Недействующий

ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 10 июня 2000 года N 317

О РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ, ВОСПИТАНИЕ И ПРОСВЕЩЕНИЕ НАСЕЛЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)"

УТРАТИЛО СИЛУ - истечение срока действия

В соответствии с Государственной экологической политикой Президента Республики Саха (Якутия) на переходный период и в целях реализации Указа Президента Республики Саха (Якутия) от 28.12.99 N 932 "О дополнительных мерах по завершению создания республиканской системы особо охраняемых природных территорий - Ытык Кэрэ Сирдэр" Правительство Республики Саха (Якутия) постановляет:

1. Утвердить прилагаемую республиканскую целевую программу "Экологическое образование, воспитание и просвещение населения Республики Саха (Якутия)" (далее именуется - Программа).

2. Утвердить Министерство охраны природы Республики Саха (Якутия) государственным заказчиком - координатором Программы.

3. Министерству экономики и прогнозирования Республики Саха (Якутия), Министерству финансов Республики Саха (Якутия) при формировании Государственного бюджета Республики Саха (Якутия), начиная с 2001 года, предусмотреть выделение средств на реализацию Программы.

4. Контроль за выполнением Программы возложить на Министерство охраны природы Республики Саха (Якутия).

Председатель Правительства

Республики Саха (Якутия)

В.ВЛАСОВ

Утверждена
постановлением Правительства
Республики Саха (Якутия)
от 10 июня 2000 г. N 317

РЕСПУБЛИКАНСКАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ, ВОСПИТАНИЕ И ПРОСВЕЩЕНИЕ НАСЕЛЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)"

I. ПАСПОРТ РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ, ВОСПИТАНИЕ И ПРОСВЕЩЕНИЕ НАСЕЛЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)"


N
  п/п

Показатели

Содержание  показателей

1

2

3

1.

Наименование

Республиканская  целевая программа "Экологическое образование, воспитание и просвещение  населения Республики Саха (Якутия)" (ЭОВиП)

2.

Основание для  разработки

Закон Российской  Федерации "Об охране окружающей природной среды" от 19.12.91 (ст. 73)   Закон Российской  Федерации "О государственном регулировании образования в области  экологии" от 17.12.98 Закон Якутской-Саха ССР "Об охране  природы" от 17.10.91 (ст. 23)  Указ Президента РФ  от 04.02.94 N 236 "О государственной стратегии РФ по ООС" Постановление  Правительства РФ от 03.11.94 N 1208 "О мерах по улучшению экологического  образования населения"  Распоряжение  Правительства РС(Я) от 09.12.94 N 1327-р "О системе непрерывного  экологического образования и воспитания"  Концепция  непрерывного всеобщего экологического образования и воспитания (утверждена  совместной коллегией Министерства охраны природы, Министерства образования,  Госкомнауки РС(Я), пр. N 2 от 04.05.95).
  Указы Президента РС(Я) от 31.12.98 N 654, от 28.12.99 N 932

3.

Государственный
  заказчик-координатор

Министерство  охраны природы Республики Саха
  (Якутия)

4.

Основные
  разработчики

Министерство  охраны природы, Министерство образования, Департамент по высшей школе и науке  при Правительстве РС(Я), Якутский государственный университет

5.

Цель

Создание системы  всеобщего непрерывного экологи-ческого образования, воспитания и просвещения  населения, обеспечивающей возрождение духовнос-ти, формирование у населения  экологического сознания и экологической культуры поведения. Формирование  высокого уровня культуры природопользования.

6.

Задачи

Формирование  законодательных, нормативно - пра-вовых, организационных, научно -  методических, информационных компонентов системы всеобщего непрерывного  экологического образования, воспитания и просвещения населения.
  Развитие у населения системы адекватных экологи-ческих представлений,  формирование гуманного отношения к природе, освоение населением экологически  безопасных технологий природопользования.  Формирование  здорового образа жизни у населения.

7.

Сроки и этапы

1999-2005  г.г.:
  Первый этап: 1999 - 2000 г.г.
  Второй этап: 2001 - 2003 г.г.
  Третий этап: 2003 - 2005 г.г.

8.

Направления  реализации Программы и подпрограмм

1.  Нормативно-правовое обеспечение
  2. Организация системы управления всеобщим
  непрерывным ЭОВиП населения
  3. Информационное обеспечение
  4. Научно-методическое обеспечение
  5. Кадровое обеспечение
  6. Развитие форм и методов ЭОВиП и развитие сети общественных экологических  объединений  7. Международное  сотрудничество в области ЭОВиП 8. Подпрограмма "Экологическая литература  для населения"
  9. Подпрограмма "Экологические традиции народов республики. Возрождение  почитаемых населением священных мест (Ытык Сирдэр)"
  10. Подпрограмма "Организация сети общественного экологического  мониторинга (СОЭМ) за состоянием окружающей природной среды".

9.

Исполнители

Учебно-методические,  образовательные и научные организации министерств и ведомств Республики Саха  (Якутия), Якутский государственный университет, Якут ский научный центр СО  РАН, Академия наук РС(Я), государственные и общественные экологические  организации.

10.

Объемы и
   источники
  финансирования

Общие затраты на  реализацию Программы:
  На I этап предусмотрено 4705,0 тыс. рублей,
  из них мероприятия на сумму 3660,0 тыс. рублей (п.п. 2.3.3;
2.4.1;
2.4.2;
 2.4.3;2.4.4;
2.4.5;
2.4.6;
2.4.7;
3.2;
3.4;
3.5.1) уже реализуются на  средства благотворительных экологических фон-дов, грантовых программ,  внебюджетных средств. II этап (2001 - 2003 г.г.) - 8722,0 тыс. рублей (из  республиканского бюджета - 5883,0 тыс. рублей).
  III этап (2003 - 2005 г.г.) - 4010,0 тыс. рублей (из республиканского бюджета  - 2270,0 тыс. рублей).
  На весь период (1999 - 2005 г.г.) - 17437,0 тыс. рублей, из них из республиканского  бюджета - 8153,0 тыс. рублей.

11.

Ожидаемые
  результаты

Реализация  мероприятий Программы предусматривает создание условий для максимального  воздействия на общественное сознание в целях достижения высо кого уровня  экологической культуры населения Республики Саха (Якутия) как одного из  основных условий перехода на модель устойчивого развития.  Реализация  Программы приведет к грамотному рацио нальному природопользованию,  оптимизации состоя-ния природной среды. Высокая экологическая куль-тура  населения и применение экологически безо-пасных технологий позволят снизить  потенциальный ущерб природным экосистемам и минимизировать затраты на  восстановление нарушений природной среды. Формирование здорового образа жизни  обеспечит повышение продолжительности жизни и трудоспособности населения  республики. Программа объединит усилия республиканских министерств и ведомств  в консолидации финансовых ресурсов для развития экологического образования,  воспитания и просвещения населения, и повысит отдачу инвестируемых в  экологическое образование бюджетных средств.

12.

Система
  организации
  контроля

Контроль за  реализацией Программы возлагается на Министерство охраны природы Республики  Саха (Якутия).

1. ОБОСНОВАНИЕ И ОСНОВОПОЛАГАЮЩИЕ ПРИНЦИПЫ ПРОГРАММЫ


Нарастание негативных тенденций в экологической ситуации республики и обеспокоенность населения неблагополучным экологическим состоянием отдельных регионов явились основой для утверждения Президентом Республики Саха (Якутия) Государственной экологической политики на переходный период (апрель, 1996 г.). Суть Государственной экологической политики - достижение экологически безопасного и устойчивого развития республики. В свою очередь устойчивое развитие республики не может быть достигнуто без формирования нового общественного экологического сознания, которое обеспечивало бы приоритетность экологической безопасности при решении социально-экономических проблем общества. Кроме того, реализация закрепленных Конституцией РФ и Конституцией РС(Я) прав человека на благоприятную среду требует неукоснительного выполнения каждым гражданином обязанностей по сохранению окружающей среды. Поэтому одним из приоритетов Государственной экологической политики является экологическое образование, воспитание и просвещение населения республики как способ достижения высокой экологической культуры каждым гражданином республики.

Значение экологического образования для судьбы Планеты в целом подчеркнуто в основополагающем документе устойчивого развития всего мирового сообщества "Повестка дня на XXI век" - Программы действий, принятой Конференцией ООН по окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро, 1992 г.). С этого момента страны-члены ООН стали включать в свои системы образования программы экологического воспитания и просвещения. Сегодня население многих стран Европы, Америки и Азии уже обладает высокой экологической культурой, что дает этим странам возможность на практике реализовывать принципы устойчивого развития.

Дальнейшее развитие республики будет зависеть от будущих поколений, основным требованием к которым должно быть гармоничное сочетание всестороннего образования с высокой экологической культурой. Реализация Государственной экологической политики Республики Саха (Якутия) в первую очередь направлена на воспитание нового Человека - Гражданина, обладающего высоким интеллектуальным потенциалом и экологической культурой. Воспитать будущие поколения, обладающие такими качествами, можно через систему всеобщего непрерывного экологического образования, воспитания и просвещения (ЭОВиП) населения республики.

Основанием для разработки программы являются ранее принятые нормативно-правовые документы:

Закон РФ "Об охране окружающей природной среды" (1991 г.)

Закон "Об охране природы в Якутской Саха ССР" (1991 г.)

Указ Президента РФ N 236 "О государственной стратегии РФ по охране окружающей среды" (1994 г.)

Постановление Правительства РФ N 1208 "О мерах по улучшению экологического образования населения" (1994 г.)

Распоряжение Правительства РС(Я) N 1327-р "О системе непрерывного экологического образования и воспитания" (1994 г.)

Концепция непрерывного всеобщего экологического образования и воспитания (утверждена совместной коллегией Министерства охраны природы, Министерства образования, Госкомнауки РС(Я), пр. N 2, 1995 г.)

Государственная экологическая политика Президента РС(Я) на переходный период (1996 г.)

Закон РФ "О государственном регулировании образования в области экологии" (1998 г.)

Указы Президента РС (Я) N 654 от 31.12.98 и N 932 от 28.12.99.

Экологическое образование, воспитание и просвещение населения республики, соответствующее современным требованиям, основывается на следующих положениях:

несмотря на то, что Человек обладает исключительными особенностями (разум, культура, образование и т.д.), он остается всего лишь одним из многих видов, включенных в глобальную экосистему и полностью зависящих от состояния окружающей среды;

любая деятельность имеет определенные, не всегда четко прогнозируемые экологические последствия, что налагает на нее соответствующие ограничения ("экологический императив");

возрождение духовности и благородных экологических традиций циркумполярных цивилизаций, формирование на их основе у населения Республики Саха (Якутия) экологического менталитета;

использование высших достижений человечества в области технологий и управления природопользованием;

осознание активного личного участия в сохранении благоприятной среды обитания;

соответствие принятым международным сообществом нормам поведения и сосуществования народов планеты.

Руководящие принципы ЭОВиП:

государственная ответственность за полномасштабную реализацию, организационную и финансовую поддержку развития ЭОВиП;

приоритетность целей ЭОВиП в системе образования;

эффективное сотрудничество государственных органов, коммерческих и общественных структур и граждан в области осуществления политики и практики ЭОВиП населения;

всеобщность ЭОВиП (обеспечение обучения и просвещения всех социальных и возрастных групп населения);

непрерывность ЭОВиП (охват населения всех возрастов с учетом социального положения, общего образовательного уровня, места проживания и характера занятий граждан республики);

комплексность (развитие междисциплинарных областей знаний и экологизация других дисциплин);

регионализация прикладной компоненты для применения на практике получаемых знаний с учетом местных природных, производственных и социальных особенностей;

практическая направленность приобретаемых знаний в части реализации их в повседневной жизни, выработке соответствующих навыков и стереотипов природоохранного поведения;

социальность экологических знаний, затрагивающих сферу личного поведения, а также ответственность нынешнего поколения перед будущими поколениями.

2. ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ И ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ


Целью Программы является создание системы всеобщего непрерывного экологического образования, воспитания и просвещения населения, обеспечивающей возрождение духовности, формирование у населения экологического сознания и экологической культуры поведения, а также высокого уровня культуры природопользования.

В основные задачи Программы входят:

создание условий для получения комплексного экологического образования всеми слоями населения республики;

формирование высокой экологической культуры населения республики;

возрождение экологических традиций народов республики;

создание нормативно-правовых, организационных, научно - методических и информационных компонентов системы ЭОВиП.

Реализация Программы предусматривается на период с 1999 по 2005 год в три этапа. На первом этапе (1999-2000 г.г.) предполагается отдать приоритет созданию нормативно-правового обеспечения и материально-технической базы организационной системы управления и информационной поддержки ЭОВиП населения. На втором этапе (2001-2003 г.г.) приоритет будет отдан более активному развитию учебно-методического обеспечения системы всеобщего непрерывного ЭОВиП населения республики. На третьем этапе (2003-2005 г.г.) - завершение формирования государственной системы ЭОВиП.

3. НАПРАВЛЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ И ПОДПРОГРАММ


3.1. Нормативно-правовое обеспечение

Предполагается разработать и утвердить основные нормативные документы, определяющие организационные основы и условия функционирования системы экологического образования. В качестве таких мер можно выделить разработку:

проектов республиканских законодательных актов и поправок к действующим законодательным актам в целях приведения их в соответствие с государственной политикой в области экологического образования;

пакета нормативных документов по обеспечению системы экологического образования;

нормативов и образовательных региональных стандартов с определением минимума экологических знаний для всех уровней образования;

порядка лицензирования, аккредитации и сертификации учебных заведений и других организаций, занимающихся экологическим образованием;

пакета нормативно-методических документов, регламентирующих экономический механизм стимулирования и формы поддержки экологического образования.

3.2. Организация системы управления

Организационно-техническое и методологическое обеспечение системы ЭОВиП, создание действенного механизма ее управления, формирование новой и развитие существующей материально-технической базы государственных и неправительственных структур, занимающихся ЭОВиП, требует государственного регулирования и специального финансирования. В рамках Программы, через создание организационно - технической структуры появляется возможность значительного повышения эффективности управления ЭОВиП с рациональным использованием финансовых средств.

Учитывая необходимость согласования подходов к реализации Программы по содержанию, уровню, правовому, материальному, техническому и информационному обеспечению, планируется формирование организационной инфраструктуры, предусматривающей:

организацию координационного межведомственного республиканского органа по обеспечению ЭОВиП населения;

создание в улусах типовых моделей системы ЭОВиП, учитывающих экологические реалии и проблемы территорий;

организацию эколого-просветительских центров на особо охраняемых природных территориях республиканской системы Ытык Кэрэ Сирдэр;

организацию республиканской сети школьного экологического мониторинга за состоянием окружающей среды с интеграцией в аналогичную сеть образовательных учреждений стран Северного Форума;

создание республиканской сети детских природных парков на основе детского самоуправления;

возрождение духовности, благородных экологических традиций народов Республики Саха (Якутия) с использованием национальных обрядов, ритуалов, издавна почитаемых священных мест - Ытык Сирдэр при формировании новой экологической культуры у населения;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»