ПРЕЗИДЕНТ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)

УКАЗ

от 26 декабря 2009 года N 1780

О республиканской целевой программе "Профилактика правонарушений в Республике Саха (Якутия) на 2009-2011 годы"

Во исполнение Закона Республики Саха (Якутия) от 17.06.2009 709-З N 289-IV "О республиканских целевых программах Республики Саха (Якутия)" постановляю:

1. Утвердить республиканскую целевую программу "Профилактика правонарушений в Республике Саха (Якутия) на 2009-2011 годы" (далее - Программа) согласно приложению.

2. Определить государственным заказчиком - координатором Программы Министерство внутренних дел по Республике Саха (Якутия)

3. Контроль исполнения настоящего Указа возложить на Председателя Правительства Республики Саха (Якутия) Борисова Е.А.

4. Опубликовать настоящий Указ в официальных средствах массовой информации Республики Саха (Якутия).

5. Настоящий Указ вступает в силу со дня его подписания.

     Президент Республики Саха (Якутия)
     В. Штыров

УТВЕРЖДЕНА
Указом Президента
Республики Саха (Якутия)
от 26 декабря 2009 года N 1780

Республиканская целевая программа "Профилактика правонарушений в Республике Саха (Якутия) на 2009-2011 годы"

П А С П О Р Т республиканской целевой программы "Профилактика правонарушений в Республике Саха (Якутия) на 2009-2011 годы"

Наименование
 Программы

Республиканская целевая программа "Профилактика правонарушений в Республике Саха (Якутия) на 2009-2011 годы"

Дата принятия решения о разработке программы, дата ее утверждения (наименование и номер соответствующего нормативного акта)

Поручения Президента Российской Федерации N Пр-1564 от 26.06.2005;

 Поручения Президента Российской Федерации N Пр-1293ГС от 23.07.2007;

 Распоряжение Правительства Республики Саха (Якутия) от 21.11.2005 N 1460-р "О создании рабочей группы по разработке республиканской комплексной программы профилактики правонарушений".
 Закон Республики Саха (Якутия) от 17.06.2009 года 709-З N 289- IV "О республиканских целевых программах".

Государственный
 заказчик - координатор (государственный заказчик) программы

Государственный заказчик - Правительство Республики Саха (Якутия)
 Координатор - Министерство внутренних дел по Республике Саха (Якутия)

Основной разработчик программы

Министерство внутренних дел по Республике Саха (Якутия)

Цель Программы
     Задачи Программы

Совершенствование методов профилактики правонарушений, снижение уровня преступлений и правонарушений, обеспечение безопасности граждан на территории республики.
 Снижение уровня преступности в общественных местах;

 Активизация работы по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних и молодежи;

 Снижение уровня правонарушений, связанных с наркоманией и алкоголизмом;

 Профилактика рецидивной преступности;

 Укрепление материально-технической базы правоохранительных органов

Сроки и этапы
 реализации Программы

Программные мероприятия реализуются в течение 2009-2011 годов:

Перечень основных
 программных
 мероприятий

Профилактика рецидивной преступности у лиц, отбывших наказание в виде лишения свободы;

 Воссоздание института социальной профилактики и вовлечение общественности в предупреждение правонарушений;

 Профилактика правонарушений несовершеннолетних и молодежи;

 Профилактика правонарушений среди лиц, проповедующих экстремизм, подготавливающих и замышляющих совершение террористических актов;

 Профилактика правонарушений, связанных с наркоманией и алкоголизмом;

 Обеспечение деятельности участковых уполномоченных милиции;

 Капитальный и текущий ремонт объектов МВД по РС(Я)

Объем и источники
 финансирования

Общий объем финансирования, необходимый для реализации программных мероприятий, составляет 55 657,5 тыс. рублей, в том числе:
 2009 год -  20 667,5 тыс. рублей;

 2010 год - 23 660,0 тыс. рублей;

 2011 год - 11 330,0 тыс. рублей.
 Из них:
 федеральный бюджет - 11 960,0 тыс. рублей;

 2009 год -  4 640,0 тыс. рублей;

 2010 год - 3 660,0 тыс. рублей;

 2011 год - 3 660,0 тыс. рублей.
 государственный бюджет Республики  Саха (Якутия) - 43 697,5 тыс. рублей,
 в том числе:
 2009 год - 16 027,5 тыс. рублей;

 2010 год - 20 000,0 тыс. рублей;

 2011 год -  7 670,0 тыс. рублей.

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы

Улучшение криминальной обстановки в Республике Саха  (Якутия)

Перечень индикаторов эффективности мероприятий программы

Индикатор первого уровня:
 Количество зарегистрированных преступлений на 10 тыс. населения;

 Индикатор второго уровня:
 Удельный вес преступлений, совершенных в общественных местах (в общем числе зарегистрированных преступлений);

 Доля преступлений, совершенных несовершеннолетними или при их соучастии (в общем числе расследованных преступлений);

 Доля преступлений, совершенных в состоянии алкогольного или наркотического опьянения (в общем числе расследованных преступлений);

 Количество преступлений, совершенных ранее совершавшими преступления;

 Уровень раскрытия и расследования преступлений
 (в % от общей доли преступлений)

Система организации контроля за исполнением Программы

Управление реализацией Программы и текущий контроль за исполнением мероприятий осуществляет Министерство внутренних дел по Республике Саха (Якутия) - координатор Программы совместно с Министерством экономического развития Республики Саха (Якутия) и с участием Министерства финансов Республики Саха (Якутия).

I. Содержание проблемы и обоснование необходимости

ее решения программными методами

Понимание преступности как социально негативного явления предполагает соответствующую стратегию ее предупреждения, главным направлением которого является воздействие на причины, ее порождающие.

Являясь особым видом деятельности в области социального управления, профилактика направлена на совершенствование общественных отношений и обеспечение комплексных мер противодействия правонарушениям.

Разработка республиканской целевой программы профилактики правонарушений вызвана необходимостью выработки на государственном уровне системного, комплексного подхода к решению проблемы профилактики правонарушений.

Сложившаяся в современном обществе криминальная ситуация наглядно демонстрирует нарастание общественной опасности преступности, выражающейся в усилении ее тяжести, жестокости, организованности, профессионализма, значительном ухудшении социальных последствий, росте количества жертв насильственных преступлений, существенном материальном ущербе от экономических преступлений. Предпринимаемые государством меры борьбы с преступностью позволяют сдерживать рост количества регистрируемых преступлений. Вместе с тем, реальная картина преступности (с учетом ее латентной части) свидетельствует о явно недостаточных усилиях правоохранительных и иных государственных органов, да и всего общества по сдерживанию криминальных проявлений. Это во многом обусловлено существенными упущениями в проведении работы по предупреждению преступлений.

Анализируя оперативную обстановку с 2006 года, можно отметить, что криминальная ситуация в Республике Саха (Якутия) в целом стабилизировалась. В 2008 году зарегистрировано около 21 тыс. преступлений, что меньше на 10%, чем за 2007 год и на 14%, чем за 2006 год.

Вместе с тем, в 2008 году в сравнении с показателями 2007 года:

увеличилось на 1,3% количество умышленных причинений тяжкого вреда здоровью;

возросло количество совершенных в общественных местах умышленных убийств на 25%, разбойных нападений - на 13,2%, хищений чужого имущества - на 1,7%;

увеличилась до 16,9% доля преступлений, совершенных лицами, ранее совершавшими преступления;

на 3,1% больше преступлений совершено лицами, не имеющими постоянного источника доходов;

количество преступлений, совершенных иностранными гражданами, увеличилось на 67,2%;

на 7,7% меньше выявлено преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков.

Принятие Программы и ее последующая реализация позволят улучшить данные показатели и укрепить достигнутые позиции по улучшению криминогенной обстановки в Республике Саха (Якутия).

Важно отметить, что в Республике Саха (Якутия) органами исполнительной и законодательной власти, заинтересованными министерствами и ведомствами ведется планомерная работа по разработке нормативно-правовых актов, направленных на создание правовой основы государственной политики по борьбе с преступностью, предупреждению и профилактике преступлений и правонарушений, устранению причин и условий, способствующих их совершению.

Следующим важным этапом создания государственной системы профилактики правонарушений должна стать выработка механизма практической реализации принятых нормативно-правовых актов.

Вместе с тем, эффективная деятельность органов внутренних дел, в частности участковых уполномоченных милиции, невозможна без надлежащего материально-технического обеспечения, принятия мер по социальной защищенности сотрудников милиции.

Программа содержит стратегию органов исполнительной и законодательной власти, заинтересованных министерств и ведомств по созданию многоуровневой системы профилактики правонарушений и конкретные меры, обеспечивающие достижение целей и решение основных задач Программы.

Республиканская целевая программа "Профилактика правонарушений в Республике Саха (Якутия) на 2009-2011 годы" направлена на реализацию Федерального закона от 18.04.1991 N 1026-I "О милиции", Федерального закона от 24.06.1999 N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", Закона Республики Саха (Якутия) от 15.06.2005 243-З N 493-III "О профилактике правонарушений в Республике Саха (Якутия)", Закона Республики Саха (Якутия) от 25.12.2003 109-З N 221-III "О профилактике злоупотребления алкогольной продукцией в Республике Саха (Якутия)", Закона Республики Саха (Якутия) от 03.12.1996 З N 145-I "Об участии населения в охране правопорядка", Закона Республики Саха (Якутия) от 13.07.2005 260-З N 527-III "О добровольных народных дружинах по охране общественного порядка в Республике Саха (Якутия)", Закона Республики Саха (Якутия) от 22.10.1998 З N 41-II "Об участковом уполномоченном милиции Республики Саха (Якутия)", составляющих правовую основу государственной политики по предупреждению и профилактике преступлений и правонарушений, устранение причин и условий, способствующих их совершению.

II. Основная цель и задачи, сроки реализации, а также целевые индикаторы

и показатели Программы

Главной целью программы является совершенствование методов профилактики правонарушений, снижение уровня преступлений и правонарушений, обеспечение безопасности граждан на территории республики.

Для достижения указанных целей предполагается решение следующих приоритетных задач:

- снижение уровня преступности в общественных местах;

- активизация работы по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних и молодежи;

- снижение уровня правонарушений, связанных с наркоманией и алкоголизмом;

- профилактика рецидивной преступности;

- укрепление материально-технической базы правоохранительных органов.

Реализация Программы рассчитана на 3-летний период с 2009 по 2011 год.

Интегральным индикатором реализации Программы является показатель снижения уровня преступности на 10 тыс. населения.

Целевыми индикаторами Программы I уровня являются:

- удельный вес преступлений, совершенных в общественных местах (в общем числе зарегистрированных преступлений)

- доля преступлений, совершенных несовершеннолетними или при их соучастии (в общем числе расследованных преступлений);

- доля преступлений, совершенных в состоянии алкогольного или наркотического опьянения (в общем числе расследованных преступлений);

- количество преступлений, совершенных ранее совершавшими преступления;

- уровень технической оснащенности подразделений МОБ

В соответствии с поставленными задачами предполагается достижение целевых индикаторов и показателей реализации Программы согласно приложению N 1 к настоящей Программе.

III. Основные принципы профилактики правонарушений

Основными принципами профилактики правонарушений являются многоуровневость, системность, законность, непрерывность, координированность, гласность, подконтрольность, обеспечивающие в совокупности ее комплексный характер.

Настоящая Программа направлена на формирование государственной многоуровневой системы социальной профилактики правонарушений.

Многоуровневость означает создание соответствующих программ, выработку и реализацию конкретных мероприятий по профилактике правонарушений на каждом уровне управления (республиканский, муниципальный (городской, улусный, наслежный)). Разработка республиканской программы, аналогичных программ всеми органами местного самоуправления и реализация программных мероприятий на каждом уровне обеспечивают в совокупности многоуровневый характер профилактики правонарушений, проводимой в масштабах всей республики.

Система (системность) социальной профилактики правонарушений предусматривает обеспечение выполнения мероприятий по профилактике правонарушений по всем направлениям общественно-политической и хозяйственной деятельности, вовлечение в нее всех субъектов профилактики. Системность (система) реализуется путем всестороннего, комплексного подхода при подготовке программ, выработкой конкретных и реально выполнимых мероприятий, участием в этой подготовке всех субъектов профилактики.

Законность обеспечивается созданием правовой базы профилактики правонарушений, разработкой необходимых нормативно-правовых документов, совершенствованием действующего в данной сфере законодательства.

IV. Система программных мероприятий

Мероприятия, предлагаемые к реализации и направленные на решение задач Программы, с указанием финансовых ресурсов и сроков, необходимых для их реализации, приведены в приложении N 2 к настоящей Программе.

Программа не подразделяется на подпрограммы, имеет 7 разделов.,

Мероприятия Программы направлены на:

- профилактику рецидивной преступности у лиц, отбывших наказание в виде лишения свободы: развитие системы трудовой реабилитации в учреждениях уголовно-исполнительной системы, обеспечение их оплачиваемым трудом, профессиональное обучение осужденных, организация работы общественнызх социально-профилактических центров;

- воссоздание института социальной профилактики и вовлечение общественности в предупреждение правонарушений: активизация работы ДНД, общественных формирований оперативных отрядов, внештатных сотрудников милиции,

- профилактику правонарушений несовершеннолетних и молодежи: активизация работы подразделений по делам несовершеннолетних, психологов общеобразовательных школ, проведение социальных акций, конкурсов;

- профилактику правонарушений среди лиц, проповедующих экстремизм, подготавливающих и замышляющих совершение террористических актов: оснащение правоохранительных органов спецтехникой для обнаружения оружия и взрывчатых веществ, установка систем видеонаблюдения на вокзалах; портах, организация информирования граждан о действиях при угрозе террористических актов, установка терминалов для опознания разыскиваемых лиц, осуществление мероприятий по предупреждению и пресечению нелегальной миграции;

- профилактику правонарушений, связанных с наркоманией и алкоголизмом: приобретение спецтехники для выявления идентификации наркосодержащих веществ, внедрение психолого-профилактических программ в наркопостах в образовательных учреждениях, изготовление антинаркотической агитации, обеспечение функционирования "телефонов доверия", осуществление наркологического учета;

- обеспечение деятельности участковых уполномоченных милиции: материально-техническое оснащение деятельности участковых уполномоченных милиции;

- капитальный и текущий ремонт объектов МВД по РС(Я).

Часть мероприятий республиканской целевой программы не требует финансирование из федерального, государственного и местного бюджетов.

Таблица 1.
   Перечень мероприятий республиканской целевой программы "Профилактика правонарушений в Республике Саха (Якутия) на 2009-2011 годы", не предусматривающих финансирование за счет средств государственного бюджета Республики Саха (Якутия)

N

Наименование мероприятия

Исполнитель

1.

Организационные мероприятия по выполнению Программы

1.1.

Рассмотрение на заседаниях Межведомственной комиссии при Правительстве Республики Саха (Якутия) по социальной профилактике правонарушений вопросов реализации мероприятий по профилактике правонарушений, создания в республике многоуровневой системы профилактики правонарушений

МКПП

1.2.

В республиканских органах исполнительной власти, министерствах и ведомствах назначить ответственных лиц за выполнение программных мероприятий

Министерства, ведомства

1.2.

Освещение в республиканских СМИ положительные результаты работы ОВД по раскрытию краж, в том числе из жилищ граждан, с целью профилактики и предупреждения населения о методах и способах совершения краж

МВД

2.

Нормативное правовое обеспечение профилактики правонарушений *

2.1.

Организовать разработку и принятие нормативно-правового акта РС(Я) "О комплексе мер по социально-психологической и медицинской реабилитации несовершеннолетних, имеющих отклонения в психическом развитии и совершивших общественно-опасные деяния"

Минздрав, Правительство

2.2.

Организовать разработку и принятие нормативно-правового акта РС(Я) "О создании и финансировании специальных приемников для содержания лиц, арестованных в административном порядке, в городах и улусных центрах республики"

МВД, Минфин, Правительство

2.3.

Организовать разработку и принятие нормативно-правового акта РС(Я) "Совершенствование нормативных правовых документов по созданию приемных семей (патронатных семей, опекунских семей)"

КДСД, Минобразования, Правительство

2.4.

Организовать разработку и принятие нормативно-правового акта РС(Я) "О стимулировании работодателей, создающих рабочие места для устройства граждан, особо нуждающихся в социальной защите"

Минтруд, Комитет занятости, Правительство

2.5.

Организовать разработку и принятие нормативно-правового акта РС(Я) "О резервировании отдельных видов работ (профессий) для трудоустройства граждан, особо нуждающихся в социальной защите"

Минтруд, Комитет занятости, органы местного самоуправления

3

Профилактика правонарушений

3.1.

Оказание содействия в работе информационно-консультационных пунктов в учреждениях уголовно-исполнительной системы республики

УФСИН, Минтруд, Комитет занятости, органы местного самоуправления

3.2.

Создать наблюдательные советы (комиссии, общественные организации) при органах местного самоуправления, осуществляющих функции по социальной адаптации лиц, освободившихся из мест лишения свободы

УФСИН, МВД, органы местного самоуправления

3.3.

Обеспечить своевременное иформирование органов местного самоуправления и внутренних дел о лицах, освобождающихся из мест лишения свободы

УФСИН, МВД, органы местного самоуправления

3.4.

Организовация работы общественных социально-профилактических центров

Минтруд, органы местного самоуправления

3.5.

Организация привлечения товариществ собственников жилья, домовых комитетов к проведению мероприятий по предупреждению правонарушений в занимаемых жилых помещениях

Органы местного самоуправления, МВД

3.6.

Обеспечение участия общественности в деятельности формирований правоохранительной направленности, ДНД, оперативных отрядов, активизация работы внештатных сотрудников милиции

МВД, органы местного самоуправления

3.7.

Организация шефства образовательных учреждений высшего профессионального образования над специализированными учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушения несовершеннолетних

Миннауки, Минобразования, МВД, Минтруд

3.8.

Семинар-совещание социальных работников с участием министерств и ведомств, общественных организаций отцов и матерей "Социальное партнерство - путь мобилизации ресурсов общества для решения проблем сиротства"

КДСД, Минобразования, Минтруд

3.9.

Проведение республиканского конкурса на лучшую программу психолого-педагогического сопровождения среди психологов общеобразовательных школ для подростков с девиантным поведением

Минобразования

3.10.

Организация информирования граждан о действиях при угрозе возникновения террористических актов в местах массового пребывания

МВД, Департамент по печати

3.11.

В линейных подразделениях Северо-Восточного УВД на транспорте МВД России ввести в эксплуатацию портативный, переносной программнный комплекс "Терминал-ТМ", обеспечивающий установление лиц, находящихся в местном и федеральном розыске

СВ УВДТ

3.12.

Осуществление мероприятий по улучшению взаимодействия и обмена информации по предупреждению и пресечению нелегальной миграции, иностранных граждан и лиц без гражданства

УФМС, МВД, ФСБ, СВ УВДТ, Комитет занятости, органы местного самоуправления

3.13.

Организовать сбор и обобщение информации с целью определения необходимого количества мигрантов, иностранных граждан и лиц без гражданства, привлекаемых для трудовой деятельности

Минтруд, УФМС

3.14.

Проведение отчетов участковых уполномоченных милиции и представителей органов местного самоуправления перед населением административных участков, коллективами предприятий, учреждений, организаций

МВД, органы местного самоуправления

3.15.

Информирование населения о порядке действий граждан при совершении в отношении них правонарушений

МВД

3.16.

Рекомендовать ГО "Город Якутск" организацию подключения за счет собственных средств предприятий, торговых центров, столичных рынков, имеющих в наличии систему видеонаблюдения, к единой системе АПК "Безопасный город"

Правительство, МВД

3.17.

Обследование жилищного фонда, общежитий, гостиниц на предмет его укрепленности и оборудования средствами защиты входных дверей, подъездов жилых домов

МВД, органы местного самоуправления

4.

Обеспечение деятельности участковых уполномоченных милиции

4.1.

Организация института наставничества из числа опытных сотрудников службы участковых уполномоченных милиции

МВД

4.2.

Проведение семинар-совещаний по актуальным проблемам деятельности участковых уполномоченных милиции

МВД

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»