ПРЕЗИДЕНТ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)

УКАЗ

от 23 мая 2011 года N 687

О программе "Забота о гражданах пожилого возраста в Республике Саха (Якутия) на 2011-2013 годы"

В целях повышения качества жизни пожилых граждан постановляю:

1. Утвердить прилагаемую программу "Забота о гражданах пожилого возраста в Республике Саха (Якутия) на 2011-2013 годы".

2. Определить государственным заказчиком - координатором программы "Забота о гражданах пожилого возраста в Республике Саха (Якутия) на 2011-2013 годы" Министерство труда и социального развития Республики Саха (Якутия).

3. Контроль исполнения настоящего Указа возложить на Председателя Правительства Республики Саха (Якутия) Данчикову Г.И.

4. Опубликовать настоящий Указ в официальных средствах массовой информации Республики Саха (Якутия).

5. Настоящий Указ вступает в силу со дня его подписания.

Президент

Республики Саха (Якутия)

Е. БОРИСОВ

УТВЕРЖДЕНА

Указом Президента

Республики Саха (Якутия)

от 23 мая 2011 года N 687-РП

Программа

"Забота о гражданах пожилого возраста в Республике Саха (Якутия) на 2011-2013 годы"

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ "Забота о гражданах пожилого возраста в Республике Саха (Якутия) на 2011-2013 годы"


Наименование программы

"Забота о гражданах пожилого возр аста в Республике Саха (Якутия) на 2011-2013 годы"

Статус программы

Проектная программа

Дата принятия решения о разработке программы, дата ее утверждения

Поручение Президента Российской Федерации от 27 ноября 2010 года от 27.11.2010 N Пр-3464 ГС

Государственный заказчик - координатор программы

Министерство труда и социального развития Республики Саха (Якутия)

Основные исполнители программы

Министерство здравоохранения Республики Саха (Якутия), Министерство культуры и духовного развития Республики Саха (Якутия), Министерство по делам предпринимательства и развития туризма Республики Саха (Якутия), Министерство архитектуры и строительного комплекса Республики Саха (Якутия), Министерство транспорта и дорожного хозяйства Республики Саха (Якутия), Министерство по молодежной политике и спорту Республики Саха (Якутия), Министерство сельского хозяйства и продовольственной политики Республики Саха (Якутия), Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Республике Саха (Якутия), Департамент по делам печати и телерадиовещания Республики Саха (Якутия), органы местного самоуправления

Цели и задачи программы

Цель:
 повышение качества жизни пожилых людей на основе развития сети учреждений социального обслуживания и совершенствования их деятельности, обеспечения доступности социальных, медицинских, юридических, психологических, культурно-досуговых и иных услуг, содействия активному участию пожилых людей в жизни общества
   Задачи:
 ·  модернизация и совершенствование деятельности учреждений социального обслуживания и служб, предоставляющих пожилым людям комплекс жизненно важных и социально ориентированных услуг, строительство и реконструкция учреждений социального обслуживания ;

 ·  создание новых форм социального обслуживания пожилых граждан с учетом масштабов и темпов старения населения, создание условий для внедрения экономически обоснованных моделей и приближения уровня социального обслуживания к потребностям общества;

 ·  принятие мер по улучшению медицинского обслуживания, улучшение схемы лекарственного обеспечения пожилых граждан, поддержание жизненной активности пожилых людей мерами реабилитационного и оздоровительного характера ;

 ·  подготовка и повышение квалификации, профессионального мастерства социальных работников, специалистов сферы социального обслуживания, принятие мер материального стимулирования социальных работников, укрепление кадрами учреждений социального обслуживания;

 ·  обеспечение научно-методического и информационного сопровождения программы

Сроки
 и этапы реализации
 программы

2011-2013 годы

Перечень основных мероприятий

Программа содержит комплекс мероприятий, направленных на улучшение социального положения пожилых людей, повышение уровня их адаптации в современных условиях, создание благоприятных условий для активного участия в жизни общества (приложение к Программе).
 Перечень мероприятий состоит из 5 основных разделов:
 1.  Нормативно-правовое обеспечение социальной защищенности пожилых людей.
 2.  Основы деятельности по укреплению социальной защищенности пожилых людей.
 3.   Меры по укреплению здоровья пожилых людей.
 4.  Строительство, реконструкция, капитальный ремонт объектов учреждений социального обслуживания.
 5.  Мероприятия по обеспечению пожарной безопасности и энергосбережению на объектах социального обслуживания населения.
 На устойчивое функционирование системы социального обслуживания граждан пожилого возраста и повышение информированности пожилых людей о своих правах направлено проведение систематизации нормативной правовой базы в области социальной поддержки граждан старшего поколения. Намечено продолжить на качественно новом уровне закупки и поставки оборудования и автотранспортных средств для учреждений медико-социального обслуживания граждан пожилого возраста. В частности, предусматривается укрепить их материально-техническую базу за счет поставки технологического оборудования для оказания социально-бытовых услуг в стационарных, полустационарных и надомных условиях. Предполагается осуществление мероприятий по оптимизации социокультурной среды жизнедеятельности пожилых людей.
 Включенные в перечень мероприятий республиканские конкурсы профессионального мастерства работников учреждений социального обслуживания, курсы повышения квалификации социальных работников направлены на совершенствование их профессиональной деятельности, повышение общественной значимости труда работников социальной сферы.
 Скоординированное проведение республиканских научно-практических конференций и семинаров явится выражением внимания общества к проблематике старения населения и положению пожилых людей, станет стимулом для дальнейшего развития профильных научных исследований и обменов в этой области.

Объем и источники финансирования

Общий объем финансовых средств, необходимый для реализации п рограммных мероприятий, составляет 1981501,20 тыс. руб. из республиканского бюджета, в том числе:
  на капитальные вложения - 822877,3 тыс. р;

  на прочие расходы - 1158623,9 тыс. р.
 В том числе:
  2011 год - 421644,00 тыс.р., в том числе:
  на капитальные вложения - 85000,0 тыс.р.;

  на прочие расходы - 336644,0тыс.р.
  2012 год - 835721,81 тыс.р., в том числе:
  на капитальные вложения - 431000,0 тыс.р.;

  на прочие расходы - 404721,81 тыс.р.
  2013 год - 724135,38 тыс.р., в том числе:
  на капитальные вложения - 306877,3 тыс.р.;

  на прочие расходы - 417258,38 тыс.р.

Ожидаемые конечные результаты реализации программы

Реализация мероприятий, предусмотренных Программой, позволит:
 ·  создать комфортные условия для жизнедеятельности пожилых людей за счет принятия дополнительных мер социальной поддержки, модернизации и переориентации учреждений социального обслуживания, внедрения новых технологий (социальных, медицинских, информационных);

 ·  достичь максимально возможного улучшения состояния здоровья, функционирования и адаптации лиц пожилого возраста путем поддержания жизненной активности пожи лых людей мерами реабилитационного и оздоровительного характера, приобщения пожилых людей к частичной занятости, облегченному труду, культуре и спорту с привлечением учреждений социальной сферы, организаций и предприятий, общественных объединений;

 ·  поднять престиж социального работника, создавая условия труда и жизни, стимулируя материально и способствуя повышению профессионального мастерства.
 К числу конечных результатов реализации Программы относятся:
 ·  повышение качества жизни пожилых людей;

 ·  повышение профессионального престижа социальных работников.

Перечень индикаторов эффективности мероприятий программы

К индикаторам эффективности мероприятий относятся:
 - увеличение удельного веса граждан пожилого возраста и инвалидов, получивших услуги учреждений социального обслуживания, от общего числа обратившихся граждан;

 - увеличение удельного веса зданий социального обслуживания, соответствующих санитарным нормам и требованиям пожарной безопасности;

 - увеличение охвата граждан пожилого возраста всеми видами социального обслуживания на дому;

 - создание мобильных бригад (количество);

 - создание приемных семей (количество);

 - создание пунктов проката современных технических средств и предметов ухода за пожилыми людьми (количество);

 -  удельный вес больных, охваченных всеми видами медицинской помощи;

 -  увеличение численности пожилых граждан, обучившихся компьютерной грамоте;

 -  увеличение удельного веса персонала учреждений социального обслуживания, повысивших профессиональную квалификацию.

Система организации контроля за исполнением Программы

Контроль за реализацией Программы осуществляется в установленном Правительством Республики Саха  (Якутия) порядке совместно с Министерством экономики и промышленной политики Республики Саха (Якутия) и с участием Министерства финансов Республики Саха  (Якутия).
 Министерства  -  сполнители разделов согласно установленному порядку представляют ежемесячные, квартальные и годовой отчеты в Министерство труда и социального развития Республики Саха (Якутия). Сводные ежемесячные, квартальные, годовые отчеты Министерство труда и социального развития Республики Саха (Якутия) представляет в Министерство экономики и промышленной политики Республики Саха  (Якутия).

1. Характеристика проблемы, на решение которой направлена Программа


Процесс старения населения в целом по России, в том числе в республике Саха (Якутия) сопровождается увеличением доли пожилых людей в общей численности населения. По состоянию на 1 января 2010 года каждый пятый житель России (30,7 млн. чел.) находится в возрасте старше трудоспособного.

В предстоящем десятилетии ожидается, что рост численности населения старше трудоспособного возраста и его доли в общей численности населения продолжится, причем опережающими темпами будет расти численность лиц в возрасте 80 лет и старше.

При такой объективной ситуации необходимо усиление государственной социальной политики в сфере социальной поддержки, социального обслуживания и реабилитации людей пожилого возраста, создания им необходимых условий для адаптации в обществе, обеспечения уровня безопасности жизни и здоровья пожилых людей. При этом забота о здоровье пожилых людей, их лекарственном обеспечении является приоритетной составляющей социальной политики.

Создавшаяся проблема требует совершенствования всей системы социального обслуживания, социальных и медицинских услуг.

Необходимость принятия неотложных мер в отношении пожилых людей озвучена в Послании Президента Российской Федерации Д.А. Медведева в 2010 году, в соответствии с которым даны поручения о принятии целевых программ в субъектах Российской Федерации.

В настоящее время социальная поддержка и социальное обслуживание граждан пожилого возраста, удовлетворение их жизненных потребностей является одним из приоритетных направлений социально-экономического развития Республики Саха (Якутия).

Социально-демографическая категория "граждане пожилого возраста" справедливо характеризуется как уязвимая, требующая постоянного внимания и формирующая возрастающий спрос на социальные услуги различного характера и меры социальной поддержки со стороны государства.

Старение населения, как и наступление старости у отдельного человека, сопровождается ростом зависимости пожилых людей от экономически и социально активного населения. При этом ответственность семьи за предоставление ухода и удовлетворение потребностей пожилых людей снижается.

Масштабный характер приобретают негативные изменения, касающиеся физического, психического и духовного здоровья людей старшего возраста. Неудовлетворительное состояние здоровья, неустойчивое материальное положение, снижение конкурентоспособности на рынке труда в пенсионном возрасте - характерные черты положения значительной части пожилых людей.

Многие пожилые люди в современных социально-экономических условиях чувствуют свою неприспособленность и социальную невостребованность. Возможности для полноценного участия в общественной жизни у них ограничены.

Пожилые люди нередко теряют ориентацию в современном социокультурном пространстве, затрудняются их социальные контакты, что имеет негативные последствия не только для самих пенсионеров, но и для окружающих их людей. В сфере охраны здоровья, социального, культурно-досугового, торгово-бытового обслуживания и физкультурно-оздоровительной работы недостаток внимания к нуждам пожилых людей приводит к ограничению их доступа к общественным благам и услугам.

Процесс старения населения обуславливает необходимость принятия мер, направленных как на усиление социальной защищенности пожилых граждан, так и на создание условий для их активного участия в жизни общества.

Рост спроса на социальное обслуживание, социальные и медицинские услуги и другие меры социальной поддержки среди пожилого населения республики обусловлен процессом старения населения в Российской Федерации, в том числе в республике.

По классификациям ООН население считается старым, если доля лиц в возрасте с 65 лет и старше превышает 7 процентов. На начало 2010 года в России лица в возрасте 65 лет и старше составляли 12,9 % (на начало 1991 года -10,2 %), а в республике - 5,7%.

В соответствии с классификацией Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) к пожилым относятся люди в возрасте от 60 до 74 лет, к старым - в возрасте 75-89 лет, к долгожителям – люди в возрасте 90 лет и старше.

В соответствии с документами ООН и Международной организации труда (МОТ) пожилыми считаются лица в возрасте 60 лет и старше. Именно этими данными, как правило, руководствуются на практике, хотя возраст выхода на пенсию в большинстве развитых стран - 65 лет (в России – 55 и 60 лет, в Республике Саха (Якутия) – 50 и 55 лет соответственно для мужчин и женщин).

Анализ социально-демографической ситуации в Республике Саха (Якутия) за последние годы показывает, что в республике, как и в России в целом, отмечается устойчивая тенденция к увеличению численности лиц пожилого возраста, что связано со старением населения. В частности, старение населения республики оказалось обусловленным длительным спадом рождаемости при сохранении высокой смертности граждан трудоспособного возраста.

Численность населения Республики Саха (Якутия) по предварительным итогам Всероссийской переписи населения 2010 года составила 958,3 тыс. человек, в том числе в возрасте 50 лет и старше 217 736 человек:

Динамика роста числа пожилых людей (пенсионного возраста) в Республике Саха (Якутия)

(на начало года, человек)

2007 г .

2008 г .

2009 г .

2010 г .

Всего пожилых людей (пенсионного возраста), человек

196 659

204 177

201 652

217 736

в том числе:

50-59 лет

118 849

123 427

127 371

130 167

60-64 лет

21 049

24 229

28 315

33 289

65-69лет

23 826

21 858

18 744

16 517

70 лет и более

32 935

34 663

36 222

37 763

Согласно методологии Росстата из общей численности постоянного населения выделяются следующие основные возрастные группы: моложе трудоспособного возраста (0-15 лет), трудоспособного возраста - женщины 16-54 лет, мужчины- 16-59 лет, старше трудоспособного возраста – женщины 55 лет и старше, мужчины 60 лет и старше.

На 1 января 2011 года в республике проживают 119 479 человек старше трудоспособного возраста, в том числе по возрастным категориям:

Численность населения старше трудоспособного возраста в Республике Саха (Якутия)

(на начало года, человек)

2007 г .

2008 г .

2009 г .

2010 г .

Численность населения старше трудоспособного возраста, человек

104 518

109 555

113 762

119 479

в том числе в возрасте, лет:

55-59 (женщины)

26 708

28 805

30 481

31 910

60-64

21 049

24 229

28 315

33 289

65-69

23 826

21 858

18 744

16 517

70 лет и более

32 935

34 663

36 222

37 763

Положение пожилых в России, в том числе в республике, связано с проблемами со здоровьем, недостаточным доходом и часто тяжелыми социально-бытовыми условиями жизни, недостаточным развитием сети социальных и медицинских услуг.

Обеспечение пожилым гражданам республики достойной комфортной жизни, обеспечение их эффективными социальными и медицинскими услугами, также модернизация всей сети социального обслуживания, коренное улучшение обеспечения пожилых людей медицинскими услугами, лекарственными препаратами, привлечение их к облегченному труду, занятиям культурной и спортивной жизнью являются первостепенными задачами в социальной политике. Реализация данных задач требует вложения дополнительных финансовых средств из бюджетов всех уровней, участия благотворительных организаций и частного капитала.

Правительством Республики Саха (Якутия), Министерством труда и социального развития Республики Саха (Якутия), Министерством здравоохранения Республики Саха (Якутия) и другими министерствами и ведомствами проводится планомерная работа по социальной поддержке пожилых людей.

Повышение уровня и качества жизни пожилых граждан, усиление их правовой защиты, предоставление социальных услуг и адресной помощи, способствующих обеспечению нормальной жизнедеятельности, остаются одними из основных целей государственной социальной политики.

Основные положения государственной политики Российской Федерации в отношении пожилых людей закреплены в основах законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, Гражданском кодексе Российской Федерации, Семейном кодексе Российской Федерации, федеральных и республиканских законах: "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации", "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов в Российской Федерации", "О государственной социальной помощи", "О социальном обслуживании населения в Республике Саха (Якутия)". По социальной поддержке в санаторном лечении ветеранов тыла и ветеранов труда также приняты и действуют ряд правительственных постановлений по мерам социальной поддержки пожилых людей.

В результате реализации законов и постановлений в республике созданы условия для развития социальных и медицинских услуг, принимаются меры по улучшению жилищных условий пожилых людей, разработаны меры по улучшению лекарственного обеспечения.

Показатели по социальному и медицинскому обслуживанию пожилых людей


Показатели

Единица измерения

2008 г .

2009 г .

2010 г .

Обеспечение стационарными учреждениями

чел.

2464

2464

2464

Обеспечение социальным обслуживанием на дому

чел.

4378

4141

4781

Обеспечение лечением пожилых граждан в Гериатрическом центре

чел.

2163

2293

2376

Обеспечение льготными лекарственными препаратами и медицинскими средствами

тыс.руб.

28014,7

37951,4

36988,6

Обеспечение санаторным лечением ветеранов тыла и труда

чел.

2024

1526

1584

Количество учреждений социального обслуживания, подведомственных Министерству труда и социального развития Республики Саха (Якутия)

кол-во

118

108

106

В Республике Саха (Якутия) сегодня функционируют 23 дома-интерната для пожилых граждан и инвалидов (общего типа - 17, психоневрологические - 5, для девиантной группы - 1), 4 комплексных центра для социального обслуживания населения (далее - КЦСОН), 2 центра социально-бытового обслуживания (далее - ЦСБО), 38 отделений социального обслуживания на дому, в 2010 году введено в эксплуатацию учреждение нового типа - 72-квартирный специальный дом для социального обслуживания населения в г. Якутске.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»