ПРЕЗИДЕНТ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)
УКАЗ
от 26 декабря 2009 года N 1780
О республиканской целевой программе "Профилактика правонарушений в Республике Саха (Якутия) на 2009-2011 годы"
Во исполнение Закона Республики Саха (Якутия) от 17.06.2009 709-З N 289-IV "О республиканских целевых программах Республики Саха (Якутия)" постановляю:
1. Утвердить республиканскую целевую программу "Профилактика правонарушений в Республике Саха (Якутия) на 2009-2011 годы" (далее - Программа) согласно приложению.
2. Определить государственным заказчиком - координатором Программы Министерство внутренних дел по Республике Саха (Якутия)
3. Контроль исполнения настоящего Указа возложить на Председателя Правительства Республики Саха (Якутия) Борисова Е.А.
4. Опубликовать настоящий Указ в официальных средствах массовой информации Республики Саха (Якутия).
5. Настоящий Указ вступает в силу со дня его подписания.
Президент Республики Саха (Якутия)
В. Штыров
Республиканская целевая программа "Профилактика правонарушений в Республике Саха (Якутия) на 2009-2011 годы"
Наименование | Республиканская целевая программа "Профилактика правонарушений в Республике Саха (Якутия) на 2009-2011 годы" |
Дата принятия решения о разработке программы, дата ее утверждения (наименование и номер соответствующего нормативного акта) | Поручения Президента Российской Федерации N Пр-1564 от 26.06.2005; |
Государственный | Государственный заказчик - Правительство Республики Саха (Якутия) |
Основной разработчик программы | Министерство внутренних дел по Республике Саха (Якутия) |
Цель Программы | Совершенствование методов профилактики правонарушений, снижение уровня преступлений и правонарушений, обеспечение безопасности граждан на территории республики. |
Сроки и этапы | Программные мероприятия реализуются в течение 2009-2011 годов: |
Перечень основных | Профилактика рецидивной преступности у лиц, отбывших наказание в виде лишения свободы; |
Объем и источники | Общий объем финансирования, необходимый для реализации программных мероприятий, составляет 55 657,5 тыс. рублей, в том числе: |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы | Улучшение криминальной обстановки в Республике Саха (Якутия) |
Перечень индикаторов эффективности мероприятий программы | Индикатор первого уровня: |
Система организации контроля за исполнением Программы | Управление реализацией Программы и текущий контроль за исполнением мероприятий осуществляет Министерство внутренних дел по Республике Саха (Якутия) - координатор Программы совместно с Министерством экономического развития Республики Саха (Якутия) и с участием Министерства финансов Республики Саха (Якутия). |
I. Содержание проблемы и обоснование необходимости
ее решения программными методами
Понимание преступности как социально негативного явления предполагает соответствующую стратегию ее предупреждения, главным направлением которого является воздействие на причины, ее порождающие.
Являясь особым видом деятельности в области социального управления, профилактика направлена на совершенствование общественных отношений и обеспечение комплексных мер противодействия правонарушениям.
Разработка республиканской целевой программы профилактики правонарушений вызвана необходимостью выработки на государственном уровне системного, комплексного подхода к решению проблемы профилактики правонарушений.
Сложившаяся в современном обществе криминальная ситуация наглядно демонстрирует нарастание общественной опасности преступности, выражающейся в усилении ее тяжести, жестокости, организованности, профессионализма, значительном ухудшении социальных последствий, росте количества жертв насильственных преступлений, существенном материальном ущербе от экономических преступлений. Предпринимаемые государством меры борьбы с преступностью позволяют сдерживать рост количества регистрируемых преступлений. Вместе с тем, реальная картина преступности (с учетом ее латентной части) свидетельствует о явно недостаточных усилиях правоохранительных и иных государственных органов, да и всего общества по сдерживанию криминальных проявлений. Это во многом обусловлено существенными упущениями в проведении работы по предупреждению преступлений.
Анализируя оперативную обстановку с 2006 года, можно отметить, что криминальная ситуация в Республике Саха (Якутия) в целом стабилизировалась. В 2008 году зарегистрировано около 21 тыс. преступлений, что меньше на 10%, чем за 2007 год и на 14%, чем за 2006 год.
Вместе с тем, в 2008 году в сравнении с показателями 2007 года:
увеличилось на 1,3% количество умышленных причинений тяжкого вреда здоровью;
возросло количество совершенных в общественных местах умышленных убийств на 25%, разбойных нападений - на 13,2%, хищений чужого имущества - на 1,7%;
увеличилась до 16,9% доля преступлений, совершенных лицами, ранее совершавшими преступления;
на 3,1% больше преступлений совершено лицами, не имеющими постоянного источника доходов;
количество преступлений, совершенных иностранными гражданами, увеличилось на 67,2%;
на 7,7% меньше выявлено преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков.
Принятие Программы и ее последующая реализация позволят улучшить данные показатели и укрепить достигнутые позиции по улучшению криминогенной обстановки в Республике Саха (Якутия).
Важно отметить, что в Республике Саха (Якутия) органами исполнительной и законодательной власти, заинтересованными министерствами и ведомствами ведется планомерная работа по разработке нормативно-правовых актов, направленных на создание правовой основы государственной политики по борьбе с преступностью, предупреждению и профилактике преступлений и правонарушений, устранению причин и условий, способствующих их совершению.
Следующим важным этапом создания государственной системы профилактики правонарушений должна стать выработка механизма практической реализации принятых нормативно-правовых актов.
Вместе с тем, эффективная деятельность органов внутренних дел, в частности участковых уполномоченных милиции, невозможна без надлежащего материально-технического обеспечения, принятия мер по социальной защищенности сотрудников милиции.
Программа содержит стратегию органов исполнительной и законодательной власти, заинтересованных министерств и ведомств по созданию многоуровневой системы профилактики правонарушений и конкретные меры, обеспечивающие достижение целей и решение основных задач Программы.
Республиканская целевая программа "Профилактика правонарушений в Республике Саха (Якутия) на 2009-2011 годы" направлена на реализацию Федерального закона от 18.04.1991 N 1026-I "О милиции", Федерального закона от 24.06.1999 N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", Закона Республики Саха (Якутия) от 15.06.2005 243-З N 493-III "О профилактике правонарушений в Республике Саха (Якутия)", Закона Республики Саха (Якутия) от 25.12.2003 109-З N 221-III "О профилактике злоупотребления алкогольной продукцией в Республике Саха (Якутия)", Закона Республики Саха (Якутия) от 03.12.1996 З N 145-I "Об участии населения в охране правопорядка", Закона Республики Саха (Якутия) от 13.07.2005 260-З N 527-III "О добровольных народных дружинах по охране общественного порядка в Республике Саха (Якутия)", Закона Республики Саха (Якутия) от 22.10.1998 З N 41-II "Об участковом уполномоченном милиции Республики Саха (Якутия)", составляющих правовую основу государственной политики по предупреждению и профилактике преступлений и правонарушений, устранение причин и условий, способствующих их совершению.
II. Основная цель и задачи, сроки реализации, а также целевые индикаторы
и показатели Программы
Главной целью программы является совершенствование методов профилактики правонарушений, снижение уровня преступлений и правонарушений, обеспечение безопасности граждан на территории республики.
Для достижения указанных целей предполагается решение следующих приоритетных задач:
- снижение уровня преступности в общественных местах;
- активизация работы по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних и молодежи;
- снижение уровня правонарушений, связанных с наркоманией и алкоголизмом;
- профилактика рецидивной преступности;
- укрепление материально-технической базы правоохранительных органов.
Реализация Программы рассчитана на 3-летний период с 2009 по 2011 год.
Интегральным индикатором реализации Программы является показатель снижения уровня преступности на 10 тыс. населения.
Целевыми индикаторами Программы I уровня являются:
- удельный вес преступлений, совершенных в общественных местах (в общем числе зарегистрированных преступлений)
- доля преступлений, совершенных несовершеннолетними или при их соучастии (в общем числе расследованных преступлений);
- доля преступлений, совершенных в состоянии алкогольного или наркотического опьянения (в общем числе расследованных преступлений);
- количество преступлений, совершенных ранее совершавшими преступления;
- уровень технической оснащенности подразделений МОБ
В соответствии с поставленными задачами предполагается достижение целевых индикаторов и показателей реализации Программы согласно приложению N 1 к настоящей Программе.
III. Основные принципы профилактики правонарушений
Основными принципами профилактики правонарушений являются многоуровневость, системность, законность, непрерывность, координированность, гласность, подконтрольность, обеспечивающие в совокупности ее комплексный характер.
Настоящая Программа направлена на формирование государственной многоуровневой системы социальной профилактики правонарушений.
Многоуровневость означает создание соответствующих программ, выработку и реализацию конкретных мероприятий по профилактике правонарушений на каждом уровне управления (республиканский, муниципальный (городской, улусный, наслежный)). Разработка республиканской программы, аналогичных программ всеми органами местного самоуправления и реализация программных мероприятий на каждом уровне обеспечивают в совокупности многоуровневый характер профилактики правонарушений, проводимой в масштабах всей республики.
Система (системность) социальной профилактики правонарушений предусматривает обеспечение выполнения мероприятий по профилактике правонарушений по всем направлениям общественно-политической и хозяйственной деятельности, вовлечение в нее всех субъектов профилактики. Системность (система) реализуется путем всестороннего, комплексного подхода при подготовке программ, выработкой конкретных и реально выполнимых мероприятий, участием в этой подготовке всех субъектов профилактики.
Законность обеспечивается созданием правовой базы профилактики правонарушений, разработкой необходимых нормативно-правовых документов, совершенствованием действующего в данной сфере законодательства.
IV. Система программных мероприятий
Мероприятия, предлагаемые к реализации и направленные на решение задач Программы, с указанием финансовых ресурсов и сроков, необходимых для их реализации, приведены в приложении N 2 к настоящей Программе.
Программа не подразделяется на подпрограммы, имеет 7 разделов.,
Мероприятия Программы направлены на:
- профилактику рецидивной преступности у лиц, отбывших наказание в виде лишения свободы: развитие системы трудовой реабилитации в учреждениях уголовно-исполнительной системы, обеспечение их оплачиваемым трудом, профессиональное обучение осужденных, организация работы общественнызх социально-профилактических центров;
- воссоздание института социальной профилактики и вовлечение общественности в предупреждение правонарушений: активизация работы ДНД, общественных формирований оперативных отрядов, внештатных сотрудников милиции,
- профилактику правонарушений несовершеннолетних и молодежи: активизация работы подразделений по делам несовершеннолетних, психологов общеобразовательных школ, проведение социальных акций, конкурсов;
- профилактику правонарушений среди лиц, проповедующих экстремизм, подготавливающих и замышляющих совершение террористических актов: оснащение правоохранительных органов спецтехникой для обнаружения оружия и взрывчатых веществ, установка систем видеонаблюдения на вокзалах; портах, организация информирования граждан о действиях при угрозе террористических актов, установка терминалов для опознания разыскиваемых лиц, осуществление мероприятий по предупреждению и пресечению нелегальной миграции;
- профилактику правонарушений, связанных с наркоманией и алкоголизмом: приобретение спецтехники для выявления идентификации наркосодержащих веществ, внедрение психолого-профилактических программ в наркопостах в образовательных учреждениях, изготовление антинаркотической агитации, обеспечение функционирования "телефонов доверия", осуществление наркологического учета;
- обеспечение деятельности участковых уполномоченных милиции: материально-техническое оснащение деятельности участковых уполномоченных милиции;
- капитальный и текущий ремонт объектов МВД по РС(Я).
Часть мероприятий республиканской целевой программы не требует финансирование из федерального, государственного и местного бюджетов.
Таблица 1. | ||
N | Наименование мероприятия | Исполнитель |
1. | Организационные мероприятия по выполнению Программы | |
1.1. | Рассмотрение на заседаниях Межведомственной комиссии при Правительстве Республики Саха (Якутия) по социальной профилактике правонарушений вопросов реализации мероприятий по профилактике правонарушений, создания в республике многоуровневой системы профилактики правонарушений | МКПП |
1.2. | В республиканских органах исполнительной власти, министерствах и ведомствах назначить ответственных лиц за выполнение программных мероприятий | Министерства, ведомства |
1.2. | Освещение в республиканских СМИ положительные результаты работы ОВД по раскрытию краж, в том числе из жилищ граждан, с целью профилактики и предупреждения населения о методах и способах совершения краж | МВД |
2. | Нормативное правовое обеспечение профилактики правонарушений * | |
2.1. | Организовать разработку и принятие нормативно-правового акта РС(Я) "О комплексе мер по социально-психологической и медицинской реабилитации несовершеннолетних, имеющих отклонения в психическом развитии и совершивших общественно-опасные деяния" | Минздрав, Правительство |
2.2. | Организовать разработку и принятие нормативно-правового акта РС(Я) "О создании и финансировании специальных приемников для содержания лиц, арестованных в административном порядке, в городах и улусных центрах республики" | МВД, Минфин, Правительство |
2.3. | Организовать разработку и принятие нормативно-правового акта РС(Я) "Совершенствование нормативных правовых документов по созданию приемных семей (патронатных семей, опекунских семей)" | КДСД, Минобразования, Правительство |
2.4. | Организовать разработку и принятие нормативно-правового акта РС(Я) "О стимулировании работодателей, создающих рабочие места для устройства граждан, особо нуждающихся в социальной защите" | Минтруд, Комитет занятости, Правительство |
2.5. | Организовать разработку и принятие нормативно-правового акта РС(Я) "О резервировании отдельных видов работ (профессий) для трудоустройства граждан, особо нуждающихся в социальной защите" | Минтруд, Комитет занятости, органы местного самоуправления |
3 | Профилактика правонарушений | |
3.1. | Оказание содействия в работе информационно-консультационных пунктов в учреждениях уголовно-исполнительной системы республики | УФСИН, Минтруд, Комитет занятости, органы местного самоуправления |
3.2. | Создать наблюдательные советы (комиссии, общественные организации) при органах местного самоуправления, осуществляющих функции по социальной адаптации лиц, освободившихся из мест лишения свободы | УФСИН, МВД, органы местного самоуправления |
3.3. | Обеспечить своевременное иформирование органов местного самоуправления и внутренних дел о лицах, освобождающихся из мест лишения свободы | УФСИН, МВД, органы местного самоуправления |
3.4. | Организовация работы общественных социально-профилактических центров | Минтруд, органы местного самоуправления |
3.5. | Организация привлечения товариществ собственников жилья, домовых комитетов к проведению мероприятий по предупреждению правонарушений в занимаемых жилых помещениях | Органы местного самоуправления, МВД |
3.6. | Обеспечение участия общественности в деятельности формирований правоохранительной направленности, ДНД, оперативных отрядов, активизация работы внештатных сотрудников милиции | МВД, органы местного самоуправления |
3.7. | Организация шефства образовательных учреждений высшего профессионального образования над специализированными учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушения несовершеннолетних | Миннауки, Минобразования, МВД, Минтруд |
3.8. | Семинар-совещание социальных работников с участием министерств и ведомств, общественных организаций отцов и матерей "Социальное партнерство - путь мобилизации ресурсов общества для решения проблем сиротства" | КДСД, Минобразования, Минтруд |
3.9. | Проведение республиканского конкурса на лучшую программу психолого-педагогического сопровождения среди психологов общеобразовательных школ для подростков с девиантным поведением | Минобразования |
3.10. | Организация информирования граждан о действиях при угрозе возникновения террористических актов в местах массового пребывания | МВД, Департамент по печати |
3.11. | В линейных подразделениях Северо-Восточного УВД на транспорте МВД России ввести в эксплуатацию портативный, переносной программнный комплекс "Терминал-ТМ", обеспечивающий установление лиц, находящихся в местном и федеральном розыске | СВ УВДТ |
3.12. | Осуществление мероприятий по улучшению взаимодействия и обмена информации по предупреждению и пресечению нелегальной миграции, иностранных граждан и лиц без гражданства | УФМС, МВД, ФСБ, СВ УВДТ, Комитет занятости, органы местного самоуправления |
3.13. | Организовать сбор и обобщение информации с целью определения необходимого количества мигрантов, иностранных граждан и лиц без гражданства, привлекаемых для трудовой деятельности | Минтруд, УФМС |
3.14. | Проведение отчетов участковых уполномоченных милиции и представителей органов местного самоуправления перед населением административных участков, коллективами предприятий, учреждений, организаций | МВД, органы местного самоуправления |
3.15. | Информирование населения о порядке действий граждан при совершении в отношении них правонарушений | МВД |
3.16. | Рекомендовать ГО "Город Якутск" организацию подключения за счет собственных средств предприятий, торговых центров, столичных рынков, имеющих в наличии систему видеонаблюдения, к единой системе АПК "Безопасный город" | Правительство, МВД |
3.17. | Обследование жилищного фонда, общежитий, гостиниц на предмет его укрепленности и оборудования средствами защиты входных дверей, подъездов жилых домов | МВД, органы местного самоуправления |
4. | Обеспечение деятельности участковых уполномоченных милиции | |
4.1. | Организация института наставничества из числа опытных сотрудников службы участковых уполномоченных милиции | МВД |
4.2. | Проведение семинар-совещаний по актуальным проблемам деятельности участковых уполномоченных милиции | МВД |