстроя РС(Я) от 28.03.2014 N 50)

     - по величине территорий нарушают функционально-планировочную организацию жилых территорий.

     При проектировании территории жилой застройки должны соблюдаться требования по проектированию и строительству объектов в сейсмических районах (СНиП II-7-81*, раздел "Защита территорий от воздействия чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" настоящих нормативов), а также требования по охране окружающей среды, защите территории от шума, вибрации, загрязнений атмосферного воздуха электрических, ионизирующих и электромагнитных излучений, радиационного, химического, микробиологического, паразитологического загрязнений в соответствии с требованиями действующих санитарно-эпидемиологических правил и нормативов и раздела "Охрана окружающей среды" настоящих нормативов.

     (в ред. приказа Минстроя РС(Я) от 28.03.2014 N 50)

     2.2.11. В целях создания среды жизнедеятельности, доступной для инвалидов и маломобильных групп населения, разрабатываемая градостроительная документации по планировке новых и реконструируемых территорий должна соответствовать требованиям раздела "Обеспечение доступности жилых объектов, объектов социальной инфраструктуры для инвалидов и маломобильных групп населения" настоящих нормативов.

     Элементы планировочной структуры и градостроительные характеристики жилой застройки городских округов и городских поселений

     2.2.12. Жилой район - структурный элемент селитебной территории площадью, как правило, от 80 до 250 га. Население жилого района обеспечивается комплексом объектов повседневного и периодического обслуживания в пределах планировочного района.

     Границами территории жилого района являются магистральные улицы и дороги общегородского значения, утвержденные границы территорий иного функционального назначения, естественные и искусственные рубежи.

     В малых городских поселениях при компактной планировочной структуре вся жилая зона может формироваться в виде единого жилого района. В случае расчлененности территорий естественными или искусственными рубежами территория может подразделяться на районы площадью до 30 - 50 га.

     2.2.13. Микрорайон (квартал) - структурный элемент жилой зоны площадью, как правило, 10 - 60 га, но не более 80 га с населением, обеспеченным объектами повседневного обслуживания в пределах своей территории, а объектами периодического обслуживания - в пределах нормативной доступности.

     Микрорайон не расчленяется магистралями городского и районного значения. Границами микрорайона являются красные линии магистралей общегородского и районного значения, а также - в случае примыкания - границы территорий иного функционального назначения, естественные рубежи.

     Микрорайон (квартал) может иметь единую структуру или формироваться из жилых групп, сомасштабных элементам сложившейся планировочной организации существующей части городского округа и городского поселения.

     2.2.14. При размещении жилой застройки в комплексе с объектами общественного центра или на участках, ограниченных по площади территории, жилая застройка формируется в виде группы или участка жилой, смешанной жилой застройки.

     Группа жилой, смешанной жилой застройки - территория размером от 1,5 до 10 га с населением, обеспеченным объектами повседневного обслуживания в пределах своей территории, а объектами периодического обслуживания - в пределах нормативной доступности. Группы жилой, смешанной жилой застройки формируются в виде части микрорайона (квартала). Границы группы устанавливаются по красным линиям улично-дорожной сети, в случае примыкания - по границам землепользования.

     Участок жилой, смешанной жилой застройки - территория размером до 1,5 га, на которой размещается жилой дом (дома) с придомовой территорией. Границами территории участка являются границы землепользования.

     2.2.15. В зоне исторической застройки структурными элементами жилых зон являются кварталы, группы кварталов, ансамбли улиц и площадей.

     2.2.16. При проектировании жилой застройки на территории жилых районов, микрорайонов (кварталов) обосновывается тип застройки, отвечающий предпочтительным условиям развития данной территории в соответствии с п. 2.2.6 настоящих нормативов.

     В городских округах и городских поселениях основными типами жилой застройки являются: многоквартирная многоэтажная (более 5 этажей); многоквартирная средней этажности (4 - 5 этажей); малоэтажная с участками при квартирах, в том числе блокированная, секционная, усадебная.

     В конкретных градостроительных условиях, особенно при реконструкции, допускается смешанная по типам застройка.

     Градостроительные характеристики жилой застройки (этажность, размер участка) зависят от места ее размещения в планировочной и функциональной структуре территорий городских округов и поселений и определяются правилами землепользования и застройки.

     2.2.17. Размещение индивидуального строительства в городских округах и поселениях следует предусматривать:

     - в пределах границ населенных пунктов - на свободных территориях, а также на территориях реконструируемой застройки (на участках существующей индивидуальной усадебной застройки, в районах безусадебной застройки в целях сохранения характера сложившейся среды);

     - на территориях пригородных зон - на резервных территориях, включаемых в границу городского округа, поселения; в новых и развивающихся поселениях, расположенных в пределах транспортной доступности 30 - 40 мин.

     2.2.18. Планировку и застройку жилых зон на резервных территориях необходимо предусматривать в зависимости от конкретных условий в увязке с прилегающей застройкой с учетом имеющихся планировочных ограничений:

     - жилых районов и микрорайонов (кварталов), в случае расположения резервных территорий на участках, граничащих со сложившейся застройкой городских округов и городских поселений;

     - индивидуальной застройки с учетом характера ландшафта резервных территорий.

     2.2.19. При размещении жилой застройки на резервных территориях городского округа или городского поселения тип застройки определяется с учетом общей структуры их жилищного строительства при соблюдении архитектурно-планировочных, санитарно-гигиенических и экологических требований.

     Размещение зданий и сооружений вспомогательного назначения (трансформаторные и распределительные подстанции, тепловые пункты, насосные и пр.) должно быть компактным и не выходить за линию застройки улиц и магистралей.

     При размещении указанных зданий и сооружений следует обеспечивать гигиенические нормативы по шуму.

     Подъезды к объектам вспомогательного назначения должны предусматриваться с внутриквартальных проездов.

     2.2.20. Предельно допустимые размеры приусадебных (приквартирных) земельных участков, предоставляемых в городских округах и городских поселениях на индивидуальный дом или на одну квартиру, устанавливаются органами местного самоуправления.

     Размеры приусадебных и приквартирных земельных участков необходимо принимать с учетом особенностей градостроительной ситуации в городских округах и городских поселениях, характера сложившейся и формируемой жилой застройки (среды), условий ее размещения в структурном элементе жилой зоны, руководствуясь рекомендуемым приложением 6.

     2.2.21. Границы, размеры участков при многоквартирных жилых домах, находящихся в общей совместной собственности членов товарищества собственников жилых помещений в многоквартирных домах, определяются документацией по планировке территории микрорайона (квартала) на основании законодательных актов Российской Федерации, Республики Саха (Якутия) и настоящих нормативов.

     Нормативные параметры жилой застройки

     2.2.22. В соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации (статьи 23, 30) при разработке генеральных планов городских округов и поселений выполняется зонирование территории.

     При проектировании жилой зоны на территории городских округов и городских поселений расчетную плотность населения жилого района с учетом расположения Республики Саха (Якутия) в климатических подрайонах IА, IБ, IД и наличия сейсмических районов рекомендуется принимать не менее приведенной в таблице 8.

Таблица 8

Зона различной степени градостроительной ценности территории

Плотность населения территории жилого района, чел./га,
для групп городских округов и городских поселений с числом жителей, тыс. чел.

до 20

20 - 50

50 - 100

100 - 250

250 - 500

2 008

2 015

2 030

2 008

2 015

2 030

2 008

2 015

2 030

2 008

2 015

2 030

2 008

2 015

2 030

Высокая

120

95

90

155

125

115

170

140

130

185

150

140

195

155

145

Средняя

-

-

-

-

-

-

-

-

-

165

135

125

170

140

130

Низкая

65

55

50

110

85

80

150

120

110

155

125

115

160

125

120

Примечания:

     1. Зоны различной степени градостроительной ценности территории и их границы определяются с учетом кадастровой стоимости земельного участка, уровня обеспеченности инженерной и транспортной инфраструктурами, объектами обслуживания, капиталовложений в инженерную подготовку территории, наличия историко-культурных и архитектурно-ландшафтных ценностей.

     2. При строительстве в климатических подрайонах IА, IБ, IД севернее 58° с.ш., а также на площадках, требующих сложных мероприятий по инженерной подготовке территории, плотность населения допускается увеличивать, но не более чем на 20%.

     3. В районах индивидуального усадебного строительства и в поселениях, где не планируется строительство централизованных инженерных систем, допускается уменьшать плотность населения, но принимать ее не менее 40 чел./га.

     2.2.23. Расчетную плотность населения территории микрорайона (квартала) по расчетным периодам развития территории рекомендуется принимать не менее приведенной в таблице 9.

Таблица 9


Зона различной степени градостроительной ценности территории

Плотность населения на территории микрорайона, чел./га, при показателях жилищной обеспеченности, кв. м/чел.

Отчет на 01.01.2008

всего

в том числе государственное и муниципальное жилье

2015 г.

2030 г.

19,4

18,0

24,1

26,0

Высокая

410 <*>
-------

440
-------

330
-------

305
-------

390

420

315

290

Средняя

345
-------

370
-------

275
-------

255
-------

325

350

260

240

Низкая

205
-------

220
-------

165
-------

150
-------

185

200

150

140

________________

<*> В ячейках таблицы приведена плотность населения на территории микрорайона (квартала):

     - в числителе - для климатических подрайонов IА, IБ, IД севернее 58° с.ш.;

     - в знаменателе - для климатического подрайона IД южнее 58° с.ш.
     

     Примечания:

     1. Границы расчетной территории микрорайона следует устанавливать по красным линиям магистральных улиц и улиц местного значения, по осям проездов или пешеходных путей, по естественным рубежам, а при их отсутствии - на расстоянии 3 м от линии застройки. Из расчетной территории микрорайона должны быть исключены площади участков объектов районного и общегородского значений, объектов, имеющих историко-культурную и архитектурно-ландшафтную ценность, а также объектов повседневного пользования, рассчитанных на обслуживание населения смежных микрорайонов в нормируемых радиусах доступности (пропорционально численности обслуживаемого населения). В расчетную территорию следует включать все площади участков объектов повседневного пользования, обслуживающих расчетное население, в том числе расположенных на смежных территориях, а также в подземном и надземном пространствах. В условиях реконструкции сложившейся застройки в расчетную территорию микрорайона следует включать территорию улиц, разделяющих кварталы и сохраняемых для пешеходных передвижений внутри микрорайона или для подъезда к зданиям.

     2. В крупных городских округах и поселениях при применении высокоплотной 2-, 3-, 4(5)-этажной жилой застройки расчетную плотность населения следует принимать не менее чем для зоны средней градостроительной ценности; при застройке площадок, требующих проведение сложных мероприятий по инженерной подготовке, - не менее чем для зоны высокой градостроительной ценности.

     3. В условиях реконструкции сложившейся застройки расчетную плотность населения допускается увеличивать или уменьшать, но не более чем на 10%.

     4. При формировании в микрорайоне единого физкультурно-оздоровительного комплекса для школьников и населения и уменьшении удельных размеров площадок для занятий физкультурой необходимо соответственно увеличивать плотность населения.

     5. При застройке территорий, примыкающих к лесам и лесопаркам или расположенных в их окружении, суммарную площадь озелененных территорий допускается уменьшать, но не более чем на 30%, соответственно увеличивая плотность населения.

6. В микрорайонах (кварталах) расчетная плотность населения не должна превышать 450 чел./га.

     7. В микрорайонах, расположенных на территориях с сейсмическим воздействием, расчетная плотность не должна превышать 300 чел./га.

     8. Данные расчетные показатели на перспективу корректируются с учетом фактических статистических данных минимальной обеспеченности общей площадью жилых помещений по Республике Саха (Якутия).

     9. Показатели плотности приведены при расчетной жилищной обеспеченности на 01.01.2008 - 19,4 кв. м/чел., 2015 г. - 24,1 кв. м/чел., 2030 г. - 26,0 кв. м/чел. При иных показателях жилищной обеспеченности расчетную нормативную плотность Р, чел/га, следует определять по формуле:

Р   x 18
               18
     р = ------------
                  Н
     
     
     где Р    - показатель плотности при 18 кв. м/чел.;
           18

     Н - расчетная жилищная обеспеченность, кв. м.

2.2.24. Интенсивность использования территории характеризуется плотностью жилой застройки и процентом застроенности территории.

     Плотность застройки и процент застроенности территорий жилых зон необходимо принимать с учетом градостроительной ценности территории, других особенностей градостроительных условий, состояния окружающей среды, наличия особых природных (геологических и сейсмических) условий.

     Рекомендуемые показатели плотности жилой застройки в зависимости от процента застроенности территории и средней (расчетной) этажности для крупных, больших и средних городских округов и городских поселений приведены в таблице 10.

     Рекомендуемые показатели плотности жилой застройки и средней (расчетной) этажности территории жилого района и микрорайона (квартала) городских округов и городских поселений приведены в таблице 11.

     Рекомендуемые показатели плотности жилой застройки (жилого фонда), микрорайона и средней (расчетной) этажности в малых городских поселениях приведены в таблице 12.

Таблица 10

Плотность жилой застройки

Процент
застроенности территории

4,1 - 10,0
тыс. кв. м/га

10,1 - 15,0
тыс. кв. м/га

15,1 - 20,0
тыс. кв. м/га

20,1 - 25,0
тыс. кв. м/га

5,0

6,0

7,0

8,0

9,0

10,0

11,0

12,0

13,0

14,0

15,0

16,0

17,0

18,0

19,0

20,0

21,0

22,0

23,0

24,0

25,0

5%

10%

10,0

11,0

12,0

13,0

14,0

15,0

16,0

17,0

18,0

19,0

20,0

21,0

22,0

23,0

24,0

25,0

15%

3,3

4,0

4,7

5,3

6,6

6,6

7,3

8,0

8,7

9,3

10,0

10,7

11,3

12,0

12,7

13,4

14,0

14,7

15,3

16,0

16,6

20%

2,5

3,0

3,5

4,0

4,5

5,0

5,5

6,0

6,5

7,0

7,5

8,0

8,5

9,0

9,5

10,0

10,5

11,0

11,5

12,0

12,5

25%

2,0

2,4

2,8

3,2

3,6

4,0

4,4

4,8

5,2

5,6

6,0

6,4

6,8

7,2

7,6

8,0

8,4

8,8

9,2

9,6

10,0

30%

1,7

2,0

2,4

2,7

3,0

3,8

3,6

3,9

4,3

4,7

5,0

5,3

5,7

6,0

6,3

6,7

7,0

7,3

7,7

8,0

8,3

40%

1,2

1,5

1,7

2,0

2,2

2,5

2,7

3,0

3,2

3,5

3,8

4,0

4,3

4,5

4,8

5,0

5,3

5,5

5,8

6,0

6,3

50%

1,0

1,2

1,4

1,5

1,8

2,0

2,2

2,4

2,6

2,8

3,0

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ НОРМАТИВОВ ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) (с изменениями на: 28.03.2014)

Название документа: ОБ УТВЕРЖДЕНИИ НОРМАТИВОВ ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) (с изменениями на: 28.03.2014)

Номер документа: 92

Вид документа: Приказ Минстроя РС(Я)

Принявший орган: Минстрой РС(Я)

Статус: Действующий

Опубликован: "Якутские ведомости", N 40, 22.06.2011 (Начало)

"Якутские ведомости", N 41, 29.06.2011 (Продолжение)

"Якутские ведомости", N 43, 06.07.2011 (Продолжение)

"Якутские ведомости", N 44, 09.07.2011 (Продолжение)

"Якутские ведомости", N 45, 13.07.2011 (Окончание)

Дата принятия: 08 июля 2010

Дата редакции: 28 марта 2014