ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 25 ноября 2003 года N 731

О Республиканской целевой программе "Возврат государственных активов, созданных за счет 2% отчислений АК "АЛРОСА" (ЗАО) (отвлеченных и отчужденных Фондом САПИ)"

В целях принятия действенных мер по возврату государственных активов Республики Саха (Якутия), создания дополнительного внебюджетного источника финансирования целевых программ улусов "алмазной провинции", в соответствии с протоколом совещания при Вице-Президенте Республики Саха (Якутия) Акимове А.К. от 16 июля 2003 года и во исполнение распоряжения Правительства Республики Саха (Якутия) от 17 сентября 2003 года N 1103-р "О государственном унитарном предприятии "Вилюй-инвест"", Правительство Республики Саха (Якутия) постановляет:

1. Утвердить прилагаемую Республиканскую целевую программу "Возврат государственных активов, - созданных за счет 2% отчислений АК "АЛРОСА" (ЗАО) (отвлеченных и отчужденных Фондом САПИ)".

2. Государственным заказчиком-координатором Программы определить Министерство экономического развития Республики Саха (Якутия).

3. Министерству экономического развития Республики Саха (Якутия) (Данилов В.Д.), Министерству финансов Республики Саха (Якутия) (Березкин Э.Б.) предусмотреть финансирование Программы в Государственном бюджете Республики Саха (Якутия) на 2004 год в сумме 12479 тысяч рублей за счет средств Целевого бюджетного фонда реализации социально-экономических и экологических программ улусов "алмазной провинции" Республики Саха (Якутия) по статье "Отраслевые программы улусов "алмазной провинции" Республики Саха (Якутия)".

4. Коллегии Целевого бюджетного фонда реализации социально-экономических и экологических программ улусов "алмазной провинции" Республики Саха (Якутия) ежеквартально рассматривать ход реализации Программы.

5. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя Председателя Правительства Республики Саха (Якутия) Г.Ф. Алексеева.

Председатель Правительства

Республики Саха (Якутия)

Е.Борисов

Утверждена
постановлением Правительства
Республики Саха (Якутия)
от 25 ноября 2003 года N 731

г.Якутск, 2003 г.

Паспорт республиканской целевой программы

Наименование
 Дата принятия решения о разработке Программы
 Дата утверждения Программы
 Государственный заказчик - координатор Программы
 Разработчик и исполнитель Программы
 Соисполнители Программы
 Цели и задачи Программы
 Сроки реализации Программы
 Перечень подпрограмм и основных мероприятии
 Объемы и источники финансирования
 Ожидаемые конечные результаты
 Система организации и контроля за выполнением Программы

"Возврат государственных активов, созданных за счет 2% отчислений от АК "АЛРОСА" (ЗАО) (отвлеченных и отчужденных Фондом САПИ)"
 Рабочее совещание у Вице-Президента Республики Саха (Якутия) по вопросам Фонда "САПИ". Протокол от 16.07.2003 (п.3.3)
 Постановление Правительства Республики Саха (Якутия) от 25 ноября 2003 года N 731
 Министерство экономического развития Республики Саха (Якутия)
 Фонд САПИ (Сахаалмазпровинвест) - (ГУП "Вилюй-инвест")
 Министерство имущественных отношений РС(Я) ГУП "Комитет по драгоценным металлам и драгоценным камням РС(Я)"
 Возврат активов Фонда САПИ, созданных за счет 2% отчислений АК "АЛРОСА" (ЗАО), в государственную собственность, с целью создания дополнительного внебюджетного источника для финансирования целевых программ улусов "алмазной провинции"
 2003-2004 годы
 1. Инвентаризация активов Фонда.
 2. Восстановление учетных данных.
 3. Аудиторская проверка финансово-хозяйственной деятельности.
 4. Судебные разбирательства по признанию недействительными сделок, совершенных Фондом.
 5. Исполнительное производство по возврату активов.
 6. Оценка возвращенного имущества.
 7. Мировое соглашение и расчеты с кредиторами Фонда САПИ
 12 млн. 479 тыс. рублей
 Целевой бюджетный фонд реализации социально-экономических и экологических программ улусов "алмазной провинции" РС(Я)
 - Возврат имущества, созданных за счет 2%-ных отчислений АК "АЛРОСА" (ЗАО), отвлеченных и отчужденных Фондом САПИ, в реестр государственного имущества Республики Саха (Якутия)
 - Восстановление платежеспособности предприятия
 - Создание дополнительного внебюджетного источника финансирования целевых программ улусов "алмазной провинции"
 Коллегия Целевого бюджетного фонда реализации социально-экономических и экологических программ улусов "алмазной провинции" Республики Саха
 (Якутия)

СОДЕРЖАНИЕ

Стр.

1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами ....................................6

2. Цели и задачи Программы ........................................11

3. Система программных мероприятий ...........................11

4. Механизмы реализации Программы ...........................12

5. Организация управления Программой и контроль за ходом ее реализации............................................................12

6. Эффективность реализации Программы ...........................14

Приложения.......................................................................15

1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами


Основанием для внесения настоящего проекта Программы явились следующие моменты:

1. Указом Президента Республики Саха (Якутия) от 30 июня 1993 года N 481 была создана финансовая корпорация "Сахаалмазпровинвест" (ФК САПИ), являющаяся государственным предприятием. Согласно пункту 4 данного Указа и "Договора об аренде земельных участков, месторождений алмазов, других природных ресурсов и основных производственных, непроизводственных фондов объединения "Якуталмаз" от 19 января 1993 года АК "АЛРОСА" стала перечислять средства на счет вновь созданной корпорации.

Через 1,5 года после того, как с 1 января 1995 года начал действовать новый Гражданский кодекс РФ, Наблюдательным Советом ФК САПИ было принято решение об изменении организационно-правовой формы корпорации с государственного предприятия на некоммерческую организацию "Фонд". Председателем Наблюдательного Совета являлся Ф.С. Тумусов. В июне этого же года выходит распоряжение Правительства Республики Саха (Якутия) N 653-р, подтверждающее данное решение. В результате Фонд САПИ становится собственником государственного имущества, созданного на средства 2%-ных отчислений компании "АЛРОСА". По сути, произошло отчуждение государственных средств, в виде 2% отчислений АК "АЛРОСА", в собственность фонда. При этом процедура изменения организационно-правовой формы была совершена в нарушение закона РФ "О приватизации государственных и муниципальных предприятий РФ" и Закона "О собственности в РСФСР", действовавших на тот период.

Далее, в сентябре 1996 года распоряжением Президента Республики Саха (Якутия) N 491-РП "О дополнительных мерах по упорядочению поступлений обязательных платежей АК "Алмазы-России" в специальный фонд" Фонду САПИ дается право получать и осуществлять учет обязательных 2% платежей, за счет выручки от реализации бриллиантов, изготовленных из природных алмазов, поставленных компанией ООО "САПИ-Диам".

Для реализации данного распоряжения заключается "Соглашение о сотрудничестве" между компанией "АЛРОСА", ООО "САПИ-Диам" и Фондом САПИ. Со своей стороны, Фонд САПИ заключает с компанией "САПИ-Диам" договор поручения на обработку алмазного сырья и его реализацию. При этом 2% отчисления отражаются на балансе фонда как целевые поступления, т.е. только в виде денежных средств, как поступившие от ООО "САПИ-Диам", а не от АК "АЛРОСА", что безусловно усложняло контроль над порядком учета и использования государственных средств.

В свою очередь, ООО "САПИ-Диам", как поверенный по договору с Фондом, отражает стоимость сырья и бриллиантов на забалансовых счетах. Таким образом, передача сырых алмазов от АК "АЛРОСА" в счет 2% отчислений не принималась на баланс собственником в лице государства или другим его уполномоченным органом. Иными словами, до Указа 2000-го года государство нигде не оприходовало стоимость сырых алмазов, поступавших в счет 2% отчислений от АК "АЛРОСА". Также отсутствовал государственный контроль за движением алмазного сырья на гранильных заводах Фонда САПИ, объемом производства бриллиантов, учетом операций по их реализации и финансовыми результатами по оборотам как сырья, так и бриллиантов.

После того, как 24 января 1998 года было подписано Дополнительное соглашение к Договору об аренде, согласно которому 2% отчисления АК "АЛРОСА" были включены в общую сумму арендных платежей компании "АЛРОСА", поступающих в бюджет республики, возникла необходимость приведения схемы поступления и отражения данных отчислений в соответствие с нормативными актами, действующими в бюджетно-финансовой сфере.

Но только через год, 15 марта 1999 года появляется Указ Президента Республики Саха (Якутия) N 711, признающий 2% отчисления государственными, и по этой причине они не могут быть источником образования имущества Фонда САПИ. Указ предусматривал целевое назначение и направление средств, подконтрольность государству, целесообразность сохранения действующих гранильных заводов Фонда САПИ. Следующим июльским Указом Президента 1999 года N 804 Министерству финансов было поручено открыть специальный счет, проводить зачет 2% отчислений в бюджет и заключить договор поручения с ООО "САПИ-Диам".

Для сохранения гранильного производства было решено оставить прежний механизм поступления алмазного сырья напрямую от АК "АЛРОСА", его обработки и реализации в ООО "САПИ-Диам" с условием реорганизации "САПИ-Диам" из 000 в ОАО и передачи контрольного пакета акций государству. Но Фонд САПИ, в нарушение договоренности, на внеочередном заседании участников 000 "САПИ-Диам" переуступает свою долю в уставном капитале общества в собственность ЗАО "Инвестиционная компания "САПИ-Траст".

30 августа 1999 года общим собранием ОАО "САПИ-Диам" вносятся изменения в Устав, согласно которьм 50% акций общества принадлежат бельгийской фирме "Карадиам", 50% ЗАО "Инвестиционная компания "САПИ-Траст". Таким образом, передача государству доли Фонда САПИ, имеющейся в 000 "САПИ-Диам", становится юридически невозможной.

Некоторые пояснения по компании "САПИ-Траст". 23 мая 1997 года в соответствии со Свидетельством N 062, выданным Министерством промышленности РФ, была создана финансово-промышленная группа САПИ, под контролем которой оказались сам Фонд САПИ, 9 хозяйственных и дочерних предприятий. По закону РФ "О финансово-промышленных группах" для решения задач ФПГ могут быть аккумулированы и привлечены все финансовые средства, инвестиции, а также прибыль всех ее участников в одной центральной компании группы. Такой компанией у ФПГ САПИ являлся ЗАО "Инвестиционная компания "САПИ-Траст". Председателем Совета управляющих ФПГ являлся президент Фонда САПИ Ф.С. Тумусов.

13 сентября 1999 года Прокуратурой Республики Саха (Якутия) в целях защиты интересов государства был подан иск N 7-2/49-99 в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) о признании недействительной сделки 1996 года по передаче государственного имущества в собственность некоммерческой организации "Фонд САПИ" и перерегистрации Минюстом РС(Я) государственного предприятия в некоммерческую организацию. В дальнейшем в данном деле интересы государства представлял Мингосимущества РС(Я). Тогда в удовлетворении иска было отказано в связи с непредставлением доказательств о передаче государственного имущества Фонду САПИ.

Затем постановлением Высшего Арбитражного суда РФ от 24 декабря 2002 года N 6983/02, куда обратилось Министерство по управлению государственным имуществом РС(Я), дело было направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд РС(Я). Основанием к такому решению явилось отсутствие проверки судом факта нарушения Закона РФ "О приватизации государственных и муниципальных предприятий РФ" при передаче государственного имущества Фонду САПИ.

27 февраля 2003 года состоялось собеседование с лицами, участвующими в данном деле, а 3 марта - предварительное судебное разбирательство. Но для уточнения исковых требований и в связи с участием в деле Налоговой инспекции г. Якутска дальнейшее рассмотрение дела было отложено.

То есть надо констатировать то, что наведение порядка в поступлении, отражении и использовании 2% отчислений, о котором шла речь в Указе Президента Республики Саха (Якутия) от 1999 года N 804, тогда не осуществилось в полной мере.

17 января 2000 года подписывается Указ Президента Республики Саха (Якутия) N 948 "О порядке поступления, отражения и использования 2% отчислений АК "АЛРОСА", касающийся вышеназванной проблемы, который изменил схему движения финансовых потоков 2% отчислений в пользу государства. В составе Государственного бюджета РС(Я) образуется "Целевой бюджетный фонд реализации социально-экономических и экологических программ улусов "алмазной провинции" РС(Я). Появляется отдельный счет при Министерстве финансов РС(Я), а отдельным постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 22 марта 2000 года N 176 создается Коллегия ЦБФ.

Пунктом 9 этого же постановления Фонду САПИ предписывалось обеспечить перевод остатка средств 2% отчислений АК "АЛРОСА" на отдельный счет Министерства финансов Республики Саха (Якутия), передать в государственную собственность по акту приема-передачи объекты и долгосрочные финансовые вложения, созданные в прошлом за счет этих отчислений, который прежним руководством Фонда САПИ не был исполнен.

2. Следующей проблемой, которая остается и по сей день нерешенной, является вопрос погашения задолженности Фонда САПИ перед ГУП "Комдрагметалл РС(Я)". По Указу Президента Республики Саха (Якутия) от 23 июня 1994 года N 821с Фонду САПИ для проведения экономического эксперимента по внедрению вексельного финансирования индивидуального жилищного строительства в целях укрепления финансовой базы решения экономических и социальных проблем, республикой была выделена 1 тонна золота. Для реализации данного Указа, по распоряжению Президента Республики Саха (Якутия) от 4 марта 1996 года N 101-РПс "О передаче золота Фонду САПИ", с целью привлечения финансовых средств Комитет по драгоценным металлам и драгоценным камням РС(Я) в 1996 году передал Фонду САПИ на возвратной основе 1 тонну золота по химически чистому весу.

До акта передачи, 23 января 1996 года между Комдрагметом РС (Я), Фондом САПИ и АБР "Промрадтехбанк" был заключен тройственный договор, который являлся договором комиссии. По этому договору золото, являющееся собственностью республики, было передано в управление Фонду САПИ для привлечения финансовых средств, а банк должен был реализовать этот механизм. Сроком возврата золота в договоре было определено 17 марта 1999 года. Однако к этому времени Фондом САПИ долг не был возвращен, в связи с чем Комдрагметом республики был подан и удовлетворен 16 августа 2000 года иск в Арбитражном суде РС(Я). По решению Арбитражного суда сумма задолженности Фонда САПИ перед Комдрагметом составила 274,9 млн. рублей.

3. По итогам проверок Фонда САПИ Государственным ревизионным управлением при Правительстве Республики Саха (Якутия) было выявлено:

нецелевое и неэффективное использование средств;

неисполнение принятых решений Президента и Правительства Республики Саха (Якутия) и собственных коллегиальных органов;

нарушение Закона РФ "О бухгалтерском учете" и несоблюдение решения Верховного Суда Республики Саха (Якутия);

неудовлетворительная работа по выполнению программных обязательств в улусах "алмазной провинции".

В 2001 году было подано заявление ГУП "Комитет по драгоценным металлам и драгоценным камням РС(Я)" о признании Фонда САПИ несостоятельным (банкротом). В связи с невыполнением Фондом САПИ денежных обязательств перед ГУП "Комитет по драгоценным металлам и драгоценным камням РС(Я)" была введена процедура наблюдения и назначен временный управляющий, который включил в реестр требований кредиторов, задолженности по погашению необеспеченных векселей Фонда САПИ перед дочерними и зависимыми компаниями Фонда. Благодаря этим действиям было подписано мировое соглашение от 25 мая 2001 года Фонда САПИ с кредиторами, условия которого не устраивали реальных кредиторов, и была прекращена процедура наблюдения.

Впоследствии вышеуказанные фиктивные требования кредиторов были опротестованы, исключены из реестра и 26 сентября 2002 года восстановлена процедура наблюдения.

В период наблюдения и прекращения процедуры банкротства исполнительным органом Фонда САПИ были проведены операции по выводу активов Фонда.

Определением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 18 августа 2003 года была введена процедура внешнего управления с целью восстановления платежеспособности и расчета с кредиторами Фонда.

В настоящий момент Фонд САПИ не имеет ликвидных активов для финансирования мероприятий по возврату уведенных государственных активов, что частично отражено в "Акте тематической проверки выбытия основных средств, осуществления лизинговых операций и долгосрочных финансовых вложений Фонда САПИ" Главного контрольного управления при Президенте Республики Саха (Якутия) от 27 июня 2003 года.

Эти мероприятия требуют работы большой группы специалистов с привлечением юридических, оценочных и аудиторских фирм, оплата услуг которых невозможна без финансирования. К тому же проблема усложняется отсутствием учетных данных, связанных с сознательным несоблюдением норм бухгалтерского учета, а также изъятием оперативно-следственной частью МВД РФ по Дальневосточному федеральному округу финансово-отчетной документации за 1995-2000 годы.

Вышеназванные обстоятельства требуют разработки комплекса мероприятий, объединенных в специальную целевую программу, с привлечением ряда государственных ведомств и структур.

2. Цели и задачи Программы


Основная цель настоящей Программы - возврат активов Фонда САПИ, созданных за счет 2% отчислений АК "АЛРОСА", в государственную собственность для создания дополнительного внебюджетного источника финансирования целевых программ социально-экономического и экологического развития улусов "алмазной провинции".

Основные задачи, решаемые в ходе реализации Программы:

Возврат имущества, созданных за счет 2% отчислений АК "АЛРОСА" (ЗАО), отвлеченных и отчужденных Фондом САПИ в реестр государственного имущества Республики Саха (Якутия).

Восстановление платежеспособности предприятия с целью его сохранения и обеспечения выполнения задач по социально-экономическому развитию улусов "алмазной провинции".

Осуществление комплекса задач по возврату активов, отчужденных и отвлеченных от Фонда САПИ.

Возврат в государственное управление долей в уставных капиталах (пакетов акции) предприятий, созданных с участием Фонда САПИ.

3. Система программных мероприятий


В целях реализации Программы предусматривается осуществление следующих мероприятий:

1. Комплексная инвентаризация Фонда САПИ - предусматривает выявление фактического наличия имущества, сопоставление фактически полученных данных о наличии имущества в натуре с данными аналитического и синтетического учета, а также полноты и правильности отражения в учете оценки имущества и обязательств с охватом всего региона "алмазной провинции".

2. Восстановление учетных данных - предусматривает получение копий документации Фонда САПИ из оперативно-следственной части МВД РФ по Дальневосточному федеральному округу и проведение встречных проверок с контрагентами Фонда.

3. Проведение комплексной аудиторской проверки предусматривает полный анализ всей финансово-хозяйственной деятельности Фонда по всем аспектам бухгалтерского, налогового учета.

4. Судебные разбирательства по возврату и восстановлению активов предусматривают проведение претензиционных работ по подаче исковых заявлений в суды различных инстанций и принятие решений судами к исполнительному производству.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»