Недействующий

ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 01 марта 2004 года N 86

О Программе развития угольной промышленности Республики Саха (Якутия) на 2004-2008 годы

УТРАТИЛО СИЛУ - постановление Правительства РС(Я) от 08.06.2007 N 241

(ИЗМЕНЕНИЯ И ДОПОЛНЕНИЯ:
постановление Правительства РС(Я) от 09.06.2005 N 338)

В соответствии с протоколом совещания при Президенте Республики Саха (Якутия) от 15 февраля 2003 года N 89 Правительство Республики Саха (Якутия) постановляет:

1. Утвердить Программу развития угольной промышленности Республики Саха (Якутия) на 2004-2008 годы согласно приложению.

2. Министерствам и ведомствам Республики Саха (Якутия) обеспечить реализацию программных мероприятий по отраслевым направлениям.

3. Министерству науки и профессионального образования Республики Саха (Якутия) совместно с Министерством промышленности Республики Саха (Якутия) предусмотреть на 2005 год выполнение НИР "Разработка энергетической стратегии топливно-энергетического комплекса Республики Саха (Якутия) на долгосрочную перспективу".

4. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя Председателя Правительства Республики Саха (Якутия) Г.Ф. Алексеева.

     Председатель Правительства
     Республики Саха (Якутия)
     Е. БОРИСОВ

Утверждена
постановлением Правительства
Республики Саха (Якутия)
от 1 марта 2004 года N 86

ПРОГРАММА развития угольной промышленности Республики Саха (Якутия) на 2004-2008 годы г. Якутск, 2004 год Содержание


N

Наименование разделов

Стр.

1.

Паспорт Программы

4

2.

Введение

6

3.

Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами

8

4.

Цели и задачи Программы

30

5.

Промышленная политика и программные мероприятия

31

6.

Ресурсное обеспечение Программы

40

7.

Принципы и подходы к ценообразованию на уголь

41

8.

Механизм реализации Программы

45

9.

Организация управления Программой и контроль за ходом ее реализации

57

10.

Правовое и информационное обеспечение Программы

58

11.

Оценка эффективности социально-экономических и экологических последствий от реализации Программы

58

12.

Прогноз показателей индикаторов эффективности мероприятий Программы, методик их расчета и периодичность представления

59

13.

Заключение

64

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ


Наименование Программы

Программа развития угольной промышленности Республики Саха (Якутия) на 2004-2008 годы

Основание для разработки Программы

Поручение Президента Республики Саха (Якутия) (протокол от l5.02.2003 N 89)

Государственные заказчики Программы

Министерство промышленности Республики Саха (Якутия)

Основные разработчики Программы

Министерство промышленности Республики Саха (Якутия), Министерство экономического развития Республики Саха (Якутия), Государственный комитет по ценовой политике - Региональная энергетическая комиссия Республики Саха (Якутия), Министерство имущественных отношений Республики Саха (Якутия), Министерство жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Саха (Якутия), Министерство транспорта, связи и информатизации Республики Саха (Якутия), Государственный комитет Республики Саха (Якутия) по геологии и недропользованию

Цели и задачи Программы

Развитие угледобывающего комплекса Республики Саха (Якутия).
 Оптимизация затрат бюджета Республики Саха (Якутия) на приобретение топливно-энергетических ресурсов.
 Определение путей развития и привлечение средств для обеспечения эффективного использования производственного потенциала угледобывающих предприятий Республики Саха (Якутия).
 Создание предпосылок для дальнейшего экономического и социального развития улусов Республики Саха (Якутия).
 Техническое перевооружение угольных предприятий, повышение эффективности их работы для бесперебойного обеспечения углем потребителей ЖКХ, бюджетной сферы и населения Республики Саха (Якутия).

Сроки и этапы реализации Программы

2004-2008 годы

Перечень основных мероприятий

Техническое перевооружение угледобывающих предприятий, освоение новых участков добычи, создание перерабатывающих производств.

Исполнители основных мероприятий

Министерство промышленности Республики Саха (Якутия), Министерство жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Саха (Якутия), Государственный комитет по ценовой политике - Региональная энергетическая комиссия Республики Саха (Якутия), угледобывающие предприятия.

Объемы и

2004-2008

2004

2005

2006

2007

2008

источники финансирования,

Всего, млн. руб.

9766,6

2159,1

2740,0

3035,1

1175,7

656,7

млн. руб.

Собственные средства (амортизация, прибыль)*

9465,2

2101,9

2653,5

2972,0

1123,9

613,9

Федеральный бюджет

201,5

40,3

40,3

40,3

40,3

40,3

Средства Республики Саха (Якутия)

99,9

17,9

43,7

23,3

12,0

3,0

Ожидаемые конечные итоги реализации Программы

Обеспечение энергетической безопасности Республики Саха (Якутия), улучшение ассортимента и качества выпускаемой продукции, увеличение объемов добычи.

Система организации контроля за выполнением Программы

Контроль и управление Программой осуществляет Министерство промышленности Республики Саха (Якутия).

  __________________

* В собственные средства предприятий включены средства в объеме 105 млн. рублей, получаемые предприятиями в результате законодательных инициатив по льготному налогообложению для строящихся предприятий, проведения политики заключения контрактов на уголь по госзаказу, обеспечивающей рентабельность предприятий с учетом простого воспроизводства.

ВВЕДЕНИЕ


В послании Президента Российской Федерации В.В. Путина Федеральному Собранию Российской Федерации 16 мая 2003 года поставлена масштабная задача удвоения ВВП. Решение этой задачи невозможно без увеличения количества рентабельных промышленных предприятий. Одной из базовых отраслей народного хозяйства Республики Саха (Якутия) является угольная промышленность, занимающая второе место в республике после алмазодобывающей отрасли по объему сальдированного финансового результата и реализации продукции за пределы Республики Саха (Якутия).

Обладая значительными запасами углей, Республика Саха (Якутия) является надежной сырьевой базой для поставки качественных энергетических углей в регионы ДВФО, коксующихся углей российским металлургам. Благодаря своему географическому положению, республика обладает прекрасным экспортным потенциалом для поставки коксующихся углей в страны Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР). Уголь является надежным источником для получения электрической и тепловой энергии, сырьем для химической промышленности и металлургии. В связи с исчерпанием мировых запасов нефти в ближайшие десятилетия, проявлением тенденции повышения цен на нефть и газ, значение угля в теплоэнергетике Республики Саха (Якутия) неуклонно будет возрастать.

В настоящее время на территории Республики Саха (Якутия) добывается 10,544 млн. тонн угля, из которых используется на территории республики около 2,75 млн. тонн (26%), 7,579 млн. тонн (74%) вывозится за пределы Республики Саха (Якутия), в том числе для российских потребителей - 2545 тыс. тонн (34%), на экспорт -5034 тыс. тонн (66%).

Для получения тепла в северных улусах используется более 1,1 млн. тонн угля, при этом здесь стоимость угля у потребителя является более высокой из-за больших транспортных расходов, которые превышают стоимость самого угля по некоторым улусам в несколько раз. В то же время уголь в северных улусах является наиболее экономичным видом топлива по сравнению с нефтяным, дизельным и газоконденсатным топливом, дровами. Поэтому, ввиду его практически повсеместной распространенности, уголь является стратегическим сырьем для получения тепловой энергии на Севере. Этому способствует и то, что горно-геологические условия залегания угольных пластов позволяют отрабатывать их наиболее экономичным открытым способом.

В Южной Якутии, имеющей наиболее развитую промышленную инфраструктуру, залегают месторождения дефицитных коксующихся углей, имеются все предпосылки для интенсивного развития, создания мощного угольного производства, как основы Южно-Якутского территориально - производственного комплекса (ТПК).

Анализ условий производства, наличия транспортных коммуникаций, характера потребителей угольной продукции позволяет условно разделить угледобывающие предприятия республики на две группы:

Южная группа, которая (по транспортным условиям) имеет возможность свободного присутствия на общероссийском и зарубежном рынке угля и поставляет свою продукцию в основном за пределы Республики Саха (Якутия);

Северная группа, которая из-за своей удаленности, отсутствия постоянных транспортных коммуникаций не имеет возможности присутствия на рынке угля Дальнего Востока и стран АТР и поставляет свою продукцию в большей части для нужд Республики Саха (Якутия) и в Северо-Восточный регион России.

Первая группа предприятий добывает каменные угли Южно-Якутского угольного бассейна, являющиеся ценным сырьем для получения кокса, используемого в металлургической промышленности, а также высококачественный энергетический уголь.

По итогам 2003 года из 9433 тыс. тонн добываемых на юге Якутии углей 7367,6 тыс. тонн (78,1%) реализуется за пределы Республики Саха (Якутия), в том числе 5034 тыс. тонн (53,4%) - на экспорт в страны АТР по свободным рыночным ценам. Развитие предприятий этой группы происходит без средств государственной поддержки, в основном за счет результатов их коммерческой деятельности с привлечением собственниками этих предприятий заемных средств и инвестиций. Интерес Республики Саха (Якутия) в развитии этих предприятий определяется тем, что они создают основной поток налоговых поступлений как в местный, так и в республиканский бюджеты, создают условия для развития сопутствующих отраслей, новые рабочие места, уменьшают нагрузку на бюджет республики в части дотирования улусов.

Вторая группа предприятий в 2003 году добыла 1111 тыс. тонн угля, в том числе 853 тыс. тонн каменного и 258 тыс. тонн бурого, из которых 211,5 тыс. тонн (19%) вывозится за пределы Республики Саха (Якутия), 899,5 тыс. тонн (81%) используется для потребления внутри республики, в том числе 673,8 тыс. тонн для нужд ЖКХ и энергетики по государственному заказу.

В процессе производства угольной продукции успешное функционирование предприятий, обеспечивающих потребителей на территории северных улусов - населения, ЖКХ, в т.ч. по государственному заказу, напрямую зависит от своевременности и полноты платежей за поставленную продукцию, уровня цен на продукцию, обеспечивающего как минимум простое воспроизводство на предприятии, контроля над технологией отработки и структуры себестоимости их продукции.

Успешное развитие угледобывающих предприятий этой группы на Севере на начальном этапе возможно только при наличии государственной поддержки в виде льготных кредитов, введения системы лизинга, льготного налогообложения, своевременной или предварительной оплаты за поставляемый уголь.

По видам собственности в Республике Саха (Якутия) по состоянию на начало 2004 года имеются государственные унитарные предприятия, предприятия со смешанным видом собственности и частные предприятия. Холдинговая компания "Якутуголь", ГУП "Разрез "Зырянский"", ГУП "Кировский угольный разрез" находятся в 100% собственности Республики Саха (Якутия).

Основой угледобывающей отрасли является ХК "Якутуголь" (ОАО), обеспечивающая производство более чем 90% товарной продукции всей отрасли и, наряду с АК "АЛРОСА" и АК "Якутскэнерго", определяющая уровень развития экономики республики.

В настоящее время в стадии строительства находятся две шахты с суммарной прогнозной мощностью порядка 4,5 млн. тонн угля в год. Их строительство производится из средств компаний-владельцев. Наиболее активные действия производятся со стороны ХК "Евразхолдинг" (000) по строительству шахты "Денисовская".

Благоприятная конъюнктура рынков угля за пределами Республики Саха (Якутия), прогнозируемая в рассматриваемый период, как по коксующимся, так и по энергетическим углям позволяет рассчитывать на серьезный рост объемов производства угольной продукции на территории с наиболее развитой промышленной инфраструктурой - в Южной Якутии.

Наряду с оценкой суммарных намерений угледобывающих предприятий республики и выявления тенденций развития отрасли, одной из основных задач Программы развития угольной промышленности Республики Саха (Якутия) на 2004-2008 годы является формирование промышленной политики республики в области угледобычи.

3. СОДЕРЖАНИЕ ПРОБЛЕМЫ И ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ ЕЕ РЕШЕНИЯ ПРОГРАММНЫМИ МЕТОДАМИ

Балансовые запасы угля Республики Саха (Якутия) по состоянию на 1 января 2003 года по категории А+В+С1 составили 9772 млн. тонн, в том числе:

бурые 4406,8 млн. тонн;

каменные 5365,2 млн. тонн;

в т.ч. коксующиеся 4156 млн. тонн.

Среди угледобывающих регионов России только в Республике Саха (Якутия) имеется такая высокая доля коксующихся углей (42.5%), столь дефицитных сегодня на рынках, что является серьезной предпосылкой для интенсивного развития угольной отрасли в республике.

На территории Республики Саха (Якутия) уголь используется в целях получения тепла (907,9 тыс. тонн) и электроэнергии (1562,9 тыс. тонн). Наряду с углем на эти цели используется газ (1528 млн. м3), газоконденсат (74,01 тыс. тонн), нефть (262,8 тыс. тонн), мазут (14,02 тыс. тонн), дизельное топливо (5,9 тыс. тонн), дрова (1284 тыс. м3).

По сравнению с альтернативными источниками энергии цена на уголь у производителя является наиболее низкой, на ее рост у потребителя значительное влияние (в разы) оказывает стоимость его транспортирования. Так, например, при цене угля шахты "Джебарики-Хая" 535 руб./т затраты на его транспортировку до Усть-Янского улуса составляют 1700 руб./т.

С учетом фактора наличия в республике значительных запасов угля, а также прогнозов повышения цен на газ и нефть, в стратегической перспективе для Республики Саха (Якутия) уголь является наиболее экономичным сырьем для получения тепловой и электрической энергии.

По итогам 2003 года в экономике Республики Саха (Якутия) угледобывающая промышленность является одной из наиболее значимых отраслей. Так, по показателям "объем сальдированного финансового результата" (доля прибыли составляет 7,8%), "объем реализации продукции за пределы республики" (11%) , "величина налоговых поступлений в бюджетную систему Российской Федерации" (54%) угольная промышленность находится на втором месте после алмазодобывающей, при этом численность работников, занятых в отрасли, составляет лишь 3% от республиканской.

В масштабах Российской Федерации угольная промышленность Республики Саха (Якутия) является крупнейшим экспортером в страны Азиатско-тихоокеанского региона по поставкам коксового концентрата.

3.1. Тенденции развития угольной промышленности Республики Саха (Якутия) Начиная с 1998 года, на фоне возросшей эффективности экспортных операций и общего оживления экономики страны, в республике происходит ежегодное увеличение производства угольной продукции, прежде всего на угледобывающих предприятиях Южной группы. Возрастающий спрос на якутские высококачественные энергетические и коксующиеся угли в странах АТР, а также появление платежеспособного спроса на них в Российской Федерации позволили стабилизировать финансово-экономическое состояние этих предприятий, повысить их кредитный рейтинг, что, в свою очередь, позволило привлечь к разработке угольных месторождений Южной Якутии крупных инвесторов, а также пересмотреть программу развития основного угледобывающего предприятия ОАО ХК "Якутуголь", в которой предприятие сделало акцент на интенсивную модернизацию существующего производства, вовлечение в разработку новых месторождений, улучшение качества и ассортимента продукции за счет создания углебрикетного и углехимического производств. По суммарным намерениям угольщиков к 2008 году, за счет наращивания объемов добычи в Южной Якутии, прогнозируется увеличение добычи по республике на 80%, что составит около 19,7 млн. тонн угля в год.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»