Недействующий

ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 29 февраля 2000 года N 296-р

О ПРОГРАММЕ РАЗВИТИЯ ИНФОРМАЦИОННО-КОНСУЛЬТАЦИОННОЙ СЛУЖБЫ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА И ВНЕДРЕНИЯ ИННОВАЦИОННЫХ РАЗРАБОТОК

УТРАТИЛО СИЛУ - истечение срока действия

Во исполнение Указа Президента Республики Саха (Якутия) от 30 июня 1999 года N 800 "Об обеспечении доступа предприятий, организаций и населения Республики Саха (Якутия) к современным информационным системам", распоряжения Президента Республики Саха (Якутия) от 8 сентября 1999 года N 250-РП "О централизованном обеспечении органов государственного управления Республики Саха (Якутия) современной оргтехникой и оборудованием", распоряжения Правительства Республики Саха (Якутия) от 21 августа 1999 года N 1060-р "О создании Информационно-консультационной службы при Министерстве сельского хозяйства и заготовок Республики Саха (Якутия)" и распоряжения Правительства Республики Саха (Якутия) от 26 октября 1999 года N 1450-р "О мерах по обеспечению сельских товаропроизводителей экономической и финансовой информацией":

1. Утвердить прилагаемую Программу развития информационно - консультационной службы агропромышленного комплекса и внедрения инновационных разработок.

2. Назначить генеральным исполнителем Программы развития информационно-консультационной службы агропромышленного комплекса и внедрения инновационных разработок государственное учреждение "Информационно-консультационная служба при Министерстве сельского хозяйства и заготовок Республики Саха (Якутия)".

3. Министерству сельского хозяйства и заготовок Республики Саха (Якутия), главам администраций улусов и городов обеспечить информационно-консультационное обслуживание сельских товаропроизводителей на базе улусных управлений сельского хозяйства.

4. Министерству финансов Республики Саха (Якутия) (Кугаевский А.А.) обеспечить финансирование Программы на 2000 год в сумме 8000 тыс. рублей за счет раздела 0800 "Сельское хозяйство и рыболовство".

5. Контроль за исполнением настоящего распоряжения возложить на первого заместителя Председателя Правительства Республики Саха (Якутия) Долинина И.И.

И.о. Председателя Правительства

Республики Саха (Якутия)

А.АКИМОВ

Утверждена
распоряжением Правительства
Республики Саха (Якутия)
от 29 февраля 2000 г. N 296-р

ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ ИНФОРМАЦИОННО-КОНСУЛЬТАЦИОННОЙ СЛУЖБЫ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА И ВНЕДРЕНИЯ ИННОВАЦИОННЫХ РАЗРАБОТОК

ПАСПОРТ


1

Наименование Программы

Республиканская целевая  программа развития информационно-консультационной службы АПК и внедрения инновационных  разработок

2

Государственный заказ-
  чик

Министерство сельского  хозяйства и заготовок Республики Саха (Якутия)

3

Основные разработчики
  Программы

Информационно-консультационная  служба АПК при Министерстве сельского хозяйства и заготовок Республики Саха (Якутия)

4

Цели и задачи Программы

Развитие конкурентоспособности  аграрного сектора посредством оказания содействия сельским товаропроизводителям  в принятии ими обоснованных экономических решений.  Создание и внедрение  инфраструктуры инфор-мационно-консультационной службы как взаим-освязанной части  республиканской инфрастр-уктуры МСХиЗ на основе новейших информационных и телекоммуникационных  технологий. Создание информационной базы для обеспече-ния потребностей сельских  товаропроизводителей  Создание на основе  существующих общеобразо-вательных и административных структур АПК системы консультационной  деятельности.  Создание системы инновационно-инвестиционн-ой  деятельности предприятий и структур АПК.  Создание деятельной  и востребованной мониторинговой системы АПК.  Создание маркетинговой  системы АПК.

5

Сроки и этапы реализа-
  ции Программы

2000 год.

6

Перечень основных
  мероприятий

Расширение информационной  инфраструктуры Министерства сельского хозяйства и загото-вок и информационно-консультационной  службы.  Создание систем консультационной,  маркетин-говой и мониторинговой деятельности.

7

Исполнитель основных
  мероприятий

Расширение информационно-консультационная  служба АПК при Министерстве сельского хозя-йства и заготовок Республики Саха  (Якутия).

8

Объемы и источники
  финансирования

Республиканский бюджет  2000 года.

9

Ожидаемые результаты
  реализации Программы

Создание системы предоставления  информацио-нно-консультационных услуг сельскохозяйст-венным организациям, предприятиям,  хозяйствам и населению.  Создание посредством  информационных технологий экономической модели АПК для принятия обоснованных решений  и привлечения в республику российских и зарубежных инвестиций.

10

Контроль и исполнение
  Программы

Контроль за ходом выполнения  Программы осу-ществляют Министерство сельского хозяйства и заготовок Республики  Саха (Якутия) и Министерство финансов Республики Саха (Якутия).

ВВЕДЕНИЕ


В ходе осуществления рыночных реформ в аграрном секторе экономики за последние годы был реализован ряд мероприятий, повлекших за собой разрушение командно-административной системы управления.

Во-первых, была проведена крупномасштабная программа по приватизации, которая ослабила сильное до этого влияние государства на национальную экономику сельского хозяйства. В аграрном секторе этот процесс привел к появлению разнообразных организационных форм, вследствие чего бывшие колхозы и совхозы были преобразованы в акционерные общества, появились частные фермы и фермерские ассоциации. В новых социально-экономических условиях перед сельскими товаропроизводителями стали новые задачи, в отличие от тех, которые были при вертикальной системе управления отраслью. Теперь сельские товаропроизводители должны учиться принимать огромное количество решений самостоятельно.

Во-вторых, либерализация экономики фундаментально переменила систему фиксированных закупочных цен, существовавшую в советское время. Поэтому в условиях свободных цен сельским товаропроизводителям необходимо самим изучать рынки ресурсов и готовой продукции и адаптировать свое производством к изменению внешних факторов.

В-третьих, почти полностью была разрушена государственная информационная система, и сельские товаропроизводители сегодня оказались в информационном вакууме.

Эти и другие радикальные изменения обусловили необходимость поиска новых форм организации взаимодействия между участниками воспроизводственного процесса в АПК. Одна из таких форм - информационно-консультационная служба (ИКС) для сельских товаропроизводителей. Как показывает международный опыт, именно информационно-консультационная служба способна взять на себя выполнение многих утерянных органами управления функций и привести к позитивным сдвигам в секторе.

ИКС - это такая служба, которая обеспечивает товаропроизводителей информацией, повышает уровень их знаний для выбора решений, способствующих успешному ведению производства.

ИКС помогает анализировать проблемы, повышать ответственность за принимаемые решения.

ИКС работает как трансформирующий орган, переводя результаты науки с языка ученого на язык практика.

ИКС ориентирует науку на выбор актуальной научной работы.

Таким образом, сегодня информационно-консультационная служба приобретает огромное значение для развития сельского хозяйства Республики Саха (Якутия), как и во многих регионах Российской Федерации.

В аграрном секторе экономики республики изменения в последние годы не прошли бесследно, необходимо констатировать, что большая часть сельскохозяйственной продукции производится в частном секторе. Но эффективной комплексной государственной поддержки и государственного регулирования товарного сельскохозяйственного производства не осуществлялось.

С 1999 года в республике принят ряд конкретных мер в этом направлении. На основании Указа Президента Республики Саха (Якутия) от 15.02.99 N 688 "О развитии скороспелых отраслей сельского хозяйства для увеличения доходности семьи" частному сектору передано на возвратной основе цыплят - 201227, поросят - 10017, гусят - 31844, коз - 200 и кроликов - 876 штук. В связи с этим в Министерство сельского хозяйства и заготовок РС(Я) поступают заявки от участников данного проекта на оказание консультационной помощи и создание Базы данных о сельских семьях, занятых в сельскохозяйственном производстве для их учета и отчетности по возврату кредитных ресурсов.

Правительственным распоряжением некоторые вопросы государственного регулирования АПК республики переданы в ведение администраций улусов и городов. Улусные и городские управления сельского хозяйства находятся в административном и оперативном подчинении глав администраций улусов и городов. Таким образом, децентрализация управления АПК республики обуславливает создание централизованной службы, специализирующей на информационном и консультационном обеспечении сельских товаропроизводителей по всем аспектам ведения сельскохозяйственного производства.

Создание и развитие жизнеспособной службы требует формирования соответствующей инфраструктуры. Инфраструктура - это комплекс предприятий и организаций, служб и принадлежащего им имущества, обеспечивающих эффективное функционирование при рыночных отношениях.

В аграрном секторе участвуют хозяйствующие субъекты, прежде всего предприятия сельского хозяйства перерабатывающих, обслуживающих отраслей различных форм хозяйствования, и население. Приоритетным направлением в аграрном секторе является продукция сельхозтоваропроизводителей, которая представляет собой продовольствие для населения и сырье для перерабатывающих отраслей, продукция перерабатывающих отраслей, которая в свою очередь является товаром для реализации через торговые точки (магазины, базы, оптовые и розничные рынки). Увеличение объема продукции сельхозтоваропроизводителей зависит от многих независимых друг от друга факторов. Одним из существенных факторов развития является развитая инфраструктура.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ


Основной целью информационно-консультационной службы (ИКС) является развитие конкурентоспособности аграрного сектора посредством оказания содействия сельским товаропроизводителям в принятии ими обоснованных экономических решений. Создание технической инфраструктуры АПК, внедрение новых информационных технологий на всех уровнях хозяйствования и управления сельским хозяйством, способствующих повышению эффективности управления Министерства сельского хозяйства и заготовок Республики Саха (Якутия).

Для решения поставленной цели необходимо решить следующие первоочередные задачи:

1. Создание и внедрение инфраструктуры информационно - консультационной службы как взаимосвязанной части республиканской инфраструктуры Министерства сельского хозяйства и заготовок и научно-исследовательских учреждений на основе новейших информационных и телекоммуникационных технологий.

2. Создание информационной базы для обеспечения потребностей сельских товаропроизводителей, перерабатывающих и обслуживающих структур АПК и других партнеров по агробизнесу всех форм хозяйствования. Системы информирования хозяйствующих субъектов АПК и населения, используя все средства и виды доведения информации.

3. Создание на основе существующих общеобразовательных и административных структур АПК систему консультационной деятельности, нормативной и правовой базы функционирования этой системы.

4. Создание системы инновационно-инвестиционной деятельности предприятий и структур АПК.

5. Создание деятельной и востребованной мониторинговой системы АПК.

6. Создание маркетинговой системы АПК.

7. Создание технической базы функционирования единого информационного пространства АПК.

8. Организация оказания технического обеспечения для сельских товаропроизводителей.

9. Внедрение современных компьютерных сетевых средств связи и их дальнейшее комплексное техническое сопровождение.

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОГРАММЫ


Предпосылки:

1. Существует и развивается информационная инфраструктура Министерства сельского хозяйства и заготовок Республики Саха (Якутия) с достаточным парком компьютерной и телекоммуникационной техники.

2. Работают подготовленные пользователи-специалисты, технология обучения специалистов отработана.

3. В республике существует устойчивая телекоммуникационная система связи с выходом в международную сеть Интернет.

4. Накоплен большой информационный материал по правовой, научной и технологической информации по всем формам хозяйствования в сельском хозяйстве в условиях Крайнего Севера.

5. Созданы структуры по распространению разнообразной информации. Существование и развитие информационно - консультационной службы регламентировано следующими федеральными и республиканскими нормативными актами:

постановление Правительства Российской Федерации от 18 июня 1994 года N 697 "О подписании Соглашения между Российской Федерацией и Международными банком реконструкции и развития о займе для финансирования проекта по поддержке осуществления реформ в сельском хозяйстве". Этим постановлением Правительства Российской Федерации принято предложение Минсельхозпрода России о подписании Соглашения между Российской Федерацией и МБРР о займе в сумме 240 млн. долларов США для финансирования Проекта по поддержке осуществления реформ в сельском хозяйстве;

постановление Правительства Российской Федерации от 14 октября 1994 года N 1 160 "Об утверждении Соглашения между Российской Федерацией и Международным банком реконструкции и развития о займе для финансирования проекта по поддержке осуществления реформ в сельском хозяйстве";

постановление Правительства Российской Федерации от 27 декабря 1994 года N 1429 "О создании Межведомственной комиссии по координации реализации Проекта по поддержке осуществления реформ в сельском хозяйстве";

приказ Минсельхозпрода России от 27 февраля 1998 года N 107 "О переводе Головного информационно-консультационного центра в состав Российской академии менеджмента и агробизнеса";

приказ Минсельхозпрода России от 30 апреля 1998 года "О переименовании Консультативного комитета информационно - консультационной службы". Консультативный комитет ИКС переименован в Совет информационно-консультационной службы АПК, утверждены состав Совета и Положение о Совете. Функции исполнительного органа Совета возложены на отдел информационно-консультационного обеспечения АПК Департамента науки и технического прогресса, техническое обеспечение - на ГИКЦ, финансовое - на Группу реализации проекта АРИС;

приказ Минсельхозпрода России от 22 июня 1998 года N 380 "О дальнейшем развитии информационно-консультационной службы в системе АПК". Издан в целях создания организационно-экономических условий и юридических основ формирования и развития ИКС для сельских товаропроизводителей во исполнение совместного постановления коллегии Минсельхозпрода России и президиума Россельхозакадемии от 20 марта 1998 г. N 1-2/3 "О научном обеспечении АПК и совершенствовании механизма распространения новых технологий" и рекомендации Всероссийской конференции от 23 апреля 1998 г. "Опыт и проблемы функционирования ИКС АПК России". Приказом соответствующие департаменты и ГИКЦ обязаны разработать Проект федеральной программы развития ИКС для сельских товаропроизводителей, предусматривающей ее организационно-правовой статус и многоуровневую систему финансирования. На Департамент науки возложены функции контроля за распределением и использованием бюджетных и кредитных ресурсов, выделяемых для ИКС. Приказом регламентируется обучение кадров ИКС, в том числе включение в программы обучения образовательных учреждений специального курса "Основы организации и функционирования ИКС";

распоряжение Правительства Республики Саха (Якутия) от 21 августа 1999 года N 1060-р "О создании Информационно - консультационной службы при Министерстве сельского хозяйства и заготовок Республики Саха (Якутия)", где указаны конкретные источники финансирования из республиканского бюджета и сроки предоставления, правовой статус республиканского информационно-консультационной службы.

ПРОГРАММНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ


1. Создание и расширение информационно-консультационной

службы и создание инженерно-технической инфраструктуры

Расширение информационной инфраструктуры состоит из следующих компонентов: городская инфраструктура (подведомственные предприятия и организации), межулусная инфраструктура (администрации улусов и филиалы подведомственных структур Министерства сельского хозяйства и заготовок) и республиканская с охватом наслегов (по мере готовности улусов). Основные расходы предполагаются на оснащение и обновление техническими и телекоммуникационными средствами как самой информационно - консультационной службы, так и филиалов в улусах, по основным принимаемым программам развития МСХиЗ (программа развития сети зерноводческих хозяйств, программа развития семейной экономики, программа переработки...).

Создание инфраструктуры информационно-консультационной службы будет развиваться под непосредственным контролем Министерства сельского хозяйства и заготовок, с учетом и участием развития инфраструктур крупных подведомственных подразделений МСХиЗ (Департамент ветеринарии, Департамент животноводства, ЯНИИСХ, ФАПК "Туймаада", концерн "Сахабулт", ФАПК "Якутия" и др.).

Приобретение будет осуществляться на тендерной основе от ведущих фирм-поставщиков компьютерной техники.

N
  п/п

Статьи расходов

Потребность
  (тыс. рублей)

Выделено
  (тыс. рублей)

Примечание

Техническое оснащение:

1

Компьютеры, принтеры  и др. периферийные устройства

1700

400

2

Копировальная техника

700

300

3

Инженерно-техническое  обслуживание

1600

550

4

Телекоммуникационные  средства

180

80

5

Приобретение комплектую-щих,  расходных материалов

400

220

6

Программное обеспечение

150

50

7

Компьютерные аксессуары

100

30

8

Средства аудио- видео

200

50

9

Спецлитература и периодические  издания

80

40

Телекоммуникационные  расходы

300

130

Аренда помещений

110

70

Обучение специалистов

240

80

Всего:

5760

2000

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»