Недействующий

ПРЕЗИДЕНТ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)

УКАЗ

от 12 марта 2012 года N 1273

О внесении изменений в Указ Президента Республики Саха (Якутия) от 12 октября 2011 года N 958 "О государственной программе Республики Саха (Якутия) "Содействие занятости населения Республики Саха (Якутия) на 2012-2016 годы"

____________________________________________________________________
Утратил силу с 1 января 2018 года на основании Указа Главы РС(Я) от 04.12.2017 N 2258.
____________________________________________________________________

В целях реализации полномочий в области содействия занятости населения, в соответствии с Федеральным законом от 30 ноября 2011 года N 361-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" постановляю:

1. Внести изменения в Указ Президента Республики Саха (Якутия) от 12 октября 2011 года N 958, изложив государственную программу Республики Саха (Якутия) "Содействие занятости населения Республики Саха (Якутия) на 2012-2016 годы" в новой редакции согласно приложению.

2. Опубликовать настоящий Указ в официальных средствах массовой информации Республики Саха (Якутия).

Президент

Республики Саха (Якутия)

Е. БОРИСОВ


ПРИЛОЖЕНИЕ
к Указу Президента

Республики Саха (Якутия)

от 12 марта 2012 года N 1273

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) "СОДЕЙСТВИЕ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) НА 2012-2016 ГОДЫ"

ПАСПОРТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ


Базовый
 вариант

Интенсивный
 вариант

1.

Наименование Программы

Государственная программа Республики Саха  (Якутия) "Содействие занятости населения Республики Саха  (Якутия) на 2012-2016 годы"

2.

Статус Программы

Государственная программа

3.

Основание для разработки Программы

1.  Закон Российской Федерации
 от 19.04.1991 N  1032- I "О занятости населения в Российской Федерации";

 2.  Указ Президента Республики Саха  (Якутия) от 10 июля 2011 года N  808 "Об утверждении Перечня государственных программ Республики Саха  (Якутия) на 2012-2016 годы".

4.

Ответственный исполнитель Программы

Департамент занятости населения Республики Саха (Якутия)

5.

Соисполнители Программы

-

6.

Цели и задачи Программы

Цель Программы:
 снижение безработицы и социальная поддержка безработных граждан.

Задачи:
 трудоустройство граждан на постоянную работу;

 трудоустройство граждан на временные работы;

 трудоустройство безработных граждан, испытывающих трудности в поиске работы;

 повышение качества рабочей силы, предлагающей услуги на рынке труда;

 усиление мотивации граждан к трудоустройству;

 осуществление социальных выплат безработным гражданам;

 выплата компенсаций и возмещение расходов;

 сохранение кадрового потенциала и материально-технического обеспечения центров занятости населения

7.

Целевые индикаторы государственной программы

Индикатор Программы: уровень безработицы
 (по методологии Международной организации труда) в среднем за год - 7,7% в 2016 году.
 Целевые индикаторы подпрограмм к 2016 году:
 доля трудоустроенных граждан в общей численности граждан, обратившихся за содействием с целью поиска подходящей работы - 72,0%;

 уровень зарегистрированной безработицы - 2,1%;

 уровень ресурсного обеспечения для осуществления полномочий в области содействия занятости населения в 2016 году - 100%.

Индикатор Программы: уровень безработицы
 (по методологии Международной организации труда) в среднем за год - 7,6% в 2016 году.
 Целевые индикаторы подпрограмм к 2016 году:
 доля трудоустроенных граждан в общей численности граждан, обратившихся за содействием с целью поиска подходящей работы - 73,5%;

 уровень  зареги - стрированной безработицы - 1,9%;

 уровень ресурсного обеспечения для осуществления полномочий в области содействия занятости населения в 2016 году - 100%.

8.

Сроки реализации (этапы) Программы

2012-2016 годы

9.

Наименование подпрограмм (стратегических направлений)

1. Содействие трудоустройству граждан.
 2. Социальная поддержка безработных.
 3. Осуществление полномочий в области содействия занятости населения.

10.

Предельный объём средств на реализацию программы с разбивкой по годам

Общий объём -  4 397 806,3 тыс. рублей,
 в том числе на:
 2012 год -
 838 839,7 тыс. рублей;

 2013 год - 866 741,9 тыс. рублей;

 2014 год -
 879 234,5 тыс. рублей;

 2015 год - 901 728,4 тыс. рублей;

 2016 год - 911 261,8 тыс. рублей.

Общий объём - 4 917 316,7тыс. рублей,
 в том числе на:
 2012 год - 894322,6 тыс. рублей;

 2013 год - 945 929,2 тыс. рублей;

 2014 год - 981 895,9 тыс. рублей;

 2015 год -
 1 027 311,9 тыс. рублей;

 2016 год - 1 067 857,0 тыс. рублей.

Раздел 1. Характеристика текущего состояния


Проводимая в Республике Саха (Якутия) антикризисная политика позволила предотвратить глубокий спад экономики. Вместе с тем, несмотря на то, что с 2010 года возобновился рост большинства макроэкономических показателей, положительные тенденции носят неустойчивый характер. Экономический рост и увеличение объёма промышленного производства в одних секторах сочетается с падением в других.

Сокращение объёмов производства основных бюджетообразующих предприятий республики в алмазно-бриллиантовом комплексе, угольной и нефтегазовой промышленности и другие последствия экономического кризиса оказали существенное влияние на ситуацию в сфере занятости населения и на рынке труда.

С начала возникновения кризисных явлений в республике был установлен оперативный мониторинг за ситуацией на рынке труда и процессами увольнения работников. Ежемесячно работники 60-70 организаций находились в режиме неполной занятости - в простое, в административных отпусках, работали неполное рабочее время. Большинство из них являлись работниками крупных предприятий, таких как АК "АЛРОСА", ОАО ХК "Якутуголь", ОАО "ЛОРП", ОАО "Нижне-Ленское", ОАО "Янгеология", ООО "Ленанефтегаз".

Фактические объёмы увольнений были следующими. В 2009 году было уволено 4,8 тыс. работников в 508 организациях, в 2010 году - 2,9 тыс. работников в 394 организациях. Наибольшие увольнения происходили в таких видах экономической деятельности, как государственное управление и обеспечение военной безопасности, обязательное социальное обеспечение, добыча полезных ископаемых, предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг, образование, строительство, транспорт и связь.

Высвобождение работников предприятий и организаций способствовало ускоренному по сравнению с предыдущими годами росту числа зарегистрированных безработных. Их численность в пиковый период роста безработицы в 2009-2010 годах возросла до 16-17 тыс. человек. Повлиять на обострение создавшейся ситуации и уменьшить число безработных позволило только принятие дополнительных мер поддержки по организации оплачиваемых общественных работ, содействию предпринимательской деятельности и созданию собственного дела. Таким образом, можно констатировать, что регулируемый сегмент рынка труда за короткий период времени ощутил на себе мощное воздействие внешних сил.

Начиная с 2000 года, среди зарегистрированных безработных стали преобладать сельские жители. На них приходится 60-68% всех безработных, состоящих на учёте, что свидетельствует об острой нехватке рабочих мест и сложностях в трудоустройстве.

Безработица в сельской местности традиционно заметно выше, чем в среднем по республике. По итогам 2009 года её уровень составлял 10,8%, в 2010 году - 10,2%. При этом самые высокие показатели в территориальном разрезе отмечались именно в сельскохозяйственных улусах. В Намском улусе уровень безработицы в 2010 году составлял 17,6%, Верхневилюйском - 15,8%, Сунтарском – 15,4%, Хангаласском – 15%, Горном – 14,3%, Усть-Алданском – 14,3%.

Следствием неблагополучной ситуации в экономике сельских районов является преобладание мужчин среди безработных. Их удельный вес в 2008-2010 годах достигал 55%. Это обстоятельство показывает, что со стороны экономически активного сельского населения образовался существенный спрос на рабочие места в производственной сфере.

Одним из главных факторов, определяющих поведение граждан на рынке труда, является образовательный уровень. Более половины безработных, обращающихся в поисках работы в службу занятости, не имеет профессионального образования. Эти граждане смогут трудоустроиться только после предварительного профессионального обучения. Они испытывают сильное конкурентное давление на рынке труда и в большинстве случаев не отвечают требованиям работодателей. Тем не менее, наметилась тенденция уменьшения их доли. Если в предыдущие годы в среднем по республике не имели профессионального образования около 60% безработных, зарегистрированных в службе занятости, то в 2009-2010 годах их доля снизилась до 54%.

Десинхронизация рынка труда и рынка образовательных услуг приводит к необеспеченности перспективных инвестиционных проектов кадрами высокой квалификации, прежде всего инженерных и рабочих профессий. Структура профессионального образования в республике смещена в пользу высшей школы. В 2009-2010 годах искали работу 2,3-2,4 тыс. выпускников учреждений профессионального образования (в 2006-2008 гг. - 1,3-1,6 тыс. чел.). При этом доля специалистов с высшим профессиональным образованием возросла с 30% до 40%. Однако потребность работодателей в них существенно ниже. В республиканском банке вакансий около 80% вакансий приходится на рабочие профессии.

Анализ ситуации на рынке труда Республики Саха (Якутия), её конкурентных преимуществ и недостатков с точки зрения её развития в среднесрочной перспективе требует учёта большей совокупности внутренних и внешних факторов. Наиболее важные условия определены и упорядочены по четырём категориям согласно методологии SWOT-анализа (таблица 1).

Таблица 1

SWOT-анализ ситуации на рынке труда Республики Саха (Якутия) на 2012-2016 годы


Сильные стороны ( S)

Слабые стороны ( W )

Высокая концентрация занятых в крупных и средних организациях, определяющая сравнительно стабильную ситуацию в сфере занятости населения.
 Значительный потенциал сокращения безработицы.
 Молодой возраст экономически активного населения.
 Сохранение относительно высокой доли регулируемого сегмента на рынке труда.
 Наличие основных элементов инфраструктуры рынка труда.

Высокая безработица в сельской местности, вызванная дефицитом рабочих мест.
 Количественный и качественный дисбаланс между спросом и предложением рабочей силы, поддерживающийся несоответствием профилей профессиональной подготовки специалистов потребностям экономики.
 Отрицательное сальдо миграции населения в трудоспособном возрасте.
 Низкая территориальная и профессиональная мобильность трудовых ресурсов.
 Нехватка специалистов в организациях социальной сферы в северных улусах.
 Преобладание в структуре незанятого населения граждан, не выдерживающих конкуренцию в профессионально-квалификационном разрезе.

Возможности (O)

Угрозы (T)

Значительная перспективная потребность в рабочей силе для реализации инвестиционных проектов.
 Посткризисный рост численности занятых в экономике.
 Формирование условий для вовлечения трудовых ресурсов в сферу малого предпринимательства.
 Территориальное перераспределение трудовых ресурсов из районов с напряжённой ситуацией на рынке труда.

Масштабный импорт трудовых ресурсов, в том числе иностранной рабочей силы, для реализации инвестиционных проектов.
 Начало выхода на рынок труда малочисленного поколения граждан, родившихся в 1990-е годы.
 Значительный удельный вес убыточных предприятий в государственном секторе, увеличивающий риск увольнений работников.
 Сокращение работников в муниципальных учреждениях в связи с оптимизацией бюджетных расходов.

В период 2008-2010 годы реализация республиканской целевой программы "Развитие занятости населения Республики Саха (Якутия)" проходила в сложных условиях. Происходили высвобождение работников и ликвидация рабочих мест в организациях, возникали угрозы массовых увольнений, увеличилось обращение граждан в службу занятости за содействием в поисках работы.

К указанным событиям добавились мероприятия по оптимизации численности работников учреждений бюджетной сферы в связи с переходом на новую систему оплаты труда и уменьшение потребности в местной рабочей силе в связи с завершением работ на строительстве ВСТО и сложным положением предприятий алмазодобывающей отрасли.

Ежегодно трудоустраивалось на постоянную работу 15,4-15,8 тыс. человек. Это в среднем составляло более 18% работников, принятых на работу в организации республики (табл. 2). На различные работы временного характера направлялось от 22,7 тыс. до 24,8 тыс. человек. Наибольший показатель отмечался в 2008 году.

Таблица 2

Показатели

2008

2009

2010

Численность работников, принятых на работу в организации

89 508

91 666

73 410

Трудоустройство граждан на постоянную работу

15 419

15 796

15 669

в процентах от числа принятых на работу

17,2

17,2

21,3

Осложнение ситуации на рынке труда привело к сокращению потребности предприятий в рабочей силе, особенно, в алмазодобывающих компаниях - ЗАО АК "АЛРОСА" и ОАО "Алмазы Анабара". Соответственно, уменьшилось количество граждан, направленных по оргнабору, вахтовым методом и на сезонные работы в горнодобывающие и другие предприятия.

Данные обстоятельства, наряду с реализацией антикризисной Программы дополнительных мер по снижению напряжённости на рынке труда, обусловили необходимость изменения приоритетов в мероприятиях целевой программы.

В условиях нарастания кризисных явлений в числе первоочередных мер, реализуемых в рамках программы, были определены механизмы содействия самозанятости безработных граждан, тесно увязанные с выделением субсидий на создание собственного дела, а также социальная адаптация и профориентация населения как меры превентивного характера. В частности, резко возросло оказание услуг по содействию самозанятости. В 2010 году субсидии были предоставлены 1,6 тыс. человек (табл. 3). Кроме того, были увеличены объёмы профессионального обучения безработных граждан.

Таблица 3

Показатели

2008

2009

2010

Содействие самозанятости безработных граждан

94

1 142

1 605

Социальная адаптация безработных граждан на рынке труда

2 550

4 380

3 858

Профориентация населения

38 084

55 886

56 783

Профобучение безработных граждан

2 673

4 073

3 844

В определённой степени это повлияло на сокращение показателей по таким мероприятиям, как временное трудоустройство граждан, испытывающих трудности в поиске работы, и безработных граждан из числа выпускников в возрасте от 18 до 20 лет. В общей сложности за 2008-2010 годы показатель трудоустройства по эти мероприятиям уменьшился в два раза (табл. 4).

Таблица 4

Показатели

2008

2009

2010

Временное трудоустройство граждан, испытывающих трудности в поиске работы

1 451

1 024

756

Временное трудоустройство безработных граждан в возрасте от 18 до 20 лет из числа выпускников учреждений начального и среднего профессионального образования

200

120

66

Увольнения работников организаций обусловили рост численности зарегистрированных безработных, что, в свою очередь, способствовало увеличению объёмов социальной поддержки. Если в 2008 году разные виды социальной поддержки были предоставлены 40 тыс. безработных граждан, то в 2009-2010 годах их число составляло 46-48 тыс. человек.

В 2009-2010 годах была принята и реализовывалась Программа дополнительных мер по снижению напряжённости на рынке труда в Республике Саха (Якутия). Расходы на реализацию её мероприятий за указанные годы составили 1 154,4 млн. рублей, в том числе 221,4 млн. рублей - из республиканского бюджета, 933 млн. рублей - федеральных субсидий.

В мероприятиях Программы в 2009-2010 годах приняли участие более 55 тыс. человек, дополнительно создано 43,3 тыс. рабочих мест, в том числе 4,7 тыс. постоянных рабочих мест, прошли профессиональную переподготовку 6,6 тыс. работников, находившихся под риском увольнения.

Реализация Программы дополнительных мер по снижению напряжённости на рынке труда положительно отразилась на рынке труда, позволила поддержать занятость работников организаций и снизить численность работников, находившихся в режиме неполной занятости, тем самым помочь организациям выйти из кризиса и начать работу в обычном режиме. Численность работников, находившихся под риском увольнения, к концу 2010 года снизилась до 1,9 тыс. человек. Для сравнения, в августе-сентябре 2009 года размеры неполной занятости на предприятиях превышали 10 тыс. человек.

Оперативные меры позволили не только сдержать массовое увольнение работников и сохранить кадровый потенциал организаций, работники которых были переведены в режим неполной занятости, но и снизить численность безработных граждан, зарегистрированных в органах службы занятости. Среднегодовая численность безработных граждан, зарегистрированных в органах службы занятости, в 2009 году составила 14,1 тыс. человек, в 2010 году - 12,9 тыс. человек.

По итогам 2010 года общая численность безработных в республике составила 43,4 тыс. человек и осталась практически на прежнем уровне (табл. 5). Уровень общей безработицы по итогам 2009 года составил 8,7%, в 2010 году повысился до 8,8% в связи с уменьшением численности экономически активного населения. В целом по России показатель уровня безработицы снизился с 8,2% в 2009 году до 7,5% по итогам 2010 года.

Таблица 5

Показатели

2008

2009

2010

Численность экономически активного населения, тыс. чел.

502,7

500,7

490,8

Численность занятых в экономике, тыс. чел.

457,2

457,1

447,4

из них работники организаций

370,6

365,3

349,4*

Численность безработных, тыс. чел.

45,4

43,6

43,4

Уровень безработицы, %

9,0

8,7

8,8

Справочно:
 Уровень безработицы в Российской Федерации, %

7,0

8,2

7,5

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»