Недействующий

ЗАКОН

РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)

от 14 октября 1992 года N 1156-XII

ОБ ОХРАНЕ ТРУДА

УТРАТИЛ СИЛУ - постановление Государственного Собрания (Ил Тумэн) РС(Я) от 17.04.01 З N 272-II

Принят постановлением

Верховного Совета

Республики Саха (Якутия)

от 14.10.92 N 1157-XII

Настоящий Закон направлен на обеспечение реализации гражданами Республики Саха (Якутия) конституционного права на условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены труда.

Закон устанавливает общий порядок регулирования отношений в области охраны труда между государством, работодателем и работником независимо от видов и форм собственности и хозяйствования.

Закон занимает верховенствующее положение по отношению к другим законодательным актам в области охраны и безопасности труда.

Статья 1. Понятие охраны труда


Охрана труда представляет собой действующую на основании соответствующих законодательных и иных нормативных актов систему социально-экономических, организационных, технических, санитарно-гигиенических, лечебно-профилактических, правовых мероприятий и средств, направленных на обеспечение безопасности, сохранение здоровья и работоспособности человека в процессе труда.

Статья 2. Законодательство об охране труда и сфера его действия


(1). Законодательство об охране труда состоит из настоящего Закона и других законодательных актов Республики Саха (Якутия) в области охраны труда, а также федеративных и международных нормативно-правовых актов по безопасности, гигиене труда и производственной среде, ратифицированных Верховным Советом Республики Саха (Якутия).

(2). Действие законодательства об охране труда распространяется на собственников (учредителей), предпринимателей, администрацию, а также на всех работников, состоящих в трудовых отношениях с предприятиями, учреждениями, организациями, кооперативами, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами и другими субъектами хозяйственной деятельности (в дальнейшем именуются "предприятия") различных форм собственности и хозяйствования, в том числе с отдельными нанимателями, на членов кооперативов, студентов высших учебных заведений и общеобразовательных школ, проходящих производственную практику; военнослужащих, привлекаемых для работы на предприятия; лиц, отбывающих наказание по приговору суда в период их работы в исправительно-трудовых учреждениях или на предприятиях, определяемых органами, ведающими исполнением приговоров, а также на участников других видов трудовой деятельности, организуемой в интересах общества и государства.

(3). Положения Закона действуют на всей территории Республики Саха (Якутия) и распространяются на юридических лиц, граждан Республики Саха (Якутия), а также на граждан других республик и иностранных государств, лиц без гражданства, если иное не предусмотрено международными договорами (соглашениями) и законодательными актами Республики Саха (Якутия).

Статья 3. Основные принципы государственной политики в области охраны труда


Государственная политика Республики Саха (Якутия) в области охраны труда основывается на следующих принципах:

а) приоритета жизни и здоровья работника по отношению к результатам производственной деятельности предприятия;

б) координации деятельности в области охраны труда с другими направлениями экономической и социальной политики, с деятельностью в области охраны окружающей среды;

в) установления единых требований в области охраны труда для всех предприятий, независимо от видов и форм собственности и хозяйствования;

г) государственного управления охраной труда, государственного надзора и контроля за условиями труда и соблюдением законодательных и иных нормативных актов по охране труда;

д) общественного контроля за соблюдением законных прав и интересов трудящихся в области охраны труда на производстве, осуществляемого профессиональными организациями и их союзами, другими общественными организациями и объединениями, трудовыми коллективами предприятий;

е) участия государства, предприятий с различными формами собственности и хозяйствования, собственников (учредителей) в финансировании охраны труда;

ж) взаимодействия и сотрудничества государственных органов управления, надзора и контроля с представительными организациями трудящихся и предпринимателей, заинтересованными в разработке и практической реализации государственной политики в области охраны труда;

з) широкого использования достижений науки, техники и передового отечественного и зарубежного опыта по охране труда;

и) стимулирования разработки и внедрения безопасной техники, технологии и средств защиты трудящихся;

к) участия государства в проведении эффективной налоговой и кредитной политики, способствующей созданию здоровых и безопасных условий труда на предприятиях, применения экономических льгот и санкций в целях материальной заинтересованности предприятий в улучшении условий труда, а работников - в соблюдении требований охраны труда;

л) обеспечения работников специальной одеждой, обувью, средствами коллективной и индивидуальной защиты, лечебно-профилактическим питанием за счет работодателей;

м) обязательности расследования каждого несчастного случая и профессионального заболевания на производстве;

н) установления льгот и компенсаций за работу, осуществляемую в опасных и вредных производственных условиях, не поддающихся при современном техническом уровне и организации труда полному устранению или ограничению до установленных норм безопасности и гигиены труда; обязательности государственного социального страхования работников и служащих, социальной защиты интересов работников, пострадавших от несчастных случаев или получивших профессиональные заболевания, а также лиц, которые имеют на это право в соответствии с действующим законодательством;

о) подготовки специалистов по охране труда, в том числе в высших и средних учебных заведениях, обязательности обучения работников правилам и нормам охраны труда и обучения их по профессиям;

п) обеспечения государственной статистической отчетности о состоянии условий труда, травматизма и аварийности, информирования населения о состоянии охраны труда на предприятиях и в отраслях народного хозяйства, проведения пропаганды передового опыта в области охраны труда;

р) установления порядка обязательного заключения на уровне предприятий ежегодных соглашений по охране труда между представительными организациями трудящихся и собственниками или уполномоченными органами управления;

с) международного сотрудничества при решении проблем охраны труда, а также сотрудничества в области охраны труда.

Статья 4. Участие общественных организаций (объединений) в разработке и принятии решений по проблемам охраны труда


(1). Предприниматели, специалисты, граждане могут объединяться в общественные организации (объединения) для решения проблем охраны труда, которые действуют в соответствии с законодательством Республики Саха (Якутия) об общественных организациях (объединениях).

(2). Органы государственного и хозяйственного управления, надзора и контроля, предприятия оказывают помощь и поддержку таким общественным организациям (объединениям) и рассматривают разработанные ими предложения, рекомендации.

Статья 5. Охрана труда при выполнении международных договоров или соглашений


(1). При выполнении предприятиями и гражданами Республики Саха (Якутия) работ за рубежом на основе международных договоров или соглашений применяются предусмотренные в них требования по охране труда, если не оговорено иное.

(2). Особенности регулирования отношений в области охраны труда для иностранных граждан, работающих на территории Республики Саха (Якутия), устанавливаются соглашениями заинтересованных сторон.

Статья 6. Гарантии права на охрану труда при приеме на работу


Условия трудового договора, контракта, соглашения (в дальнейшем именуется "трудовой договор") должны соответствовать требованиям законодательных и иных нормативных актов по охране труда.

В трудовом договоре должна быть указана достоверная характеристика рабочего места, включая опасные и вредные производственные факторы, а также размеры компенсационных доплат и льгот за особые условия труда.

Статья 7. Запрещение допуска лиц к работе, которая противопоказана им по состоянию здоровья


(1). Органы здравоохранения определяют перечень производств, видов работ и профессий, имеющих медицинское противопоказание для лиц с физическим недостатком или соответствующими отклонениями состояния здоровья.

(2). Запрещается привлечение или допуск работников, в том числе с их согласия, к работе, которая по заключению медицинских органов противопоказана им по состоянию здоровья.

Статья 8. Запрещение допуска к работе лиц, не имеющих необходимой профессиональной подготовки и не прошедших инструктаж и проверку знаний по охране труда


(1). Все работники предприятий, включая руководителей, обязаны проходить обучение, инструктирование, проверку знаний правил и норм по охране труда в объеме, необходимом для выполнения служебных обязанностей, и переаттестацию в порядке и в сроки, установленные для их профессий и видов работ.

(2). Запрещается допуск к работе лиц, не имеющих необходимой профессиональной подготовки, не прошедших в установленном порядке обучение, инструктирование и проверку знаний по охране труда.

Статья 9. Право работника на информацию, льготы


(1). Администрация обязана информировать работников предприятия о состоянии условий труда на рабочих местах и предусмотренных в связи этими условиями труда льготах, компенсациях, средствах индивидуальной защиты - периодически, по результатам проверок или при изменениях производственного процесса, а также по требованию работника.

(2). Категории работников, имеющих право на льготы и компенсации в связи с вредными и тяжелыми условиями труда, характер и размеры таких льгот и компенсаций устанавливаются правительством Республики Саха (Якутия) или по его поручению Комитетом по охране труда.

(3). Предприятие вправе устанавливать за счет собственных средств дополнительные льготы и компенсации работникам, занятым в производствах с вредными и тяжелыми условиями труда.

Статья 10. Гарантии права на охрану труда в процессе трудовой деятельности


(1). Администрация предприятия обязана обеспечивать условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены и предотвращающие производственный травматизм и профессиональную заболеваемость.

(2). В случае несоответствия условий труда характеристике рабочего места, указанного в трудовом договоре, наличия угрозы жизни и здоровью работника, необеспечения его необходимыми средствами коллективной и индивидуальной защиты, он вправе отказаться от выполнения работы впредь до приведения рабочего места в соответствие с требованиями норм охраны труда или в соответствие с условиями, обусловленными характеристикой рабочего места в трудовом договоре. Отказ работника от выполнения работы в связи с неблагоприятными и опасными условиями труда не влечет для него каких-либо дисциплинарных, правовых, экономических и других санкций. За время вынужденного простоя по вине предприятия за работником сохраняется место работы (должность).

(3). На время приостановки работ на предприятии (рабочих мест, производственных участков и т. д.) вследствие нарушения законодательства об охране труда, требований правил и норм безопасности, гигиены труда за работником сохраняется рабочее место.

(4). При ликвидации рабочего места вследствие технической невозможности обеспечения здоровых и безопасных условий труда, подтвержденной органами государственного надзора и контроля, администрация предприятия обязана предоставить работнику новое рабочее место, соответствующее его квалификации, или обеспечить за счет предприятия переподготовку работника для использования его на других рабочих местах с сохранением на время переподготовки средней заработной платы.

(5). В случае закрытия предприятия вследствие необеспечения здоровых и безопасных условий труда органы государственного и хозяйственного управления, собственник (учредитель) предприятия обязаны принять меры по обеспечению работников рабочими местами на других предприятиях, соответствующими их квалификации, или организовать их переподготовку. На период вынужденного простоя и переподготовки за работником сохраняется заработная плата в соответствии с законодательством.

(6). В случае причинения вреда здоровью или частичной утраты трудоспособности из-за работы во вредных и опасных условиях труда, администрация обязана возместить работнику ущерб, причиненный здоровью, в соответствии с Законом.

(7). При обнаружении у работника соматического заболевания или признаков профессионального заболевания, связанного с условиями труда, администрация на основании медицинского заключения обязана перевести его на другую, более легкую работу.

(8). Трудовой договор, снижающий права работника в области охраны труда по сравнению с законодательными и нормативными актами, подлежит расторжению по инициативе работника, а также приведению в соответствие с законодательными и нормативными актами по требованию органов государственного надзора и контроля.

Статья 11. Особенности регулирования отношений в области охраны для отдельных категорий работников


(1). Запрещается применение труда женщин на работах с особо опасными и особо вредными условиями труда, а также на работах, связанных с подъемом и перемещением тяжестей вручную сверх установленных норм. Перечень вышеуказанных работ и нормы переноски тяжестей утверждаются в порядке, установленном правительством Республики Саха (Якутия).

(2). Запрещается применение труда лиц моложе восемнадцати лет, а также инвалидов на тяжелых работах и на работах с вредными и опасными условиями труда.

(3). Беременные женщины в соответствии с медицинским заключением переводятся на другую, более легкую работу, исключающую воздействие опасных и вредных производственных факторов. Применение труда беременных женщин на работе, связанной с подъемом и перемещением тяжестей вручную, запрещается.

Статья 12. Государственное социальное страхование работников предприятий от несчастных случаев и профессиональных заболеваний


Работники предприятий подлежат обязательному государственному страхованию предприятием от несчастных случаев и профессиональных заболеваний на производстве в порядке и на условиях, определяемых законодательством Республики Саха (Якутия).

В качестве страховщика выступает государство.

Статья 13. Права работника в области охраны труда


Работник имеет право:

а) на рабочее место, свободное (защищенное) от воздействия опасных и вредных производственных факторов, вызывающих травму, ухудшение состояния здоровья, заболевание или снижение работоспособности;

б) на информацию о состоянии условий труда, о предпринимаемых работодателем мерах защиты от опасных и вредных производственных факторов и его ответственности за отступление от требований и норм законодательства по охране труда;

в) на информацию о состоянии его здоровья по результатам предварительного при поступлении на работу и последующих периодических медицинских осмотров;

г) на ознакомление и (или) предоставление ему возможности принимать участие в рассмотрении вопросов по условиям труда на его рабочем месте на всех уровнях управления, самоуправления, инспектирования и расследования несчастных случаев и аварий на производстве;

д) на обеспечение средствами коллективной и индивидуальной защиты за счет работодателя;

е) на проведение инспектирования условий труда на его рабочем месте соответствующими службами государственного или общественного надзора и контроля;

ж) на отказ от выполнения работ в условиях реальной опасности для его жизни и здоровья;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»